Картотека дидактических игр и упражнений с палочками Кюизенера. Средний дошкольный возраст
картотека по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Стрелкова Юлия Александровна

Палочки Кюизенера — это полифункциональный дидактический материал.

Для обучения по данной методике педагог использует различные приёмы, прежде всего игровые. 

Однако, чтобы деятельность была успешной, они должны соответствовать возрасту детей и уровню их развития.

 

Поскольку работа с набором Кюизенера носит наглядно-действенный характер, в среднем дошкольном возрасте основным приёмом обучения будет являться показ способа действия воспитателя одновременно с объяснением. В старшем же звене будет достаточно схемы или словесной инструкции.

Нужно стремиться к тому, чтобы дети проявляли самостоятельность в выборе решений, высказывали предложения и сами их проверяли.

Для поддержания интереса дошкольников к познавательной деятельности воспитатель продумывает различные сюрпризные моменты занятия, элементы занимательности. Например, на занятие к малышам приходит самое настоящее солнышко (игрушка), к которому надо проложить дорожку.

 Игровые моменты выполняют мотивационную роль (построить будку для собачки, лестницу для куклы и т. д.).

Помощь воспитателя в процессе выполнения заданий должна носить косвенный характер: педагог предлагает ребёнку ещё раз подумать, попробовать другой вариант действий.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kart.doc103 КБ

Предварительный просмотр:

                                                           

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад «Сказка» поселка Тепличный  муниципального образования «Город Саратов»

Картотека дидактических игр

 и упражнений

 с палочками Кюизенера

Возрастная группа: средняя

Подготовила: воспитатель

Стрелкова Ю.А.

Карточка №1

«Разноцветные палочки»

Цель: формировать умение сравнивать палочки по длине и

ширине; формировать представление о порядковом

значении числа, закреплять умение отвечать на вопросы

«Сколько?», «Который по счету?». Развивать умение

ориентироваться в пространстве. Воспитывать желание

доводить начатое дело до конца.

Материал и оборудование: набор цветных счетных

палочек Кюизенера, Незнайка.

Ход игры

Воспитатель обращает внимание детей на Незнайку,

который пришел в гости. Незнайка пришел с подарком,

(набор цветных счетных палочек).

— Сколько палочек? (Много)

— Какие палочки? (Короткие, длинные, большие,

маленькие, цветные, гладкие, легкие, прочные)

— Чем отличаются палочки? Одинаковые ли они по цвету?

— Возьмите в правую руку синюю палочку, в левую –

черную.

— В правой руке какая палочка? А в левой?

— Положи палочки на стол, а между ними положи

красную палочку.

— Покажите длину палочки. Воспитатель следит, чтобы

дети, показывая длину, проводили рукой (пальчиком)

вдоль палочки от начала до конца.

— Что можно сказать о длине палочек? Сравните палочки

по длине. Воспитатель уточняет правила сравнения:

палочки надо положить друг под другом, подровняв их с

левой стороны. Какие палочки по длине?

—Какая по длине синяя палочка по сравнению с черной?

Покажи длинную палочку. Покажи короткую палочку.

— Какая по длине черная палочка по сравнению с красной?

Покажи длинную палочку. Покажите короткую палочку.

— Расставьте палочки по длине. Нужно выбрать самую

длинную палочку, сравнить ее способом приложения с

другими. Среди оставшихся опять найти самую длинную

палочку и положить ее рядом с первой. И в конце

положить самую короткую палочку. После выполнения

задания дети рассказывают о длине палочек синяя палочка

самая длинная, черная – короче, красная – самая короткая.

— Как узнать сколько палочек на столе? (Посчитать).

Воспитатель предлагает посчитать палочки, напомнив

правила счета (при счете правой рукой указывать на

палочку слева направо, называть число по порядку,

последнее число относить ко всей группе палочек, сделать

обобщающий жест). Воспитатель добивается того, чтобы

дети называли число вместе с предметом (одна палочка,

две палочки, три палочки)

— Назовите цвет палочки и посчитайте их по порядку.

Затем выясняет: «Какая по счету черная палочка? Каким

цветом третья палочка?»

— Что можно сказать о ширине палочек? Сравните

палочки по ширине (дети кладут палочки друг на друга

так, чтобы на одном уровне был нижний край). Какие

палочки по ширине?

Карточка № 2

«Выставка собак»

Цель: закреплять умение сравнивать предметы по длине;

закрепить знания детей о домашних животных. Развивать

умение ориентироваться в пространстве. Воспитывать

усидчивость.

Материал и оборудование: цветные счетные палочки

Кюизенера: 8 розовых, 3 красные, 3 белые, схема.

Предварительная работа: рассмотреть с детьми книги,

открытки, фотографии, на которых изображены собаки.

Обратить внимание на породы, внешний вид, место

содержания собак.

Ход игры

— Каких животных мы называем домашними? Каких

дикими?

— Назовите домашних животных. Назовите диких

животных.

Отгадайте загадку:

Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек.

Две медали на груди.

Лучше в дом не заходи. (Собака)

или С хозяином дружит,

Дом сторожит,

Живет под крылечком,

Хвост колечком. (Собака)

— Как собака подает голос?

— Как выглядит собака? (Опишите собаку) (Небольшая по

размеру, тело покрыто шерстью, есть хвост, четыре

лапы, морда маленькая, на морде…)

— Чем питается собака?

— Где живет собака? (В конуре или в доме)

— Как называются детеныши собаки?

— А если их много? Много…(щенков)

— Какую пользу людям приносят собаки?

Воспитатель объясняет, что когда собирается много

собак – это стая.

— Стая – это много….?

Посмотрите на схему, какие цветом палочки нам

понадобятся?

Влево отберите розовые палочки, вправо – красные,

в центр положите белые.

— Где лежат розовые (красные, белые) палочки?

— Слева какие палочки? Справа какие палочки? В центре

какие палочки?

— Сравните палочки по длине.

Составьте собак по схеме.

— Куда смотрит взрослая собака? Куда смотрит щенок?

Придумайте клички собакам, назовите пароду,

расскажите какая это собака и что умеет делать?

Предлагает дополнительные схемы.

Выполнив задание, дети отмечают возраст собак

(щенок или взрослая), описывают их, используя

математические термины: длинное – короткое туловище,

хвост; большая – маленькая голова; толстые – тонкие

лапы; большая – маленькая собака. Объясняют, что собака

делает в настоящее время (сидит, лежит, стоит).

Вы сделали собак, а как нам сделать выставку собак.

Поставив таким вопросом проблемную ситуацию, педагог

выслушивает ответы детей и предлагает объединить собак

на одном столе.

– Похожи ли собаки?

– Есть ли одинаковые породы?

– Есть ли щенки?

В заключение дети могут придумать интересную историю

о дрессировке.

Карточка №3

«Кроватка для матрешки»

Цель: формировать умение делать постройки,

соразмерные игрушкам; сравнивать предметы по длине;

расширять и активизировать словарь по теме «Мебель».

Развивать умение выполнять постройку по образцу.

Воспитывать умение радоваться достигнутому результату.

Материал и оборудование: цветные счетные палочки

Кюизенера, большая и маленькая игрушка (матрешка),

иллюстрации кровати, схема.

Ход игры

К нам в гости пришли матрешки.

— Какие они? (Разные, красивые, нарядные, веселые)

— Какая это матрешка? (Показать большую)

— А это какая? (Показать маленькую)

Матрешки долго шли к нам, устали и хотят поспать.

Если хочет матрешка спать, она приляжет… (на кровать)

Какую кроватку нужно сделать для большой (маленькой)

матрешки?

Показать картинки с изображением кроватей.

— Что такое кровать, как она выглядит? (Широкая

поверхность на ножках с одной или двумя спинками)

— Для чего нужна кровать? (Для отдыха и сна)

— Какими бывают кровати? (Большими и маленькими,

низкими и высокими, узкими и широкими)

— Кровати могут быть сделаны из разного материала: из

дерева, из железа, из кожи. Если кровать из дерева, она

какая? (Деревянная)

— Если кровать из железа, она какая? (Железная)

— Если кровать из кожи, она какая? (Кожаная)

— Что нужно знать при обращении с кроватью? (Нельзя

прыгать – будет не пригодна для сна; после сна надо

убирать постель и застилать покрывалом – аккуратный

вид, предохранение от пыли и грязи)

— Назовите ласково кровать. (Кроватка)

— Составьте из палочек кроватки по схеме. Когда начнете

делать кроватку, примерьте к ней матрешку и посмотрите,

умещается ли на ней игрушка.

— Подбери к нижней кровати матрац из палочек и положи

его между спинками кровати. (Черная палочка)

— Какое число обозначает палочка розового цвета?

Давайте вспомним. Положим на розовую палочку белые

палочки, чтобы края слева и справа совпадали. Сколько

белых палочек лежит на розовой? (Два)

— Чему равна розовая палочка, если в ней помещается два

белых кубика? (Двум). Значит, какое число обозначает

розовая палочка? (Два)

— Какое число обозначает палочка желтого цвета?

— Какое число обозначает палочка белого цвета?

— Из каких палочек нужно сделать подушку и одеяло для

нижней кровати?

— Из каких палочек нужно сделать подушку и одеяло для

верхней кровати?

— На какой кровати одеяло длиннее?

— Какой длины одеяло на нижней кровати? (Оно короче,

чем одеяло на верхней кровати)

По окончании стройки нужно предложить детям

поиграть, положить на кроватки мишек.

Карточка №4

«Аквариум»

Цель: формировать умение самостоятельно выкладывать

изображение, пользуясь схемой; расширять и

активизировать словарь по теме «Рыбы». Воспитывать

самостоятельность.

Материал и оборудование: набор цветных счетных

палочек Кюизенера, картинки с изображение рыб, схема.

Ход игры

Показать картинки с изображением рыб.

— Кто изображен на картинках?

— Какое тело у рыб? (У рыб тело вытянутое, обычно

сплющенное по бокам)

— Чем покрыто тело рыб? (Тело покрыто чешуей)

— Как передвигаются рыбы? (Плывут)

— Какие части тела помогают передвигаться в воде?

(Хвост и плавники)

Воспитатель предлагает детям выложить рыбок по

схеме. Сначала составьте рыбку справа. Палочки какого

цвета нужно взять?

— Сколько палочек желтого цвета нужно для рыбки?

— Сколько палочек красного цвета нужно для рыбки?

— Сколько палочек белого цвета?

Теперь выложите рыбку слева.

— Какого цвета палочки нужно взять?

— Покажите у рыбки слева длинные палочки. Какого они

цвета? (Синие)

— Какая палочка самая короткая? (Белая)

— Сколько белых палочек у рыбки справа? (Одна)

— Сколько голубых палочек у рыбки справа? (Много)

Карточка №5

«Птицы у кормушки»

Цель: формировать умение моделировать предметы по

схеме; упражнять в счете до 5, умении отвечать на вопросы

«Сколько?»; согласовывать числительные с

существительными; образовывать уменьшительноласкательную форму; ориентироваться в пространстве;

расширять и активизировать словарь по теме «Зимующие

птицы». Воспитывать доброжелательное отношение к

птицам.

Материал и оборудование: набор цветных счетных

палочек Кюизенера, схема.

Ход игры

— Какие птицы называются зимующими? (Они не

улетают осенью в теплые края)

— Каких зимующих птиц вы знаете? (Сорока, ворона,

воробей, голубь, снегирь, синица).

Зимующим птицам трудно находить корм зимой. Как

мы можем им помочь? (Развешивать кормушки и

насыпать в них пшено, хлебные крошки, семена, сушеные

ягоды)

Воспитатель предлагает выложить кормушку для

птиц по схеме.

— Из каких палочек сложим кормушку?

— Сколько фиолетовых палочек?

— Из каких палочек стенки кормушки? Сколько красных

палочек?

— Сделайте крышу. Какого цвета палочки?

— Из каких палочек крошки для птиц? Сколько белых

палочек?

— Выложите из палочек 2 воробья слева от кормушки, 3

воробья справа от кормушки.

— Сколько птиц вы сделали слева?

— Сколько птиц вы сделали справа?

— Что больше 3 или 2?

— Что меньше 2 или 3?

— Что нужно сделать, чтобы птичек стало поровну?

— Назовите воробья ласково. (Воробышек)

— Сколько всего птиц? (1 воробышек, 2 воробышка…)

— Как подает голос воробей? Ворона каркает, сорока

стрекочет, голубь воркует, а воробей… (чирикает)

— Всем птицам хватит крошек?

— Сколько птиц и крошек? (Поровну; крошек столько же,

сколько птиц)

Карточка №6

«Домики»

Цель: закреплять умение моделировать предмет из

четырех палочек одной длины, сравнивать предметы по

высоте; упражнять в счете; в различении количественного

и порядкового счета, умении отвечать на вопросы:

«Сколько? Который по счету?»

Материал и оборудование: цветные счетные палочки

Кюизенера: 6 голубых, 6 красных, 4 розовые, 3 белые, 2

желтые; схема.

Ход игры

Сгруппируйте палочки по цвету.

— Покажите красные (голубые) палочки.

— Покажите длину красной (голубой) палочки.

Воспитатель следит, чтобы дети, показывая длину,

проводили рукой (пальчиком) вдоль палочки от начала до

конца.

— Какой длины палочки красного (голубого) цвета?

(Палочки красного цвета одинаковой длины, равные по

длине). Обратить внимание детей на то, что палочки одного

цвета одинаковой длины.

Отсчитайте 4 палочки голубого цвета. Сколько

палочек вы отсчитали? Каким они цветом?

Сделайте из них пол, стены и потолок дома. На

какую геометрическую фигуру похож дом? Какая

геометрическая фигура у вас получилась? Что может быть

такой формы?

— Каким цветом квадрат?

— Сколько сторон у квадрата?

— Сколько углов у квадрата? (Четыре)

Воспитатель просит детей обвести квадрат по

контуру, показать его стороны (углы).

Отсчитайте две красные палочки. Сколько палочек

вы отсчитали? Каким они цветом?

Сделайте из них крышу дома. На какую

геометрическую фигуру похожа крыша? Что может быть

такой формы?

— Сколько сторон у треугольника?

— Сколько углов у треугольника?

Воспитатель просит детей обвести треугольник по

контуру, показать его стороны (углы).

Возьмите одну самую маленькую палочку. Какую

палочку вы взяли? (Белую) Сколько палочек взяли? (Одну)

Сделайте окно.

— Что у вас получилось? (Дом)

— Назовите его части? (Пол, стены, потолок, крыша,

окно)

— Слева от дома постройте большой дом, справа –

маленький. С какой стороны большой дом? С какой

стороны маленький дом?

— Сколько всего домов?

— Который по счету дом самый высокий? А который дом

самый низкий?

— Между какими домами расположен голубой дом?

— По сколько окон в каждом доме?

— Сколько всего окон?

— Какие окна по величине?

Карточка №7

«Голубая палочка»

Цель: познакомить с образованием числа 3, учить

называть по порядку числительные от 1 до 3. Развивать

умение ориентироваться в пространстве.

Материал и оборудование: для воспитателя: 3 белых

квадрата 10x10 см; розовая полоска 20x10 см, голубая

полоска 30x10 см. Для детей: цветные счетные палочки

Кюизенера – 4 белые, 2 розовые, 1 голубая; схема,

Незнайка.

Ход игры

Педагог напоминает детям, что каждая палочка

обозначает определённое число и предлагает Незнайке

вместе с детьми вспомнить число белой и розовой палочки.

—Какое число обозначает белая палочка? (Один)

—Какое число обозначает розовая палочка? (Два)

Давайте посмотрим, какое число обозначают другие

палочки. Воспитатель дает детям задание: «Положите

белый кубик, рядом справа столбиком поставьте розовую

палочку. Получилась лесенка».

— Покажите пальчиком число один, число два.

— Что больше один или два?

— Которая по счету белая палочка? (Первая)

— Которая по счету розовая палочка? (Вторая)

— Найдите палочку, которая больше чем розовая,

покажите ее. Какого она цвета? (Голубого)

—Как узнать, какое число она обозначает? (Надо

измерить)

Выслушав ответы детей, воспитатель предлагает

продемонстрировать на палочках все это.

Дети выкладывают под голубой палочкой разные способы

сравнения величины (розовая и белая или три белые).

— Чему равна голубая палочка, если в ней помещается три

белых кубика? (Трем). Значит, три – это один, еще один и

еще один.

— А как еще мы получили число три – два и один.

Поставьте голубую палочку к нашей лесенке. Назовите

цвет палочек снизу вверх по порядку. (Белая, розовая,

голубая).

— Какое число обозначает белая палочка? (Один)

— Какое число обозначает розовая палочка? (Два)

— Какое число обозначает голубая палочка? (Три)

— Что больше – три или два? (Три больше, чем два)

Давайте сейчас вместе посчитаем по порядку снизу

вверх ступеньки. Поставьте пальчик на белую нижнюю

палочку «один» и считаем: первая ступенька, вторая

ступенька, третья ступенька. Пальчик шагает по

ступенькам и считает. А теперь посчитаем в обратном

порядке: сверху вниз. Поставьте пальчик на голубую

верхнюю ступеньку «три», пальчик будет «шагать» и

считать. Считаем: третья, вторая, первая.

— Какая по счету белая палочка? (Первая)

— Какая по счету розовая палочка? (Вторая)

— Какая по счету голубая палочка? (Третья)

— Какое число обозначает белая палочка? (Один)

— Какое число обозначает розовая палочка? (Два)

— Какое число обозначает голубая палочка? (Три)

Карточка №8

«Считаем палочки»

Цель: учить понимать значение итогового числа,

полученного в результате счета в пределах 5, отвечать на

вопрос «Сколько?». Развивать мелкую моторику.

Воспитывать желание довести начатое дело до конца.

Материал: цветные счетные палочки Кюизенера: 5

красных, 5 желтых.

Описание

Воспитатель выдает 4 красные палочки. Как узнать

сколько красных палочек на столе? (Посчитать).

Воспитатель предлагает посчитать палочки, напомнив

правила счета (при счете правой рукой указывать на

палочку слева направо, называть число по порядку,

последнее число относить ко всей группе палочек, сделать

обобщающий жест).

Воспитатель добивается того, чтобы дети называли

число вместе с предметом (одна палочка, две палочки…)

— Сколько красных палочек?

Воспитатель выдает 5 желтых палочек. Сколько желтых

палочек?

Расположите их под красными палочками.

— Что можно сказать о количестве красных и желтых

палочек, их поровну?

— Чего больше: красных или желтых палочек? Чего

меньше желтых или красных палочек?

— Какое число больше: 5 или 4? Какое число меньше: 4

или 5?

— Что необходимо сделать, чтобы красных и желтых

палочек стало поровну? (Дети вместе с воспитателем

обсуждают способы уравнивания)

— Что сейчас можно сказать о количестве красных и

желтых палочек?

— Как у вас получилось четыре желтые палочки? (Как у

вас получилось пять красных палочек?) К четырем

красным палочкам добавили еще одну красную и палочек

стало пять. Или от пяти желтых палочек убрали одну и

палочек стало четыре.

Карточка №9

«Домик для Незнайки»

Цель: закрепить у детей навык счета в пределах 5, учить

сопоставлять формы предметов с геометрическими

фигурами; расширять и активизировать словарь по теме

«Дом и его части». Развивать память, мышление.

Воспитывать внимание, сосредоточенность.

Материал и оборудование: цветные счетные палочки

Кюизенера: 6 желтых, 2 розовые, 5 голубых; схема;

Незнайка.

Ход игры

Ребята, к нам в гости пришёл Незнайка, но что-то он

не весёлый. Давайте спросим, что у него случилось.

— Он решил построить дом, но не знает, как это сделать и

что для этого нужно?

— Поможем Незнайке?

— Незнайка, мы тебя научим с помощью палочек делать

домик.

Одинакового цвета

 Если палочки возьмём –

 Из одних построим крышу,

 Из других построим дом.

 А из третьих, на подбор

 Длинный выстроим забор.

— Из чего состоит дом? Назовите каждую часть дома и

ответьте для чего она нужна. (Фундамент, опора – на чем

стоит дом, стены – держат крышу, потолок – это

верхнее внутреннее покрытие помещения, крыша – эта

верхняя часть дома, она закрывает здание и укрывает от

непогоды)

— Посмотрите на схему. Палочки какого цвета нам

понадобятся для строительства дома? (Розового, желтого,

голубого)

—Положите четыре жёлтых палочки перед собой.

— Сколько палочек вы положили? Каким цветом палочки?

Сделайте пол, стены, потолок дома.

— Какая геометрическая фигура у вас получилась? Что

может быть такой формы?

— Каким цветом квадрат?

— Сколько сторон у квадрата?

— Сколько углов у квадрата? (Четыре)

Воспитатель просит детей обвести квадрат по

контуру, показать его стороны (углы).

— Чего не хватает у домика? (Крыши и окон)

— Возьмите оставшиеся жёлтые палочки и сделайте

крышу. Какой она формы?

— Сколько сторон у треугольника?

— Сколько углов у треугольника?

Воспитатель просит детей обвести треугольник по

контуру, показать его стороны (углы).

Возьмите две короткие палочки и сделайте окна.

— Какого они цвета? (Розового)

— Зачем нужны окна? (Через окна мы видим, что

происходит на улице, проветриваем помещение)

— Сейчас нам нужно выстроить забор около дома. Какого

цвета у нас остались палочки? (Голубого)

— Сколько их? (При счете правой рукой указывать на

палочку слева направо, называть число по порядку,

последнее число относить ко всей группе палочек, сделать

обобщающий жест. Воспитатель добивается того, чтобы

дети называли число вместе с предметом (одна палочка,

две палочки, три палочки….всего пять палочек)

Cправа от домика строим голубой забор. На

небольшом расстоянии друг от друга располагаем

вертикально палочки. Вот и получился длинный забор.

— Покажите высоту забора. Ребенок проводит рукой вдоль

палочки снизу вверх, показывая высоту,

— Спасибо, ребята, за такой красивый дом с забором.

— До свидания, Незнайка, приходи к нам ещё.

Карточка №10

«Олень»

Цель: учить детей усваивать взаимосвязь между цветом

палочки и соответствующим ей числом; учить работать

по схеме; расширять и активизировать словарь по теме

«Дикие животные». Развивать память, мышление.

Воспитывать внимание, сосредоточенность.

Материал и оборудование: цветные счетные палочки

Кюизенера: 9 розовых, 5 белых, 3 красные, 3 желтые;

схема.

Предварительная работа: рассматривание картинок с

изображением оленя.

Ход игры

 Из чудесных палочек

 Всем на удивление

 Выложи сказочного

 Быстрого ОЛЕНЯ.

— Кого мы будем выкладывать из палочек?

— Олень – это дикое или домашнее животное? Почему?

— Как выглядит олень? (Опишите оленя) (Большой по

размеру, тело покрыто шерстью, красивые,

разветвленные рога, есть хвост, четыре длинные ноги,

морда большая, на морде…)

— Чем питается олень?

— Где живет олень?

— Как называется детеныш оленя? (Олененок)

— Какую пользу людям приносят олени?

— Какого цвета у вас на столе палочки? (Белого, красного,

жёлтого, розового)

— Какое число обозначает белая палочка? (Один)

— Какое число обозначает розовая палочка? (Два)

— Какое число обозначает красная палочка? (Четыре)

(Если дети затрудняются ответить, то вспомнить. Положим

на красную палочку белые палочки, чтобы края слева и

справа совпадали. Сколько белых палочек лежит на

красной? (Четыре)

— Чему равна красная палочка, если в ней помещается

четыре белых кубика? (Четырем). Значит, какое число

обозначает красная палочка? (Четыре)

— Какое число обозначает жёлтая палочка? (Пять)

Дети выкладывают оленя.

— Красивый олень получился у каждого из вас,

посмотрите и полюбуйтесь своими оленями.

Карточка №11

«Девочка»

Цель: формировать умение выделять части человеческой

фигуры в одежде (голова, расширяющееся к низу платье,

руки, ноги); вызвать у детей желание передать образ

девочки в конструировании. Развивать речевые умения в

подборе определений и синонимов. Воспитывать умение

внимательно слушать, выполнять задание аккуратно.

Материал и оборудование: цветные счетные палочки

Кюизенера: 6 голубых, 3 красные , 3 белые, схема.

Ход игры

— Сколько исполнилось лет каждому из вас?

У некоторых есть младшие сестры и братья. Сегодня

мы составим из палочек маленькую девочку.

— Если бы она была вам сестренкой, как бы вы ласково

назвали девочку? (Сестричка, сестренка)

— А как ласково можно назвать маленького ребенка?

(Малыш, маленький, детка)

Ребята давайте посмотрим на схему. Из каких частей

схема? (Голова, платье, руки, ноги)

Из каких палочек мы будем составлять девочку? (Из

голубых, красных и белых).

Отсчитайте столько красных палочек, сколько их вы

видите на схеме.

— Сколько красных палочек вы отсчитали? Почему?

— Отсчитайте столько белых палочек, сколько вы видите

на схеме. Сколько белых палочек вы отсчитали? Почему?

— Сколько голубых палочек вам понадобится для головы?

(Две). Отсчитайте столько голубых палочек? Сколько

отсчитали палочек?

— Сколько палочек необходимо для рук?

— Сколько для ног?

Выложите девочку у себя на столе. Какую

геометрическую фигуру напоминает платье девочки?

(Треугольник) Сколько сторон (углов) у треугольника?

— Какая у вас девочка? (Красивая, маленькая, милая,

нарядная…)

Карточка №12

«Весёлый бубен»

Цель: учить отсчитывать и выкладывать определённое

количество палочек в соответствии с заданным числом; у

учить понимать значение итогового числа, полученного в

результате счета в пределах 3, отвечать на вопрос

«Сколько?»; расширять представление о прямоугольнике

на основе сравнения его с квадратом. Воспитывать умение

внимательно слушать, выполнять задание аккуратно.

Материал и оборудование: набор цветных счетных

палочек Кюизенера, схема.

Ход игры

Отсчитайте столько голубых палочек, сколько ударов в

бубен вы услышите (четыре удара в бубен).

— Сколько палочек вы отсчитали? Почему вы отсчитали

столько палочек? Сделайте из них квадрат.

— Какую геометрическую фигуру сделали?

— Что есть у квадрата? Покажите стороны квадрата.

Сколько сторон? Покажите углы квадрата? Сколько углов?

Отсчитайте столько голубых палочек, сколько

ударов в бубен вы услышите (два удара в бубен).

— Сколько палочек вы отсчитали? Почему вы отсчитали

столько палочек?

Отсчитайте столько желтых палочек, сколько ударов

в бубен вы услышите (два удара в бубен). Сделайте из

голубых и желтых палочек прямоугольник под квадратом.

— Какую геометрическую фигуру сделали?

— Что есть у прямоугольника? Покажите стороны

прямоугольника. Сколько сторон? Покажите углы

прямоугольника? Сколько углов?

— Чем похожи квадрат и прямоугольник?

— Чем отличаются эти фигуры? (У квадрата все стороны

равны, а у прямоугольника равны только

противоположные стороны) (с помощью голубой палочки

(палочки-модели) продемонстрировать свойства квадрата и

прямоугольника)

Отсчитайте столько желтых палочек, сколько ударов

в бубен вы услышите (четыре удара в бубен).

— Сколько палочек вы отсчитали? Почему вы отсчитали

столько палочек? Сделайте из них квадрат справа от

голубого квадрата.

— Как узнать, сколько геометрических фигур вы сделали?

(Посчитать) Ребенок считает и делает обобщающий жест,

интонационно выделяя итоговое число. Сколько

геометрических фигур?

— Сколько квадратов? Сколько прямоугольников?

—Каких геометрических фигур больше: квадратов или

прямоугольников? Каких меньше – прямоугольников или

квадратов? Два квадрата и один прямоугольник – сравните,

что больше? Один прямоугольник и два квадрата –

сравните, что меньше?

— Какое число больше: два или один?

— какое число меньше: один или два?

— Как сделать так, чтобы фигур стало поровну?

Вместе с детьми воспитатель обговаривает способы

уравнивания фигур (добавления или убавление одной

фигуры), предлагает воспользоваться одним из них.

Потом, называя числа, вновь считают фигуры и делают

вывод о равенстве на основе результатов счета.

Карточка №13

«Елочка»

Цель: формировать умение сравнивать предметы по

длине, раскладывать их в убывающей последовательности,

обозначать результаты сравнения словами длинная,

короткая, самая короткая; обогащать словарный запас.

Воспитывать умение радоваться достигнутому результату.

Материал и оборудование: цветные счетные палочки

Кюизенера, схема.

Ход игры

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в лес-ельник.

В ельнике растут ёлки. Как называется лес?

Посмотрите на схему, вот такие елочки будут расти в

нашем ельнике.

— Какие палочки нам понадобятся для ёлочки? Отберите

такие палочки из набора.

— Сколько палочек вы отобрали? Чем отличаются

палочки? Давайте сравним палочки по длине.

Дети отбирают самую длинную палочку, сравнивают

ее с способом приложения с другими, и кладут ее первой.

Среди оставшихся палочек опять находит самую длинную

и кладут ее на первую (подровняв их с левой стороны).

Последнюю самую короткую палочку дети кладут

последней. После выполнения этой части задания дети

рассказывают о длине палочек: короткая, длиннее, еще

длиннее, самая длинная.

— Что можно сказать о длине желтой палочки по

сравнению с красной? (Желтая палочка длиннее красной)

— Что можно сказать о длине розовой палочки по

сравнению с голубой? (Розовая палочка короче голубой)

— Какие числа обозначают палочки?

Сейчас положите палочки так, чтобы их центр

совпадал.

Сделайте ещё ёлочку, но чтобы она была ниже

первой. Ребята, как нам это сделать? (Убрать одну

палочку)

Сделайте ёще одну ёлочку, но чтобы она была ниже

второй. Как вы это сделаете?

— Сколько получилось ёлочек?

— Покажите самую высокую ёлочку. Какая она по счету?

— Покажите самую низкую ёлочку. Какая она по счету?

— Какой лес у нас получился?

Карточка № 14

«Кораблик»

Цель: формировать у детей представление о водном виде

транспорта; выполнять постройку в нужной

последовательности; расширять словарный запас.

Развивать активность мышления, творческое мышление.

Материал и оборудование: набор цветных счетных

палочек Кюизенера, схема.

Предварительная работа: беседа о видах транспорта:

водный, сухопутный, воздушный.

Ход игры

Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие,

отгадайте на чем: Паровоз без колес! Вот так чудо паровоз.

Не с ума ли он сошёл – прямо по морю пошёл (Пароход.

Корабль). Педагог вместе с детьми рассматривает схему.

—Что это?

— Из каких частей состоит? (Днище, борта, палуба, нос,

мачта, парус).

— Из чего может быть сделан?

— Где движется этот транспорт?

— Что делает корабль? (Плывет)

— Для чего его можно использовать, что перевозить?

(Пассажиров, груз)

— Кто им управляет? (Капитан)

— Палочки какого цвета нужны для строительства днища

корабля? (борта, палубы, мачты, паруса)

Приступайте к строительству.

Карточка №15

«Заборчик»

Цель: формировать умение детей классифицировать

палочки по высоте, закреплять умение ориентироваться в

пространстве; способствовать развитию мелкой моторики.

Материал и оборудование: цветные счетные палочки

Кюизенера: 5 желтых, 5 красных, схема, Незнайка.

Ход игры

Появляется Незнайка и просит детей помочь

построить заборчик. В центре стола располагается схема.

Воспитатель предлагает детям отложить вправо, влево

одинаковые по цвету палочки. Какого они цвета? (Справа –

все палочки желтые, слева – красные)

— Сколько желтых палочек? (Пять)

— Сколько красных палочек? (Пять)

— Что можно сказать о количестве желтых и красных

палочек? (Если дети затрудняются ответить, то

предложить: на каждую желтую палочку положим

красную. Одна желтая палочка – одна красная. Под каждой

желтой палочкой лежит красная? Желтых и красных

поровну?)

Педагог предлагает каждому ребенку взять две

палочки разных цветов и сравнить их по высоте (палочки

расположены вертикально). Покажите пальчиком высоту

каждой палочки. Ребенок проводит рукой вдоль палочки

снизу вверх, показывая высоту, поясняет: «Желтая

палочка высокая, а красная – низкая».

— Что можно сказать о высоте желтой палочки по

сравнению с красной? (Желтая палочка выше красной)

— Что можно сказать о высоте красной палочки по

сравнению с желтой? (Красная палочка ниже желтой)

Поставьте сначала высокую палочку, потом ту,

которая ниже, снова высокую. Какую сейчас будете

ставить палочку?

Воспитатель предлагает детям выложить забор из

палочек и рассказать, как они расположены («рядом»,

«одна к другой», «по очереди: высокая, низкая»).

— Назовите цвета «дощечек» в заборе.

— Каким цветом первая «дощечка»?

— Покажите пальчиком вторую «дощечку» и назовите ее

цвет?

Карточка №16

«Папа и сын»

Цель: формировать умение устанавливать соответствие

между атрибутами одежды и полом человека; расширить

представления о том, что такое семья, об обязанностях

членов семьи; обогатить знания о позитивных примерах

мужественного. Способствовать развитию мелкой

моторики. Воспитывать чувство уважения к своей семье.

Материал и оборудование: цветные счетные палочки

Кюизенера: на взрослого – 6 белых, 5 розовых, 3 желтые,

2 голубые, 2 синие; на ребенка –7 розовых, 6 белых 3

голубые, 2 желтые.

Предварительная работа: беседа о семье.

Ход игры

— Расскажите о своей семье: сколько человек в вашей

семье, как их зовут?

— Семья может быть большой и маленькой. А попробуйте

разделить всех членов семьи на две группы. Воспитатель

помогает: взрослые и … (дети), пожилые и … (молодые),

мужчины и …(женщины)

Посмотрите на схему.

— Как вы думаете это кто? (Взрослый и ребенок; папа и

сын)

— По каким атрибутам одежды вы поняли, что это

мужчина и мальчик? Какая одежда одета на них?

— Чем еще (кроме одежды) отличаются мужчины? Чем

чаще занимаются?

— Какие правила поведения должен выполнять каждый

мужчина и мальчик? (Про таких можно сказать: «Это

настоящий мужчина! «Он хоть и мальчик, но поступает,

как настоящий мужчина!»)

Именно такого смелого, храброго мужчину (папу) и

внимательного мальчика (сына) мы выложим.

— Палочки какого цвета и сколько нам необходимо для

взрослого? Отберите их.

— Палочки какого цвета и сколько нам необходимо для

ребенка? Отберите их.

Карточка № 17

«Строительство домов»

Цель: учить детей моделировать предмет из четырех

палочек одной длины, сравнивать предметы по высоте;

упражнять в счете; в различении количественного и

порядкового счета, умении отвечать на вопросы:

«Сколько? Который по счету?» Развивать творческое

мышление. Воспитывать целеустремленность.

Материал и оборудование: цветные счетные палочки

Кюизенера: 6 голубых, 6 красных, 4 розовые 3 белые, 2

желтые.

Ход игры

Педагог предлагает детям отсчитать 4 палочки

голубого цвета и сделать из них стены, пол и потолок.

Затем просит отсчитать 2 палочки красного цвета и сделать

крышу.

— Что получилось? (Дом.)

— С одной стороны дома постройте большой и высокий

дом, с другой – маленький.

— С какой стороны большой дом?

— С какой стороны маленький дом?

— Сколько всего домов?

— Посчитайте их по порядку?

— Назовите размер домов?

— Который по счету дом самый высокий?

— Который по счету дом самый низкий?

— Между какими домами расположен голубой дом?

—Подберите палочку и сделайте окна в доме. По сколько

окон в каждом доме?

— Сколько всего окон?

— Какие окна по величине?

Карточка № 18

«Разноцветные флажки»

Цель: закреплять название геометрических фигур;

упражнять в счете; умении отвечать на вопросы:

«Сколько? Который по счету?»

Материал и оборудование: цветные счетные палочки

Кюизенера: 6 голубых, 4 красные, 2 бордовые; схема.

Ход игры

Сделайте из двух бордовых палочек «веревку»,

соединив концами, друг с другом. На этой веревочке мы

повесим флажки.

Сделайте из трех голубых палочек флажок

треугольной формы и повесьте его на веревочку.

А сейчас сделайте из красных палочек флажок

квадратной формы и повесьте рядом с флажком

треугольной формы.

Снова сделайте флажок треугольной формы.

— Какой формы флажки?

— Из скольких палочек сделан флажок треугольной

формы? А квадратный флажок?

— Сколько всего фигур?

— Который по счету флажок квадратной формы? А

треугольной формы?

— Какие стороны у треугольника? (Равные)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр по ПДД для среднего дошкольного возраста.

Данная картотека дидактических игр собрана для закрепления знаний по ПДД у детей 4-5 лет....

Картотека Дидактические игры по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста

Картотека Дидактические игры  по экологическому  воспитанию детей  дошкольного возраста...

Картотека "Дидактические игры с математическим содержанием" старший дошкольный возраст

При обучении началам математики широко используются игры. С их помощью формируются, уточняются и закрепляются представления детей о числах, об отношениях между ними, о составе каждого из чисел, о геом...

Дидактическая игра для младшего и среднего дошкольного возраста "Разноцветные самолётики"

Дидактическая игра даёт  ребёнку представления о величине, форме и расположении предметов в пространстве....

Картотека «Дидактические игры по развитию речи детей дошкольного возраста».

Картотека «Дидактические игры по развитию речи детейдошкольного возраста»....

Картотека: «Дидактические игры для развития речи детей дошкольного возраста».

Игры для развития фонетико-фонематической стороны речиИгры для развития лексической стороны речи (формирования словаря)...

Картотека дидактических игр по познавательному развитию.Средний дошкольный возраст.

В работе представлены игры направленные на развитие различных психических процессов у детей среднего дошкольного возраста....