ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЛЕГО конструирование для детей»
методическая разработка по конструированию, ручному труду

Теселкина Людмила Александровна
Работа в инновационном режиме ДОУ — это внедрение и применение передовых методов, технологий и подходов в образовательном процессе, направленных на повышение качества обучения, развитие личности ребенка и профессиональный рост педагогов. Это целостная деятельность, включающая в себя научные исследования и организационные мероприятия для создания и применения новшеств в детском саду, например, новые игровые и развивающие методики, информационные технологии, а также улучшение взаимодействия с детьми и родителями. ЛЕГО конструирование одна из развиающих технологий, используемая в детском саду позоляет решать комплекс обучающих, развивающих ивоспитательных задач.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа ЛЕГО конструирование30.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» поселка Тепличный муниципального образования «Город Саратов»

_____________________________________________________________________________

ПРИНЯТА

Педагогическим советом

МАДОУ «Детский сад «Сказка»

поселка Тепличный»

протокол от 30.08.2022 №1

УТВЕРЖДЕНА

Заведующий МАДОУ «Детский сад «Сказка» поселка Тепличный»

_______________Е.П.Шевцова

приказ от 30.08.2022 №____

ПРОГРАММА

РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ  И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЛЕГО конструирование  для детей»

 В МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА» ПОСЕЛКАТЕПЛИЧНЫЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ»

Срок реализации программы: 2022-2025 годы.

Участники программы: воспитанники, педагоги, родители.

Разработчики программы:

Теселкина Л.А., воспитатель.

.

п.Тепличный

2022 год

 

«Конструируя, ребенок действует, как зодчий,

возводящий здание собственного потенциала»

Ж. Пиаже

Цели программы:

Создание современной образовательной среды по формированию потенциальных возможностей ребенка, обеспечивающей создание ситуации успеха через применение технологии лего-конструирования в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.

Создание механизма умственного и творческого развития дошкольников, педагогов и родителей через использование технологии ЛЕГО- конструирования в образовательном процессе ДОУ при реализации  образовательной программы по образовательным областям.

Задачи программы:

1. Создание психолого-педагогических условий, способствующих развитию  образовательных областей и обеспечивающие непрерывность образовательного процесса, направленного на развитие способностей,  компетенций и творчества  воспитанников средствами технологии ЛЕГО  - конструирования.

2. Создание единого социально – образовательного пространства, включающее  МАДОУ и семью, направленного на поддержку и развитие познавательной инициативности, социальной и творческой активности детей дошкольного возраста.

3. Способствование формированию конструктивного и креативного мышления подрастающего поколения через развитие индивидуальных способностей.

4. Выявление  возможности в собственном развитии детей и  определение  наиболее эффективных целесообразных методов, приемов и средств, способствующих расширению возможностей предметно-пространственной среды для реализации образовательных областей через технологию ЛЕГО-конструирование.

5. Формирование требования к профессиональным качествам педагога  для  работы с детьми дошкольного возраста по использованию технологии     ЛЕГО - конструирования в образовательном процессе и интеграции образовательных областей.

6. Организация повышения квалификации педагогов по использованию Лего-технологии.

7. Формирование активной родительской позиции на основе продуктивного сотрудничества МАДОУ и семьи.

8. Развитие взаимодействия и социального партнерства в МАДОУ со всеми участниками образовательного процесса.

Участники программы: 

Дети

Педагоги

Родители

Социум

Ожидаемый результат:

1.  Повышение статуса учреждения в обществе, повышения качества образования в МАДОУ.

2.Обогащение развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.

3.Увеличение числа детей имеющих высокий уровень в социально – личностного, интеллектуального, творческого развития.

Социально – личностная сфера: готовность и способность к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, развитие  системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, приспособленность к новым ситуациям, инициатива, способность доводить дело до конца, достигать высокого уровня, стремление отстаивать свои идеи, лидерство, широта интересов.

Личностные характеристики: Развитое любопытство, сверхчувствительность к проблемам способность к прогнозированию, богатый словарный запас, способность к оценке.

Интеллектуальная сфера: Острота, оригинальность, гибкость мышления, наблюдательность, любознательность. умение хорошо излагать свои мысли, технические умения, способность  к  практическому умение хорошо излагать свои мысли, технические умения, способность  к  практическому приложению знаний, способность к решению задач, продуктивность, высокая концентрация внимания, память.

Творческая сфера: Пытливость, любознательность, изобретательность в играх, в выполнении творческих задач, в решении проблем, в использовании материалов и идей, гибкости, способности прогнозировать оригинальные идеи и находить оригинальный результат, склонность к завершенности и точности художественно – прикладных занятиях  и играх.

4. Увеличение количества педагогов активно внедряющих технологию ЛЕГО - конструирования.

5. Повышение  квалификации и профессионализма педагогических работников.

Профессиональные   умения педагогов строить образовательный процесс в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка, умения модифицировать учебные программы, стимулировать творческие, интеллектуальные, когнитивные способности детей, владение эффективными методами обучения,  воспитания, развития детей дошкольного возраста, способность к самоанализу, самооценки, психологическая чуткость, интеллектуальная компетентность.

6. Формирование активной родительской позиции  на основе продуктивного сотрудничества МАДОУ и семьи.

 

Девиз программы:

 «От старта возможностей к старту достижений»

Детский сад – первая ступень для:

- погружения в среду творчества и познания;

- ранняя диагностика способностей;

- конструирование и первые изобретения.

Актуальность программы.

          Одним из важнейших свойств природы человека является стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, стремление находиться в активном поиске новых задач. Расширению когнитивного развития ребенка в наибольшей мере способствует предоставление ему возможности исследовать окружающую среду и воздействовать на нее.

          Развитие познавательных интересов детей во многом зависит от того, насколько ребенок вовлекается в собственный творческий поиск, открытие новых знаний, в исследовательскую деятельность.

Лего педагогика – одна из известных и распространенных сегодня педагогических систем, использующая трехмерные модели реального мира и предметно-игровую среду обучения и развития ребенка.

         Обучающий конструктор Лего (LEGO) — это выбор педагогов и родителей, понимающих, как важно развивать ребенка начиная с нежного возраста самыми лучшими и самыми увлекательными игрушками в мире.
       Такая оценка вовсе не преувеличение, а всего лишь факт. Конструктор Лего (LEGO) - давно уже легендарный бренд и по-прежнему обыкновенное чудо: интерес детей к нему не проходит много десятилетий — с момента его появления в Дании в 1949 году.
       С того дня и вплоть до настоящего времени Лего (LEGO) ни разу не изменил своему девизу «Играй с удовольствием». Секрет в том, что Лего (LEGO) проник в самые тайные закоулки детской души и знает о ней все — о ее особенностях и мечтах, творческих порывах и фантазиях, об игре и обучении через нее. О том, что не всегда доступно взрослым и так щедро открыто детям.

        В педагогике ЛЕГО-технология интересна тем, что, строясь на интегрированных принципах, объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. Игры ЛЕГО выступают способом исследования и ориентации ребенка в реальном мире, пространстве и времени. Целенаправленно способствует укреплению здоровья детей занятия по ЛЕГО-конструированию. В силу своей педагогической универсальности ЛЕГО-технология служит важнейшим средством развивающего обучения в образовательных учреждениях.

         Образовательные области в ДОУ не существуют в «чистом виде». Всегда происходит их интеграция, а с помощью применения ЛЕГО-конструирования легко можно интегрировать познавательное развитие, куда и входит техническое конструирование с художественно-эстетическим развитием, когда мы говорим о творческом конструировании, с  социально – коммуникативным развитием и с другими образовательными областями.

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

I этап. Ценностно-ориентированный этап. (сентябрь - октябрь  2022 года).

Изучение литературы и методических материалов на сайтах по созданию условий для развития  творческих способностей детей через использование ЛЕГО-конструирования.

Анализ предметно-пространственной среды дошкольного учреждения, наличие необходимого оборудования.

Введение педагогов, воспитанников и родителей в Лего-технологию, через создание проблемных ситуаций.

Разработка комплексно-тематического планирования по  образовательной области «Познавательное развитие. Конструирование»  через использование Лего-технологии.

II этап. Конструктивный этап. (ноябрь - декабрь 2022 года)

Проведение обучающих семинаров для педагогов.

Повышение квалификации педагогов при поддержке НТФ ИРО.

Проведение мастер-классов для родителей по применению Лего-технологии.

Анализ и обработка научно-методических пособий по Легоконструированию.

III этап. Практический этап. (январь - декабрь 2023 года)

Разработка методических рекомендаций по организации работы с детьми и родителями.

Педагогические советы

Перспективное планирование по Легоконструированию.

Совместная деятельность педагогов и детей.

Создание в группах детского сада - Лего-студий, Лего-парков.

Разработка технологических карт для Лего-конструирования.

Разработка цикла конструктов по использованию Лего-технологии в различных образовательных областях.

Использование Лего построек в сюжетно-ролевых играх.

Самостоятельное конструирование по замыслу, схемам, чертежам.

Конструирование по сказкам, использование в театрализованной деятельности и т.д.

IV  этап. Презентационный этап. ( январь - декабрь 2024 года)

Проведение презентационных мероприятий, Лего - выставки по различным номинациям, обмен опытом между педагогами детского сада, родителями.

Педагогические советы

Проведение тематических  семинаров, конкурсов, смотров и фестивалей по обмену опытом в работе с ЛЕГО-конструкторами.

Распространение успешного педагогического опыта для родительской общественности и профессионального сообщества на платформах дистанционного взаимодействия.

VI этап. Оценочно-рефлексивный. (январь - май 2025 года)

Оценка деятельности по педагогической эффективности проекта.

Анкетирование родителей.

Увеличение количества детей, увлеченных конструированием.

 Выявление  детей, имеющих признаки одаренности и особые потребности в развитии критического и инженерного мышления.

Использование Лего-технологии в образовательном процессе

Образовательная область

Область применения Лего-конструирования, в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО.

Социально-коммуникативное развитие

Создание совместных построек, объединенных одной идеей, одним проектом.

Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;

формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

Познавательное развитие

Техническое конструирование – воплощение замысла из деталей Лего-конструктора.

Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

Речевое развитие.

Работа при развитии фонетического слуха, понятие синтаксис, словообразование.

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Художественно-эстетическое развитие

Творческое конструирование – создание замысла из деталей Лего-конструктора.

Реализация самостоятельной творческой деятельности детей - конструктивно-модельной.

Физическое развитие

 Координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.

Сроки и этапы реализации программы.

Сроки и этапы

Содержание деятельности

Сентябрь - октябрь 2022 года

Аналитико-диагностический

- подготовительно-информационный

- подготовительно-документальный

- диагностика исходной ситуации (фиксация проблем),

- выявление уровня компетентности педагогов в освоении ЛЕГО-технологий;

- создание инициативных творческих групп;

- работа педагогической мастерской «Удивительный ЛЕГО-мир»;

- подготовка программы;

Планируемый результат:

Обеспечение готовности субъектов, определение ресурсов, совершенствование материально-технической базы.

Презентация программы «Развитие творческой личности через внедрение легоконструирования  в образовательный процесс учреждения»

Ноябрь 2022 года - февраль 2025 года 

Организационно - исполнительный

- внесение корректировок  в образовательную программу, в часть формируемую участниками образовательных отношений,

- внесение корректировок  в  планирование педагогов,

- корректировка инструментария, связанного с формированием критического и инженерного мышления;

- разработка плана работы по взаимодействию с родителями.

- вовлечение родителей и специалистов в единую творческую деятельность, через создание мастерской юных изобретателей;

- проведение мастер-классов для педагогов по использованию лего-конструирования в совместной и самостоятельной образовательной деятельности с детьми;

- разработка проектов в группах по Лего-конструированию в рамках реализации ОП ДО по образовательным областям:

1.«С конструктором ЛЕГО в увлекательный мир математики»

2. «Мы будущие инженеры» (ранняя профориентация, в плане реализации «Славим человека труда»)

3. «ЛЕГО, как средство формирования основ безопасного поведения у дошкольников»

4. «ЛЕГО, как средство общения и культуры»

5. «ЛЕГО, как средство развития творческой активности»

6. «Планета Земля и ЛЕГО».

- текущий мониторинг

Март - май 2025 года 

Стабилизационный

-распространение опыта работы  в плане реализации программы;

- выпуск методических рекомендаций;

- конструктов образовательной деятельности педагогов с применением LEGO технологии в образовательных областях.

Планируемый результат:

1.Создание способствующей развитию технических способностей и творческих талантов  образовательной среды через реализацию программы «Развитие творческой личности через внедрение легоконструирования  в образовательный процесс учреждения» и проектов в  группах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация опытно-экспериментальной деятельности в образовательной области «Познание» (опыт работы воспитателей старшей «В» группы)

Материал представляет собой доклад с информацией о том, как педагоги реализуют опытно-экспериментальную деятельность а образовательной области "Познание". В работе содержится информация об организации...

Реализация опытно-экспериментальной деятельности в образовательной области «Познание» в младшей группе

Реализация опытно-экспериментальной деятельности в образовательной области «Познание» из опыта работы в младшей группеКитайская пословица гласит «Расскажи, и я забуду, покажи, покажи...

Организация и обогащение предметно-развивающей среды для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей

В рамках темы по самообразованию, было важным фактором начинать обогощать предметно-развивающую среду для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей....

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА По познавательной экспериментальной деятельности «Любознайки» ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 5 ДО 6 ЛЕТ НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД

Люди, научившиеся …наблюдениям и  опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них   фактические ответы, оказываясь  на  более  высоком умств...

Создание психолого-педагогических условий для реализации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС

Презентация «Создание психолого-педагогических условий для реализации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС»...