Картотеке по конструированию-ранний возраст
картотека по конструированию, ручному труду

конструирование в раннем возрасте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruirovanie_-_kartoteka_po_proektam_gp.docx32.94 КБ

Предварительный просмотр:

Тема проекта: Я в мире человек

                                                    «Кубик на кубик – башенка»

Цель: Научить детей ставить кубик на кубик и создавать вертикальную постройку — башенку, которая затем используется для игры.

Словарь: большой, маленький, ровно.

Материал: кубики красного цвета, игрушка-птичка.

Ход занятия: Воспитатель говорит: «К нам прилетела птичка. Птичка прыгает прыг-прыг-прыг. Хочет песенку спеть. Птичке некуда сесть. Надо для птички построить башенку. Посмотрите, как я буду строить. Кубик на кубик, еще кубик, и еще кубик. Ставлю ровно, чтобы не упали. Вот и птичка прилетела и села на башенку и запела песенку. Спела и улетела. Прилетела к…(имя ребенка). Построй, (имя ребенка) башенку для птички. И Настя, и Оля тоже построят башенку для птички, к ним тоже птичка прилетит».

Сенсорные упражнения: знакомим ребенка с формой куба. Воспитатель просит ребенка взять кубик в руки, потрогать его, обращает внимание на цвет.

В случае затруднений воспитатель показывает повторно, как накладывать кубик на кубик. В конце занятия постройки детей обыгрываются. Можно спеть песенку или прослушать фонограмму с записью пения птиц.

При повторном проведении занятия можно сохранить сюжет или изменить его, например вместо птички взять другие фигурки. В соответствии с этим воспитатель изменяет сюжет и словесное оформление.

                                                     

 Тема проекта: Мой дом.                                        

                                                «Башня из кубиков определенного цвета»

Цель: вызвать у ребенка интерес и эмоциональную реакцию на конструктивную деятельность взрослого. Привлечь ребенка к совместным действиям с педагогом для создания постройки «Башня». Учить накладывать детали, наращивая постройку в высоту (4-5 деталей).

Материал: 4 кубика красного цвета на каждого ребенка, игрушечная птичка.

Ход занятия: На этом занятии детей учат строить башенку из четырех красных кубиков. Лучше рассмотреть с детьми образец воспитателя, подробно показать и объяснить, как ее строить. («Кубик на кубик, кубик на кубик, вот и получилась башня»). Следует поупражнять детей в названии постройки. («Танечка, что это у нас? Правильно, башня, а что у тебя? Молодец!»). можно использовать прием поэтапного конструирования. («Я взяла кубик, и Наташа - возьми, и Саша - возьми и т.д.»).

                               

                                     

                                        «Стульчик для петушка»

Цель: научить детей использовать строительную форму «куб» в игре, опредмечивая его – стульчик.

Словарь: посади, поставь, ровно, устал.

Материал: кубик красного цвета, игрушка петушок.

Ход занятия: воспитатель говорит: «Сегодня к нам пришел петушок. Петушок ку-ка-ре-ку. Он очень устал. Петушку некуда сесть. Надо ему стульчик сделать. Посмотрите, кубик – это стульчик. Посадим петушка на стульчик ровно, чтобы не упал. Петушок поет – ку-ка-ре-ку! Теперь петушок идет к Саше. Поставь, Саша, кубик – это стульчик для петушка. Посади петушка на стульчик ровно. И Катя и Оля поставят стульчики, к ним тоже петушок придет».

Сенсорные упражнения: продолжаем знакомить с формой куба. Воспитатель просит ребенка взять кубик в руки, рассмотреть его, обращает внимание на его цвет. Каждому ребенку нужно дать по петушку и усадить на стульчик. Используется художественное слово – потешка «Петушок, петушок…»

Тема проекта: Здравствуй Осень Золотая!

                                                         «Дорожка» (узкая дорожка)

Цель: учить детей строить дорожку из кирпичиков, приставляя их друг к другу узкими короткими гранями. Развивать речевую активность детей, побуждать к произнесению слов и звукоподражаний: дай, на, ляля, топ-топ, би-би. Учить обыгрывать постройку, подражая взрослому.

Материал: 4-5 кирпичиков определенного цвета, маленькие игрушки.

Ход занятия: дети сидят за столом. Воспитатель кладет на стол кирпичики красного цвета и обращает внимание: «Вот какие красивые кирпичики! Я возьму кирпичик. Света, возьми кирпичик! Положим кирпичик на стол, сделаем дорожку». Воспитатель кладет на стол свой кирпичик и помогает ребенку сделать то же самое, плотно придвигая кирпичики друг к другу. Также прикладываются остальные кирпичики. « Вот какую хорошую дорожку мы сделали. Света, покажи где дорожка?» ребенок показывает дорожку. Воспитатель сажает на стол куклу и говорит: « Это ляля», побуждает к повторению слова. Ребенок берет куклу, воспитатель берет другую куклу, ведет по дорожке, приговаривая: «Ляля идет по дорожке: топ-топ-топ». Побуждает ребенка к повторению действия и звукоподражания. Затем взрослый ставит на стол машинку: «Это машина». Ставит машину на дорожку и катает ее, приговаривая: «Машина поехала би-би». Предлагает ребенку покатать машину по дорожке и повторять звукоподражание. В конце занятия воспитатель просит ребенка дать ему куклу, машину, а кубики сложить в коробку. После того как каждый ребенок поиграет со своей дорожкой и куколкой, можно предложить детям построить еще раз дорожку, направив ее к соседу. «Вова пойдет в гости к Танечке». Воспитательница показывает, как две куклы встречаются на дорожке и здороваются.

На последующих занятиях для закрепления можно построить дорожки широкую и узкую, использовать кирпичики разного цвета.

                              «Дорожка из кирпичиков – широкая и узкая»

Цель: учить строить дорожку из кирпичиков, класть плашмя, плотно приставляя детали друг к другу узкой и широкой гранями; выполнять действия по показу взрослого; обыгрывать постройку; складывать строительные детали в коробку.

Словарь: кирпичик, узкая, широкая, длинная, короткая.

Материал: 3 кирпичика красного цвета, игрушка кукла, маленькая птичка, 2 домика из бумаги.

Ход занятия: воспитатель говорит: «У меня есть два домика. В них живут куколки. Они хотят пойти друг к другу в гости. Нужно дорожку построить. Дорожку будем строить красную. Из кирпичиков, вот таких. Берем кирпичик и кладем его широкой длинной стороной на стол, затем берем другой красный кирпичик и приставляем его узкой стороной, теперь еще один, и еще один. Видите, как плотно прикладываю кирпичики друг к другу, чтобы дорожка получилась ровная. Из домика выходит куколка, она хочет по дорожке погулять. Вот она идет – топ-топ-топ. Села птичка на дорожку, побежала к ней куколка. Улетела птичка. Спряталась в другом домике. Давайте построим дорожки для своих куколок. Дорожка должна быть ровная, чтобы куколка не упала.

Сенсорные упражнения: воспитатель раздает детям кирпичики. При этом просит показать широкую и длинную стороны кирпичика, затем широкую и короткую стороны. Дети строят дорожку, а воспитатель объясняет и помогает каждому индивидуально: «Кто построит дорожку, получит куколку и будет с ней играть», - подчеркивает воспитатель. Он отмечает наиболее ровные дорожки, предлагает полюбоваться длинными дорожками. В конце занятия дети обыгрывают постройки, складывают кирпичики в коробку.

На последующих занятиях воспитатель продолжает строить узкую дорожку для девочки, собачки, матрешки. Широкую дорожку для машины. Воспитатель обращает внимание на размер машины – она большая, и дорожка нужна широкая.

                                     

Тема проекта: Зима в городе

                                                 «Машина (легковая)»

Цель: формировать у детей навыки простого конструирования: ставить кубик на кирпичик. Использовать машинку для игры. Учить выполнять инструкции: возьми, положи кубик на кирпичик, покатай. Побуждать детей произносить слова дай, би-би.

Материал: кубики и кирпичики по количеству детей.

Ход занятия: воспитатель показывает ребенку кубик, называет его. Говорит ребенку: «Попроси кубик, скажи дай». Отдавая кубик, воспитатель произносит: «На кубик». Берет себе другой кубик, показывает ребенку и говорит: «У меня кубик. Положи кубик на стол». То же самое проделывает с кирпичиком. По просьбе взрослого ребенок показывает кубик, кирпичик. Воспитатель кладет свой кубик на край кирпичика, при этом сопровождает свои действия словом. После этого взрослый дает речевую инструкцию: «Положи кубик на кирпичик». Обязательно похвалить ребенка. Посмотри, как машина едет. Везет машину по столу и гудит «би-би-би». Ребенок повторяет действие, сопровождая его звукоподражанием.

Машина, машина, куда ты идешь?

Машина, машина, кого ты везешь?

Би-би-би, би-би-би, би-би-би.

Машина, машина, ты нас покатай.

 

                                                                     

                                                                 

                                                                        «Машина (грузовая)»

Цель: формировать у детей навыки простого конструирования: ставить кубик на пластину. Использовать машинку для игры. Учить выполнять инструкции: возьми, положи кубик на пластину, покатай. Побуждать детей произносить слова дай, би-би.

Материал: кубики и пластины по количеству детей, игрушечная машинка.

Ход занятия: можно предложить малышам построить грузовик по образцу. Если на предыдущих занятиях дети справлялись с заданием, то можно способы конструирования не объяснять, а помогать им вопросом, советом, обращаясь к образцу, помогать действием при необходимости.

                                                       «Паровоз»

Цель: формировать у детей навыки простого конструирования: прикладывать кубик к кубику; использовать постройку для игры.

Словарь: много, паровоз, чу-чу-чу.

Материал: кубики красного цвета.

Ход занятия: дети сидят за столом. Воспитатель кладет кубики на стол: «Это кубики. Много кубиков. Будем строить паровоз» берет кубик, показывает его ребенку и говорит: «Я взяла кубик. Ира, возьми кубик. Давай поставим кубик на стол». Воспитатель ставит кубик на стол и помогает ребенку поставить его кубик рядом со своим. Так же ставятся остальные кубики. После окончания постройки взрослый дотрагивается до одного из кубиков, говорит: «Этот кубик положила ты сама». Дотрагивается до другого кубика и говорит: «Этот кубик положила я». Отмечает, какой красивый паровоз получился и как много кубиков – вагончиков. Затем постройка обыгрывается при помощи мелких игрушек:

Загудел паровоз и вагончики повез.

Чу-чу, чу-чу, далеко я укачу.

             

Тема проекта:  Мой город

       

                                          «Башня из кирпичиков »

Цель: закрепить умение детей выполнять постройки по образцу и словесной инструкции. Учить устойчиво ставить кирпичик на кирпичик. Побуждать узнавать и называть красный цвет.

Материал: кирпичики одинакового размера и красного цвета.

Ход занятия: Воспитатель учит детей строить башенку из четырех красных кирпичиков. При этом обращает внимание детей на то, что башня красная. На этом занятии можно не использовать прием поэтапного конструирования.

                                                                                  «Башня»

Цель: закрепить умение детей выполнять постройки по образцу и словесной инструкции. Учить устойчиво ставить кирпичик на кирпичик, кубик на кубик. Закрепить узнавание кирпичика, кубика, умение выбирать нужные детали по форме.

Материал: кирпичики и кубики по 4 шт.

Ход занятия: на этом занятии повторить и закрепить умение детей строить башенку из определенных деталей (из кубиков и кирпичиков). Показать детям, что башенки бывают разные. Из кубиков (показать), и из кирпичиков (показать). Предложить детям построить такие разные башенки.

Тема проекта: Зима пришла

         

                                             «Заборчик (низкий)»

Цель: побуждать детей устанавливать кирпичики на длинную грань, плотно приставляя друг к другу, используя образец взрослого.

Материал: кирпичики одного цвета, игрушки.

Ход занятия: необходимо вспомнить с детьми, как они рассматривали забор на прогулке. Воспитатель обращает внимание на образец, анализирует его, показывает приемы конструирования. В конце занятия обращает внимание детей, что заборчики у всех получились ровные. Предлагает детям поиграть с матрешками.

                                                                 

 

Тема проекта: Что за праздник Новый год?

                                                        «Забор (высокий)»

Цель: совершенствовать навык детей в укладывании кирпичиков на узкую грань, используя приемы конструирования.

Материал: кирпичики, игрушки.

Ход занятия: задача усложняется, можно предложить детям построить другой заборчик, высокий. Взрослый показывает образец постройки, предлагает детям показать и объяснить, как ставить кирпичики. В конце занятия можно предложить малышам поиграть с матрешками в прятки. «Спрятались все матрешки!» - дети ставят их за заборчик от себя. «Вот они, матрешечки!» - ставят их к себе.

Тема проекта: Мамочку и бабушку очень я люблю

                                                        «Стол и стул»

Цель: учить детей накладыванию кирпичика плашмя на кубик; играть с постройкой, закрепить понимание слова «стол». Научить детей постройке из кубика и кирпичика, понимать слово «стул», играть с постройкой.

Словарь: стол, стул, кубик, кирпичик, ляля.

Материал: 2 кубика, 2 кирпичика одного цвета, кукла, чашечка.

Ход занятия: воспитатель показывает детям куколку и игрушечную чашечку, говорит: «Ляля хочет чай пить, сделаем ей стол и стул. Поставим на стол чашку, а на стул посадим нашу куклу». Воспитатель показывает, как построить стол: «Поставлю кубик, сверху на кубик положу кирпичик, вот и хороший стол получился. Теперь построим стул. Возьмем кубик и рядом поставим кирпичик, вот так. Теперь посадим нашу куколку Лялю на стул и угостим чаем».

Сенсорные упражнения: дети строят стол и стул, а воспитатель обращает внимание на сходство с образцом. Обыгрывание построек.

 

                                                                       

 

Тема проекта:  Игрушки

                                         «Скамеечка для матрешки»

Цель: научить детей делать перекрытие на устойчивой основе, закрепить усвоенное в быту слово «скамейка», использовать свою постройку в игре.

Словарь: кубик, кирпичик, скамейка, матрешка.

Материал: 2 кубика и кирпичик.

Ход занятия: воспитатель показывает детям матрешку и говорит: «К нам в гости пришла матрешка. Она шла и долго устала. Давайте построим для нее скамеечку, чтобы она могла сесть и отдохнуть». Воспитатель показывает, как построить скамейку: «Беру кубики и ставлю их на расстоянии друг от друга. На них положу кирпичик. Вот какая скамеечка у нас получилась. Теперь посадим на нее нашу матрешку.

Сенсорные упражнения: дети самостоятельно строят скамейку. Воспитатель следит, чтобы ножки скамейки были на расстоянии, а не вплотную. В конце занятия постройка обыгрывается.

                                               

Тема проекта: В гостях у сказки

 

                            «Забор с чередованием строительных деталей»

Цель: совершенствовать навык детей в постройках заборчика, чередуя строительные детали на плоскости по прямой.

Материал: кубики и кирпичики одного цвета, игрушки.

Ход занятия: целесообразно предложить малышам построить заборчик по образцу, данному воспитателем, чередуя строительные детали по форме. Приемы можно не показывать, а ограничиться указаниями. Обычно это занятие не представляет для детей особой трудности, они быстро усваивают способ чередования знакомых деталей, располагая их на плоскости по прямой. «Поставьте сначала кирпичик, как у меня, теперь кубик, а теперь все кубики и кирпичики поставьте сами, чтобы получился длинный забор». Воспитатель предлагает детям петушков для обыгрывания построек. «Петушки садятся на заборчик, поют песенки, опускаются на землю, клюют зернышки, опять взлетают на красивый заборчик». Воспитатель играет с детьми, подсказывает действия для петушков, использует песенки, потешки, стихи.

           

                                                              Тема: «Разные заборчики»

Цель: упражнять детей в одновременном действии с деталями двух видов – кубиками и кирпичиками; учить детей строить заборчик разным способом чередования кубик – кирпичик, приставляя детали друг к другу. Побуждать детей использовать постройку для игры, не ломать ее.

Словарь: возьми, положи, кубик, кирпичик.

Материал: кубики и кирпичики одного цвета.

Ход занятия: у каждого ребенка набор деталей строительного материала. Воспитатель говорит: «Дети, за зайчиком гонится волк, он хочет его съесть. Давайте спрячем зайчика – построим для него заборчик. Ставим кирпичик на узкую длинную сторону, к нему приставляю кубик так, чтобы не было щели между ними. Снова ставлю кирпичик, приставляю другой кубик, и еще кирпичик и т.д. У нас получился заборчик. Спрятали мы зайчика. А сейчас сами постройте заборчик для зайчика, и Люба построит, и Вова построит».

                                                              «Высокая и низкая скамеечки»

Цель: продолжать учить детей делать перекрытия, соединяя две детали третьей; закреплять умение детей по образцу выполнять постройки; вовлекать детей в совместную игру, используя постройку и мелкие игрушки.

Материал: по 2 маленьких и больших кубика, 2 кирпичика соответствующего размера, 2 игрушки разного размера.

Ход занятия: воспитатель показывает детям мишку (большой) и зайчика (маленький) и говорит: «К нам в гости пришли игрушки мишка и зайчик. Они шли очень долго и устали. Давайте построим для них скамеечки, чтобы они могли сесть и отдохнуть». Воспитатель показывает, как построить скамеечку: «Беру кубики и ставлю их на расстоянии друг от друга. На них положу кирпичик. Для мишки построим скамеечку высокую, а для зайчика низкую. Вот какие скамеечки у нас получились. Теперь посадим на них наших гостей».

Сенсорные упражнения: дети строят скамеечки, воспитатель следит, чтобы ножки скамейки были на расстоянии, а не рядом. В конце занятия постройки обыгрываются.

Тема проекта: Мы играем!

                                               «Мебель для матрешек»

Цель: научить детей строить мебель по памяти, самостоятельно отбирать  детали. Сформировать речевое общение. Научить различать цвет и форму деталей, разбирать постройки, складывать детали на подносы.

Словарь: стол и стул, кроватки, кирпичик, кубик.

Материал: на общих подносах кубики синего цвета, кирпичики красного цвета, матрешки.

Ход занятия: Воспитатель предлагает построить для  матрешек стол и стул           кроватки, не давая образца. После чего дети обыгрывают постройки с мебелью, используя тряпочки, кукольную посуду, игрушки.

Тема проекта :Весна

                                                                    «Ворота»

Цель: научить детей делать перекрытие, произносить слова машина, ворота, играть с постройкой, не разрушая ее.

Словарь: ворота, кирпичик, красный, машина.

Материал: кубики и кирпичики красного цвета, маленькая машина.

Ход занятия: воспитатель говорит: «Сегодня будем строить ворота, чтобы машина могла проехать». Воспитатель показывает, как правильно их построить: «Беру кубики, ставлю кубик на кубик (с двух сторон, на небольшом расстоянии) и на них осторожно положу кирпичик. Получились ворота». Затем несколько раз осторожно прокатывает через ворота небольшую машинку.

Сенсорные упражнения: дети получают кубики и кирпичики. Воспитатель помогает детям, которые затрудняются на определенном расстоянии поставить кирпичики. Затем раздаются машинки и постройки обыгрываются. Во время игры воспитатель обращает внимание на то, чтобы они осторожно провозили машины, не разрушали ворота.

                                               «Ворота и заборчик»

Цель: формировать навык постройки по образцу воспитателя без объяснения приема конструирования для развития логического мышления, развивать умение сосредоточенно рассматривать образец, слушать и понимать взрослого.

Материал: кубики и кирпичики одного цвета.

Ход занятия: можно научить детей строить ворота с забором. Это может быть работа детей по образцу. Способов конструирования можно не давать. На таком занятии особенно большое значение имеет словесная инструкция воспитателя. Он заранее делает конструкцию на столе. Ворота построены из кирпичиков, а с двух сторон ворот заборчик из кубиков или кирпичиков, лежащих на узкой длинной грани. Далее малыши обыгрывают свою постройку.

                                                                                   «Дом с крышей»

Цель: познакомить детей с новой строительной деталью – призмой (крышей), продолжать совершенствовать навык приема прикладывания и накладывания.

Материал: кубики, призма, игрушка.

Ход занятия: анализируя образец, воспитатель обращает внимание на домик в целом, затем на его части в той последовательности, как он строился. «Стены сделаны из двух кубиков, которые стоят рядом друг с другом. Крыша стоит на кубиках. Вот какой красивый домик!». Дети играют с постройками. После игры воспитатель проводит анализ детских построек от лица игрушки. «Зайчику понравился Петин домик, он прочный, не сломается. Можно мне пожить в нем?».

                                                                           

                                                    «Дом с крышей»

Цель: продолжать знакомить детей с новой строительной деталью - призмой (крышей), способствовать пониманию выражения «поставь крышу сверху», побуждать различать строительные детали по форме, величине, цвету, названию.

Материал: кирпичики, призмы, игрушка.

Ход занятия: Можно научить малышей строить домик более сложный ( на два лежащих на узкой длинной грани кирпичика наложить две призмы). Здесь опять уместны и образец, и его анализ, и показ способа действия. Украсить свои домики малыши могут елочками. 

                                                            «Лестницы»

Цель: научить приему накладывания однородных деталей друг на друга, понимать слова и выражения, побуждать произносить: «лестница», «ступеньки», «вверх», «вниз», «кукла идет», научить убирать детали после занятия в коробки, убирать игрушки.

Материал: кубики определенного цвета(красные или синие), игрушки.

Ход занятия: Учить малышей строить лесенку из шести кубиков, предварительно рассмотрев образец, выделяя детали, обращая внимание на то, что нужно много кубиков, чтобы построить лестницу, у которой много ступенек. «Чтобы построить лестницу, нужно взять сначала один кубик и поставить перед собой. Теперь надо взять еще один кубик и поставить его рядом с этим кубиком, потом еще один и поставить на этот кубик. Вот получилось две ступеньки. Чтобы еще одну ступеньку  построить, нужно еще поставить кубики один на один. Вот как много ступенек получилось у лестницы». После того как дети построят лесенки, воспитатель предлагает им куколок, и малыши водят их по ступенькам вверх и вниз. Воспитатель сначала побуждает детей к игре «Пошли куколки вверх, теперь вниз». Потом малыши сами играют и произносят слова в соответствии с движением игрушек.

После игры проводиться анализ детских построек в игровой форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека стихов для раннего возраста

Данная подборка стихов поможет воспитателю в любых режимных моментах...

картотека прогулок - зима /старший возраст/

Значение прогулки в воспитании здоровых и всесторонне развитых детей подробно раскрыто во многих методических источниках.Правильно организованная прогулка способствует физическому развитию дошкольнико...

Картотека для детей дошкольного возраста «ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Картотека для детей дошкольного возраста «ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА» ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Конспект образовательной деятельности. Конструирование ранний возраст тема: «Забор для петушка». Воспитатель : Койносова Е.С. МАДОУ ЦРР д/с №14

Конспект образовательной деятельности. Конструирование ранний возраст тема: «Забор для петушка»     Воспитатель : Койносова Е.С. МАДОУ ЦРР д/с №14...