Доклад на тему «Проблемы и приоритеты развития системы детского технического творчества»
материал по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Звездарска Людмила Викторовна

Система детского технического творчества,  переживает не лучшие времена.

Программы технической направленности самые материалоёмкие,

а вместе с тем возрождение технического творчества способствовало бы решению многих образовательных задач.

 Например, не каждому дошкольнику доступно постигать науки на теоретическом уровне, на занятиях  и играх предмет можно показать с практической стороны, что делает его более доступным для усвоения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №12 города Шебекино Белгородской области»

Доклад на тему

«Проблемы и приоритеты развития системы детского технического творчества»

Подготовил: Звездарска Л.В.,

воспитатель МАДОУ «ЦРР  - ДС№12»

Система детского технического творчества,  переживает не лучшие времена.

Программы технической направленности самые материалоёмкие,

а вместе с тем возрождение технического творчества способствовало бы решению многих образовательных задач.

 Например, не каждому дошкольнику доступно постигать науки на теоретическом уровне, на занятиях  и играх предмет можно показать с практической стороны, что делает его более доступным для усвоения. 

Игрушки, игры – одно из самых сильных воспитательных средств, в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Подчеркивая социальную значимость, игрушек и сравнивая их с мини-предметами реального мира, через которые ребенок дополняет представление об окружающем, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. Дети упражняются выполнять действия без сказочности, без удивления, без радости. Ребенок получает все готовое, ему не надо думать и работать над тем, какой должна быть его игрушка. Подобные игрушки создают детей-потребителей, а не детей-творцов. Чего нельзя сказать об игрушках-конструкторах. Ведь даже самый маленький набор строительных элементов открывает ребенку новый мир. Ребенок не потребляет, он творит, создает предметы.

Игры с конструктором помогают развивать творческие и интеллектуальные способности детей, конструкторские навыки, развивают воображение, способность предвидеть результат своих действий.

 Развитие современного ребенка как личности предполагает максимальную реализацию им своего жизненного потенциала, активности, самостоятельности, творческой инициативы, стремление выбирать по своему усмотрению пути и средства достижения целей, намерений, реализовывать свои собственные потребности и интересы, познавательную активность. Техническое творчество занимает значительное место в дошкольном воспитании и является сложным познавательным процессом, в результате которого происходит интеллектуальное развитие детей: они овладевают практические знания, учатся выделять существенные признаки, устанавливать отношения и связи между деталями и предметами.

Среди проблем системы детского технического творчества можно особо отметить:

1.Нехватка в образовательных учреждениях общего и дополнительного образования специалистов, способных вести интересные и современные программы технического творчества, из-за недооценки уровня их квалификации.

2.Плохое материально-техническое обеспечение большей части дошкольных  учреждений, реализующих программы научно-технической направленности, отсутствие высокотехнологического оборудования, необходимого для современного научно-практического обучения и проектной деятельности учащихся.

3.Отсутствие механизма оперативного приобретения расходных материалов и комплектующих изделий для реализации творческих проектов детей.

4.Недоступность подписных изданий и литературы по техническому творчеству, отсутствие информационно-справочных систем.

5.Низкий уровень финансирования для выполнения творческих проектов.

6.Слабая профориентационная работа.

Робототехника являются одними из важнейших направлений научно-технического прогресса, в котором проблемы механики и новых технологий соприкасаются с проблемами искусственного интеллекта.

 Образовательная робототехника представляет собой новую, актуальную педагогическую технологию, которая находится на стыке перспективных областей знания: механики, электроники, автоматики, конструирования, программирования и технического дизайна. Важно, чтобы внедрение LEGO - конструирования и робототехники в деятельность учреждений образования проходило системно. Это позволит выстроить четко организованную систему, обеспечивающую преемственность и работающую на важную для современного общества задачу - воспитание будущих инженерных кадров России.  

Приобретаемые ребёнком способности и качества, такие, как задают целевые ориентиры по ФГОС: у ребенка развивается крупная и мелкая моторика; проявляется любознательность, устанавливается причинно-следственные связи, и проявляется инициатива и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, формируются умения выражать свои мысли, договариваться, делать выбор, способности к волевым усилиям.

Совместная и индивидуальная творческо-продуктивная деятельность способствует созданию ситуации успеха, что повышает самооценку ребёнка, а умение действовать самостоятельно формирует чувство уверенности в себе и своих силах.

Поэтому важнейшими приоритетами развития системы детского технического творчества в сфере образования становятся:

- привлечение детей в научно-техническую сферу профессиональной деятельности и повышение престижа научно-технических профессий;

- пополнение материально-технического обеспечения дошкольных  учреждений, реализующих программы научно-технической направленности,  высокотехнологическим оборудованием, необходимым для современного научно-практического обучения и проектной деятельности;

- модернизация содержания образовательных программ и технологий технического творчества на основе принципа непрерывности образования, в соответствии с приоритетными направлениями модернизации и технологического развития экономики и новыми запросами общества;

- усовершенствование системы привлечения, подготовки, повышения квалификации и переподготовки кадрового состава педагогических работников (включая руководителей) и других работников системы технического творчества;

- комплексное развитие сети площадок технического творчества для обеспечения доступности образовательных программ технического творчества независимо от территории проживания;

- развитие взаимодействия образовательных учреждений системы технического творчества с учреждениями и организациями (научной, технической, инновационной, культурной, творческой направленности).

В нашей группе занятия по конструированию проходят по программе в системе, раз в неделю, полученные знания дети могут применить и закрепить индивидуально в свободной деятельности. Так, для реализации детского технического творчества используем различные виды строительного материала и конструкторов, очень интересно и увлекательно проходят занятия оригами. Использование различных видов современных конструкторов: Тико, Lego, DUPLO, полидрон, магнитные, на липучках, на присосках, пазовые, болтовые конструкторы, решает задачи развития детского технического творчества. Система дошкольного образования изначально направлена на развитие технического творчества детей. Это занятия рисованием, лепкой, аппликацией, оригами – всё это развивает ребёнка и готовит к более сложным творческим, техническим вершинам.

Техническое творчество обладает огромным потенциалом для повышения качества обучения и воспитания, и потому его возрождение в общеобразовательных учреждениях и активизация в учреждениях дополнительного образования, бесспорно, должно стать актуальной задачей всех уровней образовательной системы.  Родители и общество, желают видеть  ребёнка технически грамотным, общительным, умеющим анализировать, моделировать свою деятельность, социально активным, самостоятельным и творческим человеком, способным к саморазвитию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие детского технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством организации деятельности по созданию мультфильмов в условиях ДОУ

  Наверное, все педагоги знают, как важно, чтобы  детям было интересно заниматься той или иной деятельностью, чтобы их лица излучали радость, а глаза горели восторгом. А как добиться ...

Мастер- класс наГМО воспитателей по теме " Формирование конструктивных знаний и навыков-основа детско-технического творчества"

Мастер- класс наГМО воспитателей по теме " Формирование конструктивных знаний и навыков-основа детско-технического творчества"...

Занимательные факты по конструированию «Развитие детского технического творчества средствами магнитных конструкторов «Полидрон».

Игра - лучшая подготовка к будущей жизни, в игре ребёнок упражняется и развивает те способности, которые понадобятся ему впоследствии.....В дошкольном возрасте игра охватывает почти всё поведение ребё...

Доклад на тему: современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в разновозрастной группе

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в разновозрастной группе...

Ссылка на сборник БелИРО на тему: "РЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ПОСРЕДСТВОМ LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЯ"

quot;РЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ПОСРЕДСТВОМ LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЯ"...