Конструирование как фундамент всестороннего развития
консультация по конструированию, ручному труду

Аксенова Наталия Юрьевна

Ранний 

Кто из детей не любит играть в домик и  строить его из стульев и покрывал, не любит расставить стульчики и играть в автобус , а кто не любит строить из подушек высокую башню ?  А ведь это и есть предпосылки к  конструированию. Ребенок фантазирует и придумывает все новые и новые строения из подручного материала. И что бы он не строил , все это помогает ему познавать мир.  Познание через конструирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruirovanie.docx15.9 КБ

Предварительный просмотр:

Ранний возраст – период активного познания окружающего мира и исследовательской деятельности ребёнка с предметным миром.
Ребёнок познает различные свойства предметов: форму, величину, проводит простые причинно-следственные связи между ними.
Конструирование является одним  из средств для познания окружающего мира и конечно же оно одно из самых любимых детских занятий.  Оно является не только увлекательным , но и полезным для малыша. Создает необходимый фундамент всестороннего развития .

Кто из детей не любит играть в домик и  строить его из стульев и покрывал, не любит расставить стульчики и играть в автобус , а кто не любит строить из подушек высокую башню ?  А ведь это и есть предпосылки к  конструированию. Ребенок фантазирует и придумывает все новые и новые строения из подручного материала. И что бы он не строил , все это помогает ему познавать мир.  Познание через конструирование.

Так насколько же важно конструирование в раннем возрасте спросите вы ?  Важность конструирования трудно переоценить, отвечу я.  Конструируя, дети узнают цвет, форму, величину предметов, приобретают элементарные пространственные представления, что обогащает сенсорный опыт детей. У ребёнка развиваются познавательные и практические действия.

Сооружение постройки требует от ребёнка сосредоточенности, внимания, памяти. Развиваются также движения рук детей, они становятся точными, ловкими, целенаправленными. Это значит, что игры детей со строительным материалом способствуют развитию мелкой моторики рук.

В магазинах предоставлен большой ассортимент строительного материала для детей: большие модули; пластмассовый, деревянный напольный и настольный конструктор; конструктор «Лего», резиновые кубики; мягкий строительный материал, настольный театр по сказкам.

Система игр и занятий со строительным материалом предполагает постепенное обучение малыша конструированию. К двум годам дети могут сооружать простые постройки из одного или двух разных деталей. К трём годам сооружения приобретают более интересный и сложный характер. Дети могут построить сооружения из 3-х и 4-х разных деталей: “Мебель для куколки” (стол, стул, диван, “Башня с забором и воротами для петушка”, “Дорога и мостик”. Не стоит спешить, если ребёнок еще не усвоил принципы постройки сооружений из 2-х или 3-х разных деталей.

К набору конструктора обязательно добавьте коробочку с мелкими игрушками соразмерными деталям конструктора. Это игрушки, с которыми малыш вместе с Вами будет обыгрывать постройку. Например, он сможет посадить игрушечного петушка на только что построенный заборчик, спасая его от лисы. Или малыш поможет игрушечной кошке взобраться на лесенку из кирпичиков. Или  поселит зайчика в построенном для него домике.  Это могут быть мелкие фигурки сказочных персонажей, зверушек, матрешки, фигурки семьи.

В эту коробочку мы положим и природный материал: шишки, желуди, палочки, которые могут понадобиться ребенку в игре с конструктором и которые могут стать предметами – заместителями. Например, можно сделать человечка из шишки, а крышечки желудей использовать как мисочки для еды в обыгрывании сюжетов.

Можно распечатать на картоне картинки героев сказок, поставить их на подставки  и использовать для разыгрывания сюжетов. Или использовать соразмерные деталям конструктора фигурки для настольного театра.

Ребенок двух лет  не может строить ради обучения чему-то, ему обязательно нужен игровой сюжет. Он должен видеть игрушку, для которой он строит и понимать, зачем этой игрушке понадобилась его постройка.

Например, мама разыгрывает сценку. В гости к ребенку приходит маленькая матрешка, у нее новоселье и нужно помочь ей обустроить комнату. Матрешке очень нужны стол и стульчик, потому что она любит пить чай со своими подружками.  Мама с ребенком строят стол из кубиков, а затем стульчики ( к кубику сзади приставляется кирпичик так, чтобы он стоял вертикально как спинка стула). Постройки готовы! И началось главное для ребенка – их обыгрывание. Матрешка принимает гостей, усаживает их за стол, угощает, все пьют чай из игрушечных чашек. Гости вместе с ребенком играют или танцуют и разыгрывание сценки на этом заканчивается.

Если ребенок допустил ошибку, то исправляется она тоже в игровой форме. Например, ребенок строил ворота, но они получились слишком узкие, и игрушечная машинка в них проехать не может. Как быть? Игрушка — водитель игрушечной машинки говорит малышу о том, что не может проехать в построенные ребенком ворота. Слишком узкие ворота получились! Как же исправить? Малыш должен догадаться, как сделать ворота более широкими. Машина через них проедет, и водитель обязательно его поблагодарит за помощь. Если же малыш расстроился из-за неудачи и никак не может найти решения задачи, то ему помогает взрослый и подсказывает выход из ситуации,  достраивает постройку вместе с малышом чтобы обеспечить ребенку успех. Машина проезжает через ворота, и малыш доволен.

В основе всех построек малыша —  сюжеты из повседневной жизни ребенка и знакомых ему простых сказок.

Надеюсь, что эта статья поможет вам  оценить  важность конструирования и вы с ребенком погрузитесь в безграничный и увлекательный мир конструирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схемы по конструированию по программе "Развитие"

Схемы по разделу конструирование по программе "Развитие" для младшей группы в формате А4 для распечатки. Очень удобно - распечатать и заламинировать. В предварительном просмотре схему, к сожалению, не...

Значение конструирования в гармоничном развитии детей

Влияние конструктивной деятельности на развитие детей...

Опыт работы на тему: «Художественное конструирование, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

«Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев» В.А.СухомлинскийТворчество является важной составляющей развития личности ребенка, поэтому очень важно развивать ...

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников.

Дети с помощью занятий Лего – конструированием повышают умственную и физическую работоспособность. Расширяют представление о предметах и явлениях, развивают умение наблюдать, анализировать, сравнивать...

Консультация для родителей Влияние конструирования и робототехники развитие детей дошкольного возраста

Современные дети дошкольного возраста очень любят играть в разные виды конструктора. Даже самые непоседливые и подвижные ребята могут долгое время что-то собирать, складывать, строить....

Сборник практических задний по "ТИКО" - конструированию, как средство развития навыков конструирования у детей младшего дошкольного возраста

Сборник практических заданий по «ТИКО» конструированию как средство развития навыков конструирования у детей младшего дошкольного возраста В сборнике дано описание практических заданий по ...