Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Занимательная робототехника"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая, подготовительная группа)

Липатова Анастасия Владимировна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная робототехника» (Далее Программа) отнесена к программам технической направленности,  является авторской разработкой и направлена на развитие научно-технического и творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста через  обучение элементарным основам инженерно – технического конструирования и робототехники.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Центр развития – развития ребенка – детский сад с.Бакчара»

Дополнительная общеобразовательная  общеразвивающая программа

«Занимательная робототехника»

Направленность – техническая

Возраст  –  5-7 лет

Срок реализации – 2 года

Разработчик(и):

Липатова Анастасия Владимировна,

воспитатель,

 первая квалификационная категория

с.Бакчар – 2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка…………………………2-6

1.1.Направленность программы.

1.2.Акутальность, новизна и педагогическая целесообразность.

1.3.Цель и задачи Программы.

1.4.Основные формы и принципы реализации Программы.

2.Методическое обеспечение Программы……………………..5-6

2.1.Программно-методическое обеспечение.

2.2.Дидактические игры, используемые на занятии.

2.3.Картотека игр с использованием  Lego конструктора.

2.4.Перечень средств обучения, оборудования.

3.Планируемые  результаты освоения Программы и способы  определения их результативности……………………………………………………….6-7

4.Учебно – тематический план программы………………………………..7-10

4.1.Старшая группа.

5.2.Подготовительная группа.

6.Содержание Программы……………………………………………………..10-20

6.1.Перспективное планирование реализации Программы.

6.1.1.Старшая группа.

6.1.2.Подготовительная группа.

7.Приложения…………………………………………………24

8.Список используемой литературы……………………………………………..30

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная робототехника» (Далее Программа) отнесена к программам технической направленности,  является авторской разработкой и направлена на развитие научно-технического и творческого потенциала у детей старшего дошкольного возраста через  обучение элементарным основам инженерно – технического конструирования и робототехники.

Уровень освоения содержания – стартовый – 2 года обучения.

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы  человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Технические объекты окружают нас повсеместно, в виде бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Детям дошкольного   возраста интересны движущиеся игрушки,  они пытаются понять, как это устроено. Благодаря разработкам компании Lego  на современном этапе появилась  возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения  технических объектов.

Конструкторы Lego  WeDo – это специально разработанные конструкторы,  которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке  и технике и освоить её. Некоторые наборы содержат  простейшие механизмы, для изучения на практике  законов физики, математики, информатики.

Следует отметить, что новизна открытий, которые делает ребенок, носит субъективный для него характер, что и является важнейшей особенностью творчества ребенка дошкольного возраста. В результате  конструктивно – модельной  деятельности  у ребенка  появляется возможность создать продукт  как репродуктивного, так и творческого характера  (по собственному замыслу), что позволяет наиболее  эффективно решать одну из основных задач образовательной работы  с детьми дошкольного возраста – развитие самостоятельного детского творчества. Опыт, получаемый ребенком  в ходе конструирования, незаменим в плане  формирования  умения и навыков  исследовательского поведения. Lego – конструирование способствует формированию умения учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности.

Программа направлена на:

-помощь детям в индивидуальном развитии;

-мотивацию к познанию и творчеству;

-к стимулированию творческой активности;

-развитию способностей к самообразованию;

-приобщение к человеческим ценностям;

-организацию детей в совместной деятельности с педагогом.

1.2.Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность

Современное общество испытывает острую потребность  в  высококвалифицированных специалистах, обладающих высокими  интеллектуальными возможностями. Поэтому столь важно уже с дошкольного возраста формировать и развивать техническую пытливость  мышления, аналитический ум, формировать  качества личности, обозначенные  федеральными государственными  образовательными стандартами.

Психолого – педагогические исследования (Л.С.Выготский, А.В. Запорожец,  Л.А.Венгер, Н.Н.Поддъяков, Л.А.Парамонова и др.) показывают , что наиболее эффективным способом развития склонностей у детей к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является практическое изучение , проектирование и изготовление объектов  техники, самостоятельное  создание детьми  технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны, развитие которых происходит  в процессе специально организованного обучения.

Новизна Программы  заключается в том, что позволяет дошкольникам  в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность Lego -  конструирования, развить  необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения  и навыки.

Педагогическая целесообразность Программы обусловлена  развитием конструкторских способностей детей через практическое мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат средством для  достижения  этой цели.

Отличительная особенность данной Программы  в том, что формирование мотивации развития и обучения дошкольников, а также  творческой познавательной  деятельности – главные задачи, которые стоят сегодня перед  педагогом в развитии федеральных государственных образовательных стандартов. Эти непростые задачи, в первую очередь, требуют  создания особых условий обучения.  В этом смысле  конструктивная созидательная  деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных в режиме игры. В Программе будут применены современные образовательные технологии, позволяющие  превратить в увлекательный процесс обучения дошкольников. Планируется использование наборов Lego – конструирования и робототехники, которые помогут ребенку понять  основы конструирования – моделирования, робототехники. В Программе используются разнообразные активные формы организации занятий, применяются интерактивные методы обучения: «мозговой штурм», «работа в паре», «работа в команде» и др.

1.3.Цель, задачи  Программы.

Цель: формирование творческо – конструктивных способностей и познавательной активности дошкольников посредством  образовательных конструкторов и робототехники.

Задачи:

Обучающие:

-обучать основным приемам и методикам разработки  механизмов в ходе групповой деятельности в области робототехники;

-формировать у детей познавательную и исследовательскую активность, стремление к умственной деятельности;

-формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением;

-познакомить с правилами безопасной работы с инструментами, необходимыми при конструировании робототехнических средств;

-формировать умение управлять готовыми моделями с помощью простейших компьютерных программ;

Развивающие:

-развивать творческую активность, самостоятельность в принятии оптимальных решений в различных ситуациях;

-развивать внимание, оперативную память, воображение, мышление (логическое, комбинаторное, творческое);

-формировать первичные представления о робототехнике, ее значение в жизни человека, о профессиях, связанных с изобретением  и производством технических средств;

Воспитательные:

-воспитывать ценностное отношение к собственному труду, труду других людей и его результатам;

-формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре);

Адресат Программы. Программа предназначена для работы с детьми старшего дошкольного возраста  в условиях конкретного ДОУ – МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад с.Бакчара». Работа организована в мини – группах по 10-12 человек при теоретическом обучении и 3- 5 человек при выполнении практических заданий и проектов.

Набор обучающихся носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.

Объем и срок реализации. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная робототехника» реализуется в форме кружковой  работы и охватывает детей старшего дошкольного возраста  от 5 до 7 лет. Программа рассчитана на один год обучения и включает в себя 28 занятий для детей 5-6 лет, в старшей группе, 29 занятий – для детей 6-7 лет, в подготовительной группе.

Основные формы обучения и принципы реализации Программы.

Форма обучения – занятие. Все разделы дополнительной  общеобразовательной общеразвивающей программы «Занимательная робототехника» объединяет игровой метод проведения занятий.

Формы организации обучения робототехники:

-конструирование по замыслу;

-совместное конструирование с педагогом;

-конструирование по воображению;

-конструирование по модели;

-конструирование по условиям;

-конструирование  по простейшим чертежам, наглядным схемам;

-работа с незавершенными конструкциями;

-конструирование по словесному описанию;

-тематическое конструирование.

Основные дидактические принципы реализации программы:

-доступность и наглядность;

-последовательность и систематичность обучения;

-учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

-путь от простого  к сложному.

Режим занятий. Периодичность – 1 раз в неделю. Продолжительность занятий для детей 5-6 лет – 25 минут, для детей 6-7 лет – 30 минут.

Нормативно – правовое обеспечение программы. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Занимательная робототехника»  разработана на основе  следующих нормативно – правовых  документов:

1.Федеральный закон РФ 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.

2.Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-р.

3.Приказ Минпросвещения  РФ от 09.11.2018 года №196 (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным  программам).

4.Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 2 июля 2014 г. №41 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

2.МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

4.1.Программно- методическое обеспечение

Учебно-методическое обеспечение включает как печатные, так и электронные ресурсы, как авторские разработки, так и методические источники  

1.Фешина Е.В. Лего - конструирование в детском саду. – М: ТЦ Сфера, 2018.

2.Мельникова О.В. Лего – конструирование. Программа, занятия, 32  конструкторские модели. Презентация в электронном приложении/О.В.Мельникова – Волгоград: Учитель

3.Комарова Л.Г. Строим из Лего (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego). – М.:Линка – Пресс, 2017г.

4.Обухова С.Н., Рябова Г.А., Матющина И.Ю., Симонова В.Г. Развитие конструктивно – модельной деятельности детей дошкольного возраста: учебное пособие для слушателей курсов повышения – Челябинск: Цицеро, 2018.

5.Симонова В.Г. Развитие творческих способностей дошкольников на занятиях по Лего – конструированию: Методическое пособие.-Ульяновск, 2016г.

6.Комплект заданий к набору «Простые механизмы» (Лего (приложение в электронном виде)

7.Комплект заданий к набору  «Первые механизмы» Лего (приложение в электронном виде)

Перечисленные методики и технологии обеспечивают  выполнение дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы и соответствуют  принципам полноты и  достаточности.

Материально техническое обеспечение Программы.

Перечень средств обучения, оборудования

Вся деятельность с детьми в рамках реализации программы проходит в специальном помещении – игротеке с использованием специального оборудования и материалов.

Название

Количество

1

Кирпичики Lego для творческих заданий

2 набора

2

 Lego Wedo(наборы)

5

3

Комплект заданий к набору «Первые механизмы Lego»

1

4

Простые механизмы Lego

1

5

Комплект заданий к набору «Простые механизмы»  Lego

1

6

Интерактивная доска

1

7

Видеопроектор

1

8

Стеллажи

3

9

Ноутбук

1

10

Планшет

7

11

Робомышь

1

Информационное обеспечение: - аудио; видео; фото, интернет источники.

Кадровое обеспечение:

Координатор, программно - методическое обеспечение, диагностический инструментарий, конкурсное движение, оформление публикаций на сайте МБДОУ и др.: Паушкина Ирина Ивановна, старший воспитатель, высшая квалификационная категория;

Реализация программы: Липатова Анастасия Владимировна, воспитатель,  первая квалификационная категория.

1.5.Планируемые  результаты освоения программы и способы определения их результативности

В результате освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы  ребенок 5 – 7 лет может:

-знать основные части и характерные детали конструкций;

-знать новые детали: (отвертки, встроенные винты, катушки, ролики, зубчатые колеса, рычаги);

-уметь самостоятельно решать технические задачи в процессе конструирования, планировать предстоящие действия, применять полученные знания и приемы в конструировании;

-уметь устанавливать связь между создаваемыми постройками и тем, что дети видят в окружающей жизни;

-уметь анализировать сделанные модели и постройки;

-уметь создавать разнообразные постройки, конструкции, модели;

-уметь заменять одни детали другими;

-уметь строить по схеме, по конструкции;

-уметь самостоятельно подбирать необходимый строительный материал;

-уметь работать в коллективе;

-иметь представление о вариантах конструкции и постройки одного и того же объекта, модели;

-иметь представление о способах различных конструктивных решений и  планировании создания собственной постройки, модели, конструкции.

Для определения  результативности ожидаемых результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы проводится педагогическая диагностика освоения программы каждым воспитанником. В диагностике используются специальные диагностические критерии, с помощью которых можно отследить изменения и  определить необходимую дополнительную работу с каждым ребенком по реализации программы.

Критерии оценки:

-работает по схемам и инструкциям;

-строит сложные постройки;

-строит по творческому замыслу;

-умеет работать в коллективе;

-заменяет одни детали другими;

-самостоятельно подбирает необходимый строительный материал;

-анализирует модели и постройки;

-планирует создание собственной постройки;

-презентует творческую работу, участвует в конкурсах.

Система оценки критериев основывается на диагностическом инструментарии Е.В. Фешиной. Методическое пособие «Lego – конструирование в детском саду» - М, ТЦ «Сфера», 2017г.)

Если тот или иной показатель сформирован у ребенка  и соответственно наблюдается в его деятельности, воспитатель ставит «часто».  Если тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется неустойчиво, ставится  «иногда». Эти два показателя  отражают состояние нормы  освоения  дополнительной общеобразовательной   общеразвивающей программы. Если тот или иной показатель не проявляется  в деятельности ребенка ( ни в совместной со взрослым, ни в самостоятельной деятельности), возможно создание специальных ситуаций, провоцирующих его проявление (воспитатель может предложить соответствующее  задание, попросить ребенка что – либо сделать и т.д.) Если же указанный показатель не проявляется  ни в одной из  ситуаций, ставится «редко».

Результаты мониторинга к концу каждого возрастного периода  интерпретируются следующим образом. Преобладание оценки  «часто»  свидетельствует об успешном  уровне освоения программы. Если по каким – то  направлениям преобладают оценки  «редко» следует  индивидуальную педагогическую работу с ребенком  с учетом выявленных проблем.

Основные методы сбора информации:

-наблюдение;

-анализ продуктов детской деятельности;

-беседы с родителями;

-беседы с ребенком с использованием открытых вопросов,  получение ответов от  детей;

-рассказы детей;

-презентация творческой работы.

                             2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОГРАММЫ

                                                     2.1 Старшая группа

Тема

Количество часов

1

История Лего. Виды деталей Лего и способы их соединения

1

2

Знакомство с конструктором «Простые конструкции. Баланс конструкции.

1

3

«В осеннем парке расписном» Прочность конструкции. Создание модели удочка, моста.

1

4

«Мой город» Создание моделей городских объектов строительства

1

5

«Кто как готовится к зиме». Создание модели животного-(медведя)

1

6

«По дорогам сказок». Конструирование по замыслу сказочных героев.

1

7

 Макет «Наш зоопарк». Создание моделей животных

1

8

«Азбука безопасности» Создание моделей городского транспорта

1

9

«Город мастеров» Дворец Снежной королевы

1

10

Светофор и дорожные знаки

1

11

«Животный мир» Создание моделей животных

1

12

«Чудо птица, чудо-зверь» Моделирование фантастического животного

1

13

Знакомство с конструктором «Простые механизмы»

1

14

Создание моделей «Вертушка»

1

15

Создание моделей «Волчок»

1

16

«Новогодний калейдоскоп» Простые механизмы: принцип передаточного механизма (шестеренки)

1

17

Создание моделей весов

1

18

Создание моделей «Перекидные качели»

1

19

Парк аттракционов. Простые механизмы (коронное зубчатое колесо, ременная передача)

1

20

Создание модели плота

1

21

Транспорт–помощник. Простые механизмы. Шкивы

1

22

Пусковая установка для машин

1

23

Создание модели измерительной машины

1

24

Создание модели «Хоккеист»

1

25

Создание модели «Новая собака Димы»

1

26

«Весна шагает по планете» Создание моделей насекомых -жука.

1

27

«Встречаем птиц» Создание модели птиц, машущей крыльями

1

28

Итоговое занятие

1

Итого

28

Участие в муниципальном заочном конкурсе фотографий по Lego  конструированию и робототехнике (май)

Презентация индивидуальных творческих работ

2.2 ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Тема

Количество часов

1

Вводное занятие. Конструирование по замыслу

1

2

Знакомство с конструктором Простые механизмы

1

3

Создание модели «Карусель»

1

4

Создание модели «Машинка»

1

5

Создание модели «Тачка»

1

6

Создание модели «Катапульта»

1

7

Создание модели «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»

1

8

Создание модели Гибкие полы

1

9

Создание модели «Подъемный кран»

1

10

Знакомство с конструктором Перворобот  lego wedu

1

11

Первые шаги в конструировании с Lego Wedo  “Волчок»

1

12

Создание модели «Танцующие птицы» - сборка

1

13

«Танцующие птицы -программирование

1

14

Создание модели «Умная вертушка»

1

15

Создание модели «Обезьянка-барабанщица» -сборка

1

16

«Обезьянка- барабанщица»- программирование

1

17

Создание модели «Голодный аллигатор» - сборка

1

18

«Голодный аллигатор» - программирование

1

19

 Создание модели «Рычащий лев» - сборка

1

20

«Рычащий лев» - программирование

1

21

Создание модели «Порхающая птичка» - сборка

1

22

«Порхающая птичка»- программирование

1

23

Создание модели «Спасение самолета» Сборка модели самолета

1

24

«Спасение самолета» - программирование

1

25

Творческое конструирование по замыслу

1

26

Создание модели «Ликующие болельщики»

1

27

«Ликующие болельщики» - программирование

1

28

Создание сценария по теме «Футбол» Обыгрывание ситуации

1

29

Итоговое открытое занятие презентация индивидуальных творческих работ с организацией выставки «Мир роботов»

1

Участие в муниципальном заочном конкурсе фотографий по Lego  конструированию и робототехнике (май)

Презентация индивидуальных творческих работ

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Структура и содержание программы

Данная  программа является комплексной и интегрированной и подразумевает применение различных форм, методов и технологий обучения.

Особенности организации образовательной деятельности

Работа с детьми  будет построена следующим образом: изложение теоретического материла, деление на команды, выполнение практических заданий, распределение ролей в команде и работа в команде, периодическая смена ролей и защита проделанной работы.

Практика показывает, что именно такая модель взаимодействия с детьми максимально эффективна, дети учатся не только инженерно-технической науке, но и работе в команде, умению слушать друг друга, советоваться и принимать решение сообща.

Обучение осуществляется 1  раз в неделю,  (всего в год -28 часов для детей 5-6 лет, 29 часов для детей 6-7 лет). Занятия проводятся по утвержденному расписанию.

После основного теоретического курса организуется практическое обучение как в индивидуальном формате, так и в группах с разной численностью участников. В целях специализации и погружения в данную программу дети работают в  группах  по 3-5 человек для выполнения проектов.

Старшая группа

Тема

Содержание

1

История Лего. Виды деталей Лего и способы их соединения. Игра «Давайте познакомимся»

Правила техники безопасности.

Раскрыть понятие «конструирование», «робот», «робототехника». Особенности роботов, их место в нашей жизни. Познакомить с образовательным конструктором (название деталей, способы крепления)

Создавать условия для элементарной поисковой деятельности, развитие фантазии и творческого конструктивного воображения.

2

Знакомство с конструктором «Простые конструкции» Баланс конструкции

Игра «Найди кирпичик ,как у меня»

Правила техники безопасности

Поддерживать желание передавать характерные  признаки объектов на основе представлений, полученных в результате наблюдений или в результате рассматривания репродукций, фотографий, иллюстраций с изображением животных, готовящихся к зиме. Закрепить навыки постройки модели по схеме.

3

«В осеннем парке расписном» Прочность конструкции. Создание модели удочки, моста.

Игра «Разложи по цвету»

Правила техники безопасности

Содействовать созданию модели по заданию взрослого. Организация исследовательской деятельности, проведение эксперимента- исследование объекта на прочность

Закреплять название деталей ЛЕГО – конструктора

 

«Мой город» Создание моделей городских объектов строительства.

Игра «Волшебный мешочек»

Правила техники безопасности

Подводить к пониманию зависимости конструкции здания от его назначения. Развивать наблюдательность, учить рассматривать разнообразные объекты, замечать их характерные особенности, разнообразие пропорций, конструкций, деталей. Закрепить умение выделять классифицировать разные объемные геометрические предметы- детали, входящие в состав конструктора.

Учить отгадывать детали конструктора на ощупь.

5

«Кто как готовиться к зиме» Создание модели животного –(медведя)

Игра «Передай кирпичик» ЛЕГО»

Правила техники безопасности

Поддерживать желание предавать характерные признаки объектов на основе представлений, полученных в результате рассматривания репродукций, фотографий, иллюстраций с изображением животных, готовящихся к зиме. Закрепить навыки постройки модели по схеме. Учить понимать принципы движения предметов, концепции баланса и стабильности. Закреплять название деталей ЛЕГО -конструктора

6

«По дорогам сказки» Конструирование по замыслу сказочных героев

Игра «Встречаем гостей»

Правила техники безопасности

Развитие фантазии и конструктивного воображения. Самостоятельный поиск конструктивных решений. Отбор необходимых для постройки деталей и использование их с учетом конструктивных свойств. Организация коллективного сюжетного конструирования.

Учить строить в команде, помогать друг другу. Развивать интерес, внимание, быстроту, мелкую моторику рук.

7

Макет «Наш зоопарк» Создание моделей животных

Игра «Найди постройку»

Правила техники безопасности

Поддерживать желание передавать характерные признаки объектов на основе представлений, полученных в результате наблюдений ли в результате рассматривания репродукции, фотографий, иллюстраций. Закреплять знания о работниках зоопарка и их обитателях.

Познакомить со способами соединения деталей в конструкции (подвижное/неподвижное)

Развивать память, внимание.

8

«Азбука безопасности»

Создание моделей городского транспорта

Игра «Кто быстрее»

Правила техники безопасности

Содействовать созданию построек по рисунку, самостоятельно подбирая детали. Закреплять знания о городском транспорте. Развивать наблюдательность, внимание, память.

9

«Город мастеров» Дворец Снежной королевы»

Игра «Разложи по цвету»

Правила техники безопасности

Способствовать ознакомлению детей с архитектурой, закрепление знаний о том, что существуют различные по назначению здания. Закрепление понятий ферменной конструкции.

Закреплять значения сигналов светофора; развивать внимание, память.

10

Светофор и дорожные знаки

Игра «Найди кирпичик как у меня»

Правила техники безопасности»

Закреплять знания о светофоре. Познакомить с дорожными знаками. Учить строить дорожные знаки на плате. Закреплять значения сигналов светофора; развивать внимание, память.

11

«В гостях у сказки»

Путешествие в зимнюю сказку. Моделирование персонажей сказки на выбор.

Игра «Чья команда быстрее построит»

Правила техники безопасности

Изучение кулачного механизма, работающего в модели. Понимание основных принципов поведения испытаний и их обсуждений.

Учить строить в команде, помогать друг другу.

Развивать интерес, внимание, быстроту, мелкую моторику рук.

12

«Чудо- птица, чудо-зверь»

Моделирование фантастического животного.

Игра «Стрелялки»

Правила техники безопасности

Поддерживать желание передавать характерные признаки объектов на основе представлений, полученных в результате рассматривания иллюстраций, фотоснимков. Учить  передавать в образе вымышленные детали. Развивать фантазию и творчество. Закреплять название деталей ЛЕГО –конструктора; учить работать в коллективе.

13

Знакомство с конструктором «Простые механизмы»

Игра «Наведи порядок»

Правила техники безопасности

Познакомить с образовательными конструктором (название деталей, способы крепления)

Создавать условия для элементарной поисковой деятельности, развитие фантазии и творческого конструктивного воображения.

14

Создание модели «Вертушка»

Игра «Чего не стало?»

Правила техники безопасности

Продолжение изучения принципов работы механизмов: передаточный механизм (шестеренки)

Создать условия для элементарной поисковой деятельности, развитие фантазии и творческого конструктивного воображения

15

Создание модели «Волчок»

Игра «Помоги Пете построить забор»

Правила техники безопасности

Самостоятельный поиск конструктивных решений. Отбор необходимых для постройки деталей и использование их с учетом конструктивных свойств. Организации коллективного сюжетного конструирования

Учить строить в команде, помогать друг другу. Развивать интерес, внимание, быстроту, мелкую моторику.

16

«Новогодний калейдоскоп» Простые механизмы: принцип передаточного механизма (шестеренки)

Игра «Угадай?»

Правила техники безопасности

Поддержать желание передавать характерные признаки объектов на основе представлений, полученных в результате наблюдений или в результате проведения эксперимента; отражать в своих работах данные проведенных исследований

Способствовать развитию быстроты, внимания координации движений

17

Создание модели весов

Игра «Зайка спрятался»

Правила техники безопасности

Способствовать овладению способами построения замысла и элементарного планирования деятельности детей. Продолжение изучения принципов работы механизмов: передаточный механизм (шестеренки) рычага (противовес)

Развивать мелкую моторику рук. выдержку.

18

Создание модели «Перекидные качели»

Игра «Собери кирпичики» ЛЕГО

Правила техники безопасности

Направлять действия детей на выделение структуры объекта и установлению ее взаимосвязи с практическим  назначением объекта. Закреплять умение подбирать способы соединения деталей (подвижные ,неподвижные) конструктивного образа, придавая им прочность и устойчивость.

Развивать внимание, мышление.

19

Парк аттракционов. Простые механизмы(коронное зубчатые колесо, ременная передача)

Игра «Веселый колокольчик»

Правила техники безопасности

Направлять действия детей на выделения структуры объекта и установлению ее взаимосвязи с практическим назначением объекта. Закреплять умение подбирать способы соединения деталей(подвижные, неподвижные) конструктивного образа, придавая им прочность и устойчивость

Развивать внимание, мышление.

20

Создание модели плота

Игра «Разложи по цвету»

Правила техники безопасности

Содействовать созданию построек по рисункам, самостоятельно подбирая детали.

Продолжение изучения назначения простых механизмов- зубчатых колес и понижающей и повышающей зубчатой передачи, работающих в данной модели.

21

Транспорт –помощник. Простые механизмы. Шкивы

Игра «Разложи по цвету»

Правила техники безопасности

Направлять действия детей на выделение структуры объекта и установлению ее взаимосвязи с практическим назначением объекта. Построение трехмерных моделей. Закрепление понятий ферменной конструкции, принципов работы простых механизмов рычага.

22

Пусковая установка для машин

Игра «Найди свой домик»

Правила техники безопасности

Поддерживать желание передавать характерные признаки объектов на основе представлений, полученных в результате наблюдений или в результате рассматривания репродукции, фотографий, иллюстраций. Знакомство с назначением шкивов, подвижный и неподвижный шкив.

23

Создание модели измерительной машины.

Игра «Передай кирпичик ЛЕГО

Правила техники безопасности

Содействовать созданию построек по заданию взрослого, самостоятельно подбирая детали. Закрепить умение подбирать подходящие способы соединения деталей конструктивного образа, придавая им прочность и устойчивость.

24

Создание модели «Хоккеист»

Игра «Кто быстрее»

Правила техники безопасности

Поддерживать желание передавать характерные признаки объектов на основе представлений, полученных в результате наблюдений, отражать в своих работах обобщенные представления.

Изучение систем шкивов и ремней, работающих в модели.

Учить строить  в команде, помогать друг другу. Развивать интерес, внимание, быстроту, мелкую моторику рук.

25

Создание моделей «Новая собака Димы»

Игра «Чего не стало?»

Правила техники безопасности

Содействовать созданию построек по заданию взрослого, самостоятельно подбирая детали.

Закрепить умение подбирать подходящие способы соединения деталей конструктивного образа, придавая им прочность и устойчивость.

26

«Весна шагает по планете» Создание моделей насекомых жука

Игра «Наведи порядок»

Правила техники безопасности

Содействовать созданию построек по заданию взрослого, самостоятельно подбирая детали. Поддерживать желание передавать характерные признаки объектов на основе представлений, полученных в результате наблюдений или в результате рассматривания репродукции, фотографий, иллюстраций.

27

«Встречаем птиц»

Создание модели птиц, машущей крыльями.

Игра «ЛЕГО на голове»

Правила технике безопасности»

Правила техники безопасности

Поддерживать желание передавать характерные признаки объектов на основе представлений, полученных в результате рассматривания фотографий, иллюстраций. Содействовать созданию построек по схеме, самостоятельного подбирания детали.

28

Итоговое открытое мероприятие

Презентация индивидуальных творческих работ с организацией выставки «Мир роботов»

Участие в муниципальном заочном конкурсе фотографий по Lego  конструированию и робототехнике (май)

Презентация индивидуальных творческих работ

3.2 Подготовительная группа

Тема

Содержание

1

Вводное занятие

Конструирование по замыслу

Правила техники безопасности

Спонтанная игра с различными наборами Лего, конструирование по замыслу, схемам и картинкам по выбору. Закреплять навыки ,полученные в средней группе. Учить заранее, обдумывать содержание будущей постройки. Развивать воображение, мышление, мелкую моторику рук, речь.

2

«Знакомство с конструктором по замыслу.

Правила техники безопасности

Знакомство  с конструктором. Простые механизмы, правила скрепления деталей. Прочность конструкции. Конструирование по замыслу. Проектирование моделей- роботов. Развивать логическое мышление, мелкую моторику рук и навыки конструирования.

3

Создание модели «Карусель»

Правила техники безопасности

Формировать умение, работать по предложенным инструкциям Закрепить умение подбирать подходящие способы соединения деталей конструктивного образа, придавая им прочность и устойчивость. Воспитывать умение работать в коллективе.

4

Создание модели «Машинка»

Правила техники безопасности

Направлять действия детей на выделение структуры объекта и установлению взаимосвязи с практическим назначением объекта. Закреплять умение подбирать способы соединения деталей (подвижные, неподвижные) конструктивного образа, придавая им прочность и устойчивость. Развивать внимание, мышление.

5

Создание модели «Тачка»

Правила техники безопасности

Содействовать созданию построек по заданию взрослого, самостоятельно подбирая детали. Закрепить умение подбирать подходящие способы соединения деталей конструктивного образа, придавая им прочность и устойчивость

6

Создание модели «Катапульта»

Правила техники безопасности

Поддерживать желание передавать характерные признаки объектов на основе представлений, полученных в результате рассматривания фотографий, иллюстраций.

Содействовать созданию построек по схеме, самостоятельно подбирая детали.

7

Создание модели «Железнодорожный переезд со шлагбаумом»

Правила техники безопасности

Поддерживать желание передавать характерные признаки объектов на основе представлений, полученных в результате рассматривания фотографий, иллюстраций. Содействовать созданию построек по заданию взрослого ( по схеме), самостоятельно подбирая детали. Развитие конструкторных навыков, пространственного воображения.

8

Создание модели «Гибкие  полы»

Правила техники безопасности

Направлять действия детей на выделение структуры объекта и установлению ее взаимосвязи с практическим назначением объекта. Закреплять умение подбирать способы соединения деталей (подвижные, неподвижные) конструктивного образа, придавая им прочность и устойчивость. Развивать внимание, мышление

9

Создание модели «Подъемный кран»

Правила техники безопасности

Содействовать созданию построек по схеме, самостоятельно подбирая детали. Продолжение изучения назначения простых механизмов – зубчатых колёс и понижающей и повышающей зубчатой передачи, работающих в данной модели.

10

Знакомство с конструктором Перво Робот  Lego Wedo

Правила техники безопасности

Беседа, просмотр презентации «Роботы вокруг нас»

Что входит в конструктор Перво Робот   Lego Wedo

Организация рабочего места. Роботы в нашей жизни:  понятие и значение. Что такое робототехника. Виды роботов, применяемые в современно мире. О сборке и программировании. Как работать с инструкцией. Символы терминологии

11

Первые шаги в конструировании с   Lego Wedo

Правила техники безопасности

Учить работать с электронными схемами набора. Формировать умения работать по предложенным инструкциям. Знать основные компоненты конструктора   Lego Wedo

Учить пользоваться программой  Lego Wedo.

12

Создание модели «Танцующие птицы» -сборка

Правила техники безопасности

Обсуждение: где вы могли встретить танцующих  птиц. Вызвать интерес к новому заданию. Сборка модели. Активизировать словарь: ремень, шкив, случайное число, цикл. Развивать логическое мышление, внимание.

13

«Танцующие птицы» - программирование

Правила техники безопасности

Программирование модели «Танцующие птицы»

Установление связи между скоростью и сменой шкива и ремня. Формирование умения работать с электронной программой Lego Wedo, пользоваться Lego Wedo. Воспитывать умение работать в коллективе.

14

Создание модели «Умная вертушка»

Правила техники безопасности

Конструирование и программирование крутящейся конструкции. Активизировать словарь: зубчатые колеса, вращение. Развивать творческие конструктивные способности. Дидактическая игра «Множества»

15

Создание модели «Обезьянка – барабанщица» - программирование

Правила техники безопасности

Беседа «Где мы можем увидеть обезьянку, которая барабанит?» Презентация «Обезьяны в цирке»  Конструирование обезьянки- барабанщицы. Активизировать словарь: кулачок, коронное зубчатое колесо, рычаг, ритм. Игра «Зеркало»

16

«Обезьянка – барабанщица» - программирование

Правила техники безопасности

Программирование модели «Обезьянка- барабанщицы». Закреплять полученные навыки конструирования. Создание из обезьян – барабанщиц музыкального оркестра группы ударных. Учить работать в коллективе.

17

Создание модели «Голодный аллигатор» - сборка

Правила техники безопасности

Беседа- презентация «Кто такие аллигаторы и где они живут?» Активизировать словарь: ремни, датчик, расстояние, шкивы. Учить доводить дело до конца. Воспитывать терпение. Конструировать хищника

18

«Голодный аллигатор» - программирование

Правила техники безопасности

Программирование модели аллигатора. Развивать фантазию, самостоятельность, воспитывать усидчивость. Испытание модели аллигатора. Знакомство с датчиками: наклона и расстояния и их программирование на определенных действиях. Воспитывать умение пользоваться одним набором деталей. Знать правила безопасности

19

Создание модели «Рычащий лев» - сборка

Правила техники безопасности

Беседа «Где живут львы?» Активизировать словарь: климат, коронное зубчатое колесо, млекопитающие, прайв(львов)

Закрепить умение работать по схемам

Игра «Назови детали»

20

«Рычащий лев» - программирование

Правила техники безопасности

Программирование модели аллигатора. Учить программировать сконструированные модели. Испытание моделей. Знакомство с датчиками: наклона и расстояния и их программирование на определенные действия

21

Создание модели «Порхающие птицы» - сборка

Правила техники безопасности

Беседа и презентация о птицах «Вы видели когда – нибудь порхащую птицу?» Активизировать словарь: датчик наклона, размах крыльев, порхающая. Закреплять представление о животном мире, продолжать учить анализировать.

22

«Порхающая птица» - программирование

Правила техники безопасности

Программирование модели птицы. Испытание модели. Закрепить интерес к конструированию и конструктивному творчеству.

Игра на развитие логического мышления «Что лишнее»

23

Создание модели «Спасение самолета» -сборка

Правила техники безопасности

Сборка самолета. Развивать воображение, самостоятельность. Активизировать словарь: пропеллер, приключения.

24

«Спасение самолета» - программирование

Правила техники безопасности

Программирование модели самолета. Обыгрывание ситуации «Спасение самолета»

Воспитывать доброжелательность, отзывчивость, ответственность. Продолжать учить программировать сконструированные модели.

25

Творческое конструирование по замыслу

Правила техники безопасности

Творческое конструирование по замыслу. Развивать  исследовательские навыки в использовании деталей конструктора, интерес к конструированию. Организация выставки

26

Создание модели «Ликующие болельщики»

Правила техники безопасности

Сборка модели «Ликующие болельщики»

Активизировать словарь: кулачок, коронное зубчатое колесо, датчик расстояния, представление

27

«Ликующие болельщики»- программирование

Правила техники безопасности

Программирование модели вратаря и испытание ее в действии. Моделирование и обыгрывание ситуации. Продолжать учить работать в коллектив. Развивать речь, воображение.

28

Создание сценария по теме «Футбол» Обыгрывание ситуации

Правила техники безопасности

Придумывание сценария с участием трех моделей(нападающий, вратарь, болельщики), обыгрывание ситуации. Продолжать учить работать в коллективе. Развивать речь, воображение

29

Итоговое открытое занятие

Презентация индивидуальных творческих работ с организацией выставки «Мир роботов»

Участие в муниципальном заочном конкурсе фотографий по Lego  конструированию и робототехнике (май)

Презентация индивидуальных творческих работ

4.2.Дидактические игры, используемые на занятиях

Цель:

-развивать речь;

-уметь работать в коллективе;

-помогать товарищу;

-развивать мышление и память.

Название игры

Цель игры

Оборудование

Ход игры

Чья команда быстрее построит

Учить строить в команде, помогать друг другу. Развивать интерес, внимание, быстроту, мелкую моторику рук.

Набор Lego – конструктора, образец.

Дети объединяются в две команды. Каждой команде дается образец постройки, например, дом, машина с одинаковым количеством деталей. Ребенок  за один раз может прикрепить одну деталь. Дети по очереди подбегают к столу. Подбирают нужную деталь и прикрепляют к постройке. Побеждает команда, быстрее построившая конструкцию.

Найди такую же деталь, как на карточке.

Закреплять знания деталей Lego – конструктора.

Карточки, детали Lego – конструктора, плата.

Дети по очереди берут карточку с чертежом детали Lego – конструктора, находят такую же и прикрепляют ее на плату. В конце игры дети придумывают название постройки.

Таинственный мешочек.

Учить отгадывать детали   конструктора на ощупь.

Наборы деталей, конструктора, мешочек.

Педагог держит мешочек с деталями конструктора. Дети по очереди берут из него  одну деталь. Отгадывают и  всем показывают.

Разложи детали по местам

Закреплять названия  деталей Lego – конструктора.

Коробочки, детали Lego – конструктора (клювик, лапка, овал, полукруг).

Детям даются коробочки  и конструктор. На каждого ребенка  распределяют  детали по две. Дети должны за короткое время собрать весь конструктор. Кто соберет без ошибок, тот и выиграл.

Светофор.

Закреплять знания  сигналов светофора; развивать внимание, память.

Кирпичики Lego красного, желтого, зеленого цвета.

1 – й вариант

Педагог – «светофор», дети – «автомобили». Педагог показывает красный свет, «автомобили» останавливаются, желтый – приготавливаются, зеленый – едут.

2-й вариант

На красный цвет дети – приседают, на желтый поднимают руки вверх,  на зеленый – прыгают на месте.

Назови и построй.

Закреплять названия деталей Lego - конструктора; учить работать в коллективе;

Набор  Lego - конструктора.

Педагог дает  каждому ребенку по очереди деталь конструктора.  ребенок называет ее и оставляет у себя. когда каждый ребенок соберет по две детали, педагог дает задание построить из всех деталей одну постройку, придумать ей  название и рассказать о ней.

Lego  подарки.

Развивать интерес к игре и внимание.

Игровое поле, человечки по количеству игроков, игральный кубик (одна сторона  с цифрой 1, вторая с цифрой 2, третья с цифрой 3,  четвертая - крестик (пропускаем ход)), Lego подарки.

Дети распределяют человечков между собой. ставят их на игровое поле. кидают по очереди кубик и двигают человечков по часовой стрелке.  первый человечек, прошедший весь круг, выигрывает, и ребенок выбирает себе подарок.  игра продолжается, пока все  подарки не раберут.

Не бери последний кубик.

Развивать внимание, мышление.

Плата с башней.

Играют два ребенка, которые по очереди снимают один или два кирпичика с башни. кто снимает последний, тот проиграл.

Запомни расположение.

Развивать внимание, память.

Набор Lego конструкторов, платы у всех игроков.

Педагог строит какую - нибудь постройку из восьми (не более) деталей. в течение короткого времени дети запоминают конструкцию, потом педагог ее убирает, и дети пытаются по памяти построить такую же. кто выполнит правильно, тот выиграет и становится ведущим.

Построй, не открывая глаз.

Учить строить с закрытыми глазами, развивать мелкую моторику рук, выдержку.

Плата, наборы конструктора.

Перед детьми лежат плата и конструктор. Дети   закрывают глаза и пытаются что-нибудь построить. у кого интереснее получиться постройка, того поощряют.

Рыба, зверь, птица.

Развивать память, внимание.

Кирпичик  Lego.

Педагог держит в руках кирпичик Lego. Дети стоят в кругу. Педагог ходит по кругу, дает по очереди всем детям кирпичик и говорит: "Рыба". Ребенок должен сказать название любой рыбы, затем дает другому и говорит: "Птица", или "Зверь". Кто ошибается или повторяет, выбывает из игры.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОГРАММЕ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ РОБОТОТЕХНИКА»

Картотека игр с использованием Lego конструктора

"Что изменилось?"

Педагог показывает детям модель из 5-7 деталей в течение некоторого времени. Затем закрывает модель  и меняет в ней положение 1-2 деталей или заменяет 1-2 детали на другие. После чего показывает модель и просит рассказать что изменилось.

"Собери модель по памяти".

Педагог показывает детям в течение нескольких секунд модель из 3-4 деталей, а затем убирает ее. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом.

"Запомни и выложи ряд".

Выставляется ряд деталей с соблюдением какой - либо закономерности. Педагог подчеркивает, что для лучшего запоминания надо понять закономерность с которой  поставлены детали в образце. Дети в течение нескольких секунд рассматривают образец и затем выставляют то же по памяти.

"Собери модель по ориентирам".

Педагог диктует ребятам, куда выставлять деталь  определенной формы и цвета. Используются следующие ориентиры положения: "левый верхний угол", "левый нижний угол", "правый верхний угол",  "правый  нижний угол", "середина левой стороны",  "середина правой стороны", "над", "под", "слева от", "справа от".

"Выложи вторую половину узора".

Педагог выкладывает первую половину узора, а дети должны, соблюдая симметрию, выложить вторую половину узора.

"Составь узор".

Дети самостоятельно составляют симметричные узоры - можно изображать бабочек, цветы и т.д.

"Что лишнее?"

Педагог показывает детям ряд деталей и просит определить лишний элемент (каждый элемент  состоит из двух деталей конструктора).

Упражнения на продолжение ряда. Педагог показывает последовательность элементов, состоящих  из деталей конструктора, а ребенок должен продолжить ее.

Первый этап - каждый  элемент ряда состоит из одной детали конструктора,  для составления закономерностей используются два признака.

Второй этап -  каждый элемент ряда состоит из двух деталей конструктора, для составления закономерностей используется  один признак.

Третий этап - каждый элемент ряда состоит из двух деталей конструктора,  и для образования закономерностей используются два признака.

"Поиск недостающей фигуры".

Педагог представляет  задачу из трех горизонтальных и трех вертикальных фигур  из деталей конструктора. Ребенку даётся  задача с одной недостающей фигурой, которую  и надо подобрать. цикл упражнений начинается с самых простых заданий, когда фигуры  состоят из одной детали и отличаются по одному признаку. Затем постепенно задания усложняются.

"Светофор".

Цель: закреплять цвет и форму.

Оборудование: кирпичики Lego.

Педагог  раздаёт детям кирпичики трёх цветов и предлагает посоревноваться - кто больше составит различных светофоров, то есть требуется, чтобы кирпичики желтого, красного и зелёного цвета стояли в различном порядке. После выявления победителя педагог демонстрирует шесть комбинаций светофоров и объясняет систему, по которой надо было их составлять чтобы не пропустить ни одного варианта.

"Выдели похожие".

Классификация по одному свойству.

Педагог показывает детям набор деталей и выделяет ниткой замкнутую область. Затем устанавливает правило, по которому надо располагать детали: например, так чтобы внутри выделенной области оказались только красные детали или только кирпичики.

"Отгадай".

Цель: учить детей узнавать знакомые детали конструктора (куб, папка, треугольник, цилиндр, арка,  таблетка, брус) на ощупь.

Описание игры: Одному из деталей завязывают глаза и предлагают отгадать на ощупь форму модели.

Правила игры:

Не подсказывать и не выдавать общего секрета.

Не мешать отгадчику, самостоятельно разгадывать формы деталей.

Отгадчик должен добросовестно закрыть глаза и не снимать повязки с глаз, пока не назовёт деталь.

Всем терпеливо дожидаться своей очереди. Выбирают отгадывать форму деталей только того, кто не нарушает порядка и не мешает детям играть дружно.

"Если у тебя или нет?"

Цель: учить детей узнавать знакомые детали конструктора на ощупь.

Описание игры: Первому ребенку завязывают глаза, и предлагают на ощупь определить форму детали. Второй ребёнок должен  будет найти точно такую же деталь по форме.

Правила игры:

Обследовать деталь на  ощупь, обеими руками, поворачивая со всех сторон. Развязывать глаза можно только после того,  как назвал деталь.

Выбрать деталь  и спрашивать, есть ли она у партнёра, надо по очереди, которая устанавливается с помощью считалки:

Чтобы весело играть,

Надо всех пересчитать,

Раз, два, три, первый - ты!

«Принеси и покажи»

Цель: Учить детей применять приемы зрительного обследования формы.

Описание игра: Воспитатель показывает образец детали и прячет, а дети должны найти самостоятельно такую же.

Правила игры:

Выполняют поручение те дети, кого вызвал воспитатель. Прежде чем искать деталь, нужно хорошо рассмотреть образец и мысленно представить, что нужно найти. Перед тем как показать детям выбранную деталь, нужно проверить себя.

«Разложи по цвету».

Оборудование: кирпичики Lego всех цветов 2х2,4 коробки.

Цель: Закрепить цвет деталей конструктора Lego.

Правило: дети по команде ведущего раскладывают кирпичики Lego по коробочкам.

«Передай кирпичик Lego».

Оборудование: 1 большой кирпичик Lego.

Цель: развитие координации движения.

Правило: ведущий закрывает глаза. Дети стоят в кругу по команде ведущего: «Передавай», быстро передают кирпичик по кругу. Когда ведущий скажет: «Стоп». Он открывает галаз у кого из детей кирпичик, тот становится ведущим.

«Найди постройку».

Оборудование: карточки, постройки, коробочка.

Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение соотнести изображенное на карточке с постройками.

Правило: дети по очереди из коробочки или мешочка достают карточку, внимательно смотрят на нее, называют, что изображено и ищут эту постройку. Кто ошибается, берет вторую карточку.

«Разложи детали по местам».

Оборудование: коробочки, детали конструктора Lego 2х2,2х4,2х6, клювик, лапка, овал,  полукруг.

Цель: закрепить названия конструктора Lego.

Правила: детям даются коробочки и конструктор, распределяются детали на каждого ребенка по две. Дети должны за короткое время  собрать весь конструктор, Кто все соберет без ошибок, тот и выиграл.

«Запомни расположение».

Материал: набор конструктора Lego, платы у всех игроков.

Цель: развитие внимания, памяти.

Правила: ведущий  строит какую – нибудь постройку не более восьми деталей. В течение небольшого времени дети запоминают  конструкцию, потом постройка закрывается, и дети пытаются по памяти построить такую же. Кто выполнит правильно, тот выигрывает и  становится ведущим.

«Собери все машинки».

Материал: набор конструктора Lego, две игральные кости (один будет задавать количество клеток, а второй направление. Направление  можно обозначить цветом. Например, красный – вперед, синий – назад, желтый – вправо, зеленый – влево,  две другие стороны на кубике заклеить, и при их выпадении участник будет просто пропускать ход), поле.

Цель: развитие пространственного мышления (ориентироваться в понятиях вперед, назад,  влево, вправо).

Правила: берем две фигурки и ставим их в центр листа и начинаем по очереди кидать кубики и ходить в нужном направлении. Если по пути проходишь клеточку с картинкой, то получаешь один камешек или одну монетку. В конце (например после 10 бросков игральных кубиков каждым участником или после того как один из участников достиг края листа или какой – то особой клетки) подсчитывается количество очков.

«Веселые цифры».

Материал: набор конструктора Lego.

Цель: Помогает  формировать, развивать, закреплять счет (прямой и обратный), соотносить с количеством, учить цифры, выкладывать числовой ряд, формировать, закреплять представления о цвете.

Цифры конструируются из лего – конструктора (Покажи нужную цифру, Назови цифру, Расставь по порядку, Соседи, Возьми такое количество игрушек, какое  обозначает цифра, разноцветные цифры).

«Разноцветные дорожки».

Материал: набор конструктора Lego.

Цель: формируются, закрепляются представления о цвете, форме, величине.

Кирпичики Lego чередуются по цвету, форме. Дорожки длинные и короткие. Обязательно обыгрывание построек (проведи кошечку по короткой, а корову по длинной; помоги щенку дойти до своего домика и т.д.)

«Счетная лесенка».

Оборудование: набор конструктора Lego.

Цель: формируется представление о количестве (больше – меньше), о величине, прямой, обратный счет, порядковый, пространственные представления (вверх – вниз), цветовосприятие. Дети конструируют лесенку самостоятельно илис помощью педагога, закрепляя столько кирпичиков сколько обозначает цифра.

«Математический Lego – поезд».

Оборудование: Конструктор из блоков  Lego  Duplo  или аналогичный конструктор, платформы – вагончики с приклеенными на каждый цифрами от 1до 10.

Цель: учить счету, соотносить цифры и количество; закреплять понятия больше – меньше; развивать мелкую моторику.

Из конструктора дети конструируют поезд (число вагончиков от 1до 5). Задачи аналогичные. Сосчитай сколько вагончиков, Какой по счету желтый вагончик,  Везем груз, Назови номер, Соседи, Где больше (меньше) и т.д.)

«Lego – клад»

На лего пластину прикрепляются детали разных форм и цветов. Под одной из них спрятан клад (любая маленькая игрушка или фигурка, которая помещается под кубиком Lego). Ребенок ищет клад по подсказкам педагога: «Клад не под красной фигурой», значит все красные фигуры можно убрать. «Клад не под квадратной фигурой» - и мы убираем все квадратики. Так продолжается пока не остается одна единственная фигура.

«Подбери колеса к вагончикам».

Цель: обучение различению геометрических фигур, установление соотвествия между группами фигур, счет до 5.

Ребенку предлагается подобрать соответствующие колеса – к синему  вагончику красные колеса, а к красному – синие. Затем необходимо посчитать колеса слева направо у  каждого вагончика отдельно (вагоны и колеса можно вырезать из цветного картона за 5-10 минут).

«Составь цветок».

Цель: научить составлять силуэт цветка из одинаковых по форме геометрических фигур, группируя их.

Взрослый предлагает ребенку составить цветок для мамы или бабушки к празднику из геометрических фигур. При этом объясняет, что серединка цветка – круг, а лепестки – треугольники или круги. Ребенку представляется на выбор собрать цветок с  треугольными или круглыми лепестками. Таким образом,  можно закрепить названия геометрических фигур в игре, предлагая ребенку показать нужную фигуру.

«Назови похожий предмет».

Цель: развитие зрительного внимания, наблюдательности и связной речи.

Взрослый просит ребенка назвать предметы, похожие на разные геометрические  фигуры, например, «Найди, что похожие на квадрат» или найди все круглые предметы. В такую  игру легко  можно играть в путешествии  или по пути домой.

«Что стоит у нас в квартире».

Цель: развивать умение ориентироваться  в пространстве; логическое мышление, творческое воображение; связную речь; самоконтроль, развитие зрительного внимания, наблюдательности и связной речи.

Предварительно нужно рассмотреть последовательно интерьер группы. Затем можно попросить ребенка рассказать, что находится в группе. Если он затрудняется или называет не все предметы, помогите ему наводящими вопросами.

«Найди кирпичик, как у меня»

Цель: закреплять  цвет, форму (квадрат, прямоугольник).

Оборудование: кирпичики Lego Duplo красного, синего, зеленого, желтого цвета (2х2, 2х4 см).

В коробке лежат кирпичики Lego. Педагог достает по очереди по одному кирпичику и просит назвать цвет и форму и найти такую же деталь среди предложенных трех – четырех деталей, лежащих перед ребенком.

«Найди лишнюю деталь».

Цель: закреплять цвет и форму.

Оборудование: кирпичики Lego четырех цветов.

Так как детки в этом возрасте при анализе деталей способны учитывать только один признак – либо цвет, либо форму, то берем несколько кирпичиков (не больше 6) и просим найти лишнюю деталь. Например, берем 4 красных кирпичика и один зеленый или 4 кирпичика квадратных и один прямоугольный.

«Волшебная дорожка».

Цель: закреплять цвет и форму.

Оборудование: кирпичики Lego.

 Дети сидят в кругу (вокруг стола, у каждого ребенка есть конструктор. Дети делают ход по кругу. Первый кладет любой кирпичик, а последующие кладут кирпичик такого же цвета, либо такой же формы.

«Раздели на части».

Цель: закреплять цвет и форму.

Оборудование: кирпичики Lego.

В данном возрасте ребенок способен учитывать  два признака при группировке предметов (форму и цвет). Нам понадобятся кирпичики четырех цветов размером (2х2 2х4 см). предлагаем ребенку разделить кирпичики на 4 части. Количество можно увеличить до 8.

«Что изменилось? «Чего не стало?»

Цель: Развивать зрительное внимание, ориентировку в пространстве, продолжать формировать представления о цвете и форме предметов; способность обозначать свои деятсвия словами.

Оборудование: кирпичики Lego.

Педагог показывает детям модель из 5-7 деталей в течение некоторого времени. Затем закрывает  модель и меняет в ней положение 1-2 деталей или заменяет 1-2 детали на другие. После чего показывает модель и просит рассказать, что изменилось.

«Построй длинную (короткую) дорожку!»

Цель: Формировать умение выделять пространственные признаки предметов (высота, длина, ширина) и выполнять простые задания. Предполагающие уменьшение или увеличение построек, двумя способами: путем мелких деталей на более крупные и путем надстраивания частей; развивать  активную речь за счет использования определений (длинная, короткая, прямая, извилистая).

«Широкая и узкая тропинки».

Цель: продолжать формировать представления о ширине предметов; учить сравнивать предметы по ширине; развивать умение анализировать предметный или графический образец и соотносить свои действия с ним.

«Орнамент под диктовку».

Предложите ребенку сделать узор на панели, располагая детали определенным образом подж вашу диктовку: «Положи в верхний правый угол – синий кирпичик, в центр – красный кубик и т.д.

Положи синюю полоску с четырьмя точками в любом месте, справа от нее -  красный кирпичик, под ним – еще синий и так далее.

Положи четыре кубика так, чтобы крайний слева был красный, а справа от синего лежал только один красный.

Придумайте сами подобные задания, с пропусками, с выкладыванием фигур по диагонали друг от друга и т.д. Пусть такое задание в процессе игры в роботов или космонавтов.

«Чудесный мешочек».

В мешочке находится несколько деталей конструктора Lego.

А) Педагог показывает деталь, которую надо найти.

Б)Педагог только называет необходимую деталь.

В)Ребенку необходимо на ощупь определить из каких деталей составлена модель.

«Собери модель».

Дети собирают модель под диктовку педагога. При определении взаимного расположения  деталей используются наречия «сверху», «посередине», «слева», «справа», «поперек».

Цель: развивать зрительное и слуховое  внимание, зрительную и тактильную память: познакомить  с понятиями «элемент», «деталь»; формировать умение различать геометрические фигуры, действовать по заданному образцу и словесной инструкции.

Оборудование: кирпичики Lego.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. – Всерос. Уч-метод. Центр образовательной робототехники. – М.: Изд.- полиграф. Центр «Маска». – 2013 г.

2.Комарова Л.Г.. Строим из Lego (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора Lego). – М.: «Линка – Пресс», 2001 г.

3.Корякин А.В. Образовательная робототехника (Lego WeDo). Сборник методических рекомендаций и практикумов. – М.: ДМК Пресс, 2016 г.

4.Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно – игровой деятельности у детей с  помощью Lego: пособие для педагогов – дефектологов. – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2003.

5.Обухова С.Н. Комплексно – тематическое планирование по  художественно – эстетическому  развитию детей дошкольного возраста: методические рекомендации для слушателей курсов повышения квалификации педагогов ДООО/ составили: С.Н.Обухова, Т.Р.Худышкина, Ж.В.Макарова, Ж.В.Морозова, Е.А.Мокеева, Т.В.Дубовик, Н.В.Васильченко, Н.М.Попкова. – Челябинск, 2014.

6.Обухова С.Н. Развитие конструктивно – модельной деятельности детей дошкольного возраста: учебное пособие для слушателей курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников образования/ - Челябинск, 2014.

7.Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» от 17 октября 2013 №1155.

8.Фешина Е.В. Lego конструирование  в детском саду. – М.:ТЦ «Сфера», 2012 г.

9.Филиппов С.А. Робототехника для детей и родителей/ С.А.Филиппов.- СПб.: Наука, 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности по робототехнике «Электроник»

Дополнительная общеразвивающая программа "Электроник" предлагает использование образовательных конструкторов ЛЕГО, как инструмента для обучения дошкольников конструированию....

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа "Робототехника для малышей"

Образовательная программа "Робототехника для малышей" рассчитана на один год обучения, с учетом возрастных особенностей детей (подготовительная группа)....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности по робототехнике «Леготехник»

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес де...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Робототехника в детском саду»

Дополнительная образовательная программа «Робототехника в детском саду» составлена на основе Сборника методических рекомендаций и практикумов Корягина А.В., Смольяниновой Н.М. Образователь...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Лего-конструирование и робототехника»

Использование LEGO-конструктора и робототехники является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА технической направленности по робототехнике «СЕНСОРИК»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАтехнической направленности по робототехнике«СЕНСОРИК»...