Игротека игр и упражнений по сенсорному развитию для детей с ЗПР и аутистическим спектром
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)

Оксана Соловкова

Игры и упражнения по сенсорному развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл игротека798.78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №14 «Василёк»

города Рубцовска Алтайского края

658213, г. Рубцовск, проспект Ленина, 29

 тел.: (38557) 9-87-52

e-mail: vasilek.dou@mail.ru

сайт: http://ds14.educrub.ru/

 

 

 

 

 

Методическая разработка

«Игротека по сенсорному развитию  детей дошкольного возраста с ЗПР»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор учитель-дефектолог Соловкова О.С

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Рубцовск

2023

Актуальность

Данное пособие разработано для детей с ЗПР и детей с аутистическим спектром

Для успешного развития ребенка важна его способность воспринимать и обрабатывать информацию, которая поступает извне.      

Сенсорное развитие детей с ЗПР значительно отстает по срокам формирования, проходит чрезвычайно неравномерно и имеет свои особенности: они испытывают трудности в обследовании предметов, выделении нужных свойств, в обозначении этих свойств словом. Процессы восприятия у них замедленны, недостаточно избирательны, часто фрагментарны и не обобщены. Недостаточность процессов восприятия задерживает развитие всей познавательной деятельности ребенка.

Недостатки в сенсорном развитии ребёнка дошкольного возраста трудно, а иногда и невозможно компенсировать в более позднем возрасте. Это говорит о необходимости организации процесса сенсорного воспитания детей с задержкой психического развития как можно раньше.

Данная методическая разработка рекомендована воспитателям, дефектологам, логопедам, работающим с  детьми с ограниченными возможностями здоровья, для использования дидактических игр по сенсорному развитию в детском саду на занятии и режимных моментах, а также родителям для использования в домашних условиях.

Введение

Рассмотрим особенности сенсорного развития детей с ЗПР:

 Затруднен процесс восприятия: снижен его темп, сужен объем, недостаточна точность восприятия (зрительного, слухового, тактильно-двигательного);

 Снижена скорость выполнения перцептивных операций;

 Затруднена ориентировочно-исследовательская деятельность, направленная на исследование свойств и качеств предметов;

 Замедлен процесс формирования межанализаторных связей: отмечаются недостатки слухо-зрительно-моторной координации;

 Сенсорный опыт долго не обобщается и не закрепляется в слове, отмечаются ошибки при назывании признаков цвета, формы, параметров величины.

 Опытный путь очень обогащает представление о мире. Чтобы понять, что из себя представляет предмет, ребенку обязательно надо его потрогать и убедиться, шероховатый он или гладкий. Чтобы понять, что стекло хрупкое, как это ни странно звучит,  ребенку нужно увидеть своими глазами, как разбивается стеклянный предмет. Чтобы понять, как звучит предмет,  нужно послушать звук, который он издает, потрясти его, покатать, бросить на пол.

Сенсорное восприятие помогает уточнять свойства объектов или явлений. Это помогает ребенку делать определенные выводы и действовать в соответствии с ними. Игры для сенсорного развития связаны с определением свойств разных предметов.

Основная цель методической работы заключается в том, чтобы совершенствовать, развивать у детей с ЗПР сенсорные процессы (ощущений, восприятий, представлений) с помощью дидактических игр.

Использование дидактических игр по сенсорному развитию, для детей с ЗПР, способствует решению следующих задач: 

1.Создать  условий для дидактических игр по сенсорному развитию у детей с ЗПР;

2. Формировать у детей интерес к дидактическим играм по сенсорному развитию;

3. Развивать и совершенствовать у детей дошкольного возраста все виды восприятия, обогащать их чувственный опыт;

4.Расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения.

5. Создать условия для самостоятельного выбора детьми игры; создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

6.Разработать систему занятий по сенсорному развитию с использованием дидактических игр;

9. Повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.

Ожидаемый результат: дети должны самостоятельно использовать сенсорные эталоны; перейти от предметного восприятия и узнавания объекта к сенсорному анализу (ребенок не просто узнает предмет, но знает его назначение, знает части предмета и их назначение; материал из которого сделан предмет; звук, который издает предмет, может дать характеристику этому звуку; цвет, форму, размер);  активно использовать слова обозначающие действия (смять, сжать, погладить), качества и свойства (мягкость, гладкость); используют предметы в соответствии с их назначением и их свойствами.

Дидактические игры для сенсорного развития детей дошкольного возраста с ЗПР и с аутистическим спектром

 

Д/ упражнение «Выложи дорожку для животного»

Цель: развитие умения на ощупь определять шершавую поверхность, гладкую, твердую, мягкую, колючую;Развитие мелкой моторики рук.

Ход игры: 

Я буду называть вам, что взять в тарелочке и вы будете с лево направо выкладывать дорожку для животного из кусочков.

Например: Ребята, возьмите мягкий кусочек, положите его перед собой, твердый пощупайте пальчиками и найдите его, выложите после мягкого.

D:\Загрузки\20230117_172358.jpg

Игра «Укрась коврик для кошки»

Цель: развитие умения на ощупь из мешочка доставать заданные фигуры (сердечки, ракушки, звездочки, прямоугольники).

D:\Загрузки\20230117_151525.jpg

 

Ход игры: Я вам буду называть фигуру, а вы не подглядывая в мешочек на ощупь рукой ищите её. Достаньте сердечко и положите на коврик. Достаньте прямоугольник, ракушку...

«Разложи предметы»

Цель: развивать тактильное восприятие, мелкую моторику, аналитическое мышление, речь.

Ход игры:

Предложите ребенку разложить и назвать картинки по заданной лексической теме, например «Дикие животные или профессии» Затем предложите раздать героям карточки из тактильного лото по собственному желанию. И также разложить соответствующие мешочки. Например, по теме «Дикие животные»: «Что ты дашь ежу?» « Ежу я дам шишки». «У кого шишки»? «Шишки у ежа». По теме «Профессии»: «Что ты дашь продавцу»? «Продавцу я дам мозайку». «У кого мозайка»? «Мозайка у продавца».

https://documents.infourok.ru/bf9fc776-1179-4075-85de-b92e9d6291e4/0/image006.png

«Найди пару»

Цель: развивать тактильное восприятие, мелкую моторику, аналитическое мышление, речь.

Ход игры:

Разложите перед ребенком крышки. Предложите рассмотреть и ощупать их. Когда ребенок ознакомился с крышечками, переверните их тыльной стороной вверх. Предложите ребенку ощупать одну из крышечек. Затем попросите  найти такую же, ощупывая крышечки одну за другой, не переворачивая. Когда выбор будет сделан, перевернуть крышку. Таким образом составить пары.

https://documents.infourok.ru/bf9fc776-1179-4075-85de-b92e9d6291e4/0/image007.png

«Волшебный мешочек»

Цель: учить на ощупь выбирать заданные крышечки. Развивать тактильное восприятие.

Ход игры:

Половину крышек спрячьте в мешочек. Вторую половину разложите перед ребенком. Предложите рассмотреть, ощупать все крышечки и рассказать, какая у них поверхность. Затем предложите выбрать любую крышечку, дать определение ее поверхности : мягкая, гладкая, шершавая и  вытащить из мешочка такую же.

Игра «Укрась предмет»

Цель: развитие сенсомоторики, мелкой моторики рук. Закрепление знаний о цветовой гамме. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, речи. Закрепление понятия: большой - маленький. Расширение словаря по лексическим темам, закрепление обобщающих понятий.

Ход игры: Дети украшают предмет по лексической теме, берут щипцы и щипцами захватывают цветные шарики. Педагог дает ребенку инструкцию: украсить предмет определенного цвета и определенного размера.

D:\Загрузки\20221223_151435.jpg

 

ЛИТЕРАТУРА

1.      Венгер, Л.А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников [Текст]: кн. для воспитателей детского сада / Л.А. Венгер. - М., 2004.

2.  Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников   с интеллектуальной недостаточностью// Учебно-методическое пособие, С-Пб., 2005

3. Катаева А.А. Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных детей дошкольного возраста: Автореф. дис. докт. пед. наук. М„ 1977.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Игры для детей раннего возраста. Подобранные игры помогут ребенку получить целостное представление о предмете (величина, форма, цвет). Их  можно использовать как в свободной деятельности детей, т...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Игры для детей раннего возраста. Подобранные игры помогут ребенку получить целостное представление о предмете (величина, форма, цвет). Их  можно использовать как в свободной деятельности детей, т...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРИ УПРАЖНЕНИЙ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА....

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

Игры для детей раннего возраста. Подобранные игры помогут ребенку получить целостное представление о предмете (величина, форма, цвет). Их можно использовать как в свободной деятельности детей, так и н...