Картотека по Конструированию во второй младшей группе
картотека по конструированию, ручному труду (младшая группа)

Сержантова Ольга Николаевна

Картотека по конструированию  во второй младшей группе. Конструирование из строительного материала. Структура занятия: Цель занятий. Демонтрационный и раздаточный материал. Ход занятия. Самостоятельная деятельность. Итог занятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_po_konstruirovaniyu_vo_vtoroy_mladshey_gruppe.docx25.56 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека по Конструированию во второй младшей группе на сентябрь

№1 Конструирование из строительного материала

Тема: «Ворота» (низкие, высокие)

Цель: учить детей изменять конструкцию предмета путём приставления его в высоту. Закреплять умения делать перекрытия, выбирать детали соответственно величине игрушек. Воспитывать умение доводить до конца дело. Развивать воображение, видеть ворота в элементах строительного материала. Учить, обыгрывать постройку, разбирать свои постройки и аккуратно складывать детали в коробку.

Демонстрационный и раздаточный материал: по 4 кирпичика и 4 кубика на каждого ребёнка; автомашины.

Ход занятия.

Воспитатель спрашивает, какие бывают ворота (высокие и низкие, широкие и узкие)

Показывает и объясняет способ конструирования ворот: установить 2 кирпичика на расстоянии друг от друга и перекрыть их третьим. Получаются низкие ворота.

Воспитатель объясняет и показывает, как увеличить высоту ворот: установить на 2 кирпичика кубики и перекрыть их верхним кирпичиком.

Самостоятельная деятельность детей.

С помощью педагога дети увеличивают постройку в высоту.

Итог занятия.

Педагог дает положительную оценку стараниям детей. Предлагает поиграть с постройками: дети провозят в ворота автомашины разной величины. После того, как дети обыграли свои постройки, предлагает разобрать постройки и сложить материал на место.

№2 Конструирование из строительного материала

Тема: «Большие и маленькие ворота» (широкие – высокие, узкие - низкие)

Цель: Расширять представления детей о воротах (широких - узких, низких - высоких); опорах, перекрытиях, используемых при строительстве ворот и других сооружений. Учить соотносить размеры построек с размерами игрушек; строить по образцу низкие ворота (две опоры и простое перекрытие) и высокие ворота по условиям (изменение набора деталей или одного параметра конструкции); анализировать образец постройки, называть строительные детали, из которых эти части построены. Развивать воображение, учить видеть ворота в деталях строительного материала. Учить правильно, располагать опоры в пространстве постройки (ставить одну опору точно против другой); аккуратно разбирать конструкцию и убирать строительный материал в коробки; обыгрывать постройку.

Демонстрационный и раздаточный материал: Кирпичики: 3 коротких, 4 средних; 2 высоких бруска; 3 кубика; игрушки: машина легковая и грузовая.

Ход занятия

В начале занятия воспитатель закрепляет с детьми знание деталей строительного материала. Он показывает кирпичики двух величин и кубик, предлагает детям назвать их. Знакомит с новой для них деталью строительного материала — бруском, уточняет, что брусок похож на кубик, но высокий.

Задаёт вопросы: «Какие детали вы знаете? Как называется эта деталь? (Это кубик.) Что это? (Это кирпичик.) Покажите самую широкую сторону кирпичика. Покажите узкую короткую сторону. Где узкая длинная сторона? Эти два кирпичика одинаковые или разные? Покажите длинный кирпичик. А этот кирпичик длинный? (Нет, короткий.) Посмотрите, вот еще одна деталь. Это брусок. На что похож брусок? Это все строительные детали.  Что с ними можно делать? (Строить)»

Педагог говорит, что сегодня дети будут строить ворота — широкие - высокие, узкие - низкие

Объясняет и показывает, как построить низкие ворота из трех коротких кирпичиков: «Чтобы построить ворота, важно правильно расположить кирпичики-столбики. Один столбик нужно поставить точно напротив другого столбика. Нужно поставить столбики кирпичики на небольшом расстоянии друг от друга — так, чтобы между ними могла проехать легковая машина. (Проверяет расстояние, проводя между столбиками машину.) Сверху на опоры надо осторожно положить еще один кирпичик — перекрытие. Кирпичик-перекрытие нужно положить на столбики широкой стороной — аккуратно, ровно».

Затем воспитатель обращается к детям: «Может ли проехать через эти низкие ворота высокая широкая грузовая машина?  Почему нет? Давайте проверим! Что нужно сделать, чтобы ворота стали выше и шире?

Дети практическим путем выявляют несоответствие размеров ворот размерам машины. Выясняют, высокие и широкие ворота будут строить из трех средних кирпичиков и двух кубиков. При ответах детей воспитатель следит за тем, чтобы дети не подменяли слова «высокие», «низкие» словами «большие», «маленькие», исправляет ошибки.

Воспитатель предлагает построить узкие - низкие ворота для легковой машины, широкие - высокие ворота для грузовой машины.

Самостоятельная деятельность детей

Дети самостоятельно строят ворота. Воспитатель руководит детским конструированием, оказывает практическую помощь, дает советы, подбадривает неуверенных детей, оценивает детские конструкции.

Затем объясняет: чтобы ворота были прочными, их следует укрепить, у каждой опоры необходимо поставить по кубику. Нужно укрепить ворота — поставить кубики по обеим сторонам опор — и проверить, сможет ли высокая грузовая машина проехать в эти ворота.

Воспитатель говорит, что дети построили высокие ворота. Но такие ворота можно построить не только из кирпичиков и кубиков. Их можно построить и из других деталей. Детям дается задание: построить высокие ворота, но для опор использовать бруски. Воспитатель помогает детям, испытывающим затруднения в работе.

Итог занятия.

В конце занятия все рассматривают получившиеся ворота и отмечают их особенности (прочность, ширину, высоту).

Задаёт вопросы: «Что мы построили? Из каких деталей мы построили ворота? Что мы брали? Перекрытие на чем лежит?  Столбики лежат или стоят?

Воспитатель хвалит детей за то, что все старались во время работы, и предлагает поиграть с машинами. Потом просит тихо разобрать конструкции и убрать материал в ящики.

№3 Конструирование из строительного материала

Тема: «Мебель для кукол»

Цель: Учить детей сооружать постройки путём комбинирования кирпичиков, кубиков и пластин. Формировать умения преобразовывать постройки в ширину. Продолжать учить обыгрывать постройку, разбирать свои постройки и аккуратно складывать детали в коробку.

Материал: куколки разного размера, строительные детали кубики, кирпичики, пластины разного цвета.

Ход занятия 

В гости пришли куколки. Просят ребят построить для них мебель.

Педагог предлагает детям подумать, из каких деталей можно построить стол, стул и кровать для кукол (образец не дается).

Напоминает способы конструирования стула, стола и двух кроватей:

1.стул: поставим кирпичик на узкое, длинное ребро и к нему приставим кубик;

2.стол: поставим кирпичик на узкое, длинное ребро, а на него положим другой кирпичик;

3.узкая кроватка (для маленькой куколки): поставим два кирпичика, а на него положим пластину;

4.широкая кроватка (для большой куколки): поставим по два кирпичика и на них положим две пластины.

Предлагает красиво расставить построенную мебель, чтобы удобно было играть.

Самостоятельная деятельность детей

Перед детьми в стопочках разложены детали разного цвета. Каждому ребёнку педагог даёт куколку, несколько отличающиеся по размеру, и просит построить для куколок предметы мебели, используя цвет деталей по желанию. Поощряет стремление детей строить по-другому.

Итог занятия

Обращает внимание на постройки: «Какие красивые кровати, столы и стулья вы построили, разные по цвету» Просит некоторых детей рассказать, как строили мебель. Раздаёт посуду, постельные принадлежности и играет с детьми. После того, как дети обыграли свои постройки, воспитатель просит, разобрать постройки и убрать материал на место.

№4 Конструирование из строительного материала

Тема: «Длинный паровоз»

Цель: знакомить детей с формой – куб, его особенностями; учить выкладывать на плоскости длинный поезд; познакомить с понятием «длинный»; учить способам конструирования – прикладыванию; побуждать совместно со взрослым обыгрывать постройку, разбирать свои постройки и аккуратно складывать детали в коробку.

Демонстрационный и раздаточный материал: Коробка с кубиками; игрушки: мишка, зайка, кошка, обезьянка, собачка.

Ход занятия.

Педагог поет песенку Железновой «Паровоз»:

Едет, едет паровоз,

Три трубы и сто колёс.

Три трубы и сто колёс,

Он вагончики повёз.

А вагончики скрипят

И колёсики стучат.

И колёсики стучат

Так-так-так, так-так-так-так

Паровоз пыхтит ЧУ –ЧУ,

Я как птичка полечу.

Чу-чу-чу-чу-чу-чу-чу,

Ребятишек прокачу!

Дети строятся друг за другом — “паровозиком”, имитируют движение паровоза.

Воспитатель предлагает сделать паровозик и покатать на нём игрушки. Спрашивает детей, кто поедет на паровозике. (Показывает игрушки - мишка, зайка, кошка, мартышка, собачка). Вот как много друзей поедет на паровозике. Давайте построим для них длинный паровоз из кубиков.

Педагог ставит на пол коробку с кубиками. Показывает детям кубики, спрашивает, как называются эти детали. Предлагает взять по кубику в руки, рассмотреть их. Воспитатель и дети приходят к выводу, что у кубика все стороны одинаковые.

Педагог показывает образец постройки длинного паровоза. Объясняет и показывает, как построить длинный паровоз, как соединить кубики между собой: «Посмотрите, как я буду строить длинный паровоз. Я взяла один кубик, положила его на пол. Теперь беру второй кубик. Положу его вот так, близко к первому кубику. Приложила кубик к кубику, кубики лежат рядом. Я положила их аккуратно. И еще положу кубик так же. Вот как много кубиков я положила»

Самостоятельная деятельность детей.

Дети вынимают из коробки по одному кубику и составляют на полу длинный поезд (кубик к кубику).

Итог занятия.

Педагог дает положительную оценку стараниям детей: «Какой длинный, ровный паровозик у нас получился!»

Воспитатель хвалит детей за то, что все старались во время работы, и предлагает покатать на паровозе наших друзей (еще раз спеть песенку). Потом просит тихо разобрать конструкцию и убрать кубики в коробку.

№5 Конструирование из строительного материала

Тема: «Загородка для коров и телят»

Цель: Учить чередовать кирпичики по цвету, устанавливая их на вертикальную и горизонтальную плоскости (для телят – низкая загородка, для коров – высокая). Закрепить умение детей замыкать пространство.
Развивать мышление, воображение, речь. Воспитывать умение доводить до конца дело.

Демонстрационный и раздаточный материал: изображением животных; кирпичики разного цвета, зеленые листы бумаги, большие маленькие фигурки коров и телят на подставках, с помощью которых они могут стоять на столе.

Ход занятия.

Педагог раздает детям большие и маленькие картонные фигурки коров и телят. Спрашивает, кто это (Коровы и телята) Наши коровы и телята будут пастись на травке (дает по два листа зеленой бумаги). Какого цвета трава? (Зеленая.) Травка зеленая, и на ней пасутся коровы и телята. Но они могут далеко уйти и потеряться. Ребята, давайте огородим травку с коровами и телятами, построим им загоны.

Будем использовать для этого кирпичики: (Перед каждым ребенком лежат кирпичики разного цвета.)

Загон для коров будет у нас большой и высокий, чтобы коровы в нем могли гулять, щипать травку, но, чтобы они не смогли перешагнуть через высокий забор и убежать. Кирпичики нужно ставить вертикально на короткую узкую сторону, близко друг к другу. Чтобы коровы не разбежались концы загона нужно сомкнуть. (Устанавливает один кирпичик.)

Загон для телят будет у нас маленький и низкий, потому что телята меньше и ниже коров. Кирпичики нужно ставить горизонтально на длинную узкую сторону, близко друг к другу. (Устанавливает один кирпичик.)

Чтобы загоны были красивыми, постройте их из кирпичиков разного цвета.

Педагог напоминает, что загородки необходимо аккуратно замыкать по четырёхугольникам (для телят – низкая загородка, для коров – высокая)

Самостоятельная деятельность детей.

Дети самостоятельно строят загородки. Воспитатель руководит детским конструированием. Затрудняющимся детям оказывает практическую помощь.

Итог занятия. 

Педагог обращает внимание детей на каждый построенный загон.

Задаёт вопросы: Что мы строили? Какой по размеру загон строили для коров, а какой для телят? Почему? Из кирпичиков, какого цвета Медет (Асхат) построил загон? Сколько кирпичиков нам понадобилось?

Воспитатель хвалит детей за то, что все старались во время работы, и предлагает поиграть с фигурками животных. Потом просит тихо разобрать конструкции и убрать материал в ящики.

№6 Конструирование из строительного материала

Тема: «Заборчик вокруг детского сада»

Цель: Учить детей строить забор различными способами, располагая кирпичики по периметру четырёхугольника. Побуждать детей обыгрывать постройку, использовать для игры маленькие игрушки. Воспитывать желание строить и заканчивать начатую постройку, работать в коллективе сверстников.

Материал: макет «Детский сад», кирпичики и кубики по 10 – 12 на каждого ребёнка.

Ход занятия.

Дети рассматривают макет «Детский сад». Воспитатель учит узнавать и называть объекты детского сада (Фигурки на подставке - деревья, клумбы, игровая площадка). Обращает внимание детей на красивые деревья, цветы, ярко раскрашенные объекты участка. Предлагает подумать, чего не хватает в предложенной композиции.

Загадывает загадку:

Сто дощечек в один ряд
Крепко связаны стоят. (Забор)

Педагог предлагает «построить забор из досок вокруг детского сада»

Задаёт вопросы: «Какие детали нам нужны? (Кирпичики)

Объясняет и показывает способы постройки забора: «Ставлю кирпичик на короткую сторону (показывает короткую грань) и поворачиваю широкой стороной к себе, вот так (показывает). И так ставить все кирпичики близко друг к другу по четырехугольнику»

Предлагает построить забор вокруг детского сада по предложенному образцу.

Самостоятельная деятельность детей.

Воспитатель поощряет тех детей, кто самостоятельно и сразу приступает к выполнению задания, помогает всем детям советами или практически.

Предлагает построить забор по-другому, из кирпичиков и кубиков. Взять кубики и поставить их рядом, потом на кубики поставить кирпичики на короткую сторону и широкой стороной к себе.

Итог занятия.

Педагог отмечает качество исполнения работы, степень участия каждого ребёнка. Раздаёт маленькие фигурки куколок, предлагает поиграть «на участке детского сада».

После того, как дети обыграли свои постройку, предлагает разобрать постройку и сложить материал на место.

№7 Конструирование из строительного материала:

Тема: «Большие и маленькие дома для кукол»

Цель: Учить детей изменять конструкцию постройки в длину и ширину. Развивать воображение. Учить, обыгрывать постройку, разбирать свои постройки и аккуратно складывать детали в коробку. Продолжать учить детей работать самостоятельно в едином темпе со сверстниками.

Материал: Набор кирпичиков, кубиков, пластин, призм; образец постройки дома, куклы разной величины.

Ход занятия

Воспитатель спрашивает, что должно быть в доме, чтобы в нём можно было жить (стены, крыша, окна, вход). Показывает образец дома и задаёт вопросы: «Как строят стены дома? Из чего и как строят стены? (Из кирпичиков и кубиков. Кирпичики ставят на короткую – узкую сторону, а между ними помещают кубики.) Из чего и как строят крышу?» (Из пластин, на которые устанавливают призмы.)

Предлагает взять куку и поселить её в доме, а если он не подойдёт по размерам, то перестроить его.

Педагог объясняет и показывает способ увеличения дома в длину – путём пристраивания двух кирпичиков сзади и в ширину – путём пристраивания кирпичиков с двух сторон.

Педагог предлагает построить дома, говорит:

Строим дом: Дом большой,

И с крылечком,

И с трубой.

Это чей, это чей

Новый дом из кирпичей?

Это дети строят дом.

Чтобы куклы жили в нем.

Самостоятельная деятельность детей.

С помощью педагога дети выполняют сначала одну, а потом другую операцию.

Итог занятия.

Педагог дает положительную оценку стараниям детей: «Какие хорошие дома у нас получились! Затем предлагает поиграть с домиками.

После того, как дети обыграли свои постройки, воспитатель просит, разобрать постройки и убрать материал на место.

№8 Конструирование из строительного материала

Тема: «Башенка и лесенка»

Цель: Развивать умение сооружать устойчивую постройку. Закреплять понятия высоты, цвета. Учить рассказывать о будущей конструкции, строить по образцу, анализировать постройку. Продолжать учить детей работать самостоятельно в едином темпе со сверстниками.

Демонстрационный и раздаточный материал: кубики и призмы разного цвета, игрушка Колобок.

Ход занятия.

В гости к детям пришёл Колобок. Воспитатель говорит: «Наш гость - колобок - на окошке лежал, по лесу бежал, а на башенке никогда не был. А ему так хочется посидеть на башенке. Поможем ему, ребята?»

Какие детали будем отбирать для башенки? (Кубики.) С чего начнем? (Выберем из набора деталей кубики.)

При необходимости воспитатель напоминает процесс возведения башни (используются кубики одного цвета): «Берем кубик, ставим его перед собой на столе. Теперь берем еще один такой же кубик и ставим его на первый кубик, подравниваем. Теперь берем еще один и ставим сверху, тоже подравниваем. Вот какая башня получилась! Высокая башня! Какого цвета башня? (Дети называют.)

После этого воспитатель предлагает построить две башни разного цвета - одну из трех кубиков, а другую - из четырех. Дети отбирают кубики двух цветов и строят башни. Воспитатель предлагает украсить башню. Он показывает призму и демонстрирует, как нужно ее поставить. Дети находят у себя призмы и украшают свои башни. Цвет призмы должен соответствовать цвету башни.

Самостоятельная деятельность детей.

В процессе работы поощряет детей, при необходимости подсказывает, помогает советами и действием.

Воспитатель говорит, что Колобок хочет побывать на самом верху башенки. Как можно туда взобраться? (По лесенке.) Предлагает поставить рядом с башенкой лесенку.

Воспитатель рассматривает с детьми образец лесенки из шести кубиков. Обращает внимание на детали, необходимые для постройки, как много нужно кубиков, чтобы построить лесенку. Дети строят лесенку рядом с башней.

Итог занятия. 

Воспитатель подробно анализирует возведенные башенки, обращает внимание детей на названия деталей, их красивое сочетание по цвету, различие построек по размеру. Просит рассказать, что дети построили, из каких деталей, какого цвета получились башенки, какие башенки построили дети.

Воспитатель говорит, что теперь наш колобок может забраться на башенку. Молодцы, ребята, помогли колобку. Он очень рад!

№9 Конструирование из строительного материала

Тема: «Загородка для уточек»

Цель: Учить чередовать кирпичики по цвету, устанавливая их на вертикальную плоскость. Закрепить умение детей замыкать пространство по кругу (Озеро для утят.) Побуждать детей обыгрывать постройку, использовать для игры маленькие игрушки. Воспитывать желание строить и заканчивать начатую постройку, работать в коллективе сверстников.
Развивать мышление, воображение, речь. Воспитывать умение доводить до конца дело.
Демонстрационный и раздаточный материал: на каждого ребёнка: кирпичики двух цветов, голубой лист бумаги закругленной формы, маленькие игрушки уточек; игрушка лиса.

Ход занятия.

Педагог говорит, что сегодня мы построим большое озеро, в котором будут плавать уточки. Раздаёт детям голубые листы бумаги закругленной формы и предлагает огородить озеро для уточек.

Педагог не даёт образец постройки, а показывает один конструктивный момент, используя словесные указания: «Сегодня мы построим большое озеро, в котором будут плавать уточки. Сколько уточек на ваших столах? Правильно, много. Возьмите по одной. Посмотрите, какая она маленькая, жёлтая, клёв красный. Пустите свою уточку поплавать на озеро. Какого оно цвета? Правильно, синего. Вот как плавают маленькие уточки в большом озере! Но наших уточек может напугать лиса, она хитрая. (Показывает игрушку.) ребята, давайте огородим озеро. Кирпичики нужно класть на узкую длинную сторону, тесно друг к другу, чтобы лиса не пробралась к уточкам. (Устанавливает один кирпичик.) Чтобы загородка была красивая, постройте её из кирпичиков разного цвета».

Педагог напоминает, что озеро надо огораживать по кругу.

Самостоятельная деятельность детей.

Перед каждым ребёнком в стопочках лежат кирпичики двух цветов. Воспитатель руководит детским конструированием.

Итог занятия.

Воспитатель оценивает работы детей от лица игрушки лисы: «Какой заборчик построил Медет: кирпичики стоят тесно, ровно, не пробраться мне к уточке!» (Лиса играет с ними – пытаясь догнать уточек) Потом просит тихо разобрать конструкции и убрать кирпичики в коробку.

Литература

1.«Обучение детей в дошкольных учреждениях села» авт. А.С Алексеевой. М., 1990

2."Художественно-творческая деятельность" авт. И. А. Рябкова, О. А. Дюрлюкова 2011

3."Ознакомление с окружающим миром" авт. Г. В. Морозова 2010

4. Воспитание детей во второй младшей группе детского сада /Сост. Г.М. Лямина. - М., 1981

5.Конструирование и ручной труд в детском саду /Из опыта работы. – М., 1990

6.Развитие у дошкольников конструктивного творчества авт. А. Н. Давидчук. М., 1976


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Картотека по конструированию для второй младшей группы

Красочные изображения готовых конструкций,используемых в работе с детьми...

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики во второй младшей группе.

Картотека физкультминуток во второй младшей группе; Картотека гимнастики  после сна во второй младшей группе; Картотека подвижных игр во второй младшей группе; Картотека утренней гимнастики...

Картотека игр по конструированию во второй младшей группе

Картотека игр по конструированию во второй младшей группе...

Картотека по Конструированию во второй младшей группе

Картотека по конструированию  во второй младшей группе. Конструирование из строительного материала. Структура занятия: Цель занятий. Демонтрационный и раздаточный материал. Ход занятия. Самостоят...

Картотека игр по конструированию во второй младшей группе

Цели:- повышение интереса детей к созданию конструкций и моделей;- совершенствование конструкторских умений и навыков;- развитие творческого потенциала детей;- предоставление дошкольникам возможности ...

Картотека игр по конструированию во второй младшей группе

Научить детей конструировать из различного вида конструкторов...