Доклад на тему " Развитие двигательной сферы у детей дошкольного возраста с ОНР"
статья по коррекционной педагогике

Чорная Лариса Юрьевна

Взаимосвязь учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР имеет большое значение и является залогом успешности коррекционно-развивающей работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_dvigatelnoy_sfery_u_detey_s_onr.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 384 комбинированного вида»
Ново-Савиновского района г.Казани

Доклад на тему:

«Развитие двигательной сферы у детей дошкольного возраста с ОНР»

Учителя-логопеды

МАДОУ № 384

Чорная Л.Ю.

Бекова Т.Л.

Казань – 2023

В настоящее время особую тревогу вызывает рост количества дошкольников с ОНР. Это понятие употребляется по отношению к детям с различными сложными речевыми расстройствами, при которых чаще всего встречаются различные патологии всей речевой системы, относящиеся к смысловой и звуковой стороне.

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких как А.Р. Лурия, Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев. Указывая на важность совершенствования двигательной сферы у детей, нуждающихся в специальном коррекционном обучении, Л.С.Выготский писал, что, «будучи относительно самостоятельной, независимой от высших интеллектуальных функций и легко упражняемой, моторная сфера дает богатейшую возможность для компенсации интеллектуального дефекта».

Коррекция речевого и общего развития детей дошкольного возраста с ОНР проводится не только на логопедических занятиях, но и на занятиях по физической культуре. Решаются задачи общего физического развития, укрепления здоровья, развития двигательных умений и навыков, что способствует формированию психомоторных функций.

В нашем МАДОУ функционируют две группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи: старшая и подготовительная к школе группы.С целью повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в условиях ДОУ и объединения усилий в данном направлении, в нашем учреждении выстроилась модель сотрудничества учителя-логопеда и инструктора по физической культуре.

Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы.

В дошкольном возрасте дети с общим недоразвитием речи  обращают на себя внимание замедлением физического развития, общей физической ослабленностью, двигательной расторможенностью, нарушениями активного внимания, зрительного и слухового восприятия. Отмечается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук.

        Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции.

Нашей циклограммой один раз в неделю предусмотрено сопровождение занятия по физической культуре, на котором (совместно с инструктором) мы используем различные формы и методы, способствующие развитию речевой активности дошкольников:

1. Речь инструктора 

Как известно, дети дошкольного возраста стараются подражать поведению взрослых. Речь детей формируется под влиянием их речи. Следовательно, если взрослый четко, логично и правильно излагает свои мысли, то ребёнок будет неосознанно стремиться делать также. Поэтому особое внимание следует уделить правильности произношения слов, использованию простых кратких инструкций, тембру голоса, эмоциональной окраске. На индивидуальных консультациях для педагогов, мы заранее обговариваем, какой должна быть речь инструктора.

2. Пальчиковые игры

Пальчиковые игры- это мощная целенаправленная тренировка для мозга ребёнка, стимулирующая его развитие. Доказано наличие связи между совершенствованием тонких движений пальцев рук и активной речи ребёнка. Учитель-логопед в начале года знакомит инструктора с тематическим планом работы на весь учебный год и предоставляет готовый речевой материал к пальчиковым играм. Это могут быть различные карточки, тетради взаимодействия специалистов, альбомы с пальчиковыми играми и т.д.

3. Считалочки, зазывалки, речёвки, девизы.

Считалки и зазывалки – это вид детского творчества, небольшие стихотворения с четкой рифмой и структурой с шутливым характером, предназначенные для случайного выбора участника игры из множества или для привлечения к игре. Считалки и зазывалки способствуют развитию чёткой артикуляции и дикции у детей дошкольного возраста.

Речёвка — небольшой ритмически организованный текст различного содержания, исполняемый группой детей.

Девиз — короткая и ёмкая фраза, заменяющая приветствие и характеризующая ту или иную деятельность участников.

Материал для произношения и для проговаривания текста подбирается инструктором совместно с учителем-логопедом, в соответствии с речевыми нарушениями детей, с учетом их возраста и этапом логопедического воздействия.

4. Объяснение правила игры

У любой игры есть определённые правила, которые водящий или организатор должны объяснить играющим. Сначала взрослый рассказывает правила детям, а затем и дети друг другу. Объяснение правил игры способствует развитию словесно-логического мышления, чёткости речи, повышению самооценки. В процессе объяснения правил, ребёнок учится строить сложноподчинённые, сложносочинённые предложения и небольшой рассказ по плану, в соответствие с нормами русского языка.

На логопедических занятиях мы часто предлагаем ребенку ведущим и объяснить правила той или иной игры.

5. Различные виды игр с речевым сопровождением: игры с мячом, скакалкой, подвижные коллективные игры, народные игры, игры с цветом, интерактивные игры.

Логопеды в своей практике часто используют игры с мячом, так как мяч отвлекает ребёнка от нарушения речи, расслабляет его и превращает полезное занятие в развлечение. Помимо этого, используются следующие приемы: отхлопывание ритмического рисунка, отхлопывание и отстукивание количества слогов в слове, наращивание слогов, которые благотворно влияют на формирование слоговой структуры слова. Эти приемы также используются и на занятиях по физической культуре.

Скакалка также может послужить хорошим помощником в развитии речи на занятиях физкультуры в дошкольном учреждении. Прыгая и проговаривая ритмический рисунок, ребёнок также будет совершенствовать свой речевой аппарат в игровой форме.

6. Физкультминутки – это кратковременные физические упражнения, проводимые с целью предупреждения утомления и восстановления умственной работоспособности (возбуждают участки коры головного мозга, которые не участвовали в предшествующей деятельности, и дают отдых тем, которые работали). Логопеды их часто используют на своих занятиях.Инструктор по физической культуре на своих консультациях для педагогов поясняет, как правильно выполнять основные движения, их количество и объем.

При подведении итогов обучения прослеживается положительная динамика физического и речевого развития детей. Дети на достаточном уровне владеют всеми видами основных движений, увереннее ориентируются в пространстве, более организованы и точно следуют словесной инструкции. У детей развиты мелодико-интонационные и просодические компоненты речи.

Таким образом, взаимосвязь учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР имеет большое значение и является залогом успешности коррекционно-развивающей работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация работы на тему:" Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста со слуховой депривацией".

Презентация работы на тему: "Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста со слуховой депривацией"В своей работе я показала,как необходимо учить детей с нарушением слуха понимать и различ...

Доклад на тему "Развитие коммуникативных качеств у детей дошкольного возраста"

В наш век бурного развития информационных технологий преподаватели и родители озадачены тем, что социальное развитие детей дошкольного возраста не соответствует современным нормам и большинство дошкол...

Семинар-практикум для воспитателей "Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО" . Доклад на тему: " «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» 22 октября 2

На протяжении дошкольного возраста, на ряду с игровой, огромное значение в развитии личности ребенка имеет исследовательская деятельность, в процессе которой идет обогащение памяти ребенка, активизиру...

Мастер класс на тему: "Развитие двигательной сферы у детей дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий"

Движение по своему действию может заменить любое лекарство, но все лечебные средства не смогут заменить движение".В настоящее время существует много ритмопластических направлений, и один наиболее...

«Развитие двигательной сферы у детей дошкольного возраста средствами здоровьесберегающих технологий»

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей ...

Доклад на тему: «Развитие двигательной сферы у детей дошкольного возраста с ОНР»

Преемственность и взаимосвязь в работе учителя-логопеда и инструктора по физической культуре способствует эффективности и прочному закреплению результатов логопедической работы....