Конструирование в детском саду
статья по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Не для кого не секрет, что с каждым годом увеличивается процент детей с ТНР.  Для таких детей характерно: неустойчивое внимание, недостаточное развитие мелкой моторики, плохая координация движений, снижение вербально памяти и продуктивности запоминания, недостаточность самоконтроля и пространственно- временной ориентировки, отставание в развитии словесно- логического мышления. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avgustovskaya_eonferentsiya.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

Конструирование в детском саду

Не для кого не секрет, что с каждым годом увеличивается процент детей с ТНР.  Для таких детей характерно: неустойчивое внимание, недостаточное развитие мелкой моторики, плохая координация движений, снижение вербально памяти и продуктивности запоминания, недостаточность самоконтроля и пространственно- временной ориентировки, отставание в развитии словесно- логического мышления. Дети с ТНР быстро утомляются, часто отвлекаются, также у них повышенная истощаемость, что ведёт к появлению ошибок при выполнении заданий. Занятия по конструированию носят коррекционную направленность, так как способствует не только развитию мелкой моторики и планирующей функции речи, но и развитию речевой активности у детей. Речь детей обогащается новыми терминами (брусок, пирамида, конус, конструкция). Дети упражняются в правильном употреблении понятий (широкий-узкий, большой- маленький, высокий- низкий) упражняются и закрепляют точное словесное указание (над, под, вправо, влево, ближе, дальше, сзади, спереди). В процессе конструктивно- игровой деятельности у детей активизируется познавательная деятельность, формируется и корректируется поведение , развивается коммуникативная функция. В конструировании  закладываются первоначальные навыки работы в коллективе: умение предварительно договорится (отобрать материал для реализации замысла, распределить обязанности, спланировать и обговорить этапы работы.) Работать дружно, не мешать друг другу. Также происходит формирование личностных качеств: трудолюбия, самостоятельности, проявление инициативы, организованность, упорство при достижении намеченной цели. В процессе совместной конструктивной деятельности детей формируются эмоционалено- волевые качества: дети учатся доводить начатое до конца, испытывать удовлетворение от проделанной работы.

Термин «конструирование» означает приведение в определённое взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов. По своему характеру оно более всего сходно с изобразительной деятельностью и игрой — в нем также отражается окружающая действительность. Постройки и поделки детей в дальнейшем служат для практического  использования. Для игр, для украшений, для подарка.При правильно организованно деятельности дети приобретают конструктивно- технические умения: сооружают отдельные объекты из строительного материала- мосты, здания загоны для животных; мастерят из бумаги различные поделки- игрушки, поздравительные открытки; приобретают  обобщённые умения: целенаправленно рассматривать предметы, сравнивать их между собой, выделять отдельные части.

 Задачи детского конструирования

  1. Воспитывать у детей необходимые умения и навыки конструирования.
  2. Дать детям знания о предметах, отражаемых в конструктивной деятельности их внешнем виде, структуре, об основных частях, их форме, пространственном расположении, относительной величине, о материалах с которыми они работают.
  3. Научить детей работать целенаправленно, предварительно планировать свою деятельность, что является необходимым условием для успешного выполнения конструктивных задач.
  4. Воспитывать у детей самостоятельность в работе, творческую инициативу.
  5. Воспитывать умение контролировать свою деятельность, направлять её на более рациональный путь решения  задачи, предложенной воспитателем. Не прибегать к механическому подражанию приемам работы товарищей, ранее усвоенному способу, который в данном случаи не может быть применен.
  6. Необходимо также использовать  богатые возможности конструктивной деятельности для воспитания.

Обучение детей коллективному труду- одна из важных задач воспитание у детей чувства товарищества.  Для этого педагог предлагает детям вместе обсудить замысел, подобрать материал подобрать работу между собой и ответственно отнестись к участию в общей работе. Особое внимание следует уделять  воспитанию организованности    в работе, трудолюбию. Дети привыкают к порядку, когда сами заранее готовят материал к занятию, самостоятельно убирают всё на место после  окончания работы.

Виды конструирования

В зависимости от того, из какого материала дети создают свои постройки и конструкции, различают:
конструирование из строительных материалов;
конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов;
конструирование из природного материала.
Конструирование из игровых строительных материалов является наиболее доступным и легким видом конструирования для дошкольников.
Детали строительных наборов представляют собой правильные геометрические тела (кубы, цилиндры, бруски и т. д.) с математически точными размерами всех их параметров. Это дает возможность детям с наименьшими трудностями, чем из других материалов, получить конструкцию предмета, передавая пропорциональность его частей, симметричное их расположение. Существует множество наборов для всех возрастных групп детского сада: настольных, для игр на полу, во дворе. Среди них тематические («Архитектор», «Подъемные краны», «Юный кораблестроитель», «Мосты» и др.), которые используют как самостоятельный вид материала для конструирования, а иногда и в качестве дополняющего основной строительный набор.
Как правило, в строительных наборах отдельные элементы крепят путем наложения друг на друга, приставления одного к другому. Кроме строительных наборов, рекомендуются «Конструкторы», имеющие более прочные способы соединения. Чаще всего используются деревянные с наиболее простыми способами крепления. Применяются и металлические, у которых крепления более сложные - с помощью винтов, гаек, шипов и т. д.
В игре «Конструктор» дети учатся решать более сложные конструктивные задачи, знакомятся с различными способами соединения деталей, создают всевозможные подвижные конструкции, тогда как строительные наборы предназначены для сооружения в основном неподвижных построек.
Конструирование из бумаги, картона, коробок, катушек и других материалов является более сложным видом конструирования в детском саду. Впервые дети знакомятся с ним в средней группе.
Бумага, картон даются в форме квадратов, прямоугольников, кругов и т. д. Прежде чем сделать игрушку, нужно заготовить выкройку, разложить и наклеить на ней детали, украшения, сделать нужные надрезы и только затем сложить и склеить игрушку. Весь этот процесс требует умения измерять, пользоваться ножницами. Все это значительно сложнее, чем конструирование построек путем составления их из отдельных готовых форм.
Коробки из-под духов, пудры, спичек, кусочки проволоки в цветной обмотке, пенопласта, поролона, пробки и т. д. фактически представляют собой полуфабрикат. Соединяя с помощью клея или проволоки коробки, катушки между собой, дополняя их разнообразными деталями другого материала, дети получают интересные игрушки - мебель, транспорт и другие изделия.
Природный материал в качестве строительного можно использовать для игр детей, начиная со второй младшей группы. Это прежде всего песок, снег, вода. Из сырого песка дети строят дорогу, домик, садик, горку, мосты, с помощью форм (песочниц) - пирожки и др. В более старшем возрасте дети замораживают подкрашенную воду, приготавливая цветные льдинки, которыми украшают участок. Из снега делают горку, домик, снеговика, фигурки зверей.
Используя в своих играх природный материал, дети знакомятся с его свойствами, учатся заполнять свободное время интересной деятельностью. Они узнают, что песок сыпучий, но из сырого песка можно лепить, воду можно наливать в разную посуду, и на холоде она замерзает и т. д.
Начиная со средней группы, дети делают игрушки из природного материала: веток, коры, листьев, каштанов, шишек сосны, ели, ореховой скорлупы, соломы, желудей, семян клена и т. д.
Особенности поделок из этого материала в том, что используется его естественная форма. Качество и выразительность достигается умением подметить в природном материале сходство с предметами действительности, усилить это сходство и выразительность дополнительной обработкой с помощью инструментов
.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конструирование в детском саду

Занятия по конструированию в детском саду проводятся с детьми всех возрастных групп, потому что конструирование способствует развитию мелкой моторики ребенка, а, значит, и развитию ребенка в цел...

конструирование в детском саду

Самоанализ по теме "Развитие конструктивных способностей у детей младшего школьного возраста"...

Конструирование в детском саду

Занятия по конструированию в детском саду проводятся с детьми всех возрастных групп, потому что конструирование способствует развитию мелкой моторики ребенка, а, значит, и развитию ребенка в целом, и ...

Статья "Конструирование в детском саду с применением компьютерных технологий".

В статье раскрывается значение использования новых информационных технологий в дошкольном образовании. Рассказывается о развитии творческого мышления через ИКТ, об эффективности применения компь...

Статья "Конструирование в детском саду"

Конструирование является одним из моих самых любимых видов работы с детьми. Мышление детей в процессе конструктивной деятельности имеет практическую направленность и носит творческий характер. При обу...

Консультация для воспитателей "Конструирование в детском саду"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад «Ладушки» п. Пангоды Надымского района»(МДОУ «Детский сад «Ладушки» п. Пангоды»)  Консультация для воспитателей.Подготовила во...

Календарно-тематическое планирование по конструированию в детском саду

Годовое планирование по конструктивной деятельности для детей младшей группы детского сада....