Региональный конкурс инновационных проектов, программ, методических разработок для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста с ОВЗ "Мы вместе"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Дудина Светлана Николаевна

«Путешествие по математическим островам»  (для детей с задержкой речевого развития)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dudina_s.n._my_vmeste.docx38.69 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный конкурс

инновационных проектов, программ, методических разработок

для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

«Мы вместе»

Номинация

авторская методическая разработка

Дудина Светлана Николаевна

(фамилия, имя, отчество)

воспитатель

(должность)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

(полное наименование образовательной организации, район/город)

«Детский сад им. Ю.А. Гагарина», г. Гагарин

«Путешествие по математическим островам»

 (для детей с задержкой речевого развития)

 (название разработки)

2023 год

Пояснительная записка

Актуальность: Развитие речи это один из главных аспектов развития ребенка, его успешности среди сверстников. Значение математики в развитии речи старших дошкольников играет огромную роль, так как своевременное и полноценное освоение математического содержания способствует развитию речи, расширению кругозора, интересу к окружающему миру, появлению любознательности и самостоятельности. В процессе развития математических представлений и речи можно использовать словесные игры и упражнения. Дети в непринуждённой̆ форме закрепляют математические понятия и термины. Именно поэтому, словесная игра поможет ребенку овладеть в легкой̆, непринуждённой̆ форме логико-математическими представлениями. 

Цель: Развитие речи, логического мышления, памяти и математических навыков детей старшего дошкольного возраста с задержкой речевого развития

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  •  закреплять умение называть соседей чисел.
  •   закреплять знания о временах года, днях недели, в счете;
  •  закреплять у детей навык ориентировки на листе (доске);
  •  закрепить знание геометрических фигур и умение составлять из них простые изображения предметов;

Коррекционно-развивающие:

  • активизировать речевую деятельность детей;
  • развивать мелкую моторику;
  • развивать диалогическую речь, умение слышать товарища, дополнять его ответ при необходимости.

Коррекционно-воспитательные:

  • развивать у детей навыки учебной деятельности;
  • умение взаимодействовать друг с другом и со взрослыми в разных видах деятельности.

Целевая аудитория: дети 6-7 лет с задержкой речевого развития.

Принципы к формированию содержания методической разработки

  • наглядность,
  • доступность,
  • принцип интеграции,
  • развивающий и воспитательный характер обучения.

Подходы к формированию содержания методической разработки

  • деятельный подход,
  • преобладание логических задач, ведущих к познанию закономерностей, простых алгоритмов;
  • системность.

Планируемый результат:

Развитие у детей способности применять сформированные умения и навыки связанной речи в различных ситуациях общения.

Материал и оборудование: картинки деревьев разной высоты, условная мерка, картинки для создания «рисунка» на доске, конструктор магнитный и пластиковый (геометрические фигуры), схемы, домики с окошками, счетные палочки, схема узора.

  Ход мероприятия

Пальчиковая гимнастика-приветствие

«Здравствуй, солнце!»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в родном краю –

Всех я вас приветствую!

(Пальцами правой руки по очереди «здороваются» с пальцами левой руки, легко похлопывая друг о друга кончиками пальцев

Создание игровой ситуации

Воспитатель: Сегодня чудесный день! Предлагаю, вам отправится в путешествие на математические острова. Согласны?

Дети: Да.

Воспитатель: На чем можно отправиться на остров?

Дети: На корабле,  на самолете, на вертолете.

Воспитатель: Предлагаю вам стать конструкторами, выбрать себе конструктор и схему транспорта (самолета, корабля, вертолета), на котором будете путешествовать.

- Готовы?

Ответ детей.

Воспитатель: Транспорт готов?

Дети: Да.

Воспитатель: Отправляемся в путешествие, приглашаю занять свои места. Готовы?

Ответы детей.

Основная часть.

Дети шагают и повторяют:

Раз-два – острова! Три-четыре – мы приплыли! Пять-шесть - сходим здесь.

Воспитатель: Перед нам «Остров чисел». Посмотрите, перед нами домики, что-то с ними не так? Как вы думаете, что нужно сделать?

Дети: «Заселить» соседей.

Воспитатель: Правильно.

(Дети расставляют карточки с числами в окошки домиков)

Воспитатель: Молодцы! А мы отправляемся на следующий остров, он называется «Называйка».

Дети шагают и повторяют:

Раз-два – острова! Три-четыре – мы приплыли! Пять-шесть - сходим здесь.

Воспитатель: Вот и следующий остов.

(Воспитатель бросает детям мяч и задает вопросы)

1. Назовите первый месяц зимы.

2.  Сколько дней в неделе?

3. На дереве сидели воробьи. После того, как  к ним ещё прилетели 2,их стало 4. Сколько воробьёв сидело на дереве?

4. Назовите первый месяц года?

5. Сколько месяцев в году?

6. Котята пили молочко из блюдечка. После того, как к ним подошёл ещё 1, их стало 5. Сколько котят пили молоко?

Воспитатель: А нам пора отправляться дальше.

Дети шагают и повторяют:

Раз-два – острова! Три-четыре – мы приплыли! Пять-шесть - сходим здесь.

Жители острова любят выращивать цветы и пальмы. Давайте поможем им озеленить остров.

Воспитатель: Перед нами остров, который называется «Измеряй-ка». Почему-то на острове нет деревьев. Я посажу на остров свою пальму. А вы ребята, подберите пальмы такой же высоты для озеленения острова.

Как узнать высоту моей пальмы?

Дети: Измерить.

Воспитатель: Чем можно измерить?

Дети: Палочкой, ладошкой, линейкой.

Воспитатель: Тимофей, измерь высоту моей пальмы?

Воспитатель: Чему равна высота пальмы?

Ребенок: Двум палочкам.

Воспитатель: Какой высоты нужно подобрать пальмы для озеленения?

Дети: Высота пальмы должна быть равна двум палочкам.

Воспитатель: Напоминаю правила измерения. Приложите меру к основанию пальмы и отметьте конец меры карандашом. К этой точке опять приложите меру. И так до конца пальмы.

(Дети подбирают пальмы заданной высоты, выбранные пальмы приклеивают на остров)

 Воспитатель: Правильно! Молодцы!

Воспитатель: Мы продолжаем наше путешествие  и приближаемся к острову «Отдыхай-ка».

Физкультминутка

Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперед.)

Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны)

Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх)

Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками)

 Мы по берегу гуляем,  мореходов поджидаем. (Ходьба на месте)

Ищем камушки в песке. (Наклоны)

И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки)

Чтоб побольше их собрать, -

Надо чаще приседать. (Приседания)

Воспитатель: Перед нами остров «Собирай-ка». Посмотрите, пожалуйста, внимательно на узоры из палочек. Нужно, в течение одной минуты запомнить узор, и выложить из счетных палочек такой же узор на столе.

Воспитатель: Готовы?

Дети: Да.

Воспитатель: Молодцы. Хорошо справились с заданием.

Воспитатель: А мы продолжаем наше путешествие.

Дети шагают и повторяют:

Раз-два – острова! Три-четыре – мы приплыли! Пять-шесть - сходим здесь.

Воспитатель: Перед нами остров «Воображай-ка». Возьмите. пожалуйста по одному предмету, мы будем создавать с вами картину.

(Дети берут по одному предмету, по очереди подходят к доске по одному и размещают объекты в нужных местах, проговаривая свои действия).

- Для начала нужно разместить в центре картины дерево.

- Далее поместить пенёк в правом нижнем углу картины.

- К пеньку прилетел попугай.

- Кустик разместился в левом нижнем углу.

- Змея спряталась за кустик. Поместите змею за кустиком.

-Прилетела колибри и села на верхнюю ветку дерева.

- Для того чтобы на нашей картине стало светло, нам нужно поместить солнце в верхнем правом углу.

- Красивая картина у нас получилась! Предлагаю, закрыть глаза и  прогуляться по нашему красивому лесу!

Заключительная часть

Воспитатель: Молодцы! А нам пора возвращаться.

Дети шагают и повторяют:

Раз-два – острова! Три-четыре – мы приплыли! Пять-шесть - сходим здесь.

Рефлексия.

Воспитатель: Где мы с вами побывали? Что было самым интересным для вас в нашем путешествии? Что вы сегодня узнали? Чему вы сегодня научились? Спасибо дети, вы молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации педагогам,работающим с детьми дошкольного возраста по воспитанию и развитию детей с нарушениями речи.

Методические рекомендации педагогам,работающим с детьми дошкольного возраста по воспитанию и развитию детей с нарушениями речи....

Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития

Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития...

Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития

Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развитияПредисловие.Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаются отклонен...

Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Представленные методические рекомендации основаны на взаимодействии науки и практики, что повышает качественный уровень образовательной деятельности дошкольного учреждения, а также призваны оказать ме...

Информационно-методический бюллетень - «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Данный бюллетень предназначен для воспитателей, работающих с детьми с ЗПР. Описаны особенности  детей, а также  даны методические рекомендации работы с детьми с ЗПР....

Протокол подведения итогов Муниципального конкурса инновационных проектов, программ, методических разработок по сотрудничеству муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений города Смоленска с семьями воспитанников

Протокол подведения итогов Муниципального конкурса инновационных проектов, программ, методических разработок по сотрудничеству муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений города Смол...

Консультация для педагогов и родителей «Методические рекомендации педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития»

Количество детей, у которых уже в дошкольном возрасте обнаруживаютсяотклонения в развитии, весьма значительно. Соответственно, велик риск школьнойдезадаптации и неуспеваемости. Особую тревогу вызывает...