Мастер-класс «Изготовление книжки-малышки о семье» разновозрастное взаимодействие детей старшей и II младшей группы.
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (старшая группа)
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остается одной из ведущих в процессе формирования личности. В сложном процессе вхождения в мир людей ребенку необходима квалифицированная помощь.
Разновозрастное взаимодействие – это взаимодействие двух или нескольких детей разного возраста, способствующее обогащению их опыта, познанию себя и других, а также развитию инициативности детей, проявлению их творческого потенциала и овладению нормами взаимоотношений.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 25.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Изготовление книжки-малышки о семье»
разновозрастное взаимодействие детей старшей и II младшей группы.
Воспитатель, Мотина О.Н.
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и остается одной из ведущих в процессе формирования личности. В сложном процессе вхождения в мир людей ребенку необходима квалифицированная помощь.
Разновозрастное взаимодействие – это взаимодействие двух или нескольких детей разного возраста, способствующее обогащению их опыта, познанию себя и других, а также развитию инициативности детей, проявлению их творческого потенциала и овладению нормами взаимоотношений.
Первый опыт разновозрастного взаимодействия дети получают в семье.
В условиях дошкольной образовательной организации можно достаточно эффективно организовать разновозрастное взаимодействие, которое обеспечит формирование следующих социальных навыков:
- умение вступать в контакт со взрослыми, сверстниками и детьми младшего возраста;
- проявлять отзывчивость, уважительное отношение к окружающим людям, их интересам;
- умение принимать на себя функции организаторов взаимодействия: способность заинтересовать перспективами участия в игре, совместной деятельности, предлагать тему, распределять роли и т.д., проявлять умение выслушать собеседника, согласовать с ними свои предложения;
- умение оказывать действенную взаимопомощь, способность обратиться и принять помощь взрослого и других детей [1].
Одной из форм развития творчества и самостоятельности является сотворчество дошкольников разного возраста. Организация мастер-класса по изготовлению книжки-малышки как раз и предоставляет такую возможность.
Мастер-класс можно рассматривать как метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями; создание условий для включения всех в активную деятельность; постановку проблемной задачи и решение ее через проигрывание различных ситуаций; приемы, раскрывающие творческий потенциал, как мастера, так и участников мастер-класса; представление возможности каждому участнику творчески отнестись к предлагаемому методическому материалу, т.к. процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание, а формой взаимодействия является сотрудничество, сотворчество, совместный поиск. Формы, методы, технологии работы должны предлагаться, а не навязываться участникам [2].
Цель мастер-класса: формировать у детей знания о книжках-малышках, познакомить с процессом их изготовления.
Задачи мастер-класса:
старший возраст:
- развивать начала социальной активности, желание на правах старших участвовать в жизни детского сада;
-помочь детям овладеть навыками взаимодействия с детьми младшего возраста;
-воспитывать стремление добиваться результатов в труде, ответственно относиться к делу;
-воспитывать умение работать коллективно: предварительно вместе обсуждать замысел, распределять обязанности, планировать работу и согласовывать свои действия с действиями товарищей.
младший возраст:
-учить изготавливать книжку-малышку;
-развивать мелкую моторику рук, зрительное и слуховое внимание;
-прививать навык самостоятельной работе, развитие коммуникативных навыков;
-приобщать ребёнка к миру взрослых, их деятельности.
Модель сотрудничества: совместно-взаимодействующая
Предварительная работа
- Беседы на тему:
«Какие бывают книги?», «Моя любимая книга», «Моя семья»
- Дидактические игры:
«Семья», «Кто главный?», «Как зовут членов семьи», «Наша дружная семья»
-Сюжетно- ролевые игры:
«Семья», «Дочки матери»
- Рисование на темы:
«Моя семья», «Семьи счастливые моменты»
Организация среды:
Логика образовательной деятельности | Психолого-педагогическое сопровождение | |||
Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | младший возраст | старший возраст | |
старший возраст | младший возраст | |||
Мотивация к образовательной деятельности | ||||
Сюрпризный момент. В группу к малышам приходят старшие ребята и приносят много разных книг. Среди книг есть и книжки-малышки, сделанные руками старших ребят. Воспитатель читает загадку. Есть листок, есть корешок, (Книга) | Дети предлагают малышам рассмотреть книги, обращают внимание, что они разной формы, изготовлены из разного материала, что у книг есть обложка, страницы, иллюстрации. Предлагают сделать вместе книжку-малышку. | Дети совместно с старшими дошкольниками рассматривают книги. Соглашаются сделать вместе со старшими ребятами книжку-малышку. | Создание благоприятной эмоциональной сферы для деятельности детей. Организация предметно- пространственной среды для проведения мастер-класса. | Создание благоприятной эмоциональной сферы для деятельности детей. Создание проблемно-игровых ситуаций (постановка новой для детей задачи, решение которой происходит при опоре на имеющийся опыт). |
Решение образовательной задачи | ||||
Семейные дела. Воспитатель читает загадку. Папа, мама, старший брат, Задает вопросы: Что такое семья? Как зовут членов семьи? Дружная ли у них семья? Кто главный в семье? И т.д. Рассказывает детям, о роли семьи в жизни каждого человека, особенно ребенка. Предлагает вспомнить гимнастику для пальчиков «Моя семья»: «Этот пальчик – дедушка, (загните большой палец) Этот пальчик – бабушка, (загните указательный палец) Этот пальчик – папочка, (загните средний палец) Этот пальчик – мамочка, (загните безымянный палец) Этот пальчик – я, (загните мизинчик) Это – вся моя семья! (вращайте кисти с разведенными пальцами) Предлагает приступить к изготовлению книжки-малышки «Моя семья». | Дети отгадывают загадку, отвечают на вопросы. Делают пальчиковую гимнастику проговаривая слов, показывая малышам. Предлагают детям старшей группы пройти к столу, на котором приготовлены материал для изготовления книжки-малышки. Дети обсуждают какой формы будет книга (ладошка). Предлагают обвести ладошки малышей. Обводят ладошки и вырезают из картона «странички» книжки-малышки. Совместно с малышами вспоминают пальчиковую гимнастику «Моя семья» и прикрепляют каждого члена семьи на своё место. Помогают малышам соединить странички книги по порядку. | Дети отгадывают загадку, отвечают на вопросы. Выполняют действия, которые показывают им дети старшей группы. Проходят к столу рассматривают материал, приготовленный для изготовления книжки-малышки. Дети совместно с старшими дошкольниками обводят ладошки для «страничек» книжки-малышки. Совместно со старшими дошкольниками вспоминают пальчиковую гимнастику «Моя семья» и прикрепляют каждого члена семьи на своё место. Соединяют странички книги по порядку. | Непосредственная включённость педагога в процесс общения и совместные действия в качестве посредника или партнёра.
| Создание условий для самостоятельной, инициативной и творческой деятельности детей. Внесение поправок в поведение ребёнка в процессе выполнения действий по просьбе самого ребёнка или сверстников в случае конфликта. |
Рефлексия образовательной задачи | ||||
Воспитатель предлагает оценить результаты труда. Выслушивает мнения детей о получившейся книжке-малышке. Предлагает детям старшей группы рассказать о совместной деятельности, опираясь на следующие вопросы: Как договаривались о совместных действиях? Все ли у вас получилось? Какие были трудности? Легко ли младшие дети вас понимали? Все ли получилось? Подводит итог – у вас получилась чудесная книжка-малышка, потому, что вы думали вместе, договаривались, работали дружно. Теперь каждый из вас дома может сделать книжку про свою семью. | Рассматривают книжку, оценивают результат совместного труда. Делятся своими впечатлениями о проделанной совместной работе. Благодарят детей младшей группы и дарят им книжку-малышку «Моя семья»
Соглашаются, что полученный опыт поможет им дома сделать книжку-малышку про свою семью и презентовать её в группе. | Рассматривают книжку, делятся своими впечатлениями: что им понравилось больше всего; какие были трудности; всегда ли было понятно, что говорили и показывали старшие дети и т.д. Соглашаются сделать книжку-малышку про свою семью дома с родителями. Благодарят за книжку-малышку и за помощь старших дошкольников. | Помощь в формулировке высказываний о проделанной работе, ее результате, своих впечатлениях. | Помощь в обсуждении результатов совместной деятельности. |
Таким образом, разновозрастное взаимодействие способствует развитию социально-коммуникативных навыков у дошкольников.
Литература
- Разновозрастное взаимодействие дошкольников как условие их социализации. Невзорова Анна Петровна, зам. зав. по ВМР, Коновалова Валентина Александровна, педагог-психолог, АНО ДО «Планета детства «Лада», д/с № 159 «Соловушка», г. Тольятти, Самарская область
- Что такое мастер-класс? http://ppt4web.ru/pedagogika/chto-takoe-masterklass.html. © Крыжановская А.А., Буянова Т.А. 2016
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс по изготовлению книжки-малышки «Гусеничка напоминает» по экологии
В нашем детском саду был объявлен творческий конкурс "Книжка-малышка" экологической направленности (которая поместится в ладошке). Конкурс проводился среди педагогов и родителей с детьми.Вот...

Мастер - класс по изготовлению книжки- малышки
Предлагаю сделать книжку-малышку по ПДД.Книжка-малышка отличная, Посмотрите самиЕсли хотите -приходите!Сначала надо распечатать листы, вырезать картон, на него налепить картинки и соеденить....

Презентация по теме :"Мастер класс по изготовлению книжки малышки"
Презентация :"мастер -класс по изготовлению книжки малышки своими руками"...

Мастер класс по изготовлению книжки-малышки на экологический конкурс
Тема: "Будь природе другом"Проблема: зачем необходимо беречь и любить природу?Цель: ознакомление с разнообразием живой природы и формирование осознанно-правильного отношения к предсав...

Мастер-класс по изготовлению книжки-малышки "Руки в книжки"
Цель мастер-класса: познакомить родителей и детей с новым способом изготовления книжки-малышки...

План – конспект совместной деятельности «Изготовление книжки-малышки о семье» (разновозрастное взаимодействие детей старшей и второй младшей группы)
План – конспект совместной деятельности «Изготовление книжки-малышки о семье» (разновозрастное взаимодействие детей старшей и второй младшей групп...

План – конспект совместной деятельности «Изготовление книжки-малышки о семье» (разновозрастное взаимодействие детей старшей и второй младшей группы)
План – конспект совместной деятельности «Изготовление книжки-малышки о семье» (разновозрастное взаимодействие детей старшей и второй младшей группы)...
