Мастер класс для педагогов
методическая разработка по конструированию, ручному труду

Данный мастер-класс может быть полезен педагогам дошкольного образования при подготовке к выступлению на методическом объединении или педсовете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass._konstruirovanie.docx20.55 КБ

Предварительный просмотр:

Районное методическое объединение воспитателей групп старшего

дошкольного возраста образовательных организаций,

реализующих программы дошкольного воспитания

 

«Современный педагог – новому детскому саду. Введение ФГОС ДО как основа повышения профессионального мастерства и педагогических компетенций воспитателя»

Мастер-класс

Конструирование из природного и бросового материала

Подготовила: Яровая Е. Я., воспитатель

МБДОУ «Стригуновский детский сад

общеразвивающего вида»

2019 год

Модным трендом современности является ориентация детей с раннего возраста на будущую перспективную профессию, на раннее развитие полезных прикладных навыков. Всё популярнее становятся клубы юных программистов и кружки робототехники для любого возраста. И дети, и взрослые всё чаще занимаются любительскими поделками и ремесленными хобби, различными художественно-прикладными занятиями, в которых также велик элемент конструирования.

Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки). Этот вид деятельности помогает развивать мелкую моторику рук, воображение, мышление, усидчивость.

И хотя в народе говорят: «Век живи – век учись», важно не пропустить тот период в жизни ребёнка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

Важной особенностью конструирования является тесная связь с игрой. Дети конструируют не для того, чтобы поставить готовое изделие на полку и потом восхищаться им или просто забыть про него. Они конструируют, чтобы играть, и начинают играть уже во время самого процесса конструирования. Этой игрой и следует управлять воспитателю. Необходимо грамотно использовать ход игры, задавать свой сценарий развития ролевых моментов и в зависимости от игры подбирать уместные виды, формы и техники конструирования.

Порой бывает, что имеющиеся дома конструкторы не вызывают у ребенка прежнего интереса. В таких случаях ему можно предложить необычное занятие. Это может быть конструирование из природного и бросового материала.

Во время такой творческой деятельности ребенок создаёт полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда, подарка близким, отдыха). В процессе изготовления поделок у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщённые представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели и т.д.).

Очень важно создать необходимые условия для детской художественной деятельности. Необходимо выделить место, где можно удобно разместить материалы для работы: шкаф или полки с коробками, в которых хранятся материалы. В нашей группе есть «Волшебный ящик замечательных вещей», в котором хранятся разнообразные материалы для изготовления поделок. Такой способ хранения дает детям возможность свободного доступа к материалам, используемым в самостоятельной творческой деятельности.

Второе условие – организация образовательного процесса:  

  • в совместной образовательной деятельности;
  • организация самостоятельной деятельности детей;
  • взаимодействие с родителями.

В основном реализация данного содержания проходит в совместной продуктивной деятельности, во время которой использую различные методы и приёмы.

Диалог с аудиторией:

-Как вы думаете, какие методы и приёмы можно использовать с детьми во время продуктивной деятельности с использованием природного и бросового материала?

Задание: я предлагаю проиграть с вами пальчиковую игру, которая является неким настроем на предстоящую деятельность и способствует подготовке пальцев рук к предстоящей продуктивной деятельности (пальчиковая игра «1,2,3,4,5…»)

В своей работе я использую следующие методы и приемы работы:

        дидактические игры;

        пальчиковые игры;

        игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук;

        игры и упражнения на формирование сенсорных эталонов;

        беседы;

        чтение познавательной литературы.

Очень часто продуктивная деятельность завершается организацией творческих выставок, созданием мини-музея, коллекций, оформлением числовых и буквенных фризов, дефиле, праздниками.

В своей продуктивной творческой деятельности с детьми я использую разнообразный материал.

Работа с аудиторией.

- Какой бросовый материал можно использовать в младшем, среднем, старшем возрасте?

- Предполагается, что использование бросового материала для изготовления поделок начинается в старшем возрасте, но с младшего возраста можно изготавливать поделки с участием взрослого. Чем раньше начинается приобщение ребенка к изготовлению поделок из различного материала, тем ярче раскрываются его творческие возможности. В этом возрасте дети не испытывают страха, что что-то может не получиться. В этом возрасте дети открыты всему новому и с удовольствием участвуют в совместной творческой деятельности.

В своей работе я использую интерактивные методы, такие как метод проектов, экспериментирование с материалами, решение проблемных ситуаций, моделирование.

Задание для аудитории: провести эксперимент с проволокой. Какие представления, на Ваш взгляд, могут быть сформированы в ходе этого эксперимента.

Чтобы процесс всестороннего развития ребёнка был гармоничным, необходима помощь родителей, поэтому я стараюсь, активно привлекать их к участию в жизни группы.

Диалог с аудиторией:

Какова, на Ваш взгляд, роль родителей в формировании конструктивных умений и навыков?

Связь между семьёй и воспитателем группы строится на доверии. А взаимное доверие возникает в результате эффективного обмена информацией.

      Для просвещения родителей, передачи необходимой информации по тому или иному вопросу, использую разные формы: индивидуальные и подгрупповые консультации, информационные листы, листы – памятки, папки – передвижки.

      С целью вовлечения родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребёнком, в группе организуются выставки поделок, творческих работ. В приёмной есть информационные папки, в которых находятся интересные для изучения материалы.

      Работа с родителями проводится в разных формах: беседы, консультации, круглый стол, родительская приёмная, родительский клуб и т.п. Это активизирует родителей, привлекая их к беседе, дискуссиям, спорам. Содержание и формы работы с семьёй в нашей группе отличаются разнообразием, и не может быть единого стандарта: жизненные задачи диктуют потребность в тех или иных знаниях.

Работа с аудиторией.

Предлагаю Вам разделиться с помощью фишек на три команды. У каждой команды определенный бросовый материал (коробка, банка, пластинка). На общем столе лежат материалы для творчества (природный, бросовый, декоративный материал и др.). Каждая команда изготавливает поделку по своему вкусу и фантазии, а затем, представляет и защищает ее.

Для фиксации и оценивания знаний детей применяю разнообразные формы контроля: диагностику, тестирование, беседы.

Диагностическая диаграмма позволяет проследить развитие у детей в художественном труде творческих способностей, умений, использование различных материалов, овладения различными техниками, проанализировать уровень сформированности изобразительных и конструктивных навыков и умений. Диагностические задания помогают глубже оценить художественно-эстетическое развитие дошкольников в художественном труде.

     Диагностику провожу два раза в год: в начале года и в конце учебного года. По результатам диагностики видно, как повышается уровень знаний и умений детей в конце учебного года в сравнении с началом года.

Ожидаемые результаты

В процессе изготовления поделок из бросового материала у дошкольников:

•        развивается умение анализировать предметы окружающей действительности;

•        формируются обобщённые представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус;

•        формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели и т.д.);

•         у родителей сформируются представления о влиянии ручного труда на развитие творческих способностей у ребенка;

•        у родителей повысится общий культурный уровень.

Вывод: таким образом, занятия художественно-творческой деятельностью с использованием различных материалов, в том числе природного и бросового, способствует развитию у детей познавательных и творческих способностей.

Деревянные подружки 
Пляшут на его макушке, 
Бьют его, а он гремит — 
В ногу всем шагать велит.

Бьют в него - не барабан.
Солнце встретит с ним шаман,
И на празднике он будет-
Скрипкам подыграет ...

Очень весело звенит,

Танцевать нам всем велит.

Разноцветная игрушка,

А зовется…

Он похож на погремушку,

Только это не игрушка!

Деревянные пластинки,

Разноцветные картинки.

Стучат, звенят – плясать велят!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР КЛАСС ПО образовательной области, Художественно-эстетическое развитие.Мастер Класс для педагогов.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ СТАРОСТИНОЙ АРИНЫ СТАНИСЛАОВНЫ МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ,ОБМЕН ОПЫТОМ....

Мастер - класс для педагогов по теме: «Использование ритмодекламации как средство формирования интереса детей дошкольного возраста к книге» ( см. видео мастер-класса в разделе "Видео" по ссылке)

Повышение профессиональных умений педагогов в процессе активного педагогического общения на основе опыта воспитателя по использованию ритмодекламации в работе с дошкольниками....

Мастер-класс для педагогов "Здоровьесбегающих технологий в ДОУ" Мастер-класс "Чудо дерево"

Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе....

Мастер – класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Мастер – класс «Чудо дерево»

Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательном процессе....