« Ручной труд в детском саду и его роль в развитии детей дошкольного возраста»
статья по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Шагалова Людмила Вячеславовна

Ручной труд — это не только интересное для ребенка, но и крайне полезное для его общего развития занятие.  Ручной труд по изготовлению различных поделок – увлекательное занятие для детей дошкольного возраста. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 « Ручной труд в детском саду и его роль в развитии детей дошкольного возраста»

« Ручной труд способствует разностороннему                                                                      развитию личности ребенка. Художественно -                                        творческая деятельность отвлекает детей                                                     от грустных событий, снимает нервное                                                напряжение,    страх,    обеспечивает                                                            положительное эмоциональное состояние.                                                     Поэтому,    так   важно   включать   в                                                                      педагогический   процесс   детского                                                                                        сада художественный ручной труд»

В.А. Сухомлинский

        Ручной труд — это не только интересное для ребенка, но и крайне полезное для его общего развития занятие.  Ручной труд по изготовлению различных поделок – увлекательное занятие для детей дошкольного возраста. В процессе изготовления поделок постепенно формируется система определённых навыков и умений: вырабатываются  навыки общения в процессе трудовой деятельности; воспитывается  самостоятельность, ответственность, привычка к трудовому усилию, осознание собственной личности за счет оценки результатов трудовой деятельности.

        Кроме этого,  можно активно развивать и связную речь ребят. Большинство дошкольников даже в старшем возрасте предпочитают отвечать на вопрос  односложно.  Следующая форма ответа, которой им предстоит овладевать – предложение. На занятиях по ручному труду они прослушивают образцы простых и распространенных предложений, ведь взрослый оречевляет показ действия, логический ход работы. Также на занятиях по ручному труду создаются условия для развития  самостоятельной  детской речи — дети говорят о том, что им предстоит делать (планирующая функция речи), оценивают свои работы и работы других детей .

        Разновидности ручного труда повторяются в возрастных группах, изменяются только содержание, объём познавательного материала, сложность и длительность изучения. Через ручной труд в дошкольный период активно развиваются психологические процессы, формируется произвольное внимание и память, творческое воображение, рождаются новые чувства (дружба, долг, и д. р.). Ребёнок, который мало общается со сверстниками или не принимается в сообществе из-за неумения общаться, чувствует себя уязвлённым, отвергнутым, что может привести к снижению самооценки, неуверенности в себе, замкнутости. Ручной труд благотворно влияет на психику ребёнка, так как он успокаивает и расслабляет её. Занимаясь любимым и интересным делом, будь то шитьё, вышивание, аппликация ребёнок может выплеснуть эмоциональное напряжение вовне, у него происходит разрыв напряжения, наступает успокоение. Это и позволяет взрослым отследить внутреннее состояние ребёнка. Занятие помогает адекватно выразить эмоциональное состояние дошкольника: гнев, обиду, боль, радость.

        Осознание детьми целесообразности своей трудовой деятельности оказывает значительное влияние на ее качество, на отношение каждого ребенка к процессу и результату труда. Труд становится действенным средством воспитания и развития личности только тогда, когда он естественно включается в повседневную жизнь детского сада, направлен на удовлетворение детских интересов, посилен для ребенка.

        Выполнение коллективных заданий развивает у детей умение договариваться между собой, подчинять свои интересы и желания общей цели, воспитывает чувство товарищества, взаимопомощи, ответственности, развивает инициативу, смекалку. В процессе выполнения коллективных заданий изобразительного характера дети учатся самостоятельно планировать предстоящую работу, согласовывать свои действия с общим планом, продумывать последовательность ее выполнения, подбирать и использовать нужный изобразительный материал. В то же время в коллективных работах ярко раскрываются индивидуальные особенности детей.

В становлении традиционных видов художественного труда дошкольников велика роль декоративно-прикладного искусства. Декоративно-прикладной труд детей 6-7 лет направлен на создание оригинальных, несложных поделок, различных по качеству, выразительности, фактуре материалов. Чтобы увлечение прикладным искусством носило не эпизодический характер, педагог создает в помещении и на участке детского сада оптимальные условия для творческой деятельности каждого ребенка, желающего испытать свои силы. На атмосферу «интересных дел» влияет организация выставок детских работ с последующим применением их в убранстве интерьера, в кукольном и живых уголках, в сервировке обеденного стола, в оформлении зала и театрализованным представлением и т.д. Для демонстрации наиболее рациональных приемов декора педагог может периодически организовывать выставки предметов искусства (народного и современного).

        Взрослый, занимающийся развитием художественного творчества детей старшего дошкольного возраста, в прикладном искусстве должен:

- научить ребят определять эстетические (художественные) цели замысла изделия, как конечный результат своей работы;

- овладеть техническими навыками работы с материалами и инструментами, с тем, чтобы суметь передать свой замысел, не исказив его.

        Показывая детям простейшие приемы работы с бумагой, картоном, глиной, нитками, природным материалом на занятиях лепкой, аппликацией, конструированием педагог решает не только художественные, но и общие воспитательно - образовательные задачи (учит сравнивать, анализировать, проявлять в работе самостоятельность и активность, помогать товарищам, доводить работу до конца, следить за порядком на рабочем месте).

        Особенно важно, чтобы знания, получаемые детьми на занятиях, входили в детский обиход, служили развитию труда, игры, общения. Правильно организованный ручной труд  дает детям знания о качестве и возможностях материалов, стимулирует желание овладеть особенностями мастерства, приобщает к декоративно-прикладному искусству. При организации художественного ручного труда в детском саду нужно: научить дошкольников определять и реализовывать замысел (эскиз) изделия, уметь планировать конечный результат своего труда; привить навыки работы с материалами и инструментами (бумагой, тканью, нитками, клеем, иглой и т.д.

        Формы, методы и приемы, используемые  в образовательной деятельности (ручной труд), оказывающие влияние на всестороннее развитие  дошкольника:

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);

- наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

- репродуктивный – дети воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом.

        Рекомендуем родителям вместе со своим ребенком заниматься ручным трудом — вырезать, шить, вышивать, лепить из пластилина. А время, проведенное вместе за общей работой, способствует эмоциональному сближению, установлению прочных равноправных отношений. Какую бы работу мы не организовывали с детьми, главная цель — заинтересовать детей, показать посильность ее выполнения, постепенность действий, эстетическую и практическую ценность изготовленной собственноручно вещи. Должны формировать чувство ответственности за качество своей работы и желание порадовать ею других (например, подарить кому-нибудь изделие).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

влияние нетрадиционных техник рисования на развитие изобразительной деятельности дошкольников...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОПЫТА РАБОТЫ «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

влияние нетрадиционных техник рисования на развитие изобразительной деятельности дошкольников...

Опыт работы на тему: «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста»

   Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и ...

Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста.

Нетрадиционное рисование –    искусство изображать  не основываясь на традиции....

«НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА».

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисова...

«Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации пр...

Из опыта работы детского сада «Нетрадиционные техники рисования в детском саду и их роль в развитии детей дошкольного возраста».

Проблема  развития  детского  творчества  в  настоящее  время   является  одной  из   наиболее  актуальных,  как  в  теоретическом...