Мастер-класс «Формирование элементарных математических представлений у детей среднего и старшего возраста по средствам ТИКО-моделирования»
материал по конструированию, ручному труду

Анна Алексеевна Иванова

Презентация и конспект

Скачать:


Предварительный просмотр:

Добрый день, педагоги и  уважаемые эксперты!  

Вашему вниманию представляю мастер-класс  «Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством ТИКО-моделирования» - Слайд 1

     В настоящее время существуют множество инновационных технологий, методик, применяемых в дошкольных образовательных организациях. Наиболее популярной технологией на сегодняшний день, на мой взгляд, считается конструирование.

Как вы считаете, почему же именно конструированию стоит уделять особое внимание в дошкольном возрасте? (ответы участников) 

Обучение конструированию, по мнению Анны Витальевны  Белошистой, способствует как формированию общих конструктивных умений, так и в целом развитию всех познавательных процессов детей дошкольного возраста.

Учитывая требования ФГОС дошкольного образования по созданию развивающей предметно-пространственной среды, принципиально важное значение имеет сегодня наполнение среды современными конструкторами, в том числе ТИКО.

Коллеги, что же такое ТИКО? (ответы участников)

Оригинальный объемный Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения (ТИКО), который не имеет отечественных аналогов и состоит из 21 различного плоского многоугольника с длиной стороны 5 и 10 см. 

С 2002 года Тико производит НПО (научно-производственное объединение) "РАНТИС".

Существует 12 наборов конструктора ТИКО: на слайде
1. Фантазёр
2. Геометрия
3. Школьник
4. Архимед
5. Класс
6. Шары
7. Платоновы тела
8. Малыш
9. Арифметика
10. Грамматика
11. Эрудит
12. Английский язык

В составе ТИКО: треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники.

Яркие плоскостные фигуры из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д. Возможности этого конструктора можно перечислять бесконечно.

И сегодня я предлагаю вам выполнить модели из ТИКО, которые можно использовать в деятельности по формированию элементарных математических представлений у дошкольников.

Для практической части я предлагаю вам разделиться на четыре пары по цвету ваших бейджиков.

Первое задание: с помощью деталей ТИКО сконструировать «Цифровой коврик».  Каждой паре нужно по инструкции  собрать одну из четырех частей коврика. Затем вам нужно соединить полученные   плоскостные треугольники с цифрами посередине в один цифровой коврик.

Пока вы моделируете цифровой коврик, я немного расскажу, как  можно использовать ТИКО в деятельности по математике.

Набор «ТИКО «Геометрия» помогает запомнить  названия и облик плоскостных фигур (треугольники: равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники, восьмиугольники).  Изучая форму и конструкцию предметов окружающего мира, дети знакомятся с понятиями «многоугольник», «пирамида», «призма», «ребро», «грань», «угол», «основание». Количество и разнообразие деталей по форме в наборе позволяет конструировать любые объемные фигуры - куб, тетраэдр, призмы, пирамиды и др., и изучить основы геометрии: объемы тел, пространственные фигуры и их развертки, изометрические проекции тел на плоскости. Кроме того, старшие дошкольники получают первоначальные представления о взаимосвязи формы геометрического тела с этими понятиями.

Набор «ТИКО «Арифметика» содержит цифры и арифметические знаки, предназначен для обучения детей счёту (количественному и порядковому), позволяет составлять примеры на арифметические действия. Также с помощью данного набора конструктора можно записывать решение задач с различными вычислительными действиями. Работая с «ТИКО «Арифметика», дети моделируют разнообразные ситуации расположения объектов в пространстве и на плоскости, осваивают понятия «над», «под», «между», «вверх», «вниз», «влево», «вправо».

Решая задачи по направлению «математическое развитие дошкольников», можно использовать конструктор ТИКО в различных разделах образовательной программы:

  • «Количество и счет»:

- «Цифровая дорожка» (закрепляем умения детей составлять цифровой ряд (числовой луч) чисел от 1 до 10 и обратно),

- «Цифровой конструктор» (способствуем запоминанию цифр через выкладывание их из отдельных деталей конструктора),

- «Какое число рядом» (упражняем в определении последующего и предыдущего числа к названному),

- «Найди пару» (закрепляем умение детей устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой).

  • «Геометрические фигуры»:

- «Найди предмет» (учим сопоставлять формы предметов – плоскостные с объемными),

- «Мастерская форм» (формируем умение воспроизводить разновидности геометрических фигур).

  • «Ориентировка в пространстве»:

- «Расскажи про свой узор» (способствуем овладению пространственными представлениями (слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, середина),

- «Что изменилось?» (закреплять знание пространственных представлений «справа-слева», «впереди – сзади»)

  • «Величина»:

- «Похож – не похож» (формируем умение сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине),

- «Умные квадраты» (формируем умение сравнивать отрезки различной длины).

В процессе этой деятельности детям кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.

«Цифровой коврик» готов!

Как можно его использовать в деятельности по математике? Какие задачи можно решать с помощью этого пособия?

Задача данного дидактического пособия, опознать цифру;

какая цифра - столько и предметов должно поместиться на каждой части треугольника.

Также с этим пособием можно закрепить понятие «большее или меньшее число», определить, какая цифра лишняя на коврике.

Следующее задание:

С помощью ТИКО конструктора предлагаю построить модель часов. Обратите внимание на схему, круг разделён по цветовой гамме на четыре части. Выполнять задание вы будете в парах, каждая пара собирает одну часть часов и наклеивает на нее цифры. Затем все части нужно объединить в одно целое.

ПОКА ВЫПОЛНЯЮТ ЗАДАНИЕ:

В  деятельности можно использовать следующие формы работы:

Конструирование по образцу заключается в том, что детям предлагается готовая модель того, что нужно построить. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании.

Конструирование по условиям основано на том, что образца нет, а детям задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки - большим). Это формирует у детей умение анализировать условия и уже на этой основе строить свою практическую деятельность достаточно сложной структуры.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам заключается в практическом создании детьми конструкций по простым чертежам-схемам.

Конструирование по замыслу по сравнению с конструированием по образцу обладает большими возможностями для развертывания творчества детей, для проявления их самостоятельности; здесь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать.

Конструирование по теме (проекту) – это форма конструирования, которая очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Конструирование по заданной теме использую для закрепление знаний и умений.

Модель закончена:  получилось универсальное пособие, по нему можно изучать и время, а также, четыре времени года, 4 части суток - практически несколько тем связанных с ориентированием во времени.

Эти два  пособие дети могут сами и построить.

  Сегодня на мастер-классе я постаралась показать некоторые из многочисленных возможностей использования ТИКО конструктора в процессе формирования математических способностей у детей старшего дошкольного возраста. Слайд 8.

Конструктор Тико – универсальное средство для развития детей. Это увлекательный материал для создания математических моделей с помощью конструктора ТИКО и использования их в деятельности по формированию математических представлений. С конструктором ТИКО вместе с детьми мы играем и обучаемся.

Слайд 9. И в завершении, ТИКО - квадраты красного, желтого, зелёного цветов мы используем в конце занятия для самооценки. (слайд самооценка).

У меня что-то не получилось - поднимаем- красный квадрат.

У меня не всё получилось - жёлтый квадрат!

У меня всё получилось! - зелёный квадрат.

Я надеюсь, что в конце нашего занятия все педагоги поднимут зеленые квадраты, ведь, работая с конструктором ТИКО - у вас всё получилось!

Спасибо, уважаемые коллеги, за внимание и сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по формированию элементарных математических представлений у детей второй младшей группы

В этом году я работаю над темой самообразования "Дидактические игры в процессе формирования элементарных математических знаний у детей второй младшей группы". Отчёт по теме самообразования провела в в...

Мастер - класс «Мешочки с секретом» по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы .

laquo;Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»                                ...

Мастер – класс по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы.

Продолжать знакомить детей с образованием числа 5, учить считать в пределах 5, отвечать на вопрос «сколько?»закрепить умение считать на ощупь;упражнять в различении геометрических фигур, у...

План работы по самообразованию 2022-2023 г.г Тема:"Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста по средствам дидактических игр"

План работы по самообразованию 2022-2023 г.г Тема:"Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста по средствам дидактических игр"...

Мастер – класс тему «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность»

Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось показать роль игры как средство формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста. Вооружить педагогов практическ...