Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «Леготека», 2020 г.
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Сур Марина Владимировна

Создание благоприятных условий для развития у дошкольников конструкторских способностей на основе лего– конструирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_legoteka_dlya_nsportal.docx121.79 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад № 6 – центр развития ребенка»

 

                                                          

Дополнительная общеразвивающая программа

технической направленности

«Леготека»

(стартовый уровень)

Возраст обучающихся 5- 7 лет

Срок реализации 2 года

Автор-составитель:

Сур Марина Владимировна,

воспитатель первой квалификационной категории

г. Сергиев Посад, 2020 г.

1. Пояснительная записка  

1.1 Направленность                                                                                                                                

Дополнительная общеразвивающая программа кружка «Леготека» относится к технической направленности, стартовый уровень.

Программа предназначена для детей дошкольного возраста 5 - 7 лет

1.2 Актуальность

Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом.

Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию. Одной из разновидностей конструктивной деятельности в детском саду является создание моделей из LEGO-конструкторов, которые обеспечивают сложность и многогранность воплощаемой идеи. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения.

LEGO–конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности. Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно-деятельный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребёнка. Дошкольное образование предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми. В этом смысле конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры. Визуализация конструкций – это пространственная система познаний окружающего мира.  В первую очередь данный вид конструирования направлен на развитие следующих процессов:

-психическое развитие (формирование пространственного мышления, творческого воображения, долгосрочной памяти);

-физиологическое развитие (развитие мускулатуры рук и костной системы, мелкой моторики движений, координации рук и глаз);

-развитие речи (активизация активного и пассивного словаря, выстраивания монологической и диалогической речи).

Игра ребёнка с LEGO деталями, близка к конструктивно-технической деятельности взрослых. Продукт детской деятельности еще не имеет общественного значения, ребёнок не вносит ничего нового ни в материальные, ни в культурные ценности общества. Но правильное руководство детской деятельностью со стороны взрослых оказывает самое благотворное влияние на развитие конструкторских способностей у детей.

Рабочая программа «ЛЕГО – город» разработана и реализует интеграцию образовательных областей. Программа рассчитана на 2 года обучения с детьми 5-7 лет. Работа по LEGO-конструированию проводится в рамках дополнительного образования.

Данная программа актуальна тем, что раскрывает для старшего дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей. LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. Использование LEGO-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающим интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельного подхода в обучении. Более того, актуальность  программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO- конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «Леготека» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов. Программа нацелена на создание условий для самовыражения личности ребёнка. Каждый ребёнок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребёнка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает ребёнку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление. В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. Целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. На занятиях сформирована структура деятельности, создающая условия для развития конструкторских способностей воспитанников, предусматривающая их дифференциацию по степени одарённости. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Цель и задачи

1.3 Цель:  Формирование у дошкольников творческо-конструктивных способностей и познавательной активности посредством образовательных конструкторов LEGO;  развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную творческую предметную деятельность.

1.4 Задачи: 

- Развивать у дошкольников интерес к конструированию, моделированию и техническому творчеству;

- Развивать у детей сенсорные способности, память, внимание, мелкую моторику;

- Сформировать умение работать совместно с другими детьми и педагогом;

- Знакомить с основными деталями, элементами, механизмами, способами их скрепления в конструкторах LEGO;

- Учить детей работать по плану, по образцу, по картам-схемам и соотносить с ними результаты собственных действий, самостоятельно определять этапы будущей постройки;

- Развивать способность экпериментирования с деталями конструкторов, создавая собственные конструкции и модели;

- Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать взаимосвязь между их строением и назначением;

- Формировать предпосылки учебной деятельности, желание и умение трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, планировать свою работу и доводить дело до конца;

- Развивать познавательную активность, воображение, фантазию, самостоятельность и творческую инициативу;

- Развивать эстетическое отношение к продуктам своей деятельности и деятельности других детей, к произведениям архитектуры и дизайна;

- Формировать умение управлять готовыми моделями и роботами с помощью простейших комплексных программ (без навыков компьютерного программирования) или с использованием специальных карт;

1.5 Принципы образовательного содержания программы

На занятиях сформирована структура деятельности, создающая условия для развития конструкторских способностей воспитанников, предусматривающая их дифференциацию по степени одарённости. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учёт его возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

1.6  Отличительные особенности

дополнительной общеразвивающей программы кружка технической направленности «Леготека» (стартовый уровень) заключаются в том, что позволяют дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO-конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в кружке «Леготека» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

Программа нацелена на создание условий для самовыражения личности ребёнка. Каждый ребёнок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребёнка возможности творить самому. LEGO-конструктор открывает ребёнку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление, в ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.

Детское творчество, которое развивается в направлении технической направленности, является одним из важных составляющих формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности. Можно различить три   основных вида конструирования:

- по образцу

- по условиям

- по замыслу

Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить

(например, изображение или схема). При конструировании по условиям — образца нет,

задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).

Конструирование по замыслу. Обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма – не средства обучения детей созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее.

Отличительная особенность LEGO- конструирования заключается в том, что ребенок сам, без каких- либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит  его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности.

1.7 Педагогическая целесообразность

Педагогическая целесообразность программы обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого.

Программа направлена на то, чтобы через труд приобщить детей к творчеству. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Также обучающиеся получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем.

Дополнительная общеразвивающая программа кружка технической направленности «Леготека» (стартовый уровень) составлена с учётом

1.8 Интеграции образовательных областей

Образовательная область

Решаемые задачи

Познавательное развитие

Техническое конструирование – воплощение замысла из деталей LEGO-конструктора.

Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

Речевое развитие

Работа с педагогом над развитием фонетического слуха, звуковой и интонационной культурой речи словообразованием, формированием звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое

развитие

Творческое конструирование – создание замысла из деталей LEGO-конструктора. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей - конструктивно-модельной.

Физическое развитие

Координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.

1.9 Адресат программы кружка технической направленности «Леготека» (стартовый уровень): 

Программа ориентирована на детей дошкольного возраста, посещающих дошкольное учреждение 5-7 лет с учетом возрастных, физиологических, психологических особенностей развития.

1.10 Формы и объём реализации образовательной деятельности:

Тематика дополнительного образования кружка «Леготека» рассчитана на 2 года обучения, в период с сентября по май.

Программа технического направления кружка «Леготека» (стартовый уровень) рассчитана на 64 часа и предполагает проведение 1 занятия в неделю, которое состоит из теоретической и практической части, 32 занятия в учебный год. Длительность занятий  для детей 5-6 лет -25 минут (2 группы по 10 человек в каждой), для детей 6-7 лет - 30 минут (2 группы по 10 человек в каждой).

Форма обучения дошкольников – очная

1.11 Методы текущего контроля: наблюдение за работой обучающихся, устный фронтальный опрос, беседа, самостоятельная работа.

1.12. Форма отслеживания и фиксации образовательных результатов – аналитический материал педагога по итогам проведения мониторинга, фото, видеозаписи, грамоты, перечень готовых работ, дневник наблюдений.

1.13. Форма представления результатов

- Открытые просмотры детской деятельности

- Фестивали

- Конкурсы

- Праздники

- Организация тематических выставок детских работ

- Творческая работа

1.14. Ожидаемые конечные результаты

Планируемые результаты сформированы на основе целевых ориентиров согласно ч. IV Стандарта дошкольного образования.

- Повышение статуса ДОУ  как современного инновационного учреждения дополнительного образования детей.

- Развитие системы дополнительного образования через реализацию образовательных услуг, ежегодное расширение диапазона образовательных услуг в соответствии с запросами воспитанников и их родителей.

- Создание комфортной среды и здоровьесберегающего пространства в образовательном учреждении.

Целевые ориентиры.  Воспитанник освоивший программу кружка технической направленности «Леготека» (стартовый уровень) в нашем понимании – это личность, обладающая техническими умениями и навыками: уметь анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением. Благодаря программе кружка технической направленности «Леготека»  у воспитанников сформируется  интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива; усовершенствуются коммуникативные  навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

Воспитанники будут знать:

- Основные детали LEGO-конструкторов (назначение, особенности);

- Простейшие основы механики (устойчивость конструкций, прочность соединения …);

- Виды конструкций – плоские, объёмные, неподвижные и подвижные соединения деталей;

- Технологическую последовательность изготовления конструкций (моделей);

Воспитанники будут уметь:

- Подбирать детали необходимые для конструирования (по форме, размеру и цвету);

- Создавать конструкцию (модель), ориентируясь на пошаговую схему её изготовления;

- Конструировать по образцу, по плану и соотносить с ними результаты собственных действий;

- Анализировать и планировать предстоящую практическую работу с помощью воспитателя (самостоятельно в старшем дошкольном возрасте);

- Самостоятельно определять количество деталей в конструкции моделей;

- Реализовывать свой творческий замысел, проявлять творческую инициативу;

- Экспериментировать с деталями создавая собственные конструкции и модели;

- Работать с воспитателями и товарищами на общий результат (проявлять навыки работы в команде);

- Управлять моделями и роботами (без навыков написания компьютерных программ);

                                                                                                             УТВЕРЖДЕНО:

 Заведующий           МБДОУ

"Детский сад № 6

– центр развития ребенка»"

_____________ /Бачинская Е.Н./

Приказ № _____

от «____» _________ 201___г.

Расписание кружка естественнонаучной направленности «Леготека»

(стартовый уровень). Срок реализации - 2 года.

Количество обучающихся - 50 чел.

Количество групп – 5

Количество учебных недель –

Количество учебных дней – 32

Возрастная группа

Группы

Время проведения

День недели

Количество занятий в месяц

Количество занятий в год

Дети 5-6 лет

Группа № 1 (10 человек)

15.05-15.30

вторник

4

32

Группа № 2 (10 человек)

15.40-16.05

вторник

4

32

Группа № 3 (10 человек)

16.15-16.40

вторник

4

32

Дети 6-7 лет

Группа № 4 (10 человек)

15.10-15.40

четверг

4

32

Группа № 5 (10 человек)

15.50-16.20

четверг

4

32

Всего занятий

20

160

2. Содержательный раздел

Содержание современного дополнительного образования детей расширяет возможности личностного развития детей за счет расширения образовательного пространства ребенка исходя из его потребностей. Дополнительное образование является и средством мотивации развития личности к познанию и творчеству в процессе широкого разнообразия видов деятельности в различных образовательных областях. Кроме того, дополнительное образование способствует своевременному самоопределению ребенка, повышению его конкурентоспособности в жизни, созданию условий для формирования каждым ребенком собственных представлений о самом себе и окружающем мире. ЛЕГО конструирование - это не просто занимательная игра, это работа ума и рук. Любимые детские занятия «рисовать» и «конструировать» выстраиваются под руководством воспитателя в определенную систему упражнений, которые в соответствии с возрастом носят, с одной стороны, игровой характер, с другой – обучающий и развивающий. Создание из отдельных элементов чего-то целого: домов, машин, мостов и, в конце концов, огромного города, заселив его жителями, является веселым и вместе с тем познавательным увлечением для детей. Совместная деятельность педагога и детей по ЛЕГО конструированию направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и

сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Работа с ЛЕГО деталями учит ребенка созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку из ЛЕГО–конструктора, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца.

2.1 Модель педагогического процесса

Педагогический  процесс предполагает, что дети старшего дошкольного возраста познают в ходе активного исследования окружающего предметного мира, взаимодействия с взрослыми, другими детьми и материалами. Доминирующую роль в педагогическом процессе занимает общение, игра, экспериментально-поисковая деятельность, труд, сотрудничество с взрослыми и сверстниками.

В процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики (ручной ловкости), творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ребята учатся работать предложенными инструкциями, схемами, делать постройку по замыслу, заданным условиям, образцу.  Работу с детьми следует начинать с самых простых построек, учить правильно, соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно соотнеся ее с конкретным образцом постройки. При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему постройки находят в постройке основные части, называют и показывают детали, из которых эти части предмета построены, потом определяют порядок строительных действий. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает своё отношение к проделанной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении конструкции. После выполнения каждого отдельного этапа работы целесообразно проверить вместе с детьми правильность соединения деталей, сравнить        с образцом либо схемой.

В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия, предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.

2.2 Учебно-тематический план кружка технической направленности «Леготека» (стартовый уровень)

1-й год обучения

п/п

Название раздела

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Введение

2

1,5

0,5

1.1

«Что такое конструктор?»

1

0,75

0,25

Дидактическая задача

1.2

Знакомство с элементами LEGO-конструктора

1

0,75

0,25

Беседа

2.

Путешествие по LEGO-стране

16

6

10

2.1

Строительство

3

1,25

1,75

«Исследователи кирпичиков»

1

0,75

0,25

Практическая деятельность

«Красивый мост»

1

0,25

0,75

Практическая деятельность

«Небоскребы (многоэтажные дома)»

1

0,25

0,75

Практическая деятельность

2.2

Животный мир LEGO

3

1

2

«Животные»

1

0,25

0,75

Практическая деятельность

«Птицы»

1

0,5

0,5

Практическая деятельность

«Строим зоопарк»

1

0,25

0,75

Игра

2.3

В гостях у Зимы

3

1

2

«Послушай

и сделай»

1

0,25

0,75

Практическая деятельность

«Снежинка»

1

0,25

0,75

Практическая деятельность

«Новогодняя елочка»

1

0,5

0,5

Выставка

творческих работ

2.4

Транспорт

3

1

2

«Автомобиль»

1

0,25

0,75

Практическая деятельность

«Самолет»

1

0,25

0,75

Игра

«Корабли»

1

0,5

0,5

Игра

2.5

Дом, в котором я живу

4

1,75

2,25

«Наш дом (мебель для комнаты)»

1

0,25

0,75

Игра

«Дети»

1

0,5

0,5

Практическая деятельность

«Детская площадка»

1

0,5

0,5

Игра

«Горка для ребят»

1

0,5

0,5

Игра

2.6

Моя дружная семья

3

1,25

1,75

«Подарок для папы»

1

0,5

0,5

Выставка творческих работ

«Наш двор»

1

0,25

0,75

Практическая деятельность

«Для милой мамочки»

1

0,5

0,5

Выставка творческих работ

2.7

Космос

2

0,5

1,5

«Космический корабль»

1

0,25

0,75

Практическая деятельность

«Космическая станция»

1

0,25

0,75

Выставка творческих работ

2.8

Домашние животные

3

1,5

1,5

Мои домашние животные

1

0,5

0,5

Игра

Робот - собака

1

0,5

0,5

Игра

«Домик для кошки»

1

0,5

0,5

Практическая деятельность

2.9

Город

3

1,5

1,5

Конструирование по замыслу

1

0,5

0,5

Выставка творческих работ

«Городской пейзаж

1

0,5

0,5

Практическая деятельность

«Городской транспорт»

1

0,5

0,5

Практическая деятельность

3

Архитекторы

3

1,5

1,5

«Красивые заборы и ворота»

1

0,5

0,5

Практическая деятельность

«Пирамиды»

1

0,5

0,5

Практическая деятельность

«Город будущего»

1

0,5

0,5

Выставка творческих работ

Итого

32

2-й год обучения

п/п

Название раздела

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

Введение «Изучение элементов LEGO-конструктора»

1

0,5

0,5

Вводная беседа

3.1

Мир фантазий

3

1,25

1,75

«Подводный мир»

1

0,25

0,75

Практическая деятельность

«В гостях  у сказки»

1

0,5

0,5

Игра

«В волшебной стране»

1

0,5

0,5

Игра

3.2

«Конструкторское бюро»

3

1,5

1,5

«Автомобильный мост»

1

0,5

0,5

Практическая деятельность

«Беседка»

1

0,5

0,5

Практическая деятельность

«Конструируем мебель для гостиной»

1

0,5

0,5

Практическая деятельность

3.3

«Игрушки»

3

1,25

1.75

«Веселая  игрушка»

1

0,5

0,5

Выставка творческих работ

«Железнодорожный вокзал»

1

0,5

0,5

Практическая деятельность

«Веселый человечек»

1

0,25

0,75

Игра

3.4

Мой дом

3

1,5

1,5

«Гараж»

1

0,5

0,5

Практическая деятельность

«Дом с парковкой»

1

0,5

0,5

Практическая деятельность

«Новогодний домик»

1

0,5

0,5

Выставка творческих работ

3.5

«Научный прогресс»

3

1,5

1,5

«Роботы»

1

0,5

0,5

Игра

«Моделирование по образцу»

1

0,5

0,5

Практическая деятельность

«В стране конструирования»

1

0,5

0,5

Выставка творческих работ

3.6

«Зимнее настроение»

3

1,5

1,5

«Подарок»

1

0,5

0,5

Игра

«Зимняя избушка»

1

0,5

0,5

Выставка

творческих работ

«Постройка по замыслу»

1

0,5

0,5

Выставка творческих работ

3.7

Космическая система

2

1

1

«Космодром»

1

0,5

0,5

Игра

«Ракета»

1

0,5

0,5

Выставка творческих работ

3.8

Детский сад

2

0,75

1,25

«Детская площадка»

1

0,5

0,5

Игра

«Мой любимый детский сад»

1

0,25

0,75

Практическая деятельность

3.9

LEGO-страна

3

1

2

«Путешествие в страну LEGO»

1

0,5

0,5

Выставка творческих работ

«Храм»

1

0,25

0,75

Практическая деятельность

«Автомастерская»

1

0,25

0,75

Игра

4.

Городские объекты

3

1

2

«Цирк»

1

0,5

0,5

Игра

«Зоопарк»

1

0,25

0,75

Выставка творческих работ

«Станция метро»

1

0,25

0,75

Практическая деятельность

4.1

Техника

3

1,5

1,5

«Подъемный кран»

1

0,5

0,5

Игра

«Грузовик с прицепом»

1

0,5

0,5

Практическая деятельность

«Вертолет»

1

0,5

0,5

Практическая деятельность

2.3 Содержание учебной программы кружка технической направленности «Леготека» (стартовый уровень):

1-й год обучения

Раздел 1 Введение

Тема: «Что такое конструктор?»

Теория: Знакомство с понятием «конструктор»

Практика: Познавательная экскурсия в сенсорный центр детского сада.

Тема: «Знакомство с элементами LEGO-конструктора»

Теория: Знакомство детей с конструктором LEGO (Лего-Дупло), с  

названиями деталей, с цветом LEGO – элементов.

Практика: Игровая деятельность детей, в процессе игры называются детали конструктора, предположения, где их можно применить. Д/и «Найди такую же деталь, как на картинке».

Раздел 2 Путешествие по LEGO-стране

2.1 Строительство

Тема: «Исследователи кирпичиков»

Теория: Продолжение знакомства с конструктором LEGO, с формой LEGO-деталей, которые похожи на кирпичики, с их назначением,  названиями, и вариантами их скреплений. Показать где и для чего они используются.

Практика: Игровая деятельность детей, в процессе игры называются детали конструктора, предположения, где их можно применить. Д/игра "Найди такую же деталь, как на фотографии".

Тема: «Красивый мост»(по образцу)

Теория: Рассматривание иллюстраций с изображение различных видов мостов.

Практика: Коллективная работа детей – постройка моста.

Тема: «Небоскребы (многоэтажные дома)»

Теория: Продолжать знакомить с разными видами зданий. Учить строить многоэтажный дом. Самостоятельно изготавливать дома-небоскребы по образцу и преобразовывать по собственному воображению.

Практика: Индивидуальная работа детей.

2.2. Животный мир LEGO

Тема: «Животные»

Теория: Закреплять представления детей о диких  животных. Обучение анализу образца, выделению основных частей.

Практика: Групповая работа по образцу.

Тема: «Птицы»

Теория: Учить строить по предложенным схемам, инструкциям. Учить строить страуса и пингвина. Активизировать речевое развитие, обогащать и расширять словарный запас детей. Рассматривание тематического альбома "Птицы".

Практика: Работа по схеме. Обыгрывание постройки.

Тема: «Строим зоопарк»

Теория: Рассматривание иллюстраций с изображение различных видов зданий, вольеров для животных.

Практика: Коллективное строительство. Обыгрывание постройки.

2.3 В гостях у Зимы

Тема: «Послушай и сделай»

Теория: Обучение анализу логических закономерностей и умению делать     правильные умозаключения на основе проведенного анализа.

    Совершенствование навыков классификации. Активизация памяти и    внимания.

Практика: Конструирование, обыгрывание построек.

Тема: «Снежинка»

Теория: Ознакомление с множествами и принципами симметрии. Развитие     логического мышления и комбинаторных способностей.

Практика: Конструирование различных морозных узоров.

Тема: «Новогодняя елочка»

Теория: Обучение умению планировать работу на основе анализа особенностей образа новогодней елки. Закрепление навыков скрепления деталей. Развитие  фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора.

Практика: Индивидуальная работа детей. Организация выставки.

2.4 Транспорт

Тема: «Автомобиль»

Теория: Учить конструировать модель автомобиля из Лего–конструктора,  используя схему. Учить правильно, соединять детали, совершенствовать конструктивные навыки детей. Активизировать речевое развитие,  обогащать и расширять словарный запас детей.

Практика: Изготовление модели автомобиля по условиям (легковой, красный) совместно с показом педагога. Обыгрывание постройки.

Тема: «Самолет»

Теория: Формировать понятия: воздушный вид транспорта, закреплять знания о профессии лётчика. Учить строить самолёт по схеме, выделяя функциональные части. Развивать интерес, мелкую моторику рук. Воспитывать любознательность.

Практика: Строительство самолета из LEGO конструктора по схеме. Обыгрывание построек. Д/и «Самолет».

Тема: «Корабли»

Теория: Рассказать о водном транспорте. Учить правильно, соединять  детали, совершенствовать конструктивные навыки детей. Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук.

Практика: Конструирование из LEGO -конструктора.

2.5 Дом, в котором я живу

Тема: «Наш дом (мебель для комнаты)»

Теория: Учить анализировать образец. Развивать способность выделять в предмете их функциональные части. Рассматривание схема – иллюстрация «Мебель».

Практика:  Конструирование предметов домашнего обихода по образцу.

Тема: «Дети»

    Теория: Учить строить мальчика и девочку из LEGO- конструктора «Дупло» по образцу.  

    Учить рассказывать о постройке. Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования.

Практика: Индивидуальная работа детей с LEGO конструктором.

Тема: «Детская площадка»

Теория: Научить строить песочницу, лесенки. Учить заранее обдумывать  содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Закрепить полученные навыки. Развивать творческую инициативу и  самостоятельность

Практика: Конструирование из деталей конструктора своей и соседней площадки.

Тема: «Горка для ребят»

Теория: Продолжить знакомить с детской площадкой, развивать память и наблюдательность.

Практика: Конструирование из деталей конструктора горки для площадки.

2.6 Моя дружная семья

Тема: «Подарок для папы»

Теория: Беседа о празднике 23 февраля. Самостоятельное конструирование  подарка для папы: танк, самолет, кораблик (на выбор). Исследование и анализ полученных  построек.

Практика: Самостоятельное конструирование  подарка для папы: танк,  самолет, кораблик (на выбор). Исследование и анализ полученных   построек.

Тема: «Наш двор»

Теория: Учить создавать сюжетные композиции, закрепить навыки   построения устойчивых и симметричных моделей. Развивать фантазию и   воображение детей, воспитывать бережное отношение к труду людей.

Практика: Работа с конструктором. Обыгрывание постройки.

Тема: «Для милой мамочки»

Теория: Беседа о международном женском дне 8 марта.

Практика: Самостоятельное конструирование подарка для мамы:  объемный  цветок. Исследование и анализ полученных построек.

2.7 Космос

Тема: «Космический корабль»

Теория: Рассказать о первом космонавте нашей страны. Строительство простых ракет, самолетов из LEGO-конструктора. Продолжать учить работать со   схемой. Закрепить знания детей об окружающем мире.  Воспитывать  любознательность.

Практика: Конструирование по схеме.

Тема: «Космическая станция»

Теория: Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки.  Развивать творчество, фантазию, навыки конструирования. Воспитывать самостоятельность, чувство ответственности за результат своей  деятельности в работе команды.

Практика: Строительство объекта. Обыгрывание постройки.

2.8 Домашние животные

Тема: «Мои домашние животные»

Теория: Учить строить корову, собаку. Развивать творчество, фантазию,  навыки конструирования. Воспитывать заботливое отношение к  животным.

Практика: Индивидуальная работа детей с LEGO- конструктором Обыгрывание постройки.

Тема: «Робот – собака»

Теория:  Закрепить знания детей о домашних животных. Познакомить с игрушкой робот. Учить строить робота из LEGO– конструктора. Развивать творческую активность, мелкую моторику рук.

Практика: Конструирование и обыгрывание.

Тема: «Домик для кошки»

Теория: Обговорить план постройки.

Практика: Индивидуальная работа детей по условию.

2.9 Город

Тема: «Конструирование по замыслу»

Теория: Упражнять детей в моделировании и конструировании из LEGO- конструктора. Закрепить полученные знания и конструктивные навыки,  умение создавать замысел и реализовывать его. Развивать конструктивное  воображение, мышление, память.

Практика: Индивидуальная работа детей с LEGO- конструктором Обыгрывание постройки.

Тема: «Городской пейзаж»

Теория: Познакомить с основными понятиями городского пейзажа,  вспомнить особенности городских построек.

Практика: Конструирование с помощью  LEGO -мозаики.

Тема: «Городской транспорт»

Теория: Закрепить правила дорожного движения, познакомить с видами транспорта.

Практика: Индивидуальное моделирование транспорта (по выбору детей)

3.  Архитекторы

Тема: «Красивые заборы и ворота»

Теория: Продолжать учить выполнять простейшую конструкцию,   устанавливать опоры и класть на них перекладину. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Закреплять полученные навыки. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Практика: Индивидуальное конструирование.

Тема: «Пирамиды»

Теория: Рассматривание схемы-иллюстрации «Пирамида»

Практика: Работа с конструктором.

Тема: «Город будущего»

Теория: Обговорить план постройки

Практика: Индивидуальная работа детей по условию

2-й год обучения

Введение «Изучение элементов LEGO-конструктора»

 Теория: Знакомство детей с конструктором LEGO (Лего-Дупло), с   названиями деталей, с    

 цветом LEGO – элементов.

Практика: Игровая деятельность детей, в процессе игры называются детали конструктора, предположения, где их можно применить. Д/и «Найди такую же деталь, как на картинке».

3.1 Мир фантазий

Тема: «Подводный мир»

Теория: Рассматривание иллюстраций с изображением подводных обитателей.

Практика: Моделирование подводных обитателей с помощью мозаичного конструктора.

Тема: «В гостях у сказки»

Теория: Рассматривание иллюстраций с изображением сказочных героев. Загадки.

Практика: Индивидуальное моделирование сказочных героев (по выбору детей) из тактильно-игольчатого конструктора.

Тема: «В волшебной стране»

Теория: Просмотр мультфильма.

Практика: Индивидуальное моделирование  «волшебной страны»

3.2 Конструкторское бюро

Тема: «Автомобильный мост»

Теория: Рассматривание иллюстраций с изображение различных видов мостов.

Практика: Коллективная работа детей – постройка моста.

Тема: «Беседка»

Теория: Рассматривание иллюстраций.

Практика: Работа с конструктором.

Тема: «Конструируем мебель для гостиной»

Теория: Знакомство со схемой постройки, определение с видом и количеством деталей.

Практика: Коллективная постройка комнаты для кукол.

3.3 Игрушки

Тема: «Веселая игрушка»

Теория: Беседа «Что такое Новый год?».

Практика: Индивидуальная работа детей с LEGO конструктором. Выставка детских работ.

Тема: «Железнодорожный вокзал»

Теория: Рассмотреть различные иллюстрации с изображением железнодорожного вокзала и привокзальной площади родного города.  

Практика: Строительство комплекса.

Тема: «Веселый человечек»

Теория: Загадки о человеке (о частях тела). Рассмотреть иллюстрации с изображением людей, уточнить какие основные части тела есть у человека (голова, туловище, руки, ноги).

Практика: Индивидуальная работа детей (помощь педагога по необходимости). Использование построек в сюжетно-ролевых играх.

3.4 Мой дом

Тема: «Гараж»

Теория: Беседа «Где живут машины». Рассматривание иллюстраций, где изображены стоянки, парковки, гаражи.

Практика: Коллективная постройка гаража для машин по образцу. Обыгрывание постройки.

Тема: «совкой»

Теория: Беседа о разнообразии транспортных средств и месте их парковки.

Практика: Работа с конструктором.

Тема: «Новогодний домик»

Теория: Беседа о приближающемся празднике «Новый год» и об украшении домов в разных странах к Новому году.

Практика: Индивидуальное строительство домов.

3.5 Научный прогресс

Тема: «Роботы»

Теория: Рассматривание роботов, беседа о необходимых составных частях.

Практика: Сооружение и обыгрывание.

Тема: «Моделирование по образцу»

Теория: Беседа из опыта детей.

Практика:  Строительство по воспоминаниям.

Тема: «В стране конструирования»

Теория: Просмотр видео.

Практика: Строительство по желанию детей.

3.6 Зимнее настроение

Тема: «Подарок»

Теория: Беседа «Что вы бы подарили друзьям?».  

Практика: Индивидуальная работа детей с мозаичным конструктором.

Тема: «Зимняя избушка»

Теория: Обговорить план постройки.

Практика: Индивидуальная работа детей по условию.

Тема: «Постройка по замыслу»

Теория: Познакомить детей с алгоритмом постройки транспорта по замыслу.  Беседа «Какой вид транспорта нравиться конструировать?»

Практика: Индивидуальное моделирование транспорта (по выбору детей).

3.7 Космическая система

Тема: «Космодром»

Теория: Закреплять алгоритм постройки по замыслу.

Практика: Игра на внимание. «Летает, плавает или едет».

Тема: «Ракета»

Теория: Беседа «12 апреля - День космонавтики». Просмотр иллюстраций, слайдов на тему космоса.

Практика: Игровая деятельность с LEGO-конструктором. Сюжетно-ролевая игра «Полет на Луну».

3.8 Детский сад

Тема: «Детская площадка»

Теория: Работа с планом территории детского сада.

Практика: Конструирование из деталей конструктора своей и соседней площадки.

Тема: «Мой любимый детский сад»

Теория: Виртуальная экскурсия по территории детского сада.

Практика: Коллективное конструирование.

3.9 LEGO-страна

Тема: «Путешествие в страну LEGO»

Теория: Рассматривание иллюстраций «Страна  LEGO»

Практика: Коллективное конструирование. Обыгрывание построек.

Тема: «Храм»

Теория: Просмотр альбомов, презентаций о Сергиевом Посаде.

Практика: Коллективное конструирование. Обыгрывание построек.

Тема: «Автомастерская»

Теория: Беседа «Что такое автомастерская, зачем нужна заправочная станция? Кто там работает и где находятся автомобили».        

Практика: Строительство объекта. Обыгрывание постройки.

4. Городские объекты

Тема: «Цирк»

Теория: Беседа из опыта детей "Моя поездка в цирк».

Практика: Моделирование и строительство объектов цирка.

Обыгрывание постройки.

Тема: «Зоопарк»

Теория: Рассматривание иллюстраций с изображение различных видов зданий, вольеров для животных.

Практика: Коллективное строительство. Работа с LEGO-мозаикой. Обыгрывание постройки.

Тема: «Станция метро»

Теория: Рассматривание иллюстраций и чтение художественных произведений "Как я путешествовал в метро".

Практика: Работа с конструктором. Обыгрывание постройки.

4.1 Техника

Тема: «Подъемный кран»

Теория: Беседа о стройке.

Практика: Сооружение техники. Обыгрывание постройки.

Тема: «Грузовик с прицепом»

Теория: Рассматривание иллюстраций с изображением транспорта.

Практика: Работа по образцу.  Индивидуальная работа детей с LEGO конструктором, параллельно с показом педагога. Обыгрывание моделей.

Тема: «Вертолет»

Теория: Беседа о транспорте.

Практика: Работа по условию. Сооружение и обыгрывание построек в сюжетно-ролевой игре.

3. Методическое обеспечение программы.

3.1. Методы обучения:

Методы

Приемы

Наглядный

Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

Информационно-

рецептивный

Обследование ЛЕГО деталей, которое предполагает подключение различных

Анализаторов (зрительных и тактильных). Для знакомства с формой, определения

пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребёнка.

Репродуктивный

Воспроизводство знаний и способов деятельности: форма, собирание моделей и конструкций по образцу, беседа,

упражнения по аналогу.

Практический

Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы.

Словесный

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

Проблемный

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

Игровой

Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Частично-поисковый

Решение проблемных задач с помощью педагога.

3.2. Форма организации образовательного процесса – групповая.

С целью активизации образовательного процесса, повышения уровня заинтересованности детей, более успешного освоения программного материала предусматриваются такие формы организации занятий, как:

- Беседа

- Игровые - проблемные ситуации

- Игры-фантазии

- Развивающие игры

- Фестивали

- Конкурсы  

- Праздники

- Организация тематических выставок детских работ

- Театрализованные игры

- Сюжетно-ролевые игры

- Чтение художественных произведений

- Проектная деятельность

- Демонстрация учебных фильмов

3.3. Педагогические технологии:

- Технология группового обучения;

- Репродуктивная  технология: технология  объяснительно-

иллюстративного обучения;

- Игровая технология;

- Технология исследовательской деятельности;

- Технология проектной деятельности;

- Технология модульного обучения;

- Технология коллективной творческой деятельности;

- Здоровьесберегающая технология;

3.4. Алгоритм учебного занятия:

 1. Подготовительный этап: мотивация, объявление темы, постановка целей.

2. Основной этап: организация различных видов детской деятельности, способствующих достижению целей.

 3. Заключительный этап: подведение итогов.

3.5 Материально-техническое и информационное обеспечение программы «Леготека»

Для успешного  выполнения поставленных задач в ДОУ созданы все условия:

Предметно-развивающая среда:

 Строительные  наборы и конструкторы:

- настольные;

- напольные;

- пластмассовые (с разными способами крепления);

- «Лего-Дупло», «Лего-Дакта», подобные отечественным конструкторам;

Для   обыгрывания конструкций необходимы  игрушки (животные, машинки и др.).

Демонстрационный материал:

- наглядные пособия;

- цветные иллюстрации;

- фотографии;

- схемы;

- образцы;

- необходимая литература.

Техническая оснащенность:

- фотоопарат;

- диски с записями (познавательная информация, музыка, видеоматериалы);

- интерактивная доска;

- компьютер;

- демонстрационная магнитная доска.

3.6  Кадровое обеспечение

преподаватель дополнительной образовательной программы для дошкольников в техническом  направлении:

- воспитатель первой квалификационной категории;

- образование высшее;

- педагогический стаж 3 года;

- повышение квалификации:

«Диагностика нарушений эмоциональной сферы детей дошкольного возраста, с первичным нарушением эмоций (ранний детский аутизм) и интеллекта (олигофрении в стадии имбецильности)» 2018г – 36 часов;

«Lego-конструирование в детском саду»

2019г – 108 часов ;

Педагог осуществляет дополнительное образование воспитанников, формирует и развивает у воспитанников навыки конструктивной деятельности в соответствии с программой.

3.7 Работа с родителями:

Работа с родителями немаловажная часть деятельности педагогов. Консультации, собрания, круглые столы, т.есть совместная работа педагога с родителями помогает понять родителям методы и приемы развития их детей. а в данном случае LEGO-конструирование, как средство развития конструктивного математического мышления дошкольников.

Данная программа предусматривает тесную взаимосвязь с родителями. Родители могут стать участниками образовательного процесса, предлагая свои темы для занятий с детьми, а также участвуя в создании схем, подбирая различные сюжеты и демонстрационные материалы.

     

Активизация деятельности родителей через активные формы взаимодействия, систематическое информирование об успешности дошкольников, выражении своевременной благодарности (благодарственные письма, информирование на стендах, сайте ДОУ и т.д.)

Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на занятиях.  Просветительская работа в виде консультаций, рекомендаций, наглядных материалов Итоги реализации программы подводятся в виде итоговых открытых занятий, аналитической справки на основе отзывов и анкетирования родителей и детей.

Календарный учебный график дополнительной общеразвивающей программы технической направленности «Леготека» (стартовый уровень) 1-й год обучения (5-6 лет)

Количество обучающихся - 30 чел.

Количество групп - 3

Количество учебных недель – 32

Количество учебных дней – 32

Начало занятий - 02.10.2018, окончание занятий – 28.05.2019

Группа 1

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

октябрь

2

15.05-15.30

Групповая

1

«Что такое конструктор?»

Группа

Дидактическая

задача

2.

октябрь

9

15.05-15.30

Групповая

1

«Знакомство с элементами LEGO-конструктора»

Группа

Беседа

3.

октябрь

16

15.05-15.30

Групповая

1

«Исследователи кирпичиков»

Группа

Практическая деятельность

4.

октябрь

23

15.05-15.30

Групповая

Игровая деятельность с конструктором

1

«Красивый мост»

Группа

Игра

5.

октябрь

30

15.05-15.30

Групповая

1

«Небоскребы (многоэтажные дома)

Группа

Выставка творческих работ

6.

ноябрь

6

15.05-15.30

Групповая

Работа по образцу

1

«Животные»

Группа

Практическая деятельность

7.

ноябрь

13

15.05-15.30

Групповая

Работа по схеме

1

«Птицы»

Группа

Практическая деятельность

8.

ноябрь

20

15.05-15.30

Групповая

Игровая деятельность с конструктором

1

«Строим зоопарк»

Группа

Игра

9.

ноябрь

27

15.05-15.30

Групповая

Совершенствование навыков классификации

1

«Послушай и сделай»

Группа

Практическая деятельность

10.

декабрь

4

15.05-15.30

Групповая

Ознакомление с множествами и принципами симметрии

1

«Снежинка"

Группа

Практическая деятельность

11.

декабрь

11

15.05-15.30

Групповая

Закрепление навыков скрепления деталей

1

«Новогодняя елочка»

Группа

Выставка творческих работ

12.

декабрь

18

15.05-15.30

Групповая

Работа по условиям

1

«Автомобиль»

Группа

Практическая деятельность

13.

декабрь

25

15.05-15.30

Групповая

Игровая деятельность с конструктором

1

«Самолет»

Группа

Игра

14.

январь

15

15.05-15.30

Групповая

1

«Корабли»

Группа

Практическая деятельность

15.

январь

22

15.05-15.30

Групповая

Игровая деятельность с конструктором

1

«Наш дом (мебель для комнаты)»

Группа

Игра

16.

январь

29

15.05-15.30

Групповая

Работа по образцу

1

«Дети»

Группа

Практическая деятельность

17.

февраль

5

15.05-15.30

Групповая

Игровая деятельность с конструктором

1

«Детская площадка»

Группа

Игра

18.

февраль

12

15.05-15.30

Групповая

Игровая деятельность с конструктором

1

«Горка для ребят»

Группа

Игра

19.

февраль

19

15.05-15.30

Групповая

Исследование и анализ

1

«Подарок для папы»

Группа

Выставка творческих работ

20.

февраль

26

15.05-15.30

Групповая

1

«Наш двор»

Группа

Практическая деятельность

21.

март

5

15.05-15.30

Групповая

Исследование и анализ

1

«Для милой мамочки»

Группа

Выставка творческих работ

22.

март

12

15.05-15.30

Групповая

Работа по схеме

1

«Космический корабль»

Группа

Практическая деятельность

23.

март

19

15.05-15.30

Групповая

Исследование и анализ

1

«Космическая станция»

Группа

Выставка творческих работ

24.

март

26

15.05-15.30

Групповая

Игровая деятельность с конструктором

1

«Мои домашние животные»

Группа

Игра

25.

апрель

2

15.05-15.30

Групповая

Игровая деятельность с конструктором

1

«Робот – собака»

Группа

Игра

26.

апрель

9

15.05-15.30

Групповая

Работа по условию

1

«Домик для кошки»

Группа

Практическая деятельность

27.

апрель

16

15.05-15.30

Групповая

Исследование и анализ

1

«Конструирование по замыслу»

Группа

Выставка творческих работ

28.

апрель

23

15.05-15.30

Групповая

Работа с LEGO-мозаикой

1

«Городской пейзаж»

Группа

Практическая деятельность

29.

апрель

30

15.05-15.30

Групповая

1

«Городской транспорт»

Группа

Практическая деятельность

30.

май

14

15.05-15.30

Групповая

1

«Красивые заборы и ворота»

Группа

Практическая деятельность

31.

май

21

15.05-15.30

Групповая

Работа по схеме

1

«Пирамиды»

Группа

Практическая деятельность

32.

май

28

15.05-15.30

Групповая

Работа по условию

1

«Город будущего»

Группа

Выставка творческих работ

Группа 2

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

октябрь

2

15.40-16.05

Групповая

1

«Что такое конструктор?»

Группа

Дидактическая

задача

2.

октябрь

9

15.40-16.05

Групповая

1

«Знакомство с элементами LEGO-конструктора»

Группа

Беседа

3.

октябрь

16

15.40-16.05

Групповая

1

«Исследователи кирпичиков»

Группа

Практическая деятельность

4.

октябрь

23

15.40-16.05

Групповая

Игровая деятельность с конструктором

1

«Красивый мост»

Группа

Игра

5.

октябрь

30

15.40-16.05

Групповая

1

«Небоскребы (многоэтажные дома)

Группа

Выставка творческих работ

6.

ноябрь

6

15.40-16.05

Групповая

Работа по образцу

1

«Животные»

Группа

Практическая деятельность

7.

ноябрь

13

15.40-16.05

Групповая

Работа по схеме

1

«Птицы»

Группа

Практическая деятельность

8.

ноябрь

20

15.40-16.05

Групповая

Игровая деятельность с конструктором

1

«Строим зоопарк»

Группа

Игра

9.

ноябрь

27

15.40-16.05

Групповая

Совершенствование навыков классификации

1

«Послушай и сделай»

Группа

Практическая деятельность

10.

декабрь

4

15.40-16.05

Групповая

Ознакомление с множествами и принципами симметрии

1

«Снежинка"

Группа

Практическая деятельность

11.

декабрь

11

15.40-16.05

Групповая

Закрепление навыков скрепления деталей

1

«Новогодняя елочка»

Группа

Выставка творческих работ

12.

декабрь

18

15.40-16.05

Групповая

Работа по условиям

1

«Автомобиль»

Группа

Практическая деятельность

13.

декабрь

25

15.40-16.05

Групповая

Игровая деятельность с конструктором

1

«Самолет»

Группа

Игра

14.

январь

15

15.40-16.05

Групповая

1

«Корабли»

Группа

Практическая деятельность

15.

январь

22

15.40-16.05

Групповая

Игровая деятельность с конструктором

1

«Наш дом (мебель для комнаты)»

Группа

Игра

16.

январь

29

15.40-16.05

Групповая

Работа по образцу

1

«Дети»

Группа

Практическая деятельность

17.

февраль

5

15.40-16.05

Групповая

Игровая деятельность с конструктором

1

«Детская площадка»

Группа

Игра

18.

февраль

12

15.40-16.05

Групповая

Игровая деятельность с конструктором

1

«Горка для ребят»

Группа

Игра

19.

февраль

19

15.40-16.05

Групповая

Исследование и анализ

1

«Подарок для папы»

Группа

Выставка творческих работ

20.

февраль

26

15.40-16.05

Групповая

1

«Наш двор»

Группа

Практическая деятельность

21.

март

5

15.40-16.05

Групповая

Исследование и анализ

1

«Для милой мамочки»

Группа

Выставка творческих работ

22.

март

12

15.40-16.05

Групповая

Работа по схеме

1

«Космический корабль»

Группа

Практическая деятельность

23.

март

19

15.40-16.05

Групповая

Исследование и анализ

1

«Космическая станция»

Группа

Выставка творческих работ

24.

март

26

15.40-16.05

Групповая

Игровая деятельность с конструктором

1

«Мои домашние животные»

Группа

Игра

25.

апрель

2

15.40-16.05

Групповая

Игровая деятельность с конструктором

1

«Робот – собака»

Группа

Игра

26.

апрель

9

15.40-16.05

Групповая

Работа по условию

1

«Домик для кошки»

Группа

Практическая деятельность

27.

апрель

16

15.40-16.05

Групповая

Исследование и анализ

1

«Конструирование по замыслу»

Группа

Выставка творческих работ

28.

апрель

23

15.40-16.05

Групповая

Работа с LEGO-мозаикой

1

«Городской пейзаж»

Группа

Практическая деятельность

29.

апрель

30

15.40-16.05

Групповая

1

«Городской транспорт»

Группа

Практическая деятельность

30.

май

14

15.40-16.05

Групповая

1

«Красивые заборы и ворота»

Группа

Практическая деятельность

31.

май

21

15.40-16.05

Групповая

Работа по схеме

1

«Пирамиды»

Группа

Практическая деятельность

32.

май

28

15.40-16.05

Групповая

Работа по условию

1

«Город будущего»

Группа

Выставка творческих работ

Группа 3

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

октябрь

2

16.15-16.40

Групповая

1

«Что такое конструктор?»

Группа

Дидактическая

задача

2.

октябрь

9

16.15-16.40

Групповая

1

«Знакомство с элементами LEGO-конструктора»

Группа

Беседа

3.

октябрь

16

16.15-16.40

Групповая

1

«Исследователи кирпичиков»

Группа

Практическая деятельность

4.

октябрь

23

16.15-16.40

Групповая

Игровая деятельность с конструктором

1

«Красивый мост»

Группа

Игра

5.

октябрь

30

16.15-16.40

Групповая

1

«Небоскребы (многоэтажные дома)

Группа

Выставка творческих работ

6.

ноябрь

6

16.15-16.40

Групповая

Работа по образцу

1

«Животные»

Группа

Практическая деятельность

7.

ноябрь

13

16.15-16.40

Групповая

Работа по схеме

1

«Птицы»

Группа

Практическая деятельность

8.

ноябрь

20

16.15-16.40

Групповая

Игровая деятельность с конструктором

1

«Строим зоопарк»

Группа

Игра

9.

ноябрь

27

16.15-16.40

Групповая

Совершенствование навыков классификации

1

«Послушай и сделай»

Группа

Практическая деятельность

10.

декабрь

4

16.15-16.40

Групповая

Ознакомление с множествами и принципами симметрии

1

«Снежинка"

Группа

Практическая деятельность

11.

декабрь

11

16.15-16.40

Групповая

Закрепление навыков скрепления деталей

1

«Новогодняя елочка»

Группа

Выставка творческих работ

12.

декабрь

18

16.15-16.40

Групповая

Работа по условиям

1

«Автомобиль»

Группа

Практическая деятельность

13.

декабрь

25

16.15-16.40

Групповая

Игровая деятельность с конструктором

1

«Самолет»

Группа

Игра

14.

январь

15

16.15-16.40

Групповая

1

«Корабли»

Группа

Практическая деятельность

15.

январь

22

16.15-16.40

Групповая

Игровая деятельность с конструктором

1

«Наш дом (мебель для комнаты)»

Группа

Игра

16.

январь

29

16.15-16.40

Групповая

Работа по образцу

1

«Дети»

Группа

Практическая деятельность

17.

февраль

5

16.15-16.40

Групповая

Игровая деятельность с конструктором

1

«Детская площадка»

Группа

Игра

18.

февраль

12

16.15-16.40

Групповая

Игровая деятельность с конструктором

1

«Горка для ребят»

Группа

Игра

19.

февраль

19

16.15-16.40

Групповая

Исследование и анализ

1

«Подарок для папы»

Группа

Выставка творческих работ

20.

февраль

26

16.15-16.40

Групповая

1

«Наш двор»

Группа

Практическая деятельность

21.

март

5

16.15-16.40

Групповая

Исследование и анализ

1

«Для милой мамочки»

Группа

Выставка творческих работ

22.

март

12

16.15-16.40

Групповая

Работа по схеме

1

«Космический корабль»

Группа

Практическая деятельность

23.

март

19

16.15-16.40

Групповая

Исследование и анализ

1

«Космическая станция»

Группа

Выставка творческих работ

24.

март

26

16.15-16.40

Групповая

Игровая деятельность с конструктором

1

«Мои домашние животные»

Группа

Игра

25.

апрель

2

16.15-16.40

Групповая

Игровая деятельность с конструктором

1

«Робот – собака»

Группа

Игра

26.

апрель

9

16.15-16.40

Групповая

Работа по условию

1

«Домик для кошки»

Группа

Практическая деятельность

27.

апрель

16

16.15-16.40

Групповая

Исследование и анализ

1

«Конструирование по замыслу»

Группа

Выставка творческих работ

28.

апрель

23

16.15-16.40

Групповая

Работа с LEGO-мозаикой

1

«Городской пейзаж»

Группа

Практическая деятельность

29.

апрель

30

16.15-16.40

Групповая

1

«Городской транспорт»

Группа

Практическая деятельность

30.

май

14

16.15-16.40

Групповая

1

«Красивые заборы и ворота»

Группа

Практическая деятельность

31.

май

21

16.15-16.40

Групповая

Работа по схеме

1

«Пирамиды»

Группа

Практическая деятельность

32.

май

28

16.15-16.40

Групповая

Работа по условию

1

«Город будущего»

Группа

Выставка творческих работ

Календарный учебный график дополнительной общеразвивающей программы технической направленности «Леготека» (стартовый уровень) 2-й год обучения (6-7 лет)

Количество обучающихся - 20 чел.

Количество групп – 2

Количество учебных недель – 32

Количество учебных дней – 32

Начало занятий - 20.09.2018, окончание занятий – 30.05.2019

Группа 4

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

сентябрь

20

15.10-15.40

Групповая

1

«Изучение элементов LEGO-конструктора»

Группа

Вводная беседа

2.

сентябрь

27

15.10-15.40

Групповая

Работа с LEGO-мозаикой

1

«Подводный мир»

Группа

Практическая деятельность

3.

октябрь

4

15.10-15.40

Групповая

Игровая деятельность с конструктором

1

«В гостях у сказки»

Группа

Игра

4.

октябрь

11

15.10-15.40

Групповая

Игровая деятельность с конструктором

1

«В волшебной стране»

Группа

Игра

5.

октябрь

18

15.10-15.40

Групповая

1

«Автомобильный мост»

Группа

Практическая деятельность

6.

октябрь

25

15.10-15.40

Групповая

1

«Беседка»

Группа

Практическая деятельность

7.

ноябрь

1

15.10-15.40

Групповая

Работа по схеме

1

«Конструируем мебель для гостиной»

Группа

Практическая деятельность

8.

ноябрь

8

15.10-15.40

Групповая

Исследование и анализ

1

«Веселая игрушка»

Группа

Выставка творческих работ

9.

ноябрь

15

15.10-15.40

Групповая

1

«Железнодорожный вокзал»

Группа

Практическая деятельность

10.

ноябрь

22

15.10-15.40

Групповая

Игровая деятельность с конструктором

1

«Веселый человечек»

Группа

Игра

11.

ноябрь

29

15.10-15.40

Групповая

Работа по образцу

1

«Гараж»

Группа

Практическая деятельность

12.

декабрь

6

15.10-15.40

Групповая

1

«Дом с парковкой»

Группа

Практическая деятельность

13.

декабрь

13

15.10-15.40

Групповая

Исследование и анализ

1

«Новогодний домик»

Группа

Выставка творческих работ

14.

декабрь

20

15.10-15.40

Групповая

Игровая деятельность с конструктором

1

«Роботы»

Группа

Игра

15.

декабрь

27

15.10-15.40

Групповая

1

«Моделирование по образцу»

Группа

Практическая деятельность

16.

январь

17

15.10-15.40

Групповая

Исследование и анализ

1

«В стране конструирования»

Группа

Выставка творческих работ

17.

январь

24

15.10-15.40

Групповая

Работа с LEGO-мозаикой

1

«Подарок»

Группа

Игра

18.

январь

31

15.10-15.40

Групповая

Работа по условию

1

«Зимняя избушка»

Группа

Выставка творческих работ

19.

февраль

7

15.10-15.40

Групповая

Исследование и анализ

1

«Постройка по замыслу»

Группа

Практическая деятельность

20.

февраль

14

15.10-15.40

Групповая

Закрепление алгоритма постройки по замыслу

1

«Космодром»

Группа

Игра

21.

февраль

21

15.10-15.40

Групповая

Исследование и анализ

1

«Ракета»

Группа

Выставка творческих работ

22.

февраль

28

15.10-15.40

Групповая

Игровая деятельность с конструктором

1

«Детская площадка»

Группа

Игра

23.

март

14

15.10-15.40

Групповая

1

«Мой любимый детский сад

Группа

Практическая деятельность

24.

март

21

15.10-15.40

Групповая

Исследование и анализ

1

«Путешествие в страну LEGO»

Группа

Выставка творческих работ

25.

март

28

15.10-15.40

Групповая

1

«Храм»

Группа

Практическая деятельность

26.

апрель

4

15.10-15.40

Групповая

Игровая деятельность с конструктором

1

«Автомастерская»

Группа

Игра

27.

апрель

11

15.10-15.40

Групповая

1

«Цирк»

Группа

Игра

28.

апрель

18

15.10-15.40

Групповая

Работа с LEGO-мозаикой

1

«Зоопарк»

Группа

Выставка творческих работ

29.

апрель

25

15.10-15.40

Групповая

1

«Станция метро»

Группа

Практическая деятельность

30.

май

16

15.10-15.40

Групповая

Игровая деятельность с конструктором

1

«Подъемный кран»

Группа

Игра

31.

май

23

15.10-15.40

Групповая

Работа по образцу

1

«Грузовик с прицепом»

Группа

Практическая деятельность

32.

май

30

15.10-15.40

Групповая

Работа по условию

1

«Вертолет»

Группа

Практическая деятельность

Группа 5

п/п

Месяц

Число

Время проведения занятия

Форма занятия

Количество часов

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1.

сентябрь

20

15.50-16.20

Групповая

1

«Изучение элементов LEGO-конструктора»

Группа

Вводная беседа

2.

сентябрь

27

15.50-16.20

Групповая

Работа с LEGO-мозаикой

1

«Подводный мир»

Группа

Практическая деятельность

3.

октябрь

4

15.50-16.20

Групповая

Игровая деятельность с конструктором

1

«В гостях у сказки»

Группа

Игра

4.

октябрь

11

15.50-16.20

Групповая

Игровая деятельность с конструктором

1

«В волшебной стране»

Группа

Игра

5.

октябрь

18

15.50-16.20

Групповая

1

«Автомобильный мост»

Группа

Практическая деятельность

6.

октябрь

25

15.50-16.20

Групповая

1

«Беседка»

Группа

Практическая деятельность

7.

ноябрь

1

15.50-16.20

Групповая

Работа по схеме

1

«Конструируем мебель для гостиной»

Группа

Практическая деятельность

8.

ноябрь

8

15.50-16.20

Групповая

Исследование и анализ

1

«Веселая игрушка»

Группа

Выставка творческих работ

9.

ноябрь

15

15.50-16.20

Групповая

1

«Железнодорожный вокзал»

Группа

Практическая деятельность

10.

ноябрь

22

15.50-16.20

Групповая

Игровая деятельность с конструктором

1

«Веселый человечек»

Группа

Игра

11.

ноябрь

29

15.50-16.20

Групповая

Работа по образцу

1

«Гараж»

Группа

Практическая деятельность

12.

декабрь

6

15.50-16.20

Групповая

1

«Дом с парковкой»

Группа

Практическая деятельность

13.

декабрь

13

15.50-16.20

Групповая

Исследование и анализ

1

«Новогодний домик»

Группа

Выставка творческих работ

14.

декабрь

20

15.50-16.20

Групповая

Игровая деятельность с конструктором

1

«Роботы»

Группа

Игра

15.

декабрь

27

15.50-16.20

Групповая

1

«Моделирование по образцу»

Группа

Практическая деятельность

16.

январь

17

15.50-16.20

Групповая

Исследование и анализ

1

«В стране конструирования»

Группа

Выставка творческих работ

17.

январь

24

15.50-16.20

Групповая

Работа с LEGO-мозаикой

1

«Подарок»

Группа

Игра

18.

январь

31

15.50-16.20

Групповая

Работа по условию

1

«Зимняя избушка»

Группа

Выставка творческих работ

19.

февраль

7

15.50-16.20

Групповая

Исследование и анализ

1

«Постройка по замыслу»

Группа

Практическая деятельность

20.

февраль

14

15.50-16.20

Групповая

Закрепление алгоритма постройки по замыслу

1

«Космодром»

Группа

Игра

21.

февраль

21

15.50-16.20

Групповая

Исследование и анализ

1

«Ракета»

Группа

Выставка творческих работ

22.

февраль

28

15.50-16.20

Групповая

Игровая деятельность с конструктором

1

«Детская площадка»

Группа

Игра

23.

март

14

15.50-16.20

Групповая

1

«Мой любимый детский сад

Группа

Практическая деятельность

24.

март

21

15.50-16.20

Групповая

Исследование и анализ

1

«Путешествие в страну LEGO»

Группа

Выставка творческих работ

25.

март

28

15.50-16.20

Групповая

1

«Храм»

Группа

Практическая деятельность

26.

апрель

4

15.50-16.20

Групповая

Игровая деятельность с конструктором

1

«Автомастерская»

Группа

Игра

27.

апрель

11

15.50-16.20

Групповая

1

«Цирк»

Группа

Игра

28.

апрель

18

15.50-16.20

Групповая

Работа с LEGO-мозаикой

1

«Зоопарк»

Группа

Выставка творческих работ

29.

апрель

25

15.50-16.20

Групповая

1

«Станция метро»

Группа

Практическая деятельность

30.

май

16

15.50-16.20

Групповая

Игровая деятельность с конструктором

1

«Подъемный кран»

Группа

Игра

31.

май

23

15.50-16.20

Групповая

Работа по образцу

1

«Грузовик с прицепом»

Группа

Практическая деятельность

32.

май

30

15.50-16.20

Групповая

Работа по условию

1

«Вертолет»

Группа

Практическая деятельность

5. Литература для разработки программы и организации образовательного процесса

Методические пособия для педагогов:

1. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании:

пособие для педагогов. – Всерос.уч.-метод. центр образован. Робототехники. -М.:

Изд.-полиграф. центр «Маска» - 2013.

2. Комарова Л. Г. «Строим из LEGO» (моделирование логических отношений и объектов

реального мира средствами конструктора LEGO). — М.; «ЛИНКА — ПРЕСС», 2001.

3. Лусс Т.С. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с

помощью Лего: пособие для педагогов-дефектологов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,

2003.

4. Петрова И. ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных

способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание № 10. - 2007.

5. Рыкова Е. А. LEGO-Лаборатория (LEGO Control Lab). Учебно-методическое пособие. –

СПб, 2001

6. Фешина Е.В. «Легоконструирование в детском саду»: Пособие для педагогов. М.: изд.

Сфера, 2011

7. LEGO -лаборатория (Control Lab): Справочное пособие. - М.: ИНТ, 2008 – 150 с.

8. Кузьмина Т. Наш LEGO ЛЕНД // Дошкольное воспитание. - 2016 - № 1 - С. 52-54.

9. Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов

реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2011

10. Петрова И.А. LEGO -конструирование: развитие интеллектуальных и креативных

способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2007 - № 10 - С. 112-115.

11. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом

«Карапуз», 2009

Список рекомендуемой литературы для детей и родителей

  1. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора

ЛЕГО – Дошкольное воспитание. 2009г., № 2, стр. 48-50.

2. Комарова Л. Г. «Строим из лего». ЛИНКА-ПРЕСС. Москва, 2011г.

3. Парамонова Л. А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду». 2002 г.

4. Фешина Е. В. «Лего-конструирование в детском саду». Изд-во СФЕРА, Москва, 2012г.

5. Робототехника для детей и родителей С.А.Филиппов. СПб: Наука, 2010.

Электронные версии:

1.Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие.

http://infourok.ru/motodicheskoe_posobie_lego-konstruirovanie_v_detskom_sadu-366883.htm

2.Кузнецова О. В. «Лего в детском саду» http://www.teachers.trg.ru/kuznecova/?page_id=390


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дополнительная общеразвивающая программа технической направленности "Играем в ЛЕГО"

«Играем в ЛЕГО» дополнительная общеразвивающая программа технической направленности по ЛЕГО-конструированию для детей  5-7 лет...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО-мастера» для детей 3-4 лет

Развитие у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования....

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности «ЛЕГО-мастера» для детей 6-7 лет

Реализация данной программы позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций,  умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ре...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «САМОДЕЛКИН»

Общеразвивающая программа по  конструированию из конструктора "Лего"...

Дополнительная общеразвивающая программа технической направленности по развитию у детей дошкольного возраста интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно – техническое творчество «Детская STEM – лаборатория»

Современные дети живут и развиваются в эпоху новых технологий. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания са...

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе технической направленности «Робостарт»

Рабочая программа направлена на обучение детей 6-7 лет робототехнике (работа с конструкторами LEGO WeDo 2.0 и  LEGO Spike start)....