ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ «ВОЛШЕБНый МИР ОРИГАМИ"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами  в условиях группы подготовительной к школе группе дошкольного образовательного учреждения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kruzhka_gruppy_no2_na_2020-2021gg.doc232 КБ
Файл рядом и вместе 189.27 КБ

Предварительный просмотр:

Программа образовательной деятельности

по художественно – эстетическому развитию

объединения по интересам «Волшебный мир оригами»

подготовительной к школе группе №2 «Семицветик» МБДОУ ДС №7 «Лесная поляна»

ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ХУДОЖЕСТВЕННО – ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ

ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ

«ВОЛШЕБНЙ МИР ОРИГАМИ»

ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ №2 «СЕМИЦВЕТИК»

МБДОУ ДС №7 «ЛЕСНАЯ ПОЛЯНА»

Составители:.

воспитатель Макушева Н.В.

Гукова И.А.

г. Старый Оскол,

2020г.

Содержание

I. Целевой раздел.

3

1.1.

Пояснительная записка.................................................................................................

3

1.2.

Цели и задачи реализации Программы.......................................................................

3

1.3.

Принципы и подходы к формированию Программы …………………..………..…

3

1.4.

Приоритетные направления деятельности ………………………………………….

4

1.5.

Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников ……………………..

4

1.6.

Учет специфики условий учреждения…………………………………………..…

4

1.7.

Значимые для разработки и реализации Программы характеристики……………

5

1.8.

Планируемые результаты освоения Программы……………………………..……..

5

II. Содержательный раздел.

5

2.1.

Описание образовательной деятельности …………………………………..………

5

2.2.

Описание форм, способов, технологий, методов и средств реализации Программы…………………………………………………………………………….

8

2.3.

Взаимодействие педагогов с семьями дошкольников…………………….............

11

III. Организационный раздел

12

3.1.

Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка...............

12

3.2.

Особенности развивающей предметно-пространственной среды…………………

13

3.3.

Планирование образовательной деятельности ……………………………………

14

3.4.

Методическое обеспечение программы…………………………………………….

15

IV. Приложение

16

Приложение 1. Описание игр и упражнений в рамках модульного планирования……..

17

Приложение 2. План информационного просвещения родителей

19

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

  1.  Пояснительная записка

Программа образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию объединения по интересам «Волшебный мир оригами» подготовительной к школе группе №2 «Семицветик» (далее - Программа)  муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №7 «Лесная поляна» Старооскольского городского округа (далее - Учреждение) разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») (далее - ФГОС ДО), методического пособия  «Оригами с детьми 3-7 лет» Дегтяревой В.Н.

Программа предназначена для реализации работы по ознакомлению детей с искусством оригами  в условиях группы подготовительной к школе группе дошкольного образовательного учреждения.

Программа состоит из трех основных разделов (целевого, содержательного, организационного)

Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.

  1.  Цель и задачи реализации Программы

Цель Программы: развитие индивидуальности и творческого потенциала детей.

Задачи:

  1. Познавательные:
  • дать детям первоначальный круг знаний, умений и навыков по технике оригами;
  • расширять кругозор детей, повышать интерес к культуре граничащих с Россией государств;
  • знакомить детей с историей бумагоделания;
  • информировать детей об особенностях поведения, среде обитания живых объектов в процессе изготовления их бумажных моделей и игр с ними.
  1. Обучающие:
  • развивать все виды мышления через изучение культуры, искусства, технологии;
  • учить детей читать и составлять схемы, понимать и выполнять словесные инструкции;
  • учить понимать друг друга с помощью знаковой системы;
  • развивать творческие способности, пространственно-образное мышление, фантазию;
  • привлекать к изучению математики, развивать логическое мышление, знакомить со свойствами фигур и их элементами, выполнять операции с объемными фигурами.
  1. Развивающие:
  • стимулировать развитие памяти;
  • способствовать развитию координации тонких движений пальцев рук под контролем мозга;
  • развивать способности к концентрации внимания;
  • развивать творческие способности в процессе игровых моментов, стимулировать создание игровых ситуаций.
  1. Воспитательные:
  • воспитывать у детей любовь к труду и сотрудничеству;
  • воспитывать аккуратность и точность, способность маленькой деталью, знаком выражать глубокую мысль;
  • воспитывать дружеские взаимоотношения, потребность в анализе и самоанализе, умение работать в коллективе.

  1.  Принципы и подходы к формированию Программы

Принцип развивающего обучения. Образовательная деятельность проводится с опорой на особенности ведущей деятельности дошкольника и зону ближайшего развития, используя элементы логического мышления, моторных компонентов мыслительной деятельности, вербализацию, применяя целостный, комплексный подход к решению поставленных обучающих и развивающих задач.

Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.

Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.

Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.

Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.

Принцип личностно-ориентированного общения. В  процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом,  а не просто пассивно перенимают его опыт.  Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.

  1.  Приоритетные направления деятельности 

В подготовительной у школе группе №2 «Семицветик» Учреждения в рамках реализации Программы осуществляется образовательная деятельность по художественно – эстетическому развитию (конструирование из бумаги).

 

  1. Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников

Влияние оригами на развитие психических процессов у детей. Оригами являются действенным средством для развития мелкой моторики рук, играют большую роль в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка. Дети, занимающиеся оригами, приобретают такие качества, как усидчивость, целеустремленность, развивают собственный творческий потенциал, для таких дошкольников характерно желание творить и быстро получать результат своих действий.

Для того чтобы сделать поделку, ребенку необходимо запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания — все это стимулирует и развивает память, совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.

Развитие воображения. Одним из искусств, способствующих формированию познавательной деятельности воображения, является оригами. Складывая фигурки, соответствующие реальным персонажам, ребенок на практике осваивает и познает окружающий мир. С готовыми изделиями он выстраивает игровые ситуации, эмоционально окрашивая образы, возникающие в воображении.

Для оригами важно увидеть сущность предмета, его индивидуальность, подметить самое характерное и намекнуть на это. Ведь для настоящего искусства всегда достаточно только намека, а зритель должен доделывать, додумывать, досоздавать образ в своем воображении. Благодаря этому искусство оригами является одним из значительных факторов, стимулирующих воображение и формирующих предпосылки к творческой деятельности.

Развитие восприятия.

Освоение оригами начинается с изучения схем и складывания по ним различных фигурок животных, птиц и т. д. На этом этапе работы ребенку приходится сосредоточивать внимание на прочтении схемы складывания. Различные линии, стрелки указывают на правильный порядок работы. Неверное их прочтение не позволит достичь результата. Уже эта первоначальная работа направлена на развитие высшей формы восприятия — осмысленного визуального восприятия, которое связано с различными операциями мышления.

На следующем этапе ребенок сталкивается с бумагой. Здесь включается тактильное восприятие. Пальцами он воспринимает шероховатость поверхности, плотность, упругость бумаги, обращает внимание на цвет листа, его реакцию на сгиб. После такой работы ребенок начинает понимать, что такой простой предмет, как лист бумаги, обладает многими различными физическими свойствами, даже собственным запахом.

И, наконец, сама сложенная фигурка представляет большой интерес с точки зрения восприятия. Это не точная копия животного или птицы — это образ. Он далек от оригинала, но видящий ее без труда понимает, кто это — собака, кошка или птица. Часто можно определить даже породу, характер и настроение.

Из вышесказанного следует, что оригами формирует и развивает у ребенка такие важные свойства визуального восприятия, как:

  • целостность — свойство, позволяющее получить образ предмета во всем многообразии соотношений его свойств и сторон;
  • предметность — соотнесение наглядного образа с определенными предметами внешнего мира или моментами объективной действительности;
  • осмысленность — осознание того, что воспринимается;
  • обобщенность — восприятие единичного объекта как особого проявления общего класса объектов, однородных с данным по каким-либо признакам;
  • избирательность — преимущество выделения одних объектов по сравнению с другими, раскрывающее активность человеческого восприятия.

Развитие речи

Фигурка, сложенная из обычного листа бумаги, оживает в руках ребенка. Часто он отождествляет себя с игрушечным персонажем, представляет себя то трусливым зайцем, то злым волком, а то прекрасной царевной. Он разговаривает со своей игрушкой, что-то рассказывает, выдумывает самые невероятные истории. Так рождается сказка. Ребенок учится не только складывать, но и сочинять.

Использование поделок дает неисчерпаемые возможности для упражнения детей в пересказах — свободном художественном, кратком, выборочном.

Кроме того, обогащение словаря детей происходит и за счет новых слов, являющихся традиционными в среде оригамистов (оригами, кусудамы, модули, базовая форма и т. д.).

  1.  Учет специфики условий группы Учреждения

Групповое помещение подготовительной к школе группы №2 «Семицветик», оформлено в соответствии с возрастными особенностями детей  с учётом ФГОС ДО. Создана необходимая база игрового, демонстрационного и раздаточного материала, наглядно-методических и дидактических  пособий.

В образовательной деятельности используются единые формы работы:

  • совместная деятельность детей;
  • совместная деятельность взрослого и детей;
  • самостоятельная деятельность.

  1. Значимые для разработки и реализации Программы

характеристики

В подготовительной группе (6-7 лет) -16 детей.

Из них:

7 мальчиков (44%),

9 девочек (56%).  

Группа представляет собой слаженный, дружный коллектив. Дети могут прийти на помощь друг другу, умеют договариваться между собой.

  1.  Планируемые результаты освоения Программы

на этапе завершения дошкольного детства:

  • самостоятельно изготавливает основные базовые формы оригами «книжка», «дверь», «треугольник», «воздушный змей», «блинчик», «конфета», «квадрат».
  • знает основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
  • ориентируется на листе бумаги;
  • умеет самостоятельно намечать линии и тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба;
  • следует устным инструкциям при создании изделий оригами и композиций с изделиями, выполненными в технике оригами;
  • умеет украсить свою поделку, добавлять недостающие детали;
  • добивается конечного результата;
  • самостоятельно и справедливо оценивает конечный результат своей работы и работы сверстников.

1.9. Развивающее оценивание качества

образовательной деятельности по Программе

Основная задача диагностики освоения Программы заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком техники оригами и влияние конструктивной деятельности на интеллектуальное развитие ребенка.

Диагностические задания по результатам освоения Программы в соответствии с методиками Парамоной Я. Д. (Приложение 1.)

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

В содержательном разделе представлено описание модулей образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (конструирование из бумаги) созданной на основе методического пособия  «Оригами с детьми 3-7 лет» Дегтяревой В.Н.

2.1. Описание образовательной деятельности

В содержательном разделе Программы выделено четыре самостоятельных модуля:

Модуль 1 «Листопад в лесу»

Тема №1 «Знакомство детей с техникой оригами»

Тема №2 «Листики»

Тема №3 «Ежик»

Тема №4 «Грибная поляна»

Модуль 2 «Новый год у ворот»

Тема №1 «Новогодняя аппликация»

Тема №2 «Верные друзья»

 Тема №3 «Рябиновая ветвь»

Модуль 3 «Весна-красна» 

Тема №1 «Мамин праздник»

Тема №2 «Лес и животные»

Модуль 4 «Лето красное»

Тема №1 «Морское дно»

Тема №2 «Закрепление»

Модуль 1

«Листопад в лесу»

Тема №1 «Знакомство детей с техникой оригами»

Задачи. Знакомство  детей с техникой оригами на основе более сложных базовых форм: « Треугольник», «Конверт», «Двойной треугольник», « Воздушный змей»

Тема №2 «Листики»

Задачи. Научить детей складывать бумагу путем перегибания в несколько раз. Вырабатывать при этом четкость движений, ловкость рук.

Тема №3  «Ежик»

Задачи. Научить детей складывать бумагу путем перегибания в несколько раз. Вырабатывать при этом четкость движений, ловкость рук.

Тема №4 «Грибная поляна»

Задачи. Учить детей грамоте оригами, объяснить детям, что применение оригами позволяет выполнить предметную и сюжетную аппликацию. Учить правильно выбирать сюжет, перегибать квадрат по диагоналям, выворачивать уголки кверху.

Модуль 2

«Новый год у ворот»

Тема №1 Новогодняя аппликация»

Задачи. Учить детей совмещать верхний угол с нижним, делить угол пополам. Перегибать по всем линиям одновременно.

Тема №2 «Верные друзья»

Задачи. Учить детей складывать одноэтажный домик путем перегибания бумаги пополам, в разных направлениях, определять линию сгиба «на глазок».

Тема №3  ««Рябиновая ветвь»

Задачи. Учить детей складывать квадрат углом кверху, делить на два равных треугольника по намеченной линии, совмещать противоположные острые углы.

Модуль 3

«Весна-красна»

Тема №1 «Мамин праздник»

Задачи. Продолжать учить детей складывать поделки методом оригами, сворачивать базовые формы, оказывать помощь товарищам, развивать внимание, усидчивость.

Тема №2 «Лес и животные»

Задачи. Учить детей работать аккуратно с бумагой, сворачивать в разных направлениях, склеивать уголки. Воспитывать аккуратность при работе.

Модуль 4

«Лето красное»

Тема №1 «Морское дно»

Задачи. Учить детей работать в несколько этапов.

Тема № 2 «Закрепление»

Задачи. Подведение итогов, изготовление игрушек по желанию детей.

  1. Описание форм, способов, технологий,

методов и средств реализации Программы

Занятие оригами является и своеобразной психотерапией, способной отвлечь от тревог: складывая из бумаги, ребенок поневоле концентрирует свое внимание на этом процессе. Кроме того, оригами способствует стимуляции активности как левого, так и правого полушарий головного мозга, поскольку требует одновременного контроля над движением рук.

Вся организованная образовательная деятельность проходят в форме игры. Педагог учит внимательно наблюдать и понимать красоту и творить ее своими руками. Во время образовательной деятельности дети не просто осваивают формальную технику складывания фигур из бумаги, а приобщаются к творческому акту восприятия и созидания прекрасного.

Складывая игрушки из бумаги, дети сосредоточены, увлечены, заинтересованы, погружены в мир фантазии, а все это является для психической жизни своеобразным «витамином», укрепляющим защитные механизмы личности..

Оригами существенно ограничивает возможность грубых действий с материалом: только очень точными, аккуратными, даже «нежными» пальцами можно сделать игрушку. 

Очень большое значение имеет сотрудничество детей во время образовательной деятельности. Во время образовательной деятельности дети с удовольствием помогают друг другу.

Кроме того, в Программе предусмотрена образовательная деятельность, при  которой выполняются коллективные работы. Такого рода деятельность формируют чувство ответственности, товарищества и, самое главное, чувство благодарности и радости от совместного творчества. В процессе совместного создания коллективной работы дети обмениваются опытом и эмоциональными переживаниями. Постоянно делая акцент на том, что получившаяся в результате красивая вещь, подарок должны нести радость, а радость — это то, что вложил в работу тот, кто ее сделал, педагог учит детей не ссориться, не ругаться, не злиться во время совместной деятельности.

В соответствии с Программой, дети начинают делать сразу достаточно сложные игрушки, не застревая подолгу на освоении базовых форм. Это поддерживает их интерес, а также способствует развитию собственно творческого начала. Дети, выполняя сложную игрушку, не всегда могут удерживать во внутреннем плане предполагаемый результат и начинают играть с промежуточными формами, придавая им собственный смысл, придумывая новые образы. Педагогу не следует ограничивать детей в этом, однако можно помочь ребенку довести начатое до конца, чтобы он мог увидеть результат. Таким образом, в процессе выполнения одного изделия дети могут испытать встречу с разными образами и пережить разные чувства.

Схема проведения организованной образовательной деятельности

  1. Подготовка (подготовительная фаза):
  • определение темы и цели образовательной деятельности;
  • определение ключевых характеристик понятий, навыков, которые будут приобретаться детьми;
  • принятие решения о типе осуществляемых детьми действий, характере обратной связи, способах подачи учебного материала.
  1. Обучение (фаза активного обучения путем взаимодействия воспитателя с ребенком):
  • объяснение нового материала, которым дети должны овладеть в процессе образовательной деятельности;
  • обеспечение примеров, дающих представление обо всем диапазоне изученных понятий, терминов;
  • побуждение детей к объяснению новых понятий посредством вопросов, подсказок, выдвижения гипотез;
  • обеспечение обратной связи с деятельностью детей на всех стадиях общения;
  1. Оценивание (фаза оценивания результатов образовательной деятельности):
  • проверка умения детей применять усвоенное в новых ситуациях;
  • оценка интереса детей к изучаемому предмету, теме;
  • сравнение достижений детей с целями и задачами данного занятия, темы, модуля, курса в целом.

Основные виды действий:

  • репродуктивные действия — достижение результата, близкого к образцу;
  • мыслительные действия — установление причинно-следственных связей, выделение в объекте его составляющих, поиск отличия и сходства (анализ, синтез, обобщение);
  • контрольные действия — сверка продукта своей деятельности с образцом с целью найти ошибку, оценить результат своей деятельности и деятельности других (анализ — самоанализ, контроль — самоконтроль);
  • продуктивные действия — создание нового продукта, не существовавшего до момента его создания (творческие разработки, работы для выставки, наглядные и дидактические пособия и прочие разработки по собственному замыслу).

Общие правила при обучении технике оригами.

  • воспитателям:
  1. Заготовки для детей воспитатель выполняет заранее, до занятий. Заготовка имеет точно квадратную форму, бумага должна быть хорошо сгибающейся, цветной или белой (в зависимости от темы занятия). Заготовка у воспитателя в два раза больше, чем у детей.
  2. Обучение складыванию любой поделки ведется по схеме, по этапам («Делай как я!»). При показе не должно быть лишних сгибов.
  3. Игрушку выполняют вместе с воспитателем, затем дети самостоятельно изготавливают фигурку (затрудняющимся детям воспитатель оказывает помощь).
  4. Максимум внимания необходимо уделять отстающим детям. Новый материал с ними нужно начинать усваивать раньше, чем со всей группой детей. (Опережать, а не догонять группу.).
  5. Необходимо постоянно поощрять все усилия ребенка и само его стремление узнать новое, научиться чему-то.
  • детям:
  1. Держи фигурку так, как она нарисована на схеме, или так, как ее держит воспитатель.
  2. Линии сгиба тщательно проглаживай. Складывай фигурки только на столе. При делении квадрата по диагонали углы должны точно совпадать.
  3. Работай молча, не мешай товарищу.
  4. Научился сам — научи другого.
  5. После работы наведи порядок на столе.

Материалы и инструменты.

  • бумага. Бумага различается по толщине, цвету, качеству и размерам.
  1. Газетная бумага — из нее можно изготавливать «одноразовые» оригами, например пилотку.
  2. Бумага афишная цветная, а также журналы, мягкие обложки — во время ООД по оригами такую бумагу можно использовать ради получения красочных изделий, а также различных эффектов.
  3. Писчая, почтовая бумага, бумага для ксерокопирования — легко складывается, ее можно окрашивать различными способами.
  4. Специальная бумага для оригами — имеет стороны разного цвета, например красная — зеленая, синяя — желтая, оранжевая — фиолетовая.
  5. Мраморная бумага — имитирует мраморную поверхность, ее можно изготовить самостоятельно различными способами: набрызгом, монотипией, масляная краска + бензин + вода.
  6. Бумага самоклеящаяся (глянцевая, матовая, разных цветов) — на обратной стороне можно сделать разметку, срезать лишнее, снять пленку и нанести на фон нужного цвета бумагу, прижав к основе.
  7. Обойная бумага — используется для создания крупных оригами
  • клей, кисти, ножницы. В большинстве случаев фигурки оригами создаются без помощи клея, для закрепления используются кармашки.
  1. Клей ПВА используется для соединения между собой модулей при создании кусадам. Этот клей не оставляет следов после высыхания.
  2. Размер кисти зависит от величины работы, на которую надо нанести клей.
  3. Ножницы следует выбирать только с закругленными концами. У всех ножниц должны быть хорошо двигающиеся рычаги. При работе кольца ножниц надевают на большой и средний пальцы правой (левши — левой) руки. Указательный палец придерживает нижнее кольцо ножниц сверху, а безымянный и мизинец помогают придерживать его снизу. Взрослому необходимо следить, чтобы разрез получался ровный, красивый, без зазубрин.
  4. При вырезании кирикоми - оригами необходимо пользоваться маленькими ножницами с острыми концами (вырезание середины, лишней части рисунка и т. п.).

  1. Взаимодействие педагогов с семьями дошкольников

Основная цель взаимодействия педагогов группы с семьей – создание в группе необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.  

Задачи, решаемые в процессе организации взаимодействия с семьями воспитанников: 

  1. Приобщение родителей к участию в жизни Учреждения.
  2. Повышение педагогической культуры родителей.

Взаимодействие педагогов группы и семьи строится на следующих принципах:

  • Принцип личной ориентации - уважение индивидуальных семейных традиций, ориентация на удовлетворение образовательных потребностей;
  • Принцип социального партнерства - открытость в решении общих вопросов воспитания и обучения, участие родителей в самоуправлении.

Система взаимодействия Учреждения с семьями воспитанников

Направления взаимодействия

Формы взаимодействия

Изучение семьи, запросов, уровня психолого - педагогической компетентности.

  • Беседы
  • Анкетирование.
  • Проведение мониторинга потребностей семей в дополнительных услугах.

Информирование родителей

  • Информационные стенды.
  • Личные беседы.
  • Общение по телефону.
  • Родительские собрания
  • Официальный сайт Учреждение.
  • Объявления.
  • Памятки.

Консультирование родителей

  • Консультирование по различным вопросам (индивидуальное,  семейное, очное, дистанционное консультирование)

Просвещение и обучение родителей

  • Официальный сайт Учреждения;
  • Папки – передвижки;
  • Папки – раскладушки

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

  1. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

Программа предполагает создание следующих психолого-педагогических условий, обеспечивающих развитие ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями и интересами.

  1. Личностно-порождающее взаимодействие взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; обеспечивается опора на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков.
  2. Ориентированность педагогической оценки на относительные показатели детской успешности, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, стимулирование самооценки.
  3. Формирование игры как важнейшего фактора развития ребенка.
  4. Создание  развивающей  образовательной  среды,  способствующей  физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
  5. Участие семьи как необходимое условие для полноценного развития ребенка дошкольного возраста.

  1.  Особенности развивающей предметно-пространственной среды

Для реализации Программы в подготовительной к школе группе создана развивающая предметно – пространственная среда по конструированию из бумаги (оригами), которая представляет собой своеобразный конструктивно-творческий комплекс.

Организация РППС по развитию конструирования из бумаги (оригами) в соответствии с федеральным образовательным стандартом дошкольного образования отвечает следующим требованиям.

Насыщенность. РППС по организации конструирования из бумаги (оригами) имеет разнообразие материалов, оборудования и инвентаря. Она обеспечивает творческую активность всех воспитанников, их эмоциональное благополучие, эстетическое развитие  и возможность самовыражения.

Трансформируемость пространства. Предполагает возможность изменений РППС  в зависимости от образовательной ситуации.  Все элементы комплекса по конструированию из бумаги (оригами) могут преобразовываться самыми разными способами.

Полифункциональность материалов. Наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов.

Вариативность среды. Наличие различных пространств для реализации изобразительной деятельности. Периодическая сменяемость, обновление РППС, ее эстетическое и интеллектуальное насыщение с учетом специфики восприятия ребенком, позволяет решать задачи развития творческой активности детей.

Доступность среды. Материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления конструирования из бумаги находятся в поле зрения ребенка. Расходные материалы эстетичны, отвечают требованиям СанПин. Выставочные места доступны для обзора детям.

Безопасность. Оборудование соответствует возрастным особенностям детей (с учетом требований антропометрии, психофизиологии восприятия цвета, формы, величины).

Для полноценной реализации Программы в группе созданы оптимальные условия: группа хорошо  освещена комбинированным освещением (естественное + искусственное); оборудована удобными столами, стульями по возрасту и количеству детей; имеется демонстрационная доска для показа схем, стеллажи для выставки образцов и готовых изделий.

В развивающей предметно – пространственной среде группы создан центр оригами «Волшебный квадрат» оснащенный в достаточном количестве материалами, оборудованием и пособиями.

Материально-технические

  • пооперационные карты;
  • схемы;
  • шаблоны-развертки;
  • бумага формата А2, А3;
  • тонированная бумага разных цветов;
  • двусторонняя бумага;
  • салфетки;
  • картон;
  • газетная бумага;
  • бумага афишная цветная, а также журналы, мягкие обложки;
  • писчая, почтовая бумага, бумага для ксерокопирования;
  • специальная бумага для оригами;
  • мраморная бумага;
  • бумага самоклеящаяся (глянцевая, матовая, разных цветов); 
  • фломастеры;
  • цветная бумага разных размеров;
  • ножницы квадраты разной величины (5х5,6х6,8х8).,
  • клей;
  • кисти для клея;
  • восковые мелки.
  • простые карандаши,
  • фигурные компостеры, белая бумага
  • украшения (бисер, блестки т.д.)

Информационные

  • методическая литература;
  • различные энциклопедии для дошкольников;
  • пособия;
  • схемы;
  • таблицы;
  • дидактические пособия;
  • игры с конструктором;
  • ИКТ;

  1. Планирование образовательной деятельности

Конструирование из бумаги (оригами) с детьми 6-7 лет  реализуется в соответствии с содержанием Программы в режиме дня в виде организованной образовательной деятельности, форме  конструктивно-модельной деятельности по художественно-эстетическому развитию  2 раза в неделю, длительностью 25-30 минут.

Построение образовательной деятельности конструктивно-модельной деятельности  вокруг одной темы  развивает у детей внимание,  мышление,  сосредоточенность и наблюдательность, активизирует творческую деятельность детей, поднимая ее на более высокий социальный уровень.

  1. Методическое обеспечение программы
  1. Арсентьева Л.Ю., Лучшие Оригами. 250 оригинальных моделей.М.: «РИПОЛ классик»,2008
  2. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997
  3. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветущий сад оригами. Санкт-Петербург, «Химия», 1995
  4. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Цветы и вазы оригами. С-Пб, «Кристалл», 2002
  5. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. – М.: Просвещение, 1992.
  6. Гончар В.Игрушки из бумаги, М.: Аким, 1997
  7. Долженко Г.И. 100 оригами. Ярославль, «Академия развития», 1999
  8. Иголкина О.В./Альбом для детского творчества. Оригами/ Издательство «Клуб семейного досуга» Белгород, 2012г.
  9. Нагибина М. И. Из простой бумаги мастерим, как маги: Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия К, 2013.
  10. Соколова С. В. Оригами для дошкольников: Методическое пособие для воспитателе ДОУ. — СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2009.
  11. Соколова С. Театр оригами: игрушки из бумаги. — СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2009.
  12. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка.- Ярославль: «Академия развития», 2008.
  13. Художественно – творческая деятельность. Оригами: тематические, сюжетные, игровые занятия с детьми 5-7 лет / авт.-сост. И.А. Рябкова, О.А. Дюрлюкова. – Волгоград: Учитель, 2011.
  14. О.Щеглова, А.Щеглова Все об оригами. Оригами от А до Я. Ростов н./Д: Владис: М.: РИПОЛ Классик, 2008. – 416с., с ил.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

 ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБЪЕДИНЕНИЯ ПО ИНТЕРЕСАМ ««ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»,

РАЗРАБОТАНЫЕ В СООТВЕТСТВИИ С МЕТОДИКАМИ ПАРАМОНОЙ Я. Д.

№ п/п

Ф. И. ребенка

Знание основных геометрических форм

Умение сделать простейшие базовые формы оригами: «дверь», «треугольник», «воздушный змей», «блин».

Умение следовать устным инструкциям

Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков

Средний показатель результатов

(в баллах и %)

Диагностический инструментарий

Показатели

3 балла (высокий уровень)

2 балла (средний уровень)

1 балл (низкий уровень)

Знание основных геометрических форм.

Знает основные геометрические понятия.

Знает с помощью педагога или товарищей.

Не знает.

Умение сделать простейшие базовые формы оригами: «дверь», «треугольник», «воздушный змей», «блин».

Делает самостоятельно.

Делает с помощью педагога или товарищей.

Не может сделать.

Умение следовать устным инструкциям

Делает самостоятельно

Делает с помощью педагога или товарищей

Не может сделать.

Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков. Оцениваются умения: организовать свое рабочее место, рационально использовать необходимые материалы, аккуратность выполнения работы.

Умеет организовать свое рабочее место, рационально   использует необходимые материалы, аккуратно выполняет работы.

Не умеет организовать свое рабочее место, рационально использует необходимые материалы, не аккуратно выполняет работы.

Не умеет организовать свое рабочее место, не рационально использует необходимые материалы, не аккуратно выполняет работы. 

Приложение 2.

ОПИСАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ

ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В РАМКАХ МОДУЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Модуль 1 «Листопад в лесу»

Тема №1 «Знакомство детей с техникой оригами»

Задачи. Знакомство  детей с техникой оригами на основе более сложных базовых форм: « Треугольник», «Конверт», «Двойной треугольник», « Воздушный змей».

сентябрь

Занятие №1 «Конверт»

Занятие №2 «Двойной треугольник»

Занятие №3 «Воздушный змей»

Занятие №4  «Двойной треугольник» - закрепить занятие №2

Занятие №5 «Воздушный змей» - закрепить занятие №3

Занятие №6 «Конверт» - закрепить занятие №1

Тема №2 «Листики»

Задачи. Научить детей складывать бумагу путем перегибания в несколько раз. Вырабатывать при этом четкость движений, ловкость рук.

октябрь

Занятие №1 «Листики»

Занятие №2  «Листики»   - закрепить занятие №1

Тема №3  «Ежик»

Задачи. Научить детей складывать бумагу путем перегибания в несколько раз. Вырабатывать при этом четкость движений, ловкость рук.

октябрь

Занятие №5 «Ёжик»

Занятие №6  «Ёжик» - закрепить занятие №5

Тема №4 «Грибная поляна»

Задачи. Учить детей грамоте оригами, объяснить детям, что применение оригами позволяет выполнить предметную и сюжетную аппликацию. Учить правильно выбирать сюжет, перегибать квадрат по диагоналям, выворачивать уголки кверху.

ноябрь

Занятие № 1  «Подберезовик»

Занятие № 2 «Подберезовик» -  закрепить занятие №1 с усложнением элементов: скругление шляпки гриба.

Занятие № 3 «Летящий гусь»

Занятие № 4  «Летящий гусь» -   закрепление – стая гусей

Занятие № 5 «Травка»

Занятие № 6 «Травка» -  закрепить занятие №5,   прикрепить пучки травы к пояскам грибов.

Занятие № 7     «Грибная пора» - коллективная аппликация

Модуль 2

«Новый год у ворот»

Тема №1  «Новогодняя аппликация»

Задачи. Учить детей совмещать верхний угол с нижним, делить угол пополам. Перегибать по всем линиям одновременно.

Декабрь

Занятие № 1  «Снежинки, звездочки»

Занятие № 2 «Снежинки, звездочки» - закрепить занятие №1

Занятие № 3 «Шапочки для подарков во время колядок»

Занятие № 4  «Шапочки для подарков во время колядок» - закрепить занятие №3

Занятие № 5 «Елочка»

Занятие № 6 «Новогодняя аппликация»

Тема №2 «Верные друзья»

Задачи. Учить детей складывать одноэтажный домик путем перегибания бумаги пополам, в разных направлениях, определять линию сгиба «на глазок».

январь

Занятие № 1  «Домик»

Занятие № 2 «Домик с крышей»

Занятие № 3 «Морозные узоры»

Занятие № 4  «Котенок»

Занятие № 5 «Собачка»

Занятие № 6 «Верные друзья» -  коллективная аппликация

Тема №3 «Рябиновая ветвь»

Задачи. Учить детей складывать квадрат углом кверху, делить на два равных треугольника по намеченной линии, совмещать противоположные острые углы.

февраль

Занятие № 1  «Голубь»

Занятие № 2 «Голубь» -  усложнение поделки: одно крыло повернуть наверх.

Занятие № 3 «Утка»

Занятие № 4  «Утка» -   закрепление - утки на озере

Занятие № 5 «Снегирь»

Занятие № 6 «Снегирь» -  закрепить занятие №5  с усложнением.

Занятие № 7     «Рябиновая ветвь»

Модуль 3

«Весна-красна»

Тема №1 «Мамин праздник»

Задачи. Продолжать учить детей складывать поделки методом оригами, сворачивать базовые формы, оказывать помощь товарищам, развивать внимание, усидчивость.

март

Занятие № 1  «Солнышко»

Занятие № 2 «Солнышко» -  дополнить солнышко кругом  и нарисовать в нем рожицу.

Занятие № 3, 4, 5, 6  Мамин праздник: изготовление цветов: тюльпанов, хризантем. Делать отдельные лепестки цветов, затем наклеивать  на бумагу, собирая их в цветочек.

Тема №2 «Лес и животные»

Задачи. Учить детей работать аккуратно с бумагой, сворачивать в разных направлениях, склеивать уголки. Воспитывать аккуратность при работе.

апрель

Занятие № 1  «Кораблик»

Занятие № 2 «Кораблик» -  закрепить занятие №1

Занятие № 3 «Кораблик с трубой»

Занятие № 4  «Собака – кусака, лиса»

Занятие № 5 «Собака – кусака, лиса» - закрепить занятие №4

Занятие № 6 «Лес и животные»» -  коллективная аппликация

Модуль 4

«Лето красное»

Тема №1 «Морское дно»

Задачи. Учить детей работать в несколько этапов.

май

Занятие № 1  «Рыбки»

Занятие № 2 «Морское дно» - коллективная композиция

Занятие № 3, 4 -  подведение итогов, изготовление игрушек по желанию детей.

Тема № 2 «Закрепление»

Задачи. Подведение итогов, изготовление игрушек по желанию детей.

май

Занятие № 5, 6 -  подведение итогов, изготовление игрушек по желанию детей.

Приложение 3.

ПЛАН

ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

№ п/п

Название

Период

1.

Консультация «Волшебная бумага»

сентябрь

2.

Консультация «Что такое оригами? Советы родителям».

октябрь

3.

Оформление стенда «Мастерим вместе»

ноябрь

4.

Консультация «Лечебные свойства оригами»

декабрь

5.

Консультация  «Влияние оригами на развитие речи дошкольников»

февраль

6.

Методические рекомендации «Польза занятий оригами для детей дошкольного возраста»

март

7.

Консультация «Удивительные занятия оригами»

апрель

8.

Консультация «Чем занять ребёнка дома. Техника оригами»

май



Предварительный просмотр:

Сокращение процесса систематизации консультативного материала для родителей посредством визуализаций.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа Образовательная область: Художественно – эстетическое развитие Вид организованной образовательной деятельности: Лепка. Аппликация. Рисование. Возрастная группа: 6-7 лет

Рабочая программаОбразовательная область:Художественно – эстетическое развитиеВид организованной образовательнойдеятельности: Лепка. Аппликация. Рисование. Возрастная группа: 6-7 летСведения о ра...

Рабочая программа по реализации основной образовательной программы. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие. Музыка»

Программа определяет основные  направления,  условия  и  средства  развития   ребенка  в  музыкальной  деятельности,  ка...

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Художественно-эстетическое развитие". Конспекты образовательной деятельности

Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунк...

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Художественно-эстетическое развитие". Конспекты образовательной деятельности

Художественно-эстетическая деятельность – деятельность специфическая для детей, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть себя, свои возможности, ощутить продукт своей деятельности (рисунк...

Методическое обеспечение рабочей программы образовательной области "Художественно-эстетическое развитие". Конспекты образовательной деятельности

Художественно-эстетическое воспитание – целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и...

Рабочая программа по освоению общеобразовательной программы. Образовательная область "Художественно - эстетическое развитие".

Программа от 1,6лет до прекращения образовательных отношений. Срок реализации 2021-2023 г....

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ» РАЗДЕЛ «МУЗЫКА» НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММАПО РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»РАЗДЕЛ «МУЗЫКА»      ...