ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЛЕГО конструирование для детей»
методическая разработка по конструированию, ручному труду
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 30.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» поселка Тепличный муниципального образования «Город Саратов»
_____________________________________________________________________________
ПРИНЯТА
Педагогическим советом
МАДОУ «Детский сад «Сказка»
поселка Тепличный»
протокол от 30.08.2022 №1
УТВЕРЖДЕНА
Заведующий МАДОУ «Детский сад «Сказка» поселка Тепличный»
_______________Е.П.Шевцова
приказ от 30.08.2022 №____
ПРОГРАММА
РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЛЕГО конструирование для детей»
В МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА» ПОСЕЛКАТЕПЛИЧНЫЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»
Срок реализации программы: 2022-2025 годы.
Участники программы: воспитанники, педагоги, родители.
Разработчики программы:
Теселкина Л.А., воспитатель.
.
п.Тепличный
2022 год
«Конструируя, ребенок действует, как зодчий,
возводящий здание собственного потенциала»
Ж. Пиаже
Цели программы:
Создание современной образовательной среды по формированию потенциальных возможностей ребенка, обеспечивающей создание ситуации успеха через применение технологии лего-конструирования в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.
Создание механизма умственного и творческого развития дошкольников, педагогов и родителей через использование технологии ЛЕГО- конструирования в образовательном процессе ДОУ при реализации образовательной программы по образовательным областям.
Задачи программы:
1. Создание психолого-педагогических условий, способствующих развитию образовательных областей и обеспечивающие непрерывность образовательного процесса, направленного на развитие способностей, компетенций и творчества воспитанников средствами технологии ЛЕГО - конструирования.
2. Создание единого социально – образовательного пространства, включающее МАДОУ и семью, направленного на поддержку и развитие познавательной инициативности, социальной и творческой активности детей дошкольного возраста.
3. Способствование формированию конструктивного и креативного мышления подрастающего поколения через развитие индивидуальных способностей.
4. Выявление возможности в собственном развитии детей и определение наиболее эффективных целесообразных методов, приемов и средств, способствующих расширению возможностей предметно-пространственной среды для реализации образовательных областей через технологию ЛЕГО-конструирование.
5. Формирование требования к профессиональным качествам педагога для работы с детьми дошкольного возраста по использованию технологии ЛЕГО - конструирования в образовательном процессе и интеграции образовательных областей.
6. Организация повышения квалификации педагогов по использованию Лего-технологии.
7. Формирование активной родительской позиции на основе продуктивного сотрудничества МАДОУ и семьи.
8. Развитие взаимодействия и социального партнерства в МАДОУ со всеми участниками образовательного процесса.
Участники программы:
Дети
Педагоги
Родители
Социум
Ожидаемый результат:
1. Повышение статуса учреждения в обществе, повышения качества образования в МАДОУ.
2.Обогащение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.
3.Увеличение числа детей имеющих высокий уровень в социально – личностного, интеллектуального, творческого развития.
Социально – личностная сфера: готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, развитие системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, приспособленность к новым ситуациям, инициатива, способность доводить дело до конца, достигать высокого уровня, стремление отстаивать свои идеи, лидерство, широта интересов.
Личностные характеристики: Развитое любопытство, сверхчувствительность к проблемам способность к прогнозированию, богатый словарный запас, способность к оценке.
Интеллектуальная сфера: Острота, оригинальность, гибкость мышления, наблюдательность, любознательность. умение хорошо излагать свои мысли, технические умения, способность к практическому умение хорошо излагать свои мысли, технические умения, способность к практическому приложению знаний, способность к решению задач, продуктивность, высокая концентрация внимания, память.
Творческая сфера: Пытливость, любознательность, изобретательность в играх, в выполнении творческих задач, в решении проблем, в использовании материалов и идей, гибкости, способности прогнозировать оригинальные идеи и находить оригинальный результат, склонность к завершенности и точности художественно – прикладных занятиях и играх.
4. Увеличение количества педагогов активно внедряющих технологию ЛЕГО - конструирования.
5. Повышение квалификации и профессионализма педагогических работников.
Профессиональные умения педагогов строить образовательный процесс в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка, умения модифицировать учебные программы, стимулировать творческие, интеллектуальные, когнитивные способности детей, владение эффективными методами обучения, воспитания, развития детей дошкольного возраста, способность к самоанализу, самооценки, психологическая чуткость, интеллектуальная компетентность.
6. Формирование активной родительской позиции на основе продуктивного сотрудничества МАДОУ и семьи.
Девиз программы:
«От старта возможностей к старту достижений»
Детский сад – первая ступень для:
- погружения в среду творчества и познания;
- ранняя диагностика способностей;
- конструирование и первые изобретения.
Актуальность программы.
Одним из важнейших свойств природы человека является стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, стремление находиться в активном поиске новых задач. Расширению когнитивного развития ребенка в наибольшей мере способствует предоставление ему возможности исследовать окружающую среду и воздействовать на нее.
Развитие познавательных интересов детей во многом зависит от того, насколько ребенок вовлекается в собственный творческий поиск, открытие новых знаний, в исследовательскую деятельность.
Лего педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.
Обучающий конструктор Лего (LEGO) — это выбор педагогов и родителей, понимающих, как важно развивать ребенка начиная с нежного возраста самыми лучшими и самыми увлекательными игрушками в мире.
Такая оценка вовсе не преувеличение, а всего лишь факт. Конструктор Лего (LEGO) - давно уже легендарный бренд и по-прежнему обыкновенное чудо: интерес детей к нему не проходит много десятилетий — с момента его появления в Дании в 1949 году.
С того дня и вплоть до настоящего времени Лего (LEGO) ни разу не изменил своему девизу «Играй с удовольствием». Секрет в том, что Лего (LEGO) проник в самые тайные закоулки детской души и знает о ней все — о ее особенностях и мечтах, творческих порывах и фантазиях, об игре и обучении через нее. О том, что не всегда доступно взрослым и так щедро открыто детям.
В педагогике ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры ЛЕГО выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире, пространстве и времени. Целенаправленно способствует укреплению здоровья детей занятия по ЛЕГО-конструированию. В силу своей педагогической универсальности ЛЕГО-технология служит важнейшим средством развивающего обучения в образовательных учреждениях.
Образовательные области в ДОУ не существуют в «чистом виде». Всегда происходит их интеграция, а с помощью применения ЛЕГО-конструирования легко можно интегрировать познавательное развитие, куда и входит техническое конструирование с художественно-эстетическим развитием, когда мы говорим о творческом конструировании, с социально – коммуникативным развитием и с другими образовательными областями.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
I этап. Ценностно-ориентированный этап. (сентябрь - октябрь 2022 года).
Изучение литературы и методических материалов на сайтах по созданию условий для развития творческих способностей детей через использование ЛЕГО-конструирования.
Анализ предметно-пространственной среды дошкольного учреждения, наличие необходимого оборудования.
Введение педагогов, воспитанников и родителей в Лего-технологию, через создание проблемных ситуаций.
Разработка комплексно-тематического планирования по образовательной области «Познавательное развитие. Конструирование» через использование Лего-технологии.
II этап. Конструктивный этап. (ноябрь - декабрь 2022 года)
Проведение обучающих семинаров для педагогов.
Повышение квалификации педагогов при поддержке НТФ ИРО.
Проведение мастер-классов для родителей по применению Лего-технологии.
Анализ и обработка научно-методических пособий по Легоконструированию.
III этап. Практический этап. (январь - декабрь 2023 года)
Разработка методических рекомендаций по организации работы с детьми и родителями.
Педагогические советы
Перспективное планирование по Легоконструированию.
Совместная деятельность педагогов и детей.
Создание в группах детского сада - Лего-студий, Лего-парков.
Разработка технологических карт для Лего-конструирования.
Разработка цикла конструктов по использованию Лего-технологии в различных образовательных областях.
Использование Лего построек в сюжетно-ролевых играх.
Самостоятельное конструирование по замыслу, схемам, чертежам.
Конструирование по сказкам, использование в театрализованной деятельности и т.д.
IV этап. Презентационный этап. ( январь - декабрь 2024 года)
Проведение презентационных мероприятий, Лего - выставки по различным номинациям, обмен опытом между педагогами детского сада, родителями.
Педагогические советы
Проведение тематических семинаров, конкурсов, смотров и фестивалей по обмену опытом в работе с ЛЕГО-конструкторами.
Распространение успешного педагогического опыта для родительской общественности и профессионального сообщества на платформах дистанционного взаимодействия.
VI этап. Оценочно-рефлексивный. (январь - май 2025 года)
Оценка деятельности по педагогической эффективности проекта.
Анкетирование родителей.
Увеличение количества детей, увлеченных конструированием.
Выявление детей, имеющих признаки одаренности и особые потребности в развитии критического и инженерного мышления.
Использование Лего-технологии в образовательном процессе
Образовательная область | Область применения Лего-конструирования, в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО. |
Социально-коммуникативное развитие | Создание совместных построек, объединенных одной идеей, одним проектом. Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. |
Познавательное развитие | Техническое конструирование – воплощение замысла из деталей Лего-конструктора. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). |
Речевое развитие. | Работа при развитии фонетического слуха, понятие синтаксис, словообразование. Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. |
Художественно-эстетическое развитие | Творческое конструирование – создание замысла из деталей Лего-конструктора. Реализация самостоятельной творческой деятельности детей - конструктивно-модельной. |
Физическое развитие | Координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук. |
Сроки и этапы реализации программы.
Сроки и этапы | Содержание деятельности |
Сентябрь - октябрь 2022 года Аналитико-диагностический - подготовительно-информационный - подготовительно-документальный | - диагностика исходной ситуации (фиксация проблем), - выявление уровня компетентности педагогов в освоении ЛЕГО-технологий; - создание инициативных творческих групп; - работа педагогической мастерской «Удивительный ЛЕГО-мир»; - подготовка программы; Планируемый результат: Обеспечение готовности субъектов, определение ресурсов, совершенствование материально-технической базы. Презентация программы «Развитие творческой личности через внедрение легоконструирования в образовательный процесс учреждения» |
Ноябрь 2022 года - февраль 2025 года Организационно - исполнительный | - внесение корректировок в образовательную программу, в часть формируемую участниками образовательных отношений, - внесение корректировок в планирование педагогов, - корректировка инструментария, связанного с формированием критического и инженерного мышления; - разработка плана работы по взаимодействию с родителями. - вовлечение родителей и специалистов в единую творческую деятельность, через создание мастерской юных изобретателей; - проведение мастер-классов для педагогов по использованию лего-конструирования в совместной и самостоятельной образовательной деятельности с детьми; - разработка проектов в группах по Лего-конструированию в рамках реализации ОП ДО по образовательным областям: 1.«С конструктором ЛЕГО в увлекательный мир математики» 2. «Мы будущие инженеры» (ранняя профориентация, в плане реализации «Славим человека труда») 3. «ЛЕГО, как средство формирования основ безопасного поведения у дошкольников» 4. «ЛЕГО, как средство общения и культуры» 5. «ЛЕГО, как средство развития творческой активности» 6. «Планета Земля и ЛЕГО». - текущий мониторинг |
Март - май 2025 года Стабилизационный | -распространение опыта работы в плане реализации программы; - выпуск методических рекомендаций; - конструктов образовательной деятельности педагогов с применением LEGO технологии в образовательных областях. Планируемый результат: 1.Создание способствующей развитию технических способностей и творческих талантов образовательной среды через реализацию программы «Развитие творческой личности через внедрение легоконструирования в образовательный процесс учреждения» и проектов в группах. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация опытно-экспериментальной деятельности в образовательной области «Познание» (опыт работы воспитателей старшей «В» группы)
Материал представляет собой доклад с информацией о том, как педагоги реализуют опытно-экспериментальную деятельность а образовательной области "Познание". В работе содержится информация об организации...

Реализация опытно-экспериментальной деятельности в образовательной области «Познание» в младшей группе
Реализация опытно-экспериментальной деятельности в образовательной области «Познание» из опыта работы в младшей группеКитайская пословица гласит «Расскажи, и я забуду, покажи, покажи...

Организация и обогащение предметно-развивающей среды для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей
В рамках темы по самообразованию, было важным фактором начинать обогощать предметно-развивающую среду для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей....

Программа кружка по экспериментальной деятельности детей "Я познаю мир"
Экспериметальная деятельность дошкольников...

педагогический проэкт по экологическому воспитанию « Реализация опытно- экспериментальной деятельности в экологическом образовании детей.»
программа расчитана на возраст 3- 8лет детей дошкольного возраста...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА По познавательной экспериментальной деятельности «Любознайки» ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умств...

Создание психолого-педагогических условий для реализации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС
Презентация «Создание психолого-педагогических условий для реализации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС»...
