ПРОЕКТ по конструированию в старшей группе ДОУ с использованием конструкторов «ЛЕГО» «ЛЕГОМАСТЕР»
проект по конструированию, ручному труду (старшая группа)

ПРОЕКТ

по конструированию в старшей группе ДОУ с использованием конструкторов «ЛЕГО»

«ЛЕГОМАСТЕР»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dolgosrochnyy_proekt.docx56.32 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №15 «Нэбзый»

                                                                                           

ПРОЕКТ

по конструированию в старшей группе ДОУ с использованием конструкторов «ЛЕГО»

«ЛЕГОМАСТЕР» 

Педагог дополнительного образования

Великосельский Валентин Александрович

2022 – 2023 г.


Информационная карта проекта (Паспорт проекта)

Название проекта

«ЛЕГОМАСТЕР» - Конструированию в старшей группе ДОУ с использованием наборов конструктора «ЛЕГО»

Девиз проекта

«ЛЕГО» – умная игра, завлекательна, хитра.

Интересно конструировать, играть, строить, составлять, искать!
Приглашаем всех друзей «ЛЕГО» собирать скорей.
Да и взрослым интересно: в «ЛЕГО» поиграть полезно !

Образовательная деятельность

«Художественно-эстетическое развитие» - «Конструктивно- модельная деятельность» (конструирование)

Объект исследования

Дети (5 – 6лет), старшей группы № 22 «Смородинка»

Предмет исследования

Развитие конструктивной деятельности с конструктором «ЛЕГО».

Тип проекта

Познавательно – игровой, практико- информационный, ориентированный, познавательно- творческий

по сложности (тематическое поле)

Инновационный, интегрированный

по социальной значимости

Социально-проектный , тесное взаимодействие детей, родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения.

по форме организации детей на продуктивную деятельность

Групповой, подгрупповой, индивидуальный

по форме проведения занятия

Комбинированные (индивидуальная и групповая работа, подгрупповая, самостоятельная и практическая работа )

по характеру деятельности

(по цели обучения)

Развивающая художественные способности, творческое воображение, интерес детей к художественно- продуктивной деятельности, творческой активности в процессе конструирования с наборами конструктора «ЛЕГО»

по количеству участников

Коллективный

по возрасту

5-6 лет с учетом их индивидуальных и возрастных особенностей детей

по масштабу действия

Учрежденческий, внутри ДОУ

по срокам реализации

Средне –срочный (1 год)

Цель проекта

Создание современной образовательной среды по формированию потенциальных возможностей ребенка, обеспечивающей создание ситуации успеха через применение технологии «ЛЕГО» -конструирования в интеграции образовательных областей дошкольного образования. Эффективное развитию у детей старшего дошкольного возраста способностей к техническому творчеству, предоставить им возможность творческой самореализации через конструирование с применением наборов «ЛЕГО» конструкторов развитие его социального и эмоционального интеллекта детей.

Задачи проекта

- Повысить интерес родителей к «ЛЕГО» конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми

- Обогащать предметно- развивающую среду, направленную на социально- эмоциональный интеллект детей через конструирование с использование наборов конструктора «ЛЕГО»

- Создавать условия для свободного экспериментирования с наборами конструкторов «ЛЕГО»;

- Развивать мелкую моторику рук и зрительно – двигательную координацию, чувство композиции;

- Закреплять умение созданные конструкции использовать в сюжетно-ролевых играх;

- Развивать конструктивные способности детей;

- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе конструирования с использованием наборов конструктора «ЛЕГО»;

- Приумножать опыт творческой деятельности, формировать культуру творческой личности;

- Развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через организованную деятельность по освоению «ЛЕГО»-технологии;

-Развивать у детей умение анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливать последовательность ее выполнения, способствовать созданию разных оригинальных конструкций на одной и той же основе: достраивать, используя блоки разных конфигураций, встраивать дополнительные элементы;

- Расширять представления о многообразии конструкторов «ЛЕГО»;

- Обучать приемам конструирования с использованием наборов конструктора «ЛЕГО»;

- Формировать умение детей в конструировании по собственному замыслу с опорой на рисунок, схему конструкции;

- Формировать умение работать в коллективе. , развивать социально- коммуникативные навыки

Проблема

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Возможности дошкольного возраста в развитии технического творчества, на сегодняшний день используются недостаточно, но между тем конструирование с использованием наборов конструктора «ЛЕГО» – это увлекательный, полезный вид деятельности детей, тесно связанный с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка.

Гипотеза - Обоснование проекта

Узнавая новое, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Конструируя, они превращаются в строителей, проектировщиков. Только систематические, планомерные и целенаправленные занятия с конструктором LEGO способствуют формированию творческих и интеллектуальных способностей детей. Самое главное – предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала.

Методологическое обоснование

Конструирование является одним из видов трудовой деятельности, так как цель деятельности состоит в создании продукта, а не ограничивается самим процессом. В отечественной педагогике и психологии исследованиям детского конструирования посвящены работы З. В. Лиштван, В. Г. Нечаевой, А. Н. Давидчук, А. Р. Лурии, Н. Н. Поддьякова, Л. А. Парамоновой, Т. С. Комаровой, Н. П. Сакулиной и др. Термин «конструирование» (от латинского слова «constructio» — построение) обозначает построение вообще, приведение в определённое взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Детское конструирование обозначает процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения. Основной особенностью детского конструирования является установление пространственного расположения элементов предмета и подчинение его определённой логике.

Новизна проекта

Проект является интегрированным и включает в себя все виды образовательной деятельности, а также все образовательные области. Проводится адаптация конструкторов «ЛЕГО», в образовательный процесс для детей старшего дошкольного возраста и реализация задач по развитию творчества и конструктивных навыков через различные формы работы с детьми с использованием наборов конструктора «ЛЕГО». В связи с этим создаются условий для развития познавательной, творческой активности дошкольников через применение «ЛЕГО»-технологии». Опыт работы над проектом направлен на обновление форм и методов приобщения дошкольников к техническому творчеству.

Актуальность проекта

Мы живем в период изменений требований к системе образования. Введение ФГОС связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Развитие ребенка – дошкольника осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. «ЛЕГО –технология» - одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем и является актуальной в свете внедрения ФГОС ДО, так как обеспечивающих интеграцию образовательных областей и всех видов деятельности и позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры. Использование ЛЕГО – технологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. Проект «Легомастер» раскрывает для старшего дошкольника мир техники и «ЛЕГО»-конструирования : активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, пространственного мышления, воображение и формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально активной личности, формирует навыки общения и сотворчества, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор Конструктивная деятельность требует высокой сосредоточенности внимания. Прежде чем приcтупить к cозданию конструкции, необходим расчёт, продуманность, определенная последовательность и точноcть в работе. Активизации внимания способствует конструированию по плану, схеме, образцу, достраивание до целой фигуры. С помощью конструктора «Лего» дети воплощают идею модульности, наглядно демонстрирующего то, как можно решать некоторые технические проблемы, а также прививают навыки сборки, ремонта и разборки техники.

Педагогическая целесообразность

Работа с образовательными конструкторами «ЛЕГО» позволяет обучающимся в форме познавательной игры узнать многие важные идеи конструирования, проектирования и развить необходимые в дальнейшей жизни навыки. Конструктор «ЛЕГО» является эффективным средством, обеспечивающим интеграцию разных образовательных областей и различных видов деятельности, адекватных дошкольному возрасту. Активное использование ЛЕГО - конструирования с дошкольниками, как специально организованной деятельности, способствует развитию исследовательской активности детей, приобщению дошкольников к техническому творчеству и формированию первоначальной профориентации и первоначальных технических навыков.

Направленность

- Социальная - тесное взаимодействие детей, родителей и педагогов (всех участников воспитательно - образовательного процесса) ДОУ;

- научно-техническую направленность рассчитана на обучающихся дошкольного возраста .

Основные принципы

Индивидуальный подход к каждому ребёнку

учет возрастных и индивидуальных особенностей детей

Эффективность форм взаимодействия от простого к сложному

Активность и созидательность

комплексность решения задач (Интегрированность)

результативность и гарантированность

доступность и наглядность\

интеграция развивающего обучения,

индивидуализация и дифференциация образовательного процесса,

активное развитие эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, природе, психологической комфортности и вариативности.

Принцип поэтапности, который влечет за собой распределение деятельности между всеми участниками воспитательно-образовательного процесса

Подходы к формированию проекта

Личностно-ориентированный: Педагогический процесс имеет деятельностно -творческий характер, позволяющий посредством опоры на системы взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самосознания, самовыражения личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности

Индивидуальный: Предполагает широкое внедрение новых нетрадиционных форм и методов образования, обеспечивающих индивидуальный подход к каждому ребенку, с целью развития индивидуальности

Культурологический: Создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов к народному творчеству, к истории своей Родины

Дифференцированный: Предполагается дифференциация в различных видах и формах., учет индивидуально- типологические особенности личности в форме группирования воспитанников и различного построения процесса обучения в выделенных группах.

Деятельностный: Опирается на существующее в психологии понятие «ведущая деятельность». Проект предусматривает что «ведущей деятельностью» является конструктивная деятельность

Нормативная база

Проект составлен с учетом ФГОС ДО, образовательных потребностей и запросов дошкольников, а также учитывает концептуальные положения используемой в ДОУ программы «От рождения до школы».

Проект «ЛЕГО»-конструирование» разработан в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:

Конституция Российской Федерации;

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);

санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Об утверждении САНПиН» 2.4.3049-13). ФГОС ДОО от 17.10 2013 №1155 (регист. в Минюст РФ 14.11.2013 №30384)

«Примерная основная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редак. Н.Е. Веракса, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: Мозаика-Синтез, 2011

Письмо Минобрнауки от 17.11.2011г № 03-877 о реализации приказа Минобрнауки России от20.07.2011 №2151 «Примерный перечень игрового оборудования для учебно-методического обеспечения дошкольных образовательных учреждений

Перспективный план работы по организации воспитательно-образовательной деятельности группы

Возрастные особенности детей 5-6 лет в конструкторской деятельности

У старших дошкольников отмечается всесторонне активное развитие способностей, на новый уровень выходят социальные отношения, совершенствуется речь. Повышение уровня мотивации к самостоятельной деятельности с «ЛЕГО»-конструктором и компетентности детей., развивается речь, ребенок может самостоятельно рассказать о постройке. Дети общаться, договариваться и взаимодействовать между собой. Ребенок создает конструкции из разных видов конструкторов по собственному желанию. Умеют применять разные средства для достижения результаты (схемы, модели, рисунки, образцы). Стремиться стать участником коллективной сюжетно-ролевой игры с использованием поделок из различных видов конструктора «ЛЕГО»

Ожидаемые результаты

Увеличение числа детей, имеющих высокий уровень в социально – личностном, интеллектуальном, творческом развитие.

Совершенствование коммуникативных навыков детей при работе в паре, в коллективе, распределении обязанностей.

Формирование предпосылок учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Формирование конструкторских умения и навыков, умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением

Формирование представления: о деталях конструкторов «ЛЕГО» и способах их соединении; об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса; о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов; о связи между формой конструкции и ее функциями.

Накопление положительного опыта взаимодействия семьи и педагогов ДОУ, повышение педагогической компетенции родителей; формирование интереса к детскому «ЛЕГО-конструированию»; активное участие родителей в жизни своего ребёнка

Обогащение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.

Механизм реализации

(Этапы проекта)

1. Организационно-подготовительный этап (Аналитико-диагностический ценностно- ориентированный, подготовительно-информационный, подготовительно-документальный)

- Изучение возможностей внедрения «ЛЕГО»- технологии» в воспитательно - образовательный процесс группы ДОУ

-Создание банка методических рекомендаций и пособий для конструктивной деятельности с использованием наборов конструктора «ЛЕГО (наглядно-дидактический материал, подбор художественной литературы, дидактических игр, подбор репродукции, картин, плакатов и разработка конспектов ОД, технологических карт, карт- схем построек, создание картотеки игр с применением «ЛЕГО- технологии», атрибуты для занятий и игр)

- Дифференциация потребностей педагогов, детей и родителей в рамках существующей проблемы;

- Определение конкретных целей, подготовки плана конкретных действий по созданию условий выполнения проекта

и способов решения проблемы;

- Мониторинг: диагностика исходной ситуации (фиксация проблем),

- Анализ предметно-пространственной среды старшей группы «А», наличие необходимого оборудования в группе

- Разработка комплексно-тематического планирования по интеграции образовательных областей через использование наборов конструирования «ЛЕГО» («ЛЕГО- технология») и перспективного плана реализации проекта

Закрепление знаний по конструированию и знакомство с различными наборами конструкторов «ЛЕГО». Формирование представлений о приемах и методах конструктивной деятельности

- Закрепить знания техники безопасности в работе с различным материалом: Организация рабочего места. Конструкторы необходимые для работы. Закреплять правила работы и техники безопасности при работе с мелкими деталями конструктора.

2. Основной этап (Организационно- исполнительный, внедренческий: конструктивный этап, организационно - исполнительный

- Повышение квалификации педагогов группы по «ЛЕГО-технологии»;

- Организация ПРС (зоны «Конструирования» в группе), организация конкурсов, выставок творческих работ, создание фотоальбома и презентации по проекту;

- Знакомство детей с терминологиейЗнакомство с «ЛЕГО»- технологией» особенностями деталей наборов конструктора «ЛЕГО»; знакомить детей с приемами «ЛЕГО»- конструирования; продолжать развивать у детей способность различать и называть строительные детали. Формировать умение анализировать образец постройки: выделять основные части, различать и соотносить их по величине и форме, устанавливать пространственное расположение этих частей относительно друг друга Формировать умение самостоятельно измерять постройки, соблюдать заданный принцип конструкции. Закреплять умение сооружать постройки из крупного и мелкого строительного материала, использовать детали разного цвета для создания и украшения построек

- Организация самостоятельной и совместной конструктивной деятельности детей по замыслу, схемам, чертежам;

- Информирование и привлечение родителей в совместную проектную деятельность, практическое осуществление деятельности по проекту

-- Проведение мастер-классов для родителей по применению «ЛЕГО-технологии» в совместной с детьми деятельности;

- Выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем;

-Конструирование по сказкам, использование в театрализованной деятельности, в сюжетно- ролевых играх и т.д.

3. Завершающий этап (обобщающий, оценочно-рефлексивный.)

Оценка деятельности по педагогической эффективности проекта «ЛОГОМАСТЕР», систематизация и обобщение полученных результатов, их статистическая обработка;

- Выставка продуктов творческой деятельности детей: Дети показывают свои умения и навыки, полученные в течение года. Проводится обсуждение и выбор наиболее интересных продуктов творческой деятельности детей, знакомство с правилами оформления творческих работ и принципами создания экспозиции, оформления выставки. Педагог и дети организовывают и проводят выставку продуктов творческой деятельности детей

- Мониторинг; систематизация и обобщение полученных результатов, их статистическая обработка;

- Анкетирование родителей по данной теме

распространение опыта работы в плане реализации проекта в СМИ

-Защита проекта, просмотр презентации по реализации проекта для детей педагогов, родителей и детей;

-Определение перспективы дальнейшего развития проект

Материально- технические ресурсы

Разные наборы конструктора «ЛЕГО» для продуктивной деятельности в конструировании

- подбор методической литературы,

- подбор наглядного материала (презентаций, иллюстрации, фотографии, зарисовки, схемы- постройки, технологические карты построек);

- картотеки дидактических, сюжетно-ролевых игр и атрибуты к ним;

- выставки творческих работ детей и совместно с родителями

создание условий для проведения открытых мероприятий (оформление групповой комнаты);

- использование интерактивных технологий (мультимедийный экран, проектор, цифровой фотоаппарат, музыкальный центр, ноутбук):

- Материалы Интернет.

Условия организации образовательного процесса по проекту

содержательные условия;

технические условия (развивающая среда);

организационные условия;

технологические (принципы, методы, приемы);

контрольно-диагностические условия;

социокультурные условия (взаимодействие с родителями, социальными партнерам различных социокультурных институтов).

Разнообразность и вариативность работы с детьми

Методы и приемы работы

Объяснительно-иллюстративный (наглядный, словесный)- предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, рассматривание таблиц, демонстрация, работа с технологическими картами, картами- схемами построек, иллюстрации, дидактические игры.);

репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);

поисковый метод- самостоятельное решение проблем

частично-поисковый метод (выполнение вариативных заданий, решение проблемных задач с помощью педагога;

исследовательский метод;

метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение

Познавательный метод (восприятие, осмысление и запоминание воспитанниками нового материала с привлечением наблюдения готовых примеров, моделирования, изучения иллюстраций, восприятия, анализа и обобщения демонстрируемых материалов);

Контрольный метод (при выявлении качества усвоения знаний, навыков и умений и их коррекция в процессе выполнения практических заданий);

Метод Групповой работы (используется при совместной сборке моделей, а также при разработке проектов).

Проблемный метод (постановка проблемы и поиск решения, творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование

Игровой метод (использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета

Эвристический метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.);

Программированный метод - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность

Метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых ребёнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения самостоятельной деятельности детей.

Формы организации обучения в конструктивной деятельности

Использую формы на основе исследования З. В. Лиштван, В .Г. Нечаевой, Л. А. Парамоновой, Н. Н. Поддьякова, и др.

Конструирование по образцу: Детям предлагают образец, выполненный из деталей конструктора, объясняют и наглядно показывают способы воспроизведения конструкции. В основе этой формы лежит подражательная деятельность, важный обучающий этап, где можно решать задачи. (Обеспечение перехода детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера)

Конструирование по модели по модел: Детям в качестве образца, предъявляют модель, скрывающую от ребёнка очертание отдельных её элементов. Дети самостоятельно должны воспроизвести из имеющихся у них деталей конструктора такую модель. В основе этой формы ставится определенная задача, но не дается способ её решения. (Активируется мышления дошкольников)

Конструирование по условиям по условиям: Не давая детям образца постройки, рисунков и способов её возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчёркивают практическое её назначение. (У детей формируется умение анализировать условия и на основе анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры, развивается творческое конструирование)

Конструирование по простейшим чертежамМоделирующий характер самой деятельности, в которой детали строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности объектов (Создаёт возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования, формирует мышление и познавательные способности)

Конструирование по замыслу: Дети сами решают, что и как будут конструировать. Позволяет лишь самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее)

Конструирование по теме: Детям предлагают общую тематику конструкций, они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы их выполнения. (Закрепление знаний и умений)

Формы художественно-эстетического развития в конструктивной деятельности детей

Педагогом используются разнообразные организационные формы проведения ОД в зависимости от сложности изучаемой темах конструктивной деятельности:

Фронтальная форма предусматривает подачу образовательного материала всем воспитанникам группы.

Индивидуальная – форма предполагает самостоятельную работу воспитанников, оказание помощи каждому из них со стороны педагога

Групповая – разделение воспитанников на группы для выполнения определенной работы.

Коллективное выполнение работ -

Форма организации игр и занятий

Наблюдение натурального объекта.

Показ, обсуждение и анализ образца, предметных и сюжетных картинок схем и моделей построек,

экскурсии и рассматривание конструкций зданий,

Показ способов действий.

Показ отдельных приемов конструирования или технических приемов работы.

Постановка конструктивных задач по условиям.

Обыгрывание темы в начале занятий и в анализе.

Объяснение последовательности и способов выполнения постройки.

Пояснения, вопросы, беседа

Постановка проблемных задач.

Анализ и оценка процесса работы и качества готовой продукции.

Интеграция образовательных областей через «ЛЕГО»- технологию

Социально-коммуникативное развитие: Создание совместных построек, объединенных одной идеей, одним проектом; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Познавательное развитие: Техническое конструирование – воплощение замысла из деталей наборов конструктора «ЛЕГО»; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

Речевое развитие: Работа с педагогом над развитием фонетического слуха, звуковой и интонационной культуры речи словообразованием, формированием звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

Художественно- эстетическое развитие: Творческое конструирование – создание замысла из деталей наборов конструктора «ЛЕГО»; реализация самостоятельной творческой конструктивно-модельной деятельности детей.

Физическое развитие Координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, зрения

Взаимодействие с родителями и с социумом

Конструктивное взаимодействие с семьей предполагает объединение усилий по обеспечению развития и обучения ребенка, использование традиционных форм работы с родителями: консультации, дни открытых дверей, тематические встречи и др., а также интернет технологии: электронная почта, сайт детского сада и группы, сетевые сообщества, групповых собрания, групповые и индивидуальные беседы; анкетирование, индивидуальные консультации и рекомендации на тему «ЛЕГО»-конструирование». Работа с родителями будет иметь конкретный, действенный характер, если в ней будут реализованы следующие задачи:

- установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга;

- познакомиться с материальными условиями жизни семьи, ее психологическим климатом, особенностями поведения ребенка в семье;

- выявление трудностей, испытываемых родителями по данному вопросу;

- изучение положительного опыта семейного воспитания с целью его распространения;

- осуществление коллективного, дифференцированного и индивидуального педагогического воздействия на родителей на основе тщательного анализа полученных данных о каждой семье.

Именно при взаимодействии с семьями воспитанников возможно сформировать у детей интерес к использованию в художественно-продуктивной деятельности различных нетрадиционных техник и способов работы. Любая работа с родителями обязательно отразится в положительном результате и значительно повысит эффективность образовательной деятельности

Результат проекта

Основной особенностью детского конструирования является установление пространственного расположения элементов предмета и подчинение его определённой логике. В ходе реализации проекта дети называют и узнают детали конструктора «ЛЕГО», могут произвести замену недостающей детали на аналогичную, умеют создавать конструкции из разных видов конструкторов по собственному желанию; умеют применять разные средства для достижения результаты (схемы, модели, рисунки, образцы). Наблюдается сплочение детского коллектива: сформированы навыки сотрудничества с партнером, воспитанники умеют совместно решать задачи, распределять роли, объяснять друг другу важность данного конструктивного решения, стремиться стать участником коллективной сюжетно-ролевой игры с использованием поделок из различных видов конструктора «ЛЕГО». Также наблюдается удовлетворённость родителей и детей уровнем образовательных услуг в ДОУ; повышение компетентности родителей по вопросам воспитания и обучения детей, развития интеллектуального и творческого потенциала детей посредством «ЛЕГО»-конструирования и степени вовлеченности родителей в воспитательно-образовательный процесс. Отмечается рост профессиональной компетентности педагогов в плане обучения и воспитания детей, а также в вопросах формирования и использования предметно - развивающей среды.

Перспективы дальнейшего развития

проекта

Организовать в группе условия, способствующие организации творческой продуктивной деятельности дошкольников на основе LEGO -конструирования в образовательном процессе, что позволит заложить на этапе дошкольного детства начальные технические навыки. Такие условия позволят не только расширить границы социализации ребёнка в обществе, активировать познавательную деятельность, демонстрировать успехи воспитанников, но и закладывают истоки профессионально - ориентированной работы, направленной на пропаганду профессий инженерно- технической направленности. В перспективе планируется продолжать внедрять и совершенствовать систему работы по проекту, способствовать разработке и внедрению новых технологий и приёмов в работе с воспитанниками. Разработать перспективное планирование для работы с детьми по «ЛЕГО»-конструированию для детей подготовительной группы, продолжать знакомить детей с разновидностями конструктора «ЛЕГО», развивать взаимодействие с социальными партнёрами. Продолжать работу по самообразованию, делиться опытом с коллегами и публиковать материалы по данной теме, принимать активное участие в различных конкурсах и выставках.

Количество часов

1 раза в неделю - 25 мин; в месяц- 4 занятия ; в год- 36 час

Участники проекта

Специалисты ДОУ, Дети (5 – 6лет), педагог, родители дошкольников, социум

Проект по конструированию для детей дошкольного возраста с использованием конструкторов «ЛЕГО» «ЛЕГОМАСТЕР» создан на основе результатов педагогической практики на базе Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждение города Когалыма «Буратино». Проект предусматривает формирование творческих способностей, логического мышления, художественного вкуса, умение использование различных видов конструктора «Лего» в продуктивной деятельности у детей дошкольного возраста. Автором проанализировано влияние различных техник в конструировании с применением разных наборов на особенности развития детского изобразительного творчества.

Опыт может рассматриваться как эффективный способ оптимизации образовательного процесса любого ДОУ. Проект может быть рекомендован воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования «Художественно-эстетической деятельности искусства в детской студии в рамках внедрения ФГОС ДО», родителям и всем заинтересованным лицам.

Мониторинг в ходе реализации проекта

Вывод по проекту

Конструктивная деятельность через использование наборов конструктора «ЛЕГО» увлекательна и разнообразна, позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, удивляет своей непредсказуемостью. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать, у них вырабатывается умение доводить начатое дело до конца, прививаются основы культуры труда. Использование «ЛЕГО» - технологии в создании современной образовательной среды в ДОУ с целью воспитания социально-активной, всесторонне развитой личности ребенка является актуальной темой в системе дошкольного образования и неразрывно связана со всеми видами деятельности: игровой, исследовательской, трудовой, коммуникативной. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что в проекте были учтены все общие виды познавательной деятельности и разносторонние процессы (интеллектуальные и сенсорные); в нем сочетаются и взаимосвязываются эмоциональные и интеллектуальные процессы; активизируются регулятивные механизмы деятельности; формируется познавательная сфера в конструктивной детей дошкольного возраста 5-6 лет; развиваются и формируются личностные образования; развиваются социальные отношения в коллективе (в группе), с педагогами и взрослыми, с родными на примере коллективной работы.

Таким образом, можно считать, что при реализации проекта можно добиться реальных положительных результатов в художественно-эстетическом развитии детей в плане конструктивной деятельности детей, а также в формировании личностных психических качеств ребенка. Опыт может рассматриваться как эффективный способ оптимизации образовательного процесса любого ДОУ. Реализация проекта значима для развития системы образования, так как способствует: обеспечению работы в рамках ФГОС ДО, формированию имиджа ДОУ, удовлетворённости родителей в образовательных услугах ДОУ; повышению профессионального уровня педагогов. Проект может быть рекомендован воспитателям ДОУ, педагогам дополнительного образования Художественно-эстетической деятельности искусства в детской студии в рамках внедрения ФГОС ДО, родителям и всем заинтересованным лицам.

Проведение мониторинга по проекту проводим на каждом этапе.  Формами подведения итогов реализации проекта и контроля деятельности являются: наблюдение за работой детей на занятиях; участие детей в проектной деятельности; в выставках творческих работ дошкольников

Ожидаемые результаты

1.Сформированы конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

2.Развито умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.

3. Развита познавательная активность детей, воображение, фантазия и творческая инициатива.

4. Совершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

5. Сформированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

6. Имеются представления: о деталях конструктора и способах их соединении; об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса; о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов; о связи между формой конструкции и ее функциям

Диагностическая карта

п/п

Ф И

ребенка

Умение правильно конструировать поделку

по инструкции педагога

по схеме

по образцу

по замыслу

Умение детей моделировать объекты по иллюстрациям и рисунка

Н /Г

К/Г

Н/Г

К/Г

Н/Г

К/Г

Н/Г

К/Г

Н/Г

К/Г

Уровень требований, предъявляемых к занимающемуся по каждому из параметров, зависит от степени мастерства.

Высшее мастерство:https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/01/s_5c789a6b396fb/1102889_2.png

Достаточное мастерство:https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/01/s_5c789a6b396fb/1102889_3.png

Недостаточное мастерство:https://fsd.multiurok.ru/html/2019/03/01/s_5c789a6b396fb/1102889_4.png

Месяц

Название темы и период

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Сентябрь

Детский сад.

Осень

Осень. Деревья

Осень. Овощи. Огород

Октябрь

Осень. Фрукты. Сад

Я в мире. Человек

Я и моя семья. Мой дом.

Мой город

Ноябрь

Моя страна. Народная культура и традицию. День народного единства

Осень. Перелетные птицы

Одежда. Головные уборы

Обувь

Декабрь

Продукты питания

Посуда

Мебель

Новый год

Январь

Рождество Новый год

Зимние забавы

Зима

Зимующие птицы

Февраль

Я и моя семья

Военные профессии. День защитника Отечества

Игрушки

Зима. Конец зимы

Март

Весна. Международный женский день

Транспорт. Профессии на транспорте

Домашние животные

Дикие животные

Апрель

Весна. Перелетные птицы

Моя планета Земля. Космос

Наша Родина Россия

Народная культура и традиции

Май

День Победы

Цветы

Профессии

Я вырасту здоровым. Школа.

34

Отслеживание результатов эффективности проекта проходит через самоконтроль педагога а также через отношение самих детей, обучающихся по этой программе (активность детей в ООД и их творческий интерес к художественно –продуктивной деятельности       Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития) и оптимизации дальнейшей работы с группой детей.

Календарно – тематическое планирование образовательного процесса

Календарно – тематический план для детей 5-6лет 2018-2019 уч. год

Список использованной литературы:

Давидчук, А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества А. Н. Давидчук. – Изд. 2-е, доп. М., «Просвещение», 1976.

Емельянова, И.Е. Развитие одарённости детей дошкольного возраста средствами легоконструирования и компьютерно-игровых комплексов: учеб. метод. пос. для самост. работы студентов / И.Е. Емельянова, Ю.А. Максаева. – Челябинск: ООО «РЕКПОЛ», 2011

Комарова, Л. Г. Строим из ЛЕГО (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО) / Л. Г. Комарова. – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.

Куцакова, Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий / Л. В. Куцакова. – М.: ТЦ Сфера, 2009.

Лусс Т.С. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов-дефектологов. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.

Новикова В. П., Тихонова Л. И. Лего-мозаика в играх и занятиях / В. П. Новикова, Л. И. Тихонова-М.: Мозаика-Синтез, 2005

Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование / Л. А. Парамонова. - М., 1999.

Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду»: Пособие для педагогов. -М.: изд. Сфера, 2011.

Шайдурова Н. В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: справочное пособие / Н. В. Шайдурова. - М.: ТЦ Сфера, 2008

Приложение № 1

Конспект непосредственно - образовательной деятельности «Художественно-эстетическое развитие» для детей старшей группы. (совместно с родителями)

Тема «Фиксик в гостях у дошколят». (конструирование из лего)

Цель: развитие технического мышления у детей.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

  • Формировать развитие предпосылок создавать модель транспорта по схеме, восприятие музыки. (Художественно-эстетическое развитие).
  • Развивать познавательную активность средствами конструктивной деятельности с помощью конструкторов нового поколения. («Познавательное развитие»)
  • Обогащать и активизировать словарь. Совершенствовать диалогическую форму речи, умение формулировать свою точку зрения (Речевое развитие). 
  • Формировать развитие предпосылок создавать модель транспорта по схеме, восприятие музыки. (Художественно-эстетическое развитие).
  • Развивать умение работать в паре с взрослыми, распределять обязанности, не мешая друг другу. (Социально-коммуникативное развитие).
  • Развивать двигательную активность детей и координацию движений (Физическое развитие).

Предварительная работа:

 Наблюдение за транспортом во время прогулки, за транспортом на котором привозят продукты в детский сад, беседы, игры в машинки, в конструктор.

Методы и приемы:

- практические: лего-конструктор, пальчиковая гимнастика;

- наглядные: схемы, воздушный шарик, игрушка Фиксик, коробочка;

- словесные: вопросы прямые, наводящие, объяснения, загадки, чтение стихотворения;

-игровая: наборы лего-конструктора,

Материалы и оборудование:

воздушный шарик, игрушка Фиксик, коробочка с лего-конструктором, загадки о транспорте, проигрыватель, флешноситель.

Логика образовательной деятельности.

Деятельность        воспитателя

Деятельность         воспитанников и родителей

Ожидаемые результаты

1.

Организационный момент.

-Собрались все вместе в круг.

Ты мой друг и я твой друг. Крепко за руки возьмемся

и друг другу улыбнемся.

-Милые, хорошие, как у Вас дела?

Сегодня конструирование в гости к Вам пришло.

(стук в дверь)

-Кто- то стучится?

Разрешите посмотреть?

(идет к двери, заносит воздушный шарик с Фиксиком).

Дети и родители встают в круг, берутся за руки, улыбаются, отвечают на вопрос.

Заинтересованно смотрят на дверь, ждут,

улыбаются, радуются появлению Фиксика.

Создан положительный эмоциональный настрой на образовательную деятельность.

Сформированы

доброжелательные    

отношения между сверстниками и родителями.

Закреплено умение выполнять движения согласно тексту.

2.

«Появление Фиксика»

(воспитатель от имени Фиксика)

-Здравствуйте уважаемые родители и вы, ребятишки: девчонки и мальчишки!

Назовите, пожалуйста, тему недели? Какие бывают продукты? А где можно купить продукты? Что происходит, когда продукты заканчиваются в магазинах?

(хвалит за ответы)

Дети и родители отвечают на вопросы, называют продукты, транспорт.

Привлечено произвольное внимание.

Развито диалогическое общение, умение отвечать полным предложением.

Сформированны знания о классификации продуктов.

3.

«Загадки о транспорте»

-Я прилетел не просто так.

У моих сказочных друзей,

в магазинах закончились продукты, а привезти не нечем.

Что делать, даже не знаю?

-Молодцы, но сначала вспомним, что есть у транспорта. (Приложение, загадки)

Внимательно слушают, предлагают сделать транспорт.

Развито внимание,

мышление.

4.

«Конструкторское бюро»

-Транспорт делают инженеры-конструкторы. Хотите ими стать?

Влево, вправо покружились и в инженеров

конструкторов превратились.

(раздает наборы лего-конструктора, включает музыку).

Слушают, отвечают на вопрос, выполняют движения по тексту, выбирают пару, садятся за столы,

работают по схеме вместе с родителями.

Сформированны: конструктивное мышление, работа по схеме,

социальные навыки взаимопомощи.

Развита мелкая моторика.

5.

Рефлексия.

-Вот и возвратились мы из конструкторского бюро.

- Хочу спросить, какой транспорт у Вас получился?

 Скажите, пожалуйста, а кому Вы отвезете продукты на своем транспорте?

Чтение стихотворения.

«Лего» умная игра,

Завлекательна, хитра.

Интересно с ней играть.

Строить, составлять, искать!

Там и взрослым интересно:

в «Лего» поиграть полезно.

Большое спасибо.

Отвечают на вопросы, называют транспорт и сказочного героя, для которого сделан транспорт, слушают стихотворение.

Сформирована диалогическая речь, умение отвечать на вопросы полным предложением.

Развита эмоциональная отзывчивость на итог  занятия.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Познавательно-исследовательская

Называние предметов- помощников.

Коммуникативная

Беседа, отгадывание загадок, ситуативный разговор, вопросы

Восприятие

(художественной литературы и фольклора)

Загадывание загадок, чтение стихотворения

Двигательная

Пальчиковая гимнастика,

Музыкальная

Звучание музыкальных произведений

                                                                                              Приложение №2. Загадки

1.  Первый мой вопрос простой: Что пробьет туман густой? Чьи волшебные лучи освещают путь в ночи? На машине их две пары… Догадались? Это — ...(Фары)

2. Ну, ответьте-ка теперь. Что рычит, как дикий зверь? Что в машине всех главней? Не поедете на ней, коль в машине до сих пор не поставили ...(Мотор)

3 Человеку, чтобы жить. Надо есть и надо пить. Пища есть и для машин, называется - бензин. Эта пища не пустяк, ей заполнен ... (Бензобак)

5. Чтобы каждый бегать мог. Есть у нас по паре ног. Чтобы ехать нам вперед, позаботится завод. Проще нет для нас вопроса: что Вы видите? (Колеса)

6. Это что за зверь такой. Пробежал по мостовой, на ногах его - резина, а питается бензином? Он рычит, клубится пыль. Что за зверь? ... (Автомобиль)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТ по конструированию в старшей группе ДОУ с использованием конструкторов «ЛЕГО» «ЛЕГОМАСТЕР»

Проект по конструированию для детей дошкольного возраста с использованием конструкторов «ЛЕГО» «ЛЕГОМАСТЕР» создан на основе результатов педагогической практики на базе Муницип...

Конспект НОД по конструированию в старшей группе "Путешествие Льва в страну Лего"

Образовательная область: КонструированиеТема занятия: «Путешествие льва в страну Лего»Возрастная группа: 5-6 летЦель занятия: создание с детьми движущейся модели «Рычащий лев» ...

Проект по конструированию в старшей группе «Удивительное путешествие в ЛЕГО»

Цель проекта:  развитие творческих способностей, конструкторских умений и навыков, всех сторон детской речи; воспитание личности, способной самостоятельно ставить перед собой задачи и решать...

ПРОЕКТ по конструированию в старшей группе ДОУ с использованием конструкторов «ЛЕГО» «ЛЕГОМАСТЕР»

Проект по конструированию для детей дошкольного возраста с использованием конструкторов «ЛЕГО» «ЛЕГОМАСТЕР» создан на основе результатов педагогической практики на базе МКДОУ: ...

Конспект ООД по конструированию в старшей группе с помощью Тико – конструктора и созданию интеллект-карты «Наш друг Снеговик».

Цель: Посредством конструктора ТИКО моделировать плоскостную конструкцию снеговика и создать интеллект-карту.Задачи:Обучающие:-Продолжать учить решать проблемные задачи, ориентироваться на плоскости и...

ПРОЕКТ по конструированию в старшей группе ДОУ с использованием конструкторов «ЛЕГО» «ЛЕГО - МЕН»

ПРОЕКТпо конструированию в старшей группе ДОУ с использованием конструкторов «ЛЕГО»«ЛЕГО - МЕН»...