Мастер-класс "Айрис фолдинг"
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Шматова Екатерина Руслановна

Актуальность данной темы обусловлена тем, что у большинства современных детей, все чаще специалистами отмечается общее моторное отставание и слабое развитие моторики рук. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой.

Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки у детей, имеющих речевые нарушения, оказывается недостаточным для освоения письма, формирует школьные трудности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shmatova_mbdou_tsrr_ds_skazka_master_klass.docx27.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка — детский сад «Сказка»

г. Мичуринска Тамбовской области

Мастер-класс

городское профессиональное объединение педагогов

по художественно-эстетическому развитию дошкольников

Тема:

«Айрис Фолдинг - радужное складывание»

Подготовила:

воспитатель

Шматова Екатерина Руслановна

г. Мичуринск, 2022

СЛАЙД №1. Добрый день, уважаемые коллеги! Я очень рада всех вас приветствовать, и надеюсь, что мы отлично пообщаемся, так как сегодня я хочу вас познакомить с техникой айрис - фолдинг. Может быть, уже кто-то с ней и знаком, но эта техника универсальна и полезна в плане развития у детей мелкой моторики рук. Поскольку я в своей работе большое внимание уделяю познавательному развитию детей, то стараюсь найти различные способы развития внимания, наблюдательности, пространственного мышления. Айрис-фолдинг как раз является средством развития умственных способностей и ручной умелости дошкольников.

СЛАЙД №2. Айрис Фолдинг - художественная техника, позволяющая создавать с помощью бумаги и клея яркие и веселые композиции с эффектом объемного изображения. Появилась впервые в Голландии. Название этой техники можно перевести как «радужное складывание», заполнение вырезанной по контуру картинки разноцветными полосками, которые, накладываются друг на друга под определённым углом, создают интересный эффект закручивающейся спирали, радужной оболочки глаза или диафрагму у фотоаппарата.

СЛАЙД №3. Актуальность данной темы обусловлена тем, что у большинства современных детей, все чаще специалистами отмечается общее моторное отставание и слабое развитие моторики рук.

Занятие Айрис-Фолдингом способствует развитию у ребенка: сенсорного восприятия; глазомера; логического мышления; воображения; мелкой моторики пальцев, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга; волевых качеств. В процессе занятий дети знакомятся с основными геометрическими понятиями: учатся ориентироваться на листе бумаги, тренируются в развитии чертежных навыков, учатся владеть ножницами, закрепляют навыки сгибания бумаги.

СЛАЙД №4. Занятие техникой «Айрис Фолдинг» расширяет представление детей об окружающем мире, учит внимательно вглядываться в различные предметы, сохранять целостность восприятия при создании различных образов на бумаге. Формирует настойчивость, умение доводить начатое дело до конца. Воспитывает аккуратность и усидчивость.

СЛАЙД №5. Владение технологией выполнения работ в технике «Айрис Фолдинг» выполняет функцию не только украшательства, но и несет в себе определенный блок задач:

1) Блок задач по развитию математических представлений. Даёт понятия о различных углах: величине, длине сторон, окружности; упражняет детей в количественном и порядковом счете; закрепляет знание направлений: вверх, вниз, вправо, влево; дает понятие о середине, центре, вершине, крае.

2) Речевой блок. Развивает активный и пассивный словарь детей.

3) Блок задач по нравственному восприятию. Воспитывает усидчивость, терпение, внимательность и старательность.

4) Блок задач по сенсорному развитию. Развивает цветовое восприятие: понятие о холодных и теплых тонах, учит подбирать цвет к фону; учит различать толщину бумаги, изнаночную и лицевую сторону изделия, закрепляет навыки сгибания бумаги.

5) Блок задач по трудовому восприятию. Учит детей владеть ножницами, схемой, клеем, скотчем.

6) Блок задач по физическому восприятию. Развивает мускулатуру кисти рук, глазомер, остроту зрения, координацию движения.

7)Блок задач по эстетическому восприятию. Знакомит с новым видом художественной деятельности; развивает умение подбирать цвета, прививает умения использовать полученные знания на других видах деятельности.

СЛАЙД №6. Для работы с данной техникой вам понадобятся: картон цветной, белый; бархатная бумага; цветная бумага, ленты; скотч; клей ПВА; линейка; ножницы; канцелярский нож; карандаш; схемы.

СЛАЙД №7. Как же построить шаблон-рисунки в Айрис Фолдинг?

Схемы и шаблоны для создания изделий в технике айрис фолдинг вы можете найти как в книгах по данному виду искусства, так и на просторах интернета. Картинки поделок очень разнообразны. Достаточно найти схемы, шаблоны техники айрис фолдинг для начинающих и вы будете приятно удивлены лёгкостью исполнения данного вида искусства.

Также же можно сделать самим. Для этого нужно выбрать рисунок несложной формы, который ты хочешь выполнить в этой технике. Затем нужно построить геометрическую фигуру, которая по форме приблизительно будет напоминать твой рисунок и будет близка к ней по размерам. Такой фигурой может быть треугольник, квадрат, прямоугольник, трапеция, неправильный четырёхугольник, пятиугольник, реже — шестиугольник. Айрис-шаблон строится на любом листе бумаги при помощи карандаша и линейки.

СЛАЙД №8-9. Разноцветные полоски из бумаги могут располагаться как по спирали, так хаотично, также, имея определенную последовательность, но только благодаря шаблонам вы получите нужный результат. Способы укладывания полос перед вами: веер, елочка, зигзаг, горизонтально, вертикально, диагонально.

СЛАЙД №10-11. Рассмотрим построение шаблона на примере треугольника.

  1. Постройте треугольник необходимых вам размеров.
  2. Двигаясь по часовой стрелке, отложите на каждой стороне от вершины по одинаковому отрезку. Этот отрезок называется шагом, обычно он одинаковый для всего построения шаблона. Чаще всего он бывает 10—15 мм.
  3. Соедините точки, отмеченные на сторонах, прямыми линиями. У вас получился новый треугольник. На этом новом треугольнике снова отложите отрезки той же длины, двигаясь от вершин по часовой стрелке.
  4. Соедините новые точки между собой. Получился новый треугольник. Продолжайте построения точно так же.
  5. В итоге, в конце получится маленький треугольник, а построенные линии создадут интересный эффект закручивающихся спиралей.

СЛАЙД №12. На схему каждого айрис-шаблона наносятся линии и цифры.

Линии означают границы раскладки полосок, цифры - последовательность их наклеивания.

Схема (шаблон) заполняется либо в соответствии с цветовой гаммой, либо в произвольном порядке. Если вы выбрали строгое цветовое решение, то предварительно стоит сделать на схеме подсказку, закрасив её выбранными цветами. Эту операцию можно провести в виде математической игры ещё до занятия, предложив детям закрасить полоски на схеме: определённые номера полосок соответствуют определённому цвету. Например, 1,4,7,10,13,16,19 - красные; 2,5,8,11, 14,17,20 - жёлтые, 3,6,9,12,15,18 - зелёные.

Заполнение схемы в произвольном порядке способствует развивать чувство цвета, умению детей подбирать цвета для композиции. В таких работах ребёнок подбирает и располагает цвета самостоятельно.

СЛАЙД №13 -14. Как же можно использовать данную технологию в своей работе с детьми? При изучении темы «Фрукты» сделать вместе с детьми яблочко или спелую грушу. Дети сами будут подбирать цвета, выкладывать полоски в соответствии с размером.

При закреплении темы «Домашние и дикие животные» сконструировать веселого медвежонка и забавного котенка.

Сейчас особое внимание уделяется в детских садах уголкам по дорожному движению, можно также пополнить уголок интересной машиной.

Дети очень любят играть в сюжетно-ролевые игры в зонах активности, им нравится перевоплощаться в поваров, домохозяек и официантов, поэтому можно сделать разноцветные чайники.

Ребят очень увлекает подводный мир, вот таких необычных представителей морского дна - рыбку и дельфина можно выполнить в данной технике.

СЛАЙД № 15. Мама – это самое главное слово в жизни ребёнка, поэтому ко Дню матери попробуйте сделать с детьми душевные цветы в технике Айрис Фолдинг.

Сегодня я предлагаю вам сделать сердце, символ любви.

Коллеги, кто желает попробовать изготовить работу в данной технике. Приглашаю 5 педагогов. Чтобы нам легче было общаться, напишите, пожалуйста, на бейджиках свои имена и наденьте их.

У вас на столах есть все необходимые материалы, шаблон, схемы и полоски уже готовы.

СЛАЙД № 16. Практическая часть мастер-класса. Изготовление панно «Сердце». Этапы работы:

Этап №1: Подготовка шаблона.

Для создания сердца нам нужно сначала построить или распечатать шаблон в форме сердца, затем приложить его к картону, обвести и вырезать в картоне сердечко по шаблону. Шаблон готов. (у вас готовые шаблоны).

Важно: картон будет фоном вашей работы, поэтому выбирайте его цвет только после того, как определитесь, какие цвета будете использовать. Фон должен подчеркивать вашу работу, а не забирать внимание на себя.

СЛАЙД № 17. Этап №2: Прикрепляем временно скрепками.

Схему перекладываем к лицевой стороне картона и фиксируем с помощью скрепок так, чтобы она полностью была видна в отверстии, или же скотчем.

СЛАЙД № 18. Этап №3: Нарезаем цветные полоски. (у вас готовые полоски).

Нам понадобятся обрезки цветной бумаги (можно новые листы, если не жалко), разлиновываем их по 3−4 см шириной и нарезаем. Каждая полоска должна быть длиннее своего номера на схеме, чтобы полоски можно было приклеить к картону. Каждую получившуюся полоску сгибаем вдоль так, чтобы цветная сторона была снаружи. Это делается для того, чтобы линия сгиба была плотной и ровной. Сгибать полоски ровно посередине необязательно, лучше сгибать только 1/3 от ее ширины.

СЛАЙД № 19. Этап №4: Приклеиваем цветные полоски.

Приклеиваем полоски сгибом в центр по линиям схемы, придерживаясь порядка цифр. Клей не должен касаться схемы, только картона или других полосок. Мы будем использовать 4 цвета. Двигаться нужно все время по цифрам, здесь нужно соблюдать чередование цветов.

Можете приступать к работе.

СЛАЙД № 20. Работа с залом.

Пока наши коллеги выполняют аппликацию, я предлагаю выполнить Упражнение «Мое видение творческого воспитателя».

В то время, пока что наши коллеги занимаются делом, мы поговорим с вами о творчестве. Ведь творчество для воспитателя это неотъемлемая часть его работы. Какими же качествами должен обладать творческий воспитатель?

Я вам предлагаю для каждой буквы в слове ТВОРЧЕСТВО подобрать качества, которые, по вашему мнению, характеризуют творческого воспитателя детского сада. 

Т - толерантный, терпеливый…

В – волевой, веселый…

О - оригинальный, оптимистичный, организованный, органический.

Р - решительный, раскованный, реактивный, романтический, разный.

Ч - чуткий, честный, человечный…

Е - естественный…

С - самостоятельный, сознательный, смелый.

Т - тактичный, трудолюбивый.

В - великодушный, выдержанный…

О - общительный, обаятельный…

Молодцы! Оказывается столько много качеств можно объединить в творческом педагоге! А как же дела у наших коллег, которые занимаются «радужным складыванием»?

СЛАЙД № 21. Этап №5: Доклеиваем последние полоски.

В конце работы останется только отверстие в середине –iris- «Зрачок», давший название технике. Его следует заклеить цветной бумагой.
Когда приклеены все полоски, аккуратно убираем скотч только с углов картона, который был приклеен к столу, и переворачиваем работу. Сердце готово, но работа еще не закончена!

СЛАЙД № 22. Этап №6: Добавляем сердце на открытку

Перевернув панно, убираем схему с картона. С обратной стороны панно приклеиваем картон, чтобы скрыть все полоски. Сердце готово!

!!! Хочу поделиться своей творческой находкой. Для первых поделок можно использовать широкие полоски, выложенные в одном направлении: горизонтально, вертикально, диагонально. Первыми шаблонами могут быть простые предметы, геометрические фигуры. По мере усвоения техники делать полоски уже, чередовать цвета, использовать разные направления, усложнять схемы.

СЛАЙД № 23. Я благодарю вас за внимание. Желаю вам творческих успехов в вашей работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работы в технике: "Айрис фолдинг"

Айрис фолдинг – удивительная художественная техника, позволяющая создавать с помощью бумаги и клея необычайно яркие и веселые композиции с эффектом объемного изображения....

Презентация: "Айрис фолдинг" (этапы работы)

Займитесь с детьми очень интересным видом творчества - айрис фолдингом. Просто, но очень красиво. Эффектно....

"Айрис фолдинг" мастер-класс

Для себя я нашла очень интересной работу с бумагой в технике "Айрис фолдинг"...

Айрис - фолдинг. Мастер – класс для педагогов ДОУ

Айрис-фолдинг необычная техника, называемая также «радужное складывание», появилась впервые в Голландии. Мастера этой страны накладывали полосы разноцветной бумаги под строгим определенным углом...

Новогодняя открытка в технике Айрис - фолдинг.

В этом году мы с ребятами сделали поздравительные открытки при помощи техники «Айрис-фолдинг». Айрис-Фолдинг – техника складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали. Работы...

«Новогодняя открытка в технике айрис фолдинг»

Инструкционная карта«Новогодняя открытка в технике айрис фолдинг»...

Мастер-класс "Пасхальная открытка" в технике айрис-фолдинг

Айрис-фолдинг - голландская техника, радужное складывание, которая позволяет создавать удивительные композиции. Главное - она настолько проста, что доступна даже детям. Накануне Светлого праздника Пас...