"Юный техник" проект
проект по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
Проект «Юный техник» в рамках комплексного проекта «Путь к успеху». Цель проекта: создание благоприятных условий для развития у детей дошкольного возраста первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования и моделирования, творческих способностей в процессе освоения мира через свою собственную творческую предметную деятельность; формирование умений преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических − текст, рисунок, схема) и изготовление несложных конструкций и простые механизмы; содействие развитию креативных способностей и логического мышления детей; развивать образное и пространственное мышление, фантазию, творческую активность, а также моторику рук, последовательность в выполнении действий; стимулировать интерес к экспериментированию и конструированию как содержательной поисково-познавательной деятельности; способствовать овладению коммуникативной компетенции на основе организации совместной продуктивной деятельности, прививать навыки работы в группе, в парах; формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу. В проекте участвовали 4 воспитанника группы «Лисички» декабрь 2021 учебный год.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 871.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
по легоконструированию
«Юный техник»
Модель «Легомост»
Автор проекта: Партина Вера Владимировна
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №5 «Светлячок»
2021 г.
Технологическая карта проекта
Тип проекта — педагогический, практико-ориентированный, научно-технический, коллективный, краткосрочный.
Участники — воспитатели, родители (опекуны), специалисты ДОУ.
Масштаб — декабрь.
Основание (актуальность темы) для разработки
Современное образование ориентировано на усвоение определённой суммы знаний. Вместе с тем необходимо развивать личность ребенка, его познавательные способности. Конструкторы Лего стимулируют практическое и интеллектуальное развитие детей, не ограничивают свободу экспериментирования, развивают воображение и навыки общения, помогают жить в мире фантазий, развивают способность к интерпретации и самовыражению. Лего - конструктор дает возможность не только собрать игрушку, но и играть с ней. Используя детали не одного, а двух и более наборов Лего, можно собрать неограниченное количество вариантов игрушек, задающих сюжеты игры.
Lego – одна из самых известных и распространённых педагогических систем. Игра – важнейший спутник детства. Lego позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре.
Идея проекта:
Cделать из Lego конструктора в процессе строительства свою неповторимую, уникальную и единственную в своём исполнении модель моста. Направить и расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников, за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству.
Цель проекта:
Создание благоприятных условий для развития у детей первоначальных конструкторских умений на основе LEGO– конструирования и моделирования, творческих способностей в процессе освоения мира через свою собственную творческую предметную деятельность.
Задачи проекта:
- формирование умений преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических − текст, рисунок, схема) и изготовление несложных конструкций и простые механизмы;
- содействие развитию креативных способностей и логического мышления детей;
- развивать образное и пространственное мышление, фантазию, творческую активность, а также моторику рук, последовательность в выполнении действий;
- стимулировать интерес к экспериментированию и конструированию как содержательной поисково-познавательной деятельности;
- способствовать овладению коммуникативной компетенции на основе организации совместной продуктивной деятельности, прививать навыки работы в группе, в парах;
- формировать предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Основные принципы реализации данных задач:
- Системность и последовательность (любая новая ступень в обучении опирается на уже освоенное в предыдущем);
- Доступность (усложнение материала с учётом возрастных особенностей детей);
- Наличие потенциальных возможностей в формировании интегративных качеств (личностных, интеллектуальных, физических) дошкольников;
- Включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую, продуктивную и др.);
- Наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал);
- Динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);
- Психологическая комфортность (снятие стрессовых факторов).
Концептуальной основой разработки и реализации проекта являются следующие руководящие идеи:
1. проект является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивает интеграцию образовательных областей (Речевое, Познавательное и Социально-коммуникативное развитие);
2. позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
3. формирует познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
4. объединяет игру с исследовательской, экспериментальной и проектной деятельностью, предоставляет детям возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
5. ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместном конструировании, техническом творчестве имеет навыки работы с различными источниками информации;
Ожидаемые результаты:
1. ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
2. ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах исследовательской и творческо-технической деятельности, в строительной игре и конструировании;
3. ребенок владеет разными формами и видами творческо-технической игры, знаком с основными компонентами конструктора Lego;
4. ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, способен объяснить техническое решение, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации творческо-технической и исследовательской деятельности;
- целенаправленное сотрудничество родителей, как заинтересованных
партнёров и активных помощников в работе с детьми по данному направлению.
Проект даёт ребёнку возможность экспериментировать, создавать собственный мир, повысить самооценку и учит работать в коллективе. Дети приобретают опыт в процессе общения друг с другом, учатся уважать мнения и работу других. Работа над проектом начинается с выбора темы и включает в себя следующие этапы:
1 этап - подготовительный:
• изучение и подбор методической литературы по теме проекта.
• разработка перспективного планирования (создание проекта на не
скольких занятиях)
• создание условий для реализации проекта (подбор схем и иллюстраций с изображением различных мостов, в том числе из Лего-конструкторов, беседы по теме проекта).
- информирование родителей о проведении проекта «Юный техник»
по Лего-конструированию в ДОУ, привлечение родителей к участию в совместных мероприятиях – репетициях, подготовка костюмов.
2 этап - практический:
- элементарное ознакомление с разнообразием конструкторов Lego
- пополнение зоны конструирования лего-конструкторами для реализации проекта – выбор и строительство модели моста.
На практическом этапе происходит простейший анализ сооружённых построек (выделяем форму, величину, цвет деталей). Выполняем простейшую конструкцию в соответствии с заданными условиями и соответственно происходит развитие зрительно-моторной координации при соединении деталей конструктора, добиваемся точности в процессе операционных действий. Далее оформляем свой замысел путём предварительного называния будущей постройки, развиваем и поддерживаем замысел в процессе развёртывания конструктивной деятельности, помогаем друг другу её осуществлять. При реализации выполнения модели моста у детей формируется умение использовать полученные знания в самостоятельных постройках по замыслу. Они используют специальные способы и приёмы с помощью наглядных моделей и схем и понимают, что что схема несёт информацию не только о том, какой предмет на ней изображён, но и какой материал необходим для создания конструкции по схеме, а также о способе пространственного расположения деталей и их соединения. Дети готовы сооружать постройки с перекрытиями. делают постройку прочной, точно соединяют детали между собой. В этот момент у них развивается способность к контролю за качеством и результатом работы. Дети становятся более сосредоточены и сильнее развивается наблюдательность. Они уже сами уточняют представление о форме предметов и их частей, их пространственном расположении, относительной величине, различии и сходстве. Всё более развивается воображение, самостоятельность, смекалка, умение работать сосредоточенно, опираясь на впечатления от рисунков, фотографий, чертежей. На этом этапе важно добиваться рассуждений вслух при решении конструктивной задачи.
- выполнение заданий по содержанию проекта.
3 этап - итоговый:
- вывод о проделанной работе. Дети представляют свой проект и поощряются за оригинальные идеи, фантазию, старательность, интерес.
- фотоотчёт по реализации проекта «Юный техник»
- создание на основе реализации проекта тематического видеоролика, трансляция на сайте МБДОУ.
Формы организации проектной деятельности:
Конструирование по образцу. Заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, и показывают способы их воспроизведения. Данная форма обучения обеспечивает детям прямую передачу готовых знаний, способов действий, основанных на подражании. Такое конструирование трудно напрямую связать с развитием творчества. Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, - важный обучающий этап, где можно решать задачи, обеспечивающие переход детей к самостоятельной поисковой деятельности творческого характера.
Конструирование по модели. Детям в качестве образца предъявляют модель, скрывающую от ребенка очертание отдельных ее элементов. Эту модель дети должны воспроизвести из имеющегося у них строительного материала. Таким образом, им предлагают определенную задачу, но не дают способа ее решения. Постановка таких задач перед дошкольниками - достаточно эффективное средство активизации их мышления. Конструирование по модели - усложненная разновидность конструирования по образцу.
Конструирование по условиям. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение. Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить практическую деятельность достаточно сложной структуры. Данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования.
Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. В результате такого обучения у детей формируются мышление и познавательные способности.
Конструирование по замыслу. Обладает большими возможностями для развертывания творчества детей и проявления их самостоятельности: они сами решают, что и как будут конструировать. Данная форма - не средство обучения детей созданию замыслов, она лишь позволяет самостоятельно и творчески использовать знания и умения, полученные ранее.
Конструирование по теме. Детям предлагают общую тематику конструкций, и они сами создают замыслы конкретных построек, выбирают материал и способы их выполнения. Эта достаточно распространенная в практике форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу - с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Основная цель конструирования по заданной теме — актуализация и закрепление знаний и умений.
Материально-техническое и дидактическое обеспечение проекта
Для успешного выполнения поставленных задач проекта «Юный техник – модель моста» необходимы следующие условия:
Предметно-развивающая среда:
Строительные наборы и конструкторы:
- настольные;
- напольные;
- деревянные;
- металлические;
- пластмассовые (с разными способами крепления);
- «Лего-Дупло», «Лего-Дакта», подобные отечественным конструкторам;
Для обыгрывания конструкций необходимы дополнительные игрушки (машинки, фигурки людей, животные и др.).
Демонстрационный материал:
- наглядные пособия;
- цветные иллюстрации;
- фотографии;
- схемы;
- образцы;
- необходимая литература.
Техническая оснащенность:
- магнитофон;
- фотоопарат;
- флешносители (познавательная информация, музыка, видеоматериалы);
- интерактивная доска;
- компьютер;
- демонстрационная магнитная доска.
Список литературы:
1. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. – М.: Изд.-полиграф центр «Маска», 2013.
2. Кайе В.А. Конструирование и экспериментирование с детьми 5-8 лет. М., 2016.
3. Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2001.
4. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в д/с. Программа и конспекты занятий. М., 2015.
5. Лиштван З.В. Конструирование – Москва: «Просвещение», 1981.
6. Лусс Т.С. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
7. Маркова В.А., Житнякова Н.Ю. «LEGO в детском саду». М., 2015.
8. Парамонова Л.А. «Теория и методика творческого конструирования в детском саду» М.;Академия,2002г.-192с.
9. Фешина Е.В. «Лего конструирование в детском саду». Методическое пособие для педагогов. – М.: ТЦ Сфера, 2017.
10. https://youtu.be/QON1jB0-rFA - видео «Опасность хождения по тонкому льду» использование ЛЕГО «Построй свою историю» по ОБЖ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по правилам пожарной безопасности "Юные пожарные"
Занятие было показано на конкурсе "Лучший педагог года по пожарной безопасности"...

ПОЛОЖЕНИЕ о проведении районных соревнований юных велосипедистов «Юный велосипедист - 2018»
1.1. Соревнование «Юный велосипедист» является командным первенством среди учащихся средних общеобразовательных учреждений и учреждений дошкольного и дополнительного обра...

Конспект физкультурно-музыкального праздника «Юный пассажир», Юный пешеход»
Цель: повторить с детьми элементарные правила дорожного движения.Задачи:- учить отвечать на вопросы по тексту;- развивать ловкость, внимание, сосредоточенность, смекалку, логическое мышление...

Копилка юного эколога 5-6 лет по познавательному развитию Тема: «Путешествие в лабораторию юного эколога»
Копилка юного эколога 5-6 лет по познавательному развитию Тема: «Путешествие в лабораторию юного эколога» Цель: создание условий для развития активности детей в проц...

Конспект нетрадиционного занятия-сказки по развитию речи в старшей группе «Школа юного актера» на тему: «Школа юного актера»
Занятие по развитию речи...

Технология «Юные защитники природы» составлена на основе программы «Юный эколог» автора Николаевой С.Н.
Технология "Юные защитники природы"...

Муниципальные соревнования юных инспекторов движения "Юный пешеход-2024" среди дошкольных образовательных учреждений Коркинского муниципального округа
Муниципальные соревнования юных инспекторов движения "Юный пешеход-2024" среди дошкольных образовательных учреждений Коркинского муниципального округа...












