Чудеса своими руками
статья по конструированию, ручному труду (средняя группа)

ОЛЕСЯ НИКОЛАЕВНА НАДЖАФОВА

Создаем чудеса из любого материала, не  ограничиваем фантазию ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конструирование в детском саду482.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разнообразные конструктивные материалы, ставят  перед ребенком вопрос: «Что из этого можно сделать?» — стимулируют порождение замысла и его воплощение. В процессе занятий  конструированием преследуются следующие цели:

  • Образовательная   –  осваиваются новые слова и понятия.
  • Развивающая – развивается мелкая моторика, внимание, концентрация, пространственное мышление, индивидуальные и коллективные навыки, творческие способности.C:\Users\группа\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\DSC_1088.jpg
  • Воспитательная – воспитывается желание творить, любознательность, аккуратность.

Необходимо обучать дошкольника выполнению каждого вида деятельности, в том числе и конструирования, как системы пяти взаимосвязанных компонентов на основе модели (Н.М. Крылова, В.И. Логинова), которую строит сначала воспитатель, предлагая следующие вопросы, а затем, к старшему дошкольному возрасту, ребенок овладевает этим умением:

  1. Что хочешь сделать? (Формулировка замысла — цели и мотива.)
  2. Из чего или на чем? (Выбор предмета или материала для преобразования.)
  3. Чем будешь делать? (Подбор орудий или инструментов преобразования.)
  4. В каком порядке? (Система поступков, преобразующих материал: что сначала, что потом.)
  5. Получилось ли у тебя то, что ты задумал, достиг ли ты результата? (Анализ продукта, его соответствия замыслу (рефлексия), а затем адекватная оценка его: сформулировать самооценку, которая соответствует оценке взрослого).

C:\Users\DetSad\Desktop\СКАНИРОВАНИЕ\Олеся_восп\Image.jpg

Рисунок 1. Модель детской деятельности

Освоение деятельности предполагает восхождение ребенка от уровня узнавания ее к уровню творческого исполнения (основа для анализа результатов мониторинга):

I уровень — проявляет интерес, просит взрослого повторить показ деятельности;

II уровень — выполняет деятельность с помощью взрослого;

III уровень — действует самостоятельно.

На этом уровне ребенок с удовольствием включается в практико-поисковую и экспериментальную деятельность, формулирует раскрываемые закономерности, а вслед за ним растет у ребенка желание узнать новое, выяснить, что будет потом (завтра, дальше и т.д.);

IV уровень — творческое выполнение деятельности (преобразование окружающей обстановки и создание собственных объектов).

В нашей группе, наряду с традиционным конструированием, мы конструируем из природного материала, крышек от напитков, коробочек, коробков, пуговиц, бусинок и т.д.

Конструирование из таких материалов вызывает у детей различных возрастных групп повышенный интерес.

Чтобы активность ребенка в процессе деятельности  не ослабевала, необходимо одновременно с формированием ясных, отчетливых знаний сохранять зону неопределенности. Удовлетворенность ребенка ясностью знаний, освоенных на очередном занятии, должна сочетаться с возникновением у него страстного нетерпения узнать, о чем пойдет речь в следующий раз, ибо в конце занятия должен прозвучать вопрос взрослого (а может, и самого ребенка), устанавливающий факт наличия новой неопределенности представлений об изучаемой области познания (Н.Н. Поддьяков).

Задачи в развитии детей:

  1. Сформировать у детей интерес к конструкторской деятельности, желание экспериментировать.
  2. Развивать воображение, умение видеть необычное в обычных предметах, развивать мелкую моторику рук, мышление, внимание.
  3. Развивать художественно-творческие способности детей.
  4. Развитие  эстетического восприятия художественного вкуса.
  5. Развивать способность к самоанализу конструкций, схем, содержания своих эскизов игрушек, панно-картин.
  6. Учить детей различным приемам преобразования бумаги, ткани, природного и бросового материала.
  7. Учить создавать совместные декоративные конструкции из разных материалов.
  8. Продолжать развивать интерес к конструированию из объемных форм, способности детей к анализу и синтезу, способности комбинированию.
  9. Развивать:

- восприятие формы;

- способность выделять фигуру из фона;

- выделять основные признаки объекта;

- глазомер;

- репродуктивное и творческое воображение;

- зрительную моторную координацию;

- зрительный анализ-синтез;

- умение работать по правилам.

  1.  Воспитывать желание делать новые поделки, аккуратно, добиваться успеха.
  2.  Воспитывать дружеские отношения между детьми, стремление помогать друг другу.

Все материалы можно классифицировать на группы:

1. Бумага и картон:

  • бумага разного качества
  • изделия из картона (коробки, упаковки, стаканчики и др.);
  • гофрированный картон.

2. Материалы различного происхождения:

  • природные материалы (шишки, желуди, листья, веточки и т.д.)
  • дерево (опилки, стружка, шпон);
  • кожа, мех, перо, крупа;
  • металл (проволока,  баночки   и др.);
  • пластик  (одноразовая посуда, трубочки,  упаковки с ячейками, коробки от конфет, капсулы «киндер-сюрпризов», поролон, пенопласт, флаконы)

3. Волокнистые материалы:

  • вата, марля, шпагат, нитки, шерсть
  • различные искусственные наполнители…

Это далеко не полный список материалов, которые можно использовать. В одном изделии могут применяться разные виды материалов.

Начиная работу по обучению дошкольников созданию поделок из различных материалов, воспитатель проводит занятия по ознакомлению со свойствами материалов. Схема анализа изучаемого материала:

  • Происхождение или получение.
  • Физические показатели (толщина, прочность, упругость, гибкость...).
  • Оптические показатели (цвет, оттенок, светопроницаемость).
  • Химические свойства (обработка, окраска)
  • Использование человекомaWNIYOpuDK4.jpg

У девочек большой интерес вызывает художественное конструирование. Основным признаком является создание художественных изделий вплоть до абстрактных образов и орнаментов. Дети выражают своё отношение к ним, передают их характер, зачастую нарушая пропорции, а также экспериментируя с цветом, фактурой, формой. Для работы могут использоваться различные материалы, например, бумага и природные материалы. Прикладные техники рисования и создания художественных инсталляций, аппликаций, объёмных барельефов и т. д. позволяют получать изделия разнообразной сложности и наполненности.

Мальчикам больше интересно техническое конструирование. Характерно моделирование реальных технических объектов, строений, машин и техники либо создание конструкций по аналогии с образами из сказок, фильмов. В работе могут использоваться строительные материалы и стандартные конструкции (часто заводского изготовления), например, деревянные  кубики или конструктор «Лего», а также все подобные им материалы. Дети проявляют интерес к занятиям с нетрадиционными материалами, что является основой положительного отношения к труду. В процессе детского творчества я побуждаю детей  к самостоятельному поиску путей совершенствования поделок, их украшению.  Каждый из детей может устроиться, где захочет, от раза к разу выбирая себе соседей сам. Дети могут свободно перемещаться по группе, если им требуется какой-то инструмент, материал. В конце занятий обязательным является анализ и самоанализ готовых поделок, в процессе которого у детей формируется умение оценивать результаты своей работы и работы сверстников. Дети любят мастерить, но чтобы в процессе конструирования ребенок почувствовал радость созидания и творчества, необходимо уже во время первого знакомства с поделками из нетрадиционного материала и его возможности превращения в красивые поделки, чтобы вызвать интерес к  этому виду деятельности. Педагог использует на занятиях показ, объяснения приёмов конструирования, уточнение последовательности работы, которые могут найти место на разных этапах занятия. Решать эту задачу помогает построение совместной деятельности в игровой форме: "Путешествие куклы Маши в страну умелых ручек", "Волшебный  сундучок", – когда педагог в нашей группе от имени сказочных персонажей показывает поделки, нетрадиционный материал, инструменты и знакомит детей с правилами техники безопасности. Полезным для формирования интереса к работе с нетрадиционным материалом будет применением выполненных поделок для оформления интерьера и использования в качестве сувениров.QplKvCb0pNE.jpg

Хотя конструирование очень увлекательное занятие и дети занимаются с удовольствием, никогда не бывает  лишним сюрпризный момент и проведение на занятии физкультурной минутки. Создаются условия творческого поиска.  Занимаясь творчеством, наряду с объяснением педагога, к показу выполнения простых приёмов можно привлекать и детей. При создании коллективных работ надо учить детей приходить к общему мнению, как выборе самого содержания общей композиции, так и при распределении объёма работы, подборе материала и приёмов выполнения поделок. Интерес к конструированию из нетрадиционного материала поддерживается не только грамотным проведением совместной деятельности и индивидуальной работы с детьми, но созданием условий для совместной деятельности детей и родителей в этом направлении. Вся детская деятельность через «культурные практики».  С этой целью мы консультируем родителей по всем интересующим их вопросам,  в том числе и по технологии выполнения поделок, рассказываем  о значении ручного труда в развитии личности ребенка, проводим  выставки работ, выполненных детьми как на занятиях в детском саду, так и дома, совместно с родителями. Роль семьи переоценить трудно. Использование нетрадиционных материалов отправляет фантазию в безграничный полет не только в конструировании, но и в экспериментировании, эти области очень тесно связаны.  Дети получают большое удовольствие при работе  в центре экспериментирования, а воспитатели множество возможностей для того, чтобы решать самые разные образовательные задачи. Конструирование – это познавательная, экспериментальная, исследовательская, речевая деятельность.  Еще одним из условий развития творческой личности является создание предметно-пространственной среды.  В группе, ориентированной на ребенка, важнейшую роль играет тщательно продуманная и безопасно организованная развивающая среда, которая позволяет педагогам  реализовать на практике цели и задачи и применять личностно - ориентированные технологии обучения. Какой должна быть ППС: 83sCs8YbYH8.jpg

  • Насыщенной,  в соответствии с возрастом
  • Трансформируемой
  • Полифункциональной
  • Вариативной
  • Доступной и безопасной

 Создание развивающей среды в группе, где ребенок чувствовал бы себя успешным и куда хотел бы возвращаться – сложная задача, требующая от воспитателя умения наблюдать за детьми, анализировать, понимать различия в темпе их развития и возможности работать в команде. В нашей группе мы создаем развивающую среду, стимулирующую возможности для личной инициативы. Дети испытывают чувство гордости, когда то, что у них получилось, остается в развивающей среде и можно это использовать во время игры (коврик для игрушек, украшение для елки, мебель для мелких игрушек…).  В младшем дошкольном возрасте очень важно делать самому, а не смотреть, как это делают другие.  «Каждый узнает лишь то, что сам пробует сделать» - Песталоцци.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гостях у Тестопластика. Чудеса своими руками

Увлекательное путешествие в сказочный мир рисования, игрушек из бумаги, теста, аппликации...

Проект тематической выставки "Чудеса своими руками"

Данный материал представляет собой разработку проекта тематической выставки "Чудеса своими руками"  поделок из природного материала.Цель проекта: активизация творческого потенциала родителей и де...

статья "Чудеса своими руками"

В материале представлен опыт работы воспитателя детского сада по приобщению детей к продуктивной деятельности с использованием нетрадиционного и бросового материала...

Отчетная статья «Родительское собрание в форме мастер-класса «Новогодние чудеса своими руками»

Одной из форм взаимодействия ДОУ и семьи являются родительские собрания. Как показывает опыт работы, на традиционные собрания родители идут неохотно. Поэтому в своей работе мы пользуемся нетрадиционны...

Рабочая программа "Чудеса своими руками" для средней группы

Рабочая программа "Чудеса своими руками\'\' разработана для детей средней группы....

В гостях у Тестопластика. Чудеса своими руками

Путешествие в сказочную страну «Тестопластию» длинное. Идти придется несколько дней, а может быть, и месяцев. По дороге мы будем наблюдать за всем, прислушиваться и запоминать.»...