Мастер класс для педагогов
методическая разработка по конструированию, ручному труду
Данный мастер-класс может быть полезен педагогам дошкольного образования при подготовке к выступлению на методическом объединении или педсовете.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass._konstruirovanie.docx | 20.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Районное методическое объединение воспитателей групп старшего
дошкольного возраста образовательных организаций,
реализующих программы дошкольного воспитания
«Современный педагог – новому детскому саду. Введение ФГОС ДО как основа повышения профессионального мастерства и педагогических компетенций воспитателя»
Мастер-класс
Конструирование из природного и бросового материала
Подготовила: Яровая Е. Я., воспитатель
МБДОУ «Стригуновский детский сад
общеразвивающего вида»
2019 год
Модным трендом современности является ориентация детей с раннего возраста на будущую перспективную профессию, на раннее развитие полезных прикладных навыков. Всё популярнее становятся клубы юных программистов и кружки робототехники для любого возраста. И дети, и взрослые всё чаще занимаются любительскими поделками и ремесленными хобби, различными художественно-прикладными занятиями, в которых также велик элемент конструирования.
Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки). Этот вид деятельности помогает развивать мелкую моторику рук, воображение, мышление, усидчивость.
И хотя в народе говорят: «Век живи – век учись», важно не пропустить тот период в жизни ребёнка, когда формируются основные навыки и умения, среди которых центральное место отводится воображению, фантазии, интересу к новому. Если эти качества не развивать в дошкольном периоде, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции, а значит, обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.
Важной особенностью конструирования является тесная связь с игрой. Дети конструируют не для того, чтобы поставить готовое изделие на полку и потом восхищаться им или просто забыть про него. Они конструируют, чтобы играть, и начинают играть уже во время самого процесса конструирования. Этой игрой и следует управлять воспитателю. Необходимо грамотно использовать ход игры, задавать свой сценарий развития ролевых моментов и в зависимости от игры подбирать уместные виды, формы и техники конструирования.
Порой бывает, что имеющиеся дома конструкторы не вызывают у ребенка прежнего интереса. В таких случаях ему можно предложить необычное занятие. Это может быть конструирование из природного и бросового материала.
Во время такой творческой деятельности ребенок создаёт полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта (игр, труда, подарка близким, отдыха). В процессе изготовления поделок у дошкольников наряду с техническими навыками развивается умение анализировать предметы окружающей действительности, формируются обобщённые представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус, формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели и т.д.).
Очень важно создать необходимые условия для детской художественной деятельности. Необходимо выделить место, где можно удобно разместить материалы для работы: шкаф или полки с коробками, в которых хранятся материалы. В нашей группе есть «Волшебный ящик замечательных вещей», в котором хранятся разнообразные материалы для изготовления поделок. Такой способ хранения дает детям возможность свободного доступа к материалам, используемым в самостоятельной творческой деятельности.
Второе условие – организация образовательного процесса:
- в совместной образовательной деятельности;
- организация самостоятельной деятельности детей;
- взаимодействие с родителями.
В основном реализация данного содержания проходит в совместной продуктивной деятельности, во время которой использую различные методы и приёмы.
Диалог с аудиторией:
-Как вы думаете, какие методы и приёмы можно использовать с детьми во время продуктивной деятельности с использованием природного и бросового материала?
Задание: я предлагаю проиграть с вами пальчиковую игру, которая является неким настроем на предстоящую деятельность и способствует подготовке пальцев рук к предстоящей продуктивной деятельности (пальчиковая игра «1,2,3,4,5…»)
В своей работе я использую следующие методы и приемы работы:
дидактические игры;
пальчиковые игры;
игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук;
игры и упражнения на формирование сенсорных эталонов;
беседы;
чтение познавательной литературы.
Очень часто продуктивная деятельность завершается организацией творческих выставок, созданием мини-музея, коллекций, оформлением числовых и буквенных фризов, дефиле, праздниками.
В своей продуктивной творческой деятельности с детьми я использую разнообразный материал.
Работа с аудиторией.
- Какой бросовый материал можно использовать в младшем, среднем, старшем возрасте?
- Предполагается, что использование бросового материала для изготовления поделок начинается в старшем возрасте, но с младшего возраста можно изготавливать поделки с участием взрослого. Чем раньше начинается приобщение ребенка к изготовлению поделок из различного материала, тем ярче раскрываются его творческие возможности. В этом возрасте дети не испытывают страха, что что-то может не получиться. В этом возрасте дети открыты всему новому и с удовольствием участвуют в совместной творческой деятельности.
В своей работе я использую интерактивные методы, такие как метод проектов, экспериментирование с материалами, решение проблемных ситуаций, моделирование.
Задание для аудитории: провести эксперимент с проволокой. Какие представления, на Ваш взгляд, могут быть сформированы в ходе этого эксперимента.
Чтобы процесс всестороннего развития ребёнка был гармоничным, необходима помощь родителей, поэтому я стараюсь, активно привлекать их к участию в жизни группы.
Диалог с аудиторией:
Какова, на Ваш взгляд, роль родителей в формировании конструктивных умений и навыков?
Связь между семьёй и воспитателем группы строится на доверии. А взаимное доверие возникает в результате эффективного обмена информацией.
Для просвещения родителей, передачи необходимой информации по тому или иному вопросу, использую разные формы: индивидуальные и подгрупповые консультации, информационные листы, листы – памятки, папки – передвижки.
С целью вовлечения родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с ребёнком, в группе организуются выставки поделок, творческих работ. В приёмной есть информационные папки, в которых находятся интересные для изучения материалы.
Работа с родителями проводится в разных формах: беседы, консультации, круглый стол, родительская приёмная, родительский клуб и т.п. Это активизирует родителей, привлекая их к беседе, дискуссиям, спорам. Содержание и формы работы с семьёй в нашей группе отличаются разнообразием, и не может быть единого стандарта: жизненные задачи диктуют потребность в тех или иных знаниях.
Работа с аудиторией.
Предлагаю Вам разделиться с помощью фишек на три команды. У каждой команды определенный бросовый материал (коробка, банка, пластинка). На общем столе лежат материалы для творчества (природный, бросовый, декоративный материал и др.). Каждая команда изготавливает поделку по своему вкусу и фантазии, а затем, представляет и защищает ее.
Для фиксации и оценивания знаний детей применяю разнообразные формы контроля: диагностику, тестирование, беседы.
Диагностическая диаграмма позволяет проследить развитие у детей в художественном труде творческих способностей, умений, использование различных материалов, овладения различными техниками, проанализировать уровень сформированности изобразительных и конструктивных навыков и умений. Диагностические задания помогают глубже оценить художественно-эстетическое развитие дошкольников в художественном труде.
Диагностику провожу два раза в год: в начале года и в конце учебного года. По результатам диагностики видно, как повышается уровень знаний и умений детей в конце учебного года в сравнении с началом года.
Ожидаемые результаты
В процессе изготовления поделок из бросового материала у дошкольников:
• развивается умение анализировать предметы окружающей действительности;
• формируются обобщённые представления о создаваемых объектах, развиваются самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус;
• формируются ценные качества личности (аккуратность, целеустремлённость, настойчивость в достижении цели и т.д.);
• у родителей сформируются представления о влиянии ручного труда на развитие творческих способностей у ребенка;
• у родителей повысится общий культурный уровень.
Вывод: таким образом, занятия художественно-творческой деятельностью с использованием различных материалов, в том числе природного и бросового, способствует развитию у детей познавательных и творческих способностей.
Деревянные подружки
Пляшут на его макушке,
Бьют его, а он гремит —
В ногу всем шагать велит.
Бьют в него - не барабан.
Солнце встретит с ним шаман,
И на празднике он будет-
Скрипкам подыграет ...
Очень весело звенит,
Танцевать нам всем велит.
Разноцветная игрушка,
А зовется…
Он похож на погремушку,
Только это не игрушка!
Деревянные пластинки,
Разноцветные картинки.
Стучат, звенят – плясать велят!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс для педагогов и родителей по нетрадиционным техникам рисования. Тема: "Колючка Ёж". Фотоотчёт по мастер - классу.
Показ техник и методов нетрадиционного рисования....
МАСТЕР КЛАСС ПО образовательной области, Художественно-эстетическое развитие.Мастер Класс для педагогов.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ СТАРОСТИНОЙ АРИНЫ СТАНИСЛАОВНЫ МАСТЕР КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ,ОБМЕН ОПЫТОМ....
Мастер - класс для педагогов по теме: «Использование ритмодекламации как средство формирования интереса детей дошкольного возраста к книге» ( см. видео мастер-класса в разделе "Видео" по ссылке)
Повышение профессиональных умений педагогов в процессе активного педагогического общения на основе опыта воспитателя по использованию ритмодекламации в работе с дошкольниками....
Мастер класс для педагогов ,, Игрушки,, ,, Рисование солью,, Консультация для педагогов ,, Мастер класс тюльпан,,
,, Рисование солью,,...
Мастер-класс для педагогов "Здоровьесбегающих технологий в ДОУ" Мастер-класс "Чудо дерево"
Применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательном процессе....
МАСТЕР – КЛАСС для педагогов ДОУ «Притча как самотерапия для педагогов в работе педагога-психолога»
В мастер-классе представлны притчи для пегагогов....
Мастер – класс для педагогов «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Мастер – класс «Чудо дерево»
Цель: применение здоровьесберегающих технологий в воспитательно- образовательном процессе....