Конструктивно-модельная деятельность в старшей группе "Роботы-помощники в детском саду"
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Хрушкова Людмила Аркадьевна

Конструктивно-модельная деятельность в старшей группе "Роботы-помощники в детском саду"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roboty-pomoshchniki_v_detskom_sadu_.docx31.29 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности

по конструированию из строительного материала

 на тему «Детский сад. Роботы-помощники» в старшей группе «Солнышко»

Программные задачи: 

  • Познакомить детей с рукотворным продуктом человека – роботом;  реальным  использованием робототехники в детских садах; в интересной и доступной форме показать воплощённые в музыкальном «письме»  чудесные идеи.  
  • Формировать умение детей выбирать детали строителя и конструировать робота по образцу или условиям на выбор; развивать воображение и конструкторские качества, стремление к экспериментированию. Упражнять в анализе построек и создании чертежа выполненной постройки в 3-х проекциях (вид спереди, сбоку, сверху) с использованием трафаретов.
  • Воспитывать уважительное отношение к взрослым, которые трудятся в детском саду, желание им помогать.

Интегрируемые образовательные области:

  • Познавательное развитие
  • Социально-коммуникативное
  • Речевое развитие
  • Художественно-эстетическое развитие

Виды детской деятельности, лежащие в основе организации НОД

  • Познавательно-исследовательская
  • Продуктивная (конструктивная) деятельность
  • Формирование целостной картины мира, расширение кругозора
  • Игровая

Форма проведения: подгруппа (7-8 детей)

Оборудование и материал:

  • Компьютер
  • Демонстрационный экран
  • Электронная музыкальная презентация  «Детский сад. Роботы - помощники»
  • Аксонометрические демонстрационные чертежи роботов (в том числе с ошибками)
  • Значки-метки  (красный и зелёный) для обозначения правильности-неправильности демонстрационных чертежей
  • Наборы настольного деревянного строителя
  • Лист бумаги А4, разделённый на 4 части, простой  карандаш и ластик
  • Лекала

Методы и приёмы:

  • Художественное слово
  • Наглядный
  • Беседа
  • Анализ чертежей
  • Практический
  • Анализ готовой постройки
  • Эвристический

Предварительная работа:

  • Чтение познавательной литературы про историю возникновения роботов
  • Заучивание стихотворения  про робота
  • Конструирование робота из коробок (коллективная работа)
  • Конструирование робота из геометрической мозаики по схеме
  • Д/и «Колумбово яйцо»

Ход деятельности:

- Дети, отгадайте загадку:

Пусть я человек железный,

Но в хозяйстве я полезный!

Дом могу я убирать

И одежду постирать,

Заменить могу и маму,

Лишь задайте мне программу!

(Робот)

***

Сам - металлический,

Мозг - электрический.

(Робот)

- Дети, а кто такой робот? (Ответы детей)

- Откуда он появился?  (Его изобрёл и сконструировал человек)

- Для чего человек придумал робота? (Чтобы облегчить свою жизнь)

- Что, по-вашему, может делать робот? (Выполнять тяжёлую физическую работу, которая человеку не под силу; решать сложные задачи; чертить чертежи; летать в космос, собирать машины на заводе и т.д.)

- Сегодня на нашу электронную почту поступило очень интересное музыкальное письмо от детей из необычного, я бы даже сказала, волшебного  детского сада, где с детьми играют, танцуют, поют и рисуют добрые роботы-помощники, которые заменяют взрослых. Хотите его посмотреть?

(Демонстрация презентации.)

Вопросы к детям после просмотра презентации:

  • Кого вы увидели в этом письме? (Роботов, которые помогают в детском саду)
  • Как выглядят роботы? (Похожи на людей, на машины, на компьютеры и т.п.)
  • Что делает каждый из роботов?  (Робот – воспитатель играет с детьми, робот-помощник воспитателя кормит детей, тренер в бассейне занимается плаванием и т.п.)
  • Почему роботы могут передвигаться и выполнять различную работу? (В каждом из них заложена программа)
  • Из какого материала роботы, по вашему мнению, изготовлены? (Из металла, из пластмассы и т.п.)
  • Из каких частей состоят? (Туловище, голова, руки, ноги)

Хоть и с виду угловаты,

Но стройны все, как солдаты!

Выносливы, грамотны, умны –

Задачи все разом решают они.

-  Вы думаете, дети, добрые роботы-помощники существуют только в этой сказочной стране? Вовсе нет! Оказывается, роботы-помощники есть не только там, но и в самом настоящем детском саду, в котором живут такие же дети, как и вы!

Слайд.  Картинка с изображением робота и статья о роботе в японском детском саду.

Есть такая страна, которая называется  Япония. В одном японском детском саду живёт робот. Зовут его Мибо. Мибо  умеет танцевать, говорить, фотографировать и воспроизводить музыку. Кроме того, интеллектуальная игрушка способна проводить развлекательные викторины, предупреждать о землетрясениях и измерять температуру тела, что особенно пригодится воспитателям. 

Наша страна, Россия, тоже не отстаёт. В одном из российских городов, который называется Рязань, в детском саду тоже живёт робот, которого зовут Ярослав. Ярослав запрограммирован перемещаться между группами для съемки и  видеонаблюдения за детьми. Всё, что Ярослав снимает на свою электронную камеру, мамы и папы могут сразу же увидеть,  как только включат дома свой компьютер.  Они узнают, что происходит с их малышом в детском саду,  и не будут переживать за него. 

Слайд.  Картинка с изображением робота и статья о роботе в рязанском детском саду.

- Дети, а вы хотите, чтобы и в нашем детском саду были бы такие же помощники?

- Что мы с вами можем сделать, чтобы в нашем детском саду хотя бы один денёк появились такие помощники? (Заказать робота из Японии или Рязани; пригласить сказочных роботов-помощников, сконструировать и запрограммировать своих роботов и т.п.)

- Дети, я предлагаю вам создать своё конструкторское бюро, в котором мы с вами смогли бы сконструировать своих роботов-помощников, а также создать их чертежи. По этим чертежам дети в других детских садах  смогли бы сконструировать себе таких же помощников.

- В нашем конструкторском бюро есть чертежи, в которых конструкторы допустили некоторые ошибки. Найдите эти ошибки, это поможет вам при выборе деталей. Почему нельзя использовать некоторые  чертежи?  (Демонстрация аксонометрических чертежей роботов, обозначение значками -  правильно - неправильно)

Предложить соорудить своего робота по образцу, в котором отсутствуют ошибки или по условиям: робот должен помогать в детском  саду готовить еду, мыть полы, заниматься с детьми плаванием, музыкой и т.д. У каждого должен быть сконструирован свой робот, непохожий на других. Каждому предлагается озвучить то, что будет выполнять его робот в детском саду.

Практическая деятельность детей: конструирование робота из деталей

- Я предлагаю вам договориться между собой, кто какого робота будет конструировать.

Как вы думаете, почему это необходимо сделать? (Чтобы не повторяться). Затем  нужно самостоятельно выбрать все необходимые детали для конструирования робота.

В ходе конструирования робота воспитатель напоминает детям, что они могут заменять одни детали строителя на другие, не забывая об основных составных частях робота.

В ходе строительства анализ детских построек:

- Кто твой робот?

- Какую программу ты в него заложил?

- Какие детали  использованы в постройке?

- У кого самая интересная и оригинальная постройка?

Практическая деятельность детей: выполнение чертежа постройки

- Дети, кто сконструировал своего робота -  выполните чертёж постройки.

(Воспитатель предлагает использовать лист бумаги, разделённый на 4 части и лекала с прорезями фигур, с помощью которых можно отразить каждую деталь постройки спереди, сбоку и сверху)

В ходе выполнения чертежей воспитатель просит детей  внести коррективы, исправить ошибки.

Итог деятельности:

  • Что нового узнали?
  • Чему сегодня научились?
  • Что чувствовали во время деятельности? (Было интересно, сложно)
  • Какое решение нашли?

- Дети, сегодня вечером мы с вами отправим по электронной почте чертежи наших роботов – помощников детям в другие детские сады нашего города.

Художественное слово по ходу деятельности

В голове моей железной

Хоть мозгов и нет совсем-

Заменяют их чудесно

Пара-тройка микросхем.

Вместо папы, вместо мамы

Слушаюсь своей программы.

Говорит она мне, чтобы

Танцевал под ёлкой робот.

***

Хоть и с виду угловаты,

Но стройны все, как солдаты!

Выносливы, грамотны, умны –

Задачи все разом решают они.

***

Нет руля и нету шин,

Но я – родственник машин.

Хоть с квадратной головой,

Я почти как вы, живой:

Я стою и я хожу,

Кто захочет, с тем дружу.

Пусть немного твердолобый,

Но я очень добрый робот.

***

Валентин Берестов

Это чей там слышен топот?
На работу вышел робот.
Мышцы металлические,
Мысли электрические.
 
Робот лампой помигал,
Робот лапой помахал:
«Посмотрите-ка, ребята,
Как я пашню распахал!»
 
Робот в шахте уголь рубит,
Робот уголь очень любит,
Никаких других пород
Кроме угля не берёт.
 
Робот в кратере вулкана,
Как в кастрюльке великана:
«Если не расплавлюсь,
То с работой справлюсь!»
 
Робот рыбок наблюдает,
Дно морское изучает.
«Выручай меня, матрос!
Я ракушками оброс!»
 
На другой планете робот
Пробы взял, поставил опыт:
«Воздух есть, и есть вода.
Человек, лети сюда!»
 
Это маленькая Таня,
А у Тани робот — няня.
«Слушайся, Танюша, мамы,
Как я слушаюсь программы!»
***

Робот шёл из дома в дом,
Собирал металлолом:
«Из него хочу, ребята

Я себе собрать собрата»

***

Хоть и с виду угловат.

Но он строен, как солдат.

Вынослив, грамотен, умён,

Задачи все решает он.

И если нужно, он готов

Осилить сотню языков.

К тому ж ему совсем не спится,

Он день и ночь готов трудиться.

Он по хозяйству помогает

И даже в шахматы играет.

Не обыграть его вовек,

А ведь совсем не человек!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Познавательная деятельность детей старшего дошкольного возраста в детском саду».

В процессе познавательной деятельности ребенок удовлетворяет свое любопытство. Он учится наблюдать, размышлять и сравнивать, задавать и  отвечать на вопросы, делать выводы и устанавливать п...

ПЛАН ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА

Календарно-тематическое планирование проектной работы на год. Тема: "Все профессии нужны, все профессии важны"...

Развитие конструктивно-модельных действий у детей старшего дошкольного возраста

Конструктивная деятельность-это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструиров...

Занятия по изобразительной деятельности в старшей и подготовительной группе детского сада. Тема занятия: Граттаж «Портреты Машиных друзей»

Игровое занятие -путешествие  с целью знакомства  детей с новой  техникой изображения- граттажем, закрепление знаний о различных линиях, как средстве выразительности в рисунке....

Развитие конструктивно-модельных действий у детей старшего дошкольного возраста/

Строить и конструировать дети начинают с 2,5—3 лет, а иногда и раньше. И это очень благоприятно сказывается на развитии ребенка, потому что в конструировании, так же как и в других видах продукт...

Развитие конструктивно-модельных действий у детей старшего дошкольного возраста

Конструктивная деятельность-это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструиров...