Консультация для воспитателей «Конструктивно-модельная деятельность в раннем возрасте»
консультация по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности; удовлетворение потребности детей в самовыражении через конструирование из разных материалов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Конструктивно-модельная деятельность в раннем возрасте»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования задает новые ориентиры развития системы дошкольного образования и вносит ряд изменений в организацию образовательной деятельности в ДОУ.

«Игры ребенка с игрушками – материалами, из которых он конструирует, ближе всего стоят к нормальной человеческой деятельности: из материалов человек создает ценности и культуру»

А. С. Макаренко

Термин «конструирование» (от латинского construo строю, создаю) означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных предметов, частей, элементов.

Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определённого продукта, как реально существующих, так и придуманных самими детьми объектов.

Под детским конструированием принято подразумевать создание разных конструкций и моделей из разных видов конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, природного и бросового материала

В соответствии с ФГОС ДО «конструктивно-модельная» деятельность относится к образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определенного продукта.

Главная цель конструирования: Развитие детского художественного творчества, интереса к самостоятельной творческой деятельности; удовлетворение потребности детей в самовыражении через конструирование из разных материалов.

Строить и конструировать дети начинают с 2—3 лет, а иногда и раньше. Это очень благоприятно сказывается на развитии ребенка, потому что в конструировании, как и в других видах продуктивной деятельности (рисовании, лепке, аппликации, происходит развитие восприятия и образного мышления, воображения и фантазии ребенка. Ребенок осваивает пространство, учится воспринимать такие свойства предметов как цвет, величина, форма. Решать познавательные и творческие задачи, строить наглядные и образные модели, выражать свои эмоции. Так же в процессе конструирования осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей.

Сооружая отдельные постройки из строительного материала или бумаги дети, приобретают не только конструктивно-технические умения, но и обобщенные. Они учатся целенаправленно рассматривать предметы, сравнивая их между собой. Видеть в них общее и различное; находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей, делать умозаключения и обобщения.

Конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств, развития творчества, художественного вкуса.

Основные цели и задачи конструктивно – модельной деятельности:

1) Приобщать к конструированию.

2) Развивать интерес к конструктивной деятельности, знакомить с различными видами конструкторов.

3) Развивать фантазию, воображение, наглядно-образное восприятие.

4) Приобщать детей к миру технического и художественного изобретательства.

5) Совершенствовать память, мелкую моторику, мышление, усидчивость, творческие способности.

6) Упражнять в конструирование по графическим моделям.

7) Закреплять умение детей аккуратно и экономно использовать материалы.

Выделяют два типа конструирования: техническое и художественное

Типы конструирования:

1) Техническое

2) Художественное

В техническом конструировании

Конструирование из строительного материала (детали которого имеют геометрические формы);

Конструирование из деталей конструкторов, имеющих разные способы крепления;

Конструирование из крупногабаритных модульных блоков.

. Существует множество видов конструкторов«Лего», деревянные, пластмассовые, металлические, магнитные и др.

Сейчас для детей создано множество различных конструкторов, имеющих разнообразную форму и виды крепления. Ребёнок может выбрать любой для своего творчества.

Но нельзя забывать о правилах безопасности! Конструкторы, содержащие мелкие детали можно давать со средней группы только под присмотром взрослых (такие как магнитные и различного рода мозаику!

К художественному конструированию относятся:

Конструирование из бумаги: путём комбинирования разных бумажных форм создаётся огромное разнообразие поделок

Несмотря на привлекательность, это сложный вид деятельности. Поэтому традиционная методика строится на наглядном и подробном пошаговом объяснении.

При конструировании из бумаги можно использовать разную по фактуре бумагу (в зависимости от поставленных задач).

Дети учатся:

Делать разметку с помощью шаблона;

Создавать игрушки-забавы.

И объемные игрушки в технике оригами.

Конструирование из природного материала:

Природный материал в качестве строительного можно использовать для игр детей, начиная со второй младшей группы. Это прежде всего песок, снег, вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, с помощью форм (песочниц) – пирожки, куличики

В более старшем возрасте дети замораживают подкрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок.

Разнообразие природного материала (шишки, желуди, ветки, семена, трава и т. д.) и легкость обработки позволяют широко использовать его в работе с дошкольниками

Образцы поделок начинающие педагоги сейчас могут брать не только из пособий, но и из интернет ресурсов.

В художественном конструировании создавая образы, дети не только отображают их структуру, но и передают их характер, цвет, форму и свое отношение к ним.

Художественное конструирование из бросового материала

Можно использовать материалы, главное требование к которым – безопасность: коробки из-под духов, пудры, спичек, кусочки проволоки в цветной обмотке, пенопласт, поролон, пробки и т. д. Фактически они представляют собой полуфабрикаты.

Соединяя которые с помощью пластилина, клея или проволоки и дополняя разнообразными деталями можно получить интересные игрушки – мебель, транспорт и другие изделия.

Существуют следующие формы организации обучения конструированию.

Конструирование по образцу - заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т. п., как правило, показывая способы их воспроизведения.

Конструирование по модели заключается в том, что детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, в данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения.

Конструирование по условиям -. Оно заключается в следующем. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки – большим).

Данная форма работы способствует развитию творческого конструирования.

Конструирование по простейшим чертежам, и наглядным схемам Обучение детей сначала построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам-схемам.

Конструирование по замыслу по сравнению с конструированием по образцу обладает большими возможностями для развития творчества детей, для проявления их самостоятельности. Здесь мы видим сюжетное конструирование по замыслу самостоятельное и коллективное (которое могут выполнять 2 и более человек)

Конструирование по модели – Детям в качестве образца предъявляют модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, в данном случае ребенку предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения.

Конструирование по теме детям предлагают общую тематику конструкций, например «Порт»«Город», и они сами создают замыслы конкретных построек и поделок, выбирают способы их выполнения, материал.

Целенаправленное и систематическое обучение детей дошкольного возраста конструированию играет большую роль при подготовке к школе

Опыт, получаемый ребёнком в ходе конструирования, незаменим в плане формирования умения и навыков исследовательского поведения.

Таким образом, конструктивная деятельность играет важную роль в процессе гармоничного и всестороннего, развития личности детей дошкольного возраста

Самостоятельное конструирование по чертежу

Дидактическая игра «Собери модель по памяти»

Конструктивно-модельное развитие в возрастных группах

В первой младшей группе простейшее конструирование. К трем годам дети уже могут назвать, что будут строить. Они учатся различать материал по форме и величине, правильно называть предметы строительного материала (кубик, кирпичик, понимать и правильно употреблять слова (большой - маленький, высокий - низкий); выполнять словесные указания. В играх следует использовать образные выражения, художественное слово, песенки

Вторая младшая группа. Появляется более устойчивое стремление к самостоятельности.

Основной материал для конструирования - строительный. Наборы его пополняются новой деталью - бруском. Дети знакомятся с ним, выясняется при этом его отличие от других деталей (кубика, кирпичика, пластины, в каком положении он наиболее устойчив:

Воспитатель постепенно усложняет задание. Изменение построек двумя способами: замена одних деталей другими или настраивание их в высоту, длину (низкая и высокая башенка, короткий и длинный поезд).

Появляются первые постройки по собственному замыслу.

Средняя группа. Дети четырех лет приобретают довольно устойчивый интерес к строительным играм. Появляется конструирование поделок из бумаги, природного и бросового материала.

В старшей группе формируются умения создавать различные по величине и конструкции постройки одного и того же объекта.

Учим строить по рисунку, самостоятельно подбирать необходимый строительный материал.

Продолжаем развивать умение работать коллективно, объединять свои поделки в соответствии с общим замыслом, договариваться, кто какую часть работы будет выполнять.

В подготовительной группе учим создавать конструкции, объединенные общей темой (детская площадка, стоянка машин и др.).

Создавать различные модели (здания, самолеты, поезда и т. д.) по рисунку, по словесной инструкции воспитателя, по собственному замыслу.

В соответствии с Программой именно в этом возрасте происходит знакомство с разнообразными пластмассовыми конструкторами, с деревянным конструктором, детали которого крепятся штифтами. Создание объемных игрушек в технике оригами,

Из природного и бросового материала.

Развитию первоначальных навыков конструирования способствуют игры:

Игра "3 кубика"

В каждой постройке три детали.

Задание: по чертежу, на котором изображен вид спереди создать заданную постройку. Эта игра учит созданию первых построек по схеме.

В игре «Подбери по форме»

Мы упражняем детей в умении узнавать, называть объёмные формы; соотносить геометрические формы с предметами окружающего мира.

Тематику конструирования, как и планирование др. видов деятельности нужно определять в соответствии с тематическим календарным планированием:

Во время тематического блока «Овощи фрукты» можно запланировать строительство «Погреба для хранения овощей»

Блока «Животные» – вольера для животных.

Блока Моя Родина постройка школы, больницы, детский сад и т. д

Нужно помнить, что детям очень нравится мастерить что-то необычное. Дети всегда с большим интересом воспринимают нетрадиционный подход к конструированию.

Необходимо проводить в дошкольных организациях обучающие семинары для педагогов по конструированию, чтобы расширить и углубить их знания по данной теме.

На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей.

Конструирование оказывает большое влияние на развитие личности и волевой сферы ребёнка.

Осуществляется физическое совершенствование ребёнка.

Это эффективное средство эстетического воспитания. У детей развивается художественный вкус.

Конструктивная деятельность является также средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельности формируются важные качества личности: трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей -Развитие речи детей в раннем возрасте

В раннем детстве усложняется деятельность малыша, расширяется доступная ему сфера действительности, усложняется общение со взрослыми. Стремление к содержательному общению по поводу предмета побуждает ...

Консультация "Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей раннего возраста"

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей очень велико. Музыка вызывает у детей эмоциональный отклик раньше других видов искусства. Музыкальное воспитание способствует развитию речи, эмо...

Консультация для воспитателей Развитие творческих способностей детей раннего возраста через театрализованную деятельность

Консультация для воспитателейРазвитие творческих способностей детей раннего возрастачерез театрализованную деятельность...

Консультация для воспитателей "Конструктивно-модельная деятельность детей дошкольного возраста"

Конструктивно-модельная деятельность детей дошкольного возраста...