«Применение технологии ТИКО конструирования в техническом развитии дошкольников»
статья по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Толстун Инна Александровна
В статье представлен материал из опыта работы по техническому развитию дошкольников с использованием ТИКО технологии. Статья может быть полезна воспитателям, педагогам дополнительного образования, психологам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

Заболотная Анна Юрьевна

Толстун Инна Александровна

МКДОУ ЦРР – детский сад № 21 г. Россоши Воронежской области «Применение технологии ТИКО конструирования в техническом развитии дошкольников»

Современные дети живут в эпоху активной информатизации и роботостроения. Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают у детей интерес к современной технике и техническому творчеству. Стоит отметить, что техническое моделирование  стало одним из приоритетных направлений в сфере экономики, машиностроения, здравоохранения, военного дела и других направлений деятельности человека, на которые делает упор наше государство. Современный рынок производственных отношений строится на профессиях, требующих навыков работы с инновационными программируемыми устройствами. Руководство страны говорит о необходимости модернизационного рывка для России и делает ставку на инновационные технологии. Таким образом, назревает необходимость популяризации профессий инженерно - технического плана.  Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию.   На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педагогом. Исходя из вышесказанного, мы можем уверенно предполагать, что использование ТИКО-моделирования служит основой ранней технической профориентации детей.

-  Работая воспитателями, мы впервые  попробовали использовать ТИКО – технологию во второй младшей группе. Безусловно, для трехлеток конструктор был сложен в обращении. В этом возрасте он помог нам в развитии сенсорики, в качестве наглядного материала при знакомстве с элементарными фигурами. Более осознанная  потребность в конструировании с помощью ТИКО пришла к детям в старшем возрасте.

- Когда  встал вопрос  о направлении для выбора факультатива, мы решили, что оно будет техническим, в основе будет   технология ТИКО моделирования. Так началась  факультативная работа в группе, в которой мы работали.

В ходе занятия с конструктором повышается коммуникативная активность каждого ребенка, формируется умение работать индивидуально, в парах, в группе, происходит развитие творческих способностей. Повышается мотивация к обучению. Работая парами или группой, дети, независимо от их подготовки, могут строить модели и при этом обучаться, получая удовольствие. ТИКО помогает детям воплощать в жизнь свои задумки, моделировать и фантазировать, увлеченно работая и видя конечный результат. Занимаясь с ребятами, мы увидели, что некоторые дети развили свои лидерские качества. Инициатива уже исходит от них, они задают темп работы, предлагают свои варианты построек и моделей. Радует, что наши ТИКО-лидеры помогают ребятам, которые еще не до конца разобрались с тем или иным заданием.

- Какие результаты работы с ТИКО мы увидели? Подготовительная группа детей, которую мы выпустили в прошлом году в школу - четыре года занимались с данным конструктором. И мы  увидели качественное отражение познавательного развития, которое облегчит детям предстоящую учебу в школе.    Дети активно осваивают объемное моделирование. Сконструировать дом, ракету, автомобиль для них уже не проблема. Они умело используют картотеки со схемами, образцами; могут сделать постройку путем слухового диктанта. Ребята знают и используют в речи такие понятия, как пирамида, призма, куб, шар. А самое главное, что они с удовольствием играют с готовыми моделями. Мы делаем их не для того, чтобы поставить на полку, а для того, чтобы можно было активно ими пользоваться. Девочки любят конструировать кукольную мебель, домики для питомцев, фигуры людей и животных.  У мальчиков в приоритете автомобили, военная техника, гаражи, космические корабли.

Педагогическая        технология        ТИКО-моделирования-это организация конструктивно-модельной деятельности, которая включает алгоритмы сборки, программы планирования деятельности, систему взаимодействия участников образовательного процесса.

Технология ТИКО - моделирования включает приемы плоскостного и объемного моделирования, обеспечивающие успешное решение задач взаимодействия с дошкольниками в разных видах деятельности и перенос приемов работы с конструктором в другие образовательные области, в том числе в работе с родителями. Для реализации технологии ТИКО - моделирования созданы готовые алгоритмы, которые позволяют успешно реализовывать педагогическую технологию в образовательном пространстве детского сада.

-Для точного соединения деталей конструктора ТИКО-М должны быть сформированы зрительно-моторная координация, мелкая моторика пальцев рук, умение соотносить образец с правилом. Достижение результата конструирования также зависит от того, насколько дети овладели обобщенными способами конструкторских действий, умениями прогнозировать и планировать эти действия, контролировать процесс и оценивать полученный результат. Исходя из этого, алгоритм работы с конструктором ТИКО  включает постепенное овладение практическими навыками работы с конструктором. Вначале дошкольники осваивают конструирование по схемам для плоскостных моделей, затем для объемных.

На первом этапе реализации технологии ТИКО-моделирования рекомендуется познакомить детей с возможностями конструирования на плоскости: «плоскостное ТИКО-конструирование». С этой целью начинать работу необходимо со знакомства детей с полными схемами.

Развивая техническое творчества, поддерживая интерес к процессу конструирования, педагогу рекомендуется применять дополнительные увлекательные задания. Например, раскрасить схему в соответствии с собранной конструкцией, уместно применять различные варианты штриховок, тем самым развивая зрительно-моторную координацию дошкольника. Тем, кто успешно освоил навык соединения деталей, можно предложить перестроить плоскостную конструкцию в объемную.

Спланированная работа с конструктором ТИКО  вызывает у детей чувство радостного удовлетворения от деятельности, от результата своего труда. У ребенка должно появиться желание продемонстрировать всем собранную конструкцию, например, на импровизированной тематической выставке для родителей или сверстников. Поэтому выбор объемных конструкций в качестве образца для детского конструирования необходим для формирования первоначального положительного опыта. Этот выбор педагогу помогут сделать методические материалы, разработанные для объемного моделирования в виде технологических карт.

Качественные  результаты работы с ТИКО показали эффективность применения данной технологии для технического творчества детей.  Поэтому было принято решение о распространении данного  опыта в масштабах детского сада. Сейчас ведется кружковая работа  с детьми старшего и подготовительного возраста.  Для этого выделено и оборудовано специальное  помещение в детском саду и мы совмещаем должности воспитателя и педагога дополнительного образования по данному направлению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи с применением технологии ТИКО-моделирования.

Одной из актуальных задач педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений речевого развития детей дошкольного возраста.    Повысить интерес к занятиям, избежать...

«Реализация технологии ТИКО-конструирования в ДОУ для развития одарённости детей»

В последнее время в нашей стране пристальное внимание обращено к проблеме одаренности детей. Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (...

ПРОГРАММА «ТИКО - мастер» дополнительной платной услуги «Проведение занятий по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей с применением технологии ТИКО-конструирования» для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 7 лет

Программа «ТИКО - мастер» дополнительной платной услуги «Проведение занятий по развитию интеллектуально-творческих способностей у детей с применением технологии ТИКО-конструирования...

« Развитие инженерного мышления у детей дошкольного возраста через технологию ТИКО-конструирования»

В процессе конструирования развиваются психические процессы (восприятие, мышление, воображение, внимание). Данный вид детской деятельности предоставляет широкие возможности для организации и проведени...

Конспект с применением технологии ТИКО-моделирования, ТРИЗ-технологии и здоровьесберегающих технологий Тема: «Колобок зовёт на помощь»

Конспект занятия с применением технологии ТИКО-моделирования,ТРИЗ-технологии и здоровьесберегающих технологийТема: «Колобок зовёт на помощь»...