«Леготека» Программа развития технической направленности по LEGO – конструированию для детей старшего дошкольного возраста
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)
Современное образование ориентировано на усвоение определённой суммы знаний. Вместе с тем необходимо развивать личность ребенка, его познавательные способности. Конструкторы Лего стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают жить в мире фантазий, развивают способность к интерпретации и самовыражению. Лего – конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более наборов Лего, можно собрать неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_legoteka_2019.docx | 264.24 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №499 комбинированного вида «Гнездышко» города Новосибирска
ПРИНЯТА на педагогическом совете № 1 от «30» августа 2019 г. | УТВЕРЖДЕНА Заведующий МКДОУ д/с 499 ____________Платонова М.В. |
«Леготека»
Программа развития
технической направленности
по LEGO – конструированию
для детей старшего дошкольного возраста
г. Новосибирск 2019 г
Паспорт программы
Полное наименование программы | «Леготека». Программа развития направленности по LEGO – конструированию для детей старшего дошкольного возраста |
Основания для разработки Программы |
|
Составители Программы | Педагоги МКДОУ д/с № 499 воспитатели: Кошкова М. Г.; Остапенко А. В. |
Целевая группа | Дети от 5 до 7 лет |
Цель Программы | Создание благоприятных условий для развития у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO – конструирования |
Задачи программы |
|
Краткое содержание программы | Программа обусловлена развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. В образовательной деятельности используются три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу. Конструирование по образцу – когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома). При конструировании по условиям – образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки – большим). Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких – либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности детей. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь по программе «LEGO», дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. Изучение каждой темы завершается итоговым продуктом, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическими результатами. |
Программно – методическое обеспечение | 1. Е.В. Фешина. «Лего - конструирование в детском саду» - М.: Творческий центр «Сфера», 2012 г. 2. А. Бедфорд. «Большая книга LEGO» - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г. 3. М.С. Ишмакова. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» - ИПЦ Маска, 2013 г. 4. О. В.Дыбина. Творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр «Сфера», 2002 г. 5. Л. Г.Комарова. Строим из LEGO / Л. Г. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006 г. 6. Строим из ЛЕГО (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО)./ Давидчук А. Н. - М.: "ЛИНКА-ПРЕСС", 2001г. |
Сроки реализации программы | 2 года |
Ожидаемые результаты программы | - У ребенка сформирован устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание творить, экспериментировать, изобретать. - У ребенка развита способность к самостоятельному анализу сооружений, конструкций, чертежей, схем с точки зрения практического назначения объектов, он овладевает умением работать в конструировании по условиям, темам, замыслу. - Ребенок может использовать готовые чертежи и схемы и вносить в конструкции свои изменения, он овладевает приемами индивидуального и совместного конструирования. - У ребенка хорошо развита мелкая моторика рук. - У детей старшего дошкольного возраста сформированы умения практически применять свои знания, по – разному подходить к решению проблем, планировать свои действия для достижения результата. - У ребенка развит эстетический вкус. - В ходе конструкторской деятельности дети умеют договариваться, они слышат друг друга, могут распределять роли в процессе совместного изготовления макетов. |
Содержание:
1 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | ||
1.1. | Пояснительная записка | 6 |
1.2. | Цель, задачи, Лего – конструирования | 8 |
1.3 | Основные принципы по Лего – конструированию | 8 |
1.4. | Планируемые результаты освоения программы | 9 |
1.5. | Мониторинг освоения программы | 9 |
2. | СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | |
2.1. | Содержание образовательной деятельности | 10 |
2.2. | Методы и приемы, используемые при реализации программы | 12 |
2.3. | Современные образовательные технологии | 16 |
2.4. | Особенности взаимодействия с семьями | 18 |
3. | ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | |
3.1. | Тематическое планирование | 20 |
3.2. | Описание материально – технического обеспечения программы | 27 |
3.3. | Обеспеченность методическими материалами | 28 |
3.4. | Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий | 28 |
3.5. | Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды | 28 |
3.6. | Сетевое взаимодействие по вопросам реализации | 29 |
Приложение | 30 |
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
Игрушки, игры – одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребёнка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер, что положительно влияет на социальное здоровье дошкольника. Такими играми нового типа являются Легоконструкторы, которые при всём своём разнообразии исходят из общей идеи и обладают характерными особенностями. Каждая игра с конструктором представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью деталей из конструктора. Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, рисунка, фотографии, чертежа, устной инструкции и т.п. и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации. Постепенное возрастание трудности задач в конструировании позволяет ребёнку идти вперёд и совершенствоваться самостоятельно, т.е. развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, где всё объясняется и где формируются только исполнительские черты в ребёнке. Большинство игр с конструктором не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям составлять новые варианты заданий и придумывать новые игры с конструктором, т.е. заниматься творческой деятельностью. Так моделирование из Лего – конструкторов позволяет разрешить сразу несколько проблем, связанных с развитием творческих способностей, воображения, интеллектуальной активности; формированием на основе создания общих построек коммуникативных навыков: умением в совместной деятельности высказывать свои предложения, советы, просьбы, в вежливой форме отвечать на вопросы; доброжелательно предлагать помощь; объединяться в игре в пары, микрогруппы.
Актуальность. Современное образование ориентировано на усвоение определённой суммы знаний. Вместе с тем необходимо развивать личность ребенка, его познавательные способности. Конструкторы Лего стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают жить в мире фантазий, развивают способность к интерпретации и самовыражению. Лего – конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более наборов Лего, можно собрать неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игры.
Программа «Леготека» разработана на основе методического пособия Е.В. Фешиной «Лего – конструирование в детском саду» - М.: Творческий центр «Сфера», 2012 г.
Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность LEGO – конструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей в «LEGO–конструировании» открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.
Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. LEGO – конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивногосотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения.
Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.
В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи.
- Цель, задачи Лего – конструирования
Цель: создание благоприятных условий для развития у дошкольников первоначальных конструкторских умений на основе LEGO – конструирования.
Задачи:
− Развивать у дошкольников интерес к конструированию, стимулировать детское техническое творчество.
- Приобщать детей к миру технического изобретательства.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе.
- Способствовать развитию эстетического вкуса;
- Развивать конструктивные навыки и умения в процессе конструирования по образцу, по модели, по условиям, по наглядным схемам, по замыслу, по теме.
- Основные принципы по Лего – конструированию:
− от простого к сложному;
− учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;
− активности и созидательности;
− использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;
− комплексности решения задач;
− решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;
− результативности и гарантированности;
− реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.
- Планируемые результаты освоения программы
- У ребенка сформирован устойчивый интерес к конструкторской деятельности, желание творить, экспериментировать, изобретать.
- У ребенка развита способность к самостоятельному анализу сооружений, конструкций, чертежей, схем с точки зрения практического назначения объектов, он овладевает умением работать в конструировании по условиям, темам, замыслу.
- Ребенок может использовать готовые чертежи и схемы и вносить в конструкции свои изменения, он овладевает приемами индивидуального и совместного конструирования.
- У ребенка хорошо развита моторика рук.
- У детей старшего дошкольного возраста сформированы умения практически применять свои знания, по – разному подходить к решению проблем, планировать свои действия для достижения результата.
- У ребенка развит эстетический вкус.
- В ходе конструкторской деятельности дети умеют договариваться, они слышат друг друга, могут распределять роли в процессе совместного изготовления макетов.
- Мониторинг освоения программы
В целях отслеживания динамики достижений детей предусмотрена система мониторинга: первичная диагностика (выявление стартовых условий, проблем развития и достижений ребенка) – сентябрь, 7дней, итоговая диагностика (оценка степени решения поставленных задач) – май, 7 дней.
Для мониторинга результативности работы по программе «LEGO – конструирование» разработана диагностика в соответствии с задачами и возрастными особенностями детей. Таблицы в приложении 1.
Качественных показателей программы фиксируется по трём уровням:
− Знания усвоены, умения сформированы, действует самостоятельно – высокий уровень 3балла
− Знания не конкретные (путается, ошибается), допускает незначительные ошибки, иногда требуется помощь взрослого – средний уровень 2балла
− Знания не усвоены, допускает ошибки, требуется постоянная помощь взрослого – низкий уровень1балл
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Содержание образовательной деятельности
В процессе организации работы с лего конструктором, воспитателю необходимо учитывать возрастные и психологические особенности восприятия и понимания детьми материала на каждом возрастном этапе. Связаны эти особенности с расширением детского жизненного опыта, круга конкретных представлений. С возрастом у дошкольников появляются умения более осознанно воспринимать материал. А так же в процессе деятельности у детей формируется инициативность, самостоятельность, наблюдательность, любознательность, находчивость и умение работать в коллективе.
Непременным условием является взаимодействие воспитателя, осуществляющего образовательную деятельность по данной программе, с такими специалистами ДОУ, как музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, учителем - логопедом. Именно они помогут обеспечить богатство содержания развлечений, разнообразить совместную деятельность воспитателя с детьми, обеспечить преемственность в работе педагогов ДОУ.
Программа предполагает проведение одной образовательной деятельности в неделю в форме совместной деятельности во второй половине дня.
Возрастная группа | Количество часов в неделю | Количество часов в год | Продолжительность |
Дети дошкольного возраста от 5 до 7 лет | 1 | 34 | 25 минут |
Старшая группа
Первое полугодие:
− Развивать наблюдательность, уточнять представление о форме предметов и их частей, их пространственном расположении, относительной величине, различии и сходстве.
− Развивать воображение, самостоятельность, смекалку, умение работать сосредоточенно.
− Учить сооружать красивые постройки, опираясь на впечатления от рисунков, фотографий.
− Продолжать знакомить с новыми деталями.
− Добиваться рассуждений вслух при решении конструктивной задачи.
− Учить заранее обдумывать замысел будущей постройки, представлять её общее конструктивное решение, соотносить свой замысел с имеющимся строительным материалом.
Второе полугодие:
− Учить работать с мелкими деталями.
− Создавать более сложные постройки.
− Работать вместе, не мешая друг другу, создавать коллективные постройки.
− Учить рассказывать о постройке других воспитанников.
− Самостоятельно распределять обязанности.
− Учить помогать товарищам в трудную минуту.
− Формировать умение преобразовывать конструкцию в соответствии с заданными условиями.
− Направлять детское воображение на создание новых оригинальных конструкций.
− Развивать навыки межличностного общения и коллективного творчества, способности к анализу и планированию деятельности.
Подготовительная группа
Первое – второе полугодия:
− Закреплять навыки, полученные в старшей группе.
- Обучать конструированию по графической модели.
- Учить строить по замыслу, развивать воображение, умение заранее обдумывать предметное содержание, назначение и строение будущей постройки, строительного материала и возможности размещения конструкции в пространстве.
- Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
- Развивать эстетический вкус в ходе выполнения разнообразных построек.
- Формировать конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, устанавливать связь между их назначением и строением.
- Учить применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций.
- Учить работать в группе, в коллективе при изготовлении больших коллективных построек.
2.2. Методы и приемы, используемые при реализации программы
Для обучения детей LEGO – конструированию используются следующие методы и приемы:
Методы | Приёмы |
Наглядный | Рассматривание готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. |
Информационно – рецептивный | Обследование LEGO деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребёнка. |
Репродуктивный | Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу) |
Практический | Использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы |
Словесный | Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. |
Проблемный | Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование. |
Игровой | Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. |
Частично поисковый | Решение проблемных задач с помощью педагога |
В начале совместной деятельности с детьми включаются серии свободных игр с использованием LEGO – конструктора, чтобы удовлетворить желание ребенка потрогать, пощупать эти детали и просто поиграть с ними, затем обязательно проводится пальчиковая гимнастика. Пальчиковая гимнастика, физкультминутка подбирается с учетом темы совместной деятельности.
В наборах LEGO – конструктора много разнообразных деталей и для удобства пользования можно придумать с ребятами названия деталям и другим элементам: кубики (кирпичики), юбочки, сапожок, клювик и т.д. LEGO-кирпичики имеют разные размеры и форму (2х2, 2х4, 2х8). Названия деталей, умение определять кубик (кирпичик) определенного размера закрепляются с детьми и в течение нескольких занятий, пока у ребят не зафиксируются эти названия в активном словаре.
При планировании совместной деятельности отдается предпочтение различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся конструировать модели «шаг за шагом». Такое обучение позволяет им продвигаться вперёд в собственном темпе, стимулирует желание научиться и решать новые, более сложные задачи.
Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на образовательной деятельности по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы подобраны таким образом, чтобы кроме решения конкретных конструкторских задач ребенок расширял кругозор: сказки, архитектура, животные, птицы, транспорт, космос.
В совместной деятельности по LEGO – конструированию дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструкторские задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях. В процессе образовательной деятельности идет работа над развитием воображения, мелкой моторики (ручной ловкости), творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ребята учатся работать с предложенными инструкциями, схемами, делать постройку по замыслу, заданным условиям, образцу.
Работу с детьми следует начинать с самых простых построек, учить правильно, соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно соотнеся ее с конкретным образцом постройки.
Формы работы.
В зависимости от темы, целей и задач конкретной образовательной деятельности предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.
С целью развития детского конструирования как деятельности, в процессе которой развивается ребенок, используются различные формы организации обучения:
1. Конструирование по образцу: детям предлагаются образцы построек, выполненных, из деталей строительного материла и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность – важный решающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
2. Конструирование по модели: детям в качестве образца предлагается модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети могут воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками – достаточно эффективное средство решения активизации их мышления. Конструирование по модели – усложненная разновидность конструирования по образцу.
3. Конструирование по условиям: не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.
4. Конструирование по наглядным схемам: моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируется мышление и познавательные способности.
5. Конструирование по замыслу: обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма не средство обучения детей по созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные раннее.
6. Конструирование по теме: детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы из выполнения. Это достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме – актуализация и закрепление знаний и умений.
2.3. Современные образовательные технологии, применяемые при
реализации программы.
ТРИЗ – технология
ТРИЗ теория решения изобретательских задач. Адаптированная к
дошкольному возрасту ТРИЗ – технология позволяет воспитывать и обучать
ребенка под девизом «Творчество во всем».
Целью использования ТРИЗ – технологии в детском саду является
развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость,
подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.
Программа ТРИЗ для дошкольников – это программа коллективных игр
и занятий. Они учат детей выявлять противоречия, свойства предметов,
явлений и разрешать эти противоречия. Разрешение противоречий – ключ к
творческому мышлению.
В реализации Программы возможно использование следующих методов и приемов ТРИЗ – технологии: (Приложение 2)
Преобразование признаков объектов | Классификация, найди закономерность, продолжи ряд, волшебные предметы. |
Круги Луллия | «Собери постройку», «Найди деталь» |
Составление загадок, ребусов | Составление загадок об объектах города, народного промысла, о предметах быта и т.д. |
Игровая технология
Игровые технологии – вот фундамент всего дошкольного
образования. В свете ФГОС (федеральных государственных образовательных
стандартов) личность ребенка выводится на первый план и теперь все
дошкольное детство должно быть посвящено игре.
Игровая педагогическая технология – организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Дидактические игры и упражнения | «Назови и построй», «Построй, не открывая глаза», «Найди такую же деталь», «Таинственный мешочек» и др. |
Сюжетно – ролевые игры | «Стройка», «Город», «Зоопарк» ….. |
Подвижные и хороводные игры | «У медведя во бору», «Хитрая лиса», «Гуси-лебеди», «День и ночь», «Кошки-мышки», «Филин и пташки» и др. |
Информационно – коммуникативные технологии
Информационно – коммуникативные технологии прочно входят во все
сферы жизни человека. Соответственно, система образования предъявляет
новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения,
внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене
традиционных методов, а расширению их возможностей.
Применение компьютерной техники позволяет сделать занятие
привлекательным и по – настоящему современным, решать познавательные и
творческие задачи с опорой на наглядность.
Презентации Power Point | «История конструктора Лего», «Транспорт». «Путешествия по России» |
Интерактивные игры | «Безопасность», «Правила ПДД» |
2.4. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.
При ознакомлении с народной культурой и традициями важно
организовывать общение с родителями, чтобы семья и детский сад
осуществляли единый комплекс воспитательных воздействий.
Анкетирование | Приобщение детей к конструированию, развитие конструкторских умений | Старшая группа | Ст. воспитатель Воспитатели групп |
Консультации специалистов | «Лего и физкультура» | Старшая группа | Ст. воспитатель Музыкальный руководитель |
«Лего и воображение» | Подготовительная | Ст. воспитатель Педагог –психолог | |
Родительские собрания | «Развитие прединженерных способностей у детей старшего дошкольного возраста» | Все группы | Ст. воспитатель Воспитатели групп |
Познавательные игры |
| Все группы | Ст.воспитатель Воспитатели групп |
| |||
Акции | «Конструирование из подручных материалов» | Все группы | Ст.воспитатель Воспитатели групп |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Тематическое планирование
Планирование в старшей группе
Месяц | Тема | Цели | |
Сентябрь | Знакомство с конструктором. Конструирование по замыслу: прогулка по улице | Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
Мостик через речку | Познакомить с Лего – конструктором «Дакта». Показать новые детали. Учить строить мостик. Развивать мелкую моторику рук и навыки конструирования. Учить доводить дело до конца. | ||
Избушка на курьих ножках (коллективная работа) | Учить работать в коллективе дружно, помогая друг другу. | ||
Колодец | Учить коллективно строить простейшую постройку из большого Лего – конструктора «Дакта». | ||
Октябрь | Разные домики | Учить строить домики разной величины и длины. | |
Дом лесника | Учить строить большой дом для лесника. | ||
Кафе (коллективная работа) | Учить создавать сложную постройку, работать вместе, не мешая друг другу. | ||
Конструирование по замыслу: дома на нашей улице | Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | ||
Ноябрь | Плывут корабли | Рассказать о водном транспорте. Учить строить корабли. Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук. | |
Катер | Учить выделять в постройке ее функциональные части. Совершенствовать умение анализировать образец, графическое изображение постройки, выделять в ней существенные части. | ||
Пароход | Закреплять знания о водном транспорте. Закреплять навыки конструирования. Обогащать речь обобщающими понятиями: «водный, речной, морской транспорт». | ||
Конструирование по замыслу: прогулочный теплоход | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | ||
Декабрь | Зоопарк | Закреплять представления о многообразии животного мира. Развивать способность анализировать, делать выводы. | |
Слон | Учить строить слона из ЛЕГО – конструктора. Развивать творческие навыки и терпение. | ||
Верблюд | Учить строить верблюда. | ||
Конструирование по замыслу: мои любимые животные | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | ||
Январь | Дети | Учить строить девочку и мальчика из большого ЛЕГО – конструктора «Дупло». | |
Домашние животные | Учить строить собаку и кошку. Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук. | ||
Февраль | Грузовой автомобиль | Учить создавать сложную постройку грузовой машины из ЛЕГО – конструктора. Учить правильно соединять детали. | |
Пожарная машина | Рассказать о профессии пожарного. Учить строить пожарную машину. Выучить телефон пожарной части. | ||
Светофор, регулировщик | Закреплять знания о светофоре. | ||
Конструирование по замыслу: машины нашего города | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | ||
Март | Поезд мчится | Учить строить шпалы разными способами по схемам и поезд по образцу. | |
Беседка | Закреплять представления о назначении и строении беседок, об их частях (крыша, колонны).Учить строить беседку. | ||
Пастбище | Уточнять и закреплять знания о домашних животных, их назначении и пользе для человека. Воспитывать любознательность. Учить строить загоны для домашних животных разными способами. | ||
Конструирование по замыслу: мы гуляем на лугу | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | ||
Апрель | Ракета, космонавты | Рассказать о первом космонавте нашей страны. Учить строить ракету из ЛЕГО – конструктора по карточке. | |
Самолет | Закреплять знания о профессии летчика. Учить строить самолет по схеме. | ||
Робот | Показать игрушку робот. Учить строить робота. | ||
Конструирование по замыслу: полет к звездам | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | ||
Май | Аквариум | Познакомить с обитателями аквариума. Учить строить аквариум. | |
Речные рыбки | Учить строить рыб из ЛЕГО – конструктора. Развивать навыки конструирования, мелкую моторику рук. | ||
Лабиринт | Познакомить с плоскостным конструированием. Развивать внимание, наблюдательность, мышление, мелкую моторику рук. | ||
Конструирование по замыслу: подводный мир | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | ||
В результате освоения программы ребенок может: | |||
знать |
| ||
уметь |
| ||
иметь представление |
|
Планирование в подготовительной группе
Месяц | Тема | Цели | |
Сентябрь | Конструирование по замыслу: сказочный домик | Закреплять навыки, полученные в старшей группе. Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки, называть её тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | |
Красивый мост | Закреплять навыки, полученные в старшей группе. Учить строить мост по карточке. | ||
Избушка Бабы Яги | Закреплять умение строить по карточке. Учить строить сказочную избушку Бабы Яги. | ||
Мы в лесу построим теремок | Развивать творческое воображение. Учить подражать звукам и движениям персонажей. Учить строить теремок. | ||
Октябрь | Грузовик везет кирпичи | Учить строить по карточке, находить различия и сходства в схемах. Учить рассказывать о проделанной работе. | |
Корабль | Закреплять навыки конструирования. Учить сочетать в постройке детали по форме и цвету, устанавливать пространственное расположение построек. | ||
Аэропорт | Учить строить разные самолеты по схемам. Развивать глазомер, навыки конструирования. | ||
Конструирование по замыслу: отправляемся в путешествие | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | ||
Ноябрь | Многоэтажные дома | Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Формировать обобщенные представления о домах. | |
Магазины | Закреплять названия магазинов, их виды. | ||
Детский сад | Учить строить детский сад. Развивать память и внимание. | ||
Конструирование по замыслу: мы по городу гуляем | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | ||
Декабрь | Животные на ферме | Уточнять и закреплять знания о домашних животных, об их назначении и пользе для человека. | |
Овечка | Вызвать положительные эмоции от стихотворения о животном В. Степанова: «Овечка». Закреплять знания о домашних животных. Учить строить овечку. | ||
Дом фермера | Закреплять навыки строить по схемам. Учить строить двухэтажный дом фермера из ЛЕГО – конструктора. | ||
Конструирование по замыслу: наши маленькие питомцы | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | ||
Январь | Качели | Учить строить сложную постройку из ЛЕГО – конструктора. | |
Карусели | Продолжать учить строить сложную постройку из ЛЕГО – конструктора. | ||
Февраль | Городской транспорт | Закреплять знания о городском транспорте. Развивать наблюдательность, внимание, память. Учить строить автобус. | |
Светофор | Закреплять знания о светофоре. | ||
Знакомство с дорожными знаками | Познакомить с дорожными знаками. Учить строить дорожные знаки на плите. | ||
Конструирование по замыслу: машины будущего | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | ||
Март | Играем в зоопарк | Закреплять знания о работниках зоопарка и его обитателях. | |
Слон | Учить строить слона с большим хоботом из Лего –конструктора. Развивать творческие навыки и терпение. | ||
Верблюд | Продолжать знакомить с обитателями зоопарка. Учить строить двугорбых верблюдов. | ||
Конструирование по замыслу: как животных в мире много | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | ||
Апрель | Ракета, космонавты | Закрепить знания о первом космонавте Ю. Гагарине. Учить строить ракеты. | |
Космический корабль | Рассказать о космическом корабле. Учить строить космический корабль. | ||
Луноход | Рассказать о луноходе. Учить строить луноход из деталей конструктора. | ||
Конструирование по замыслу: полет на Марс | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | ||
Май | Паровоз везет товары | Познакомить с приемами сцепления кирпичиков с колесами, друг с другом, основными составными частями поезда. Развивать фантазию, воображение. | |
Станция | Продолжать знакомить с железной дорогой. Учить строить станцию для паровозиков. | ||
Дома на нашей улице | Закреплять умение строить домики. | ||
Конструирование по замыслу: едем в гости | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | ||
В результате освоения программы ребенок может: | |||
знать |
| ||
уметь |
| ||
иметь представление |
|
3.2. Описание материально – технического обеспечения программы
Техническое оснащение.
- Стулья, рабочие столы.
- Ноутбук, проектор.
Материалы.
- Наборы конструктора Лего Дупло.
- Наборы конструктора Лего Дакта
Дидактическое обеспечение.
- Таблицы с поэтапным выполнением постройки.
- Иллюстрации.
- Образцы готовых построек.
- Разработки игр, бесед, экскурсий
- Картотеки игр
3.3. Обеспеченность методическими материалами.
1. Е.В. Фешина. «Лего – конструирование в детском саду» - М.: Творческий центр «Сфера», 2012 г.
2. А. Бедфорд. «Большая книга LEGO» - Манн, Иванов и Фербер, 2014 г.
3. М.С. Ишмакова. «Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС» - ИПЦ Маска, 2013 г.
4. О.В. Дыбина. Творим, изменяем, преобразуем / О. В. Дыбина. – М.: Творческий центр «Сфера», 2002 г.
5. Л.Г. Комарова. Строим из LEGO/ Л.Г. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2006 г. 6. Строим из ЛЕГО (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО)/ Давидчук А. Н. - М.: "ЛИНКА-ПРЕСС", 2001г.
3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий
В течение года возможно проводить выставки разнообразных построек по замыслу или теме. В марте проводить фестиваль инженерных игр.
3.5. Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды.
Важным моментом в успешной работе по погружению детей в мир конструирования – это соответствующее оснащение предметно – развивающей среды в ДОУ с привлечением детей к данной деятельности. В группе непременно должен быть организован центр конструирования. Так, если в образовательной деятельности раскрывалась тема, то в центре возможно поместить различные схемы, макеты, фотографии и д.р. В этом центре сконцентрирован материал, который поможет детям освоить конструкторские умения и развить воображение.
3.6. Сетевое взаимодействие по вопросам реализации
Сетевое взаимодействие осуществляется с Музеем истории и развития Калининского района, библиотекой им. Лихачева, лицеем № 126.
Приложение № 1
Диагностическая карта
Старшая группа
Фамилия, имя ребенка | Называет детали конструктора «Дупло» | Называет детали конструктора «Дакта» | Работает по схемам | Строит сложные постройки | Строит по творческому замыслу | Строит подгруппами | Строит по образцу | Строит по инструкции | Умение рассказать о постройке | Итого |
Подготовительная группа
Фамилия, имя ребенка | Называет все детали конструкторов «Дупло», «Дакта» | Строит более сложные постройки | Строит по образцу | Строит по инструкции педагога | Строит по творческому замыслу | Работает в команде | Использует предметы - заместители | Итого |
Приложение №2
ТРИЗ – игры с Лего конструктором
Игры для развитие образного мышления
Вариант 1
Первый игрок сооружает какую – либо абстрактную фигуру, передает ее второму игроку. Тот достраивает фигуру до узнаваемого образа какого – либо объекта. Например, однотипную «горку» из кубиков можно превратить в елочку, собачку или человека.
Вариант 2
Понадобится много одинаковых по размеру и форме кубиков. Педагог берет 1 кубик.
- На что он может быть похож?
Передает ребенку, он берет второй кубик, соединяет так, как хочет.
- На что теперь стало похоже?
Дальше передаем объект и присоединяем 3, 4, 5… кубик, соединяем произвольно и фантазируем, дополняем образы!
Игры для развития диалектического мышления
«Да – нет»
Одному игроку необходимо построить объект, а затем, с помощью вопросов игры, другие игроки угадывают, что за объект построен.
«Что лишнее?»
Педагог показывает детям ряд деталей и просит определить лишний элемент (каждый элемент состоит из двух деталей конструктора).
«Упражнения на продолжение ряда»
Педагог показывает последовательность элементов, состоящих из деталей конструктора, а ребёнок должен продолжить её.
Первый этап – каждый элемент ряда состоит из одной детали конструктора, для составления закономерностей используются два признака.
Второй этап – каждый элемент ряда состоит из двух деталей конструктора, для составления закономерностей используется один признак.
Третий этап – каждый элемент ряда состоит из двух деталей конструктора, и для образования закономерностей используются два признака.
«Поиск недостающей фигуры»
Педагог представляет задачу из трёх горизонтальных и трёх вертикальных рядов фигур из деталей конструктора. Ребёнку даётся задача с одной недостающей фигурой, которую и надо подобрать. Цикл упражнений начинается с самых простых заданий, когда фигуры состоят из одной детали и отличаются по одному признаку. Затем постепенно задания усложняются.
Комбинаторика
«Светофор»
Педагог раздаёт детям кирпичики трёх цветов и предлагает посоревноваться –кто больше составит различных светофоров, то есть требуется, чтобы кирпичики желтого, красного и зелёного цвета стояли в различном порядке. После выявления победителя педагог демонстрирует шесть комбинаций светофоров и объясняет систему, по которой надо было их составлять, чтобы не пропустить ни одного варианта.
«Составь флаги»
Педагог раздаёт детям кирпичики двух цветов и просит составить все возможные флажки из одного красного кирпичика и двух синих, из одного красного и трёх синих или двух красных двух синих.
Классификация
«Выдели похожие – классификация по одному свойству»
Педагог показывает детям набор деталей. Затем дети выделяют фигуры похожие по одному признаку.
Игры, развивающие восприятие формы
«Отгадай»
Одному из детей завязывают глаза и предлагают отгадать на ощупь форму модуля.
Правила игры:
1. Не подсказывать и не выдавать общего секрета.
2. Не мешать отгадчику, самостоятельно разгадывать формы деталей.
3. Отгадчик должен добросовестно закрыть глаза и не снимать повязки с глаз, пока не назовет деталь.
4. Всем терпеливо дожидаться своей очереди. Выбирают отгадывать форму деталей только того, кто не нарушает порядка и не мешает детям играть дружно.
«Найди закономерность»
Игра направлена на формирование умения понимать и устанавливать закономерности в линейном ряду.
Внимательно рассматриваем картинки и заполняем, пустую клетку, не нарушая закономерности.
«Волшебные предметы»
С героями приключенческих книг и фильмов постоянно случаются всякие невероятные истории. Они попадают в очень сложные, порой безвыходные ситуации.
Предложите ребенку придумать, какой волшебный предмет или удивительный прибор он бы хотел подарить герою книги или фильма, чтобы тому легче было справиться с неприятностями. Какими свойствами этот предмет должен обладать, как может выглядеть. Пусть ребёнок придумает и построит этого волшебного «помощника».