Педагогический проект по конструированию с детьми средней группы №10
материал по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Сычёва Ольга Александровна

Педагогический проект по конструированию с детьми средней группы №10. Тема: "Машина для перевозки фруктов и овощей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_konstruirovaniyusrednyaya_gruppa.docx717.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 1»

городского округа Самара

Педагогический проект по конструированию  с детьми средней группы № 10.

Тема: «Машина для перевозки фруктов и овощей»

Подготовили и провели

                                                                                                               воспитатели:

Сычёва Ольга Александровна

Рассадина Надежда Александровна

Самара , 2021 г.

Паспорт проекта

Направление образовательной деятельности 

Конструирование

Название проекта

«Машина для перевозки фруктов и овощей»

Вид проекта

По виду деятельности: познавательно -исследовательский

По срокам проведения:  среднесрочный

(октябрь - декабрь 2021г.)

По составу: групповой

Разработчики проекта

Воспитатели: Сычёва Ольга Александровна, Рассадина Надежда

Александровна

Участники проекта

Воспитанники средней группы № 10.

Родители детей группы № 10.

Воспитатели: Сычёва Ольга Александровна, Рассадина Надежда Александровна.

Актуальность

Данный проект актуален тем, что раскрывает для детей дошкольного мир техники. LEGO-конструирование способствует  развитию технических способностей детей.

LEGO–конструирование объединяет в себе элементы игры с

экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает

конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует

интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Использование LEGO-конструктора является одним из средств для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию  различных видов деятельности.  

Формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также творческой познавательной деятельности, – вот главные задачи, которые стоят сегодня перед педагогом в рамках федеральных государственных образовательных стандартов.

Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют создания особых условий обучения. В связи с этим огромное значение отведено конструированию.

Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения.

LEGO–конструирование способствует формированию умению учиться, добиваться результата, получать новые знания

об окружающем мире.

Одна из главных задач нашего проекта - это создание модели машины для перевозки овощей и фруктов из конструктора

LEGO - Education.

Ожидаемые результаты реализации проекта

-Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.

-Формируются  предпосылки  конструкторских умений и навыков, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

-Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

-Формируются трудовые навыки: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Дети будут иметь представления:

-о деталях LEGO-конструктора и способах их соединений;

-об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;

-о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов.

-Движущиеся механизмы.

Цель проекта

 Создать объекты  из конструктора LEGO , (LEGO - Education) в соответствии со схемой.

Основные задачи проекта

-Познакомить детей с конструктором LEGO Education .

-Научить конструировать, используя разные виды конструкторов LEGO, в том числе и LEGO Education .

-Упражнять в умении понимать элементарную схему постройки, вычленять и называть детали.

-Упражнять «читать» чертежи деталей.  Научить устанавливать последовательность выполнения работы, соблюдать данную последовательность.

-Содействовать формированию функции самоконтроля – ребёнок сравнивает постройку со схемой, видит ошибки, исправляет их.

-Закрепление представлений об овощах и фруктах (где растут? как за ними ухаживают? ), формирование трудовых навыков.

Принципы построения проекта.

Основные дидактические принципы проекта: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Обучаясь, дети проходят путь от простого к сложному, возвращаясь к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.

Методы и приемы.

Для обучения детей LEGO - конструированию и построения машины для перевозки овощей и фруктов, мы  использовали разнообразные методы и приемы.

Наглядный:рассматривание  готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе.

Репродуктивный: воспроизводство знаний и способов деятельности (форма:собирание моделей и конструкций по образцу,  упражнения по аналогу)

Практический: использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы, конструирование по замыслу.

Словесный:краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей, беседа.

Проблемный:постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование.

Игровой: использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета(сюжетно-ролевые и режиссёрские игры).

Частично - поисковый :решение проблемных задач с помощью педагога.

Формы организации обучения детей конструирова-нию.

-конструирование по образцу;

-конструирование по замыслу;

-совместное конструирование с педагогом;

-конструирование по воображению;

-конструирование по модели;

-конструирование по условиям;

-конструирование по чертежам и наглядным схемам;

-тематическое конструирование.

Продукт проекта

Создание «Машины для перевозки овощей и фруктов из конструктора LEGO Education» , участие в конкурсе «Икарёнок».

Конструирование в непосредственно-образовательной деятельности.

Самостоятельное конструирование.

Этапы реализации проекта (Примерный план работы )

Подготовительный этап

Основные направления и содержание деятельности организации  учебно-воспитательного процесса

Мероприятия для детей

Цели

Работа с родителями

Мониторинг

Обследование и анализ конструктивных способностей у детей

Анкетирование:

1)Имеется ли Leco или другой конструктор дома у ребёнка?

2)Часто ли ребёнок играет с конструктором?

3)Играет ли родитель вместе с ребёнком в конструктор?

Изучение методической литературы и составление  перспективного плана, конспектов

Систематизация материала.

Привлечь родителей к реализации проекта

Ознакомление родителей  с проектом (буклет)

 

Подготовить практический материал:  емкости для деталей, изготовить схемы-карточки, подготовить разные виды конструктора.

Привлечь родителей к реализации проекта

Беседы по проведению проекта.

Информирование    родителей о работе по Лего-конструированию в группе, привлечение родителей к участию в совместных мероприятиях с детьми по Лего

–конструированию.

Основной этап

Основные направления и содержание деятельности по организации учебно-воспитательного процесса

Мероприятия для детей

Цели

Работа с родителями

Занятия по обучению детей конструированию из ЛЕГО,знакомство с конструктором LEGO Education .

Развитие фантазии и воображения детей; закрепление навыков конструирования.

Транспорт (Грузовые машины).

Начинаем конструировать.

Беседа о транспорте.

Беседа на тему «Что мы знаем об овощах и фруктах, где они растут и как за ними ухаживают?»

Познакомить  со способами соединения деталей при постройке.

Развивать умение выделять основные части, определять их назначение.

Ознакомить с правилами перехода через улицу.

Закрепить умения строить по образцу.

Оформление консультаций для родителей: «Как еще можно играть конструктором ЛЕГО ?»

Конструирование.

Наблюдение за транспортом.

Консультация по ПДД.

Мультфильм по ПДД.

Дидактические игры:

«Найди постройку»

«Кто быстрее»

«Что изменилось?»

«Назови и построй»

«Собери модель»

 Способствовать развитию внимания,наблюдательности. Учить соотносить изображенное на карточке с постройками.

Закреплять названия деталей лего конструктора «Education ».

Знакомить с элементарными видами передач.

Консультация для родителей «Учимся проектировать вместе!»

Практическое осуществление экспериментальной деятельности.

Рассматривание образцов, схем, создание проекта на нескольких занятиях.

Развивать способность выделять в предметах их функциональные части.

Научить создавать разнообразные конструкции в процессе экспериментирования с конструктором «LEGO Education», в том числе с движущимися механизмами.

Способствовать развитию памяти, вниманию, мышечной силы.

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Формировать умение работать в паре, умение договариваться.

Консультация по подготовки к снятию видеоролика для участия в конкуре

«Икарёнок»

Реализация проекта: «Машина для перевозки овощей и фруктов».

Формировать навык в создании конструкции по словесной инструкции, описанию, схемам.

Подготовка к снятию видеоролика для участия в конкурсе «Икарёнок»

Заключительный этап

Основные направления и содержание деятельности по организации учебно-воспитательного процесса

Мероприятия для детей

Цели

Работа с родителями

Мониторинг.

Обследование и анализ конструктивных способностей у детей

Снятие видеоролика «Создание макета машины для перевозки овощей и фруктов»

Участие в конкурсе«Икарёнок»

Помощь в подготовке детей к видеосъёмке

Дети представляют свои работы(машины,которые у них получились) и поощряются за оригинальные идеи, фантазию, старательность, интерес.

Вывод о проделанной работе

Презентация работ детей в форме видеоролика.

Взаимодействие с педагогами:

- Разработка методических рекомендаций по использованию данных конструкторов для педагогов.

- Создание картотеки дидактических игр с конструкторами.

- Предложение проекта в помощь педагогам.

- Публикация проекта в интернет изданиях.

Список литературы:

Н.Е.Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Васильева, Примерная общеобразовательная программа дощкольного образования «От рождения до школы» - М: Мозаика-Синтез,

2014.

Л.В. Куцакова, Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий - Л. В. Куцакова. – М.: ТЦ Сфера.

Л. В. Куцакова, Занятия по конструированию из строительного материала в средней группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика Синтез.

Л. Г. Комарова, Строим из ЛЕГО (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО) - Л. Г. Комарова. – М.: « ЛИНКА – ПРЕСС».

Е.В.Фешина «лего-конструирование в детском саду».- М.: ТЦ Сфера,  (Новый детский сад с любовью).

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

  1. Имеется ли Leco или другой конструктор у Вас дома ?(Назовите).

2.Как Вы считаете, какова основная цель развития конструктивных навыков

детей в детском саду:

а) научить детей играть с разнообразными конструкторами;

б) развивать у детей навыки ориентирования в пространстве; в) развивать способности к изменению заданной формы объекта согласно заданным условиям;

г) развивать универсальные психические функции мышления, памяти,

внимания, воображения?

3. Насколько важны, по-Вашему, занятия конструированием в дошкольном

возрасте? В чѐм заключается их важность? _______________________________________________________________

__________________________________________________________________

4. Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для развития конструктивных навыков детей?

_______________________________________________________________

5. Часто ли Ваш ребѐнок в домашней обстановке проявляет интерес к

конструированию? Что вы делаете для того, чтобы поддержать этот интерес?

__________________________________________________________________

6.Какие виды конструирования Вы знаете?

__________________________________________________________________

7.В какие виды конструкторов чаще всего играет Ваш ребѐнок?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

8. Как часто Вы уделяете внимание и время совместному конструированию

вместе с ребѐнком?

__________________________________________________________________

9. Какая помощь от воспитателей детского сада Вам требуется по проблеме

развития конструктивных навыков Вашего ребѐнка?

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Спасибо за сотрудничество!

IMG_256

Методические рекомендации для воспитателей ДОУ по ЛЕГО-конструированию и его применению в образовательном процессе .

Успешное ЛЕГО-конструированию зависит от умений воспитателя. Поэтому, прежде чем начать обучать детей конструировать на занятиях с ЛЕГО, мы попробовали тщательно отработать все игровые задания и приемы сами. На предварительном этапе нами были организованы спонтанные игры детей с ЛЕГО. Это было сделано нами потому, что мы понимали желание ребенка потрогать, рассмотреть и просто поиграть.

Организуя игру с красивым конструктором, мы поощряли инициативу детей, обязательно учитывая, что нельзя отрицательно высказываться в адрес ребенка, даже если кажется, что ребенок делает что-то не так. При проведении спонтанных ЛЕГО-игр мы не ограничивали детей предварительным замыслом, который диктовался бы нами. Игры с конструктором обязательно сопровождались похвалой и положительными эмоциями детей. В играх мы составили свой ЛЕГО-словарь. Совместно с детьми мы обговаривали с детьми, на что крепятся ЛЕГО-элементы («кнопочки», «пупырышки» и т. д.). На основе ассоциаций с предметами из окружающей жизни дети сами придумывали, как они будут называть ЛЕГО-элементы: «мостик», «горка», «гараж», «ботинок», «шляпка», «печка» и др. Для этого мы предлагали игры типа «Назови детали», «На что похоже?». Такие игры с ЛЕГО закрепили интерес детей к игре.

Методика проведения занятий предполагала определенный алгоритм:

  1. Каждое занятие по конструированию мы начинали с сюрпризного или игрового момента. Например, нашей находкой стало создание маленьких сказок с ЛЕГО-персонажами. Мы обыграли элементы и соединенные детали ЛЕГО, превращая их в различные вещи — в дом, человечка, замок, пещеру и т. д. На глазах у детей мы превращали детали в сказочного персонажа — ЛЕГО-друга. И этот сказочный персонаж помогал детям познакомиться с ЛЕГО, давал задания, рассказывал сказки.
  2. Тем самым мы повышали интерес и активность детей, стимулировали детей к выполнению различных заданий. Особенно охотно дети выполняли задания, в условие которых была заложена просьба о помощи. Также хорошим стимулом являлось побуждение, произнесенное от имени ЛЕГО-друга, например: «Мы — фантазеры! Кто самый лучший фантазер?».

Мы также учитывали, что дети не могут долго слушать, и чрезмерное увлечение объяснениями и сказками утомляет их. Видя перед собой красивый яркий конструктор, дети начинали отвлекаться, невольно тянуться к ярким деталям, перебирать их, что приводило к дезорганизации занятия. Поэтому мы четко продумывали объяснения, не затягивая вводную часть занятия.

Для развития фантазии и воображения дошкольникам мы давали задания с ограниченным количеством кирпичиков. Например: «Закрыли глазки и взяли каждой ручкой по ЛЕГО-элементу, а теперь еще взяли правой рукой один элемент. Попробуйте сделать подарок для ЛЕГО-друга (мамы, папы и. т.д.)».

  1. После игровой мотивации мы побуждали детей к обследованию объекта (образца), обращая внимание на цвет, форму, возможные и невозможные способы скреплений.

При обследовании образца мы учили детей соблюдать следующую последовательность: рассмотреть объект в целом; выделить цвета деталей; назвать детали ЛЕГО-конструктора; установить пространственное расположение частей постройки; вернуться к целостности объекта.

Кроме этого, непосредственно на занятиях по обучению ЛЕГО-конструированию мы определили следующие необходимые действия:

 – показ некоторых действий и комментирование действий с ЛЕГО-элементами. Для того чтобы задать направление деятельности, мы показывали один вариант действия, с тем чтобы дети, в дальнейшем активизируя мыслительную деятельность, нашли другие. Например, показывали, как скрепляются два кирпичика, и просили детей найти другие способы;

– предъявление речевого образца. В процессе обучения мы предъявляли детям образцы речевых высказываний;

– выполнение словесных инструкций. Словесные инструкции в процессе занятий сначала формулировали мы, а потом — дети;

– использование словесного объяснения, просьбы, поручения, показ картинок с изображением ЛЕГО-элементов и предметов окружающего мира, проведение бесед.

  1. Далее мы побуждали детей самостоятельно создавать объекты. Сначала мы просили детей до начала конструирования рассказать о своем замысле, о том, почему и для чего они хотят построить. Просьба, построенная в форме: «Составь рассказ о своей будущей постройке», вызывал у детей реакцию некоторого замешательства, поэтому мы использовали наводящие вопросы, например: «Расскажи, как ты будешь это делать?» Для более успешной работы мы предложили детям речевую схему, на основе которой они могли строить свой рассказ.

Примерная схема для составления рассказа о будущей постройке состояла из следующих вопросов:

-Расскажи, что ты будешь делать?

-Расскажи, какие детали будешь использовать?

-Расскажи, что будешь делать сначала, что потом?

-Расскажи, как будешь скреплять детали ЛЕГО?

-Расскажи, что ты еще хочешь добавить в свой рассказ?

При этом на занятиях ЛЕГО-конструированием мы развивали конструктивные умения в соответствующих возрасту формах организации — по образцу, предложенным условиям и замыслу.

Так, при конструировании по образцу мы предлагали образцы построек, выполненных из деталей ЛЕГО-конструкторов и показывали способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивалась прямая передача детям готовых знаний, способов действий с ЛЕГО-элементами.

Усложненной разновидностью конструирования по образцу являлось конструирование по модели. Например, в качестве образца мы предлагали модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети воспроизводили из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, им предлагалась определенная задача, но не давался способ ее решения.

В процессе конструирования по предложенным условиям мы не давали образцов постройки, рисунков и способов ее возведения, а лишь определяли условия, которым постройка должна соответствовать (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых или грузовых машин и т. п.).

  1.  После завершения постройки мы предлагали детям рассказать о ней, отвечая вопросы:

 – Расскажи, что у тебя получилось?

– Расскажи, что ты делал сначала, что потом?

– Расскажи, какие детали ЛЕГО ты выбрал? Почему?

 – Расскажи, как скреплял детали?

 – Расскажи, что ты еще хочешь добавить. Также мы поощряли детей к коллективному анализу и оценке собственной деятельности.

  1. После занятия мы обязательно отводили время для обыгрывания построек, поощряя стремление детей к совместной игре. Например, предлагали детям объединить постройки в общий сюжет.

В этом случае нами использовалась схема для составления рассказа об игре с постройкой из ЛЕГО: У тебя такая красивая постройка, расскажи ЛЕГО-другу, как ты будешь играть. Расскажи, ты будешь играть один или с друзьями? Расскажи, что будет делать твоя постройка? Расскажи, что ты еще хочешь добавить.

Таким образом, обучение детей ЛЕГО-конструированию позволяла решать не только задачи развития конструктивных умений, но и задачи развития игровой, познавательной и речевой деятельности.

Дидактические игры.

«Найди постройку»

Цель: Способствовать развитию внимания, наблюдательности. Учить соотносить изображенное на карточке с постройками.

Материалы: карточки, постройки, коробочка или мешочек.

Дети по очереди достают карточки из коробки или мешочка, внимательно смотрят на неё, называют, что на ней изображено, и ищут эту постройку. Кто ошибается, тот берёт вторую карточку.

«Что изменилось?»

 Цель: Способствовать развитию быстроты внимания

Материалы: набор LEGOконструктора, укрывной материал

 

Педагог показывает детям модель из 5-7 деталей в течении некоторого времени. Затем закрывает модель и меняет в ней положение 1-2 деталей или заменяет 1-2 детали на другие. После чего опять показывает модель и просит рассказать, что изменилось.

«Собери модель по памяти»

Цель: развитие внимания, памяти.

Материалы: кирпичики LEGО

Педагог показывает детям в течении нескольких секунд модель из 3-4 деталей, а затем убирает её. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Светлая Пасха с детьми средней группы"

Материал для воспитателей детского сада по теме Приобщение дошкольников к истокам народной культуры....

Аппликация с элементами конструирования с детьми средней группы "Колокольчики".

Сейчас лето, дети нашей группы  на прогулке с интересом сделали аппликацию  с элементами конструмрования (божьи коровки) "Колокольчики". Стебельки, листики, цветы - готовые детали, а божьих ...

Педагогический проект "Здравствуй, Масленица!" с детьми средней группы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 8 города Алушты     Средняя группа «Сказка»Разработан Шмелёвой Л.П.   город Алушта...

Педагогический проект «Моя семья» с детьми среднего дошкольного возраста

Педагогический проект "Моя семья" с детьми среднего дошкольного возраста воспитателя МАДОУ детский сад №14 г. Гусев...

Консультация для родителей по конструированию с детьми средней группы

Консультация для родителей по конструированию с детьми средней группы Альбина Канаева Консультация для родителей по конструированию с детьми средней группы Консультация для родителей:"Конструи...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ДЕНЬ МАТЕРИ» с детьми средней группы

Тип проекта: познавательный, творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя). Участники проекта: воспитанники средней группы, воспитатель, родители. Актуальность: ...

Педагогический проект по конструированию с детьми старшей группы Тема: «Юные конструкторы»

Педагогический проект по конструированию  с детьми старшей  Тема: «Юные  конструкторы»...