«Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности»
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Забавчук Любовь Николаевна

     Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, преобразует представления памяти, тем самым обеспечивая создание заведомо нового.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальная Казённое Дошкольное Образовательное учереждение города Новосибирска ‘’Детский сад №447 комбинированного вида

Сеицветик’’

«Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности»

                                                            F:\Портфолио 2\Поролоновая сказка\P1010029.JPG                                                                                                             

                                                                                                                                                    

                                                                                       

                                                                              Подготовила Забавчук Л.Н воспитатель,

                                                                             первая квалификационная категория

                                                           

                                             2019


       

Выступление

 на городском семинаре-практикуме

«Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности»

воспитателя МКДОУ города Новосибирска «Детский сад №447 комбинированного вида «Семицветик»

Забавчук Любови Николаевны

по теме «Развитие творческого воображения и ручной умелости у дошкольников

в рамках деятельности кружка «Поролоновая сказка»                                                              

       

  Одной из задач ФГОС ДО  является создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями                            и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

  Известно, что современные дети активно осваивают виртуальный мир. В то же время у них наблюдается снижение интереса к окружающему, в детском сознании стираются грани между добром и злом, красивым и безобразным. Несомненно, основы развивающейся личности закладываются в детстве, и существует опасность, что общество в будущем может получить бездуховное поколение.

  Учитывая такую тенденцию, одной из своих педагогических целей определила воспитание личности, обладающей творческим воображением, способной видеть красоту окружающего мира, рассуждать, делать выводы, строить замыслы конструкций, формирование  личности,  подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

     Воображение является основой всякой творческой деятельности. Оно помогает человеку освободиться от инерции мышления, преобразует представления памяти, тем самым обеспечивая создание заведомо нового. Развитие творчества в значительной степени определяется уровнем детского воображения, которое формируется уже                     в дошкольный период. Это важнейшее новообразование дошкольного детства,                        с которым связывают зарождение личности. Чтобы создать достаточно прочные основы для творческой деятельности ребёнка необходимо расширять его опыт, так как творчество и воображение находятся в прямой зависимости от богатства                                   и разнообразия прежнего опыта.  

     Моя многолетняя практика позволяет мне утверждать, что ребёнку важен тот результат его деятельности, который вызывает радость и удивление. Уникальные возможности для развития творческих способностей и воображения детей заложены, на мой взгляд, в художественном труде в процессе совместной деятельности воспитателя с дошкольниками.

   Учитывая это, на протяжении ряда лет веду кружок «Поролоновая сказка».

   Целью деятельности кружка является развитие  ручной умелости, творческих способностей, фантазии и воображения дошкольников.

   Для достижения поставленной цели решаю ряд важных задач:

  • развивать сенсорное восприятие детей;
  • развивать зрительно-двигательную координацию и глазомер;                                                                      
  • развивать мелкую моторику и ручную умелость;                                          
  •  развивать воображение детей;
  • развивать волевые качества и эмоциональную отзывчивость;
  • развивать художественные способности и эстетический вкус детей;
  • формировать умение использовать знания, полученные в разных видах изобразительной деятельности;
  • формировать самостоятельность, уверенность в себе, способность оценивать результаты своей деятельности;
  • развивать у детей коммуникативные навыки и навыки социализации.

   Занятия кружка провожу во второй половине дня 1 раз в 2 недели по определённому плану. Материалом для всех творческих работ избрала поролон. Считаю, что этот материал позволяет обогащать тактильные ощущения детей, использовать в работе

с ним различные приёмы: вырезывание, перетягивание, стрижка, окрашивание. Немаловажен и тот факт, что этот материал безопасен, он не содержит веществ, вызывающих аллергию, не выделяет пыль, не плесневеет. Кроме того, детям нравится работать с ним, потому что из него легко вырезать необходимые детали, моделировать любую форму, он приятен на ощупь, легок. А главное, в творческой деятельности                   с применение поролона дети неизменно чувствуют себя успешными.

   К сожалению, обнаружила, что в дошкольной педагогике не освещена методика работы с этим материалом. Поэтому я разработала собственную систему занятий                    по изготовлению игрушек из поролона. Система включает 4 этапа,  два из которых -  подготовительные.  Они  реализуются с детьми 3-5 лет.

       

        Данный текст на экране, выступающий его не дублирует

I Этап. II младшая группа (3-4 года)

Задачи:

1. Формировать зрительно-осязательные способы обследования поролона.

2. Формировать сенсорные эталоны цвета, формы, величины.

3. Формировать положительную мотивацию трудовой деятельности.

Содержание деятельности:

  • знакомство с поролоном (ощупывание, сминание, растягивание, бросание);
  • окрашивание поролона гуашью разных цветов;
  • наложение готовых поролоновых форм на контурные изображения;
  • аппликация с готовых поролоновых форм по образцу.

 II  Этап. Средняя группа (4-5 лет)

Задачи:

1. Учить самостоятельно, стричь поролон.

2. Закреплять сенсорные эталоны цвета, формы и величины.

3.Учить составлять несложные композиции из самостоятельно изготовленных деталей по образцу.

4. Формировать элементарные навыки продуктивной деятельности.

Содержание деятельности:

  • знакомство с безопасным обращение с ножницами;
  • вырезание по контуру геометрических фигур с использованием шаблонов;
  • окрашивание деталей будущего изделия в заданный цвет;
  • составление композиций из самостоятельно подготовленных поролоновых деталей по образцу.

   Начинаю с простых задач и несложной деятельности с поролоном в рамках совместной деятельности.

    С детьми 5-7 лет, уже на занятиях кружка, реализую более сложные задачи, опираюсь на имеющиеся у воспитанников знания и навыки работы с поролоном.

Данный текст на экране, выступающий его не дублирует

III Этап. Старшая группа (5-6 лет)

Задачи:

  1. Учить обводить силуэты на поролоне.
  2. Закреплять навыки вырезывания по контуру.
  3. Развивать силу и точность пальцевых движений.
  4. Формировать навыки плоскостного моделирования.
  5. Развивать глазомер.
  6. Учить выполнять коллективную творческую работу.
  7. Развивать коммуникативные навыки в процессе коллективной деятельности.
  8. Развивать зрительную и слуховую память.
  9. Развивать внимание, произвольность.

Содержание деятельности:

  • обводка силуэтов по выкройкам;
  • самостоятельное перенесение силуэта на картон и раскрашивание фона рисунка;
  • раскрашивание деталей будущего изделия в заданные цвета и приклеивание их на рисунок – фон в соответствии с замыслом;
  • изготовление подарков родителям.

IV Этап. Подготовительная к школе группа (6-7 лет)

Задачи: 

  1. Упражнять в анализе образца.
  2. Формировать навыки объемного моделирования.
  3. Закреплять все операции формообразования.
  4. Развивать зрительно-двигательную координацию.
  5. Закреплять правила безопасной работы с клеем, ножницами, булавками.
  6. Формировать способность оценивать результаты своего труда и труда сверстников.
  7. Закреплять навыки самостоятельной продуктивной деятельности.
  8. Развивать пространственные представления.
  9. Развивать глазомер.
  10. Развивать концентрацию внимания, расширять его объем.
  11. Совершенствовать зрительную и слуховую память.
  12. Развивать творческое воображение.

Содержание деятельности:

  • изготовление работ с использованием разных операций формообразования: перетягивания, вырезывания, подрезания, отрезания, стрижки;
  • декорирование с помощью проколов, склеивания, дополнительных деталей;
  • изготовление объемных игрушек для подарков, настольного театра;
  • упражнение в анализе образца и планировании продуктивной деятельности;
  • выполнение творческих работ по технологическим картам;
  • выполнение творческих работ по словесной инструкции, включающей пространственную ориентировку;
  • выполнение творческих работ по замыслу;
  • обучение объективному оцениванию собственной творческой работы и результатов деятельности сверстников.

   Процесс художественного труда сопровождаю обогащением представлений детей об окружающем мире, использую загадки, стихи, сказки, рассказы. Практикую                             и музыкальное сопровождение творческой деятельности, что способствует созданию детьми выразительных художественных образов, развитию эмоциональной отзывчивости к окружающему миру.

   Предлагаю вашему вниманию алгоритм изготовления детьми фигурки ежа.

  1. Кусок поролона перетягивается ниткой для выделения головы и туловища ежа.
  2. Из меньшей части вырезается ножницами форма головы ежа.
  3. Голова ежа закрашивается чёрной гуашью.
  4. Нарезаются полоски из чёрного плоскостного поролона.
  5. В полосках вырезаются «иголки».
  6. Полоски – «иголки» наклеиваются на туловище ежа.
  7. Наклеиваются глаза.

  При проведении занятий  кружка реализую принцип индивидуального подхода                        и сама являюсь активным участником совместной деятельности. В процессе работы дети раскрывают свои способности, получают удовлетворение от творчества.                           Я убеждаю их в том, что ошибки – это всего лишь шаги к достижению цели.

 Наибольший интерес у детей вызывает создание персонажей к сказкам. Цикл таких занятий даёт возможность создавать целые композиции, которые впоследствии используются для театрализации знакомых сказок, для придумывания сказочных сюжетов. Дети с радостью дарят свои поролоновые поделки родителям, сотрудникам детского сада, сверстникам и малышам.

  Многолетняя успешная деятельность кружка стала возможной благодаря тесному взаимодействию с родителями воспитанников. На первом родительском собрании рассказываю им о том, чем мы будем заниматься с детьми в рамках деятельности кружка, какие качества и навыки разовьются у их детей в процессе продуктивной творческой деятельности, демонстрирую работы своих бывших воспитанников.                   У большинства родителей появляется интерес к таким занятиям с детьми и желание всячески им содействовать. Они проносят поролон, интересный бросовый материал, необходимый для творчества детей. А некоторые родители сами начинают заниматься творчеством с использованием поролона. Так у нас в группе появился театр                            на перчатках. Дети с благодарностью принимают такие подарки, с восторгом играют             с забавными персонажами и изъявляют желание научиться делать и такие игрушки. Стало традицией на итоговом групповом родительском собрании радовать мам и пап спектаклями с использованием поролоновых персонажей.

    Я отмечаю, что благодаря занятиям в кружке, дети становятся более общительными, эмоционально отзывчивыми, трудолюбивыми и старательными. У них совершенствуются навыки работы в коллективе и навыки социализации.

   Работы, выполненные моими воспитанниками на занятиях кружка, неоднократно выставлялись в детском саду и районной библиотеке имени В.М. Шукшина.

   Опыт деятельности кружка «поролоновая сказка» представляла на Всероссийский творческий конкурс «Лучший мастер класс». Он отмечен дипломом победителя.                        В составе творческой группы педагогов разработала проект «Сказки всегда с нами», в практической части которого мои воспитанники имели возможность использовать навыки продуктивной творческой деятельности, приобретённые на занятиях кружка. Проект занял первое место на  Всероссийском конкурсе «Воспитателю.ру».

   Надеюсь, что положительные эмоции, которые получают дети, занимаясь в кружке, обеспечивают не только развитие ручной умелости и воображения, но и их психическое и эмоциональное благополучие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности

Данная статья раскрывает современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников....

«Формирование художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности»

Презентация о значении продуктивных видов деятельности в формировании художественной творческих способностей детей...

Выступление на районной методической конференции из опыта работы по теме: методической конференции по теме: «Современные подходы к формированию художественно - творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности»

Уважаемые коллеги, сегодня мы с вами обсудим современные подходы к формированию художественно-творческих способностей  дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности.Сегодня много ...

"Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности"

Сегодня много говориться о творческом развитии личности как о требовании времени. Само слово «творчество», по данным контент-анализа, сейчас входит в десятку наиболее употребительных слов ...

Семинар-практикум «Современные подходы к формированию художественно творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности».

Цель: активизация творческого потенциала педагогов, расширение знаний о методах и приемах работы с детьми по развитию творческих способностей воспитанников.Задачи: повышение компетентности педагогов в...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для воспитателей «Современные подходы к формированию художественно-творческих способностей дошкольников в условиях продуктивных видов деятельности»

Цель: активизация творческого потенциала педагогов, расширение знаний о методах и приемах работы с детьми по развитию творческих способностей воспитанников.Задачи: повышение компетентности педагогов в...