Педагогический опыт "Развитие технического творчества по средством конструирования и робототехники"
материал по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

На данном этапе развития страны, наиболее востребованной является профессия инженера. В связи с тем, что использование роботов в быту, на производстве требует от пользователей обладания современными знаниями в области робототехники, становится необходимым вести популяризацию профессии инженера, начиная уже с дошкольного возраста.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo.docx180.63 КБ

Предварительный просмотр:

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РОБОТОТЕХНИКИ........................................... 1.1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПОНЯТИЯ «ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ... .... 1.2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.......................................

1.3. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РОБОТОТЕХНИКИ..............................................................................................

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВЛИЯНИЯ РОБОТОТЕХНИКИ НА РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………………………………....

2.1. ДИАГНОСТИКА БАЗОВОГО УРОВНЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…….

2.2. РЕАЛИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РОБОТОТЕХНИКИ............................................................... 2.3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ...........................................

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК..................................................................

ВВЕДЕНИЕ

Современное общество отличается динамичностью и внедрением во все сферы жизнедеятельности информационных и компьютерных технологий, требующих от человека специальных знаний и умений. В связи с этим, существует социальный заказ государства на подготовку квалифицированных инженерно-технических кадров, способных к успешной и продуктивной деятельности реалиях информационного общества. Подготовка таких кадров возможна лишь при условии раннего развития творческих технических способностей у детей начиная уже с дошкольного периода, создания в образовательных учреждениях и организациях необходимых для этого условий. Всё это требует коренных изменений в системе образования, в том числе и дошкольного.

На данном этапе развития страны, наиболее востребованной является профессия инженера. В связи с тем, что использование роботов в быту, на производстве требует от пользователей обладания современными знаниями в области робототехники, становится необходимым вести популяризацию профессии инженера, начиная уже с дошкольного возраста.

Техническое детское творчество, являясь одной из форм самостоятельной деятельности дошкольников, является важнейшим средством формирования у них основ инженерного мышления, способствует развитию интереса к научно-технической деятельности, стимулирует изобретательские способности детей.

Проблемой творчества в целом и детского технического творчества в частности занимались многие отечественные и зарубежные исследователи, как прошлого, так и современности, поэтому к настоящему времени она достаточно широко представлена в психолого-педагогической литературе. Исследованием различных аспектов технического творчества детей занимались Е. И. Радина, Т.А. Макарова, В.Г. Нечаева, В.Г. Логинова, Д.В. Сергеева и ряд других исследователей. В работах П.Н. Андрианова, В.Д. Путилина, И.Г.Розанова, А.Р. Лурия, А.Н. Давидчук определяется сущность и содержание понятия «детское техническое творчество», представлены методологические подходы к нему. Развитию технического творчества именно дошкольников посвящены исследования С. В. Коноваленко, М.С. Ишмаковой, Л. В, Куцаковой. Л.А Парамоновой. Условия формирования и развития технических умений и навыков детей в условиях ДОУ посредством робототехники определяются в работах Л.В. Ташкиновой, А. С. Прокофьева, Д.А. Каширина. Е.В. Волкова в своей работе даёт определение понятия «образовательный робототехнический конструктор». Исследования вышеназванных учёных явились теоретической и методологической базой для написания настоящей работы. Таким образом, в научной литературе к настоящему времени накоплен достаточно богатый материал, освещающий различные вопросы технического творчества детей различных возрастов. Вместе с тем, остаются недостаточно разработанными педагогические условия развития технического детского творчества в образовательном процессе; практически нет серьёзных исследований, посвященных развитию технического творчества дошкольников посредством робототехники. В связи с этим, наблюдается заметное противоречие между существующими потребностями общества в развитии технического творчества, творческих способностей дошкольников и недостаточной разработанностью практических механизмов, направленных на развитие технического творчества детей старшего дошкольного возраста посредством робототехники. С учётом этого противоречия была сформулирована проблема исследования, заключающая в поиске условий развития технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством робототехники. Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность педагогических условий по развитию технического творчества детей старшего дошкольного возраста посредством робототехники.

Задачи исследования:

1. Проанализировать научную литературу по теме исследования; уточнить понятие «техническое творчество».

2. Выявить особенности развития технического творчества детей старшего дошкольного возраста.

3. Выявить и теоретически обосновать особенности организации педагогических условий, направленных на развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством робототехники.

4. Провести опытно-экспериментальную работу и проверить эффективность разработанной Программы и условий, направленных на развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе занятий робототехникой.

Объект исследования: процесс развития технического творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: условия развития технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством робототехники.

Гипотеза исследования: предполагается, что работа по развитию технического творчества у детей старшего дошкольного посредством робототехники будет эффективной, если будут соблюдены следующие педагогические условия: - в группе будет создана специальная развивающая предметно пространственная среда, направленная на развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством робототехники; - будет разработан и практически реализован проект, содержащий комплекс специальных игр и занятий, направленных на развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством робототехники; - будет разработана и реализована программа мероприятий, направленных на организацию совместной деятельности педагогов группы с родителями воспитанников.

Методы исследования: анализ научно-педагогической литературы по исследуемой проблеме; наблюдение, беседа; изучение продуктов технической деятельности дошкольников; графическое отображение результатов исследования. Научная новизна работы заключается в уточнении понятия «техническое творчество детей старшего дошкольного возраста», теоретическом обосновании и экспериментальной проверке условий развития технического творчества детей старшего дошкольного возраста посредством робототехники.

Практическая значимость исследования: материалы и программа, разработанная нами в процесс выполнения работы, могут быть использованы в практической деятельности воспитателей ДОУ, направленной на развитие технического творчества детей старшего дошкольного возраста посредством робототехники.

Этапы исследования:

1. Поисково-теоретический этап. Изучение и анализ литературных источников по проблеме исследования, постановка и теоретическое обоснование проблемы, формулировка цели, предмета, объекта, методов, задач и гипотезы исследования.

2. Опытно-экспериментальный этап. Планирование и проведение психолого-педагогического эксперимента (констатирующего, формирующего, контрольного).

3. Заключительно-обобщающий этап. Обработка полученных материалов, формулировка выводов, установление правильности или ошибочности гипотезы исследования.

База исследования: МАДОУ детский сад № 45 г. Южно-Сахалинск. В эксперименте принимали участие 28 детей старшего дошкольного возраста (возраст 5-6 лет).

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РОБОТОТЕХНИКИ

  1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПОНЯТИЯ «ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Феномен творчества с истоков цивилизации находится в центре внимания величайших мыслителей человечества. Различные аспекты творчества исследуется в рамках философии, социологии, педагогики, психологии и т.д.    

На сегодняшний день в научной литературе имеется множество определений творчества, существуют различные подходы к пониманию и определению сущности и содержания данного понятия. Рассмотрим определения сущности и содержания понятия «творчество», представленные в различных источниках и отражающие точки зрения различных авторов. Толковый Словарь Русского Языка под редакцией С.А. Кузнецова трактует понятие «творчество» как некий продукт, результат какой-либо деятельности, совокупность сделанного, сотворенного кем-либо.              Несколько иное определение, подчеркивающее важность человека как субъекта творческой деятельности, отличие его творческой деятельности от процессов, происходящих в природе, предлагается в Советском Энциклопедическом Словаре: «…творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно – исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности; в природе происходит процесс развития, а не творчества.  В связи с тем, что понятие творчества в педагогике представлено очень широко и многогранно, В.Л. Иноземцев выделяет пять групп его определений, предложенных различными авторами: - творчество как всеобщая форма развития; - творчество как форма труда; - творчество как форма создания нового; - творчество как реализация внутреннего мотива деятельности; - творчество как мировоззрение. Определяя деятельностный характер творчества, он акцентирует внимание на следующем: творчество обладает индивидуальностью, оно не воспроизводимо как в своем процессе, так и в результате.

Среди видов человеческого творчества особое место принадлежит техническому творчеству. Это обусловлено тем, что посредством именно технического творчества человек производит какие-либо новые, не существовавшие ранее, приносящие ему материальную пользу объекты и предметы: различные агрегаты, машины, источники энергии и т.п. Понятие «техническое творчество» является зависимым от понятия «творчество», как вид от рода, но, при этом, оно является относительно самостоятельным в связи с реальностью объекта, на который направлен данный вид деятельности. Такой объект определяется понятием «техническое решение», подразумевающим собой некое практическое средство, при помощи которого представляется возможным удовлетворить какие-либо определённые потребности.

Техническое творчество отражает и воспроизводит не только окружающую человека природную реальность, но и позволяет создавать новую своеобразную материальную (техническую) среду жизнедеятельности людей. При этом продукты технического творчества способны преобразовывать окружающую природу, подгоняя её под нужды и потребности человеческого социума. В процессе технического творчества происходит проверка научных знаний, их подтверждение или опровержение, а также постановка новых научных проблем и сбор фактического материала как экспериментальной основы новых исследований. С точки зрения современного отечественного учёного А. Моляко, техническое творчество в первую очередь направлено на создание новых устройств, деталей, изменение их функций. Одним из первых учёных, обративших внимание на значение технического творчества вообще и детского в частности, был русский инженер П. Энгельмейер. Он выделил три акта осуществления технического творчества: первый акт – это замысел деятельности, второй – планирование деятельности, третий – непосредственное её осуществление (поступок).

Рассмотрим сущность и содержание непосредственно детского технического творчества. В педагогическом словаре техническое творчество детей определяется как «вид деятельности, в результате которой создаются технические объекты с признаками полезной новизны» [Коджаспирова]. Детское техническое творчество по своей сути, конечно, не является в материальном и научном плане, равнозначным по ценности взрослому. Но оно, как и взрослое, предполагает собой действия, которые наряду с воспроизведением ранее известного включают элементы нового, найденного на основе имеющихся знаний и опыта. П.Н. Андрианов и В.Д. Путилин  определяют его как целенаправленную деятельность детей в области техники, конечный итог которой имеет личную или общественную значимость и субъективную или объективную новизну. При этом конечный результат детского технического творчества предполагает собой не только изготовленные технические объекты, но и способы их создания и совершенствования.

Анализ психолого-педагогической литературы даёт основание судить о том, что практически все учёные, занимающиеся проблемой детского технического творчества, приравнивают его к изобретательству, считая, что изобретательство неотделимо от процесса творчества.

Применительно к деятельности детей дошкольного возраста выделяют относительно самостоятельные виды творчества: художественное и техническое. У дошкольников данные виды творчества еще не выступают в обособленном виде. На первое место выступают конструктивные или художественные задачи, но сама деятельность, направленная на решение этих задач, пока что не имеет какого-либо ярко выраженного расчленения. Но несмотря на такое положение дел творческие возможности детей проявляются уже в дошкольном возрасте, это доказали отечественные психологи и педагоги, в числе которых В.В. Давыдов, Н.Н. Поддьяков, Н.А. Ветлугина, А.В. Запорожец, Н.П. Сакулина, Л.С. Выготский, Е.А. Флерина.  

В развитии технического творчества дошкольника основную роль играет овладение детьми способами конструирования. Конструирование является одним из основных видов продуктивной деятельности ребёнка, в процессе которой он реализует свои интересы и потребности. Детское конструирование, и особенно техническое, тесно связано с игровой деятельностью. Дети сооружают различные постройки (гаражи для техники, рыцарский замок и т.п.), играют с ними, неоднократно перестраивая их по ходу игры. Динамика взаимосвязи игры и конструирования наблюдается на протяжении всего дошкольного периода. В раннем возрасте, конструирование слито с игрой; затем игра становится побудителем к конструированию, которое начинает приобретать самостоятельное значение для детей. К старшему дошкольному возрасту уже в основном формируется полноценное конструирование, стимулирующее развитие сюжетной линии игры, и само иногда приобретая сюжетный характер (создается несколько конструкций, объединенных одним сюжетом. В ФГОС дошкольного образования конструирование включено в обязательную часть основной образовательной программы. Оно направлено на решение важных образовательных и воспитательных задач. В процессе конструирования дошкольниками приобретаются умения и навыки наблюдения, целенаправленного построения экспериментальной деятельности, происходит активизация исследовательской и творческой деятельности. Кроме того, формируются психические процессы: восприятие, ощущение, творческое воображение, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление

Техническое детское творчество является одним из важных способов формирования профессиональной ориентации детей, способствует развитию устойчивого интереса к технике и науке, а также стимулирует рационализаторские и изобретательские способности. Техническое детское творчество — это конструирование приборов, моделей, механизмов и других технических объектов на уроках труда и на внеклассных занятиях (кружки, курсы, центры детского и юношеского творчества). Процесс технического детского творчества можно условно подразделить на 4 этапа:

1. постановка задачи;

2. сбор и изучение информации;

3. поиск решения задачи;

4. реализация решения задачи

Однако в научной литературе до настоящего времени нет достаточно полного и единого определения понятия «детское техническое творчество». Каждый из авторов вкладывает свой смысл в сущность и содержание этого понятия. Поэтому данная проблема требует дальнейшего углубленного изучения. На основе анализа психолого-педагогической литературы сущность и содержание технического детского творчества можно определить следующим образом: детское техническое творчество – это поэтапная, эффективная, педагогически управляемая, диагностируемая и стимулируемая детская деятельность, направленная на создание каких-либо материальных объектов, имеющих субъективную новизну и признаки полезности.

  1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Старший дошкольный возраст благоприятен для развития способности к техническому творчеству, так как именно в этjт период происходит интенсивное развитие психических процессов, составляющих основу для конструкторской и творческой деятельности (мышление, воображение, внимание, память). Фантазии старшего дошкольника уже присущи оригинальность, вариативность, гибкостью и подвижность, позволяющие ему мысленно представить какой-либо необычный образ, а затем реализовать этот образ в рисунке, поделке или конструкции. Для детей этого возраста характерна активная деятельность, постоянные вопросы к взрослому, любопытство, способность к речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, достаточно развитое воображение.

 В огромной степени развитие навыков технического творчества у детей старшего дошкольного возраста зависят от внимания и воображения. На протяжении дошкольного возраста оно активно развивается, как способность видеть целое раньше частей. В.В. Давыдов утверждал, что воображение составляет «психологическую основу творчества, делающего субъекта способным к созданию нового в различных сферах деятельности»  Воображение играет существенную роль в осуществлении дошкольником технической деятельности, позволяет ему не только создавать в голове образ какого-либо объекта, но и представлять алгоритм действий, необходимых для создания этого объекта.

Интерес к техническому творчеству у дошкольника начинается с интереса к умениям делать что-то своими руками: - складывать в определенной последовательности предметы и части предметов в единую конструкцию; - склеивать или соединять (подгонять) отдельные детали; - сколачивать, выравнивать, распиливать и отделять какие-то части, чтобы придать всему действию какой-то завершенный вид; - разбирать на отдельные части механизмы и детали, чтобы увидеть и понять, из чего они состоят внутри (любопытство здесь играет большую роль). Главная задача взрослых (педагогов и родителей) в этом плане заключается в том, чтобы не оставить без внимания, не пропустить присущий для ребёнка этого возраста интерес к различным машинам, механизмам и роботам, поощрять и всячески развивать этот интерес, способствовать его перерастанию в изобретательство. Каждый педагог и родитель должен понять, что ребенок – это своеобразный мир, и он необыкновенно индивидуален. Нужно помнить о том, что главное – это не заглушить стремление ребенка познать что-нибудь новое, интересное, постараться дать ему возможность разобраться в деталях и постигнуть истинное содержание технического творчества. На основе анализа рассмотренной нами психолого-педагогической литературы, можно сделать вывод о том, чтo развитие технического творчества у детей дошкольного возраста представляет собой поступательное, целенаправленное развитие сенсомоторных возможностей ребёнка, его пространственного, логического и творческого мышления.

В Федеральной целевой программе «Развитие дополнительного образования детей в РФ до 2020 года» в качестве одного из приоритетных направлений выделено развитие научно-технического творчества детей. Идеи о том, что детей необходимо приобщать к технологиям уже в дошкольном возрасте, нашли отражение в Федеральных государственных образовательных стандартах Российской Федерации, а также в Концепции развития образования и стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. В настоящее время во всех образовательных учреждениях страны широко применяется такая инновационная технология как робототехника. Дети знакомятся с основами робототехники в рамках дополнительного образования в виде кружков, клубов, секций, факультативных курсов. Робототехническое конструирование повсеместно активно внедряется и в образовательный процесс дошкольных образовательных учреждений. В основе этой технологии – конструирование при помощи различных конструкторов из серии Lego WeDo и программного обеспечения к ним, предназначенного для «оживления» создаваемых механизмов и конструкций.

Робототехническое конструирование предоставляет дошкольнику широкие возможности для проявления своих конструктивных и творческих способностей, является отличным средством для тренировки мышления, воображения, мелкой ручной моторики. Кроме того, включение базовых знаний из робототехники в дошкольное образование является частью общего образования, что позволяет дошкольным образовательным учреждениям реализовать требования ФГОС.

Основные приемы обучения, которые используются в процессе робототехнического конструирования:

1. На начальном этапе вoспитанников учат конструировать по наглядному образцу. Данный приём предполагает последовательное изготовление игрушки-робота (или какой-либо роботизированной конструкции). Вначале детям предлагается внимательно рассмотреть игрушку, выделить её основные части. Затем педагог помогает им рассортировать нужные для её изготовления детальки конструктора (по величине, форме и цвету), определить алгоритм действий. Когда все детали рассортированы, дети начинают собирать их воедино. Процесс конструирования сопровождается подробными разъяснениями и комментариями педагога (он объясняет ребятам, как соединить между собой отдельные детали, следит за последовательностью выполняемой детьми работы).

2. После того, как дети осваивают конструирование по образцу, можно приступать к обучению более сложному приёма – выполнению конструкции по модели. Особенностью модели, в отличие от наглядного образца, является то, что многие составляющие её элементы скрыты. Перед ребёнком встаёт задача самостоятельного определить, то из каких деталей можно собрать робота (конструкцию), что требует от него не только образного, но задатков аналитического мышления. В качестве модели можно предложить фигуры (конструкции), изготовленные из бумаги, картона, пластилина, либо представить их на картинке или фотографии.

3. Конструирование на основе заданных условий. Детям предлагается комплекс условий, которые они должен выполнить самостоятельно, без показа приёмов работы, то есть педагог не даёт им способов конструирования, а лишь говорит о практическом применении робота. В процессе этого способа конструирования дети продолжают учиться анализировать образцы готовых поделок, выделять в них существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков, понимать, что различия основных признаков по форме и размеру зависят от назначения (заданных условий) конструкции.

4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. На начальном этапе конструирования этим способом детям необходимо давать наиболее простые, подробно расписанные рисунки чертежей и схем. По мере  усвоения, мoжно последовательно усложнять задания. При помощи схем и чертежей у детей формируется умение не только строить, но и выбирать верную последовательность действий. Впоследствии ребёнок сможет не только конструировать по схеме, но также и по наглядной конструкции (представленной игрушке-роботу) рисовать схему.

5. Конструирование по замыслу. Когда дети в достаточной степени осваивают предыдущие приемы робототехники, им предлагается наиболее сложный способ конструирования – по собственному замыслу. Теперь они сами определяют тему конструкции, требования, которым она должна соответствовать, находят способы её создания. В конструировании по замыслу творчески используются знания и умения, полученные ранее. Развивается не только мышление детей, но и познавательная самостоятельность, творческая активность. Конструкции, создаваемые детьми, становятся более разнообразными и динамичными.

Так как игровая деятельность является ведущей деятельностью дошкольника, представляется целесообразным использование продуктов, полученных в результате робототехническoго творчества, в различных сюжетно-ролевых, дидактических и театрализованных играх. Традиционно у дошкольников большой популярностью пользуются игры «Зоопарк», «Цирк», «Автопарк». В процессе этих игр они с удовольствием применяют собственноручно изготовленных «зверей» и «птиц»: «порхающий орёл», «открывающий пасть крокодил», «рычащий леопард», «шагающий страус», а также движущиеся модели различной техники.

Эффективное развития технического творчества у старших дошкольников не представляется возможным без постоянной целенаправленной  педагогической работы, направленной на решение этой проблемы, и требует создания соответствующих условий.

  1. УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РОБОТОТЕХНИКИ

Специфической чертой понятия «педагогические условия» является то, что оно включает в себя элементы всех составляющих процесса обучения и воспитания: цели, содержание, методы, формы, средства. По мнению В.И. Андреева педагогические условия представляют собой результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения каких-либо образовательных и воспитательных целей. Согласно точке зрения М.В. Зверевой, педагогические условия есть ни что иное, как содержательная характеристика одного из компонентов педагогической системы, в качестве которого выступают содержание, организационные формы, средства обучения и характер взаимоотношений между учителем и учениками. Таким образом, можно сказать, что педагогические условия являются основным компонентом педагогической системы, включают возможности образовательной и материально-пространственной среды, изменяются и развиваются с течением времени. Для успешнoго развития технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством робототехники необходимо соблюдать ряд условий, которые, на наш взгляд, будут способствовать успешному решению рассматриваемой в нашем исследовании проблемы.

Первое условие предполагает собой создание в группе специальной предметно-пространственной среды, направленной на развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством робототехники. Сюда входит: обеспечение уголка (кабинета) необходимыми конструкторами, соответствующими по техническим характеристикам возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста; организация игровой среды (мини-центра конструирования), наличие методических пособий и другого оборудования и материалов, направленных на развитие технического творчества у дошкольников. Кроме того, она должна быть безопасной для жизни и здоровья ребёнка, полифункциональной, доступной и трансформируемой. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть ориентирована на стимуляцию познавательного развития детей, на повышение объёма и устойчивости их внимания, интереса к конструированию.

Занятия робототехникой, в первую очередь, представляют собой конструктивную деятельность, подразумевающую получение определенного, заранее задуманного реальнoго продукта, соответствующего его функциональному назначению и «оживлению» его посредством программирования. Конструирование одновременно совмещает в себе сложный процесс согласования мыслительной деятельности с практической реализацией поставленных задач и восприятием получаемого на выходе результата. Огромное значение для успешного развития технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством робототехники имеет правильно подобранные конструкторы, соответствующие их возрастным особенностям. Для того, чтобы развивающая предметно-развивающая среда способствовала развитию у детей конструкторских способностей она обязательно должна быть насыщена такими конструкторами. Рассмотрим подробнее – каким должен быть развивающий робототехнический конструктор. Е.В. Волкова считает, что образовательный конструктор – это набор сопрягаемых между собой элементов и инструкций по сборке, предназначенный для самостоятельного изготовления какого-либо устройства, отвечающий целям образовательного конструирования, т.е. способствующий формированию и развитию творческих способностей, технического мышления детей. При этом он должен соответствовать возрастным особенностям, обеспечивать системную, организованную деятельность ребёнка, при участии педагога. Исходя из определения Е.В. Волковой, образовательным конструктор может называться, если он соответствует определенным критериям. Во-первых, конструктор должен стремиться к бесконечности, т. е. предлагать такое количество вариантов конструирования, которое только способны придумать педагог и ребёнок, он не должен ограничивать воображение. Во-вторых, в конструкторе должна быть заложена идея усложнения, которая, как правило, обеспечивается составляющими элементами, деталями конструктора, которые делают конструирование разнообразным и в перспективе сложным. В-третьих, набор для конструирования должен входить в линейку конструкторов обеспечивающих возможность последовательной работы с каждым набором, в зависимости от возраста детей и задач конструирования. В-четвертых, нести полноценно смысловую нагрузку и знания, которые выражаются в осмысленном создании и воспроизведении детьми моделей объектов реальности из деталей конструктора. В результате чего дети демонстрирую степень освоенности ими знания и предметно-чувственного опыта.

Второе условие заключается в разработке и практической реализации программы, содержащей комплекс специальных игр и занятий, направленных на развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством робототехники. В настоящее время имеется большое количество программ по робототехнике, позволяющих внедрять данное направление в образовательный процесс ДОУ. Проведенный анализ программ позволил сделать вывод, что все они имеют сходства по своей направленности, целям, применяемым методам и формам воздействия и взаимодействия между участниками, включенными в образовательный процесс. Нами была разработана своя программа по робoтотехнике. Так целью использования программы «Робототехника в детском саду» на базе конструктора LEGO WeDO Education является овладение навыками начального технического конструирования, развитие мелкой моторики, координации «глаз-рука», изучение понятий конструкций и ее основных свойств (жесткости, прочности и устойчивости), навык взаимодействия в группе. Курс обучения робототехнике, представленный в нашей программе, предполагает использование компьютеров и специальных интерфейсных блоков совместно с конструкторами. Важно отметить, что компьютер используется как средство управления робототехнической моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Дети получают представление об особеннoстях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем.

Третье условие – разработка и реализация программы мероприятий, направленных на организацию совместной деятельности педагогов группы с родителями воспитанников. Такая совместная деятельность предполагает работу, направленную на повышение педагогической грамотности родителей воспитанников в вопросах развития технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством робототехники. В данном направлении целесообразно проводить открытые занятия, мастер-классы, родительские собрания, разработать методические рекомендации и памятки для родителей. Очень полезной, на наш взгляд, будет организация тематических выставок по робототехническому конструированию, где в качестве экспонатов были бы представлены различные робототехнические конструкции, выполненные детьми совместно с родителями. Всё это позволит поднять мотивацию родителей на развитие у детей навыков технического творчества посредством робототехники в домашних условиях. Таким образом, техническое детское творчество, являясь одной из форм самостоятельной деятельности дошкольника, заставляет его отойти от привычных и знакомых представлений об окружающем мире, подталкивает к эксперименту, познанию и продуцированию чего-то нового и интересного как для себя, так и других людей. Оно выступает одним из наиболее важных способов, формирующих у детей основы инженерного мышления, развивающих живой интерес к научно-технической деятельности, стимулирующих рационализаторские и изобретательские способности. На занятиях по робототехнике у дошкольников последовательно, шаг за шагом, формируются навыки конструирования, логическое мышление, умение пользоваться различными схемами, инструкциями, чертежами, необходимыми для создания новых роботизированных моделей, т.е. происходит становление одной из ключевых компетентностей – технологической компетентности.

Мы предполагаем, что при соблюдении необходимых педагогических условий (создании соответствующей развивающей предметно- пространственной среды, разработке и реализации проекта, содержащего комплекс игр и занятий, направленных на развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством робототехники; разработке содержания совместной деятельности педагогов ДОУ с родителями воспитанников) робототехника является отличным средством для успешного развития технического творчества у детей старшего дошкольного возраста, знакомит их с основами конструирования и программирования, способствует становлению самостоятельности и инициативности, отлично тренирует мышление и мелкую ручную мoторику. Для того чтобы проверить правдивость указанных выше предположений, нами была организована и реализована опытно-экспериментальная работа.

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВЛИЯНИЯ РОБОТОТЕХНИКИ НА РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

2.1. ДИАГНОСТИКА БАЗОВОГО УРОВНЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Опытно-экспериментальная работа, направлена на выявление влияния робототехники на развитие технического творчества детей старшего дошкольного возраста проходила на базе МАДОУ детский сад №45 г. Южно-Сахалинск. В эксперименте принимали участие 28 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).

Цель опытно-экспериментальной работы: проверить эффективность условий, направленных на развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Подобрать диагностический инструментарий, определить критерии и показатели уровня сформированности умений и навыков технического творчества у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы, провести входную диагностику детей при помощи подобранных методик.

2. Проанализировать и обобщить показатели детей, выявленные на констатирующем этапе опытно-экспериментальной работы.

3. Разработать и реализовать педагогические условия, направленные на развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством робототехники на формирующем этапе опытно-экспериментальной работы.

4. Провести контрольную диагностику, проанализировать и обобщить показатели, выявленные на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы.

Для проведения диагностики мы определили критерии и показатели сформированности технического творчества у детей старшего дошкольного возраста (таблица1).

Критерии и показатели сформированости технического творчества у детей старшего дошкольного возраста

Критерии

Показатели

Методики

Целенаправленость

Умение достигать цели с учётом поставленной задачи

Методика Е. Г. Трошихиной

«Изучение целенаправленности деятельности» (определение уровня умения детей контролировать свою деятельность с учётом поставленной задачи).

Представления о пространственных положениях объектов при конструировании

Умения представлять последовательность переходов        от                образца        к конструируемому        объекту; умение генерировать идею.

Методика Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной «Изучение умений представлять пространственные положения объектов при

конструировании»

Способности к LEGO- конструированию и робототехнике.

Умение самостоятельно выполнять функциональные конструкции по образцу, модели, по простейшим

чертежам        и       замыслу, способность к изобретательству собственных технических объектов.

Диагностика уровня знаний и умений        по        LEGO-

конструированию        и

робототехнике у детей 4-7 лет по методике Т.В. Фёдоровой.

Результаты, полученные после проведения первичной диагностики по первой методике, отражены в таблице 2.

Уровни

Показатели сформированности умений контролировать свою деятельность с учётом поставленной задачи (методика Е. Г. Трошихиной «Изучение целенаправленности деятельности»)

В количественном отношении

В %-ом отношении

Высокий

6 детей

21.43%

Средний

10 детей

35.71%

Низкий

12 детей

42.86%

Наглядно распределение показателей сформированности умений детей контролировать свою деятельность с учётом поставленной задачи, выявленные на констатирующем этапе эксперимента, представлены на рисунке 1.

Рис. 1. Распределение показателей сформированности умения детей контролировать свою деятельность с учётом поставленной задачи, выявленные на констатирующем этапе эксперимента.

Результаты, полученные        после проведения первичной диагностики по второй методике, отражены в таблице 3.

Уровни

Показатели                сформированности умения детей представлять последовательность переходов от образца к конструируемому объекту (методика Г.А. Урунтаевой,  Ю.А. Афонькиной «Изучение умений представлять пространственные положения объектов при конструировании»)

В количественном отношении

В %-ом отношении

Высокий

6 детей

21.43%

Средний

12 детей

42.86%

Низкий

10 детей

35.71%

Наглядно распределение показателей сформированности умения детей представлять последовательность переходов от образца к конструируемому объекту, выявленные на констатирующем этапе эксперимента, представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Распределение показателей сформированности умения детей представлять последовательность переходов от образца к конструируемому объекту, выявленные на констатирующем этапе эксперимента.

Результаты, полученные        после проведения первичной диагностики по третьей методике, отражены в таблице 4.

Уровни

Показатели        сформированности        знаний        и        умений        по        LEGO-

конструированию (диагностика уровня знаний и умений по LEGO у детей 4-7 лет по методике Т.В. Фёдоровой).

В количественном отношении

В %-ом отношении

Высокий

8 детей

28.57%

Средний

11 детей

39.29%

Низкий

9 детей

32.14%

Наглядное распределение показателей сформированности умения детей по LEGO-конструированию, выявленные на констатирующем этапе эксперимента, представлены на рисунке 3.

Рис. 3. Распределение показателей сформированности умения детей по LEGO- конструированию, выявленные на констатирующем этапе эксперимента.

После проведения диагностирования детей по указанным выше методикам мы обобщили выявленные показатели по каждой методике и получили общий процент сформированности технического творчества у детей старшего дошкольного возраста, выявленный на констатирующем этапе эксперимента:

Высокий уровень 23.81%.

Средний уровень – 39.29%.

Низкий уровень – 36.90%

Наглядно общий процент сформированности у детей знаний и умений технического творчества, выявленный в результате диагностики по трём методикам на констатирующем этапе эксперимента, представлен на рисунке 4.

Первичная диагностика показала, что некоторые дети (36.90%) имеют низкий уровень навыков и умений, необходимых для успешного осуществления технического творчества. Эти дети показали неспособность контролировать свою деятельность с учётом поставленной задачи, неумение представлять последовательность переходов от образца к конструируемому объекту; у них не сформированы знания и умения по LEGO-конструированию и робототехнике. Они затрудняются создавать какие-либо модели из LEGO-конструктора, не могут комментировать процесс работы, придумывать рассказы, сказки игры с придуманными моделями. Количество детей с низким уровнем навыков и умений, необходимых для технического творчества, заметно (на 13.09%) превышает количество детей с высоким уровнем.

Таким образом, результаты констатирующего эксперимента подтверждают актуальность поставленной проблемы и необходимость проведения дальнейшей работы, направленной на повышение уровня развития технического творчества у детей старшего дошкольного возраста.

2.2. РЕАЛИЗАЦИЯ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РОБОТОТЕХНИКИ

        После проведения констатирующего эксперимента на следующем этапе был осуществлен формирующий эксперимент. Он был направлен на развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством робототехники.

        Мы предположили, что знания и умения, необходимые для технического творчества у детей старшего дошкольного возраста будут эффективно развиваться посредством робототехники при выполнении следующих условий:

- создание в группе соответствующей развивающей предметно-пространственной среды;

- разработка и реализация программы, содержащего комплекс игр и занятий, направленных на развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством робототехники;

- разработка содержания совместной деятельности педагогов ДОУ с родителями воспитанников.

        Для реализации первого условия мы вначале провели анализ развивающей предметно-пространственной среды группы, направленной на развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством робототехники. В результате анализа выяснилось, что развивающая предметно-пространственная среда в группе в недостаточной степени оснащена материалами для развития технического творчества у детей старшего дошкольного возраста. Игровое пространство не полностью соответствует потребностям детей в конструктивном развитии.

На основе анализа группы, мы пришли к выводу о необходимости пополнения развивающей предметно-пространственной среды для развития технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством робототехники.

        Мы оснастили необходимым для развития технического творчества оборудованием: кубики (деревянные, тканевые, пластмассовые), строительные наборы (геометрические фигуры разного размера) без соединения, конструкторы с простым блочным соединением, конструкторы с болтовым соединением (металлические, пластмассовые), магнитные конструкторы, состоящие из намагниченных пластин, палочек и шариков, «прилипающих» друг к другу, решетчатый конструктор, предназначенный для развития пространственного мышления, навыков классификации и сортировки предметов по цветам и форме.

        Таким образом, в группе была создана комфортная и безопасная «робототехническая» среда, направленная на развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста. Создание «технической» среды группы, дооснащение её необходимыми конструкторами и другим оборудованием и материалами осуществлялось совместно с родителями воспитанников.

        Реализация второго условия заключалось в разработке и реализации программы, содержащей комплекс игр и занятий, направленных на развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством робототехники.

        При реализации программы мы придерживались строгого алгоритма организации занятий. Каждое занятие состояло из вводного, основного и заключительного этапов. При этом семь минут было отведено на теорию и 18 минут на практическую деятельность.

        Также, мы осуществляли работу с родителями воспитанников, что являлось третьим, выдвинутым нами условием, необходимым, на наш взгляд, для успешного развития технического творчества у детей старшего дошкольного возраста. Работа с родителями была предусмотрена в рамках проекта и осуществлялась параллельно с реализацией занятий. Она была направлена на повышение педагогической грамотности родителей воспитанников в вопросах формирования технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством робототехники. Следует отметить тот факт, что интерес родителей к традиционным формам информации о деятельности детского сада (брошюрам, папкам-передвижкам и т.п., размещенным на стендах в информационных уголках) с  каждым годом ослабевает. При этом сами родители постоянно обращаются с запросами к педагогам ДОУ о проведении каких-либо педагогических консультаций или подготовке информации по различным вопросам, связанным с воспитанием и развитием своих детей. Кроме того, в условиях стремительного увеличения темпа жизни, характерного для современного общества, занятости на работе, многие родители остро ощущают дефицит свободного времени и не могут должным образом контактировать с детским садом. В связи с этим мы решили воспользоваться виртуальными информационными площадками, такими, как мобильные мессенджеры и социальные сети.

        В рамках работы с родителями нами был организован виртуальный мастер-класс, в процессе которого мы продемонстрировали им различные виды робототехнических конструкторов, а также ознакомили с разнообразными способами их использования, как в игре, так и в других видах деятельности детей.

2.3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ

        После реализации мероприятий, направленных на развитие знаний и умений, необходимых детям старшего дошкольного возраста для успешного технического творчества, был проведён контрольный этап эксперимента, в процессе которого была проведена повторная диагностика детей с использованием тех же методик, что и на констатирующем этапе.

Результаты, полученные после проведения повторной диагностики по первой методике, отражены в таблице 7.

Уровни

Показатели сформированности умения контролировать свою деятельность с

учётом  поставленной  задачи        (методика Е. Г. Трошихиной «Изучение целенаправленности деятельности»)

В количественном отношении

В %-ом отношении

Высокий

8 детей

28.57%

Средний

11 детей

39.29%

Низкий

9 детей

32.14%

Наглядно распределение показателей сформированности умений детей контролировать свою деятельность с учётом поставленной задачи, выявленные на контрольном этапе эксперимента, представлены на рисунке 6

Результаты, полученные        после проведения повторной диагностики по второй методике, отражены в таблице 8.

Уровни

Показатели      уровня        сформированности умения представлять последовательность переходов от образца к конструируемому объекту (методика        Г.А. Урунтаевой, Ю.А.Афонькиной «Изучение умений представлять пространственные положения объектов при конструировании»)

В количественном отношении

В %-ом отношении

Высокий

7 детей

25.00%

Средний

15 детей

53.57%

Низкий

6 детей

21.43%

Наглядно распределение показателей сформированности умения детей представлять последовательность переходов от образца к конструируемому объекту, выявленные на контрольном этапе эксперимента, представлены на рисунке 7.

Результаты, полученные после проведения повторной диагностики по третьей методике, отражены в таблице 9.

Уровни

Показатели        сформированности        знаний        и        умений        по        LEGO-

конструированию (диагностика уровня знаний и умений по LEGO- конструированию у детей 4-7 лет по методике Т.В. Фёдоровой).

В количественном отношении

В %-ом отношении

Высокий

11 детей

39.29%

Средний

9 детей

32.14%

Низкий

8 детей

28.57%

Наглядно распределение показателей сформированности знаний и умений детей по LEGO-конструированию, выявленных на контрольном этапе эксперимента, представлено на рисунке 8.

После проведения диагностирования детей по указанным выше методикам мы обобщили выявленные показатели по каждой методике и получили общий процент сформированности знаний и умений технического творчества у детей старшего дошкольного возраста, выявленный на контрольном этапе эксперимента в итоге диагностики по трём методикам:

Высокий уровень – 30.95%.

Средний уровень – 41.67%.

Низкий уровень – 27.38%

Наглядно общий процент сформированности у детей знаний и умений технического творчества, выявленный в результате диагностики по трём методикам на контрольном этапе эксперимента, представлен на рисунке 9.

Затем мы сравнили общий процент сформированности у детей знаний и умений технического творчества, выявленный в результате диагностики по трём методикам на контрольном этапе эксперимента с показателями, выявленными на констатирующем этапе, отразив их в таблице 10.

Уровни

Констатирующий этап

Контрольный этап

Высокий

23.81%

30.95%

Средний

39.29%

41.67%

Низкий

36.90%

27.38 %

Наглядно сравнение сформированности знаний и умений технического творчества детей, выявленных в результате диагностики по трём методикам на констатирующем   и  контрольном  этапах эксперимента, представлено на рисунке

        Таким образом, после реализации условий, направленных на развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством робототехники, прослеживается положительная динамика. Это выразилось в количественных и качественных показателях.

Так, после проведения повторной диагностики на контрольном этапе эксперимента возрос процент детей с высоким уровнем сформированности технического творчества по сравнению с показателями, выявленными на констатирующем этапе: с 23.81% до 30.95% (прирост составил 7.14%).

В то же время произошло заметное уменьшение процента детей с низким уровнем сформированности технического творчества: с 36.90% на констатирующем этапе до 27.38% на контрольном (снижение – 9.52%).

В ходе экспериментальной работы нам удалось доказать эффективность выдвинутых нами в начале исследования условий, направленных на развитие технического творчества детей старшего дошкольного возраста.

Заключение

Предметом исследования в настоящей работе выступали условия развития технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством робототехники.

Это обусловлено тем, что в условиях динамичной, насквозь пропитанной информационными и компьютерными технологиями современной жизни, существует социальный заказ государства на подготовку квалифицированных инженерно-технических кадров, способных к успешной и продуктивной деятельности в реалиях информационного общества. Подготовка таких кадров возможна лишь при условии раннего развития творческих технических способностей у детей начиная уже с дошкольного периода, так как именно этот отрезок жизни является наиболее сенситивным в плане воспитания и всестороннего развития личности.

В настоящее время во многих дошкольных учреждениях страны активно применяется такой инновационный вид конструирования, как робототехника, являющаяся одной из наиболее эффективных технологий в плане развития у дошкольников технического творчества.

Опытно-экспериментальная работа, проведённая на констатирующем, формирующем и контрольном этапах, позволила сделать следующие выводы:

        Первичная диагностика, направленная на определение базового уровня сформированности технического творчества у детей старшего дошкольного возраста, выявила, что у большинства детей такие навыки и умения находятся на низком уровне. Эти дети показали неспособность контролировать свою деятельность с учётом поставленной задачи, неумение представлять последовательность переходов от образца к конструируемому объекту; у них не сформированы знания и умения по LEGO-конструированию и робототехнике. Они затрудняются создавать какие-либо модели из LEGO-конструктора, не могут комментировать процесс работы, придумывать рассказы, сказки игры с придуманными моделями. Таким образом, результаты констатирующего эксперимента подтвердили актуальность поставленной проблемы и необходимость проведения дальнейшей работы, направленной на повышение уровня развития технического творчества у детей старшего дошкольного возраста.

         На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы были реализованы условия, направленные на развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста. Они заключались в следующем:

- создание в группе, соответствующей развивающей («робототехнической») предметно-пространственной среды; - разработка и частичная реализация программы, содержащая подбор игр и занятий, направленных на развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством робототехники

- разработка содержания совместной деятельности педагогов ДОУ с родителями воспитанников Реализация данных условий способствовала повышению уровня развития навыков и умений технического творчества у детей старшего дошкольного возраста, что подтвердили результаты повторной диагностики, проведённой на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы. Опытно-экспериментальная работа позволила сделать следующие выводы:

        Реализация данных условий способствовала повышению уровня развития навыков и умений технического творчества у детей старшего дошкольного возраста, что подтвердили результаты повторной диагностики, проведённой на контрольном этапе опытно-экспериментальной работы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андрианов П.Н. Развитие технического творчества младших школьников / Андрианов П.Н., Галагузова М.А., Каюкова Л.А., Нестерова Н.А., Фетцер В.В. Москва: Просвещение, 1990. 110 с.
  2. Безсонов Н.В. Справочник изобретателя и рационализатора: вопросы и ответы / Н. В. Безсонов. 2-е изд., перераб. и доп., М.: Профиздат, 1985. 272 с.
  3. Блонский П.П. Психология и педагогика. Избранные труды / П.П. Блонский. 2-е изд., стер. М.: Издательство Юрайт, 2016. 164 с.
  4. Большой толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А.Кузнецов. СПб.: Норинт, 2000. 1535 с.
  5. Волкова Е.В. Определение понятия образовательный робототехнический конструктор / Е.В. Волкова // Психология и педагогика: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей II Международной научно- практической конференции. Под общей редакцией Г.Ю. Гуляева. Пенза: Издательство: "Наука и Просвещение" (ИП Гуляев Г.Ю.), 2016.
  6. Головина Б.Г. Робототехника В ДОУ / [Электронный ресурс] http://detstvogid.ru/robototehnika-v-dou/.html (дата обращения: 08.11.2019).
  7. Жигалова        А.Л.        Дополнительная        общеобразовательная                программа технической направленности «Роботёнок». (для детей от 5-и до 6-и лет) / А.Л.Жигалова. [Электронный ресурс] http://pedkopilka.ru/blogs/ala-leonidovna- zhigalova/dopolnitelnaja-obscheobrazovatelnajaprograma-tehnicheskoi- napravlenosti-robot-nok-dlja-detei-ot-5-i-do-6-i-let.html        (дата        обращения: 10.11.2019).
  8. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов /М.С. Ишмакова. Всерос. уч-метод. центр образоват. робототехники. М.: Изд. полиграф. центр «Маска», 2013. 100 с.
  9. Каширин Д.А. Конструирование роботов с детьми. Методические рекомендации для организации занятий: образовательный робототехнический модуль (предварительный уровень): 5-8 лет. ФГОС ДО / Д.А. Каширин, А.А. Каширина
  10. Коноваленко С.В. Развитие конструктивной деятельности у дошкольников / С.В. Коноваленко. М.: Детство Пресс, 2017. 112 с.
  11. Конструирование и робототехника по ФГОС дошкольного образования / [Электронный        ресурс]        
  12. Концепция развития дополнительного образования детей. (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
  13. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду:    сборник    статей /Под    ред.     Леонтьева А. Н.     и     Запорожца  А. В. М.: Международный Образовательный и Психологический Колледж, 1995. 144 с.
  14. Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском   саду:   учебное   пособие   для   студ.   высш.   учеб.   заведений    / Л.А. Парамонова. М.: Издательский центр «Академия», 2015. 192 с.
  15. Прокофьев А.С. Робототехника в детском саду// Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». 2015. №14. С. 36.
  16. Путилин В. Д. Социальная направленность технического творчества учащихся. Москва: Высш. школа, 1979. 79 с.
  17. Советский Энциклопедический Словарь / гл. редактор А.М. Прохоров. 2-е издание. М.: «Советская Энциклопедия», 1982 . 1600 с.
  18. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья в педагогический журнал на тему "МОДЕЛИРОВАНИЕ, КОНСТРУИРОВАНИЕ И РОБОТОТЕХНИКА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, КАК ОСНОВА ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ К ТЕХНИЧЕСКОМУ ТВОРЧЕСТВУ"

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Сегодня государство испытывает острую потребность в высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими ...

Презентация "Приобщение дошкольников к детскому научно-техническому творчеству посредством Лего-конструирования и робототехники"

1-2 слайды.Внедрение инноваций  в детском саду требует новые подходы к организации  образовательной деятельности.Причина: вызов  времени, запрос родителей, высокая конкуренциямежду обра...

Педагогический проект «Внедрение LEGO - конструирования и робототехники в образовательном процессе детского сада, как средство приобщения к техническому творчеству и формированию первоначальных технических навыков»

     Современные дети живут в эпоху активной информатизации и роботостроения. Согласно реализации Указа Президента РФ «О стратегии развития информационного общества в Росси...

Развитие интеллектуальной активности, поисково-исследовательской деятельности и предпосылок научно-технического творчества детей средствами STEM-образования.

Технология STEM-образования базируется на проектном методе, в основе которого всегда лежит ситуация позновательного и художественного поиска, как в получении знаний на основе собственного опыта практи...

Ссылка на сборник БелИРО на тему: "РЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ПОСРЕДСТВОМ LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЯ"

quot;РЕАЛИЗАЦИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБЕСПЕЧЕНИИ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ПОСРЕДСТВОМ LEGO-КОНСТРУИРОВАНИЯ"...

Техническое творчество, как средство воспитания у детей инициативы и самостоятельности.

Каждый ребёнок – изобретатель. Детям с раннего возраста интересны двигательные игрушки. В дошкольном возрасте они пытаются понимать, как это устроено. Ломая очередную игрушку, малыш пытает...