Мои публикации
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Давыдова Елена Ивановна

Предварительный просмотр:

Конспект по познавательному развитию

в  старшей логопедической группе

Тема: «Комнатные растения.

Уход за комнатными растениями»

Подготовила и провела

воспитатель Давыдова Е.И.

г.Бугуруслан

Цель: продолжить работу по формированию психических функций ребенка и обогащению его практического опыта наряду с преодолением имеющихся у него нарушений речи, моторики, сенсорных функций; способствовать развитию разных видов деятельности ребенка.

Коррекционно-образовательные задачи: расширение и закрепление представлений о комнатных растениях и уходе за ними. Уточнение и активизация словаря по теме «Комнатные растения» (растение, колеус, хлорофитум, сансевьера, огонек, бальзамин, фиалка, спатифиллиум; опрыскиватель, кисточка, грабли, лейка, деревянная палочка, тряпочка; ухаживать, поливать, рыхлить, опрыскивать; комнатный). Совершенствование синтаксической стороны речи (составление распространенных предложений.)

Коррекционно-развивающие задачи: развивать диалогическую речь, зрительное внимание и восприятие, речевой слух и артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, ловкость; самоконтроль за речью. Развивать умение вести наблюдение за объектом живой природы и на основе увиденного делать выводы.

Коррекционно-воспитательные: формировать навыки сотрудничества, взаимопони-мания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности; воспитывать чувство сопереживания и желания помочь нуждающимся объектам природы; воспиты-вать трудолюбие.

Оборудование: комнатные растения, магнитная доска, предметные картинки по теме «Комнатные растения», мяч, проектор, фрагменты из мультфильмов «Фиксики», «Малышарики», зеркала, инструменты для ухода за растениями, заставка «Потеря связи».

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

I.

Вводная часть (начало занятия)

Создание проблемной ситуации. Создание мотива для деятельности детей. Определение цели

1.1

Создание интереса к образовательной деятельности

Дети заходят, становятся в круг, произносят слова:

-Здравствуй правая рука — протягиваем вперёд,

Здравствуй левая рука — протягиваем вперёд,

Здравствуй друг - берёмся одной рукой с соседом,

Здравствуй, здравствуй дружный круг - качаем руками.

Ты мой друг, и я твой друг. 

1.2

 

 

 

 

 

 

 

1.3.

 

Мотивация деятельности детей

- У нас много друзей. У одного из них случилась беда. А в беде друзья помогают друг другу.

-Давайте присядем на стульчики, и я вам все объясню.

-Ребята, утром на адрес нашей группы пришло электронное письмо с просьбой о помощи. Давайте его посмотрим.

Сигнал пропадает. (помехи)

- Жаль. Такое бывает. К сожалению, мы не видим и не слышим Шпулю. Но она нас слышит. Я думаю, вам все понятно, почему плачет Шпуля?

-Для чего нужны комнатные растения?

- Как вы поняли, что цветок заболел – он какой?. Ребята описывают с опорой на заставку.

- Почему цветок погибает? Кто виноват в этом? Почему?

- Она не знает, как ухаживать за комнатными растениями.

Целеполагание.

- Чем мы можем ей помочь? (объяснить Шпуле, как за ним ухаживать) И тогда цветок поправится. Наша помощь будет заключаться в том, чтобы объяснить Шпуле (она все слышит), как ухаживать за комнатным цветком.

-Что нам понадобится для ухода за цветочком? (предметы-помощники). У нас есть такие инструменты.

- Как работать с инструментами? (осторожно, предметы очень острые, держать не размахивая. Стараться не поранить ни себя, ни цветочек во время работы.

-Шпуля нас слышит и будет выполнять все наши рекомендации, чтобы цветок поправился.

II.

Основная часть

Закрепление теоретических знаний и практического опыта

2.1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3.

 

Подготовка к практической деятельности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Систематизация знаний по теме

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Артикуляционная гимнастика 

- Чтобы Шпуля понимала, что ей нужно делать, необходимо подготовить язычок, чтобы наша речь была четкой и правильной.

Утром проснулся язычок и подошел к любимым цветочкам, наклонился и ласково прошептал: «С добрым утром!». Цветы закивали головками (рот открыть, языком касаться то верхней, то нижней губы). Взяв лопаточку, язычок стал аккуратно рыхлить засохшую землю возле цветов (улыбнуться, протискивать язык между зубами вперед-назад; повторить 8 раз). Стал перекапывать землю (упираться языком то в одну, то в другую щеку с внутренней стороны).

Теперь корешки у цветов стали лучше дышать. Обрадовались цветы и попросили у Язычка прохладной воды. Взяв большую лейку (вытянуть губы вперед и удержать под счет до 3).

Язычок полил цветы под самый корешок. Вода лилась долго, медленно (произнести: «С-с-с-с»).

Поднялись цветы и раскрыли свои лепесточки (губы вытянуть вперед трубочкой, медленно развести в стороны, открыв рот, снова соединить в «трубочку»; повторить 5 раз).

Обрадовался Язычок, что т цветам понравилось, как он за ними ухаживает.

- Мы подготовили язычок, чтобы объяснять Шпуле о правильном уходе за растениями.

Игра с мячом

-- В чем заключается уход за растениями, мы сейчас вспомним.

1 Опрыскиваем- опрыскивателем

2 Поливаем -лейка

3 Рыхлим – палочкой, граблями

4 Смахиваем пыль - кисточкой

5 Пересаживаем - лопаткой

6 Вытираем пыль с листочков – тряпочкой

Игра «Узнай цветок»

- Ребята, в нашей группе много комнатных растений. Сейчас мы познакомим Шпулю с нашими комнатными растениями и расскажем, как мы за ними ухаживаем.

-Выбирайте фотографии.

- Подойдите к цветку, который у вас на фотографии.

Проигрывание алгоритма ухаживания за растениями

Дидактическое упражнение « Расскажи, что для чего» (воспитатель)

- Рядом с цветком лежит инструмент. Возьмите его в руки. Начинайте работать.

 

1 ребенок:

- …, как называется твой цветок? Каким инструментом ты работаешь? Что ты делаешь лейкой? (лейка)

- А как ты узнал, что растение нужно поливать? - Как нужно поливать растение?

- Зачем нужно поливать растение? чтобы растение было красивое, здоровое, чтобы оно не завяло.

2 ребенок

- …, как называется твой цветок? Каким инструментом ты работаешь? Что ты делаешь опрыскивателем?

-Для чего необходимо опрыскивать растение? есть растения, у которых листья очень тонкие, их нельзя протирать тряпочкой, их нужно опрыскивать.

-Как нужно опрыскивать?

--Для чего необходимо опрыскивать растение Давайте освежим наши цветочки.

3 ребенок

-…, как называется твой цветок? Каким инструментом ты работаешь? Что ты делаешь кисточкой?

- Для чего необходима кисточка?

4 ребенок

-…, как называется твой цветок? Каким инструментом ты работаешь? Что ты делаешь деревянной палочкой?

Как нужно рыхлить землю? Рыхлить нужно не глубоко, аккуратно, чтобы не повредить корни.

 

5-6 ребенок

-…, как называется твой цветок? Каким инструментом ты работаешь?

- Как называется твой цветок? Что ты делаешь тряпочкой? Какая у тебя тряпочка?

-Что им нужно делать? Для чего необходима тряпочка? Как протирать пыль с листочков? - Как нужно протирать листья. -Вот какие вы молодцы.

- Какие теперь у нас цветы? (ухоженными, у нас цветочки стали красивыми)

- Вы очень хорошо потрудились. Теперь я вам предлагаю отдохнуть.

Физминутка 

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок». (Дети поднимают и опускают руки)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой (Дети шагают на месте, высоко поднимая колени)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай (Вращение головой)

Стебель наклони слегка-

Вот зарядка для цветка. (Наклоны)

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся. (Встряхивание кистями рук)

Наконец готовы все

День встречать во всей красе.

Проблемная ситуация «Найди ошибку»

 (Работа по видеофрагменту «Малышарики»)

- Все, у кого есть комнатные растения, ухаживают за ними. Вот и Малышарики стараются, чтобы их цветочки были здоровыми и красивыми. Давайте посмотрим, как они это делают и если есть ошибки, необходимо на них указать, ведь может пострадать цветок.

Мультфильм 03.19 – 04.55

-Кто что делает неправильно?.

Опрыскивать листья фиалки нельзя; капли застрянут среди ворсинок – волосков и на этом месте появится ожог от воды. Поливать лучше из лейки.
- Малышарики пододвинули цветок ближе к свету Это правильно? Почему? А что
 еще нужно растениям, чтобы они хорошо росли, цвели и радовали нас своим видом?

- Давайте поиграем в игру «Да-нет»

Игра «Да- нет» (распределительная работа)

Перед вами лежат картинки. Каждому из вас нужно подойти, взять картинку, показать детям и сказать, нужно это для роста и жизни растения или нет. Если «да» - повесить рядом с цветком, если «нет» - отдать мне. (дети по очереди берут со стола картинку, говорят, нужно ли это для растения или нет, то что нужно, вешают рядом с иллюстрацией цветка.

-Правильно, ребята! Без тепла, света и влаги растения не растут и не цветут, они погибнут. Всем растениям нужен воздух и обязательно нужна забота, нежность и любовь детей и взрослых.
Дыхательная гимнастика «Понюхаем цветочек» (на стульях) 

-Ребята, посмотрите, какими стали у нас цветы (ухоженными) У нас цветочки стали красивые.

Педагог показывает правильное выполнение упражнения: глубокий вдох при спокойно сомкнутых губах. Повторить 4-5 раз

III.

Заключительная часть

Оценка деятельности детей, самооценка и поощрение

Подведение итогов образовательной деятельности

3.1

Подведение итогов образовательной деятельности

-Что мы делали? 

- Кого мы пытались спасти?

-Что должно произойти с цветочком, если Шпуля все делала правильно?

Сигнал

-Ребята, появилась связь. Мы сейчас увидим какой цветок? (здоровый)

-Правильно ли Шпуля выполняла все наши рекомендации, мы сейчас узнаем.

-Давайте посмотрим, и нам все станет ясно.

(Мультфильм)

-Ребята, вы рады, что цветок поправился?

-Значит, мы все делали правильно. Мы и сами вспомнили, как нужно ухаживать за комнатными растениями помогли Шпуле.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци

Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...

Распространение педагогического опыта воспитателя Белолюбской В.В. Наличие публикаций, включая интернет-публикации.

laquo;Утверждаю»:заведующий МБДОУБаягинским детсадом «Ньургуьун»___________ /Мандаров К.К./«___» ____________ 2018 г.М.П.  Распространение педопыта воспитателя...

Наличие публикаций, включая интернет публикации.

Научная статья — возможность рассказать коллегам о своем открытии, повысить персональные наукометрические индексы и получить признание в научной среде.Публикации в научн...

Б10. Наличие публикаций, включая интернет публикации

Наличие публикаций, имеющих гриф и выходные данные; публикации в электронной форме на официальных сайтах...

X Критерий. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

2017 г. - Методический материал "Создание мини музея в ДОУ" (сайт Prodlenka)2018 г. - Международное сетевое издание "Солнечный свет" статья "Идем по жизни с добротой в сердце...

X Критерий «Наличие публикаций, включая интернет-публикации»

Публикации:2019г. – Участие в эфире детской передачи телеканала НВК «Саха»2020г. -Статья «Патриотическое воспитание посредством музыки» в международном научном журнале &l...

Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации

Х. Наличие публикаций, включая интернет-публикации...