Мастер-класс «Изготовление книжки-малышки о семье» разновозрастное взаимодействие детей старшей и II младшей группы.
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Мотина Оксана Николаевна

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остается одной из ведущих в процессе формирования личности. В сложном процессе вхождения в мир людей ребенку необходима квалифицированная помощь.

Разновозрастное взаимодействие – это взаимодействие двух или нескольких детей разного возраста, способствующее обогащению их опыта, познанию себя и других, а также развитию инициативности детей, проявлению их творческого потенциала и овладению нормами взаимоотношений. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Изготовление книжки-малышки о семье»

разновозрастное взаимодействие детей старшей и II младшей группы.

Воспитатель, Мотина О.Н.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остается одной из ведущих в процессе формирования личности. В сложном процессе вхождения в мир людей ребенку необходима квалифицированная помощь.

Разновозрастное взаимодействие – это взаимодействие двух или нескольких детей разного возраста, способствующее обогащению их опыта, познанию себя и других, а также развитию инициативности детей, проявлению их творческого потенциала и овладению нормами взаимоотношений.

Первый опыт разновозрастного взаимодействия дети получают в семье.

В условиях дошкольной образовательной организации можно достаточно эффективно организовать разновозрастное взаимодействие, которое обеспечит формирование следующих социальных навыков:  

 - умение вступать в контакт со взрослыми, сверстниками и детьми младшего возраста;

- проявлять отзывчивость, уважительное отношение к окружающим людям, их интересам;

- умение принимать на себя функции организаторов взаимодействия: способность заинтересовать перспективами участия в игре, совместной деятельности, предлагать тему, распределять роли и т.д., проявлять умение выслушать собеседника, согласовать с ними свои предложения;

- умение оказывать действенную взаимопомощь, способность обратиться и принять помощь взрослого и других детей [1].

Одной из форм развития творчества и самостоятельности является сотворчество дошкольников разного возраста. Организация мастер-класса по изготовлению книжки-малышки как раз и предоставляет такую возможность.

  Мастер-класс можно рассматривать как метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями; создание условий для включения всех в активную деятельность; постановку проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций; приемы, раскрывающие творческий потенциал, как мастера, так и участников мастер-класса; представление возможности каждому участнику творчески отнестись к предлагаемому методическому материалу, т.к. процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание, а формой взаимодействия является сотрудничество, сотворчество, совместный поиск. Формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам [2].

Цель мастер-класса: формировать у детей знания о книжках-малышках, познакомить с процессом их изготовления.

Задачи мастер-класса:

старший возраст:

- развивать начала социальной активности, желание на правах старших участвовать в жизни детского сада;

-помочь детям овладеть навыками взаимодействия с детьми младшего возраста;

-воспитывать стремление добиваться результатов в труде, ответственно относиться к делу;

-воспитывать умение работать коллективно: предварительно вместе обсуждать замысел, распределять обязанности, планировать работу и согласовывать свои действия с действиями товарищей.

младший возраст: 

-учить изготавливать книжку-малышку;

-развивать мелкую моторику рук, зрительное и слуховое внимание;

-прививать навык самостоятельной работе, развитие коммуникативных навыков;

-приобщать ребёнка к миру взрослых, их деятельности.

Модель сотрудничества: совместно-взаимодействующая

Предварительная работа

- Беседы на тему:

«Какие бывают книги?», «Моя любимая книга», «Моя семья»

- Дидактические игры:

«Семья», «Кто главный?», «Как зовут членов семьи», «Наша дружная семья»

-Сюжетно- ролевые игры: 

          «Семья», «Дочки матери»

- Рисование на темы: 

«Моя семья», «Семьи счастливые моменты»

Организация среды:  

Логика образовательной деятельности

Психолого-педагогическое сопровождение

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

младший возраст

старший возраст

старший возраст

младший возраст

Мотивация к образовательной деятельности

Сюрпризный момент.

В группу к малышам приходят старшие ребята и приносят много разных книг. Среди книг есть и книжки-малышки, сделанные руками старших ребят.  

Воспитатель читает загадку. Есть листок, есть корешок,
Но не куст то, не цветок.
Не имеет лап и рук,
Но приходит к нам, как друг!
На коленки тихо ляжет,
Обо всем вокруг расскажет.

(Книга)

Дети предлагают малышам рассмотреть книги, обращают внимание, что они разной формы, изготовлены из разного материала, что у книг есть обложка, страницы, иллюстрации. Предлагают сделать вместе книжку-малышку.

Дети совместно с старшими дошкольниками рассматривают книги.

Соглашаются сделать вместе со старшими ребятами книжку-малышку.

Создание благоприятной эмоциональной сферы для деятельности детей.

Организация предметно- пространственной среды для проведения мастер-класса.

Создание благоприятной эмоциональной сферы для деятельности детей.

Создание проблемно-игровых ситуаций (постановка новой для детей задачи, решение которой происходит при опоре на имеющийся опыт).

Решение образовательной задачи

Семейные дела.

Воспитатель читает загадку. Папа, мама, старший брат,
Таня, дедушка Игнат —
Много разной тут родни.
А все вместе кто они?
(семья)

Задает вопросы: Что такое семья? Как зовут членов семьи? Дружная ли у них семья? Кто главный в семье? И т.д.

Рассказывает детям, о роли семьи в жизни каждого человека, особенно ребенка.

Предлагает вспомнить гимнастику для пальчиков «Моя семья»: «Этот пальчик – дедушка, (загните большой палец)

Этот пальчик – бабушка, (загните указательный палец)

Этот пальчик – папочка, (загните средний палец)

Этот пальчик – мамочка, (загните безымянный палец)

Этот пальчик – я, (загните мизинчик)

Это – вся моя семья(вращайте кисти с разведенными пальцами)

Предлагает приступить к изготовлению книжки-малышки «Моя семья».  

Дети отгадывают загадку, отвечают на вопросы.

Делают пальчиковую гимнастику проговаривая слов, показывая малышам.

Предлагают детям старшей группы пройти к столу, на котором приготовлены материал для изготовления книжки-малышки.

Дети обсуждают какой формы будет книга (ладошка). Предлагают обвести ладошки малышей.

Обводят ладошки и вырезают из картона «странички» книжки-малышки.

Совместно с малышами вспоминают пальчиковую гимнастику «Моя семья» и прикрепляют каждого члена семьи на своё место.  

Помогают малышам соединить странички книги по порядку.

Дети отгадывают загадку, отвечают на вопросы.

Выполняют действия, которые показывают им дети старшей группы.  

Проходят к столу рассматривают материал, приготовленный для изготовления книжки-малышки.

Дети совместно с старшими дошкольниками обводят ладошки для «страничек» книжки-малышки.

Совместно со старшими дошкольниками вспоминают пальчиковую гимнастику «Моя семья» и прикрепляют каждого члена семьи на своё место.  

Соединяют странички книги по порядку.

Непосредственная включённость педагога в процесс общения и совместные действия в качестве посредника или партнёра.


Поддержание положительного эмоционального фона взаимодействия детей.

Создание условий для самостоятельной, инициативной и творческой деятельности детей.

 Внесение поправок в поведение ребёнка в процессе выполнения действий по просьбе самого ребёнка или сверстников в случае конфликта.

Рефлексия образовательной задачи

Воспитатель предлагает   оценить результаты труда.

Выслушивает мнения детей о получившейся книжке-малышке.

Предлагает детям старшей группы рассказать о совместной деятельности, опираясь на следующие вопросы: Как договаривались о совместных действиях? Все ли у вас получилось? Какие были трудности? Легко ли младшие дети вас понимали?  Все ли получилось?

Подводит итог – у вас получилась чудесная книжка-малышка, потому, что вы думали вместе, договаривались, работали дружно. Теперь каждый из вас дома может сделать книжку про свою семью.

Рассматривают книжку, оценивают результат совместного труда.

Делятся своими впечатлениями о проделанной совместной работе.

Благодарят детей младшей группы и дарят им книжку-малышку «Моя семья»

 

Соглашаются, что полученный опыт поможет им дома сделать книжку-малышку про свою семью и презентовать её в группе.

Рассматривают книжку, делятся своими впечатлениями: что им понравилось больше всего; какие были трудности; всегда ли было понятно, что говорили и показывали старшие дети и т.д.

Соглашаются сделать книжку-малышку про свою семью дома с родителями.

Благодарят за книжку-малышку и за помощь старших дошкольников.

Помощь в формулировке высказываний о проделанной работе, ее результате, своих впечатлениях.

Помощь в обсуждении результатов совместной деятельности.

Презентация совместного результата.

Таким образом, разновозрастное взаимодействие способствует развитию социально-коммуникативных навыков у дошкольников.

Литература

  1. Разновозрастное взаимодействие дошкольников как условие их социализации. Невзорова Анна Петровна, зам. зав. по ВМР, Коновалова Валентина Александровна, педагог-психолог, АНО ДО «Планета детства «Лада», д/с № 159 «Соловушка», г. Тольятти, Самарская область
  2. Что такое мастер-класс? http://ppt4web.ru/pedagogika/chto-takoe-masterklass.html. © Крыжановская А.А., Буянова Т.А. 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по изготовлению книжки-малышки «Гусеничка напоминает» по экологии

В нашем детском саду был объявлен творческий конкурс "Книжка-малышка" экологической направленности (которая поместится в ладошке). Конкурс проводился среди педагогов и родителей с детьми.Вот...

Мастер - класс по изготовлению книжки- малышки

Предлагаю сделать книжку-малышку по ПДД.Книжка-малышка отличная, Посмотрите самиЕсли хотите -приходите!Сначала надо распечатать листы, вырезать картон, на него налепить картинки и соеденить....

Презентация по теме :"Мастер класс по изготовлению книжки малышки"

Презентация :"мастер -класс по изготовлению книжки малышки своими руками"...

Мастер класс по изготовлению книжки-малышки на экологический конкурс

Тема: "Будь природе другом"Проблема: зачем необходимо беречь и любить природу?Цель: ознакомление с разнообразием живой природы и формирование осознанно-правильного отношения к предсав...

Мастер-класс по изготовлению книжки-малышки "Руки в книжки"

Цель мастер-класса: познакомить родителей и детей с новым способом изготовления книжки-малышки...

План – конспект совместной деятельности «Изготовление книжки-малышки о семье» (разновозрастное взаимодействие детей старшей и второй младшей группы)

План – конспект  совместной  деятельности   «Изготовление  книжки-малышки о семье»  (разновозрастное взаимодействие детей старшей и второй младшей групп...

План – конспект совместной деятельности «Изготовление книжки-малышки о семье» (разновозрастное взаимодействие детей старшей и второй младшей группы)

План – конспект  совместной  деятельности «Изготовление  книжки-малышки о семье»  (разновозрастное взаимодействие детей старшей и второй младшей группы)...