Адаптированная Дополнительная Общеобразовательная Общеразвивающая программа "Лего-кантри" для детей старшего дошкольного возраста.
рабочая программа по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Смоленцева Марина Александровна

Адаптированная Дополнительная Общеобразовательная Общеразвивающая программа "Лего-кантри" для детей старшего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Управление образования администрации Коркинского муниципального округа

МБДОУ «Детский сад №8».

 

РАССМОТРЕНО:

на заседании педагогического

совета

Протокол №1  от 29.08.2024 г.

                                                  Утверждаю:

   И.о. заведующего МБДОУ«Д/с №8»

____________ Т. А. Кундеренко

Приказ № 80   от  «29» августа  2024г

 

        

Дополнительная  общеразвивающая программа технической  направленности

«Лего-кантри»

Возраст обучающихся: 6 лет

Срок реализации: 1 год

Год разработки программы: 2024 г.

Авторы-составители:

                                                   Смоленцева М.А.,

Бабушкина И.Э..

                                                        г. Коркино 2024


Содержание

Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»        3

1.1 Пояснительная записка        3

1.2 Цель и задачи программы        6

1.3. Содержание программы        8

1.3.1. Учебный план  1 год обучения        8

1.4. Планируемые результаты        14

1.4.1 Первый год обучения        14

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»        17

2.1. Календарный учебный график        17

2.2. Условия реализации программы        17

2.3. Формы аттестации        18

2.4. Оценочные материалы        19

2.5. Методические материалы        23

2.6. Воспитательный компонент…………………………………………………..… 23

2.7. Список литературы        29


Раздел 1. «Комплекс основных характеристик программы»

1.1. Пояснительная записка

Разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы осуществлялась в соответствии с нормативно-правовыми документами:

Конвенция о правах ребенка (резолюция 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989г.);

Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Федеральный закон Российской Федерации от 14.07.2022 г. № 295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 г. № 816 «Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

Письмо министерства просвещения Российской Федерации от 19.08.2022 г. «Об адаптированных дополнительных общеразвивающих программах»;

Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р);

Паспорт национального проекта  «Образование» (утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018г. №16);

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 3 сентября 2019 года № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

Разработка и реализация раздела о воспитании в составе дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Методические рекомендации ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания»» // Москва: Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО, 2023.;

Устава, Лицензии на образовательную деятельность, нормативных Локальных актов МБДОУ «Детский сад №8» г. Коркино.

Данная программа дополнительного образования относится к программам технической  направленности.

Уровень освоения содержания образования - базовый.

Актуальность программы обусловлена тем, что современные дети живут в эпоху активной информатизации и разнообразных технических возможностей. Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию.

Лего-конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи)

Материал «Лего» является универсальным и многофункциональным, поэтому он может использоваться в различных видах деятельности, в дидактических играх и упражнениях. Внедрение Лего-технологий в образовательный процесс дает возможность осуществлению интегративных связей между образовательными областями. Использование ЛЕГО-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом. Лего-конструкторы дают детям возможность для экспериментирования и самовыражения.

Конструктор «Лего» развивает детское творчество, поощряет к созданию разных вещей из стандартных наборов элементов – настолько разных, насколько далеко может зайти детское воображение.

Отличием данной программы является то, что программа составлена с учетом возвратных особенностей детей, и индивидуального подхода к каждому учащемуся. Занятия, на которых «шум»

– это норма, «разговоры» – это не болтовня, «движение» – это необходимость. Но LEGO не просто занимательная игра, это работа ума и рук. Любимые детские занятия «рисовать» и «конструировать» выстраиваются под руководством воспитателя в определенную систему упражнений, которые в соответствии с возрастом носят, с одной стороны, игровой характер, с другой – обучающий и развивающий. Создание из отдельных элементов чего-то целого: домов, машин, мостов и, в конце концов, огромного города, заселив его жителями, является веселым и вместе с тем познавательным увлечением для детей. Игра с LEGO-конструктором не только увлекательна, но и весьма полезна. С помощью игр учатся жить в обществе, социализируются в нем.

Совместная деятельность педагога и детей по LEGO-конструированию направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала, занятия основаны на принципах сотрудничества и сотворчества детей с педагогом и друг с другом. Работа с LEGO деталями учит ребенка созидать и разрушать, что тоже очень важно. Разрушать не агрессивно, не бездумно, а для обеспечения возможности созидания нового. Ломая свою собственную постройку из LEGO–конструктора, ребенок имеет возможность создать другую или достроить из освободившихся деталей некоторые ее части, выступая в роли творца.

   Адресат программы:

Программа рассчитана на обучающихся в возрасте 5-6 лет.
В процессе реализации программы учитываются возрастные особенности детей.

Возрастные особенности детей 5-6  лет. В возрасте 5-6 лет ребенок склонен к фантазиям и воображениям, что позволяет развивать в детях творческие возможности, дети могут создавать свои уникальные работы. Ведущий вид деятельности у детей в этом возрасте

– учебный. Развиваются психика, мышление, специальные способности,

личность ребенка и его межличностные отношения. Формируются творческие способности, прививание им навыков и умений в легоконструировании и уже в дальнейшем дети проявляют инициативу, фантазию, находчивость.

Для успешной реализации программы целесообразно объединение обучающихся в учебные группы по четыре человека.

Объём программы: программа рассчитана на учебный год (36 занятий по 25минут(1 академическому часу), итого 36 часов.

Форма обучения: очная.

Методы обучения: традиционно в ходе обучения используются определенные методы обучения: словесный, наглядный, объяснительно- иллюстративный, частично-поисковый, практический.

Тип занятий: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Формы проведения занятий:

Индивидуальная Индивидуально-групповая Групповая

Открытое занятие

Практическое занятие.

Срок освоения программы: 1 год.

Режим занятий: по программе планируется 4 занятия в месяц, по 1 в неделю по 25 минут.

Для успешной реализации программы целесообразно объединение обучающихся в учебные подгруппы по четыре человека.

  1. Цель и задачи программы.

Цель программы: создание благоприятных условий для развития у старших дошкольников первоначальных конструкторских умений посредством конструктора «Лего».

Задачи программы:

Образовательные (предметные):

  1. Обучить рациональным и безопасным способам организации работы;
  2. Научить различать и называть основные детали Лего-конструктора, виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе, их назначение и особенности.
  3. Обучить конструированию моделей используя схемы, по образцу, по воображению.
  4. Обучить технологической последовательности изготовления        несложных  конструкций;

Личностные:

  1. Заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самовоспитания и другие, необходимые для становления собственного стиля.
  2. Сформировать умения творчески подходить к решению задачи;
  3. Сформировать умения довести решение задачи до работающей модели;
  4. Сформировать умений излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;
  5. Сформировать умения работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Метапредметные:

1. Развить интерес к конструированию различных форм.

2.Научить работать с разными источниками информации.

3.Научить реализовывать творческий замысел.

1.3. Содержание программы

1.3.1. Учебный  план

№ п/п

Название раздела/темы

Общее кол-во часов

Теория

(в часах)

Практика

(в часах)

Формы аттестации / контроля(п.2.3)

1

 Конструирование «Дорога к знаниям»

1

0,5

0,5

Вводный контроль (первичная диагностика)

2.

Мостик через речку

1

0,3

0,7

Вводный контроль (первичная диагностика)

3.

Колодец

1

0,3

0,7

Вводный контроль (первичная диагностика)

4.

Конструирование по замыслу

1

0,3

0,7

Вводный контроль (первичная диагностика)

5.

Конструирование «Торт для бабушки». Международный день пожилых людей.

1

0,3

0,7

Выставка

6.

Разные домики

1

0,3

0,7

Выставка

7.

Кафе

1

0,3

0,7

Творческая работа

8.

Конструирование по замыслу

1

0,3

0,7

Выставка

9.

Конструирование «Друга сделаю себе».  

«День народного единства»

1

0,3

0,7

Выставка

10

Катер

1

0,3

0,7

Выставка

11

Пароход

1

0,3

0,7

Выставка

12

Конструирование по замыслу

1

0,3

0,7

Выставка

13

Зоопарк. Слон

1

0,3

0,7

Выставка

14

Верблюд

1

0,3

0,7

Выставка

15

Новый год.  Ёлочка-красавица.

1

0,3

0,7

Выставка

16

Новый год. Конструирование по замыслу

1

0,3

0,7

Конкурс творческих работ

17

Домашние животные

1

0,3

0,7

Выставка

18

Дом фермера

1

0,3

0,7

Выставка

19

Конструирование

«Лыжи для спортсмена».

Всемирный день снега, Международный день зимних видов спорта

(отмечается в предпоследнее воскресенье).

1

0,3

0,7

Выставка

20

Конструирование по замыслу

1

0,3

0,7

Выставка

21

Грузовой автомобиль

1

0,3

0,7

Выставка

22

Пожарная часть

1

0,3

0,7

Творческая работа

23

День защитника Отечества. Конструирование

«Танк для солдата».  

1

0,3

0,7

Конкурс творческих работ

24

Конструирование по замыслу

1

0,3

0,7

Выставка

25

Международный женский день.

Конструирование «Букет

для мамы».

1

0,3

0,7

Выставка

26

Беседка

1

0,3

0,7

Выставка

27

Пастбище

1

0,3

0,7

Выставка

28

Конструирование по замыслу

1

0,3

0,7

Выставка

29

Международный день птиц. Конструирование

«Кормушка для птиц».

1

0,3

0,7

Выставка

30

Ракета, космонавты

1

0,3

0,7

Выставка

31

Робот

1

0,3

0,7

Выставка

32

Конструирование по замыслу

1

0,3

0,7

Соревнование

33

День Победы. Конструирование «Вечный огонь». – Коллективная работа.

1

0,3

0,7

Творческая коллективная работа

34

Аквариум

1

0,3

0,7

Выставка

35

Попугай

1

0,3

0,7

Выставка

36

Конструирование по замыслу (+ диагностика)

1

0,3

0,7

Итоговая аттестация

Итого:

36

11

25

Описание каждой темы/раздела в  соответствии с учебным  планом

Тема 1. Конструирование «Дорога к знаниям».

Теория: Знакомство детей с праздником 1 сентября. 

        Практика: Конструирование дороги из лего-конструктора (по      схеме).

Тема 2. Мостик через речку.

Теория: Знакомство с Лего-конструктором «Дакта», с новыми деталями.

Практика: Конструирование мостика.

Тема 3. Колодец.

Теория: Показ образца из большого лего-конструктора «Дакта».

Практика: Коллективная постройка колодца из большого лего-конструктора «Дакта».

Тема 4. Конструирование по замыслу.

Теория: Обучение обдумывать содержание будущей постройки. Называть её тему,    давать общее описание.

Практика: Закрепление полученных навыков. Конструирование по замыслу.

Тема 5. Конструирование «Торт для бабушки». Международный день  пожилых людей.

           Теория: Формирование духовности, нравственно –патриотических чувств у детей  дошкольного возраста по отношению к старшему поколению через беседу и показ презентации.

Практика: Конструирование торта из лего конструктора (по  образцу).

Тема 6. Разные домики.

Теория: Знакомство с породами разных собак; их жилища-конуры.

Практика: Конструирование домиков разной величины и длины из деталей LEGO.

Тема 7. Кафе.

Теория: Знакомство с разновидностями мебели для кафе.

Практика: Создание сложной постройки, работая вместе, не мешая друг другу.

Тема 8. Конструирование по замыслу.

Теория: Обучение обдумывать содержание будущей постройки. Называть её тему,    давать общее описание.

          Практика: Закрепление полученных навыков. Конструирование по замыслу.

          Тема 9. Конструирование «Друга сделаю себе».  

«День народного единства»

Теория: Знакомство детей со всероссийским праздником – День Народного Единства;

Практика: Конструирование человечков из лего конструктора (по схеме).

Тема 10. Катер.

Теория: Рассказ о водном транспорте.

Практика: Конструирование катера по образцу.

Тема 11. Пароход.

Теория: Закрепление знаний о водном транспорте.

Практика: Конструирование парохода по образцу.

Тема 12. Конструирование по замыслу.

Теория: Обучение обдумывать содержание будущей постройки. Называть её тему,    давать общее описание.

          Практика: Закрепление полученных навыков. Конструирование по замыслу.

          Тема 13. Зоопарк. Слон.

Теория: Закрепление представлений о многообразии животного мира.

Практика: Конструирование слона по схеме.

Тема 14. Верблюд.

Теория: Закрепление представлений о многообразии животного мира.

Практика: Конструирование верблюда по схеме.

           Тема 15. Новый год.  Ёлочка-красавица.

            Теория: Расширение представлений о любимом зимнем празднике – Новый год.

Практика: Конструирование ёлочки из лего конструктора (по схеме).

Тема 16. Новый год. Конструирование по замыслу.

Теория: Обучение обдумывать содержание будущей постройки. Называть её тему,    давать общее описание.

      Практика: Закрепление полученных навыков. Конструирование по замыслу.

         Тема 17. Домашние животные.

Теория: Беседа о домашних животных и их жизни.

Практика: Конструирование собаки и кошки по схеме.

Тема 18. Дом фермера.

Теория: Беседа «Кто такой фермер»

Практика: Конструирование дома по схеме.

Тема 19. Конструирование «Лыжи для спортсмена».

Теория: Приобщение детей к здоровому образу жизни через зимние спортивные игры.

Практика: Конструирование лыж из лего-конструктора (по схеме).

Тема 20. Конструирование по замыслу.

Теория: Обучение обдумывать содержание будущей постройки. Называть её тему,    давать общее описание.

        Практика: Закрепление полученных навыков. Конструирование по замыслу.

Тема 21. Грузовой автомобиль.

Теория: Моделирование логических отношений. Виды транспорта. Передача формы объекта средствами конструктора. Установление связи между назначением модели и её строением. Основные правила дорожного движения.

Практика: Создание сложной постройку грузовой машины.

Тема 22. Пожарная часть.

Теория: Рассказ о профессии пожарного.

Практика: Конструирование пожарной машины и пожарной части.

Тема 23. Конструирование «Танк для солдата». 

Теория: Воспитание чувства уважения к Защитникам Отечества прошлого и настоящего.    Закрепление знаний о профессии танкиста.

Практика: Конструирование танка по схеме.

Тема 24. Конструирование по замыслу.

Теория: Обучение обдумывать содержание будущей постройки. Называть её тему,    давать общее описание.

      Практика: Закрепление полученных навыков. Конструирование по замыслу.

      Тема 25. Международный женский день. Конструирование «Букет для мамы».

             Теория: Расширение представлений детей о празднике «Международный женский день».

Практика: Конструирование цветов из лего- конструктора (по схеме).

Тема 26. Беседка.

Теория: Закрепление представлений о назначении и строении беседок, об их частях.

Практика: Конструирование беседки(по схеме).

Тема 27. Пастбище.

Теория: Закрепление знаний о домашних животных, их назначении и пользе для человека.

Практика: Конструирование загонов для домашних животных разными способами.

Тема 28. Конструирование по замыслу.

Теория: Обучение обдумывать содержание будущей постройки. Называть её тему,    давать общее описание.

        Практика: Закрепление полученных навыков. Конструирование по замыслу.

        Тема 29. Международный день птиц. Конструирование «Кормушка для птиц».

Теория: Закрепление знаний о птицах.

Практика: Конструирование кормушки из лего      ----  конструктора (по образцу).

Тема 30. Ракета, космонавты.

Теория: Рассказ о первом космонавте нашей страны.

Практика: Конструирование ракеты по схеме.

Тема 31. Робот.

Теория: Показ и описание игрушки робота. Беседа на тему «Зачем нужны роботы».

Практика: Конструирование робота по схеме.

         Тема 32. Конструирование по замыслу.

     Теория: Обучение обдумывать содержание будущей постройки. Называть её тему, давать общее описание.

      Практика: Закрепление полученных навыков. Конструирование по замыслу.

         Тема 33. День Победы. Конструирование «Вечный огонь». – Коллективная работа.

         Теория: Беседа с показом презентации на тему «День победы».

Практика: Конструирование из конструктора Аллею памяти, вечный огонь.

Тема 34. Аквариум.

Теория: Знакомство с обитателями аквариума.

Практика: Конструирование аквариума по схеме.

Тема 35. Попугай.

Теория: Просмотр мультфильма «33 попугая». Знакомство с плоскостным конструированием.

Практика: Конструирование попугая по схеме.

          Тема 36. Конструирование по замыслу.

   Теория: Обучение обдумывать содержание будущей постройки. Называть её тему, давать общее описание.

      Практика: Закрепление полученных навыков. Конструирование по замыслу.

1.4. Планируемые результаты

Планируемые результаты освоения дополнительной образовательной программы представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения всех компонентов, составляющих содержательную основу дополнительной общеразвивающей программы

«Лего-конструирование».

Образовательные:

1.Знать рациональный и безопасный способ организации работы;

2.Различать и называть основные детали Лего-конструктора, виды подвижных и неподвижных соединений в конструкторе, их назначение и особенности.

3.Уметь создавать постройки, используя схемы, по образцу, по воображению.

  1. Знать технологическую последовательность изготовления        несложных  конструкций;

Личностные:

1.Сформированность в ребенке механизмов самореализации, саморазвития, адаптации, самовоспитания и других, необходимых для становления собственного стиля.

2.Сформированность умений творчески подходить к решению задачи;

3.Сформированность умений довести решение задачи до работающей модели;

4.Сформированность умений излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений;

5.Сформированность умений работать над проектом в команде, эффективно распределять обязанности.

Метапредметные:

              1. Иметь интерес к конструированию различных форм.

              2.Уметь работать с разными источниками информации.

               3.Уметь реализовывать творческий замысел.

К концу обучения детей по программе достигнут следующих знаний и умений:

-ребенок овладевает навыками конструирования;

-знает и называют детали лего- конструктора;

-проявляет инициативу и самостоятельность в работе с лего- конструктором;

-развита познавательно-исследовательская и техническая деятельности;

- ребенок способен выбирать технические решения;

-могут создавать простые и сложные, индивидуальные и коллективные постройки;

-умеют создавать постройки по образцу, по схеме, по воображению;

  • задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно- следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения технические задачи; склонен наблюдать, экспериментировать;
  • ребенок обладает навыками работы по разработанной схеме;
  • ребенок способен к принятию собственных творческо-технических решений, опираясь на свои знания и умения.


Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

 2.1. Календарный учебный график

на 2024 год обучения

Начало учебных занятий для обучающихся сентябрь  

Окончание - май.

Продолжительность учебного года с сентября 2024 по май 2025.

Количество часов в год 36 часов.

Продолжительность и периодичность занятий: 1 раз в неделю по 25 минут

Вводный контроль (первичная диагностика с 6.09.24-27.09.24

Итоговая аттестация: 20.05.25-31.05.2025

Выходные дни: суббота, воскресение. Праздничные

дни, установленные законодательством РФ.

Объем программы: 36 занятий по 25 минут(15 часов)

Срок освоения программы: учебный год - 9 месяцев

2.2. Условия реализации программы

  • Помещение, в котором осуществляется реализация дополнительной общеразвивающей программы (далее учебное помещение), соответствует требованиям санитарных норм и правил, установленных СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28, зарегистрировано в Минюсте России 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573);Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»;

Учебное помещение оборудовано столами и стульями, согласно возрасту детей, соблюдаются гигиенические критерии допустимых условий и видов работ для ведения образовательной деятельности. Основным условием для занятий является творческая атмосфера. Для эффективных занятий нужна гармоничная, хорошо организованная среда.

Принципы работы

Программа построена на основе следующих принципов:

  • от простого к сложному;
  • учёт индивидуальных возможностей детей в освоении коммуникативных и конструктивных навыков;
  • активности и созидательности - использование эффективных методов и целенаправленной деятельности, направленных на развитие творческих способностей детей;
  • комплексности решения задач - решение конструктивных задач в разных видах деятельности: игровой, познавательной, речевой;
  • результативности и гарантированности - реализация прав ребёнка на получение помощи и поддержки, гарантии положительного результата независимо от возраста и уровня развития детей.

Материально-техническое обеспечение

Наименование кабинета для проведения практических занятий

Перечень средств обучения и воспитания

Количество

Групповая комната

54,5кв.м

Строительные кирпичики LEGO

3 набора

 Строительная  пластина  размером 40см на 40см

2

Строительная пластина маленького размера

10

LEGO «DUPLO»          

2

LEGO «CLASSIC»          

1

LEGOEDUCATION

4

2.3. Формы аттестации.

Аттестация позволяет определить эффективность работы по реализации дополнительной общеразвивающей программе. Для этого выбрана следующая форма аттестации: творческая работа, выставка, конкурс, отчетные выставки, открытые занятия.

Для отслеживания динамики освоения дополнительной общеобразовательной программы и анализа результатов образовательной деятельности разработан педагогический мониторинг. Мониторинг осуществляется в течение всего учебного года и включает первичную диагностику и итоговую аттестацию.

Виды контроля:        

Вводный контроль (первичная диагностика) проводится в начале учебного года (сентябрь-октябрь) для определения уровня подготовки обучающихся. Форма проведения – собеседование.

Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование практических умений.

Итоговая аттестация проводится в конце обучения при предъявлении ребенком сделанных за год работ. Проводится собеседование, позволяющее определить уровень освоения знаний и умений.

Формы и содержание итоговой аттестации: опрос, беседа, наблюдение, создание образовательных ситуаций.

А также текущий контроль включает следующие формы: творческие работы, самостоятельные работы, выставки, конкурс творческих работ, проектов, зачетные занятия.

Формами аттестации являются:

  • Творческая работа
  • Соревнование
  • Конкурс
  • Выставка

2.4. Оценочные материалы

Диагностика освоения дополнительной общеразвивающей программы «Лего-кантри». Конструирование» включает следующие информации о результатах деятельности:

 воспитание и образование дошкольников в соответствии дополнительной общеразвивающей программой;

 методическое обеспечение дополнительного образовательного процесса;

 материально-техническое и финансовое состояние.

Изучение результативности работы педагогов строится на основе: входной и итоговой (результат каждой возрастной ступени дошкольного образования) педагогической диагностики развития каждого воспитанника.

В диагностике используются специальные диагностические таблицы, с помощью которых можно отследить изменения в личности ребенка определить необходимую дополнительную работу с каждым ребенком по совершенствованию его индивидуальных особенностей. (Диагностический инструментарий Е.В. Фешиной из методического пособия «ЛЕГО-конструирование в детском саду» - М., ТЦ «Сфера», 2012 г.).

Если тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно наблюдается в его деятельности, воспитатель ставит показатель «+»

Если тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется неустойчиво, ставится показатель «-». Эти два показателя отражают состояние нормы развития и освоения ДОП «Лего-кантри» и проведения дальнейшей специальной диагностической работы по высоко формализованным методикам не требуется.

Если тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка (нив совместной со взрослыми, ни в самостоятельной деятельности), возможно создание специальных ситуаций, провоцирующих его проявление (руководитель может предложить соответствующее задание, попросить ребенка что-либо сделать и т.д.). Результаты мониторинга к концу года интерпретируются следующим образом.

Если все оценки «+» либо все «+)» и один «-» данный результат свидетельствует об успешном освоении ДОП «Лего-кантри» и отмечается, как высокий уровень.

Если «+» и «-» равное или «+» больше, чем «-» то данный результат оценивается как средний уровень освоения ДОП «Лего-кантри»

Если «-» больше чем «+», данный результат оценивается, как низкий уровень освоения ДОП «Лего-кантри». Если по каким-то направлениям преобладают оценки «-», следует усилить индивидуальную педагогическую работу с ребенком по данным направлениям учетом выявленных проблем в текущем и следующем учебном году, а также взаимодействие с семьей по реализации ДОП «Лего-кантри». Предполагается применение различных методов оценки: наблюдение за детьми, изучение продуктов их деятельности(построек, моделей),несложные эксперименты (в виде отдельных поручений ребенку, проведения дидактических игр, предложения небольших заданий), беседы, проекты.

Оценочные материалы представляют собой инструментарий-карту вопросов по основным направлениям ДОП «Лего-кантри»

Содержание деятельности

Отметка (+;-)

Результаты (+;-)

Н.Г.

К.Г.

1

Называет все детали Лего-конструктора

2

Строит более сложные постройки

3

Строит по образцу

4

Строит по инструкции педагога

5

Строит по творческому  

 замыслу

6

Самостоятельно создает развернутые замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат

7

Работает в команде

8

Использует предметы заместители  

9

Участвует в работе над проектами

Количество детей: Н.Г -____  К.Г.____

высокий

средний

низкий

Начало года

Конец года

Карта оценивания уровня освоения детьми подготовительной группы программного материала «Лего-кантри»

Ф.И

Называет все детали Лего-конструктора

Строит более сложные постройки

Строит по образцу

Строит по инструкции педагога

 Строит по творческому  

 Замыслу

Самостоятельно создает развернутые замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат

Работает в команде

Использует предметы заместители  

Участвует в работе над проектами

Начало года

Конец года

1

2

3

4

5

6

7

8

9

2.5. Методические материалы

Одним из основных методов, стимулирующих процесс обучения, является вовлечение воспитанников в активную сферу деятельности от эскиза до готового изделия и в выполнение творческих проектов.

Дидактические материалы:

  • Раздаточные материалы
  • Технологические карты
  • образцы изделий

2.6. Воспитательный компонент

Цель воспитания - личностное развитие каждого ребёнка с учётом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества.

Общие задачи воспитания:

1) содействовать развитию личности, основанному на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;

2) способствовать становлению нравственности, основанной на духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести;

3) создавать условия для развития и реализации личностного потенциала ребёнка, его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию, самовоспитанию;

4) осуществлять поддержку позитивной социализации ребёнка посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды, создания воспитывающих общностей.

Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника, обозначенных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО). Все виды детской деятельности опосредованы разными типами активностей:

предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками);

культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого

и способов их реализации в различных видах деятельности через личный опыт);

свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей).

Программа воспитания построена на основе ценностного подхода, предполагающего присвоение ребенком дошкольного возраста базовых ценностей и опирается на следующие принципы:

Принципы системно-деятельностного подхода позволяют каждому педагогу создать образовательную среду, отвечающую современным требованиям.

Принцип психологической комфортности. Взаимоотношения между детьми и взрослыми строятся на основе доброжелательности, поддержки, доверия и конструктивной взаимопомощи.

Принцип деятельности. Основной акцент делается на организации самостоятельных детских «открытий» в процессе разнообразных видов деятельности детей (в игре, общении, исследовании и пр.); педагог выступает, прежде всего, как организатор образовательного процесса.

Принцип целостности. Стратегия и тактика воспитательно-образовательной работы с детьми опирается на представление о целостной жизнедеятельности ребенка. У ребенка формируется целостное представление о мире, себе самом, социокультурных отношениях.

Принцип минимакса. Создаются условия для продвижения каждого ребенка по индивидуальной траектории развития и саморазвития — в своем темпе, на уровне своего возможного максимума.

Принцип творчества. Образовательный процесс ориентирован на развитие творческих способностей каждого ребенка, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.

Принцип вариативности. Детям предоставляются возможности выбора игрушек, материалов, видов активности, партнеров совместной деятельности и общения, а также источника информации, способа действия и др.

Принцип непрерывности. Обеспечивается преемственность в содержании, технологиях, методах между дошкольным и начальным общим образованием, определяется вектор на дальнюю перспективу развития.

В соответствии с ФГОС ДО Программа предусматривает реализацию следующих принципов формирования образовательного пространства:

• совместная с семьей забота о сохранении и формировании психического и физического здоровья детей;

• полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;

• учет индивидуально-психологических и личностных особенностей ребенка (типа высшей нервной деятельности, преобладающего вида темперамента; особенностей восприятия, памяти, мышления; наличия способностей и интересов, мотивов деятельности; статуса в коллективе, активности ребенка, половых различий, национальной принадлежности и т.д.);

• целенаправленное содействие духовному и физическому развитию и саморазвитию всех участников образовательных отношений;

• содействие и сотрудничество детей и взрослых (педагогов, родителей), признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;

• поддержка инициативы детей в различных видах деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной и др.);

• приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

• формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

• возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

• учет этнокультурной ситуации развития детей;

• построение партнерских взаимоотношений с семьей;

• обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования.

В воспитательной деятельности с детьми по программе используются методы воспитания: метод убеждения (рассказ, разъяснение, внушение), метод положительного примера (педагога и других взрослых, детей); метод упражнений (приучения); методы одобрения и осуждения поведения детей, педагогического требования, индивидуальных и возрастных особенностей детей и стимулирования, поощрения; метод переключения в деятельности; методы руководства и самооценки детей в воспитании; методы воспитания воздействием группы, в коллективе.

Условия воспитания:

Воспитательный процесс осуществляется в условиях организации  деятельности детского коллектива на основной учебной базе реализации программы в организации дополнительного образования детей в соответствии с нормами и правилами работы организации, мероприятиях в других организациях с учётом установленных правил и норм деятельности на  этих площадках.

Анализ результатов воспитания проводится в процессе педагогического наблюдения за поведением детей, их общением, отношениями детей друг с другом, в коллективе, их отношением к педагогам, к выполнению своих заданий по программе. Методами оценки результативности реализации программы в части воспитания является педагогическое наблюдение, педагогически анализ результатов анкетирования, тестирования, опросы.

 Основными формами воспитания являются: беседа, практическое занятие, мастер – класс, творческая встреча, защита проектов, деловая игра, экскурсия, тренинги, туристские прогулки, походы и другие формы взаимодействия обучающихся.

Календарный план воспитательной работы представлен перечнем запланированных воспитательно-значимых событий, утвержденных в программе воспитания учреждения(таблица).

Календарный план воспитательной работы(таблица).

Наименование мероприятия по программе воспитания

Дата проведени я

Форма проведения

Практический результат и

информационный продукт

1.

1 Сентября

Конструирование «Дорога к знаниям». Цель: познакомить

детей с праздником 1 сентября;

побуждать интерес к школе.

Сентябрь

Беседа, практическое задание

Дорога из лего конструктора (по схеме)

2.

01.10. – международный день пожилых людей. Конструирование «Торт для бабушки». Цель: создание условий для формирования духовности, нравственно –

патриотических чувств у детей дошкольного возраста по отношению к старшему поколению.

Октябрь

Беседа, практическое задание

Торт из лего конструктора (по образцу)

3.

04.11 «День народного единства» Конструирование «Друга сделаю себе». Цель: знакомство детей со всероссийским праздником – День Народного Единства; расширять представления детей о народах её населяющих; воспитывать уважение к различным национальностям России; воспитывать дружеские

взаимоотношения в детском коллективе.

Ноябрь

Беседа, практическое задание

Человечек из лего конструктора (по схеме)

4.

Новый год Конструирование

«Ёлочка-красавица». Цель: расширять представления о любимом зимнем празднике – Новый год. Расширить

знания детей о

Декабрь

Беседа, практическое задание

Ёлка из лего конструктора (по схеме)

праздновании Нового года в

России.

5.

21.01 – Всемирный день снега, Международный день зимних видов спорта

(отмечается в предпоследнее воскресенье). Конструирование

«Лыжи для спортсмена». Цель: приобщать детей к здоровому образу жизни через зимние спортивные игры, формировать познавательный интерес.

Январь

Беседа, практическое задание

Лыжи из лего конструктора (по схеме)

6.

23.02 – День защитника Отечества Конструирование

«Танк для солдата». Цель: воспитывать духовно- нравственные ценности, чувство уважения к Защитникам Отечества прошлого и настоящего.

Февраль

Беседа, практическое задание

Танк из лего конструктора (по образцу)

7.

08.03 – Международный женский день Конструирование «Букет

для мамы». Цель: Расширять представления детей о празднике

«Международный женский день» развивать творческий потенциал, инициативность, самостоятельность

дошкольников.

Март

Беседа, практическое задание

Цветы из лего конструктора (по схеме)

8.

01.04 – Международный день птиц. Конструирование

«Кормушка для птиц». Цель: Воспитывать любовь и бережное отношение к птицам; прививать любовь к родной природе

Апрель

Беседа, практическое задание

Кормушка из лего конструктора (по образцу)

9.

09.05 – День Победы. Конструирование «Вечный огонь». Цель: Воспитывать у дошкольников чувство патриотизма, любви к Родине;

воспитывать уважение к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны.

Май

Беседа, практическое задание

Огонь из лего конструктора (по образцу)

2.7. Список литературы 

Список литературы для педагогов:

  1. Давидчук А.Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества. Изд.2-е, доп. М., Просвещение, 1976
  2. Кузнецова М.Н., Николаева И.В, Кедровских «Играем вместе с ЛЕГО» Образовательная программа по Лего-конструированию для дошкольников в соответствии с ФГОС ДО», Челябинск «Край Ра», 2016
  3. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение ,1990.
  4. Литван З.В. Конструирование Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1981
  5. Фешина        Е.В.        Лего        -        конструирование        в        детском        саду        /        М.: Творческий центр «Сфера», 2012 г.- 134 с.

Список литературы для обучающихся:

  1. Советы по хранению конструктора [Электронный        ресурс]

https://videomin.net/19/занятие-с-лего.-часть-2.-полезный-конструктор-занятия-легоконструирование.

Список интернет-ресурсов:

  1. «Лего»        в        детском        саду.        [Электронный        ресурс]

/http://festival.1september.ru /


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «Ручной труд»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 190 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста " Светофорик"

Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста "Светофорик"  рассчитана на 2 года обучения, возраст детей 5-7 лет, занятия проводятся 1 раз в неделю с ...

Дополнительная общеразвивающая программа для детей старшего дошкольного возраста «ПДДейка»

Программа  предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения и просвещения родите...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающяя программа для детей младшего дошкольного возраста. « Умка »

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умка» имеет социально-гуманитарная  направленность. Актуальность программы «Умка» заключается в то...

Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа для детей с ОВЗ "Магия песка" (световой стол)

В основе данной Программы лежит песочная терапия, способствующая не только эстетическому воспитанию ребенка, но и духовно нравственному становлению личности, воспитанию культуры здоровья ребенка, успе...