Дополнительная адаптированная программа Для развития конструктивных навыков и инженерного мышления На основе пособия «Дары Фрёбеля» Для детей с ЗПР дошкольного возраста 3-7 лет
методическая разработка по коррекционной педагогике

Андреева Анастасия Александровна

Прграмма для организации занятий с изпользованием дидактического пособия "Дары Фрёбеля" в разновозрастной группе для детей с ЗПР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа "Дары Фрёбеля"99.59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное детское образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Умка»

Принята педагогическим советом

протокол № ____

от «___»____________20__г.

Утверждаю:

заведующий Детским садом

_________________И.В. Ахметзянова

приказ № _________

от  «__»___________20__ г.

Дополнительная адаптированная программа

Для развития конструктивных навыков и инженерного мышления

На основе пособия «Дары Фрёбеля»

Для детей с ЗПР дошкольного возраста 3-7 лет

Срок реализации: 1 год

Программу составил:

Андреева Анастасия Александровна

Учитель-дефектолог

Вихоревка, 2021-2022 г.

Содержание программы

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………3
  1. Актуальность………………………………………………………………..3
  2. Характеристика особенностей развития  детей с задержкой психического развития……………………………………………………..3
  3. Цели и задачи программы………………………………………………….6
  4. Принципы и подходы к формированию программы…………………….7
  5. Способы и направления поддержки детской инициативы……………...10
  6. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников……………………………………………………………..11
  7. Планируемые результаты освоения Программы………………………..14
  1. Содержание программы……………………………………………………….17

  1. Пояснительная записка

Актуальность

Конструирование – один из важнейших видов деятельности для дошкольников с задержкой психического развития. Конструируя, ребенок учится не только выделять свойства предметов, но и использовать их в практической деятельности. Дети в совместной и самостоятельной деятельности создают образы и не только отображают их структуру, форму, величину, но и выражают свое отношение к ним, передают характер, нарушают пропорции, используют нестандартный цвет в решении конструкций.

Инженерное мышление - это системное творческое техническое мышление, позволяющее видеть проблему целиком с разных сторон, видеть связи между ее частями. Инженерное мышление позволяет видеть одновременно систему, надсистему, подсистему, связи между ними и внутри них.

Именно дошкольное детство является благоприятным временем для развития предпосылок инженерного мышления.

В настоящее время ДОУ ставит одной из своих задач создание организационных и содержательных условий, обеспечивающих развитие у дошкольников первоначальных технических навыков через конструирование.

Основной характеристикой игрового набора «Дары Фрёбеля»: это то, что ребёнок познаёт окружающий мир с помощью предметов-посредников. Он создал свой собственный набор учебных материалов, который назвал «дарами», которые являются символически элементами Вселенной, составленные из основных геометрических форм: шара, куба, цилиндра и геометрических фигур.

Характеристика особенностей развития  детей с задержкой психического развития.

Психологические особенности детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

        

Особенности

Характеристика

Недостаточная познавательная активность нередко в сочетании с быстрой утомляемостью и истощаемостью.

Дети с ЗПР отличаются пониженной, по сравнению с возрастной нормой, умственной работоспособностью, особенно при усложнении деятельности.

Отставание в развитии психомоторных функций, недостатки общей и мелкой моторики, координационных способностей, чувства ритма.

Двигательные навыки и техника основных движений отстают от возрастных возможностей, страдают двигательные качества: быстрота, ловкость, точность, сила движений. Недостатки психомоторики проявляются в незрелости зрительно-слухо-моторной координации, произвольной регуляции движений, недостатках моторной памяти, пространственной организации движений.

Недостаточность объема, обобщенности, предметности и целостности восприятия.

 Негативно отражается на формировании зрительно-пространственных функций и проявляется в таких продуктивных видах деятельности, как рисование и конструирование. 

Низкая способность к приему и переработке перцептивной информации.

Наиболее характерно для детей с ЗПР церебрально-органического генеза. В воспринимаемом объекте дети выделяют гораздо меньше признаков. Многие стороны объекта, данного в непривычном ракурсе (например, в перевернутом виде), дети могут не узнать, они с трудом выделяют объект из фона. Выражены трудности при восприятии объектов через осязание: удлиняется время узнавания осязаемой фигуры, есть трудности обобщения осязательных сигналов, словесного и графического отображения предметов. У детей с другими формами ЗПР выраженной недостаточности сенсорно-перцептивных функций не обнаруживается. Однако, у них наблюдаются эмоционально-волевая незрелость, снижение познавательной активности, слабость произвольной регуляции поведения, недоразвитие и качественное своеобразие игровой деятельности.

Незрелость мыслительных операций

Дети с ЗПР испытывают большие трудности при выделении общих, существенных признаков в группе предметов, абстрагировании от несущественных признаков, при переключении с одного основания классификации на другой, при обобщении. Незрелость мыслительных операций сказывается на продуктивности наглядно-образного мышления и трудностях формирования словесно-логического мышления. Детям трудно устанавливать причинно-следственные связи и отношения, усваивать обобщающие понятия. Незрелость функционального состояния ЦНС (слабость процессов торможения и возбуждения, затруднения в образовании сложных условных связей, отставание в формировании систем межанализаторных связей) обусловливает бедный запас конкретных знаний, затрудненность процесса обобщения знаний, скудное содержание понятий. У детей с ЗПР часто затруднен анализ и синтез ситуации. Незрелость мыслительных операций, необходимость большего, чем в норме, количества времени для приема и переработки информации.

Задержанный темп формирования мнестической деятельности, низкая продуктивность и прочность запоминания.

 На уровне слухоречевой памяти, отрицательно сказывается на усвоении получаемой информации. 

Отмечаются недостатки всех свойств внимания: неустойчивость, трудности концентрации и его распределения, сужение объема. Задерживается формирование такого интегративного качества, как саморегуляция, что негативно сказывается на успешности ребенка при освоении образовательной программы.

Эмоциональная сфера дошкольников

Подчиняется общим законам развития, имеющим место в раннем онтогенезе. Однако сфера социальных эмоций в условиях стихийного формирования не соответствует потенциальным возрастным возможностям.

Незрелость эмоционально-волевой сферы и коммуникативной деятельности

Отрицательно влияет на поведение и межличностное взаимодействие дошкольников с ЗПР. Дети не всегда соблюдают дистанцию со взрослыми, могут вести себя навязчиво, бесцеремонно, или, наоборот, отказываются от контакта и сотрудничества. Трудно подчиняются правилам поведения в группе, редко завязывают дружеские отношения со своими сверстниками. Задерживается переход от одной формы общения к другой, более сложной. Отмечается меньшая предрасположенность этих детей к включению в свой опыт социокультурных образцов поведения, тенденция избегать обращения к сложным формам поведения. У детей с психическим инфантилизмом, психогенной и соматогенной ЗПР наблюдаются нарушения поведения, проявляющиеся в повышенной аффектации, снижении самоконтроля, наличии патохарактерологических поведенческих реакций.

Задержка в развитии и своеобразие игровой деятельности.

У дошкольников с ЗПР недостаточно развиты все структурные компоненты игровой деятельности: снижена игровая мотивация, с трудом формируется игровой замысел, сюжеты игр бедные, примитивные, ролевое поведение неустойчивое, возможны соскальзывания на стереотипные действия с игровым материалом. Содержательная сторона игры обеднена из-за недостаточности знаний и представлений об окружающем мире. Игра не развита как совместная деятельность, дети не умеют строить коллективную игру, почти не пользуются ролевой речью. Они реже используют предметы-заместители, почти не проявляют творчества, чаще предпочитают подвижные игры, свойственные младшему возрасту, при этом затрудняются в соблюдении правил. Отсутствие полноценной игровой деятельности затрудняет формирование внутреннего плана действий, произвольной регуляции поведения, т. о. своевременно не складываются предпосылки для перехода к более сложной - учебной деятельности.

Недоразвитие речи носит системный характер.

Особенности речевого развития детей с ЗПР обусловлены своеобразием их познавательной деятельности и проявляются в следующем:

- отставание в овладении речью как средством общения и всеми компонентами языка;

- низкая речевая активность;

- бедность, недифференцированность словаря;

- выраженные недостатки грамматического строя речи: словообразования, словоизменения, синтаксической системы языка;

- слабость словесной регуляции действий, трудности вербализации и словесного отчета;

- задержка в развитии фразовой речи, неполноценность развернутых речевых высказываний;

- недостаточный уровень ориентировки в языковой действительности, трудности в осознании звуко-слогового строения слова, состава предложения;

- недостатки устной речи и несформированность функционального базиса письменной речи обусловливают особые проблемы при овладении грамотой;

- недостатки семантической стороны, которые проявляются в трудностях понимания значения слова, логико-грамматических конструкций, скрытого смысла текста.

 Особенности развития познавательной сферы у детей  ЗПР

Познавательный процесс

Параметры развития

1.

восприятие

Поверхностное, при этом процесс восприятия проявляется в его ограниченности, фрагментарности, константности. В связи с неполноценностью зрительного и слухового восприятия, недостаточно сформированы пространственно-временные представления

2.

память

Затруднение в развитии всех видов памяти: зрительной, слуховой, словесно-логической. Недостатки в развитии произвольной памяти проявляются в замедленном запоминании, неточности воспроизведения, частом забывании воспринимаемого материала. В наибольшей степени страдает вербальная память.

3.

внимание

Характеризуется неустойчивостью, что приводит к неравномерной работоспособности, недостаточно развита способность к произвольной регуляции поведения и деятельности. Характерной особенностью является выраженное нарушение у большинства из них функции активного внимания, отсутствует способность к длительной концентрации внимания.

4.

мышление

Проявляются в низкой способности к обобщению материала; слабости регулирующей роли мышления; несформированности основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, снижении познавательной активности. Отставание возникает на уровне наглядных форм мышления, такие дети испытывают трудности в формировании образных представлений, не образуется соответствующий возрастным возможностям уровень словесно-логического мышления. Дети затрудняются обобщать, сравнивать, систематизировать и классифицировать. Обнаруживаются трудности словесно-логического мышления.

5.

речь

Небольшой словарный запас, большинство детей страдают дефектами звукопроизношения, слабо владеют лексико-грамматическими категориями. Недоразвитие звуковой и смысловой сторон речи: нарушен лексико-грамматический строй речи, фонематический слух и фонематическое восприятие, недостатки звукопроизношения, проблемы в формировании связной речи.

Цели и задачи программы:

Основной целью Программы является развитие у детей конструктивных навыков и формирование предпосылок инженерного мышления

Задачи:

  1.  организовать в образовательном пространстве ДОУ предметную игровую техносреду, адекватную возрастным и индивидуальным особенностям детей с ЗПР
  2. формировать предпосылки технической грамотности воспитанников;
  3. развивать конструктивные умения в специфических для дошкольного возраста видах детской деятельности;

Принципы и подходы к формированию Программы:

Программа строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС ДО:

- полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного), обогащение (амплификация) детского развития;

- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок проявляет активность в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

- сотрудничество организации с семьями;

- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностей развития);

- учет этнокультурной ситуации развития детей.

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми ЗПР строится с учётом данных общей педагогики, дефектологии,  логопедии, общих дидактических и специальных принципов: 

         Принцип педагогического гуманизма и оптимизма.  Способность к освоению любых, доступных ребенку, социально и личностно значимых навыков жизненной компетенции, обеспечивающих его адаптацию.

             Принцип социально-адаптирующей направленности образования. Коррекция и компенсация недостатков развития рассматриваются как средство обеспечения ребенку с ограниченными возможностями самостоятельности и независимости в дальнейшей социальной жизни.

               Этиопатогенетический принцип. Для правильного построения коррекционной работы с ребенком необходимо знать этиологию (причины) и патогенез (механизмы) нарушения. У детей при различной локализации нарушений возможна сходная симптоматика. Причины и механизмы, обусловливающие недостатки познавательного и речевого развития различны, соответственно, методы и содержание коррекционной работы должны отличаться.

               Принцип системного подхода к диагностике и коррекции нарушений. Для построения коррекционной работы необходимо правильно разобраться в структуре дефекта, определить иерархию нарушений. Любой дефект имеет системный характер. Следует различать внутрисистемные нарушения, связанные с первичным дефектом, и межсистемные, обусловленные взаимным влиянием нарушенных и сохранных функций. 

              Принцип комплексного подхода к диагностике и коррекции нарушений. Психолого-педагогическая диагностика силами разных специалистов важна для квалифицированной коррекции. Комплексный подход в коррекционной работе будет эффективной только в том случае, если осуществляется в комплексе, включающем лечение, педагогическую и психологическую коррекцию. Это предполагает взаимодействие в педагогическом процессе разных специалистов: учителей-дефектологов, педагогов-психологов, специально подготовленных воспитателей, музыкальных и физкультурных руководителей, а также сетевое взаимодействие с медицинскими учреждениями.

            Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования. Этот принцип предполагает построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма в соответствии со спецификой природы недостатка развития. Реализация данного принципа обеспечивается современной системой специальных технических средств обучения и коррекции, компьютерными технологиями, особой организацией образовательного процесса. 

             Принцип опоры на закономерности онтогенетического развития. Коррекционная психолого-педагогическая работа с ребенком с ЗПР строится по принципу «замещающего онтогенеза». При реализации названного принципа следует учитывать положение о соотношении функциональности и стадиальности детского развития. Дети с ЗПР находятся на разных ступенях развития речи, сенсорно-перцептивной и мыслительной деятельности, у них в разной степени сформированы пространственно-временные представления, они неодинаково подготовлены к счету, чтению, письму, обладают различным запасом знаний об окружающем мире. Поэтому программы образовательной и коррекционной работы с одной стороны опираются на возрастные нормативы развития, а с другой - выстраиваются как уровневые программы, ориентирующиеся на исходный уровень развития познавательной деятельности, речи, деятельности детей. 

              Принцип единства диагностики и коррекции. В процессе диагностической работы с каждым ребенком следует выявить уровень развития по наиболее важным показателям, что позволит определить индивидуальный профиль развития, а также характер и степень выраженности проблем у детей данной дошкольной группы. На этой основе отбирается содержание индивидуальных и групповых программ коррекционно-развивающего обучения и воспитания. 

              Принцип приоритетности коррекции каузального типа. В зависимости от цели и направленности можно выделить два типа коррекции: симптоматическую и каузальную. Симптоматическая коррекция направлена на преодоление внешних проявлений трудностей развития. Каузальная – предполагает устранение причин, лежащих в основе трудностей воспитания и развития. При несомненной значимости этих типов коррекции приоритетной считается каузальная.

               Принцип единства в реализации коррекционных, профилактических и развивающих задач. Соблюдение данного принципа не позволяет ограничиваться лишь преодолением актуальных на сегодняшний день трудностей и требует построения ближайшего прогноза развития ребенка и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации его потенциальных возможностей. 

            Принцип реализации деятельностного подхода в обучении и воспитании. Реализация принципа деятельностного подхода предполагает организацию обучения с опорой на ведущую деятельность возраста. Однако нарушенное развитие характеризуется тем, что ни один из видов деятельности не формируется своевременно и полноценно, каждая деятельность в свою очередь нуждается в коррекционном воздействии. Поэтому реализация рассматриваемого принципа также предполагает целенаправленное формирование всех структурных компонентов любой деятельности (коммуникативной, предметной, игровой или учебной). Реализуя психологическую теорию о деятельностной детерминации психики, коррекционный образовательный процесс организуется на наглядно-действенной основе. Предметно-практическая деятельность в системе коррекционно-развивающего воздействия является специфическим средством. То, чему обычного ребенка можно научить на словах, для ребенка с особыми образовательными потребностями становится доступным только в процессе собственной деятельности, специально организованной и направляемой педагогом.

            Принцип ранней педагогической помощи. Многие сензитивные периоды наиболее благоприятного для формирования определенных психических функций, играющие решающую роль для последующего развития ребенка, приходятся на ранний и дошкольный возраст. Если в этот период ребенок оказался в условиях эмоциональной и информационной депривации, не получал должных развивающих и стимулирующих воздействий, отставание в психомоторном и речевом развитии может быть весьма значительным. Особенно это касается детей с последствиями раннего органического поражения ЦНС. 

        Принцип комплексного применения методов педагогического и психологического воздействия означает использование в процессе коррекционного воспитания и обучения многообразия методов, приемов, средств (методов игровой коррекции: методы арт-, сказко-, игротерапии).

        Принцип развития коммуникации, речевой деятельности и языка, как средства, обеспечивающего развитие речи и мышления. Нормально развивающийся ребенок с первых месяцев жизни, находясь в языковой среде и активно взаимодействуя с предметным и социальным окружением, обладает всеми необходимыми условиями для развития речи и мышления, формирования речевого поведения, освоения коммуникативных умений. На основе словесной речи продолжает развиваться общение, в значительной степени регулируется поведение. Любое нарушение умственного или физического развития отрицательно сказывается на развитии у ребенка мышления, речи, умения общаться. 

        Принцип личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с ребенком указывает на признание самоценности личности ребенка, необходимости активного его участия в познавательной и практической деятельности.

        Принцип необходимости специального педагогического руководства. Только специально подготовленный педагог, зная закономерности, особенности развития и познавательные возможности ребенка, с одной стороны, и возможные пути и способы коррекционной и компенсирующей помощи ему - с другой, может организовать процесс образовательной деятельности и управлять им. Приобретение дошкольниками с ЗПР социального и познавательного опыта осуществляется как в процессе самостоятельной деятельности ребенка, так и под руководством педагогов в процессе коррекционно-развивающей работы. 

        Принцип вариативности коррекционно-развивающего образования предполагает, что образовательное содержание предлагается ребенку через разные виды деятельности с учетом зон актуального и ближайшего развития ребенка, что способствует развитию, расширению как явных, так и скрытых его возможностей.

        Принцип активного привлечения ближайшего социального окружения к работе с ребенком. Перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях, в реальную жизненную практику возможен лишь при условии готовности ближайших партнеров ребенка принять и реализовать новые способы общения и взаимодействия с ним, поддержать ребенка в его саморазвитии и самоутверждении.

Поэтому подходами к формированию Программы являются следующие.

1. Системно-деятельностный подход. Он осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной, восприятия художественной литературы и фольклора, двигательной, конструирования. Организованная образовательная деятельность (непосредственно образовательная) строится как процесс организации различных видов деятельности.

2. Личностно-ориентированный подход. Это такое обучение, которое во главу угла ставит самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процесса обучения - он опирается на опыт ребенка, субъектно-субъектные отношения.

3. Индивидуальный подход. Это учет в образовательном процессе индивидуальных особенностей детей группы.

4. Дифференцированный подход. В образовательном процессе предусмотрена возможность объединения детей по особенностям развития, по интересам, по выбору.

Способы и направления поддержки детской инициативы:

Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов

В основе организации непосредственно образовательной деятельности по программе «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» лежат идеи Н.А.Коротковой.

Для детей целесообразно обозначать такие занятия как работу в «мастерской» (в которую на время превращается групповое помещение) - в пространстве, организованном особым образом, в котором целенаправленно созидаются вещи, красивые, интересные и нужные для детской жизни.

Добровольное включение детей в деятельность со взрослым (по принципу: «Я тоже хочу делать это») предполагает, помимо подбора интересных содержаний, ряд существенных условий:

1) организацию общего рабочего пространства,

2) возможность выбора цели из нескольких - по силам и интересам,

3) открытый временной конец занятия, позволяющий каждому действовать в индивидуальном темпе.

Прежде всего, необходимо организовать общее пространство для работы: большой рабочий стол (или несколько рабочих столов) - его можно устроить, сдвинув обычные столы-парты с необходимыми материалами, инструментами, образцами и пр. За рабочим столом должны быть предусмотрены места для всех потенциальных участников, в том числе и для воспитателя. Он не отделяет себя от детей учительским столом, а располагается рядом с ними.

Места детей не закреплены за ними жестко (как на учебном занятии).

Каждый может устроиться, где захочет, от раза к разу выбирая себе соседей сам.

Дети могут свободно перемещаться по комнате, если им требуется какой-то инструмент, материал.

Динамична и позиция воспитателя. На каждом занятии он располагается рядом с тем или иным ребенком, который требует его большего внимания, слабее других в данном типе работы или с этими материалами и инструментами.

Организованное таким образом общее рабочее пространство обеспечивает возможность каждому участнику видеть действия других, непринужденно обсуждать цели, ход работы и получаемые результаты, обмениваться мнениями и открытиями («Смотри, как у меня!», «Я понял, как это сделано!»).

Начиная занятие, взрослый не обязывает и не принуждает к нему детей, а обращает их внимание на подготовленные материалы, выдвигает интересные идеи для работы.

Педагог выступает в роли помощника, выполняя сначала совместные действия с детьми, постепенно переходя к действиям по показу и образцу.

Особое внимание необходимо обратить на следующие аспекты организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста:

- самоопределение и соучастие детей в формировании содержания работы:

содержание занятий инициируется самими детьми;

- соблюдение правильного баланса между групповыми занятиями и

самостоятельной деятельностью детей с включением свободной игры для всех детей;

- уважительное и внимательное отношение педагогов к детям, позитивное реагирование на их поведение, учет детских потребностей и интересов и выстраивание предложений в соответствии с ними;

- выделение более половины времени для самостоятельной детской

деятельности с включением свободной игры.

Таким образом, можно подойти к решению задач дифференцированного обучения, где учитываются:

– индивидуальный темп развития;

– интересы;

– индивидуальные особенности;

– образовательный профиль ребенка.

Дифференцированное обучение влияет на образовательную деятельность на трех уровнях: содержание, процесс, среда (в том числе предметно-развивающая среда).

На всех этих уровнях ключевым словом является «разнообразие».

Кроме того, дифференцированное обучение уделяет особое внимание возможности выбора способов работы (индивидуально, или в малых группах, или со всеми детьми одновременно), способов выражения, содержания деятельности и т.д.

Чтобы выбор детей дошкольного возраста был результативным, альтернативы для выбора, предложенные педагогом, должны:

- соответствовать поставленным образовательным целям;

- реально различаться, предоставляя возможность для подлинного выбора детей;

- защищать ребенка от растерянности при виде избыточного количества вариантов.

Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников:

В Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования (ФИРО) убедительно доказывается, что «семья оказывает свое решающее воздействие на процесс профессионального самоопределения в более раннем возрасте, чем это принято считать (вероятно, уже в дошкольном детстве), задавая «правила игры», по которым затем подросток будет осуществлять свой профессиональный выбор. В связи с этим семейные стратегии на школьном этапе профориентации оказывается поздно (слишком сложно либо вовсе невозможно) корректировать».

Основная цель - сделать родителей активными участниками образовательной деятельности, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Для достижения данной цели, для координации деятельности детского сада и родителей необходимо работать над решением следующих задач:

1) установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

2) объединить усилия семьи и детского сада для развития и воспитания

детей;

3) создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов детского сада;

4) активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей;

5) поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в

собственных педагогических возможностях;

6) от установок взрослого также зависит и то, какое отношение к процессу конструирования и робототехнике вырабатывается у ребёнка. ФГОС дошкольного образования предусматривает работу с родителями в разных формах, направлениях. Вовлечение родителей в образовательную

деятельность с использованием конструкторов и робототехники может организовываться по трем направлениям:

- повышение педагогической культуры родителей;

- вовлечение родителей в деятельность ДОО;

- совместная работа по обмену опытом.

Взаимодействие с родителями можно начать с анкетирования: «Ребенок и Робот», «Конструируем дома», «Готовность дошкольников к изучению технических наук" - и бесед, целью которых является изучение потребностей родителей и их отношение к новому направлению работы. Анализ мнений родителей по внедрению системы подготовки детей дошкольного возраста к изучению технических наук покажет, какова социальная востребованность такой образовательной деятельности с позиции родителей, потенциал для их участия в запланированных мероприятиях.

По результатам анкетирования родителей и диагностики детей составляем план мероприятий (просветительских, консультативных, информационных).

Примерные формы работы с родителями

1. Коучинг-сессии - форма, с помощью которой родители учатся особому стилю мышления, раскрывают потенциал своей личности для максимизации собственного профессионального развития. Одной из важных целей коучинга является разработка эффективной стратегии на будущее. То есть сессия предполагает не только решение проблемы - выработанная стратегия должна обеспечить предупреждение и моментальное решение подобных проблем по мере их возникновения.

Примерные темы для коучинг-сессий: «Роль конструирования в развитии детей дошкольного возраста», «Как организовать домашний технопарк», «Как помочь ребенку стать инженером-конструктором».

2. Круглый стол «Дошкольник и технические устройства».

3. Семинар-практикум для родителей «О чем рассказывает конструктор Полидрон» - это форма работы в образовательной организации, целью которой является комплексное изучение актуальной психолого-педагогической проблемы.

4. Мастер-класс «Конструируем вместе» – форма передачи опыта и

познания нового посредством активной деятельности участников, решающих поставленную перед ними задачу.

5. «Конструкторское бюро» - обмен опытом семейного конструирования.

6. Акция «Конструктор и я - лучшие друзья» по созданию технопарка в ДОО.

7. Творческие проекты: «LEGO-конструирование и робототехника как средство развития навыков конструкторской, исследовательской и творческой деятельности детей», «Юные конструкторы».

8. Памятка для родителей о том, как с ребенком организовать работу с конструктором.

9. Информационные стенды: устная и письменная информация,

оформление информационных стендов: «Ребёнок и конструктор», «Роль родителей в приобщении ребенка к конструктивно-модельной деятельности», «Конструируем вместе», «Копилка полезных советов».

10. Информационно-просветительская газета «Юный техник».

 11. Консультативная работа: групповые и индивидуальные устные

консультации по вопросам, возникающим у родителей; «Родительская почта» (вопрос на злобу дня); привлечение родителей для решения общих (семьи и детского сада) вопросов.

12. Открытый просмотр образовательной и других видов деятельности.

13. Неделя “открытых дверей”, в ходе которой родители наблюдают деятельность педагогов и детей, а также могут сами поучаствовать в образовательном процессе. Такое сотрудничество взаимовыгодно, так как родители знакомятся с новыми приемами обучения и взаимодействия с детьми, а также оставляют свои отзывы и пожелания педагогам, что, в свою очередь, является важным стимулом для повышения качества и эффективности образовательного процесса.

14. Папки с консультациями специалистов. В них находится различный материал, подобранный специалистами детского сада. Обновление содержимого производится не реже одного раза в месяц, кроме того, в группах имеется каталог с полным перечнем консультаций. Родители могут ознакомиться с интересующим их материалом как в детском саду, в специально отведенном для этого месте, так и у себя дома.

15. Выставки детских работ. Выставки детских работ являются конечным результатом конструктивно-модельной деятельности и реализацией проектов («Конструкторское бюро», «Конструкторский калейдоскоп», презентация «Мой любимый конструктор»).

16. Совместные мероприятия.

17. День самоуправления. В этот день родителям предоставляется возможность попробовать себя в роли воспитателей. Они могут понаблюдать за своим ребенком, увидеть, как он ведет себя в детском коллективе, какие взаимоотношения складываются у него с другими детьми.

18. «Конструкторский турнир» - соревнования семейных команд по конструктивно-модельной деятельности.

19. Семейное развлечение «Мой друг Робот». В период подготовки совместных мероприятий вместе с педагогами детского сада активную роль играют родители. Они получают или выбирают определенные задания, которые необходимо выполнить. В такой обстановке происходит объединение взрослых и детей, в итоге формируется единый коллектив, членам которого интересно встречаться, обсуждать проблемы, - коллектив, вырабатывающий отношение к воспитанию как к серьезному и целенаправленному процессу. Активные формы работы позволяют родителям получать информацию о развитии ребенка, видеть образовательные результаты и в дальнейшем использовать понравившиеся приемы, разнообразные игры и упражнения («Закончи постройку», «Подбери конструктор») в домашней обстановке. Такое сочетание традиционных и нетрадиционных форм работы способствует повышению компетентности родителей и значительно сказывается на эффективности всей работы по подготовке детей дошкольного возраста к изучению технических наук.

Планируемые результаты освоения Программы

Для детей 3-4 лет:

Дети должны научиться:

- положительно относиться к процессу и результатам конструирования;

- узнавать и называть знакомые постройки и конструкции;

- создавать простейшие постройки

- проявлять интерес к выполнению коллективных построек и совместной игре с ними;

- понимать слова, используемые педагогом при создании конструкций, - возьми, поставь, принеси,

кубик, кирпичик и т. д.

- играть, используя знакомые постройки.

Для детей 4-5 лет:

Дети должны научиться:

- создавать знакомые для них постройки, состоящие из трех-четырех элементов

- называть основные детали, использованные при создании конструкций;

- позитивно реагировать на участие в коллективном конструировании и игре с использованием

построек;

- узнавать и называть знакомые постройки и конструкции;

- передавать простейшие пространственные отношения между двумя или несколькими объемными

объектами;

- отвечать на вопросы взрослого о процессе и результатах создания постройки

Для детей 5-6 лет

Дети должны научиться:

- различать конструкторы разного вида и назначения;

- создавать по просьбе взрослого конструкции, выполняемые детьми в течение года;

- создавать постройки по образцу, по представлению, по памяти (4-5 элементов);

- называть знакомые предметные и сюжетные постройки, использовать их в игре;

- давать оценку результатам своей работы, сравнивая ее с образцом (по наводящим вопросам

взрослого), пользуясь словами верно, неверно, такой, не такой;

- использовать созданные конструкции в свободной игровой деятельности.

Для детей 6-7(8) лет:

- готовить рабочее место

- создавать по просьбе взрослого конструкции, выполняемые детьми в течение года;

- создавать постройки по образцу, представлению, памяти, речевой инструкции (из 6—7 элементов);

- выполнять постройки по предварительному замыслу;

- участвовать в выполнении коллективных построек;

- рассказывать о последовательности выполнения работы

Основная направленность программы -  инженерно-техническая.

Язык реализации программы – русский.

Сроки реализации программы – 1 год.

Режим занятий

Возраст детей

Продолжительность

занятий

Количество

занятий в неделю

Время в режиме дня

Кол-во часов

(занятий) в год

3-4 лет

 10  минут

1 занятие

2 -ая

половина

дня

 34 занятия

4-5 лет

15 минут

1 занятие

2 -ая

половина

дня

 34 занятия

5-6лет

20 минут

1 занятие

2 -ая

половина

дня

 34 занятия

6-7 лет

25 минут

1 занятие

2 -ая

половина

дня

 34 занятия

  1. Содержание программы.

Для детей 3-4 лет

Сентябрь

п/п

Тема, задачи.

Упражнения, задания.

Используемый материал для работы.

1

Предварительная диагностика

Выполнение диагностических заданий

2

Знакомство с конструктивным материалом

Знакомство с содержанием наборов «Дары Фрёбеля» (Модуль 1 «Шерстяные мячики»)

Рассматривание деталей из набора, игра «Волшебный мешочек», свободная игра

3

Знакомство с конструктивным материалом

Знакомство с содержанием наборов «Дары Фрёбеля» (Модуль 2 «Основные тела»)

Рассматривание деталей из набора, игры «Волшебный мешочек», игра с маятником, свободная игра

4

Знакомство с конструктивным материалом

Знакомство с содержанием наборов «Дары Фрёбеля» (Модуль 3 «Куб из кубиков»)

Рассматривание деталей из набора, игры «Волшебный мешочек», игры с песком или крупой

 Октябрь

5

Выполнение постройки «Башня»

Выполнение постройки с использованием Модуля 3

Рассматривание образца

Совместное выполнение постройки

Самостоятельная игра

6

Выполнение постройки «Дорожка»        

Выполнение постройки с использованием Модуля 3

Рассматривание образца

Совместное выполнение постройки

Самостоятельная игра

7

Знакомство с конструктивным материалом

Знакомство с содержанием наборов «Дары Фрёбеля» (Модуль 4 «Куб из брусков»)

Рассматривание деталей из набора, игры «Волшебный мешочек», игры с песком или крупой

8

Выполнение постройки «Дорожка»        

Выполнение постройки с использованием Модуля 4

Рассматривание образца

Выполнение постройки по образцу

Обыгрывание готовой постройки

Самостоятельная игра

Ноябрь

9

Знакомство с конструктивным материалом

Знакомство с содержанием наборов «Дары Фрёбеля» (Модуль 5 «Кубики и призмы»)

Рассматривание деталей из набора, игры «Волшебный мешочек», игры с песком или крупой

10

Выполнение постройки «Дом»        

Выполнение постройки с использованием Модуля 5

Рассматривание образца

Выполнение постройки по образцу (из 2-х деталей)

Обыгрывание готовой постройки

Самостоятельная игра

11

Знакомство с конструктивным материалом

Знакомство с содержанием наборов «Дары Фрёбеля» (Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики»)

Рассматривание деталей из набора, игры «Волшебный мешочек», игры с песком или крупой

Самостоятельная игра

12

Знакомство с конструктивным материалом

Знакомство с содержанием наборов «Дары Фрёбеля» (Модуль 7 «Цветные фигуры»)

Рассматривание деталей из набора, игры «Волшебный мешочек», игры с песком или крупой

Самостоятельная игра

Декабрь

13

Цвет и форма

Уточнение представлений о цвете и форме с использованием Модуля 7

Сортировка по цвету

Сортировка по форме

14

Боулинг

Формирование начальных представлений о некоторых виде спорта «Боулинг»

Совместное выполнение постройки

Показ

Игра

15

Знакомство с конструктивным материалом

Знакомство с содержанием наборов «Дары Фрёбеля» (Модуль 8 «Палочки»)

Рассматривание деталей из набора, игры «Волшебный мешочек», игры с песком или крупой

Самостоятельная игра

16

Цвет и длинна

Уточнение представлений о цвете и длине с использованием Модуля 8

Сортировка по цвету

Сортировка по длине (2 длины)

Январь

17

Знакомство с конструктивным материалом

Знакомство с содержанием наборов «Дары Фрёбеля» (Модуль 9 «Кольца и полукольца»)

Рассматривание деталей из набора, игры «Волшебный мешочек», игры с песком или крупой

Самостоятельная игра

18

Собери целое

Развитие целостного восприятия с использованием модуля 9

Сортировка по цвету

Собери целое кольцо

Найди такое же

Февраль

19

Знакомство с конструктивным материалом

Знакомство с содержанием наборов «Дары Фрёбеля» (Модуль 10 «Фишки»)

Рассматривание деталей из набора

Сортировка по цвету

Самостоятельная игра

20

Узор из палочек

Выкладывание узора из палочек с использованием модуля 8

Выкладывание узора методом накладывания палочек на схему

21

Узор из фишек

Выкладывание узора из палочек с использованием модуля 10

Выкладывание узора методом накладывания фишек на схему

22

Знакомство с конструктивным материалом

Знакомство с содержанием наборов «Дары Фрёбеля» (Модуль 11 (J1) «Цветные тела»)

Рассматривание деталей из набора

Сортировка по цвету

Сортировка по форме

Самостоятельная игра

Март

23

Знакомство с конструктивным материалом

Знакомство с содержанием наборов «Дары Фрёбеля» (Модуль 12 (J2) «Мозаика. Шнуровка»)

Рассматривание деталей из набора

Выкладывание дорожек (2-3 детали) по образцу

Самостоятельная игра

24

Выполнение постройки «Кораблик»        

Выполнение постройки с использованием Модуля 7

Рассматривание образца

Выполнение постройки по образцу

Обыгрывание готовой постройки

Самостоятельная игра

25

Знакомство с конструктивным материалом

Знакомство с содержанием наборов «Дары Фрёбеля» (Модуль 13 (5B) «Башенки»)

Рассматривание деталей из набора, игры «Волшебный мешочек», игры с песком или крупой

26

Знакомство с конструктивным материалом

Знакомство с содержанием наборов «Дары Фрёбеля» (Модуль 14 (5Р) «Арки и цифры»)

Рассматривание деталей из набора, игры «Волшебный мешочек», игры с песком или крупой

Апрель

27

Колобок

Выполнение постройки и обыгрывание сказки

Совместное выполнение постройки

Показ сказки педагогом

Самостоятельная игра

28

Пицца

Выполнение постройки с использованием деталей набора

Изучение образца

Выполнение постройки по образцу

Обыгрывание постройки

29

Кусочек пиццы

Выполнение постройки с использованием деталей набора

Изучение образца

Выполнение постройки по образцу

Обыгрывание постройки

30

Выполнение постройки «Рыбка»        

Выполнение постройки с использованием Модулей 7 и 10

Рассматривание образца

Выполнение постройки по образцу (из 2-х деталей)

Обыгрывание готовой постройки

Самостоятельная игра

Май

31

Выполнение постройки «Солнышко»        

Выполнение постройки с использованием Модулей 7(9) и 8

Рассматривание образца

Выполнение постройки по образцу (из 2-х деталей)

Обыгрывание готовой постройки

Самостоятельная игра

32

«Большая стирка» (упрощенная)        

Выполнение постройки по образцу, выполнение цепочки игровых действий

Рассматривание образца

Выполнение постройки по образцу (из 3-х деталей)

Обыгрывание готовой постройки

Самостоятельная игра

33

«Большая стирка» (упрощенная)        

Выполнение постройки по образцу, выполнение цепочки игровых действий

Рассматривание образца

Выполнение постройки отличной от образца (из 3-х деталей)

Обыгрывание готовой постройки

Самостоятельная игра

34

 Диагностика

Выполнение диагностических заданий

Для детей 4-5 лет

Сентябрь

п/п

Тема, задачи.

Упражнения, задания.

Используемый материал для работы.

1

Предварительная диагностика

Выполнение диагностических заданий

2

Знакомство с конструктивным материалом

Знакомство с содержанием наборов «Дары Фрёбеля» (Модуль 1 «Шерстяные мячики» Модуль 2 «Основные тела»)

Рассматривание деталей из набора, игра «Волшебный мешочек», игра с маятником, свободная игра

3

Знакомство с конструктивным материалом

Знакомство с содержанием наборов «Дары Фрёбеля» (Модуль 3 «Куб из кубиков»)

Рассматривание деталей из набора, игры «Волшебный мешочек», игры с песком или крупой

4

Знакомство с конструктивным материалом

Знакомство с содержанием наборов «Дары Фрёбеля» (Модуль 3 «Куб из кубиков», Модуль 4 «Куб из брусков)

Рассматривание деталей из набора, игры «Волшебный мешочек», игры с песком или крупой

 Октябрь

5

Выполнение постройки «Башня»

Выполнение постройки с использованием Модуля 3

Рассматривание образца

Совместное выполнение постройки

Самостоятельная игра

6

Выполнение постройки «Дорожка»        

Выполнение постройки с использованием Модуля 3

Рассматривание образца

Совместное выполнение постройки

Самостоятельная игра

7

Знакомство с конструктивным материалом

Знакомство с содержанием наборов «Дары Фрёбеля» (Модуль 5 «Кубики и призмы» (Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики»)

Рассматривание деталей из набора, игры «Волшебный мешочек», игры с песком или крупой

8

Выполнение постройки «Дом»        

Выполнение постройки с использованием Модуля 5

Рассматривание образца

Выполнение постройки по образцу (из 3-4-х деталей)

Обыгрывание готовой постройки

Самостоятельная игра

Ноябрь

9

Знакомство с конструктивным материалом

Знакомство с содержанием наборов «Дары Фрёбеля» (Модуль 7 «Цветные фигуры»)

Рассматривание деталей из набора, игры «Волшебный мешочек», игры с песком или крупой

Самостоятельная игра

10

Цвет и форма

Уточнение представлений о цвете и форме с использованием Модуля 7

Сортировка по цвету

Сортировка по форме

11

Боулинг

Формирование начальных представлений о некоторых виде спорта «Боулинг»

Совместное выполнение постройки

Показ

Игра

12

Декабрь

13

Знакомство с конструктивным материалом

Знакомство с содержанием наборов «Дары Фрёбеля» (Модуль 8 «Палочки»)

Рассматривание деталей из набора, игры «Волшебный мешочек», игры с песком или крупой

Самостоятельная игра

Сортировка по цвету

Сортировка по длине (2 длины)

14

Узор из палочек

Выкладывание узора из палочек с использованием модуля 8

Выкладывание узора методом накладывания палочек на схему

Повторение узора на столе

15

Знакомство с конструктивным материалом

Знакомство с содержанием наборов «Дары Фрёбеля» (Модуль 9 «Кольца и полукольца»)

Рассматривание деталей из набора, игры «Волшебный мешочек», игры с песком или крупой

Самостоятельная игра

16

Собери целое

Развитие целостного восприятия с использованием модуля 9

Сортировка по цвету

Собери целое кольцо

Найди такое же

Январь

17

Знакомство с конструктивным материалом

Знакомство с содержанием наборов «Дары Фрёбеля» (Модуль 10 «Фишки»)

Рассматривание деталей из набора

Сортировка по цвету

Самостоятельная игра

18

Узор из фишек

Выкладывание узора из палочек с использованием модуля 10

Выкладывание узора методом накладывания фишек на схему

Повторение узора на столе

Февраль

19

Знакомство с конструктивным материалом

Знакомство с содержанием наборов «Дары Фрёбеля» (Модуль 11 (J1) «Цветные тела»)

Рассматривание деталей из набора

Сортировка по цвету

Сортировка по форме

Самостоятельная игра

20

Знакомство с конструктивным материалом

Знакомство с содержанием наборов «Дары Фрёбеля» (Модуль 12 (J2) «Мозаика. Шнуровка»)

Рассматривание деталей из набора

Выкладывание дорожек (2-3 детали) по образцу

Самостоятельная игра

21

Выполнение постройки «Пароход»        

Выполнение постройки с использованием Модуля 7

Рассматривание образца

Выполнение постройки по образцу ( из 4-х детелей)

Обыгрывание готовой постройки

Самостоятельная игра

22

Знакомство с конструктивным материалом

Знакомство с содержанием наборов «Дары Фрёбеля» (Модуль 13 (5B) «Башенки», Модуль 14 (5Р) «Арки и цифры»)

Рассматривание деталей из набора, игры «Волшебный мешочек», игры с песком или крупой

Март

23

Колобок

Выполнение постройки и обыгрывание сказки

Совместное выполнение постройки

Показ сказки педагогом

Самостоятельная игра

24

Пицца

Выполнение постройки с использованием деталей набора

Изучение образцов (Пицца и кусочек пиццы)

Выполнение постройки по образцу на выбор

Обыгрывание постройки

25

Выполнение постройки «Рыбка»        

Выполнение постройки с использованием Модулей 7 и 10

Рассматривание образца

Выполнение постройки по образцу (из 2-х деталей)

Обыгрывание готовой постройки

Самостоятельная игра

26

Выполнение постройки «Осьминог»        

Выполнение постройки с использованием Модулей 8 и 9

Рассматривание образца

Выполнение постройки по образцу

Обыгрывание готовой постройки

Самостоятельная игра

Апрель

27

«Морские обитатели»        

Расширение кругозора, знакомство с основами композиции, реализация самостоятельной творческой деятельности

Рассматривание образцов ( рыбка и осьминог)

Выполнение постройки «Морские обитатели» с помощью педагога

Оценка готовой постройки

28

Выполнение постройки «Солнышко»        

Выполнение постройки с использованием Модулей 7(9) и 8

Рассматривание образца

Выполнение постройки по образцу

Обыгрывание готовой постройки

Самостоятельная игра

29

Выполнение постройки «Цветочек»        

Выполнение постройки с использованием Модулей 7(9) и 8

Рассматривание образца

Выполнение постройки по образцу

Обыгрывание готовой постройки

Самостоятельная игра

30

«Вид из окна»        

Расширение кругозора, знакомство с основами композиции, реализация самостоятельной творческой деятельности

Рассматривание образцов (Солнышко и цветок)

Выполнение постройки «Вид из окна» с помощью педагога

Оценка готовой постройки

Май

31

«Большая стирка»         

Выполнение постройки по образцу, выполнение цепочки игровых действий

Рассматривание образца

Выполнение постройки отличной от образца (из 3-х деталей)

Обыгрывание готовой постройки

Самостоятельная игра

32

«Королевство кривых зеркал»        

Расширение кругозора, развитие сенсорных навыков, наглядно-образного мышления

Совместное выполнение постройки

Совместное выполнение зеркальной постройки

Самостоятельная игра

33

«Королевство кривых зеркал»        

Расширение кругозора, развитие сенсорных навыков, наглядно-образного мышления

Самостоятельное выполнение постройки

Выполнение зеркальной постройки с помощью педагога

Самостоятельная игра

34

 Диагностика

Выполнение диагностических заданий

Для детей 5-6лет

Сентябрь

п/п

Тема, задачи.

Упражнения, задания.

Используемый материал для работы.

1

Предварительная диагностика

Выполнение диагностических заданий

2

Знакомство с конструктивным материалом

Знакомство с содержанием наборов «Дары Фрёбеля» (Модуль 1 «Шерстяные мячики» Модуль 2 «Основные тела»)

Рассматривание деталей из набора, игра «Волшебный мешочек», игра с маятником, свободная игра

3

Знакомство с конструктивным материалом

Знакомство с содержанием наборов «Дары Фрёбеля» (Модуль 3 «Куб из кубиков»)

Рассматривание деталей из набора, игры «Волшебный мешочек», игры с песком или крупой

4

Знакомство с конструктивным материалом

Знакомство с содержанием наборов «Дары Фрёбеля» (Модуль 3 «Куб из кубиков», Модуль 4 «Куб из брусков)

Рассматривание деталей из набора, игры «Волшебный мешочек», игры с песком или крупой

 Октябрь

5

Знакомство с конструктивным материалом

Знакомство с содержанием наборов «Дары Фрёбеля» (Модуль 5 «Кубики и призмы» (Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики»)

Рассматривание деталей из набора, игры «Волшебный мешочек», игры с песком или крупой

6

«Приглашаем в теремок»         

Выполнение постройки с использованием Модуля 5

Рассматривание образца

Выполнение постройки по образцу (из 3-4-х деталей)

Обыгрывание готовой постройки

Самостоятельная игра

7

Выполнение постройки «Дом»        

Чтение сказки «Теремок», выполнение постройки с использованием моделей 2, 7, 8, 9 ,10

Чтение сказки

Выполнение постройки по образцу из 5 и более деталей

Обыгрывание готовой постройки

Самостоятельная игра

8

Знакомство с конструктивным материалом

Знакомство с содержанием наборов «Дары Фрёбеля» (Модуль 7 «Цветные фигуры»)

Рассматривание деталей из набора, игры «Волшебный мешочек», игры с песком или крупой

Сортировка по цвету

Сортировка по форме

Самостоятельная игра

Ноябрь

9

Боулинг

Формирование начальных представлений о некоторых виде спорта «Боулинг»

Совместное выполнение постройки

Показ

Игра

10

«Настольные спортивные игры»

Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта

Совместное выполнение постройки «Ворота»»

Совместная игра

11

Знакомство с конструктивным материалом

Знакомство с содержанием наборов «Дары Фрёбеля» (Модуль 8 «Палочки»)

Рассматривание деталей из набора, игры «Волшебный мешочек», игры с песком или крупой

Самостоятельная игра

Сортировка по цвету

Сортировка по длине (2 длины)

12

Узор из палочек

Выкладывание узора из палочек с использованием модуля 8

Выкладывание узора методом накладывания палочек на схему

Повторение узора на столе

Декабрь

13

Знакомство с конструктивным материалом

Знакомство с содержанием наборов «Дары Фрёбеля» (Модуль 9 «Кольца и полукольца»)

Рассматривание деталей из набора, игры «Волшебный мешочек», игры с песком или крупой

Собери целое

Найди такое же

Самостоятельная игра

14

Знакомство с конструктивным материалом

Знакомство с содержанием наборов «Дары Фрёбеля» (Модуль 10 «Фишки»)

Рассматривание деталей из набора

Сортировка по цвету

Самостоятельная игра

15

Узор из фишек

Выкладывание узора из палочек с использованием модуля 10

Выкладывание узора методом накладывания фишек на схему

Повторение узора на столе

16

Знакомство с конструктивным материалом

Знакомство с содержанием наборов «Дары Фрёбеля» (Модуль 11 (J1) «Цветные тела»)

Рассматривание деталей из набора

Сортировка по цвету

Сортировка по форме

Самостоятельная игра

Январь

17

Знакомство с конструктивным материалом

Знакомство с содержанием наборов «Дары Фрёбеля» (Модуль 12 (J2) «Мозаика. Шнуровка»)

Рассматривание деталей из набора

Выкладывание дорожек (2-3 детали) по образцу

Самостоятельная игра

18

«Пароход»        

Закрепление знаний о водном транспорте, выполнение постройки с использованием модулей 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9 , J1

Беседа «Виды транспорта»

Выполнение постройки по образцу

Совместная игра

Февраль

19

Знакомство с конструктивным материалом

Знакомство с содержанием наборов «Дары Фрёбеля» (Модуль 13 (5B) «Башенки», Модуль 14 (5Р) «Арки и цифры»)

Рассматривание деталей из набора, игры «Волшебный мешочек», игры с песком или крупой

20

Колобок

Выполнение постройки и обыгрывание сказки

Совместное выполнение постройки

Показ сказки педагогом

Самостоятельная игра

21

Колобок

Выполнение постройки и обыгрывание сказки

Совместное выполнение постройки

Показ сказки педагогом

Самостоятельная игра

22

Пицца

Выполнение постройки с использованием деталей набора

Изучение образцов (Пицца и кусочек пиццы)

Выполнение постройки по образцу на выбор

Обыгрывание постройки

Март

23

«Итальянское кафе»

Развитие самостоятельности в продуктивной деятельности, обучение сюжетно-ролевой игре

Изучение образцов (Пицца и кусочек пиццы, салат, паста)

Выполнение построек по образцу на выбор

Совмесное развитие игрового сюжета

24

Пицца

Выполнение постройки с использованием деталей набора

Изучение образцов (Пицца и кусочек пиццы)

Выполнение постройки по образцу на выбор

Обыгрывание постройки

25

«Морские обитатели»        

Расширение кругозора, знакомство с основами композиции, реализация самостоятельной творческой деятельности

Рассматривание образцов ( рыбка и осьминог)

Выполнение постройки «Морские обитатели» с помощью педагога

Оценка готовой постройки

26

«Вид из окна»        

Расширение кругозора, знакомство с основами композиции, реализация самостоятельной творческой деятельности

Рассматривание образцов (Солнышко и цветок)

Выполнение постройки «Вид из окна» с помощью педагога

Оценка готовой постройки

Апрель

27

«Большая стирка»         

Выполнение постройки по образцу, выполнение цепочки игровых действий

Рассматривание образца

Выполнение постройки отличной от образца (из 3-х деталей)

Обыгрывание готовой постройки

Самостоятельная игра

28

«Королевство кривых зеркал»        

Расширение кругозора, развитие сенсорных навыков, наглядно-образного мышления

Совместное выполнение постройки

Совместное выполнение зеркальной постройки

Самостоятельная игра

29

«Знаки дорожного движения»        

Знакомство со знаками дорожного движения, выполнение построек по образцу

Рассказ
демонстрация
выполнение постройки

Обыгрывание постройки

30

«Знаки дорожного движения»        

Знакомство со знаками дорожного движения, выполнение построек по образцу

Беседа о дорожных знаках
выполнение постройки

Обыгрывание постройки

Май

31

Настроение        

Знакомство с эмоциями

Беседа
выполнение постройки

Обыгрывание постройки

32

«Настольные спортивные игры»

Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта

Совместное выполнение постройки «Ворота»»

Совместная игра

33

«Большая стирка»         

Выполнение постройки по образцу, выполнение цепочки игровых действий

Рассматривание образца

Выполнение постройки отличной от образца (из 3-х деталей)

Обыгрывание готовой постройки

Самостоятельная игра

34

 Диагностика

Выполнение диагностических заданий

Для детей 6-7(8) лет

Сентябрь

п/п

Тема, задачи.

Упражнения, задания.

Используемый материал для работы.

1

Предварительная диагностика

Выполнение диагностических заданий

2

Знакомство с конструктивным материалом

Знакомство с содержанием наборов «Дары Фрёбеля» (Модуль 1 «Шерстяные мячики» Модуль 2 «Основные тела»)

Рассматривание деталей из набора, игра «Волшебный мешочек», игра с маятником, свободная игра

3

Знакомство с конструктивным материалом

Знакомство с содержанием наборов «Дары Фрёбеля» (Модуль 3 «Куб из кубиков»)

Рассматривание деталей из набора, игры «Волшебный мешочек», игры с песком или крупой

4

Знакомство с конструктивным материалом

Знакомство с содержанием наборов «Дары Фрёбеля» (Модуль 3 «Куб из кубиков», Модуль 4 «Куб из брусков)

Рассматривание деталей из набора, игры «Волшебный мешочек», игры с песком или крупой

 Октябрь

5

Знакомство с конструктивным материалом

Знакомство с содержанием наборов «Дары Фрёбеля» (Модуль 5 «Кубики и призмы» (Модуль 6 «Кубики, столбики, кирпичики»)

Рассматривание деталей из набора, игры «Волшебный мешочек», игры с песком или крупой

6

«Приглашаем в теремок»         

Выполнение постройки с использованием Модуля 5

Рассматривание образца

Выполнение постройки по образцу (из 3-4-х деталей)

Обыгрывание готовой постройки

Самостоятельная игра

7

Выполнение постройки «Дом»        

Чтение сказки «Теремок», выполнение постройки с использованием моделей 2, 7, 8, 9 ,10

Чтение сказки

Выполнение постройки по образцу из 5 и более деталей

Обыгрывание готовой постройки

Самостоятельная игра

8

Знакомство с конструктивным материалом

Знакомство с содержанием наборов «Дары Фрёбеля» (Модуль 7 «Цветные фигуры»)

Рассматривание деталей из набора, игры «Волшебный мешочек», игры с песком или крупой

Сортировка по цвету

Сортировка по форме

Самостоятельная игра

Ноябрь

9

Боулинг

Формирование начальных представлений о некоторых виде спорта «Боулинг»

Совместное выполнение постройки

Показ

Игра

10

«Настольные спортивные игры»

Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта

Совместное выполнение постройки «Ворота»»

Совместная игра

11

Знакомство с конструктивным материалом

Знакомство с содержанием наборов «Дары Фрёбеля» (Модуль 8 «Палочки»)

Рассматривание деталей из набора, игры «Волшебный мешочек», игры с песком или крупой

Самостоятельная игра

Сортировка по цвету

Сортировка по длине (2 длины)

12

Узор из палочек

Выкладывание узора из палочек с использованием модуля 8

Выкладывание узора методом накладывания палочек на схему

Повторение узора на столе

Декабрь

13

Знакомство с конструктивным материалом

Знакомство с содержанием наборов «Дары Фрёбеля» (Модуль 9 «Кольца и полукольца»)

Рассматривание деталей из набора, игры «Волшебный мешочек», игры с песком или крупой

Собери целое

Найди такое же

Самостоятельная игра

14

Знакомство с конструктивным материалом

Знакомство с содержанием наборов «Дары Фрёбеля» (Модуль 10 «Фишки»)

Рассматривание деталей из набора

Сортировка по цвету

Самостоятельная игра

15

Узор из фишек

Выкладывание узора из палочек с использованием модуля 10

Выкладывание узора методом накладывания фишек на схему

Повторение узора на столе

16

Знакомство с конструктивным материалом

Знакомство с содержанием наборов «Дары Фрёбеля» (Модуль 11 (J1) «Цветные тела»)

Рассматривание деталей из набора

Сортировка по цвету

Сортировка по форме

Самостоятельная игра

Январь

17

Знакомство с конструктивным материалом

Знакомство с содержанием наборов «Дары Фрёбеля» (Модуль 12 (J2) «Мозаика. Шнуровка»)

Рассматривание деталей из набора

Выкладывание дорожек (2-3 детали) по образцу

Самостоятельная игра

18

«Пароход»        

Закрепление знаний о водном транспорте, выполнение постройки с использованием модулей 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9 , J1

Беседа «Виды транспорта»

Выполнение постройки по образцу

Совместная игра

Февраль

19

Знакомство с конструктивным материалом

Знакомство с содержанием наборов «Дары Фрёбеля» (Модуль 13 (5B) «Башенки», Модуль 14 (5Р) «Арки и цифры»)

Рассматривание деталей из набора, игры «Волшебный мешочек», игры с песком или крупой

20

Колобок

Выполнение постройки и обыгрывание сказки

Совместное выполнение постройки

Показ сказки педагогом

Самостоятельная игра

21

Колобок

Выполнение постройки и обыгрывание сказки

Совместное выполнение постройки

Показ сказки педагогом

Самостоятельная игра

22

Пицца

Выполнение постройки с использованием деталей набора

Изучение образцов (Пицца и кусочек пиццы)

Выполнение постройки по образцу на выбор

Обыгрывание постройки

Март

23

«Итальянское кафе»

Развитие самостоятельности в продуктивной деятельности, обучение сюжетно-ролевой игре

Изучение образцов (Пицца и кусочек пиццы, салат, паста)

Выполнение построек по образцу на выбор

Совмесное развитие игрового сюжета

24

Пицца

Выполнение постройки с использованием деталей набора

Изучение образцов (Пицца и кусочек пиццы)

Выполнение постройки по образцу на выбор

Обыгрывание постройки

25

«Морские обитатели»        

Расширение кругозора, знакомство с основами композиции, реализация самостоятельной творческой деятельности

Рассматривание образцов ( рыбка и осьминог)

Выполнение постройки «Морские обитатели» с помощью педагога

Оценка готовой постройки

26

«Вид из окна»        

Расширение кругозора, знакомство с основами композиции, реализация самостоятельной творческой деятельности

Рассматривание образцов (Солнышко и цветок)

Выполнение постройки «Вид из окна» с помощью педагога

Оценка готовой постройки

Апрель

27

«Большая стирка»         

Выполнение постройки по образцу, выполнение цепочки игровых действий

Рассматривание образца

Выполнение постройки отличной от образца (из 3-х деталей)

Обыгрывание готовой постройки

Самостоятельная игра

28

«Королевство кривых зеркал»        

Расширение кругозора, развитие сенсорных навыков, наглядно-образного мышления

Совместное выполнение постройки

Совместное выполнение зеркальной постройки

Самостоятельная игра

29

«Знаки дорожного движения»        

Знакомство со знаками дорожного движения, выполнение построек по образцу

Рассказ
демонстрация
выполнение постройки

Обыгрывание постройки

30

«Флаги        

Знакомство с флагами разных стран, выполнение построек по образцу

Рассказ
демонстрация
выполнение постройки

Обыгрывание постройки

Май

31

Настроение        

Знакомство с эмоциями

Беседа
выполнение постройки

Обыгрывание постройки

32

«Зеркало»

Выполнение портрета с помощью деталей набора

Разделение на пары

Рассматривание внешности партнера

Самостоятельное выполнение постройки

Оценка результата

33

«Магазин         

Развитие самостоятельности в продуктивной деятельности, обучение сюжетно-ролевой игре

Рассматривание иллюстраций

Выполнение постройки с помощью педагога

 развитие игрового сюжета

34

 Диагностика

Выполнение диагностических заданий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа на основе игрового пособия «Дары Фрёбеля» для детей 5-7 лет.

Пояснительная запискаВ соответствии с требованиями ФГОС ДО к содержанию примерных образовательных программ дошкольного образования в процессе получения ребёнком дошкольного образования должно быть обе...

Дополнительная общеразвивающая программа на основе игрового пособия «Дары Фрёбеля» для детей 2-7 лет.

Интеграция педагогических идей Фридриха Фрёбеля в современное российское дошкольное образование стала причиной разработки компанией "Светоч" игрового набора "Дары Фрёбеля". Игровой...

Методическое пособие «Дары Фрёбеля в работе с детьми дошкольного возраста»

Актуальность использования дидактического материала «Дары Фрёбеля» заключается в развитии у детей социальных и коммуникативных умений и мелкой моторики, познавательно-исследовательской дея...

Программа кружка по дополнительному образованию «Веселая математика» на основе игрового пособия «Дары Фрёбеля» для детей 2-7 лет.

Направления программы: Воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности, воспитание ее с учетом фактора развития, воспитание ребенка с творческими способностями, развитие ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности на основе игрового пособия «Дары Фрёбеля» для детей 3-7 лет

1 Программа дополнительного образования «Дары Фребеля» разработана для формирования у детей элементарных математических представлений, посредством дидактических игр. Программа составлена н...