Новогодние маски
занимательные факты по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Суркова Светлана Николаевна

Мастер класса для педагов и родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx41.58 КБ

Предварительный просмотр:

Едва наденете вы маску,

Как попадёте сразу в сказку.

Встаёт с Венецией из вод

Перед глазами хоровод

Причудливых средневековых масок

Предела нет палитре красок…

                                       С.В.Кирсанов

    Мой мастер класс называется «Карнавальные маски»

  В связи с этим, может возникнуть вопрос - а нужно ли рассказывать детям о происхождении масок, о традиционном венецианском карнавале и роли масок в нём. Я считаю, что можно и нужно. Ведь мы хотим вырастить всесторонне развитых личностей с широким кругозором. И главную основу для этого мы, педагоги, вместе с родителями, закладываем в детстве. Какого объёма давать материал, это решает каждый педагог самостоятельно, в зависимости от уровня развития воспитанников и широтой интересов. Но в том, что это вызовет интерес, я не сомневаюсь ни на минуту. И поэтому я предлагаю окунуться вместе со мной в историю маски.

Что такое маска? Как вы считаете, для чего нужна маска?

Маска - это второе лицо, которое делает нас загадочными и помогает превратиться в кого-то или во что-то.

Маска - это специальная накладка, скрывающая лицо (иногда с изображением человеческого лица, звериной морды) с вырезами для глаз. Их делали из золота и серебра, украшали драгоценными камнями, выдалбливали из дерева, вырезали на них орнаменты и узоры. Выполняли на масках различные украшения. На протяжении всего существования люди делали маски. В глубокой древности маски (от латинского слова mascus) были принадлежностью обрядов, связанных с трудовыми процессами, ритуалом погребения, из которых возникли сначала культовые представления, затем - традиционные народные зрелища. Театр стран Востока до сих пор широко пользуется масками, хотя часто заменяет их маскообразным гримом (грим - маска).

АНТИЧНЫЙ ТЕАТР

В Европе трагическая и комическая маски применялись еще в античном театре. У древних греков и римлян маски служили наиболее удобным способом для передачи характера ролей. Маски преследовали двоякую цель: заменяли мимическую игру и усиливали звук голоса, что было чрезвычайно важно при представлениях на обширных амфитеатрах, под открытым небом, перед лицом многотысячной толпы.

Маска надевалась вместе с париком через голову, имела отверстия для глаз и рта; последнее было снабжено металлическим резонатором, усиливающим голос.

ВОСТОЧНЫЙ ТЕАТР

Своеобразие Восточного театра определяется характером мифологии, религии и философии стран Востока, где до сих пор широко используют маски.

Китайский театр оказал влияние на развитие традиционного театрального искусства других стран Востока.

Развитие театрального искусства в Корее связано с искусством сказителей, танцевальными представлениями в масках и народным кукольным театром, главным героем которого был корейский Петрушка - Пак Чхом Чжи.

Один из видов традиционного индонезийского театра - театр масок - это разновидность пантомимы. Содержание пьесы излагает ведущий речитативом или в песенной форме, а актеры держат перед лицами маски. Нередко маска заменяется гримом.

СРЕДНЕВЕКОВЫЙ ТЕАТР

В средневековой Европе маска была принадлежностью бродячих артистов гистрионов, в XII-XIII в. в. проникла в церковную драму, применялась и в мистериях.

В XVI в. в Италии возникла комедия дель арте или комедия масок. В основе представления комедии дель арте была не пьеса, а краткий сценарий, текст же и отдельные ситуации артисты импровизировали прямо на глазах у зрителей. Маска в комедии это и собственно маска, закрывавшая лицо актера, и социальный типаж, с неизменным физическим обликом и чертами характера. Актер, выступивший удачно в какой-то маске, затем постоянно появлялся с ней на сцене; так возникло понятие "амплуа". Публика с радостью узнавала глупого и жадного купца Панталоне, хвастуна и труса Капитана, лжеученого Доктора. Душой представления были слуги: весельчак Бригелла, ребячливый Арлекин, разбитная Серветта; между ними разыгрывались уморительно смешные интермедии с трюками, плясками и веселыми песенками.

Все мы прекрасно знаем о Венецианском карнавале. Корни этого блестящего, феерического, таинственного, с мистическим налётом, события уходят в глубокую древность, к временам Древнего Рима, к ежегодным Сатурналиям – празднику, который посвящался богу Сатурну, покровителю земледелия. В этот период все сословия становились равными в правах, снимались всяческие запреты и рабы развлекались на равных со своими господами. А для того, чтобы никто не смущался и чувствовал себя свободно, лица полностью закрывались масками. И никто не имел права требовать её снять. Таким образом сохранялось инкогнито носителя маски. В то время маски были безлики и у всех одинаковы.

Позже, с приходом христианства, это празднование утеряло свой смысл, уже никто не тревожил римский пантеон богов, а людям просто хотелось свободно развлекаться, когда дозволялось практически всё и всё оправдывалось. Обязательные атрибуты праздника сохранились – маска и карнавальный костюм. Сместилась и дата празднования. Современный карнавал стал проводиться ближе к Великом посту, в конце зимы, тогда как в Риме его проводили в декабре, после сбора урожая. В 1296 году венецианцы официально узаконили карнавал. Само слово КАРНАВАЛ в переводе означает – прощание с мясом. Но это каноническая церковная версия. Простые же люди считали иначе: carrus navelis — «потешная колесница, корабль праздничных процессий» и любили приурочить к Festa della Marie — старинному празднику, посвященному спасению девушек, похищенных истрийскими пиратами.

Постепенно карнавал распространился по всей земле. А маски и карнавальные костюмы остались их непременным атрибутом. Они тщательно хранили секреты своих хозяев и были под защитой Республики. Венецианские маски отличаются особой изысканностью и мастерством исполнения. Их изготавливали специальные мастера - «maschereri». И имели эти мастера особый статус.

Классической маской карнавала считается маска Баута.

Это вымышленное чудовище, изображение которого любили все, и патриции, и простолюдины и за сказочность, и за удобство: в ней можно было лакомиться излюбленными деликатесами, не обнажая лица. Другой маской была Маретта (немая служанка,

Венецианская дама.

Маска Кота тоже была особенно любима, потому что в Венеции котов было мало и все испытывали к ним особый интерес. За кота-мышелова давали столько золота, сколько весил он сам)

Доктор Чума маска, имеющее реальное происхождение – их носили во время эпидемии. Это самая страшная маска, наводящая ужас на всех. Придумал её французский врач для защиты от инфекции. В длинный изогнутый нос маски, похожий на клюв, закладывали травы и дезинфицирующие соли для предохранения от заразы).

И Вольто, маска обычного гражданина.

Есть ещё одна маска – Джокер (шут, дурак, Баффон, Нарр и др., которая балансирует на грани карнавала и комедии дель-арте (уличные комедии). Это маска обманщика, весёлого авантюриста. Он имеет отдалённое сходство с Панчем и Пульчинеллой, с Полишинелем и Петрушкой. Он высмеивал, и иногда очень остро, недостатки быта и привилегии господ, но ему обычно всё сходило с рук! Его обязательным атрибутом был поддельный скипетр, называемый баубле или маротта. Помните, я рассказывала о куклах-маротках? Это они!

И ещё есть одно неукоснительное правило: надев маску и костюм, вы принимаете главный негласный закон карнавала – запрещается изъясняться на каком-либо языке! Язык маски – только жесты!

Современная маска

В наше время зрители встречаются с масками в детском театре, в театре кукол, цирке, пантомиме, мультипликации. В театре утверждается амплуа - специализация актёра на определённом круге ролей.

Театральное искусство как и в прежние времена - прежде всего искусство игры, лицедейства, осуществляемого при помощи и фантазии и веры в то, что играешь. Прошли времена, сейчас актер не одевает масок на сцене, но так или иначе, его внешность, его сценический облик (костюм, прическа, грим), как и в древние времена, определяют художники.

Переходим к изготовлению маски(использование масок в детском саду)

Надеюсь, вы не скучали и уже появились идеи, как познакомить с традиционными карнавальными масками своих воспитанников. Не забывайте и о музыке, которой можно сопровождать такую деятельность. К примеру, Камиль Сен-Санс "Карнавал животных" или "Вальс" А. Хачатуряна из драмы М. Ю. Лермонтова "Маскарад".

Интересных вам идей и успеха!

 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад № 68»

        Энгельсского муниципального района Саратовской области        

413121, Саратовская область, г. Энгельс, пр. Строителей, 13 А, тел.(8453)74-58-42

 

 

Мастер-класс для педагогов

«Новогодняя маска»

 

 

         

Подготовила:

Суркова Светлана Николаевна,

Воспитатель

 средней группы

 

 

2019г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Новогодняя маска"

Результаты районного конкурса "Новогодняя маска". Участники конкурса педагоги, дети и родители МБДОУ "Детский сад "Солнышко"....

Выставка "Новогодние маски" в средней группе №3 "Почемучки" 15.12.2017.

Выставка "Новогодние маски" в средней группе №3 "Почемучки" ДО 2. 15.12.2017....

Мастер - класс по изготовлению новогодней маски

Мастер-класс по изготовлению новогодней маски для родителей, стимулирует совместное творчество детей и родителей, приобщает родителей к воспитательно-образовательному процессу в детском саду и дома....

Мастер-класс по изготовлению новогодней маски с детьми и родителями в подготовительной группе

Цель: Познакомить детей с театральными масками, со значением театрализации. Создать у детей и родителей позитивное и праздничное настроение от совместного творчества и разыгрывания сказки "Три по...

Мастер - класс "Новогодняя маска "заяц"

Мастер - класс с привлечением родителей для изготовления маски зайца на 2 младшей группе....

Совместный творческий проект "Новогодняя маска"

Творческий проект с детьми старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия педагогического мероприятия по театрализованной деятельности «Новогодняя маска»

Совершенствовать грамматический строй речи, развивать связную речь.Развивать воображение, чувство композиции и познавательные способности детей.Совершенствовать умение работы с бумагой  (резать, ...