Консультация для педагогов: "Дидактические игры с перфокартами для дошкольников с ЗПР".
методическая разработка по коррекционной педагогике

Габдушева Елена Николаевна

Методическая разработка из опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_s_perfokartami_dlya_doshkolnikov_s_tnr.docx991.39 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры с перфокартами для дошкольников с ТНР

В основе коррекционной работы лежит принцип многократного повторения материала, а что может быть скучнее для дошкольника, у которого ведущей деятельностью является игра? И для того чтобы вызвать у ребенка интерес к занятиям педагог должен вводить максимальное количество дидактических игр. 

Для повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в специально-организованной деятельности используются разнообразные средства обучения и воспитания детей с ЗПР, одним из которых является применение перфокарт – как элемента дидактической игры.

Перфокарта – это индивидуальная ламинированная или, помещенная в файл карточка с заданием, сделанная из бумаги или картона. Задания ребенок выполняет с помощью фломастера или маркера. При самопроверке ребенок вынимает чистый лист и проверяет правильность выполненного задания. После проверки линии легко удаляются губкой или салфеткой. 

         Преимущества использования перфокарт в работе с детьми с ЗПР:

-возможность использования перфокарт на всех этапах обучения от первичного закрепления и систематизации до итогового контроля и оценки знаний, а также использование их не только на занятиях, но и в свободной деятельности детей;

-возможность использования различных вариантов перфокарт, отличающихся по степени сложности по всем видам раздела коррекционной программы для детей с ЗПР в индивидуальной, фронтальной и      групповой формах работы;

-обеспечивает сочетание в работе     практического, наглядного, словесного и побудительно-оценочного метода;

-многократность использования перфокарт;

 Умелое использование перфокарт способствует:

-активизации мыслительной деятельности, памяти, внимания;

-развитию самостоятельности и инициативности, сообразительности и находчивости;

-развитию мелкой моторики руки;

-повышению познавательного интереса;

-развитию навыков самоконтроля у детей с ЗПР. Необходимо отметить то, что самоконтроль, формирующийся  работе с перфокартами, позволяет развивать такие качества личности, как самостоятельность, заинтересованность самим процессом обучения

       Проверка может осуществляться:
- самостоятельно;
- парами – дети обмениваются перфокартами и проверяют задания друг у друга;

- дети могут соревноваться друг с другом; 
- фронтально, педагог вывешивает образец правильно выполненного задания на доску, дети сверяют с образцом.

                 Дидактические игры с перфокартами разработаны для детей 5-7 лет по обучению элементам грамоты, развитию фонематического восприятия и развитию лексико-грамматического строя речи. Данный материал будет полезен воспитателям, учителям-логопедам, дефектологам, родителям в работе с дошкольниками. Здесь представлены группы игр, направленных на устранение ЗПР у дошкольников старшего возраста, в зависимости от года обучения в группах компенсирующей направленности.

  Перфокарты обладают мобильностью, высокой вариативностью, результативностью, благодаря которому поддерживается высокий темп коррекционной работы на занятиях, а также позволяет учителю-дефектологу более эффективно решать поставленные задачи по преодолению задержки психического развития у детей. Дидактические игры с перфокартами имеют развивающее, обучающее и воспитывающее значение. В этом заключается их практическая ценность.

Раздел «Подготовка к обучению грамоте»

Его цель: формирование фонематического восприятия путем нахождения заданного звука в словах и на основе громкого проговаривания. Для игры изготовлены перфокарты на дефектные звуки речи (С, З, Ц, Ж, Ш, Ч, Щ, Л, Р) .На каждой карте картинки, а под каждой картинкой окошко. Картинки подобраны так, что часть из них содержит в названиях заданный звук.  Под карту кладется лист  бумаги. Задача игрока – найти все картинки, имеющие в названии заданный звук, и поставить в окошке под картинкой любой значок (крестик, кружок). После этого лист бумаги вынимается, и все пометки соединяются линиями. Если картинки определены правильно, должна получиться буква, обозначающая заданный звук.

            

Дидактическая игра «Где живет звук?»

Цель: совершенствование навыков звукового анализа (определение места звука в слове), определение «четвертый лишний».
Описание: на перфокартах слева изображены картинки, а справа - схемы расположения места звука в словах, посередине — полоска для записи, фломастеры. Дети определяют место звука [а, о, у, и, ы] в слове (начало, середина, конец) и соединяют линией с соответствующей схемой. Лишнюю картинку отмечают в окошке для записи.

C:\Users\Дмитрий Габдушев\Downloads\IMG_20191021_221829.jpg

Дидактическая игра «Найди букву»

Цель: закрепление образа буквы, развитие зрительного восприятия.

Описание: перфокарты, на которых изображены разные гласные буквы, под ними отверстия для обозначения заданной буквы ( А, И, О, У). Дети отмечают в отверстиях заданную букву (а, о, у, и, ) , затем убирают карту, если определили все буквы на листе правильно, то при соединении линий получается искомая буква.

https://pandia.ru/text/80/661/images/img2_7.jpg

Раздел «Лексико-грамматический строй речи»

Цель: Обогащение словарного запаса слов по теме «Продукты питания», образование относительных прилагательных.
Описание: дети соединяют продукты питания желтыми линиями, которые сделаны из муки, красными линиями – из мяса, синими линиями -из молока. Называют, какие это продукты питания, если они сделаны из муки? - мучные, из мяса- мясные, из молока-молочные.

Рассмотри картинки. Соедини продукты питания желтыми линиями, которые сделаны из муки, красными линиями – из мяса, синими линиями -из молока. Назови, какие это продукты питания, если они сделаны из муки? - мучные, из мяса- мясные, из молока-молочные.

                                                                                         

Дидактическая игра «Кому что подходит»

Цель: Закрепление навыков правильно употреблять существительные в дательном падеже.

Описание: перфокарты, на которых по кругу изображены животные, посередине — полоска для записи. Дети проводят дорожки и называют кому что подходит. (Мед - медведю, морковку - зайцу, орех-белке, т, д.)

Перфокарта «Чьи это хвосты, уши?»

Цель: закрепление знаний детей о частях тела животных, умение образовывать притяжательные прилагательные.

Описание: перфокарта с изображением животных (диких ,домашних) и их хвостов и ушей. Дети соединяют линией изображение животного с картинкой подходящего хвоста.

       Умелое использование перфокарт на логопедических занятиях повышает эффективность коррекционно-развивающей работы, проводимой с дошкольниками, имеющими ОНР.

    Назови животных. Чьи это уши? Проведи от них «дорожки» к животным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Дидактические игры по физическому воспитанию дошкольников"

Любая игра – это, прежде всего, общение со сверстниками или взрослым. Основная  цель дидактических игр по физическому воспитанию – это, прежде всего, формирование у детей устойчивого интереса к ф...

Консультация для педагогов "Дидактическая игра в жизни дошкольника"

Дидактическая игра - находка дошкольной педагогики. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие....

Консультация для педагогов «Дидактические игры в обучении дошкольника основам математики».

В данной консультации говориться о том, что дидактические игры математического содержания - наиболее известные и часто применяемые в современной практике дошкольного воспитания виды занимательного мат...

Консультация для педагогов «Дидактические игры в обучении дошкольника основам математики».

В данной консультации говорится, о том какие дидактические  игры используются для обучеия детей математике. Игры разделены на несколько групп: Игры с цыфрами и числами; Игры путешествие во времен...