Дополнительная общеобразовательная программа "Мастер LEGO"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа)
LEGO-конструирование - это инновационный подход к обучению, который позволяет детям развивать навыки решения задач, пространственное мышление, творческие способности и умение работать в команде. Применение конструкторов LEGO в образовательном процессе помогает детям освоить основы математики, развить пространственное мышление, изучить законы физики и повысить интерес к науке и технике.
Программа «Мастер LEGO» имеет техническую направленность и предназначена для получения дошкольниками дополнительного образования в области конструирования.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 147.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования Администрации
Муниципального образования
«Братский район»
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Лучик»
Принято: Утверждено:
на педагогическом совете приказ №124-ОД
протокол №1 от «29» августа 2025г.
от «29» августа 2025г. заведующий
МКДОУ д/с «Лучик»
Онищук М.А.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
технической направленности
«Мастер LEGO»
Возраст обучающихся: 4 - 5 лет
Срок реализации: 1 год
Уровень сложности: стартовый
Автор-составитель:
Спиридонова Марина Сергеевна
воспитатель
первой квалификационной
категории
г.Вихоревка, 2025г.
Содержание
№ п/п | Наименование разделов | стр. |
1. РАЗДЕЛ №1. «Комплекс основных характеристик программы» | ||
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.2 | Цель и задачи | 6 |
1.3 | Содержание программы. Учебно-тематический план | 7 |
1.4 | Планируемые результаты | 17 |
2. РАЗДЕЛ №2. «Комплекс организационно-педагогических условий» | ||
2.1 | Календарный учебный график | 18 |
2.2. | Условия реализации программы | 18 |
2.2.1 | Материально-техническое обеспечение | 19 |
2.3 | Формы аттестации | 19 |
2.4 | Оценочные материалы | 21 |
2.5 | Методическое обеспечение программы | 21 |
2.6 | Список литературы | 25 |
Приложение 1. Календарно-тематическое планирование | 27 | |
- РАЗДЕЛ №1 «Комплекс основных характеристик программы»
- Пояснительная записка
Инновационные процессы в системе образования активно внедряют новые методы и подходы, направленные на всестороннее развитие детей. Особое значение имеет дошкольное образование, поскольку именно в этот период формируется личность ребёнка. Сегодня дети быстро осваивают информационно-коммуникационные технологии, поэтому традиционные методы обучения не могут удовлетворить их потребности. Это обуславливает необходимость создания особых условий для обучения, в том числе с использованием конструирования.
В соответствии с требованиями ФГОС, ребёнок должен овладеть основными культурными средствами, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности. Формирование технического мышления и исследовательских навыков становится актуальным. STEAM-образование (естественные науки, технология, инженерное искусство, творчество и математика) становится эффективным инструментом развития технологической компетентности будущих инженеров.
LEGO-конструирование - это инновационный подход к обучению, который позволяет детям развивать навыки решения задач, пространственное мышление, творческие способности и умение работать в команде. Применение конструкторов LEGO в образовательном процессе помогает детям освоить основы математики, развить пространственное мышление, изучить законы физики и повысить интерес к науке и технике.
Программа «Мастер LEGO» имеет техническую направленность и предназначена для получения дошкольниками дополнительного образования в области конструирования.
Программа представляет собой систему интеллектуально-развивающих занятий для дошкольников 4-5 лет.
Занятия проводятся в игровой форме, что делает процесс обучения интересным и увлекательным для детей. Дети учатся работать по образцу, чертежам и схемам, по заданным условиям, по теме, а также создавать собственные конструкции по своему замыслу.
Нормативно-правовую основу программы составляют:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 30 декабря 2021 года, (Редакция от 17.02.2023 года – действует с 28.02.2023 года) (далее – ФЗ).
- Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (действ. до 01.01 2027г.).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. №2. «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
- Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р).
- Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития России до 2030 года».
- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с 01.03.2023 и действует по 28.02.2029).
- Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
- Устав, локальные акты «МКДОУ детский сад общеразвивающего вида «Лучик»»
Новизна программы заключается в том, что позволяет детям в увлекательной форме изучать основы конструирования и его практическую пользу. Это помогает развивать важные навыки и умения, которые пригодятся им в будущем.
Интеграция разных образовательных областей открывает широкие возможности для реализации новых подходов к обучению, освоения новых навыков и расширения кругозора.
LEGO-конструирование стимулирует любознательность, активность, самостоятельность и коммуникабельность детей, а также повышает их самооценку и снимает эмоциональное напряжение. Программа, являясь, с одной стороны, законченным учебным курсом, может рассматриваться как первая ступень к программе «Основы робототехники».
Актуальность программы. LEGO-конструирование - актуальный и эффективный метод развития дошкольников. В современном мире, где информационные технологии играют ключевую роль, особенно важно с ранних лет развивать у детей навыки критического мышления, креативности и технических компетенций. Программа по LEGO-конструированию становится всё более востребованной благодаря своей способности гармонично сочетать образовательный процесс с игровыми элементами. Это в первую очередь активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников. У детей развиваются конструкторские способности, техническое мышление, воображение и навыки общения.
Использование LEGO-конструктора является прекрасным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивая интеграцию различных видов деятельности.
Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена важностью формирования компетентности в сфере самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности и получения знаний по конструированию и проектированию, окружающему миру, обществознанию и одновременно осваиванию и развитию самых важных навыков 21 века: совместная работа, общение, творчество, критическое мышление и решение задач.
Срок реализации программы: 1 год
Уровень реализации программы: стартовый
Адресат программы: дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Мастер LEGO» (стартовый уровень) определяет содержание и организацию образовательного процесса по лего-конструированию с детьми 4-5 лет в условиях лего-кружка.
Объем программы: 36 часов
Периодичность занятий: 1 раз в неделю
Количество детей: до 12 человек
Форма обучения: очно-заочная с применением дистанционных технологий
Форма занятий: Проведение занятий организовано в групповой форме с ярко выраженным индивидуальным подходом, чтобы создать оптимальные условия для личностного развития обучающихся.
Режим и продолжительность занятий: 1 раз в неделю по 20 минут
- Цель и задачи программы
Цель: Развитие творческого потенциала личности ребенка через обучение элементарным основам конструирования и моделирования.
Задачи:
Предметные:
- знакомить с основными деталями, элементами, механизмами конструктора «LEGO»;
- способствовать освоению основным приемам, принципам конструирования и моделирования;
- способствовать созданию моделей основных видов конструирования: по образцу, по схеме, по заданным условиям, по теме, по замыслу.
Метапредметные:
- развить интерес к моделированию и конструированию и техническому творчеству;
- развить умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций;
- развить познавательную активность детей, воображение, фантазию и творческую инициативу;
- развить мелкую моторику, диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас;
- развить операции логического мышления.
Личностные:
- воспитание организационных и нравственно-волевых качеств личности: самостоятельности, дисциплинированности, развитию терпения и упорства в достижении цели;
- прививать этику и культуру общения;
- вырабатывать навыки работы в парах, группах и коллективе; основы бережного отношения к оборудованию.
- Содержание программы
Учебно - тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Форма контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
Сентябрь | |||||
1 | «Путешествие в страну LEGO». Вводное занятие. Диагностика. Инструктаж по ТБ. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение, беседа, диагностика |
2 | «Исследователи ЛЕГО». Название деталей и способы соединения. Цвет и форма кирпичиков. | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение, практическое задание, беседа |
3 | «Волшебные кирпичики». Строим башни. | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, беседа, самоконтроль |
4 | «Лего-осень». Деревья нашего леса. Модель дерево. | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, беседа, самоконтроль выставка |
Октябрь | |||||
5 | Птицы. Модель «Утенок». | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, беседа, самоконтроль |
6 | «Дикие животные. Модель «Зайчик» | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, беседа, самоконтроль |
7 | Зоопарк. Модель «Жираф». | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, беседа, самоконтроль |
8 | Домашние животные «Ферма» (коллективная работа) | 1 | 1 | Наблюдение, беседа, взаимоконтроль, выставка | |
Ноябрь | |||||
9 | «День народного единства». Конструирование по теме. | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, беседа, самоконтроль |
10 | Игры с ЛЕГО. «Продолжи последовательность», «Отрази зеркально», «Лабиринт» (найди ход). | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение, беседа, практическое задание |
11 | «Моя комната». Конструирование мебели. | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, беседа, самоконтроль. |
12 | День матери. «Цветы для мамы». | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, беседа, выставка |
Декабрь | |||||
13 | «К нам пришла зима». Зимний спорт. Конструирование по теме. | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, беседа, самоконтроль |
14 | «Новогодняя игрушка» | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, беседа, самоконтроль |
15 | Модель «Новогодний подарок» | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, беседа, самоконтроль |
16 | LEGO-Новый год. Модель «Новогодняя ёлка» | 1 | 1 | Наблюдение, взаимоконтроль, выставка | |
Январь | |||||
17 | Рождество. Новогодняя конфета. Конструирование по схемам. | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, практическое задание, самоконтроль |
18 | День детских изобретений. Проект «Я-изобретатель». Промежуточная аттестация | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, беседа взаимоконтроль, диагностика |
19 | Транспорт. Модель «Грузовик» | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, беседа, самоконтроль |
20 | Водный транспорт. Модель «Кораблик» | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, беседа, самоконтроль |
Февраль | |||||
21 | Воздушный транспорт. Модель «Самолёт». | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, беседа, самоконтроль |
22 | Военный транспорт. Модель «Танк» | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, беседа, самоконтроль |
23 | 23 февраля. Подарок для папы. | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, беседа, выставка |
24 | «Встречай весну». Модель «Скворечник». | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение, беседа, самоконтроль |
Март | |||||
25 | «Встречай весну». Масленица. | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, беседа, самоконтроль |
26 | Подарки любимым (к 8 марта). Весенние цветы Плоскостное конструирование. | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, беседа, выставка |
27 | Насекомые весной. Модель «Бабочка» | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, беседа, самоконтроль |
28 | Обитатели моря. Модель «Рыбка». | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, беседа, самоконтроль |
Апрель | |||||
29 | «День здоровья». Конструирование фруктов и овощей. | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, беседа, самоконтроль |
30 | «Загадочный космос». Коллективная работа. | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, беседа, выставка |
31 | «Математика и конструирование» | 1 | 0,5 | 0,5 | Наблюдение, беседа, самоконтроль |
32 | «Мои любимые сказки». | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, беседа, самоконтроль |
Май | |||||
33 | Пасха. | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, беседа, самоконтроль |
34 | «День Победы» (Коллективная работа) | 1 | 0,2 | 0,8 | Наблюдение, взаимоконтроль, выставка |
35 | Такие разные дома. Проверочная работа по программе | 1 | 0,3 | 0,7 | Наблюдение, беседа, самоконтроль, диагностика |
36 | Итоговое занятие. Проектирование Города Будущего. Строительство объектов. Украшение города подручными средствами. | 1 | 1 | Проект | |
ВСЕГО: | 36 | 10,2 | 25,8 | ||
Содержание программы
№ п/п | Тема занятия | Содержание занятия | Средство занятия |
«Путешествие в страну LEGO». Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. | Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Формировать бережное отношение к конструктору. Игры на знакомство. Спонтанная индивидуальная ЛЕГО-игра детей. Диагностика. | Конструктор ЛЕГО. Презентация | |
«Исследователи ЛЕГО». Название деталей и способы соединения. Цвет и форма кирпичиков. | Знакомство детей с конструктором ЛЕГО, с деталями, с цветом ЛЕГО-элементов, с формой ЛЕГО-деталей, вариантами их скреплений. Освоение базовых техник соединения деталей. Развитие графических навыков. | Конструктор ЛЕГО, Презентация | |
«Волшебные Кирпичики». Строим башни. | Изучение основных элементов конструктора LEGO: кирпичики (разная форма, разный размер деталей). Освоение базовых техник соединения деталей. Постройка башен разных по высоте, цвету, используя прием постройки снизу-вверх. Эксперименты с цветами и формами деталей для создания разнообразных башен. | Конструктор ЛЕГО. Презентация Схемы | |
«Лего-осень». Деревья нашего леса. Модель дерево. | Конструировать дерево по образцу, схемам. Развивать способности выделять форму, части дерева, цвет. Развивать творческое воображение. Объемное и плоскостное конструирование. | Конструктор ЛЕГО. Презентация, схемы | |
Птицы. Модель «Утенок». | Закрепить знания детей о птицах родного края. Игра: «Кто, где живёт?» Построить веселых LEGO-утят. Распределять детали LEGO- конструктора правильно. Развивать творческое воображение, навыки конструирования. | Конструктор ЛЕГО. Презентация, схемы | |
Дикие животные. Модель «Зайчик» | Рассказать детям о диких животных. Учить строить зайчика. Развивать способности выделять форму, части, цвет. Развивать творческое воображение. | Конструктор ЛЕГО. Презентация, схемы | |
Зоопарк. Модель «Жираф». | Рассказать о зоопарке, профессиях людей, работающих в нем. Учить строить жирафа по образцу и схемам. Учить выделять части, цвет, форму. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. | Конструктор ЛЕГО. Презентация, схемы | |
Домашние животные «Ферма» (коллективная работа) | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Самостоятельное проектирование и конструирование по заданной теме. | Конструктор ЛЕГО. | |
«День народного единства». | Закрепить знания детей о празднике. Воспитывать чувство гордости за героизм русского народа, активную гражданскую позицию. Конструирование по теме. | Конструктор ЛЕГО. Презентация | |
Игры с ЛЕГО. «Продолжи последовательность», «Отрази зеркально», «Лабиринт» (найди ход). | ИГРА: «ОТРАЗИ ЗЕРКАЛЬНО». Для развития пространственного мышления. Детям необходимо выложить кубики ЛЕГО на второй половине карточки в зеркальном отражении. ИГРА: «ПРОДОЛЖИ РЯД ИЗ ЛЕГО-ДЕТАЛЕЙ». Для развития фантазии и логического мышление. Задача - продолжить ряд, добавив следующую Лего-деталь так, чтобы она была логически связана с предыдущими. Учить создавать лабиринты из конструктора лего. | Конструктор ЛЕГО. Схемы | |
«Моя комната». Конструирование мебели. | Введение в понятие «архитектура». Конструирование предметов мебели (стол, стул, кровать). Развивать дизайнерские способности, строить и анализировать образец, выделять в предметах их функциональные части. Обыгрывание построек. | Конструктор ЛЕГО. Презентация | |
День матери. «Цветы для мамы». | Беседа о празднике «День матери». Обсуждение идеи создания подарка для мамы в виде букета цветов из LEGO. Учить строить цветы из ЛЕГО-конструктора. Изучение различных видов цветов и их особенностей (форма, цвет, размер). Развивать творческое воображение. Презентация готовой работы. | Конструктор ЛЕГО. Презентация, схемы | |
«К нам пришла зима». Зимний спорт. Конструирование по теме. | Изучение зимних видов спорта: катание на лыжах, сноуборде, коньках и санках. Конструирование по теме. Учить составлять рассказ о выбранном виде спорта. | Конструктор ЛЕГО. Презентация, схемы | |
«Новогодняя игрушка» | Знакомство с историей новогодних игрушек и традициями их изготовления. Изучение различных видов новогодних игрушек: шары, фигурки, гирлянды, венки и другие. Учить создавать игрушки для украшения новогодней ели с помощью конструктора. Закреплять знания о форме, цвете, величине. | Конструктор ЛЕГО. Презентация, схемы | |
Модель «Новогодний подарок» | Изучение понятия «подарок» и его значения в новогодние праздники. Создание модели подарочной коробки. Выбор подходящих деталей LEGO для создания модели новогоднего подарка. Развивать воображение, творческое мышление, фантазию. | Конструктор ЛЕГО. Презентация, схемы | |
LEGO-Новый год. Модель «Новогодняя ёлка» | Знакомство с понятием «Новогодняя ёлка» и её значением в праздничных традициях. Обсуждение идеи создания модели новогодней ёлки из LEGO. Учить составлять простейшие постройки (маленькие и большие елочки). Знакомить со способами соединения деталей. Закрепить пространственную ориентировку. | Конструктор ЛЕГО. Презентация, схемы | |
Рождество. Новогодняя конфета. | Знакомство с праздником Рождества и его традициями. Конструирование конфеты по схемам, по теме. | Конструктор ЛЕГО. Презентация, схемы | |
День детских изобретений. Проект «Я-изобретатель». Промежуточная аттестация | Расширить и закрепить знания детей о великих открытиях. Выполнение творческого проекта с использованием ранее полученных знаний. Конструирование по теме. | Конструктор ЛЕГО. Презентация Диагностика Выставка | |
Транспорт. Модель «Грузовик» | Закрепить и расширить знания о грузовом транспорте. Развивать наблюдательность, внимание, память. Учить конструировать грузовик. Обыгрывание построек. | Конструктор ЛЕГО. Презентация, схемы | |
Водный транспорт. Модель «Кораблик» | Закрепить и расширить знания о водном транспорте. Развивать наблюдательность, внимание, память. Учить конструировать кораблик по схеме. Обыгрывание построек. | Конструктор ЛЕГО. Презентация, схемы | |
Воздушный транспорт. Модель «Самолёт». | Расширить представления о воздушном транспорте. Продолжить учить анализировать образец постройки, находить основные детали. Закрепить навыки конструирования. Учить конструировать самолёт по схеме. | Конструктор ЛЕГО. Презентация, схемы | |
Военный транспорт. Модель «Танк» | Расширить представления о военном транспорте. Продолжить учить анализировать образец постройки, находить основные детали. Закрепить навыки конструирования. Учить конструировать танк по схеме. Конструирование по теме. | Конструктор ЛЕГО. Презентация, схемы | |
23 февраля. Подарок для папы. | Знакомство с историей праздника и его значением. Продолжать развивать интерес к конструктивной деятельности. Учить анализировать образцы построек, выделяя основные части, их пространственное расположение, планировать последовательность создания постройки. Конструирование по теме. | Конструктор ЛЕГО. Презентация | |
«Встречай весну». Модель «Скворечник». | Уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период. Конструирование скворечников из ЛЕГО. Развивать творческое воображение. | Конструктор ЛЕГО. Презентация | |
«Встречай весну». Масленица. | Обычаи и традиции празднования Масленицы. Конструирование по теме. | Конструктор ЛЕГО. Презентация Схемы. | |
Подарки любимым (к 8 марта). Весенние цветы Плоскостное конструирование. | Беседа о приближающемся празднике «8 Марта». Учить строить цветок из ЛЕГО-конструктора способом плоскостного моделирования. Развивать творческое воображение. | Конструктор ЛЕГО. Презентация, схемы Выставка | |
Насекомые весной. Модель «Бабочка» | Знакомство с миром насекомых и их поведением весной. Изучение внешнего вида и строения бабочки. Формировать чувство симметрии и умение правильно чередовать цвет в моделях, познакомить обучающихся с различными видами бабочек. Конструирование по образцу, схеме. | Конструктор ЛЕГО. Презентация. Схемы | |
Обитатели моря. Модель «Рыбка». | Рассказать о подводном мире, его обитателях. Учить детей создавать образы морских обитателей, передавая их характерные особенности. Способствовать овладению детьми способами конструирования с использованием карточек – схем, по заданным условиям. | Конструктор ЛЕГО. Презентация, схемы | |
«День здоровья». Конструирование фруктов и овощей. | Формировать представление о здоровом образе жизни. Конструирование объёмных поделок по схеме, по картинке. | Конструктор ЛЕГО. Презентация. Схемы | |
«Загадочный космос». Коллективная работа. | Рассказать о космических планетах, о первом космонавте нашей страны, о космических ракетах. Развивать интерес и творчество. Конструирование по теме. | Конструктор ЛЕГО. Презентация. Выставка | |
«Математика и конструирование» | Введение в математику и её роль в повседневной жизни. Основы геометрии и формы в конструкторе LEGO. Простейшие арифметические операции и счёт деталей. Решение математических и графических задач. Решение логических задач и головоломок с использованием конструктора LEGO. Конструирование цифр по схемам. | Конструктор ЛЕГО. Схемы | |
«Мои любимые сказки». | Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков крепления. Конструирование по схемам (Колобок, Репка, Гуси-Лебеди и др.). Выбор сказки или нескольких сказок для создания персонажей и декораций. Изучение сюжета выбранной сказки и основных персонажей. Презентация и обсуждение готовых работ. | Конструктор ЛЕГО. Презентация, схемы. выставка | |
Пасха. | Обычаи и традиции празднования Пасхи. Изучение форм и цветов пасхальных яиц. Конструирование яиц по схеме, конструирование по теме. | Конструктор ЛЕГО. Презентация. Схемы | |
«День Победы» (Коллективная работа) | Расширять представления детей о государственном празднике «День Победы», историческом наследии нашей страны. Закрепить полученные знания о различных родах войск; военной техники. Совершенствовать познавательные способности детей в процессе практической деятельности (LEGO-конструировании по теме), поощрять стремление находить творческие конструктивные решения. | Конструктор ЛЕГО. Презентация. Выставка | |
«Такие разные дома» Проверочная работа по программе | Знакомство с разнообразием архитектурных стилей и традиций разных народов. Одноэтажные дома и многоэтажные дома. Конструирование по теме. Диагностика. | Конструктор ЛЕГО. Презентация | |
Итоговое занятие. Проектирование Города Будущего. Строительство объектов. Украшение города подручными средствами. | Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Самостоятельное проектирование и конструирование по заданной теме. Презентация и обсуждение готовых работ. | Конструктор ЛЕГО Проект Выставка |
1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные:
- овладение знаниями по основным деталям, элементам конструктора «LEGO»;
- овладение приемами, принципами конструирования;
- умение создавать модели основных видов конструирования: по образцу, условиям, по схеме, по теме, по заданным условиям;
- умение анализировать конструктивную и графическую модель;
- умение использовать детали конструктора с учётом их конструктивных свойств.
Метапредметные:
- овладение интереса к конструированию и техническому творчеству;
- умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций;
- проявление познавательной активности детей, воображения, фантазии и творческой инициативы;
- совершенствование диалогической и монологической речи, словарного запаса, логического мышления в рамках своего возраста.
Личностные:
- проявление самостоятельности, усидчивости в достижении цели;
- понимание этики и культуры общения;
- способность работать в парах, группах и коллективе;
- проявление бережного отношения к оборудованию.
РАЗДЕЛ №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»
2.1 Календарный учебный график
Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной программе определяется календарным утвержденным «СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».
Начало учебного года - 01 сентября 2025
Окончание учебного года - 29 мая 2026
Количество учебных недель - 36 основной учебной деятельности.
Год обучения | Дата проведения | Время проведения занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения занятия |
1-й | 01.09. 2025г 29.05.2026г. | 16 - 00 | 36 | Согласно содержанию | группа «Березка» |
2.2 Условия реализации программы
В соответствии с требованиями СанПин при очной форме обучения занятие проходит в светлом помещении с наличием в оконных проемах регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи. Рабочие места обеспечены общим искусственным освещением.
В период занятий с обучающимися с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для предупреждения развития переутомления обязательными мероприятиями являются: проведение упражнений для глаз через каждые 10-15 минут работы, проведение физкультминуток в течение 1-2 минут для снятия физического и эмоционального утомления, которые выполняются при первых признаках усталости, выполнение профилактической гимнастики.
2.2.1 Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы требуется отдельное учебное помещение, рабочих мест должно быть столько, сколько детей в группе.
а) материально-технические средства:
- методические пособия,
- дидактические материалы,
- специальная литература
- тетрадь, карандаш, ручка, линейка, ластик
- атрибуты для проведения подвижных игр и гимнастики для глаз
Используемые наборы конструкторов:
- конструктор LEGO Classic Набор для творчества среднего размера (10696), 484 детали;
- LEGO Classic 10712 Кубики и механизмы Конструктор, 244 детали;
- LEGO Classic 10715 Модели на колесах Конструктор, 442дет.;
- конструктор LEGO Classic "Кубики и глазки", 11003, 451дет.
- большие строительные платы LEGO
б) информационно-образовательные ресурсы:
- интерактивная доска;
- проектор мультимедийный;
-программные продукты (энциклопедии, обучающие программы)
- электронные презентации;
- аудиотехника и видео-аудиоматериалы.
2.3. Формы аттестации
Формы аттестации очные и заочные:
Диагностика результатов деятельности творческого объединения проводится на различных этапах усвоения материала. В процессе обучения применяются универсальные способы отслеживания результатов: педагогическое наблюдение, анкетирование, игры, собеседование, выставки, творческий отчет, конкурсы, выставки и т. д.
Для проверки эффективности усвоения знаний могут быть применены следующие диагностические методы:
- практическая работа (создание элементов для коллективной композиции, авторских построек).
- анкетирование и тестирование.
- контрольные срезы по карточкам-схемам, вопросникам.
- игровые методы (для проверки усвоения текущего материала и практических умений).
Формы текущего, промежуточного и итогового контроля.
Входной контроль: проводится первичное тестирование (сентябрь) с целью
определения уровня заинтересованности по данному направлению и оценки общего кругозора ребёнка.
Текущий контроль: проводится в середине учебного года (январь). По его
результатам, при необходимости, осуществляется коррекция учебно-тематического плана.
Итоговый контроль: проводится в конце каждого учебного года (май). Позволяет оценить результативность работы учащихся и педагога.
Форма представления результатов:
- Открытые занятия для педагогов и родителей;
- Выставки по LEGO-конструированию;
- Конкурсы, соревнования, фестивали.
Виды и формы контроля освоения программы: текущий (опрос, проблемно-поисковые задания, выставки, фотографии работ); итоговый (организация выставки работ, презентация собственных моделей).
Диагностика сенсорно-моторных и конструктивно-технических педагогом посредством устной защиты обучающимися своих проектов и презентации ими самостоятельно выполненных работ, а также по результатам участия детей в конкурсах, выставках и др. мероприятиях.
Критериями освоения программы служат: знания, умения и навыки (дети должны различать и называть детали конструктора, конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме; самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы; уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке).
2.4 Оценочные материалы
Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из того, насколько ребёнок успешно освоил тот практический материал, который должен был освоить. В связи с этим, два раза в год проводится диагностика уровня развития конструктивных способностей.
Уровень развития ребенка | Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме | Умение правильно конструировать поделку по замыслу |
Высокий | Ребенок действует самостоятельно, воспроизводит конструкцию правильно по образцу, схеме, не требуется помощь взрослого. | Ребенок самостоятельно создает Развернутые замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат, назвать некоторые из возможных способов конструирования. |
Средний | Ребенок допускает незначительные ошибки в конструировании по образцу, схеме, но самостоятельно «путем проб и ошибок» исправляет их. | Способы конструктивного решения находит в результате практических поисков. Может создать условную символическую конструкцию, но затрудняется в объяснении ее особенностей. |
Низкий | Допускает ошибки в выборе расположении деталей в постройке, готовая постройка не имеет четких контуров. Требуется постоянная помощь взрослого. | Неустойчивость замысла - ребенок начинает создавать один объект, а получается совсем иной и довольствуется этим. Нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать. Объяснить способ построения ребенок не может. |
2.5 Методическое обеспечение программы
Конструктор LEGO - это эффективный инструмент для развития и обучения детей, способствующий формированию терпения, внимания и усидчивости.
Совместная деятельность педагога и детей по LEGO-конструированию направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала. Педагог часто выступает в роли наставника, помогая детям находить интересные решения и поддерживая их инициативы. Совместное обсуждение идей и поиск оптимальных вариантов способствуют развитию критического мышления и уверенности в себе. В процессе работы над проектами дети учатся планировать свои действия, решать задачи и работать в команде.
Для обучения детей LEGO-конструированию используются разные методы и приемы.
Методы | Приёмы |
Наглядный | На занятиях рассматриваются готовые постройки, демонстрируются методы крепления, способы выбора деталей по размеру, форме и цвету. |
Информационно- рецептивный | Исследование деталей LEGO, включающее задействование зрительного и тактильного восприятия для изучения формы и определения пространственных отношений между ними (сверху, снизу, слева, справа, на, под). Совместная работа педагога и ребёнка. |
Репродуктивный | Передача знаний и методов деятельности осуществляется через сборку моделей и конструкций по образцу, с воспроизведением знаний и практических умений, приобретённых ранее. |
Практический | Применение на практике приобретённых знаний и освоенных техник. |
Словесный | Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. |
Проблемный | Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их решение. |
Игровой | Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. |
Частично-поисковый | Решение проблемных задач с помощью педагога. |
На начальном этапе совместной деятельности с обучающимися организуются серии свободных игр с использованием LEGO-конструктора. Это позволяет удовлетворить естественное любопытство ребенка, предоставляя ему возможность трогать, щупать и исследовать детали, а также просто наслаждаться игрой с ними. Такая свобода действий способствует развитию сенсорного восприятия и моторики, а также стимулирует творческую активность и фантазию.
В наборах LEGO-конструктора много разнообразных деталей. LEGO-кирпичики имеют разные размеры и форму. Названия деталей, умение определять кубик (кирпичик) определенного размера закрепляются с детьми в течение нескольких занятий, пока у ребят не зафиксируются эти названия в активном словаре.
На занятиях по лего-конструированию обучающимся предлагаются презентации, схемы и видеоматериалы по теме. Эти материалы демонстрируют этапы сборки конструкций, а также включают задания, направленные на развитие интеллектуальных способностей. Такие задания помогают визуализировать процесс создания моделей и стимулируют детей к самостоятельному поиску решений, что способствует углубленному пониманию материала и развитию аналитического мышления.
При планировании занятий по лего-конструированию предпочтение отдается различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся создавать модели пошагово, «шаг за шагом». Такой подход позволяет каждому ребёнку продвигаться вперёд в своём индивидуальном темпе, что особенно важно для поддержания мотивации. Постепенно, от простых задач к более сложным, ребята развивают свои навыки и уверенность в себе. Это помогает поддерживать высокий интерес и вовлеченность ребят в процесс.
Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы занятий подобраны таким образом, чтобы помимо решения конструкторских задач ребенок расширял свой кругозор, узнавая больше об архитектуре, животных, птицах, транспорте, космосе и других интересных областях.
В совместной деятельности по LEGO-конструированию дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструкторские задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях. В процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ребята учатся работать с предложенными инструкциями, схемами, делать постройку по замыслу, заданным условиям, образцу.
Работу с детьми следует начинать с самых простых построек, учить правильно, соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно соотнеся ее с конкретным образцом постройки.
При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему постройки находят в постройке основные части, называют и показывают детали, из которых эти части предмета построены, потом определяют порядок строительных действий. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к проделанной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении конструкции.
После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяем вместе с детьми правильность соединения деталей, сравниваем с образцом либо схемой.
В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.
Первая часть занятия посвящена развитию логического мышления. Цели: совершенствование навыков классификации, анализа логических закономерностей, активизация памяти и внимания, знакомство с множествами и симметрией, развитие комбинаторных способностей и навыков ориентирования в пространстве и т.п.
Вторая часть занятия посвящена непосредственно конструированию. Цели: развитие умения анализировать предметы, планировать процесс создания моделей, стимулирование конструктивного воображения, формирование умения следовать инструкциям и улучшать речевые и коммуникативные навыки.
Третья часть занятия включает презентацию построенных моделей и выставку работ.
Формы, методы организации учебно-воспитательного процесса
В творческой группе используются индивидуальная, фронтальная, парная, групповая и коллективная формы обучения. Особое внимание уделяется индивидуально-групповому подходу, позволяющему учитывать возрастные и психологические особенности каждого ребенка. Коллективные формы обучения важны для проведения конкурсов, выставок и мастер-классов. Они включают участие в массовых мероприятиях, работу над большими коллективными проектами, а также наставничество успешных учеников над отстающими и старших над младшими.
В образовательном процессе применяются традиционные методы обучения, включая:
Практические методы: практические работы, упражнения.
Словесные методы: устное изложение, объяснение, беседа, анализ.
Наглядные методы: показ иллюстраций, демонстрация образцов, показ рисунков, схем, графических изображений, приемов работы, дидактических материалов и т.п.
Для организации совместной работы педагога и обучающихся используется широкий спектр методов, основанных на уровне активности обучающихся. К ним относятся: исследовательский метод; объяснительно-иллюстративный метод; репродуктивный метод; метод проблемного изложения; частично-поисковый.
Для повышения познавательной активности обучающихся применяются: интуитивные методы (мозговой штурм); логические методы
Из нетрадиционных форм обучения применяются: творческий поиск, творческая мастерская, творческая встреча, мастер-класс, конкурс, наблюдение, занятия-консультации, беседа, акция, занятия-творческие мини-выставки, встреча с интересными людьми, экскурсии и т.п.
Активно используются следующие типы занятий: изучение новой информации, занятия по формированию новых умений, обобщение и систематизация изученного, практическое применение знаний, умений (закрепление), комбинированные занятия, контрольно-проверочные занятия.
Стимулирующим методом является участие в конкурсах и выставках разного уровня, поощрение, похвала.
Методическое сопровождение программы включает в себя комплект методических материалов, применяемых в учебном процессе:
- ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий и подбору схем изготовления конструкций;
- схемы пошагового конструирования;
- комплекты заданий;
- таблицы для фиксирования результатов;
- тематические альбомы: «Транспорт», «Животные», «Город», «Птицы», «Космос», «Фрукты» и др.;
- методическая литература для педагогов по организации конструирования.
- Список использованной литературы
- LEGO -лаборатория (Control Lab): Справочное пособие. - М.: ИНТ, 2008 – 150 с.
- Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора LEGO // Дошкольное воспитание. - 2009 - № 2 - С. 48-50.
- Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. - М.: Изд.-полиграф центр «Маска», 2013
- Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2011
- Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2011
- Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Владос, 2011 – 217 с.
- Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO . – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013.– 104
- Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом «Карапуз», 2009
- Петрова И.А. LEGO -конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2007 - № 10 - С. 112-115.
- Фешина Е.В. LEGO конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М.: Сфера, 2011 – 243 с.
- Интернет- ресурсы.
- Методическая копилка. [Электронный ресурс]. URL: https://www.раор.рф/metodicheskaya-literatura/
Список рекомендуемой литературы для обучающихся и родителей
- Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО – Дошкольное воспитание. 2009г., № 2, стр. 48-50.
- Комарова Л. Г. «Строим из лего». ЛИНКА-ПРЕСС. Москва, 2011г.
- Фешина Е. В. «Лего-конструирование в детском саду». Изд-во СФЕРА, Москва, 2012г.
Электронные версии:
- Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие. Челябинск-2014г.http://infourok.ru/motodicheskoe_posobie_lego-konstruirovanie_v_detskom_sadu-366883.htm
- Максаева Ю.А. «Лего - конструирование как фактор развития
- Методическая копилка. [Электронный ресурс]. URL: https://www.раор.рф
Интернет-источники
- https://education.lego.com/en-us/lessons/preschool/
- https://legoowedoo.tilda.ws/instruction-new-year
- http://www.urlw.ru/w.robotclub.ru
- Методическая копилка. [Электронный ресурс]. URL: https://www.раор.рф
«Мастер LEGO»
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Приём | Кол-во часов | Форма контроля | Дата |
1 | «Путешествие в страну LEGO». Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. | Конструирование по теме | 1 | Наблюдение, беседа, диагностика | 01.09 |
2 | «Исследователи ЛЕГО». Название деталей и способы соединения. Цвет и форма кирпичиков. | Конструирование по схеме | 1 | Наблюдение, практическое задание, беседа | |
3 | «Волшебные Кирпичики». Строим башни. | Конструирование по схеме, по теме | 1 | Наблюдение, беседа, самоконтроль | |
4 | «Лего-осень». Деревья нашего леса. Модель дерево. | Конструирование по схеме, по теме | 1 | Наблюдение, беседа, самоконтроль выставка | |
5 | Птицы. Модель «Утенок». | Конструирование по образцу, по теме | 1 | Наблюдение, беседа, самоконтроль | |
6 | «Дикие животные. Модель «Зайчик» | Конструирование по образцу, по схеме | 1 | Наблюдение, беседа, самоконтроль | |
7 | Зоопарк. Модель «Жираф». | Конструирование по образцу, по схеме, по теме | 1 | Наблюдение, беседа, самоконтроль | |
8 | Домашние животные «Ферма» (коллективная работа) | Конструирование по замыслу | 1 | Наблюдение, беседа, взаимоконтроль выставка | |
9 | «День народного единства». | Конструирование по теме | 1 | Наблюдение, беседа, самоконтроль | |
10 | Игры с ЛЕГО. «Продолжи последовательность», «Отрази зеркально», «Лабиринт» (найди ход). | Конструирование по схеме Игра | 1 | Наблюдение, беседа, взаимоконтроль, игра | |
11 | «Моя комната». Конструирование мебели. | Конструирование по теме | 1 | Наблюдение, беседа, самоконтроль | |
12 | День матери. «Цветы для мамы». | Конструирование по схеме | 1 | Наблюдение, беседа, самоконтроль, выставка | |
13 | «К нам пришла зима». Зимний спорт. | Конструирование по теме. | 1 | Наблюдение, беседа, самоконтроль | |
14 | «Новогодняя игрушка» | Конструирование по схеме | 1 | Наблюдение, беседа, самоконтроль | |
15 | Модель «Новогодний подарок» | Конструирование по схеме | 1 | Наблюдение, беседа, самоконтроль | |
16 | LEGO-Новый год. Модель «Новогодняя ёлка» | Конструирование по теме. Проект | 1 | Наблюдение, беседа, взаимоконтроль, выставка | |
17 | Рождество. Новогодняя конфета. | Конструирование по схеме, по теме. | 1 | Наблюдение, беседа, самоконтроль | |
18 | День детских изобретений. Проект «Я-изобретатель». Промежуточная аттестация | Диагностика Проект | 1 | Наблюдение, диагностика, проект, выставка | |
19 | Транспорт. Модель «Грузовик» | Конструирование по схеме, по теме. | 1 | Наблюдение, беседа, самоконтроль | |
20 | Водный транспорт. Модель «Кораблик» | Конструирование по схеме, по теме. | 1 | Наблюдение, беседа, самоконтроль | |
21 | Воздушный транспорт. Модель «Самолёт». | Конструирование по схеме, по теме. | 1 | Наблюдение, беседа, самоконтроль | |
22 | Военный транспорт. Модель «Танк» | Конструирование по схеме, по теме | 1 | Наблюдение, беседа, самоконтроль | |
23 | 23 февраля. Подарок для папы. | Конструирование по теме | 1 | Наблюдение, беседа, самоконтроль выставка | |
24 | «Встречай весну». Модель «Скворечник». | Конструирование по теме | 1 | Наблюдение, беседа, самоконтроль | |
25 | «Встречай весну». Масленица. | Конструирование по теме. | 1 | Наблюдение, беседа, самоконтроль | |
26 | Подарки любимым (к 8 марта). Весенние цветы Плоскостное конструирование. | Конструирование по схеме, по теме. | 1 | Наблюдение, беседа, выставка | |
27 | Насекомые весной. Модель «Бабочка» | Конструирование по схеме, по теме. | 1 | Наблюдение, беседа, самоконтроль | |
28 | Обитатели моря. Модель «Рыбка». | Конструирование по схеме, по заданным условиям | 1 | Наблюдение, беседа, самоконтроль | |
29 | «День здоровья». Конструирование фруктов и овощей. | Конструирование по схеме | 1 | Наблюдение, беседа, самоконтроль | |
30 | «Загадочный космос». Коллективная работа. | Конструирование по теме. | 1 | Наблюдение, беседа, выставка | |
31 | «Математика и конструирование» | Конструирование по схеме, игра | 1 | Наблюдение, беседа, игра, самоконтроль | |
32 | «Мои любимые сказки». | Конструирование по схеме, по теме | 1 | Наблюдение, беседа, самоконтроль | |
33 | Пасха. | Конструирование по схеме, по теме, по заданным условиям | 1 | Наблюдение, беседа, самоконтроль | |
34 | «День Победы» (Коллективная работа) | Конструирование по теме. | 1 | Наблюдение, взаимоконтроль, выставка | |
35 | «Такие разные дома» Проверочная работа по программе | Конструирование по теме Диагностика | 1 | Наблюдение, беседа, самоконтроль, диагностика | |
36 | Итоговое занятие. Проектирование Города Будущего. Строительство объектов. Украшение города подручными средствами. | Конструирование по теме Проект | 1 | Наблюдение, беседа, самоконтроль, проект, выставка | |
ВСЕГО: | 36 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...

Дополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая программa для детей раннего возраста (2 – 3 лет) социально-педагогической направленности
Программа по сенсорике для детей 2-3 лет, на 1год....

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"
Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Фантазеры»
Развитие творческих способностей у детей по средствам использования «Римейк» - технологии...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа Кружок ручного труда «Мастерилка»
Дополнительная образовательная программа «Мастерилка»...

