Дополнительная общеобразовательная программа "Мастер LEGO"
методическая разработка по конструированию, ручному труду (старшая группа)

Спиридонова Марина Сергеевна

LEGO-конструирование - это инновационный подход к обучению, который позволяет детям развивать навыки решения задач, пространственное мышление, творческие способности и умение работать в команде. Применение конструкторов LEGO в образовательном процессе помогает детям освоить основы математики, развить пространственное мышление, изучить законы физики и повысить интерес к науке и технике. 

Программа «Мастер LEGO» имеет техническую направленность и предназначена для получения дошкольниками дополнительного образования в области конструирования. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_master_lego.docx147.39 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации

Муниципального образования

«Братский район»

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида «Лучик»

Принято:        Утверждено:

на педагогическом совете        приказ №124-ОД

протокол №1        от «29» августа 2025г.

от «29» августа 2025г.        заведующийC:\ДОКУМЕНТЫ ДЕТСКИЙ САД\Светлана Викторовна\печать и подпись.jpg

        МКДОУ д/с «Лучик»

                                                                                                                Онищук М.А.

        

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

        технической направленности

        «Мастер LEGO»

Возраст обучающихся: 4 - 5 лет

Срок реализации: 1 год

Уровень сложности: стартовый

        Автор-составитель:

Спиридонова Марина Сергеевна

воспитатель

первой квалификационной

категории

г.Вихоревка, 2025г.

Содержание

п/п

Наименование разделов

стр.

1. РАЗДЕЛ №1. «Комплекс основных характеристик программы»

1.1

Пояснительная записка

3

1.2

Цель и задачи

6

1.3

Содержание программы. Учебно-тематический план

7

        1.4

Планируемые результаты

17

2. РАЗДЕЛ №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1

Календарный учебный график        

18

2.2.

Условия реализации программы

18

2.2.1

Материально-техническое обеспечение

19

2.3

Формы аттестации

19

2.4

Оценочные материалы

21

2.5

Методическое обеспечение программы

21

2.6

Список литературы

25

Приложение 1. Календарно-тематическое планирование

27


  1. РАЗДЕЛ №1 «Комплекс основных характеристик программы»
  1.  Пояснительная записка

Инновационные процессы в системе образования активно внедряют новые методы и подходы, направленные на всестороннее развитие детей. Особое значение имеет дошкольное образование, поскольку именно в этот период формируется личность ребёнка. Сегодня дети быстро осваивают информационно-коммуникационные технологии, поэтому традиционные методы обучения не могут удовлетворить их потребности. Это обуславливает необходимость создания особых условий для обучения, в том числе с использованием конструирования.

В соответствии с требованиями ФГОС, ребёнок должен овладеть основными культурными средствами, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности. Формирование технического мышления и исследовательских навыков становится актуальным. STEAM-образование (естественные науки, технология, инженерное искусство, творчество и математика) становится эффективным инструментом развития технологической компетентности будущих инженеров.

LEGO-конструирование - это инновационный подход к обучению, который позволяет детям развивать навыки решения задач, пространственное мышление, творческие способности и умение работать в команде. Применение конструкторов LEGO в образовательном процессе помогает детям освоить основы математики, развить пространственное мышление, изучить законы физики и повысить интерес к науке и технике.

Программа «Мастер LEGO» имеет техническую направленность и предназначена для получения дошкольниками дополнительного образования в области конструирования.

Программа представляет собой систему интеллектуально-развивающих занятий для дошкольников 4-5 лет.

Занятия проводятся в игровой форме, что делает процесс обучения интересным и увлекательным для детей. Дети учатся работать по образцу, чертежам и схемам, по заданным условиям, по теме, а также создавать собственные конструкции по своему замыслу.

Нормативно-правовую основу программы составляют:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями на 30 декабря 2021 года, (Редакция от 17.02.2023 года – действует с 28.02.2023 года) (далее – ФЗ).
  2. Федеральный закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (действ. до 01.01 2027г.).
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. №2. «Об утверждении санитарных правил и норм СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
  5. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года (распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. №996-р).
  6. Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития России до 2030 года».
  7. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 №629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с 01.03.2023 и действует по 28.02.2029).
  8. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 №678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года».
  9. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 года № 09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».
  10. Устав, локальные акты «МКДОУ детский сад общеразвивающего вида «Лучик»»

Новизна программы заключается в том, что позволяет детям в увлекательной форме изучать основы конструирования и его практическую пользу. Это помогает развивать важные навыки и умения, которые пригодятся им в будущем.

Интеграция разных образовательных областей открывает широкие возможности для реализации новых подходов к обучению, освоения новых навыков и расширения кругозора.

LEGO-конструирование стимулирует любознательность, активность, самостоятельность и коммуникабельность детей, а также повышает их самооценку и снимает эмоциональное напряжение. Программа, являясь, с одной стороны, законченным учебным курсом, может рассматриваться как первая ступень к программе «Основы робототехники».

Актуальность программы. LEGO-конструирование - актуальный и эффективный метод развития дошкольников. В современном мире, где информационные технологии играют ключевую роль, особенно важно с ранних лет развивать у детей навыки критического мышления, креативности и технических компетенций. Программа по LEGO-конструированию становится всё более востребованной благодаря своей способности гармонично сочетать образовательный процесс с игровыми элементами. Это в первую очередь  активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников. У детей развиваются конструкторские способности, техническое мышление, воображение и навыки общения.

Использование LEGO-конструктора является прекрасным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивая интеграцию различных видов деятельности.

Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена важностью формирования компетентности в сфере самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности и получения знаний по конструированию и проектированию, окружающему миру, обществознанию и одновременно осваиванию и развитию самых важных навыков 21 века: совместная работа, общение, творчество, критическое мышление и решение задач.

Срок реализации программы: 1 год

Уровень реализации программы: стартовый

Адресат программы: дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа «Мастер LEGO» (стартовый уровень) определяет содержание и организацию образовательного процесса по лего-конструированию с детьми 4-5 лет в условиях лего-кружка.

Объем программы: 36 часов

Периодичность занятий: 1 раз в неделю

Количество детей: до 12 человек

Форма обучения: очно-заочная с применением дистанционных технологий

Форма занятий: Проведение занятий организовано в групповой форме с ярко выраженным индивидуальным подходом, чтобы создать оптимальные условия для личностного развития обучающихся.

Режим и продолжительность занятий: 1 раз в неделю по 20 минут 

  1.  Цель и задачи программы

Цель: Развитие творческого потенциала личности ребенка через обучение элементарным основам конструирования и моделирования.

Задачи:

Предметные:

  • знакомить с основными деталями, элементами, механизмами  конструктора «LEGO»;
  • способствовать освоению основным приемам, принципам конструирования и  моделирования;
  • способствовать созданию  моделей  основных  видов конструирования: по образцу, по схеме, по заданным  условиям, по теме, по замыслу.

Метапредметные:

  • развить интерес к моделированию и конструированию и техническому творчеству;
  • развить умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций;
  • развить познавательную активность детей, воображение, фантазию и творческую инициативу;
  • развить мелкую моторику, диалогическую и монологическую речь, расширять словарный запас;
  • развить операции логического мышления.

Личностные:

  • воспитание организационных и нравственно-волевых качеств личности: самостоятельности, дисциплинированности, развитию терпения и упорства в достижении цели;
  • прививать этику и культуру общения;
  • вырабатывать навыки работы в парах, группах и коллективе; основы бережного отношения к оборудованию.

  1.  Содержание программы  

Учебно - тематический план

        

п/п

Тема

Кол-во часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

Сентябрь

1

«Путешествие в страну LEGO». Вводное занятие. Диагностика.  Инструктаж по ТБ.

1

0,5

0,5

Наблюдение, беседа,

диагностика

2

«Исследователи ЛЕГО».  Название деталей и способы соединения. Цвет и форма

кирпичиков.

1

0,5

0,5

Наблюдение, практическое задание, беседа

3

«Волшебные

кирпичики». Строим башни.

1

0,3

0,7

Наблюдение, беседа,

самоконтроль

4

«Лего-осень». Деревья нашего леса. Модель дерево.

1

0,3

0,7

Наблюдение, беседа, самоконтроль

выставка

Октябрь

5

Птицы. Модель «Утенок».

1

0,3

0,7

Наблюдение, беседа, самоконтроль

6

«Дикие животные. Модель «Зайчик»

1

0,3

0,7

Наблюдение, беседа, самоконтроль

7

Зоопарк. Модель «Жираф».

1

0,3

0,7

Наблюдение, беседа, самоконтроль

8

Домашние животные «Ферма» (коллективная работа)

1

1

Наблюдение, беседа, взаимоконтроль, выставка

Ноябрь

9

«День народного единства». Конструирование по теме.

1

0,3

0,7

Наблюдение, беседа,

самоконтроль

10

Игры с ЛЕГО. «Продолжи последовательность», «Отрази зеркально», «Лабиринт» (найди ход).

1

0,2

0,8

Наблюдение, беседа, практическое задание

11

«Моя комната». Конструирование мебели.

1

0,3

0,7

Наблюдение, беседа,

самоконтроль.

12

День матери. «Цветы для мамы».

1

0,3

0,7

Наблюдение, беседа, выставка

Декабрь

13

«К нам пришла зима».

Зимний спорт. Конструирование по теме.

1

0,3

0,7

Наблюдение, беседа,

самоконтроль

14

«Новогодняя игрушка»

1

0,3

0,7

Наблюдение, беседа,

самоконтроль

15

Модель «Новогодний подарок»

1

0,3

0,7

Наблюдение, беседа,

самоконтроль

16

LEGO-Новый год. Модель  «Новогодняя ёлка»

1

1

Наблюдение,

взаимоконтроль, выставка

Январь

17

Рождество. Новогодняя конфета. Конструирование по схемам.

1

0,3

0,7

Наблюдение, практическое задание,

самоконтроль

18

День детских изобретений. Проект «Я-изобретатель».

Промежуточная аттестация

1

0,3

0,7

Наблюдение, беседа

взаимоконтроль,  диагностика

19

Транспорт. Модель «Грузовик»

1

0,3

0,7

Наблюдение, беседа,

самоконтроль

20

Водный транспорт. Модель «Кораблик»

1

0,3

0,7

Наблюдение, беседа,

самоконтроль

Февраль

21

Воздушный транспорт.

Модель «Самолёт».

1

0,3

0,7

Наблюдение, беседа,

самоконтроль

22

Военный транспорт. Модель «Танк»

1

0,3

0,7

Наблюдение, беседа,

самоконтроль

23

23 февраля. Подарок для папы.

1

0,3

0,7

Наблюдение,

беседа, выставка

24

«Встречай весну».

Модель «Скворечник».

1

0,2

0,8

Наблюдение, беседа,

самоконтроль

Март

25

«Встречай весну».

Масленица.

1

0,3

0,7

Наблюдение, беседа,

самоконтроль

26

Подарки любимым (к 8 марта). Весенние цветы

Плоскостное конструирование.

1

0,3

0,7

Наблюдение,

беседа, выставка

27

Насекомые весной. Модель «Бабочка»

1

0,3

0,7

Наблюдение, беседа,

самоконтроль

28

Обитатели моря.

Модель «Рыбка».

1

0,3

0,7

Наблюдение, беседа,

самоконтроль

Апрель

29

«День здоровья». Конструирование фруктов и овощей.

1

0,3

0,7

Наблюдение, беседа,

самоконтроль

30

«Загадочный космос». Коллективная работа.

1

0,3

0,7

Наблюдение, беседа, выставка

31

«Математика и конструирование»

1

0,5

0,5

Наблюдение, беседа,

самоконтроль

32

«Мои любимые сказки».

1

0,3

0,7

Наблюдение, беседа,

самоконтроль

Май

33

Пасха.

1

0,3

0,7

Наблюдение, беседа,

самоконтроль

34

«День Победы» (Коллективная работа)

1

0,2

0,8

Наблюдение,

взаимоконтроль, выставка

35

Такие разные дома. Проверочная работа по программе

1

0,3

0,7

Наблюдение, беседа,

самоконтроль,

диагностика

36

Итоговое занятие. Проектирование Города Будущего.  Строительство объектов.  Украшение города подручными средствами.

1

1

Проект

ВСЕГО:

36

10,2

25,8

Содержание программы

№ п/п

Тема занятия

Содержание занятия

Средство занятия

«Путешествие в страну LEGO». Вводное занятие. Инструктаж по ТБ.

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Формировать бережное отношение к конструктору. Игры на знакомство. Спонтанная индивидуальная ЛЕГО-игра детей. Диагностика.

Конструктор ЛЕГО. Презентация

«Исследователи ЛЕГО».  Название деталей и способы соединения. Цвет и форма

кирпичиков.

Знакомство детей с конструктором ЛЕГО, с деталями, с цветом ЛЕГО-элементов, с формой ЛЕГО-деталей, вариантами их скреплений.

Освоение базовых техник соединения деталей. Развитие графических навыков.

Конструктор ЛЕГО, Презентация

«Волшебные

Кирпичики». Строим башни.

Изучение основных элементов конструктора LEGO: кирпичики (разная форма, разный размер деталей). Освоение базовых техник соединения деталей.

Постройка башен разных по высоте, цвету, используя прием постройки снизу-вверх. Эксперименты с цветами и формами деталей для создания разнообразных башен.

Конструктор ЛЕГО. Презентация

Схемы

«Лего-осень». Деревья нашего леса. Модель дерево.

Конструировать дерево по образцу, схемам. Развивать способности выделять форму, части дерева, цвет. Развивать творческое воображение. Объемное и плоскостное конструирование.

Конструктор ЛЕГО. Презентация, схемы

Птицы. Модель «Утенок».

Закрепить знания детей о птицах родного края. Игра: «Кто, где живёт?»  Построить веселых LEGO-утят. Распределять детали LEGO- конструктора правильно. Развивать творческое воображение, навыки конструирования.

Конструктор ЛЕГО. Презентация, схемы

Дикие животные. Модель «Зайчик»

Рассказать детям о диких животных. Учить строить зайчика. Развивать способности выделять форму, части, цвет. Развивать творческое воображение.

Конструктор ЛЕГО. Презентация, схемы

Зоопарк. Модель «Жираф».

Рассказать о зоопарке, профессиях людей, работающих в нем. Учить строить жирафа по образцу и схемам. Учить выделять части, цвет, форму. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Конструктор ЛЕГО. Презентация, схемы

Домашние животные «Ферма» (коллективная работа)

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность. Самостоятельное проектирование и конструирование по заданной теме.

Конструктор ЛЕГО.

«День народного единства».

Закрепить знания детей о празднике. Воспитывать чувство гордости за героизм русского народа, активную гражданскую позицию. Конструирование по теме.

Конструктор ЛЕГО. Презентация

Игры с ЛЕГО. «Продолжи последовательность», «Отрази зеркально», «Лабиринт» (найди ход).

ИГРА: «ОТРАЗИ ЗЕРКАЛЬНО».

Для развития пространственного мышления. Детям необходимо выложить кубики ЛЕГО на второй половине карточки в зеркальном отражении.

ИГРА: «ПРОДОЛЖИ РЯД ИЗ ЛЕГО-ДЕТАЛЕЙ». Для развития фантазии и логического мышление. Задача - продолжить ряд, добавив следующую Лего-деталь так, чтобы она была логически связана с предыдущими.

Учить создавать лабиринты из конструктора лего.

Конструктор ЛЕГО. Схемы

«Моя комната». Конструирование мебели.

Введение в понятие «архитектура».

Конструирование предметов мебели (стол, стул, кровать). Развивать дизайнерские способности, строить и анализировать образец, выделять в предметах их функциональные части. Обыгрывание построек.

Конструктор ЛЕГО. Презентация

День матери. «Цветы для мамы».

Беседа о празднике «День матери». Обсуждение идеи создания подарка для мамы в виде букета цветов из LEGO. Учить строить цветы из ЛЕГО-конструктора. Изучение различных видов цветов и их особенностей (форма, цвет, размер). Развивать творческое воображение. Презентация готовой работы.

Конструктор ЛЕГО. Презентация, схемы

«К нам пришла зима».

Зимний спорт. Конструирование по теме.

Изучение зимних видов спорта: катание на лыжах, сноуборде, коньках и санках. Конструирование по теме. Учить составлять рассказ о выбранном виде спорта.

Конструктор ЛЕГО. Презентация, схемы

«Новогодняя игрушка»

Знакомство с историей новогодних игрушек и традициями их изготовления. Изучение различных видов новогодних игрушек: шары, фигурки, гирлянды, венки и другие.  Учить создавать игрушки для украшения новогодней ели с помощью конструктора. Закреплять знания о форме, цвете, величине.

Конструктор ЛЕГО. Презентация, схемы

Модель «Новогодний подарок»

Изучение понятия «подарок» и его значения в новогодние праздники. Создание модели подарочной коробки. Выбор подходящих деталей LEGO для создания модели новогоднего подарка. Развивать воображение, творческое мышление, фантазию.

Конструктор ЛЕГО. Презентация, схемы

LEGO-Новый год. Модель  «Новогодняя ёлка»

Знакомство с понятием «Новогодняя ёлка» и её значением в праздничных традициях. Обсуждение идеи создания модели новогодней ёлки из LEGO. Учить составлять простейшие постройки (маленькие и большие елочки). Знакомить со способами соединения деталей. Закрепить пространственную ориентировку.

Конструктор ЛЕГО. Презентация, схемы

Рождество. Новогодняя конфета.

Знакомство с праздником Рождества и его традициями. Конструирование конфеты по схемам, по теме.

Конструктор ЛЕГО. Презентация, схемы

День детских изобретений. Проект «Я-изобретатель».

Промежуточная аттестация

Расширить и закрепить знания детей о великих открытиях. Выполнение творческого проекта с использованием ранее полученных знаний.  Конструирование по теме.

Конструктор ЛЕГО. Презентация

Диагностика

Выставка

Транспорт. Модель «Грузовик»

Закрепить и расширить знания о грузовом транспорте. Развивать наблюдательность, внимание, память.

Учить конструировать грузовик. Обыгрывание построек.

Конструктор ЛЕГО. Презентация, схемы

Водный транспорт. Модель «Кораблик»

Закрепить и расширить знания о водном транспорте. Развивать наблюдательность, внимание, память. Учить конструировать кораблик по схеме. Обыгрывание построек.        

Конструктор ЛЕГО. Презентация, схемы

Воздушный транспорт.

Модель «Самолёт».

Расширить представления о воздушном транспорте. Продолжить учить анализировать образец постройки, находить основные детали. Закрепить навыки конструирования. Учить конструировать самолёт по схеме.

Конструктор ЛЕГО. Презентация, схемы

Военный транспорт. Модель «Танк»

Расширить представления о военном транспорте. Продолжить учить анализировать образец постройки, находить основные детали. Закрепить навыки конструирования. Учить конструировать танк по схеме. Конструирование по теме.

Конструктор ЛЕГО. Презентация, схемы

23 февраля. Подарок для папы.

Знакомство с историей праздника и его значением. Продолжать развивать интерес к конструктивной деятельности. Учить анализировать образцы построек, выделяя основные части, их пространственное расположение, планировать последовательность создания постройки. Конструирование по теме.

Конструктор ЛЕГО. Презентация

«Встречай весну».

Модель «Скворечник».

Уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период. Конструирование скворечников из ЛЕГО. Развивать творческое воображение.

Конструктор ЛЕГО. Презентация

«Встречай весну».

Масленица.

Обычаи и традиции празднования Масленицы. Конструирование по теме.

Конструктор ЛЕГО. Презентация Схемы.

Подарки любимым (к 8 марта). Весенние цветы

Плоскостное конструирование.

Беседа о приближающемся празднике «8 Марта». Учить строить цветок из ЛЕГО-конструктора способом плоскостного моделирования.  Развивать творческое воображение.

Конструктор ЛЕГО. Презентация, схемы Выставка

Насекомые весной. Модель «Бабочка»

Знакомство с миром насекомых и их поведением весной. Изучение внешнего вида и строения бабочки. Формировать чувство симметрии и умение правильно чередовать цвет в моделях, познакомить обучающихся с различными видами бабочек. Конструирование по образцу, схеме.

Конструктор ЛЕГО. Презентация. Схемы

Обитатели моря.

Модель «Рыбка».

Рассказать о подводном мире, его обитателях. Учить детей создавать образы морских обитателей, передавая их характерные особенности. Способствовать овладению детьми способами конструирования с использованием  карточек – схем, по заданным условиям.

Конструктор ЛЕГО. Презентация, схемы

«День здоровья». Конструирование фруктов и овощей.

Формировать представление о здоровом образе жизни. Конструирование объёмных поделок по схеме, по картинке.

Конструктор ЛЕГО. Презентация. Схемы

«Загадочный космос». Коллективная работа.

Рассказать о космических планетах, о первом космонавте нашей страны, о космических ракетах. Развивать интерес и творчество. Конструирование по теме.

Конструктор ЛЕГО. Презентация.

Выставка

«Математика и конструирование»

Введение в математику и её роль в повседневной жизни. Основы геометрии и формы в конструкторе LEGO. Простейшие арифметические операции и счёт деталей. Решение математических и графических  задач. Решение логических задач и головоломок с использованием конструктора LEGO. Конструирование цифр по схемам.

Конструктор ЛЕГО. Схемы

«Мои любимые сказки».

Развитие фантазии и воображения детей, развитие умения передавать форму объекта средствами конструктора; закрепление навыков крепления. Конструирование по схемам (Колобок, Репка, Гуси-Лебеди и др.). Выбор сказки или нескольких сказок для создания персонажей и декораций. Изучение сюжета выбранной сказки и основных персонажей. Презентация и обсуждение готовых работ.

Конструктор ЛЕГО. Презентация, схемы.

выставка

Пасха.

Обычаи и традиции празднования Пасхи. Изучение форм и цветов пасхальных яиц. Конструирование яиц по схеме, конструирование по теме.

Конструктор ЛЕГО. Презентация. Схемы

«День Победы» (Коллективная работа)

Расширять представления детей о государственном празднике

«День Победы», историческом наследии нашей страны. Закрепить полученные знания о различных родах войск; военной техники. Совершенствовать познавательные способности детей в процессе практической деятельности (LEGO-конструировании по теме), поощрять стремление находить творческие конструктивные решения.

Конструктор ЛЕГО. Презентация.

Выставка

«Такие разные дома» Проверочная работа по программе

Знакомство с разнообразием архитектурных стилей и традиций разных народов. Одноэтажные дома и многоэтажные дома. Конструирование по теме. Диагностика.

Конструктор ЛЕГО. Презентация

Итоговое занятие. Проектирование Города Будущего.  Строительство объектов.  Украшение города подручными средствами.

Закреплять полученные навыки. Учить заранее обдумывать содержание будущей постройки, называть ее тему, давать общее описание. Развивать творческую инициативу и самостоятельность.

Самостоятельное проектирование и конструирование по заданной теме. Презентация и обсуждение готовых работ.

Конструктор ЛЕГО

Проект

Выставка

1.4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные:

  • овладение знаниями по основным деталям, элементам конструктора «LEGO»;
  • овладение приемами, принципами  конструирования;
  • умение создавать модели основных  видов конструирования: по образцу, условиям, по схеме, по теме, по заданным условиям;
  • умение анализировать конструктивную и графическую модель;
  • умение использовать детали конструктора с учётом их конструктивных свойств.

Метапредметные:

  • овладение интереса к конструированию и техническому творчеству;
  • умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций;
  • проявление познавательной активности детей, воображения, фантазии и творческой инициативы;
  • совершенствование диалогической и монологической речи, словарного запаса, логического мышления в рамках своего возраста.

Личностные:

  • проявление самостоятельности, усидчивости в достижении цели;
  • понимание этики и культуры общения;
  • способность работать в парах, группах и коллективе;
  • проявление бережного отношения к оборудованию.

РАЗДЕЛ №2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1 Календарный учебный график

Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной программе определяется календарным утвержденным «СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

Начало учебного года - 01 сентября 2025

Окончание учебного года - 29 мая 2026

Количество учебных недель - 36 основной учебной деятельности.

Год обучения

Дата проведения

Время проведения занятия

Кол-во часов

Тема занятия

Место проведения занятия

1-й

01.09. 2025г

29.05.2026г.

16 - 00

36

Согласно содержанию

группа «Березка»

2.2 Условия реализации программы

В соответствии с требованиями СанПин при очной форме обучения занятие проходит в светлом помещении с наличием в оконных проемах регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи. Рабочие места обеспечены общим искусственным освещением.

В период занятий с обучающимися с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для предупреждения развития переутомления обязательными мероприятиями являются: проведение упражнений для глаз через каждые 10-15 минут работы, проведение физкультминуток в течение 1-2 минут для снятия физического и эмоционального утомления, которые выполняются при первых признаках усталости, выполнение профилактической гимнастики.

2.2.1 Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы требуется отдельное учебное помещение, рабочих мест должно быть столько, сколько детей в группе.

а) материально-технические средства:

- методические пособия,

- дидактические материалы,

- специальная литература

- тетрадь, карандаш, ручка, линейка, ластик

- атрибуты для проведения подвижных игр и гимнастики для глаз

Используемые наборы конструкторов:

- конструктор LEGO Classic Набор для творчества среднего размера (10696), 484 детали;

- LEGO Classic 10712 Кубики и механизмы Конструктор, 244 детали;

- LEGO Classic 10715 Модели на колесах Конструктор, 442дет.;

- конструктор LEGO Classic "Кубики и глазки", 11003, 451дет.

- большие строительные платы LEGO

б) информационно-образовательные ресурсы:

- интерактивная доска;

- проектор мультимедийный;

-программные продукты (энциклопедии, обучающие программы)

- электронные презентации;

- аудиотехника и видео-аудиоматериалы.

2.3. Формы аттестации

Формы аттестации очные и заочные: 

Диагностика результатов деятельности творческого объединения проводится на различных этапах усвоения материала. В процессе обучения применяются универсальные способы отслеживания результатов: педагогическое наблюдение, анкетирование, игры, собеседование, выставки, творческий отчет, конкурсы, выставки и т. д.

Для проверки эффективности усвоения знаний могут быть применены следующие диагностические методы:

- практическая работа (создание элементов для коллективной композиции, авторских построек).

- анкетирование и тестирование.

- контрольные срезы по карточкам-схемам, вопросникам.

- игровые методы (для проверки усвоения текущего материала и практических умений).

        Формы текущего, промежуточного и итогового контроля.

Входной контроль: проводится первичное тестирование (сентябрь) с целью

определения уровня заинтересованности по данному направлению и оценки общего кругозора ребёнка.

Текущий контроль: проводится в середине учебного года (январь). По его

результатам, при необходимости, осуществляется коррекция учебно-тематического плана.

Итоговый контроль: проводится в конце каждого учебного года (май). Позволяет оценить результативность работы учащихся и педагога.

Форма представления результатов:

- Открытые занятия для педагогов и родителей;

- Выставки по LEGO-конструированию;

- Конкурсы, соревнования, фестивали.

Виды и формы контроля освоения программы: текущий (опрос, проблемно-поисковые задания, выставки, фотографии работ); итоговый (организация выставки работ, презентация собственных моделей).

Диагностика сенсорно-моторных и конструктивно-технических педагогом посредством устной защиты обучающимися своих проектов и презентации ими самостоятельно выполненных работ, а также по результатам участия детей в конкурсах, выставках и др. мероприятиях.

Критериями освоения программы служат: знания, умения и навыки (дети должны различать и называть детали конструктора, конструировать по условиям, заданным взрослым, по образцу, по чертежу, по заданной схеме; самостоятельно и творчески реализовывать собственные замыслы; уметь работать в паре и в коллективе; уметь рассказывать о постройке).

2.4 Оценочные материалы

Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из того, насколько ребёнок успешно освоил тот практический материал, который должен был освоить. В связи с этим, два раза в год проводится диагностика уровня развития конструктивных способностей.

Уровень

развития

ребенка

Умение правильно конструировать

поделку по образцу, схеме

Умение правильно

конструировать поделку по замыслу

Высокий

Ребенок действует самостоятельно,

воспроизводит конструкцию правильно по образцу, схеме, не требуется помощь взрослого.

Ребенок самостоятельно создает

Развернутые замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат, назвать некоторые из возможных способов конструирования.

Средний

Ребенок допускает незначительные ошибки в конструировании по образцу, схеме, но самостоятельно «путем проб и ошибок» исправляет их.

Способы конструктивного решения находит в результате практических поисков. Может создать условную символическую конструкцию, но затрудняется в объяснении ее особенностей.

Низкий

Допускает ошибки в выборе расположении деталей в постройке, готовая постройка не имеет четких контуров. Требуется постоянная помощь взрослого.

Неустойчивость замысла - ребенок

начинает создавать один объект, а получается совсем иной и довольствуется этим. Нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать. Объяснить способ построения ребенок не может.

2.5 Методическое обеспечение программы

Конструктор LEGO - это эффективный инструмент для развития и обучения детей, способствующий формированию терпения, внимания и усидчивости.

Совместная деятельность педагога и детей по LEGO-конструированию направлена в первую очередь на развитие индивидуальности ребенка, его творческого потенциала. Педагог часто выступает в роли наставника, помогая детям находить интересные решения и поддерживая их инициативы. Совместное обсуждение идей и поиск оптимальных вариантов способствуют развитию критического мышления и уверенности в себе. В процессе работы над проектами дети учатся планировать свои действия, решать задачи и работать в команде.

Для обучения детей LEGO-конструированию используются разные методы и приемы.

Методы

Приёмы

Наглядный

На занятиях рассматриваются готовые постройки, демонстрируются методы крепления, способы выбора деталей по размеру, форме и цвету.

Информационно-

рецептивный

Исследование деталей LEGO, включающее задействование зрительного и тактильного восприятия для изучения формы и определения пространственных отношений между ними (сверху, снизу, слева, справа, на, под). Совместная работа педагога и ребёнка.

Репродуктивный

Передача знаний и методов деятельности осуществляется через сборку моделей и конструкций по образцу, с воспроизведением знаний и практических умений, приобретённых ранее.

Практический

Применение на практике приобретённых знаний и освоенных техник.

Словесный

Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей.

Проблемный

Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их решение.

Игровой

Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета.

Частично-поисковый

Решение проблемных задач с помощью педагога.

На начальном этапе совместной деятельности с обучающимися  организуются серии свободных игр с использованием LEGO-конструктора. Это позволяет удовлетворить естественное любопытство ребенка, предоставляя ему возможность трогать, щупать и исследовать детали, а также просто наслаждаться игрой с ними. Такая свобода действий способствует развитию сенсорного восприятия и моторики, а также стимулирует творческую активность и фантазию.

В наборах LEGO-конструктора много разнообразных деталей. LEGO-кирпичики имеют разные размеры и форму. Названия деталей, умение определять кубик (кирпичик) определенного размера закрепляются с детьми в течение нескольких занятий, пока у ребят не зафиксируются эти названия в активном словаре.

На занятиях по лего-конструированию обучающимся предлагаются презентации, схемы и видеоматериалы по теме. Эти материалы демонстрируют этапы сборки конструкций, а также включают задания, направленные на развитие интеллектуальных способностей. Такие задания помогают визуализировать процесс создания моделей и стимулируют детей к самостоятельному поиску решений, что способствует углубленному пониманию материала и развитию аналитического мышления.

При планировании занятий по лего-конструированию предпочтение отдается различным игровым формам и приёмам, чтобы избежать однообразия. Дети учатся создавать модели пошагово, «шаг за шагом». Такой подход позволяет каждому ребёнку продвигаться вперёд в своём индивидуальном темпе, что особенно важно для поддержания мотивации. Постепенно, от простых задач к более сложным, ребята развивают свои навыки и уверенность в себе. Это помогает поддерживать высокий интерес и вовлеченность ребят в процесс.

Работая над моделью, дети не только пользуются знаниями, полученными на занятиях по математике, окружающему миру, развитию речи, изобразительному искусству, но и углубляют их. Темы занятий подобраны таким образом, чтобы помимо решения конструкторских задач ребенок расширял свой кругозор, узнавая больше об архитектуре, животных, птицах, транспорте, космосе и других интересных областях.

В совместной деятельности по LEGO-конструированию дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструкторские задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях. В процессе занятий идет работа над развитием воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Ребята учатся работать с предложенными инструкциями, схемами, делать постройку по замыслу, заданным условиям, образцу.

Работу с детьми следует начинать с самых простых построек, учить правильно, соединять детали, рассматривать образец, «читать» схему, предварительно соотнеся ее с конкретным образцом постройки.

При создании конструкций дети сначала анализируют образец либо схему постройки находят в постройке основные части, называют и показывают детали, из которых эти части предмета построены, потом определяют порядок строительных действий. Каждый ребенок, участвующий в работе по выполнению предложенного задания, высказывает свое отношение к проделанной работе, рассказывает о ходе выполнения задания, о назначении конструкции.

После выполнения каждого отдельного этапа работы проверяем вместе с детьми правильность соединения деталей, сравниваем с образцом либо схемой.

В зависимости от темы, целей и задач конкретного занятия предлагаемые задания могут быть выполнены индивидуально, парами. Сочетание различных форм работы способствует приобретению детьми социальных знаний о межличностном взаимодействии в группе, в коллективе, происходит обучение, обмен знаниями, умениями и навыками.                                                                      

Первая часть занятия посвящена развитию логического мышления. Цели: совершенствование навыков классификации, анализа логических закономерностей, активизация памяти и внимания, знакомство с множествами и симметрией, развитие комбинаторных способностей и навыков ориентирования в пространстве и т.п.

Вторая часть занятия посвящена непосредственно конструированию. Цели: развитие умения анализировать предметы, планировать процесс создания моделей, стимулирование конструктивного воображения, формирование умения следовать инструкциям и улучшать речевые и коммуникативные навыки.

Третья часть занятия включает презентацию построенных моделей и выставку работ.

Формы, методы организации учебно-воспитательного процесса

В творческой группе используются индивидуальная, фронтальная, парная, групповая и коллективная формы обучения. Особое внимание уделяется индивидуально-групповому подходу, позволяющему учитывать возрастные и психологические особенности каждого ребенка. Коллективные формы обучения важны для проведения конкурсов, выставок и мастер-классов. Они включают участие в массовых мероприятиях, работу над большими коллективными проектами, а также наставничество успешных учеников над отстающими и старших над младшими.

В образовательном процессе применяются традиционные методы обучения, включая:

Практические методы: практические работы, упражнения.

Словесные методы: устное изложение, объяснение, беседа, анализ.

Наглядные методы: показ иллюстраций, демонстрация образцов, показ рисунков, схем, графических изображений, приемов работы, дидактических материалов и т.п.

Для организации совместной работы педагога и обучающихся используется широкий спектр методов, основанных на уровне активности обучающихся. К ним относятся: исследовательский метод; объяснительно-иллюстративный метод; репродуктивный метод; метод проблемного изложения; частично-поисковый.

Для повышения познавательной активности обучающихся применяются: интуитивные методы (мозговой штурм); логические методы

Из нетрадиционных форм обучения применяются: творческий поиск, творческая мастерская, творческая встреча, мастер-класс, конкурс, наблюдение, занятия-консультации, беседа, акция, занятия-творческие мини-выставки, встреча с интересными людьми, экскурсии и т.п.

Активно используются следующие типы занятий: изучение новой информации, занятия по формированию новых умений, обобщение и систематизация изученного, практическое применение знаний, умений (закрепление), комбинированные занятия, контрольно-проверочные занятия.

Стимулирующим методом является участие в конкурсах и выставках разного уровня, поощрение, похвала.

Методическое сопровождение программы включает в себя комплект методических материалов, применяемых в учебном процессе:

- ресурсы информационных сетей по методике проведения занятий и подбору схем изготовления конструкций;

- схемы пошагового конструирования;

- комплекты заданий;

- таблицы для фиксирования результатов;

- тематические альбомы: «Транспорт», «Животные», «Город», «Птицы», «Космос», «Фрукты» и др.;

- методическая литература для педагогов по организации конструирования.

  1.  Список использованной литературы

  1. LEGO -лаборатория (Control Lab): Справочное пособие. - М.: ИНТ, 2008 – 150 с.
  2. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора LEGO // Дошкольное воспитание. - 2009 - № 2 - С. 48-50.
  3. Ишмакова М.С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС Всероссийский учебно-методический центр образовательной робототехники. - М.: Изд.-полиграф центр «Маска», 2013
  4. Комарова Л.Г. Строим из LEGO «ЛИНКА-ПРЕСС» – Москва, 2011
  5. Комарова Л.Г. Строим из LEGO (моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO). – М.: «ЛИНКА – ПРЕСС», 2011
  6. Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Владос, 2011 – 217 с.
  7. Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO . – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2013.– 104
  8. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование – Москва: Издательский дом «Карапуз», 2009
  9. Петрова И.А. LEGO -конструирование: развитие интеллектуальных и креативных способностей детей 3-7 лет // Дошкольное воспитание. - 2007 - № 10 - С. 112-115.
  10. Фешина Е.В. LEGO конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М.: Сфера, 2011 – 243 с.
  11. Интернет- ресурсы.
  12. Методическая копилка. [Электронный ресурс]. URL: https://www.раор.рф/metodicheskaya-literatura/

Список рекомендуемой литературы для обучающихся и родителей

  1. Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием  конструктора ЛЕГО – Дошкольное воспитание. 2009г., № 2, стр. 48-50.
  2. Комарова Л. Г. «Строим из лего». ЛИНКА-ПРЕСС. Москва, 2011г.
  3. Фешина Е. В. «Лего-конструирование в детском саду». Изд-во СФЕРА, Москва, 2012г.

Электронные версии:

  1. Лего-конструирование в детском саду. Методическое пособие. Челябинск-2014г.http://infourok.ru/motodicheskoe_posobie_lego-konstruirovanie_v_detskom_sadu-366883.htm
  2. Максаева Ю.А. «Лего - конструирование как фактор развития

одарённости» https://ya.ru/search/?text=2.%09Максаева+Ю.А.+«Лего+-+конструирование+как+фактор+развития+одарённости&lr=20659&clid=2270453&win=572

  1. Методическая копилка. [Электронный ресурс]. URL: https://www.раор.рф

Интернет-источники

  1. https://education.lego.com/en-us/lessons/preschool/
  2. https://legoowedoo.tilda.ws/instruction-new-year
  3. http://www.urlw.ru/w.robotclub.ru
  4. Методическая копилка. [Электронный ресурс]. URL: https://www.раор.рф

«Мастер LEGO»

Календарно-тематическое планирование

п/п

Тема

Приём

Кол-во

часов

Форма контроля

Дата

1

«Путешествие в страну LEGO». Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. 

Конструирование по теме

1

Наблюдение, беседа,

диагностика

01.09

2

«Исследователи ЛЕГО».  Название деталей и способы соединения. Цвет и форма

кирпичиков.

Конструирование по схеме

1

Наблюдение, практическое задание, беседа

3

«Волшебные

Кирпичики». Строим башни.

Конструирование по схеме, по теме

1

Наблюдение, беседа,

самоконтроль

4

«Лего-осень». Деревья нашего леса. Модель дерево.

Конструирование по схеме, по теме

1

Наблюдение, беседа, самоконтроль

выставка

5

Птицы. Модель «Утенок».

Конструирование по образцу, по теме

1

Наблюдение, беседа, самоконтроль

6

«Дикие животные. Модель «Зайчик»

Конструирование по образцу, по схеме

1

Наблюдение, беседа, самоконтроль

7

Зоопарк. Модель «Жираф».

Конструирование по образцу, по  схеме, по теме

1

Наблюдение, беседа, самоконтроль

8

Домашние животные «Ферма» (коллективная работа)

Конструирование по замыслу

1

Наблюдение,

беседа, взаимоконтроль выставка

9

«День народного единства».

Конструирование по теме

1

Наблюдение, беседа, самоконтроль

10

Игры с ЛЕГО. «Продолжи последовательность», «Отрази зеркально», «Лабиринт» (найди ход).

Конструирование по схеме

Игра

1

Наблюдение, беседа, взаимоконтроль,

игра

11

«Моя комната». Конструирование мебели.

Конструирование по теме

1

Наблюдение, беседа, самоконтроль

12

День матери. «Цветы для мамы».

Конструирование по схеме

1

Наблюдение, беседа, самоконтроль,

выставка

13

«К нам пришла зима».

Зимний спорт.

Конструирование по теме.

1

Наблюдение, беседа,

самоконтроль

14

«Новогодняя игрушка»

Конструирование по схеме

1

Наблюдение, беседа,

самоконтроль

15

Модель «Новогодний подарок»

Конструирование по схеме

1

Наблюдение, беседа, самоконтроль

16

LEGO-Новый год. Модель  «Новогодняя ёлка»

Конструирование по теме.

Проект

1

Наблюдение, беседа, взаимоконтроль,

выставка

17

Рождество. Новогодняя конфета.

Конструирование по схеме, по теме.

1

Наблюдение, беседа,

самоконтроль

18

День детских изобретений. Проект «Я-изобретатель».

Промежуточная аттестация

Диагностика

Проект

1

Наблюдение,

диагностика,

проект,

выставка

19

Транспорт. Модель «Грузовик»

Конструирование по схеме, по теме.

1

Наблюдение, беседа,

самоконтроль

20

Водный транспорт. Модель «Кораблик»

Конструирование по схеме, по теме.

1

Наблюдение, беседа,

самоконтроль

21

Воздушный транспорт.

Модель «Самолёт».

Конструирование по схеме, по теме.

1

Наблюдение, беседа,

самоконтроль

22

Военный транспорт. Модель «Танк»

Конструирование по схеме, по теме

1

Наблюдение, беседа,

самоконтроль

23

23 февраля. Подарок для папы.

Конструирование по теме

1

Наблюдение, беседа,

самоконтроль

выставка

24

«Встречай весну».

Модель «Скворечник».

Конструирование по теме

1

Наблюдение, беседа,

самоконтроль

25

«Встречай весну».

Масленица.

Конструирование по теме.

1

Наблюдение, беседа,

самоконтроль

26

Подарки любимым (к 8 марта). Весенние цветы

Плоскостное конструирование.

Конструирование по схеме, по теме.

1

Наблюдение,

беседа, выставка

27

Насекомые весной. Модель «Бабочка»

Конструирование по схеме, по теме.

1

Наблюдение, беседа,

самоконтроль

28

Обитатели моря.

Модель «Рыбка».

Конструирование по схеме, по заданным условиям

1

Наблюдение, беседа,

самоконтроль

29

«День здоровья». Конструирование фруктов и овощей.

Конструирование по схеме

1

Наблюдение, беседа,

самоконтроль

30

«Загадочный космос». Коллективная работа.

Конструирование по теме.

1

Наблюдение,

беседа, выставка

31

«Математика и конструирование»

Конструирование по схеме, игра

1

Наблюдение, беседа, игра,

самоконтроль

32

«Мои любимые сказки».

Конструирование по схеме, по теме

1

Наблюдение, беседа,

самоконтроль

33

Пасха.

Конструирование по схеме, по теме, по заданным условиям

1

Наблюдение, беседа,

самоконтроль

34

«День Победы» (Коллективная работа)

Конструирование по теме.

1

Наблюдение,

взаимоконтроль, выставка

35

«Такие разные дома» Проверочная работа по программе

Конструирование по теме

Диагностика

1

Наблюдение, беседа,

самоконтроль,

диагностика

36

Итоговое занятие. Проектирование Города Будущего.  Строительство объектов.  Украшение города подручными средствами.

Конструирование по теме

Проект

1

Наблюдение, беседа,

самоконтроль,

проект,

выставка

ВСЕГО:

36


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"

Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

ПАСПОРТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ – ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ «Фантазеры»

Развитие творческих способностей у детей по средствам использования «Римейк» - технологии...