Мастер-класс на тему: «Кукла-закрутка «Нянюшка»
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Оксана Васильевна Прохорова

Мастер-класс на тему: «Кукла-закрутка «Нянюшка»

Всегда изготовление игрушек для детей было делом семейным. Папы и мамы, дедушки и бабушки в свободное время лепили, рубили, точили игрушки, привлекая к делу своих детей - так с ранних лет приучали их к рукоделию, усердию и терпению.

Таких куколок у девочек было очень много, более семидесяти. Все они были разные, по-разному сделаны и по-разному одеты, в зависимости от того, кого изображала куколка.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon «Кукла-закрутка «Нянюшка»449.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс на тему: «Кукла-закрутка «Нянюшка»

Цель: Учить изготавливать традиционную куклу - закрутку (куклу- берегиню). Развивать     мелкую моторику рук, творческие способности.

Задачи:

  • Знакомить детей с русскими народными куклами, через игрушку знакомить с историей и традициями на Руси. Прививать уважение к культуре своего народа, к традициям семьи, приучать к совместному труду с взрослыми.

  • Формировать словарный запас, знакомить с новыми словами и  их значениями: «Кукла-закрутка», «оберег», «оторочка», «лоскут», «безликая кукла».

  • Воспитывать ценностное отношение к семейным традициям

Материал и оборудование:

1. Белая ткань размером 30x30 по количеству детей (2 шт.);

2. Шерстяные и хлопчатобумажные нитки, лоскут белый и цветной ткани для одежды;

3. Отделочный материал: декоративная тесьма, узкие ленты, кружева.

Из истории изготовления русских обрядовых кукол:

Всегда изготовление игрушек для детей было делом семейным. Папы и мамы, дедушки и бабушки в свободное время лепили, рубили, точили игрушки, привлекая к делу своих детей - так с ранних лет приучали их к рукоделию, усердию и терпению.

Таких куколок у девочек было очень много, более семидесяти. Все они были разные, по-разному сделаны и по-разному одеты, в зависимости от того, кого изображала куколка.

Каждая девочка берегла своих кукол и когда вырастала, передавала их своим детям. Эта игрушка готовила ребенка к самостоятельной жизни и работе, через игру дети учились всему.

Кукла - это образ человека, в котором, как в зеркале, люди могут увидеть себя. Как и человек, она может быть какой угодно: дружелюбной, высокомерной, веселой, грустной. По- разным поводам, для разных случаев делали разных кукол. Так при рождении ребенка в семье - нянюшку, на свадьбу - жениха и невесту, отдельную куклу изготавливали для сохранения домашнего очага.

Почти все куклы - обереги, т.е. они оберегали человека от беды и несчастья. В одежде и облике куклы отражались ее образ жизни, семейно-бытовая роль и возраст. Так, коса - у молодой незамужней девушки, женщины убирали волосы под головной убор; длинная рубаха была у взрослого мужчины, короткая - у парня; кукла без фартука означала старуху.

Края одежды обязательно украшались, ведь оторочка - тоже оберег. Тщательно подбирались ткани и нитки для будущей куклы. Учитывали символический смысл каждого цвета:

красный - это символ солнца, огонь, символ плодородия;

желтый - божественный цвет, тепло, младенчество;

зеленый - здоровье, молодость;

синий - высокие помыслы и духовное общение;

черный - сила, власть, богатство, крепкая семья.

Первую куколку ласково называли «Нянюшка».

 «Нянюшку» нельзя делать с помощью ножниц и иглы (жизнь ребенка должна быть без разрезов и проколов, цельной и счастливой). В работе совершенно не используются иголка - только закрутка тряпочки и завязывали ее хлопчатобумажной ниткой. Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Таких кукол называли "безликими", т.е. без лица. По народным поверьям, кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла служила одновременно и оберегом.

Технология изготовления:

1. Сворачиваем льняную ткань в трубочку. Чтобы она не раскрутилась, можно закрепить ее ниткой.

2.   Делаем лицо и руки. Кладем трубочку из ткани на середину квадрата из белой ткани. Перегибаем по диагонали и закрепляем голову, перевязываем ниткой. Ручки и талию также перевязываем. Получилась белая кофточка.

3. Наряжаем куклу: закручиваем вокруг талии декоративную тряпочку и завязываем ее ниткой, можно дополнить наряд фартуком и поясом из декоративной тесьмы.

 

4. На голову повязываем шелковую ленточку или платок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов Тема: "Релаксация как способ снятия психического напряжения"

Цель:  применение техники релаксации в образовательной деятельности, как способ снятия напряжения.Задачи:   Дать определение понятию релаксация;Познакомить педагогов со способами ...

Деловая игра-занятие для городского методического объединения логопедов. Предлагаю вашему вниманию одну из форм проведения мастер-класса по лексической теме "Семья", когда традиционное занятие для детей педагог проводит со своими коллегами.

Деловая игра-занятие для городского методического объединения логопедов. Учитель – логопед МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида №2 «Сказка»   г. Прокопьевска Кемеровской области  Серге...

Мастер класс для родителей тема "Тряпичная кукла или счастье своими руками"

Кто в куклы не играет, тот счастья не знает» /поговорка/Цель: познакомить родителей и детей с народной обрядовой куклой и научить их ее изготовлению, тем самым создать условия создать условия для...

Мастер класс с педагогами "Народная кукла - закрутка"

Задачи: формировать интерес к народному творчеству, научить мастерить тряпичную куклу бесшовным способом, стимулировать проявление фантазии и творчества....

Мастер класс по изготовлению тряпичной куклы - закрутки

Куклы- закрутки можно делать с детьми старшей и подготовительной группы....