Дополнительна общеобразовательная общеразвивающая программа художественно направленности «Умелые ручки»
материал по конструированию, ручному труду
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки» для детей 6-7 лет направлена на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doop_umelye_ruchki_22-23g._1_1.docx | 75.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации города Прокопьевска
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 16»
Дополнительна общеобразовательная общеразвивающая
программа художественно направленности
«Умелые ручки»
Возраст воспитанников: 6-7 лет
Срок реализации: 1год
Разработчик:
Н.С. Козельская
воспитатель высшей
квалификационной категории;
Е.Ю. Прокудина
воспитатель высшей
квалификационной категории
Прокопьевский ГО, 2022
Содержание
1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | 3 |
1.1.Пояснительная записка | 3 |
1.2.Цель и задачи Программы | 6 |
1.3.Содержание Программы | 7 |
1.4. Планируемые результаты | 11 |
2. Комплекс организационно-педагогических условий дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы | 11 |
2.1. Календарный учебный график | 11 |
2.2. Условия реализации программы | 13 |
2.3. Формы контроля | 13 |
2.4. Оценочные материалы | 13 |
2.5. Методические материалы | 16 |
Список литературы | 20 |
1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
1.1 Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умелые ручки» для детей 6-7 лет (далее – Программа) направлена на создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Работа с разными природными и бросовыми материалами имеет большое значение для всестороннего развития ребенка, способствует физическому развитию: воспитывает у детей способности к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно-мышечный аппарат ребенка. Используемые в программе виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудиться.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом) и направлена на овладение дошкольниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов.
Развивать творчество детей можно различными способами, в том числе используя природный и бросовой материалы. Эти материалы настолько разнообразны, что их невозможно перечислить. А главное – они доступны детям. Работа с ними удовлетворяет в них исследовательскую потребность, пробуждает у ребенка чувство удовлетворения, радости, успеха; особую радость доставляет детям видеть результат своего труда.
Благоприятный эмоциональный настрой детей во время занятий по ручному труду, наслаждение, испытываемое в процессе работы, очень важны для общего развития. Постепенно у детей формируются такие качества, как целеустремлённость, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца.
Актуальность программы
Для развития и социализации ребёнка большое значение имеют представления о разнообразных предметах. Открыть мир вещей помогает взрослый, как носитель опыта.
Для современного этапа развития системы образования характерны поиск и разработка новых технологий обучения и воспитания детей. При этом в качестве приоритетного используется деятельностный подход к личности ребенка.
Мир вещей (предметы, объекты) имеет в жизни ребёнка самостоятельное значение: являясь первым объектом деятельности, он становится и первым объектом познания окружающей действительности.
М. Монтессори отмечала: «Если понаблюдать за трехлетним ребенком, можно увидеть, что играет он всегда с каким-нибудь предметом. Это означает, что с помощью рук он обрабатывает, вводит в свое сознание то, что его неосознанный разум уже успел впитать в себя прежде. В процессе этого труда он делает себя сознательным, он творит из себя Человека. Таинственная, могучая сила ведет ребенка, и постепенно он сам овладевает ею. С помощью собственных рук и собственного опыта он становится разумным человеком».
Ручной труд – это творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для украшения быта. Такой труд является декоративной, художественно – прикладной деятельностью ребенка, поскольку при создании красивых предметов он учитывает эстетические качества материалов на основе имеющихся представлений, знаний, практического опыта. Правильно организованный ручной труд в детском саду дает детям представление о качестве и возможностях различных материалов, способствует закреплению положительных эмоций, и воспитывает самостоятельность, активность, аккуратность, дружелюбие
Отличительная особенность Программы
Программа ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка 6-7 лет и предназначена педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста.
В Программе определены ценностно-целевые ориентиры, задачи, основные направления, условия и средства развития дошкольников в продуктивной деятельности, их ознакомления с видами и техниками декоративно-прикладного творчества в условиях дошкольного образовательного учреждения. Особое внимание уделено развитию умений и навыков художественной направленности, а также развитию воображения и внимания. Разработаны новые задания по продуктивной деятельности и разбиты на определенные тематические разделы
Нормативно-правовая база программы
Программа осуществляет художественную направленность детей 6-7 лет и разработана в соответствии с нормативно-правовыми документами РФ:
- Федеральный закон «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012г. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 № 1726 – р);
- Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Приложение к письму Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ № 09-3242 от 18.11.2015г.);
- Приказ Министерства просвещения РФ «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» № 196 от 9.11.2018г.;
- Приказ Минобрнауки РФ «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» N 816 от 23.08.2017г.;
- Национальный проект «Образование» (утвержден Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол № 16 от 24.12.2018г.);
- Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту «Образование», протокол № 37 от 7.12.2018г.);
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
- Приказ Департамента образования и науки Кемеровской области «Об утверждении правил персонифицированного финансирования дополнительного образования детей» № 740 от 9.04.2019г.
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» № 28 от 28.09.2020 г.
- Устав МАДОУ «Детский сад № 16».
Реализация Программы осуществляется в рамках основной образовательной программы ДОУ на бесплатной основе.
Программа имеет художественную направленность, обеспечивает развитие творческих способностей дошкольников.
Интегративный характер Программы предусматривает взаимосвязь с основными направлениями развития и воспитания детей, расширяет содержание раздела ООП по художественной направленности дошкольников, дополняет общий информационно-практический материал.
Программа отражает педагогическую концепцию образовательного учреждения.
Педагогическая целесообразность Программы
Реализация содержания программы дополнительного образования детей детского сада, осуществляется воспитателями. Программа направлена на обучение, воспитание и развитие каждого воспитанника с учетом его индивидуальных особенностей, образовательных потребностей и возможностей.
Работа по формированию гармонично развитой творческой личности посредством кружковой работы построена на основе следующих принципов:
• Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха.
• Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения.
• Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.
• Постепенность: переход от совместных действий взрослого и ребенка, ребенка и сверстников к самостоятельным; от самого простого до заключительного, максимально сложного задания; «открытие новых знаний».
• Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.
• Индивидуальный подход: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы.
Учитываются индивидуальные психофизические особенности каждого ребенка и группы в целом. В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной (дети-дети, дети-родители, дети-педагог) продуктивно-творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задачи, общаться с разными людьми и многое другое.
• Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности: общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе.
• Принцип интеграции: интегративный характер всех аспектов развития личности ребенка дошкольного возраста: общекультурных, социально - нравственных, интеллектуальных.
Адресат программы:
Программа рассчитана на один года обучения.
Занятия рассчитаны на возраст детей 6-7 лет. Занятия могут проводиться с детьми любой степени подготовленности к школе.
Форма обучения: очная.
Режим занятий организован в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций.
Таблица 1.
Режим занятий
Уровень | Показатели | Специфика реализации |
Количество воспитанников | 10-15 человек | |
Возраст | 6-7 лет | |
Срок обучения | 1 год | |
Режим занятий | 1 раз в неделю по 30 мин (33 часа в год) |
Формы обучения и виды занятий
В ходе реализации программы используются следующие формы занятий:
- беседа;
- практические
-игры и упражнения
Занятия могут быть групповыми, индивидуальными или индивидуально-групповыми.
1.2 Цели, задачи, Программы
Цель Программы: Развитие у детей творческих способностей средствами декоративно-прикладного искусства.
Для достижения поставленной цели необходимо реализовать комплекс задач:
Образовательные задачи
- Продолжать знакомить детей с разными техниками рукоделия.
- Формировать способность и готовность к самостоятельному составлению декоративных композиций и применение их в изготовлении художественных работ.
Развивающие задачи
1. Развивать твёрдость рук, технические навыки.
2. Развивать внимание, память, воображение, творческую фантазию.
3.Развивать способность конструктивной деятельности.
Воспитательные задачи
1. Воспитывать у детей устойчивый интерес к различным видам ручного труда.
2. Воспитывать положительное отношение к сотрудничеству с взрослым, к собственной
деятельности, ее результату.
3. Формировать интерес у детей к видам труда.
1.3 Содержание программы
Учебный план
Тема1 . Вводное занятие
Теория:1
Практика:
Форма контрол: Беседа
№ п/п | Название темы | Количество часов | Форма контроля | ||
теория | практика | всего | |||
1 | Вводное занятие | 1ч | - | 1ч | Беседа |
2 | «Дары осени» | 30 мин | 2ч 30мин | 3ч | Наблюдение |
3 | «Изготовление поделок из крупы» | 1ч | 3ч | 4ч | |
4 | Техника торцевания | 1ч | 3ч | 4ч | |
5 | Нетрадиционное рисование | 30мин | 2ч 30мин | 3ч | |
6 | Изготовление поделок из ватных дисков | 1ч | 3ч | 4ч | |
7 | Техника « Оригами» | 1ч | 2ч | 3ч | |
8 | «Тестопластика» | 30 мин | 2ч 30ми | 3ч | |
9 | Техника «Граттаж» | 30 мин | 2ч 30ми | 3ч | |
10 | « Бисероплетение» | 30 мин | 2ч 30ми | 3ч | |
Итоговые занятия | 1 | 1 | 2 | Фото-выставка |
Тема 1. Вводное занятие
Теория. Беседа о декоративно-прикладное искусстве. Знакомство с произведениями народных художественных промыслов и современного декоративного искусства. Знакомство с образцами народного творчества. Техника безопасности при работе
Формы контроля. Беседа, опрос
Тема 2. «Дары осени»
Теория. Ознакомление с нетрадиционной техникой рисования «Отпечаток» и с разновидностью декоративно-прикладного искусства «Флористика». Рассматривание готовых образцов изделий. Демонстрация последовательности работы
Практика. Изготовление композиций в технике «Отпечаток», «Флористика»
Формы контроля. Наблюдение, опрос
Тема 3. «Изготовление поделок из крупы»
Теория. Ознакомление с понятиями декор и дизайн. Рассматривания образцов изделий в технике «Аппликации из круп». Показ последовательности выполнение работы.
Практика. Изготовление поделок в технике «Аппликация из круп»
Формы контроля. Наблюдение, опрос.
Тема 4 «Техника торцевания»
Теория. Ознакомление с историей возникновения. Рассматривание готовых изделий в технике «Торцевания». Показ последовательности работы.
Практика. Изготовление поделок в технике «Торцевания»
Формы контроля. Наблюдение, опрос.
Тема 5 «Нетрадиционное рисование»
Теория. Ознакомление с разнообразными с разнообразными техниками. Рассматривание готовых образцов изделий в нетрадиционной технике рисования. Демонстрация последовательности выполнения работы.
Практика. Изготовление композиций с использованием нетрадиционной техник рисования.
Формы контроля. Наблюдение, опрос.
Тема 6 «Изготовление поделок из ватных дисков»
Теория. Рассматривание готовых образцов поделок с использование ватных дисков. Демонстрация последовательности работы.
Практика. Изготовление поделок
Формы контроля. Наблюдение, опрос.
Тема 7 «Техника « Оригами»»
Теория. История появления «Оригами». Рассматривания поделок в технике «Оригами». Ознакомление с разнообразными видами складывания бумаги. Демонстрация последовательности выполнения работы.
Практика. Изготовление «Оригами»
Формы контроля. Наблюдение, опрос.
Тема 8 «Тестопластика»
Теория. Рассматривание образцов работ в технике «Тестопластика». Ознакомления с приемами работы в технике «Тестопластика». Показ последовательности выполнения работы.
Практика. Изготовление поделок в технике «Тестопластика».
Формы контроля. Наблюдение, опрос.
Тема 9 Техника «Граттаж»
Теория. Рассматривание образцов работ в технике «Граттаж». Ознакомления с приемами работы в технике «Граттаж». Показ последовательности выполнения работы.
Практика. Изготовление поделок в технике «Граттаж».
Формы контроля. Наблюдение, опрос, готовые силуэты.
Тема 10 « Бисероплетение»
Теория. История создания бисера. Демонстрация готовых изделий. Планирование работы. Последовательность выполнения работы
Практика. Изготовление поделок в технике «Бисероплетения»
Формы контроля. Наблюдение.
Тема 11 Итоговое занятие
Теория. Подготовка и организация итоговой выставки.
Практика. Праздник творчества. Вручение наград.
Материал, используемый в работе с детьми
Месяц | Название работы | Используемый материал |
Сентябрь | «Дары осени» | Листья деревьев, гуашь, акварель, лист А4, клей ПВА, цветной картон. |
Октябрь | Изготовление поделок из крупы | Крупа, макаронные изделия, клей титан, бутылка из под йогурта, картон. |
Ноябрь | Техника «Торцевание» | Пластилин, гофрированная бумага, салфетки, желтая, красная, голубая, белая, зелёная, сиреневая, клей ПВА. |
Декабрь | Рисование ладошкой и ватными палачками | Цветной картон, бумага для акварели, ватные палочки, гуашь, кисти для рисования. |
Январь | Изготовление поделок из ватных дисков | Лист А4, гуашь, кисти для рисования. Ватные диски, клей ПВА ножницы, ватные палочки, цветная бумага зелёного цвета, гуашь Ватные диски, клей ПВА ножницы, цветной картон, цветная бумага. |
Февраль | Техника «Оригами» | цветная бумага, цветная бумага для принтера – 1 лист зеленого цвета, 1 лист белого цвета, клей ПВА, простой карандаш, линейка, ножницы, фломастеры. Цветной картон зелёного цвета, материал, вата, клей ПВА, ножницы. |
Март | «Тестопластика» | мука, соль, клей, гуашь |
Апрель | Нетрадиционная техника рисования «Граттаж» | - бумага для акварели; |
Май | «Бисероплетение» | бисер разных цветов, леска, проволока. |
1.4. Планируемые результаты
В результате обучения дети должны получить знания:
- О материалах, инструментах; о правилах безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- О месте и роли декоративно-прикладного искусства в жизни человека;
- О видах декоративно - прикладного искусства;
- Об особенностях бисероплетения;
- О способах декорирования;
- О проектной деятельности.
Реализация программы поможет детям дошкольного возраста творчески подходить к видению мира, который изображают, и использовать для самовыражения любые доступные средства.
2. Комплекс организационно-педагогических условий дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
2.1 Календарный учебный график
№ | месяц | число | Время проведения занятий | Форма занятия | Количество часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
1 | сентябрь | 14 | 15:45 | коллективная | 1 | Экскурсия по территории детского сада | группа | наблюдение |
2 | сентябрь | 21 | 15:45 | коллективная | 1 | Рисование «Осень» (отпечатки листьев) | группа | беседа |
3 | сентябрь | 28 | 15:45 | коллективная | 1 | Аппликация из листьев «Рыбки в аквариуме» | группа | Наблюдение |
4 | октябрь | 5 | 15:45 | коллективная | 1 | Аппликация из листьев «Бабочки» | группа | Наблюдение |
5 | октябрь | 12 | 15:45 | коллективная | 1 | «Ваза для цветов» | группа | Наблюдение |
6 | октябрь | 19 | 15:45 | коллективная | 1 | «Ваза для цветов» | группа | Наблюдение |
7 | октябрь | 28 | 15:45 | коллективная | 1 | Панно «Рыбка» | группа | Наблюдение |
8 | ноябрь | 2 | 15:45 | коллективная | 1 | Панно «Рыбка» | группа | Наблюдение |
9 | ноябрь | 9 | 15:45 | коллективная | 1 | «Берёзка» | Наблюдение | |
10 | ноябрь | 16 | 15:45 | коллективная | 1 | «Берёзка» | группа | Наблюдение |
11 | ноябрь | 23 | 15:45 | коллективная | 1 | «Цветок в горшке» | группа | Наблюдение |
11 | декабрь | 1 | 15:45 | коллективная | 1 | «Белый мишка» | группа | Наблюдение |
12 | декабрь | 8 | 15:45 | коллективная | 1 | «Весёлый снеговик» | группа | Наблюдение |
13 | декабрь | 15 | 15:45 | коллективная | 1 | «Павлин» | группа | Наблюдение |
13 | декабрь | 22 | 15:45 | коллективная | 1 | «Павлин» | группа | Наблюдение |
14 | январь | 11 | 15:45 | коллективная | 1 | «Подснежники» | группа | Наблюдение |
15 | январь | 18 | 15:45 | коллективная | 1 | «Подснежники» | группа | Наблюдение |
16 | январь | 25 | 15:45 | коллективная | 1 | «Лебеди» | группа | Наблюдение |
18 | февраль | 1 | 15:45 | коллективная | 1 | Открытка ко дню всех Влюбленных | группа | Наблюдение |
19 | февраль | 8 | 15:45 | коллективная | 1 | Открытка ко дню всех Влюбленных | группа | Наблюдение |
20 | февраль | 15 | 15:45 | коллективная | 1 | Открытка в подарок папе | группа | Наблюдение |
21 | февраль | 22 | 15:45 | коллективная | 1 | Открытка в подарок дедушке | группа | Наблюдение |
22 | март | 1 | 15:45 | коллективная | 1 | «Рыбка» | группа | Фото-выставка |
23 | март | 8 | 15:45 | коллективная | 1 | «Рыбка» | группа | Наблюдение |
24 | март | 15 | 15:45 | коллективная | 1 | «Подкова на счастье» | группа | Наблюдение |
25 | март | 22 | 15:45 | коллективная | 1 | «Подкова на счастье» | группа | Наблюдение |
26 | апрель | 7 | 15:45 | коллективная | 1 | «Подготовка фона для работы» | группа | Наблюдение |
27 | апрель | 14 | 15:45 | коллективная | 1 | «Космос» | группа | Наблюдение |
28 | апрель | 21 | 15:45 | коллективная | 1 | «Цап - царап» | группа | Наблюдение |
29 | май | 5 | 15:45 | коллективная | 1 | Фенечка «Крестики» | группа | Наблюдение |
30 | май | 12 | 15:45 | коллективная | 1 | Фенечка «Крестики» | группа | Наблюдение |
31 | май | 19 | 15:45 | коллективная | 1 | Брелок «Бабачка» или «Мотылек» | группа | Наблюдение |
32 | май | 26 | 15:45 | коллективная | 1 | Брелок «Бабачка» или «Мотылек» | группа | Наблюдение |
2.2 Условия реализации программы
Программа рассчитана на один года обучения.
Занятия рассчитаны на возраст детей 6-7 лет. Продолжительность каждого занятия 25 минут. Проводятся один раз в неделю.
Занятия могут проводиться с детьми любой степени подготовленности к школе. Форма организации занятий – со всей группой детей или подгруппами, по усмотрению педагога.
Форма обучения – очная.
Общая трудоемкость программы составляет 32 занятия.
2.3 Формы контроля
Основным методам работы с дошкольниками по указанной программе является наблюдение.
Входной контроль, проводится в начале обучения с целью выявления образовательного, творческого потенциала детей и их способностей и итоговый контроль.
Кроме того, формами проведения итогов реализации Программы являются: творческие задания, опросы, выставки работ детей в детском саду; дни презентации детских работ родителям (сотрудникам, детьми); участие в выставках разного уровня.
2.4 Оценочные материалы.
Для демонстрации полученных навыков и умений организуются выставки детских работ.
Успешность реализации программы по художественной направленности предполагает знание педагогом исходного уровня готовности детей к овладению данным видом деятельности. В связи с этим педагог на основании таких знаний может планировать работу по формированию и развитию конструктивных знаний, умений и навыков, выбирая формы и методы обучения для каждой конкретной группы дошкольников. Для демонстрации полученных навыков и умений организуются выставки детских работ.
В начале (август) и в конце (июнь) учебного года проводятся контрольные диагностические мероприятия с детьми с использованием методик
Методика изучение конструктивной деятельности детей (автор Л.А.Ремезова).
Таблица 6.
Задания | Материал | Содержание задания | Анализ выполнения заданий |
1.«Выполни такую же работу». Цель: изучение эффективности конструирования в зависимости от образца. | Конструктивный образец рисунка, набор декоративного материала | Детям предлагают создать композицию по образцу. | - композиция идентична образцу; -композиция незначительно отличается от образца, например цветом; - в композиции использованы материалы другой формы, величины или внесены дополнительные детали; - композиция полностью отличается от образца. В процессе также анализируется поведение детей, обследование образца, уверенность действий, самостоятельное исправление ошибок, речь. |
2.«Выполни такую же композицию по памяти». Цель: изучение эффективности конструирования по памяти в зависимости от образца. | Конструктивный образец рисунка, набор декоративного материала | Детям предлагают внимательно посмотреть на композицию, после этого она закрывается, и дети по памяти возводят аналогичную работу. | - композиция идентична образцу; -композиция незначительно отличается от образца, например цветом; - в композиции использованы материалы другой формы, величины; - композиция полностью отличается от образца. В процессе также анализируется поведение детей, обследование образца, уверенность действий, самостоятельное исправление ошибок, речь. |
3. «Композиция по заданной теме» Цель: изучение эффективности конструирования, ограниченного одной теме. | Набор декоративного материала | Детям предлагают создать собственную композицию | Наличие обобщенного представления о конструируемом объекте: - соответствие конструкции заданной теме; - умение объяснить отличие конечного результата от заданной темы; - степень самостоятельности выполнения задания. |
Выявление уровня развития осязания и мелкой моторики (автор Е. Подколзина):
Осязание и мелкая моторика
Высокий уровень
Самостоятельно: выполняет действия одной рукой; обследует материал пальцами одной руки в определенной последовательности; узнает определенный материал среди других предметов, выделяет воспринимаемые с помощью осязания и тактильной чувствительности признаки материала; ориентируется на микроплоскости; использует осязание в помощь зрению; использует осязание при общении; отражает в речи осязательные и тактильные.
Средний уровень
Самостоятельно: выполняет действия двумя руками; обследует материал одной и двумя пальцами рук в определенной последовательности; выделяет воспринимаемые с помощью осязания и тактильной чувствительности признаки материала; ориентируется на микроплоскости; использует осязание в помощь зрению; использует осязание при общении.
С помощью педагога (направляющие вопросы и инструкции): отражает в речи осязательные и тактильные восприятия.
Низкий уровень
Самостоятельно: выполняет действия двумя руками; обследует материал пальцами двух рук в определенной последовательности; узнает материал среди других предметов.
С помощью педагога (направляющие вопросы и инструкции): выделяет воспринимаемые с помощью осязания и тактильной чувствительности признаки материала; ориентируется на микроплоскости; использует осязание в помощь зрению; использует осязание при общении; отражает в речи осязательные и тактильные восприятия.
Основываясь на критериях и показателях уровня навыков конструктивного развития детей старшего дошкольного возраста (методика Л.А.Ремезовой), были выделены три уровня развития умений и навыков: высокий, средний, низкий.
Высокий уровень – в выполнении заданий проявляет самостоятельность и творчество; высокое качество выполненной работы.
Средний уровень – ребенок испытывает трудности в создании конструкций по теме; с помощью взрослого составляет композиции по образцу; мало проявляет самостоятельности и творчества в выполнении заданий; удовлетворительное качество выполненной работы.
Низкий уровень – ребенок с помощью педагога затрудняется в создании конструирования композиции; непоследовательно выполняет работу по образцу; не проявляет самостоятельности и творчества при выполнении заданий; низкое качество выполненной работы.
2.5 Методические материалы и учебные пособия,
необходимые для реализации Программы.
Информационно-методическое обеспечение программы
Предметно-развивающая среда по художественно-эстетическому воспитанию способствует развитию речи, воображения, мышления, расширяет кругозор, способствует нравственному становлению личности ребенка, воспитывает любовь к творческому процессу.
Таблица 7.
Вид помещения Функциональное использование | Оснащение |
Групповая комната:
Оборудование:
|
|
Содержание учебно - тематического плана
Перспективный план работы кружка
Аппликация из листьев «Дары осени» | |||
Месяц | Название работы | Программное содержание | Используемый материал |
Сентябрь | Экскурсия по территории детского сада | Воспитание чувства прекрасного, приобщение к природе. | Отбор и подготовка природного материала. |
Рисование «Осень» (отпечатки листьев) | Знакомство детей с нетрадиционной техникой рисования «Отпечаток» | Листья деревьев, гуашь, акварель, лист А4, клей ПВА. | |
Аппликация из листьев «Рыбки в аквариуме» | Развитие творческого мышления, интереса к самостоятельной деятельности, фантазии и воображения. | Листья деревьев, гуашь, акварель, цветной картон, клей ПВА. | |
Аппликация из листьев «Бабочки» | |||
Аппликация «Раз крупинка, два крупинка…» изготовление поделок из крупы | |||
Октябрь | «Ваза для цветов» | Развитие мелкой моторики, тактильных опущений, творческого мышления, интереса к самостоятельной деятельности, фантазии и воображения. Воспитывать у детей терпение, усидчивость. | Крупа, макаронные изделия, клей титан, пластилин, бутылка из под йогурта, картон. |
«Ваза для цветов» продолжение | |||
Панно «Рыбка» | |||
Панно «Рыбка» продолжение | |||
Техника «Торцевание» | |||
Ноябрь | Берёзка | развитие мелкой моторики пальцев, творческого мышления, интереса к самостоятельной деятельности, фантазии и воображения. | Пластилин, гофрированная бумага, салфетки, желтая, красная, голубая, белая, зелёная, сиреневая, клей ПВА. |
Берёзка продолжение | |||
Цветок в горшке | |||
Цветок в горшке продолжение | |||
Рисование ладошкой и ватными палачками | |||
Декабрь | «Белый мишка» | развитие мелкой моторики пальцев, творческого мышления, интереса к самостоятельной деятельности, фантазии и воображения. | Цветной картон, ватные палочки, гуашь, кисти для рисования. |
«Весёлый снеговик» Рисование ладошкой | познакомить с нетрадиционным способом рисунка при помощи ладони и отпечатков пальца. | Лист А4, гуашь, кисти для рисования. | |
«Павлин» Рисование ладошкой | создать изображение павлина, используя в работе гуашь, ладошку и пальчики, а так же различные кисти для рисования. | ||
«Павлин» Продолжение | формирование художественно- образного мышления. | ||
Изготовление поделок из ватных дисков | |||
Январь | «Подснежники» | развитие у детей художественно-творческих способностей. воспитывает у детей терпение, усидчивость и фантазию. | Цветной картон зелёного цвета, материал, вата, клей ПВА, ножницы. |
«Подснежники» продолжение | Развивать чувство формы, тактильные ощущения. Укреплять пальчики и кисти рук. | Ватные диски, клей ПВА ножницы, ватные палочки, цветная бумага зелёного цвета, гуашь Ватные диски, клей ПВА ножницы, цветной картон, цветная бумага. | |
«Лебеди» | развивать творческое начало, эстетический вкус, фантазию; | ||
«Лебеди» продолжение | |||
Техника «Оригами» | |||
Февраль | Открытка ко дню всех Влюбленных | учить работать по плану; | цветной картон белого, красного и черного цвета, ножницы, клей ПВА, две пуговицы, черная пряжа, гуашь, кисточки, шаблоны, карандаш. |
Открытка ко дню всех Влюбленных продолжение | |||
Открытка в подарок папе. | - учить создавать из бумаги открытку своими руками. | цветная бумага, цветная бумага для принтера – 1 лист зеленого цвета, 1 лист белого цвета, клей ПВА, простой карандаш, линейка, ножницы, фломастеры. | |
Открытка в подарок дедушке. | -совершенствовать конструкторские и аппликационные навыки и умения. | ||
Тестопластика | |||
Март | «Рыбка» | развивать творческое начало, эстетический вкус, фантазию. | мука, соль, клей, гуашь. |
«Рыбка» продолжение | развивать творческое воображение, фантазию и чувство вкуса. | ||
«Подкова на счастье» | |||
«Подкова на счастье» продолжение | -воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе, любовь к близким. | ||
Нетрадиционная техника рисования «Граттаж» | |||
Апрель | Знакомство с техникой «Подготовка фона для работы» | познакомить детей дошкольного возраста с некоторыми видами нетрадиционных техник в рисовании. | листы бумаги белого цвета; |
«Космос» | инициирование поиска изобразительно – выразительных средств для создания фантазийных космических сюжетов посредством использования нетрадиционного способа рисования - граттаж. | - бумага для акварели; | |
«Подготовка фона для работы» | Учить детей самостоятельно подготавливать фон для работы. Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании материалами. Развивать воображение, творчество | ||
«Цап - царап» (тема рисунка по желанию детей) | |||
Бисероплетение | |||
Май | Фенечка «Крестики» | привить интерес к работе с бисером. | бисер разных цветов, леска, проволока. |
Фенечка «Крестики» продолжение | развивать образное восприятие окружающего пространства и эмоциональную отзывчивость к своим работам; | ||
Брелок «Бабачка» или «Мотылек» | |||
Брелки продолжение | воспитывать способность мыслить, сочинять, создавать необычные, оригинальные произведения |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Электронные ресурсы:
https://www.youtube.com/channel/UCTsJtoNaZBYQhbIxS0-XEkQ
https://www.instagram.com/explore/tags/поделки/top/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Умелые ручки"
дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Умелые ручки"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности «Умелые ручки»...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Умелые ручки"
Актуальность данной программы в том, что художественный ручной труд – это работа с различными материалами, в процессе которой ребенок создает относительно полезные и эстетически значимые пр...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественно-эстетической направленности "Умелые ручки"
Программа кружковой деятельности «Умелые ручки» представляет разные виды продуктивной деятельности: игры с крупой, пуговицами, бумагопластика, тестопластика, рисование, лепка, поделки из п...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно - эстетической направленности «Умелые ручки» Возраст воспитанников: 3-4 лет
Новизна программы заключается в том, что в процессе дополнительного обучения дети получают знания, умения, навыки и изучают приемы рук, которые не включены в программу детского сада. На дополнительных...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Умелые ручки».
quot;Умелые ручки"...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Умелые ручки» на 2023-2024 учебный год
Дополнительная общеобразовательнаяобщеразвивающая программахудожественной направленности «Умелые ручки»Аннотация к программе...