Педагогический проект по LEGO – конструированию для детей среднего дошкольного возраста «Волшебная страна фигур»
проект по конструированию, ручному труду

Агафонова Роза Ильдусовна

Использование LEGO – технологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. Эта технология активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности, пространственное и техническое мышление, воображение, формирует у них познавательную активность, формирует навыки общения и сотворчества, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №7 «Жар-птица»

Педагогический проект по LEGO – конструированию

для детей среднего дошкольного возраста

«Волшебная страна фигур»

Автор-составитель:

Агафонова Роза Ильдусовна.

https://static.mir-kubikov.ru/upload/resize_cache/iblock/5a6/746_580_140cd750bba9870f18aada2478b24840a/5a674090dee3a647a2bd10a818fa3036.jpg

г. Нижневартовск

Педагогический проект по LEGO – конструированию для детей среднего дошкольного возраста «Волшебная страна фигур»

Тип проекта: познавательно – игровой.

Продолжительность проекта: 1 год.

Участники проекта: воспитанники среднего дошкольного возраста, родители, педагоги группы.

Актуальность проекта:

LEGO - технология – одна из известных и распространенных педагогических технологий, которая соответствует требованиям ФГОС ДО, так как обеспечивающих интеграцию образовательных областей и всех видов деятельности и позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры.

Использование LEGO – технологии в ДОУ позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. Эта технология активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности, пространственное и техническое мышление, воображение, формирует у них познавательную активность, формирует навыки общения и сотворчества, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор. Конструктивная деятельность требует высокой сосредоточенности и концентрации внимания. Прежде чем приступить к созданию конструкции, необходим расчёт, продуманность, определенная последовательность и точность в работе.

Новизна данного проекта заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрывать практическую целесообразность LEGO-конструирования, развивать необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки.

Цель проекта: развитие творческих способностей, конструкторских умений и навыков детей среднего дошкольного возраста.

Задачи проекта:

- образовательные: обучать приемам конструирования с использованием наборов конструктора LEGO; закреплять умения использовать созданные предметы или постройки в самостоятельной деятельности детей;

- развивающие: развивать конструкторские способности детей, творческое мышление, воображение, фантазию дошкольников через организованную деятельность по освоению LEGO-конструирования;

- воспитательные: воспитывать интерес к конструированию, коммуникативные навыки: умение работать в микрогруппах и дружеские взаимоотношения;

- с родителями: повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах LEGO-конструирования через организацию активных форм взаимодействия (собрания, досуги, развлечения, мастер-классы и т.д.).

Проект составлен с учетом следующих принципов:

- принцип личностно-ориентированного подхода;

- принцип доступности (усвоение материала с учетом возрастных и психологических особенностей воспитанников)

- принцип наглядности (эффективность обучения зависит от целесообразного привлечения органов чувств, к восприятию учебного материала).

- принцип развивающего обучения («от простого – к сложному», одна тема подается с возрастанием степени сложности в течение месяца).

Формы организации обучения дошкольников конструированию:

- Конструирование по образцу - (прямая передача готовых знаний, способов действий основанная на подражании). Детям дается образец постройки и знакомят их со способами ее воспроизведения.

- Конструирование по модели. Детям дается в качестве образца модель - но скрывающая от ребенка, очертание отдельных ее элементов. Конструирование по модели- усложненная разновидность конструирования по образцу

- Конструирование по условиям. Образца нет – рисунка(схемы) нет - способов возведения нет- Определяем только условия, которым должна соответствовать постройка, ее практическое значение

- Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. В результате такого обучения – формируются мышление и познавательные способности.

- Конструирование по замыслу. Большая возможность для развертывания творчества и проявления самостоятельности. Дети сами решают, что и как будут конструировать.

Алгоритм работы с конструктором:

1) Рассматривание образца, схемы, чертежа, рисунка, картинки.

2) Поиск-выбор необходимых деталей из общего набора.

3) Сборка частей модели.

4) Последовательное соединение всех собранных частей в одну целую модель.

5) Сравнение своей собранной модели с образцом, схемой, чертежом, рисунком, картинкой (или анализ собранной конструкции).

Ожидаемые результаты реализации проекта:

- Формирование конструкторских умения и навыков детей среднего дошкольного возраста, умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

- Формирование представлений: о деталях конструкторов «LEGO» и способах их соединении; об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса; о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов; о связи между формой конструкции и ее функциями.

- Применение имеющихся знаний, умений и навыков в самостоятельной деятельности детьми группы.

- Накопление положительного опыта взаимодействия семьи и педагогов ДОУ, повышение педагогической компетенции родителей; формирование интереса к детскому «LEGО - конструированию»; активное участие родителей в жизни своего ребёнка

Этапы реализации проекта:

1 этап: подготовительный. Изучение теоретических положений проекта. Анализ развивающей предметно-пространственной среды в группе. Разработка перспективно – тематического плана конструктивной деятельности.

2 этап: практический. Обогащение среды современными LEGО-конструкторами. Организация образовательной деятельности с воспитанниками.

3 этап: заключительный. Анализ результатов проектной деятельности, внесение изменений и дополнений в проект.

Для обучения детей LEGO-конструированию можно использовать разнообразные методы и приемы:

- наглядные (рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе);

- информационно-рецептивные (обследование деталей конструктора, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними);

- репродуктивные (воспроизведение полученных знаний и способов деятельности (собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);

- практические (использование детьми на практике полученных знаний и увиденных приемов работы);

- словесные (описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей);

- проблемные (постановка проблемы и поиск решения; творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование);

- игровые (использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета);

- поисковые (решение проблемных задач с помощью педагога) и т.д.

Структура ООД по LEGO-конструированию

Часть ООД

Цель деятельности

Программное содержание

Первая часть занятия – это упражнения на развитие логического мышления

(длительность – 5 минут)

Развивать элементы

логического мышления

-Совершенствование навыков классификации.

-Обучение анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на

основе проведенного анализа.

-Активизация памяти и внимания.

-Ознакомление с множествами и принципами симметрии.

-Развитие комбинаторных способностей.

-Закрепление навыков ориентирования в пространстве и др.

Вторая часть – собственно

конструирование (длительность 10-15 минут)

Развивать способность к наглядному

моделированию

- Развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

- Обучение планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта.

- Стимулирование конструктивного

воображения при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме.

- Формирование умения действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO.

Третья часть –

обыгрывание построек, выставка работ (длительность 5 минут)

Развивать творческое мышление детей дошкольного возраста.

- Формировать умения творчески оценивать постройки, исправлять и вносить изменения в зависимости от ситуаций.

Перспективно-тематическое планирование

Тема

Мотивация для занятия

«Путешествие в LEGO -страну»

- Сегодня у нас необычный день. Я вас приглашаю отправиться в веселое путешествие на одной волшебной стране.

- А какая это страна поможет загадка:

Красный, желтый или голубой, зеленый или цвета снега.

Вот такой конструктора-набор; это, конечно же, ...! (ЛЕГО)

Этот конструктор приехал к нам издалека. Кто-нибудь знает, из какой страны? Его страна называется Дания. Там, в городе Биллу, есть завод игрушек. Там делают эти волшебные детали. Так что лего появилось в Дании.

- Отправляемся в веселое путешествие в LEGO –страну!

Выполнение совместных заданий педагогом и детьми по структуре ООД.

«На помощь жителям волшебной страны!»

(проблемная

ситуация)

Обращение жителей LEGO – страны: «Здравствуйте ребята! Коварный волшебник сломал все аттракционы в нашем любимом парке весёлых игр и развлечений. Теперь наши жители перестали улыбаться и стали очень грустными. Мы просим посетить нашу страну, помочь нам отремонтировать парк аттракционов и вернуть улыбки всем лего-человечкам».

- Поможем жителям волшебной страны?

- Что необходимо сделать для этого?

Выполнение совместных заданий педагогом и детьми по структуре ООД.

Сказка «Светофор-помощник»

Жили-были трое друзей: зайчонок Митя, медвежонок Федя и лисонька Лизонька. Решили они однажды поиграть на детской площадке в мячик, а площадка находилась через дорогу. Остановились друзья возле дороги и стали думать, как перейти на другую сторону. Заметил их замешательство папа зайчика и рассказал, как безопасно и правильно нужно переходить

дорогу. Пешеходный переход нарисован белыми полосками (зебра).

Оказывается, у перехода есть свой важный начальник по имени Светофор, который командует пешеходами и машинами. Узнать его можно по трём кружочкам, загорающимся по очереди. Если горит красный глаз, то нужно стоять на месте. Жёлтый глаз означает «внимание» — машины начинают тормозить, а пешеходы готовятся к движению. Когда загорится зелёный —

можно смело переходить дорогу.

- А вы знаете такие правила?

- Кто помогает в этом? (светофор)

- Попробуем построить у нас такой же светофор-помощник?

Выполнение совместных заданий педагогом и детьми по структуре ООД.

«Все любят цирк» (проблемная

ситуация)

Импровизированный цирк состоит из расставленных полукругом

стульчиков. Дети занимают места в четырёх разноцветных секторах, согласно билетам, которыми стали детали красного, синего, зелёного и жёлтого цветов. На экране сюжет циркового представления, педагог в костюме клоуна посвящает детей в проблему: «Ребята, в цирке случилось несчастье, пропали все наши дрессированные животные. Представление

будет сорвано. Вы поможете вернуть наших главных артистов?»

Дети соглашаются, а счастливый клоун предлагает показать несколько фокусов с деталями конструктора (дидактические игры).

Выполнение совместных заданий педагогом и детьми по структуре ООД.

«В гости к нам пришёл Незнайка» (сюрпризный момент)

В гости к ребятам пришёл Незнайка с чемоданчиком, но, оказывается,

открыть его поможет «ключик», которым станет отгаданная загадка.

Выполнив задание и открыв чемоданчик, дети обнаруживают там набор

конструктора и карточки-схемы. Незнайка впервые видит загадочные

детали и совершенно не понимает, что из них можно сделать. Педагог

просит ребят придумать и сконструировать интересные и красивые

модели, а потом рассказать о них Незнайке.

Выполнение совместных заданий педагогом и детьми по структуре ООД.

«Сказочный транспорт»

Внимание! Внимание» Объявляется конкурс на изобретение сказочного транспорта для веселых путешествий по волшебной стране.

- Как мы можем поучаствовать в этом конкурсе?

- Кто самый первый представит свое изобретение?

Выполнение совместных заданий педагогом и детьми по структуре ООД.

«Елочка-красавица»

(проблемная ситуация)

Какой волшебный праздник зимой ждут все люди на земле? Конечно это Новый год. Лесные звери тоже любят и ждут этот волшебный праздник. А что принято делать на Новый год?

Самое главное нужно нарядить ёлку. Но злая волшебница заколдовала весь зимний лес. И теперь у лесных зверей нет ёлочек.

- Что же нам делать? Как им помочь?

Выполнение совместных заданий педагогом и детьми по структуре ООД.

«Путешествие по сказкам»

«Здравствуйте, мои дорогие ребята! Я – Фея Сказок! Я очень люблю сказки, и как мне кажется вы тоже. Предлагаю вам отправиться в путешествие в мою любимую сказку, а в какую вы должны сами отгадать.

Но, помните, что путешествие пройдет через волшебный лес, где встречаются препятствия, и вам необходимо выполнить интересные задания, которые находятся в моем письме. Ваша Фея Сказок»

Выполнение совместных заданий педагогом и детьми по структуре ООД.

«LEGO-зоопарк»

(проблемная ситуация)

Здесь рядом живут крокодил и зайчата, пингвины, олени и даже слонята.

Как называется дом всех зверей? Попробуй ответить ты мне поскорей!

- Я вас приглашаю в необычный зоопарк. Может кто-то догадался, почему этот зоопарк называется «необычным»?

Дети подходят к LEGO- зоопарку и обнаруживают, что зоопарк не работает.

Что же делать? Мы же так хотели познакомится с животными LEGO - зоопарка. Неизвестно, когда еще их привезут. А так хочется посмотреть на зверей. Ребята давайте мы с вами не будем грустить, а пройдём в нашу мастерскую и сделаем животных сами.

Выполнение совместных заданий педагогом и детьми по структуре ООД.

«Космическое путешествие»

Ребята, а что вы знаете о космосе? Это огромное пространство со множеством звезд, и планет, среди них наша с вами планета Земля.

Вы наверняка уже знаете, что настоящую ракету создают: ученые, конструкторы, инженеры, рабочие и даже врачи. Вот и мы с вами сейчас превратимся на время в настоящих инженеров, ученых-конструкторов и построим свои ракеты. Для этого нам предстоит сдать экзамен на знание деталей конструктора.

- Каждый из вас придумывает свою ракету, называя части, какие будет использовать для строительства.

Выполнение совместных заданий педагогом и детьми по структуре ООД.

«Разноцветные цветы»

Если снег повсюду тает, день становится длинней,

Если все зазеленело и в полях звенит ручей,

Если стал теплее ветер, если птицам не до сна,

Если солнце ярче светит, значит, к нам пришла...(весна)

- Какие еще весенние приметы вы знаете?

- Какие первые цветы можно увидеть на полянках?

- Сможем мы с вами построить из деталей цветы?

Выполнение совместных заданий педагогом и детьми по структуре ООД.

«Праздник LEGO»

Лего – умная игра, завлекательна, хитра, интересно здесь играть

Строить, составлять, искать!

Приглашаем всех друзей Лего собирать скорей.

Там и взрослым интересно в Лего поиграть полезно!

- Для начала разделимся на две команды. Каждый из вас возьмет из мешочка деталь лего, у кого красная деталь занимают места справа, кто вытащит синюю деталь- слева. Придумаем названия командам. Выберем капитанов и приступаем к выполнению разных заданий.

Выполнение совместных заданий педагогом и детьми по структуре ООД.

Результаты реализации проекта:

Таким образом, реализация проекта «LEGO - конструирование на тему «Волшебная страна фигур» позволила сформировать и расширить представление детей среднего дошкольного возраста о конструировании, названии и использовании необходимых деталей для выполнения построек.

Дети научились самостоятельно анализировать схемы, выполнять конструирование по образцу (схеме, модели, по замыслу и др.), устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, организовывать выставки и взаимодействовать с педагогами и родителями в рамках реализации проекта.

Родители повысили психолого-педагогическую компетентность в вопросах LEGO-конструирования через организацию активных форм взаимодействия со своими детьми и педагогами ДОУ.

Список использованной литературы:

- Ишмакова М.С. Пособие для педагогов - Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов. -ИПЦ «Маска». 2016.

- Парамонова Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия». 2020.

- Петрова И. «ЛЕГО-конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет» // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 10.

- Фешина Е.В. Легоконструирование в детском саду. - М.: ТЦ «Сфера», 2017.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Уроки Мойдодыра" для детей среднего дошкольного возраста с ЗПР.

В своей  работе с детьми использую инновационные педагогические технологии. одним из наиболее актуальных и эффективных считаю метод проекта. этот метод дает детям экспериментировать, синтезироват...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "Воспитание творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в сотрудничестве с родителями"

Введение «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».В. А. Сухомлинский Будущее страны - это сегодняшние дошкольники и школьники. Их завтрашний уро...

Педагогический проект по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Путешествие по экологической тропе»

Экологическая тропа – это специальный образовательный маршрут в природных условиях, где есть экологически значимые природные объекты.На этих маршрутах происходит знакомство детей с естестве...

План реализации педагогического проекта «Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в процессе работы над загадками»

Планирование по реализации педагогического проекта «Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста  в процессе работы над загадками»....

Педагогический проект "Воспитание творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в сотрудничестве с родителями"

Введение «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».В. А. Сухомлинский Будущее страны - это сегодняшние дошкольники и школьники. Их за...

Педагогический проект по творческому развитию детей среднего дошкольного возраста «Так вот ты какой, Дедушка Мороз!»

При подготовке к празднованию Нового года у детей часто возникают вопросы: а Дед Мороз настоящий, а где он живёт, а подарки Дед Мороз принесёт, как Дед Мороз узнает, какой подарок они хотят получить н...