Опыт работы учителя-дефектолога по применению сенсорной интеграции.
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

«Работа с родителями по обеспечению процесса переработки сенсорной интеграции в семье»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управления образования Администрации города Новочеркасска
Методический кабинет
Городское методическое объединение учителей - дефектологов
по теме:  «Организация деятельности учителя –дефектолога с детьми с задержкой психического развития с учетом индивидуальных нейропсихологических и психофизиологических особенной из развития»

Тема: «Работа с родителями по обеспечению процесса переработки сенсорной интеграции в семье»

Переработала:

Буза Валентина Федоровна,

учитель-дефектолог  

МБДОУ детского сада №. 64

Ноябрь, 2020

Данная тема очень актуальна в наше время, так как большинство детей имеют сложности  сенсорной интеграции.

Детям с нарушениями сенсорной интеграции свойственны многие из таких характеристик:

 - слабый мышечный тонус;

- задержка в формировании двигательного ответа на внешнее воздействие;

- замедленное развитие мелкой и крупной моторики;

- неспособность удерживать равновесие;

- проблемы с тактильным различением;

- аномальное пристрастие или отрицание к активности, требующей участия вестибулярного аппарата;  

- незрелая осанка и походка;

- защитная реакция на сенсорные стимулы.

 Дети, с трудом, воспринимающие сенсорную информацию, в дальнейшем могут испытывать сложности при обучении в школе: они часто рассеяны, не могут усидеть на месте, с трудом концентрируют внимание.

И воспитанники нашего Доу не исключение, именно поэтому я стала в свою коррекционную работу вносить упражнения данного направления.

Работая я столкнулась с такой проблемой у родителей, как перекладывание ответственности, родители готовы платить деньги за дополнительные занятия со своим чадом, находят репетиторов, в целом в этом нет ничего плохого, но теряется связь между родителем и ребенком зачастую родители даже и не знают или не хотят знать о существующих проблемам их дитя или делают вид.

Сенсорная интеграция не имеет ничего общего с обучающими занятиями. Иногда со стороны кажется, что это просто игра, развлечение. Но на самом деле именно таким путем развиваются дети. Мы тренируем моторику, баланс, равновесие, пробуждаем эмоции, тем самым готовим почву для усвоения обучающего материала.

Взаимодействуя с родителями с тесном контакте, мною было предложено выполнение некоторых заданий на развитие сенсорной интеграции самостоятельно дома. Мною ведется тетрадь взаимодействия с ребенком /задания на дом/.

Игры, использующиеся в сенсорной терапии, дарят ребенку новые ощущения, происходит их балансировка и развивается эффективная обработка сенсорных стимулов мозгом. Упорядочивание ощущений, получаемых из окружающего мира, осуществляется посредством игр, с использованием специального оборудования воздействующего на все органы чувств ребенка.

А какие именно и с какой целью посмотрим далее на слайдах.

Упражнения  для развития тактильного ощущения

Тактильная система обеспечивает человеку чувство осязания, т.е. способность воспринимать и распознавать стимулы через контакт с кожей. Общая цель данных упражнений – предоставить ребенку тактильные ощущения и повысить терпимость к тактильной стимуляции.

В данном случае применимы игры с пластилином, тестом, глиной, слаймы для снятия напряжения, отщипывание, скатывание шариков, колбасок, разрезание, размазывание; сортировка по цвету, раскладывание по баночкам.

«Три-потри» - цель знакомство с разными текстурными материалами, предполагает тереть ребенком различные текстуры о кожу.

Рисование пальцем стимуляция тактильной чувствительности, улучшение внимания и скорости реакции у ребенка. очень простое, но увлекательное упражнение, которое нравится и взрослым и детям, данное упражнение можно проводить на руке или спине ребенка, а затем поменяться местами .

«Чудесный мешочек» Цель игры: стимуляция тактильной чувствительности, тренировка дифференциации собственных ощущений.

Данная игра является незаменимой в коррекционной работе. Ребенку предлагают на ощупь, не заглядывая в мешочек, найти нужный предмет, «Определи на ощупь», «Узнай фигуру» – закрепление  геометрических фигур, «Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет», «Узнай предмет по контуру», «Догадайся, что за предмет», «Найди пару», «Сможешь это описать» очень хорошее упражнение для формирования связной речи.

 Данные упражнения также применимы к игре «Коробка с текстурами», 

«Собери матрешку» не только тактильные навыки развиваем, но и моторные с закрытыми глазами.

Занятия для развития вестибулярной системы

Основная цель данных упражнений – стимулировать вестибулярный аппарат, улучшить чувство равновесия, ощущение положения тела в пространстве и способность восстанавливать равновесие. У некоторых детей это может снизить боязнь движения.

Множество упражнений применимы в данном направлении, балансиры, качания, мною были использованы «Равновесие на мяче», « Джоггинг» - бег вместе с ребенком вокруг дома.

«Ходьба по линии» Цель: координация движений, тренировка равновесия. Сознательно прочувствовать собственное тело, испытать состояние внутреннего покоя через концентрацию.

Упражнения для проприоцептивной системы

Общая цель данных упражнений и игр – стимулировать проприоцептивную систему (восприятие сигналов от мышц, связок, суставов), улучшить осознание тела, ощущение положения тела в пространстве и оптимальное приложение силы.

Тут применимы такие упражнения как «Принеси», «Мамин помогатор» / таз с бельем, пылесос, пакет с продуктами. Отличное упражнение, которое очень понравилось моим детям «Муравьиная тропа»- когда спину ребенка кладется груз –пачка соли или крупы и необходимо перенести из одной комнаты в другую»,  «Медвежьи обьятья»-каждому необходимо в день 12 обьятий! И еще одно упражнение «Армрестлинг»- время проведенное с папой, да если еще дать возможность ребенку победить, доставит бурю эмоций .

Упражнения для развития слуховой  системы

При нарушениях обработки слуховой информации дети могут боятся громких звуков, плохо переносить некоторые виды музыки (или музыку вообще), тембр голоса, часто закрывают уши руками или голову подушкой или напротив, часто не слышат, когда к ним обращаются, не любят шумного окружения, улицы и т.п.

«Различай веселую и грустную музыку». «Тихо и громко». «Угадай, какой музыкальный инструмент звучит». Прослушивание  музыкального репертуара, используя  различные природные, бытовые и музыкальные шумы, голоса животных, людей . «Далеко – близко». «Шумящие капсулы». Капсулы (можно использовать киндер-сюрпризы), которые заполнены различными материалами (железными пробками, маленькими деревянными брусочками, камушками, монетками и др.) и при сотрясении издают разные шумы (от тихого до громкого).

Упражнения для развития зрительной системы

Ребенок с недостаточно развитой способностью к сенсорной интеграции может испытывать проблемы со зрительным восприятием. трудности при фокусировке взгляда на неподвижном предмете, недостаточная координация между зрением и двигательными реакциями (зрительно-моторная координация).

 «Найти предмет указанной формы». Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти предметы с изображением фигур дома.  «Из каких фигур состоит машина?» достаточно простое упражнение, но очень эффективное. «Лабиринт» очень любимо всеми детьми это упражнение ,когда им объяснить суть, потом они с диким рвением сами предлагают строит или рисовать лабиринты и очень гордятся своими творениями. «Вырезание» к сожалении не все дети умеют вырезать и на то много причин, вот одно из упражнений, которое мотивирует их «Пройди уровни»- от прямой по волнистой линии. Ну, конечно же конструирование из разных видов конструктора очень действенный способ развития зрительного восприятия.

Упражнения для развития сенсорно-моторных навыков

Обработка сенсорной информации - это база навыков связанных с  мелкой моторикой, моторным планированием и билатеральной координацией.

Упражнения для мелкой моторики «Шнуровки», «Нанизывание», «Сокровищница» - например ячейки от яиц / наполненные природными материалами/. «Игры на кухне» / спрятать мелкие игрушки, монетки, машинки в крупу; пересыпать крупу совочком, ложкой, стаканчиком из одной емкости в другую; намазать клеем бумагу и посыпать сверху крупой, получится рисунок;

перемешать в тарелочке немного фасоли и гороха, попросить ребенка разложить по отдельным тарелочкам; насыпать на весы – «больше» - «меньше»; рисование по крупе на дне подноса.

Игры и упражнения на развитие системы моторного планирования, как правило,включают в себя последовательность действий и движений.

«Делай как я», проскользить как змея, пройти на четвереньках как собака или кошка, пройти боком как краб, пройти вразвалку как утка и т.д. При необходимости помогите ребенку. По мере освоения упражнения, можно усложнять маршрут движения. «Гигантские шаги» выложите несколько коробок в ряд так, чтобы их стороны соприкасались. Попросите ребенка перешагивать из одной коробки в другую, или через коробки.

Билатеральная координация- игры с мячом, воздушный шарик .Сейчас в продаже большой выбор пузырей, пистолетов для них. Игры с пеной в различных емкостях.

Упражнения для стимуляции речевой активности:

Артикуляционная гимнастика должна стать обязательной составляющей ежедневных занятий с ребенком, у которого выявлена задержка речевого развития. Кроме стандартных игровых упражнений для гимнастики, можно использовать «пищевые игры». Веселые артикуляционные упражнения для детей, которые они будут выполнять с большим удовольствием, потому что все упражнения делаются со сладостями!

Хорошо для развития речи использовать дыхательные движения: дуть на водичку, дуть в стакан с водой через трубочку, дуть на листья, дуть на метелочки из елочного «дождика», на свечу.

Выводы: Родители во время таких занятий стремятся показать ребенку, что мир многогранный и прекрасный. Его можно и нужно познавать каждый день. Со временем у ребенка появится потребность узнавать что-то новое, а значит, будут развиваться все органы чувств. Он научится воспринимать окружающий мир целостной картиной. Это очень важно для его дальнейшей повседневной жизнедеятельности в семье, школе, ну а со временем – и во взрослой жизни. А также при проведении данных упражнений дети чувствуют доверие и проводят совместно время, чего им так не хватает в современном мире.

На примере данных упражнений я показала родителям, что развивать своего ребенка то не сложно, а напротив очень увлекательно.

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Опыт работы учителя-дефектолога по реализации метода проектной деятельности в работе с детьми с ЗПР"

Как разработать и реализовать метод проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР...

опыт работы учителя-дефектолога по теме "Формирование навыков количественного счета у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в игровых обучающих ситуациях посредством развивающих пособий"

Обобщенный опыт работы по методической теме: "Формирование навыков количественного счета у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в игровых обучающих ситуациях посредством развивающих пособий...

Метод сенсорной интеграции в коррекционной работе учителя-дефектолога с детьми с РАС (опыт работы)

В презентации говорится о сенсорной интерграции, о её основателе. Представлена система коррекционной работы направленная на развитие сенсорных систем ребёнка с РАС, имеющего нарушение обработки информ...

Сенсорная интеграция в работе учителя-дефектолога.

Сенсорное развитие детей с ЗПРТема: «Волшебная комната в работе учителя-дефектолога»...

Использование элементов сенсорной интеграции в работе учителя-дефектолога. Тематические сенсорные коробки.

Метод сенсорной интеграции. Сенсорная интеграция: теория и практика, берут свое начало в 90-х гг. XX в. Впервые метод начал разрабатываться калифорнийским трудотерапевтом Энн Джин Айрис в 1950 г., раб...

Презентация "Опыт работы учителя - дефектолога в период самоизоляции"

Материал информирует родителей и педагогов о работе с детьми в домашних условиях....