ПРОГРАММА кружка «LEGO - конструирование» (средняя группа)
рабочая программа по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Муратова Наталья Ивановна
ПРОГРАММА кружка «LEGO - конструирование» (средняя группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_lego-konstruirovanie_srednyaya_gruppa.docx42.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 26 «Эрудит»

Утверждаю:

Заведующий МБДОУ д/с № 26

___________Тихонова Е.В.

«_____»__________201__ г

ПРОГРАММА

кружка

 «LEGO - конструирование»

Срок реализации – 1 год обучения.

Пояснительная записка

Актуальность:

Данное направление техническое творчество - лего-конструирование является для ДОУ актуальным, так как в программе «Вдохновение» раздел конструирование представлен узко (только конструированием из бросового материала). Использование   конструкторов LEGO является актуальным в соответствии  с требованиям ФГОС ДО, который определяет конструирование обязательным компонентом образовательной программы, способствующим развитию исследовательской и творческой активности детей,  а также умений наблюдать и экспериментировать. LEGO-конструктор является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающим интеграцию различных видов деятельности.

Педагогическая целесообразность программы

Вовлечение  детей  в  инженерное  и  техническое  творчество  является  одной  из важнейших  задач  развития  современного  образования. Конструкторы LEGO - это конструкторы, которые спроектированы таким образом, чтобы ребенок в процессе занимательной игры смог получить максимум информации о современной науке и технике и освоить ее. Данная программа актуальна тем, что раскрывает для дошкольника мир техники. LEGO-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.

Введение  LEGO-конструирования в образовательный  процесс  обусловлено требованиями  ФГОС ДО  к  формированию  развивающей  предметно-пространственной  среды, востребованностью  развития  широкого  кругозора    дошкольника  и  формирования предпосылок  универсальных  учебных  действий.  

LEGO - технология актуальна в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, потому что:

- позволяет осуществлять интеграцию образовательных областей. («Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».)

- дает возможность педагогу объединять игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью.

- формировать познавательные действия, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; умение работать в коллективе.

В  процессе  LEGO-конструирования  дошкольники  развивают  математические способности, пересчитывая детали, крепления, вычисляя необходимое количество деталей,  их  форму,  цвет,  длину.  Дети  знакомятся  с  такими  пространственными показателями,  как  симметричность  и  асимметричность,  ориентировкой  в  пространстве. LEGO-конструирование  развивает  и  речевые  навыки:  дети  задают  взрослым  вопросы  о различных явлениях или объектах, презентуют свои проекты, что формирует также коммуникативные навыки.  

Одна из основных целей в LEGO-конструировании – научить детей эффективно  работать  вместе.  Сегодня  совместное  освоение  знаний  и  развитие  умений, интерактивный характер взаимодействия востребованы, как никогда раньше.

     

Цель и задачи реализации программы

Цель: развитие конструкторских способностей у детей среднего дошкольного возраста средствами LEGO-конструирования.

Задачи:

Первое полугодие:

  • воспитывать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское техническое творчество;
  • расширять и обогащать практический опыт детей в процессе конструирования;
  • использовать специальные способы и приемы с помощью наглядных моделей и схем;
  • учить определять изображенный на схеме предмет, указывать его функцию;
  • формировать представление, что схема несет информацию не только о том, какой
  • предмет на ней изображен, но и какой материал необходим для создания конструкции по схеме, а также о способе пространственного расположения деталей и их соединения;
  • учить сравнивать графические модели, находить в них сходства и различия;
  • формировать умение строить по схеме;
  • учить сооружать постройки с перекрытиями, делать постройку прочной, точно соединять детали между собой;
  • конструировать по замыслу, заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать ее общее описание;
  • развивать творческую инициативу и самостоятельность;
  • развивать конструкторские умения и навыки через проектную деятельность;
  • совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, при распределении обязанностей в процессе технического творчества;
  • формировать представления о правилах безопасности на занятиях по LEGO-конструированию с использованием мелких деталей.

Второе полугодие:

  • закреплять умение анализировать конструктивную и графические модели;
  • учить сооружать постройку в соответствии с размерами игрушек, для которых она предназначается;
  • правильно называть детали ЛЕГО-конструктора (кирпичик, клювик, горка, овал, кирпичик с колесами и др.);
  • продолжать закреплять умение соотносить реальную конструкцию со схемой;
  • учить заранее обдумывать назначение будущей постройки, намечать цель деятельности;
  • сравнивать полученную постройку с задуманной;
  • развивать способность к контролю за качеством и результатом работы;
  • совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, при распределении обязанностей в процессе технического творчества;
  • формировать представления о правилах безопасности на занятиях по LEGO-конструированию с использованием мелких деталей.

Организационное обеспечение реализации программы

В основе разработки использованы рекомендации, а также концептуальные положения методического пособия «Лего-конструирование в детском саду» Е. В. Фешиной – М.: ТЦ «Сфера», 2012 г.

Программа предполагает организацию совместной и самостоятельной деятельности 1 раз в 2 недели (2 раза в месяц), во второй половине. Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей от 4 до 5 лет - не более 20 минут. Реализуется в форме кружковой работы и охватывает детей с 4 - 5 лет 2 средней группой.

Количество детей в группе – 20-21 человек (в зависимости от наполняемости группы).

Срок реализации программы - 1 год, годовая нагрузка – 19 занятий.

Техника безопасности

  1. При работе с деталями соблюдать осторожность. Не допускать поломок и деформирования частей конструкций.
  2. Запрещается бросать детали друг в друга или на пол.
  3. Запрещается разрушать постройки других детей.
  4. При работе с конструктором важно следить за деталями. Работать с деталями только по назначению. Нельзя глотать, класть детали конструктора в рот и уши, раскидывать на рабочем столе. Если деталь упала на пол, необходимо сразу ее поднять и положить в контейнер или присоединить к конструкции.

Ожидаемые результаты при реализации программы

В результате освоения программы ребенок может:

 знать:  

  • строительные детали (пластина, кирпичик, колесо, специальные элементы: рамы, двери, оградки);
  • конструктивные свойства строительных деталей (устойчивость, форма, величина);
  • правила безопасности на занятиях по конструированию с использованием мелких предметов.

уметь:

  • выделять части разных видов транспорта, называть их форму и расположение по отношению к самой большой части;
  • устанавливать ассоциативные связи;
  • совершенствовать конструкторские умения и навыки через проектную деятельность;
  • анализировать образец постройки;
  • самостоятельно изменять постройки;
  • соблюдать заданный воспитателем принцип конструкции;
  • пользоваться приемами индивидуального и совместного конструирования, работая в паре, коллективе;

иметь представление;

  • о различных зданиях и сооружениях вокруг их домов, детского сада;
  • о простейших архитектурных формах.

Методические условия реализации программы

Содержание программы реализуется в различных видах совместной  деятельности:  игровой, коммуникативной,  двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной,  на основе моделирования  образовательных ситуаций LEGO-конструирования, которые дети решаются в сотрудничестве со взрослым.  Игра – как основной вид деятельности, способствующий  развитию самостоятельного мышления и  творческих способностей на основе воображения, является продолжением совместной деятельности, переходящей в самостоятельную детскую инициативу.

Основные формы и методы образовательной деятельности:

-        словесный (беседа, рассказ, инструктаж, объяснение);

-        наглядный (показ, работа по инструкции);

-        конструирование, соревнования между группами;

-          проектный (творческие исследования, презентация своих моделей),

-        практический (сборка моделей);

-        репродуктивный метод (восприятие и усвоение готовой информации);

-        частично-поисковый (выполнение вариативных заданий);

-        исследовательский метод;

-        метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение.

Приемы:

  1. Конструирование по замыслу.
  2. Конструирование по образцу.
  3. Составление небольшого рассказа о своей постройке.
  4. Конструирование по словесной инструкции.
  5. Конструирование по заданию – карточке.
  6. Конструирование самостоятельно и в мини-группах.

Формы занятий:

  • лекционная (получение воспитанниками нового материала);
  • самостоятельная конструкторская деятельность;
  • работа в парах, в микрогруппах;
  • занимательные конструкторские игры. 

Способы и направления поддержки детской инициативы обеспечивает использование интерактивных методов: проектов, проблемного обучения, эвристическая беседа, обучения в сотрудничестве, взаимного обучения.

Механизм оценки результатов

 Изучение результативности строится на основе входного и итоговой мониторинга развития каждого воспитанника.

В мониторинге используются специальные диагностические таблицы, с помощью которых можно отследить изменения в личности ребенка и определить необходимую дополнительную работу с каждым ребенком по совершенствованию его индивидуальных особенностей. (Диагностический инструментарий Е.В. Фешиной из методического пособия «ЛЕГО-конструирование в детском саду» - М., ТЦ «Сфера», 2012 г.).

Если тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно наблюдается в его деятельности, воспитатель ставит показатель «часто».

Если тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется неустойчиво, ставится показатель «иногда».

Если тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка (ни в совместной со взрослыми, ни в самостоятельной деятельности), возможно создание специальных ситуаций, провоцирующих его проявление (воспитатель может предложить соответствующее задание, попросить ребенка что-либо сделать и т.д.). Если же указанный показатель не проявляется ни в одной из ситуаций, ставится «редко».

Результаты мониторинга к концу каждого психологического возраста интерпретируются следующим образом.

Преобладание оценок «часто» свидетельствует об успешном освоении детьми требований дополнительной образовательной программы.

Если по каким-то направлениям преобладают оценки «иногда», следует усилить индивидуальную педагогическую работу с ребенком по данным направлениям с учетом выявленных проблем в текущем и следующем учебном году, а также взаимодействие с семьей по реализации дополнительной образовательной программы.

Если по каким-то направлениям присутствуют оценки «редко», процесс диагностирования переходит на второй уровень, предполагающий проведение комплексного психологического диагностического обследования.

Предполагается применение различных методов оценки: наблюдение за детьми, изучение продуктов их деятельности (построек), несложные эксперименты (в виде отдельных поручений ребенку, проведения дидактических игр, предложения небольших заданий), беседы, проекты.

Диагностическая карта в средней группе

Фамилия, имя ребенка

Называет детали

Называет форму

Умеет скреплять детали конструктора

Строит элементарные постройки по творческому замыслу

Строит по образцу

Строит по схеме

Называет детали, изображенные на карточке

Умение рассказать о постройке

Перспективное планирование

(сентябрь - май)

Месяц

№ п/п

Тема

Содержание

Кол-во занятий

Сентябрь

1

Башня

Закреплять навыки, полученные в младшей группе, и приемы построек снизу вверх. Учить строить простейшие постройки. Формировать бережное отношение к конструктору.

1

2

Строим лес

Закреплять умение строить лесные деревья. Учить отличать деревья друг от друга. Закреплять названия деталей, цвет.

1

Всего 2 занятия

Октябрь

3

Веселые утята, гусята

Учить строить утят и гусят, используя различные детали. Разучивать стихотворение про утят.

1

4

Красивые рыбки

Уточнять и расширять представления о рыбах. Развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы. Учить строить морских обитателей.

1

Всего 2 занятия

Ноябрь

5

Ворота для заборчика

Учить строить ворота для заборчика.

1

6

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

1

Всего 2 занятия

Декабрь

7

Лесной домик

Учить строить дом. Распределять детали конструктора правильно. Развивать творческое воображение, навыки конструирования.

1

8

Мебель

Развивать способность выделять в реальных предметах их функциональные части. Учить анализировать образец

 

1

Всего 2 занятия

Январь

9

Загон для коров и лошадей

Учить строить загоны по условиям. Развивать глазомер, навыки конструирования, мелкую моторику рук

1

10

Дом фермера

Учить строить большой дом для фермера. Развивать фантазию, творчество. Учить доводить начатое дело до конца

1

Всего 2 занятия

Февраль

11

Светофор

Учить слушать сказку. Рассказать о светофоре. Учить Правила дорожного движения. Строить проезжую часть и надземный переход.  Закреплять навыки конструирования

1

12

Конструирование по замыслу

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание

 

 

      1

 

Всего 2 занятия

Март

13

Мы едем в зоопарк. Слон

Учить отличать хищников от травоядных животных. Учить строить слона. Продолжать знакомить с обитателями зоопарка.

1

14

Мы едем в зоопарк. Обезьяна

Учить строить обезьяну. Продолжать знакомить с обитателями зоопарка.

1

Всего 2 занятия

Апрель

15

Ракета, космонавты

Рассказать о космических ракетах и космонавтах. Учить строить ракету и космонавтов.

1

16

Грузовая машина с прицепом

Учить сооружать знакомую конструкцию по графической модели, соотносить ее элементы с частями предмета.

1

Всего 2 занятия

Май

17

Пожарная машина

Рассказать о работниках пожарной части. Учить строить из конструктора пожарную часть и пожарную машину. Развивать творчество и логическое мышление.
Учить понимать нужность профессии.

1

18

Робот

Познакомить с игрушкой робот. Учить строить из лего-конструктора.

1

19

Конструирование по замыслу, итог.

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

1

Всего 3 занятия

Итого: 19 занятий


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по конструированию средняя группа

Перспективные планы разработаны на основе программмы "Развитие " Л.А. Венгера , О.М.Дьяченко...

Программа дополнительного образования по направлению «Познавательное развитие «ТИКО - конструирование» средняя группа

Формирование у воспитанников способности и готовности к созидательному творчеству в окружающем мире....

Конспект занятия по конструированию средняя группа "Мосты"

Конспект занятия по конструированию средняя группа "Мосты"...

Занятие по конструированию. Средняя группа. "Мы строим зоопарк"

Занятие для детей 4-5 лет. Закрепляем умениие строить заборы и дома по карточке-схеме. Повторяем названия строительных деталей....

Картотека игр по конструированию (средняя группа)

Картотека игр по конструированию (средняя группа)Ирина Янкевич Картотека игр по конструированию (средняя группа)1 Игры по конструированию(средний дошкольный возраст)«Постройка домика д...

Конспект занятия по конструированию (средняя группа)

Аннотация: в статье дано описание занятия для детей среднего дошкольного возраста, направленного на развитие навыков конструирования. Актуальность занятия связана с технологией конструирования, как сп...

Конспекты занятий по конструированию средняя группа программа "Мир открытий"

здесь данны конспекты по ОО "Познание"  Конструирование, которые рекомендованны по программе "Мир открытий"  под ред Л.Г. Петерсон, которые помогут воспитателям при прове...