Развитие технического творчества у детей с ОНР через использование различных видов конструкторов на участке детского сада».
статья по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Ольга Николаевна Елисеева

Статья по развитию технического творчества детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_almanaha_1.docx21.95 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие технического творчества у детей с ОНР через

использование различных видов конструкторов на участке детского сада».

Елисеева Ольга Николаевна

воспитатель

Дьяконова Анна Викторовна

учитель- логопед

МАОУ ДС 80 «ПЕСЕНКА» г. Тольятти,

Самарская обл., пр-т Степана Разина 77

Техническое творчество относиться к числу таких видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. В ходе этой деятельности окружающий мир моделируется со стороны пространственных отношений и взаимосвязей. Такая  направленность деятельности определяет ее своеобразное влияние на психическое развитие ребенка на качество восприятия, мышления, речи, зрительно-моторной координации, овладение обще трудовыми умениями. Наличие тесной связи технического творчества с психическим и речевым развитием, позволяет использовать его в качестве действенного средства коррекции.

Особенность этой деятельности заключается в том, что она, как и игра, отвечает интересам и потребностям ребенка дошкольного возраста; дает возможность действовать с разнообразными видами конструкторов, познавать их цвет, форму, величину, а использование современных видов конструктора дает нам соприкоснуться с инженерными технологиями. Конструктивная деятельность совершенствует восприятие пространственных отношений и развивает сенсомоторику, а также  создает формирование правильных речевых навыков.

Дети с общим недоразвитием речи отличаются недостаточным развитием мелкой моторики, плохой координацией движений, неэффективным развитием познавательной сферы, недостаточностью самоконтроля и пространственно-временной ориентировки. Поэтому у таких детей в дошкольном возрасте очень важно развивать механизмы, необходимые для овладения деятельностью, которая связана с графомоторными навыками. 

Нами было замечено, что применение разного вида конструктора помогает детям познакомиться с новым материалом в игровой форме, что создают высокую мотивацию детей на создания разнообразных поделок из конструктора.  При этом значительно дольше удерживается интерес к конструированию.

Дети очень много времени проводят на прогулке, особенно с летний период. Поэтому мы решили создать оптимальные условия для развития навыков технического творчества и конструктивных способностей у детей не только в группе, но и на участке детского сада. Эту идею поддержали наши родители и помогли нам в оформлении участка и оснащении его разнообразными видами конструкторов.

Площадь участка позволяет детям создавать конструкции больших размеров, что способствует к переключению детей из малого пространства к освоению и организации большого. А также их работа носит коллективный характер. Конструктивная деятельность плавно перетекает в сюжетно- ролевую игру, где каждый ребенок может поучаствовать в разных ролях, сегодня изобретатель, а завтра директор конструкторского бюро.

Конструктивная деятельность на детских площадках необходима для развития коммуникативных навыков детей с речевыми нарушениями. Она помогает детям укрепить межличностные отношения, преодолеть скованность, неуверенность благодаря созданию ситуации успеха. В результате применения современных конструкторов формируются условия, которые необходимы для развития потребности ребенка постоянно развиваться.[1]

В работе с детьми ОВЗ использование разных видов конструкторов позволяет решать задачи по следующим коррекционно - развивающим направлениям:

-формирование зрительно пространственных отношений;

-формирование лексико-грамматических категорий;

-развитие связной речи;

-обучение грамоте;

-развитие общей и мелкой моторики рук.

-развитие логического и аналитического мышления.

-развитие сообразительности и изобретательности.

-тренировка усидчивости, внимательности.

- выстраивание логических цепочек.

При формировании связной речи использование объёмных элементов из конструктора LEGO способствует пониманию ребёнком замысла и сюжета, что находит отражение в речевой деятельности ребёнка. При этом проводимая работа строится от простого к сложному с постепенным сокращением наглядных опор и большей самостоятельностью ребёнка.

Использование LEGO конструирования в коррекционной работе с детьми с ОНР способствует расширению и обогащению словаря, формированию грамматического строя, а также развитию коммуникативных навыков и речевой активности. [3]

Строительный конструктор. Такой вид конструктора развивает у дошкольников пространственные представления, которые  включают: ориентировку «на внешних объектах» и выделение различных сторон предметов: передней, тыльной, верхней, нижней, боковых; освоение и применение словесной системы отсчета по основным пространственным направлениям: вперед — назад, над-под, вверх — вниз, вправо — влево; определение пространственного расположения объектов при ориентировке на плоскости, т. е. в двухмерном пространстве; определение их размещения относительно друг друга и по отношению к плоскости, на которой они размещаются.

    Обогащается речь детей новыми понятиями, как брусок, куб, пирамида, что в других видах деятельности ребенок употребляет редко либо на использует эти термины.

При создании построек по определенной сюжетной линии дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий-низкий, длинный-короткий, широкий-узкий ), учатся правильно употреблять предлоги. Например, "воробей НА крыше дома", " воробей ПОД крышей дома", "машина подъехала К дому" и т.д.

 Дети увлеченно собирают домики, грузовой транспорт, мост, железнодорожный вокзал, из строительного конструктора при этом оречевляют свои действия в ходе игры.[3] Что не мало важно для детей с ОВЗ

Болтовые конструкторы. Они бывают из различного материала. Этот вид конструктора не прост в сборке, поэтому рекомендуется для детей любого возраста. Дети с увлечением используют панели с отверстиями, блоки разных форм, гайки, шурупы и болты, гаечный ключ и отвертку. Играть с таким конструктором увлекательно не только мальчикам, но и девочкам. А учитывая, что элементы есть как крупные, так и мелкие детали хорошо способствует развитию мелкой и крупной моторики рук. Что очень хорошо влияет на формирование речи.

Контурные (КРИВОЛИНЕЙНЫЕ) конструкторы – такие конструкторы состоят из множества трубочек, которые легко сгибаются, принимая различные положения. В состав входят крепежи и палочки, разные по цвету и размеру. С их помощью создаются причудливые модели. Такой конструктор развивает фантазию, воображение у детей. Создает положительный эмоциональный фон у ребенка.

Электронные – на основе электросхем.

Использование  данных конструкторов возможно благодаря лёгкой сборке и отсутствию необходимости пайки. Это позволяет нам с детьми окунуться в науку. Интересные электронные конструкторы подскажут ребенку, как работать с голосовыми приборы и покажут, как можно творить чудеса при помощи света.

Электронный конструктор MerkurElectroset 3123 E2 Электроника. А вот и конструктор для любителей всего с приставкой «эко». С помощью такого электронного конструктора ребенок узнает про механическую и солнечную энергию, поймет принцип работы ветрогенератора. В наборе много деталей, из которых можно собрать более 60 разных проектов.

Электронный конструктор Знаток «Альтернативная энергия». Почти 3 килограмма микросхем, проводов и радиодеталей. Это уже не просто игрушка, это серьезная вещь для детей увлеченных.

Конструктор «Альтернативная энергия» охватывает чуть ли не всю физику. Это увлекательный  раздел радиоэлектроники. С помощью этого конструктора ребенок составляет множество опытов с диодами, резисторами и конденсаторами.

Разные схемы, датчики и провода позволяют занять ребенка на несколько часов, поспособствует его развитию и возможно, поможет определиться с выбором будущей профессии.

Наиболее увлекательный процесс конструирования на детской площадке  - это робототехника.

Робототехника - это творческий процесс создания роботизированной техники, проще говоря, роботов. Такое направление объединяет в себе множество наук: математику, логику, физику, механику, программирование и многое другое.

Робототехника помогает детям понять, как функционируют окружающие его технологии и чем они полезны. Это развивает и усиливает интерес к прикладной науке, рождая желание конструировать и нести в мир полезное. Благодаря этому ребята учатся самостоятельно проектировать и создавать роботов.

Практическая значимость робототехники в том, что она объединяет в себе как развлечение, так и множество практических знаний. Приобретая новые навыки, дети становятся увереннее в себе, активнее и самостоятельнее, любознательнее.

Робототехника подходит любому ребёнку. Даже если у ребенка не будет впечатляющих достижений в конструировании роботов, у него будет представление о мире технологий и его разнообразии.

Значение конструктивной деятельности на детских площадках  в группах компенсирующей направленности велико, т.к. оно приобретает практическую направленность, а проблемные ситуации способствуют речевой активности. Ребенок опирается одновременно на несколько анализаторов (зрение, слух, тактильное восприятие), что положительно влияет на речь.

В процессе конструктивно - игровой деятельности педагог, опираясь на непроизвольное внимание детей, активизирует их познавательную деятельность, формирует и корригирует поведение, развивает коммуникативную функцию и интерес к обучению.

Литература

1.Куцакова Л.В.Сфера,2022г. Библиотека современного детского сада. Программа ДОУ

2."Наглядно-дидактический комплект. Конструирование из строительных материалов. 6-7 лет ФГОС ДО"

3.Фешина Е.В. Библиотека современного детского сада. Сфера, 2022г. Программа ДОУ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности в процессе конструирования из бумаги.

Вопросы развития детского творчества всегда были актуальными для дошкольного образования. Педагоги ищут наиболее эффективные способы реализации детской креативности, начиная с самого раннего возраста....

Развитие коммуникативных навыков у детей с ДЦП в различных видах детской деятельности.

Общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на позн...

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности в процессе конструирования из бумаги.

Детское сердце чутко к призыву творить красоту... важно только, чтобы за призывами следовал труд”....

«Развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры»

Выступление из опыта работы на тему: «Развитие технического творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры».Каждая сюжетно-ролевая игра у нас, является и...

Развитие технического творчества у детей дошкольного возраста по средствам конструирования

laquo;С конструктором легче все уметь, с конструктором легче поумнеть, с конструктором легче новое понять,                       ...

ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 3 до 5 лет) 2года обучения:

Пояснительная записка:актуальность,цели и задачи программы,расписание образовательной деятельности и режим работы кружка,ожидаемые результаты, формы подведения итогов,учебно - тематическое планировани...

ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 5 до 7 лет) 2 года обучения:

Содержание. 1.Пояснительная записка2.Учебно-тематическое планирование3. Перспективный план занятий кружка «Умелые пальчики» в старшей группе4. Перспективный план занятий кружка «...