«Использование ЛЕГО-конструктора для дидактических игр»
консультация по конструированию, ручному труду

Консультация для воспитателей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov_igry_s_lego.docx23.33 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов на тему:

«Использование ЛЕГО-конструктора

для дидактических игр»

Воспитатель МБДОУ детского

сада №70 «Родничок» г. Брянска

Наталья Сергеевна

Шульгина

2021

Ребёнок – прирождённый изобретатель и исследователь. Эти заложенные природой задачи особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребёнок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

В работе с дошкольниками с учетом их возрастных особенностей можно использовать различные виды конструкторов. Один из видов - это конструктор «ЛЕГО». Конструирование из Лего полностью отвечает интересам детей, их способностям и возможностям.

Игры с лего конструктором помогают:

• Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.

• Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

• Развивать умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.

• Развивать познавательную активность детей, воображение, фантазию и творческую инициативу;

• Развивать мелкую и крупную моторику, ориентировку в пространстве;

• Развивать диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас.

• Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

Конструктор Лего можно разделить на два больших класса: классическое мелкое Лего и крупное Лего Дупло.

Лего Дупло предназначено для детей  с полутора лет. В этих наборах не так много разнообразных деталей -  в основном, прямоугольные и квадратные кирпичики и пластинки. Многие автомобили в этом наборе разбираются на две части - платформа с колёсами и корпус машины. Во многих наборах есть дверцы, окошки,  заборчики.

Такие элементы очень оживляют строительство. Так же одним из плюсов этих наборов является обилие пластмассовых человечков и животных, которые крепятся к пластине. Кроме того в Лего Дупло много обучающих наборов, предназначенных для обучения ребёнка счёту, умению строить по инструкции, буквам.

Мелкий Лего.

Лего Креатор. С наборов этой серии лучше всего начинать знакомство ребенка с классическим мелким Лего. В нём много как тематических наборов с всевозможными, домиками, машинками, маяками, замками, так и просто коробков с кубиками, окошками с дверцами и черепицей.

Лего Сити. Здесь имеются только тематические наборы, связанные с городом (полицейские участки, пожарные,  скорая помощь, поезда ит. д.)

Тематические наборы. Лего постарались собрать все самые популярные увлечения детей в своих тематических наборах. Здесь есть серии по отдельным фильмам и мультикам, всевозможные роботы, монстры, трансформеры, ниндзя и космические корабли.

Лего Ракерс - это наборы для сбора машинок, в которых есть инерционные механизмы.

Лего Техник. Это очень интересные и очень сложные наборы, где модели собираются, в основном, из всевозможных втулок, шестерёнок и палочек. Благодаря этому, все модели имеют подвижные, механизированные части и дают хорошее представление о том, как работают рычаги, поршни, шестерёнки, как устроены машины изнутри.

Лего Ведо. Предназначен для сборки и программирования простых ЛЕГО-моделей, которые подключаются к компьютеру. В состав решения входят электромоторы, датчики движения и наклона.

  Для многих Лего ассоциируется только с конструированием и ни с чем больше. Тем не менее, на основе ЛЕГО – конструирования осуществляется интеграция всех образовательных областей: ОО «Познавательное развитие», куда входит техническое конструирование, ОО «Художественно-эстетическое развитие», когда мы говорим о творческом конструировании; ОО «Социально – коммуникативное развитие» - конструирование в паре или коллективе; ОО «Развитие речи» - использование конструктора для составления схем; ОО «Физическое развитие» - замещение и конструирование спортивного инвентаря (воротики, мишень).

Педагог может использовать ЛЕГО-элементы в дидактических играх и упражнениях с целью развития и коррекции речи и психических процессов у детей, развития интереса к обучению, формированию коммуникативной функции.

Конструкторы Лего на сегодняшний день незаменимые материалы для занятий в дошкольных учреждениях. В педагогике Лего-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования.  Игры Лего здесь выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире. Дети учатся с момента рождения. Они прикасаются к предметам, берут их в руки, передвигают - и так исследуют мир вокруг себя. Для детей в возрасте от трех до шести лет основой обучения должна быть игра -в ее процессе малыши начинают подражать взрослым, пробовать свои силы, фантазировать, экспериментировать.  Игра предоставляет детям огромные возможности для физического, эстетического и социального развития.  

Классификация дидактических игр с использованием лего.

Игры, развивающие логическое мышление

1.        Классификация

"Чудесный мешочек". В мешочке находится несколько деталей конструктора Лего.

а) Педагог показывает деталь, которую надо найти.

б) Педагог только называет необходимую деталь.

в) Ребенку необходимо на ощупь определить из каких деталей составлена модель.

"Собери модель". Дети собирают модель под диктовку педагога.  При определении взаимного расположения деталей используются наречия "сверху", "посередине", "слева", "справа", "поперёк".

2. Внимание и память

"Что изменилось?" Педагог показывает детям модель из 5-7 деталей в течении некоторого времени.  Затем закрывает модель и меняет в ней положение 1-2 деталей или заменяет 1-2 детали на другие. После чего опять показывает модель и просит рассказать, что изменилось.

"Собери модель по памяти". Педагог показывает детям в течении нескольких секунд модель из 3-4 деталей, а затем убирает её. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом.

"Запомни и выложи ряд". Выставляется ряд деталей с соблюдением какой - либо закономерности. Педагог подчёркивает, что для лучшего запоминания надо понять закономерность с которой поставлены детали в образце. Дети в течение нескольких секунд рассматривают образец и затем выставляют то же по памяти.

3. Пространственное ориентирование

"Собери модель по ориентирам". Педагог диктует ребятам, куда выставить деталь определённой формы и цвета.  Используются следующие ориентиры положения: "левый верхний угол", "левый нижний угол", "правый верхний угол", "правый нижний угол", "середина левой стороны", "середина правой стороны", "над", "под", "слева от", "справа от".

"Составь макет учебной, групповой и приёмной комнат". Для взаимного расположения предметов в комнате используется точка отсчёта, не совпадающая с позицией ребёнка.

4. Симметрия

"Выложи вторую половину узора". Педагог выкладывает первую половину узора, а дети должны, соблюдая симметрию, выложить вторую половину узора.

"Составь узор". Дети самостоятельно составляют симметричные узоры -можно изображать бабочек, цветы и т. д.

5. Логические закономерности

"Что лишнее?". Педагог показывает детям ряд деталей и просит определить лишний элемент (каждый элемент состоит из двух деталей конструктора).

«Упражнения на продолжение ряда». Педагог показывает последовательность элементов, состоящих из деталей конструктора, а ребёнок должен продолжить её.

"Поиск недостающей фигуры". Педагог представляет задачу из трёх горизонтальных и трёх вертикальных рядов фигур из деталей конструктора. Ребёнку даётся задача с одной недостающей фигурой, которую и надо подобрать.  

6. Комбинаторика

"Светофор". Педагог  раздаёт  детям  кирпичики  трёх  цветов  и  предлагает посоревноваться -кто  больше  составит  различных  светофоров,  то  есть требуется,  чтобы  кирпичики  желтого,  красного  и  зелёного  цвета  стояли  в различном порядке. после выявления победителя педагог демонстрирует шесть комбинаций  светофоров  и  объясняет  систему,  по  которой  надо  было  их составлять чтобы не пропустить ни одного варианта.

"Составь флаги". Педагог раздаёт детям кирпичики двух цветов и просит составить все возможные флажки из одного красного кирпичика и двух синих, из одного красного и трёх синих или двух красных двух синих.

7.Множества

"Выдели похожие" - классификация по одному свойству. Педагог показывает детям набор деталей и выделяет ниткой замкнутую область.  Затем устанавливает правило, по которому надо располагать детали: например, так чтобы внутри выделенной области оказались только красные детали или только кирпичики.

Игры, развивающие восприятие формы

“Отгадай”.

Цель: учить детей узнавать знакомые детали конструктора на ощупь.

Описание игры: Одному из детей завязывают глаза и предлагают отгадать на ощупь форму модуля.

“Не ошибись Петрушка!”

Цель: учить детей узнавать знакомые детали конструктора на ощупь.

Описание игры: как только Петрушка наденет свой колпачок, надо подойти к модулям, выбрать любой из них, поднять его повыше и спросить: “Петрушка, Петрушка, что у меня в руках?”. Если Петрушка скажет, что он не видит, подойти к нему и положить деталь прямо ему в руки, и сказать вместе со всеми: “Петрушка, потрогай, что у тебя в руках, и догадайся, какой модуль мы тебе дали. Не ошибись, Петрушка!”

“Принеси и покажи”

Цель: учить детей применять приемы зрительного обследования формы.

Описание игры: Воспитатель показывает образец детали и прячет, а дети

должны найти самостоятельно такую же.

По методике в младшей группе роль ведущего всегда берёт на себя взрослый, так как дети ещё не могут распределить свои роли в игре. Для детей младшей группы педагог выбирает самые простые игры. Целью игр является закрепить цвет (синий, красный, желтый, зеленый) деталей конструктора Лего, форму (квадрат, прямоугольник, кубик, кирпичик).

Разложи по цвету.

Материал: кирпичики Лего всех цветов 2x2, 4 коробки.

Цель: закрепить цвет деталей конструктора Лего.

Правило: дети по команде ведущего раскладывают кирпичики Лего по

коробочкам.

Дети средней группы уже знают цвет деталей, форму.  Поэтому игры немного усложняются. Дети учатся работать по карточкам, где изображение цветное. Цель игр научится пользоваться карточками, запомнить названия некоторых деталей конструктора Лего.  Развиваем внимание, быстроту, координацию движений, мышление.

Найди постройку.

Материал: карточки, постройки, коробочка.

Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение соотнести изображенное на карточке с постройками.

Правило: дети по очереди из коробочки или мешочка достают карточку, внимательно смотрят на неё, называют, что изображено и ищут эту постройку. Кто ошибается, берет вторую карточку.

Дети старшей группы в играх более самостоятельны. Роль ведущего берут на себя дети. В играх развиваем коллективизм, память, мышление, учимся заниматься по карточкам.

Чья команда быстрее построит.

Материал: набор конструктора Лего, образец постройки.

Цель: учимся строить в команде, помогать друг другу. Развивать внимание, быстроту, мелкую моторику рук.

Правило: дети разбиваются на две команды. Каждой команде даётся образец постройки. Например: дом, машина с одинаковым количеством деталей. Каждый ребенок за один раз может прикрепить одну деталь. Дети по очереди подбегают к столу подбирают нужную деталь и прикрепляют к постройке. Побеждает та команда, чья быстрее построит постройку.

     Таинственный мешочек.

Материал: конструктивный набор Лего, мешочек.

Цель: учить отгадывать детали конструктора на ощупь.

Правило: ведущий держит мешочек с деталями конструктора Лего. Дети по очереди берут одну деталь и отгадывают. После вытаскивают из мешочка и всем показывают.

В подготовительной группе дети уже хорошо занимаются по карточкам, строят более сложные постройки. Цель игр развитие речи, умение работать в коллективе, помочь товарищу, развивать мышление, память.

Лего подарки.

Материал: игровое поле, человечки на количество игроков, игральный кубик, Лего-подарки.

Правило: дети распределяют человечков между собой. Ставят их на игральное поле. Кидают по очереди кубик и двигаются по часовой стрелке. Когда первый человечек пройдет весь круг, то он выигрывает и ребенок выбирает себе подарок. Игра продолжается, пока все подарки не разберут.

Кубик: одна сторона с цифрой один, вторая с цифрой два, третья с цифрой три, четвертая крестик пропускаем ход.

Конструкторы Лего - это занимательный материал, стимулирующий детскую фантазию, воображение, формирующий моторные навыки.

     В силу своей педагогической универсальности они оказываются наиболее предпочтительными наглядными пособиями и развивающими игрушками. С помощью конструктора ЛЕГО можно обучение превратить в увлекательную игру - сказку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование народных и дидактических игр в экологическом воспитании детей

Эффективность экологического воспитания дошкольников целиком зависит от создания и правильного использования развивающей среды, а также от системной педагогической работы с детьми. При ознакомлении де...

Использование стишков и дидактических игр в воспитании культурно-гигиенических навыков детей младшей группы

Методическая консультация для воспитателей детского сада по использованию малых форм фольклора для привития младшим дошкольникам культурно-гигиенических навыков, дидактические игры....

Опыт работы по теме "Использование развивающих и дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у детей с ОНР"

В данном материале прдставлен опыт работы при формировании элементарных математических представлений с детьми с ОНР, с использованием занимательных игр и развивающих технологий....

Использование стишков и дидактических игр в воспитании культурно-гигиенических навыков детей младшей группы

Методическая консультация для воспитателей детского сада по использованию малых форм фольклора для привития младшим дошкольникам культурно-гигиенических навыков, дидактические игры....

"Использование различных видов дидактических игр в развитии активного словаря старших дошкольников с ОНР"

Дидактическая игра является важнейшим средством развития и обогащения активного словаря детей старшего дошкольного возраста....

Опыт работы по теме: «Познавательно-речевое развитие ребенка в старшем возрасте» («Воспитание экологической культуры у дошкольников с использованием моделей и дидактических игр»)

Цель образования и воспитания дошкольников в области окружающей среды – формирование их экологической культуры, включающей в себя знания о природе, о взаимосвязях в ней и спос...