Коррекция Оптической дисграфии.
презентация к уроку по коррекционной педагогике (младшая группа)

Кузовлева Ольга Михайловна
¨Современная система образования предъявляет все более высокие требования к качеству обучения. Количество учащихся, которые не успевают усваивать программу начальной и средней школы, за последние годы возросло в несколько раз.
¨Одной из причин такой отрицательной тенденции является недостаточная сформированность оптических и речевых систем у детей, в результате которой и возникает дисграфия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsiya_opticheskoy_disgrafii.pptx1.31 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация ВУЗ на тему : Коррекция оптической дисграфии Выполнил студент группы ФИО Руководитель работы ФИО

Слайд 2

Актуальность темы Современная система образования предъявляет все более высокие требования к качеству обучения. Количество учащихся, которые не успевают усваивать программу начальной и средней школы, за последние годы возросло в несколько раз. Одной из причин такой отрицательной тенденции является недостаточная сформированность оптических и речевых систем у детей, в результате которой и возникает дисграфия .

Слайд 3

Оптическая дисграфия – это… …расстройство письменной речи, обусловленное отсутствием устойчивого зрительного образа буквы. В общей структуре нарушений письма оптическая дисграфия в чистом виде встречается значительно реже, чем другие формы: у 1,3% учащихся младших классов.

Слайд 4

Причины оптической дисграфии Проблема возникает при недостаточном развитии зрительно-пространственных ориентировок, моторной координации. Предпосылками выступают факторы, приводящие к минимальной мозговой дисфункции : отягощенный антенатальный анамнез: внутриутробная гипоксия, действие на плод химических веществ, резус-конфликт, анемия и токсикозы беременной; перинатальные факторы риска: преждевременные роды, кесарево сечение, внутричерепные родовые травмы; постнатальные поражения: нейроинфекции , дистрофии, ЧМТ, интоксикации.

Слайд 5

Направления коррекционной работы

Слайд 6

Основные задачи коррекционного обучения направленны на : Развитие и формирование пространственных и временных представлений. Развитие конструктивного праксиса . Развитие мнестических представлений. Развитие графомоторных навыков и умений. Развитие навыка звукобуквенного анализа и синтеза. Дифференциация смешиваемых букв.

Слайд 7

Коррекционная работа состоит из 2-х этапов :

Слайд 8

Понимание пространственных предлогов Ребёнок должен понимать пространственные предлоги: положи ложку на кружку, под кружку, за кружку, перед кружкой, около кружки и т.д. И наоборот: возьми ложку за кружкой, перед кружкой и т. д.

Слайд 9

Ориентировка в правой и левой сторонах пространства и в пространственном расположении предметов Учитель задает вопросы: – Я положила вилку справа от ножа. Сделай так же. – Какой предмет находится справа от кресла? Какой предмет находится над креслом? И так далее. Повернись к предметам спиной. (Вопросы такие же). – Какая птица сидит выше? Какая птица сидит ниже на дереве? – Ответь на вопросы : Что выше, дерево или 10-этажный дом? Что к тебе ближе, табурет или стол?

Слайд 10

Представления о форме и величине предметов Учитель задает вопросы: – Назови геометрические фигуры. – Покажи, где высокое дерево, а где низкое? – Покажи где среднее яблоко? – Покажи , где толстый кот?

Слайд 11

Узнавание предметов в усложненных условиях Учитель задает вопросы: – Назвать предметы, изображенные пунктиром. – Назвать предметы, наложенные друг на друга. – Назвать предметы, перечеркнутые различными линиями.

Слайд 12

Развитие зрительной памяти Положите перед ребёнком 7-8 разных букв, представленных на карточках. Попросите его отвернуться и в этот момент уберите одну из них. Ребёнок должен угадать, какой буквы не стало .

Слайд 13

Упражнение «Разведчики » Нахождение заданной фигуры среди двух изображений, одно из которых тождественно предъявленному, второе представляет собой его зеркальное отображение . Найди и обведи букву С и букву У.

Слайд 14

Упражнение «Угадай, какая буква» Ученикам предлагается угадать, какая фигура будет изображена на экране с помощью поочередно появляющихся частей этой фигуры: Буква «О»- верхняя часть буквы: Ученики предлагают варианты ответов: буква Д, прямоугольник (они понимают, что буква здесь должна быть закругленная, без прямых линий). - нижняя часть буквы : Ученики предполагают, что это буква «О», так как обе части одинаковые. - изображение буквы «О». После педагог предлагает ученикам определить, какие слова начинаются на букву «О».

Слайд 15

Упражнение «На какую букву похоже …» Ученики должны определить, на что похожа демонстрируемая буква, например: Буква А. Предложения учеников: крыша дома, гора и др. Буква Ш. Предложения учеников: забор, вилка и др. После сравнения буквы с предметом, каждая из предложенных букв на экране приобретает форму определенного предмета, например: Буква «А» превращается в ракету; Буква «В» превращается в парус; Буква «О» превращается в солнце …

Слайд 16

Упражнение «Запомни и составь картинку » Педагог демонстрирует на интерактивной доске схематичные изображения, задача учащегося – сложить из палочек (спичек) такое же изображение по образцу, а затем по памяти. Упражнение усложняется с каждым разом. Сначала педагог демонстрирует изображение три раза, затем два раза и один раз.. Затем ребятам предлагается сложить из палочек или спичек свое имя.

Слайд 17

Упражнение "Передвигай фигуру, не дотрагиваясь " Перед учеником находится большой квадрат, разделенный на девять клеточек. Ученика просят смотреть на фигурку, расположенную в центральной клеточке и мысленно ее передвигать на одну клеточку в соответствии с указаниями учителя (например, " Вверх, влево, вниз, вправо, вверх, вправо, вниз. Где должна находиться фигурка сейчас?"). Усложнение задания достигается за счет увеличения количества и скорости передвижения фигурки.

Слайд 18

Упражнение «Где правильно?» Обведи и раскрась только те шарики, на которых буква «Б» написана правильно. Соедини их ниточками с Буратино.

Слайд 19

Прочитай, расшифруй и составь предложение из данных слов 1 . //ор///ной //ос/// авил за//ла///ку на //аль///о. 2. Куро //а///ка и ///е/// ерев – кру // ные // /// ицы . 3. //е///я с// ря ///ал //ор/// фель в //ар///у. Ученики должны понять, что // - это буква П, а /// - буква Т. Таким образом, получается: 1 . Портной поставил заплатку на пальто . 2. Куропатка и тетерев – крупные птицы . 3. Петя спрятал портфель в парту.

Слайд 20

Упражнение «составь слово» Можно работать по парам или по группам. На интерактивной доске представлен ряд букв. Задача ребят – сложить из них верное слово. Ученики могут работать как в своих тетрадях, так и по очереди с интерактивной доской. Верно определенное слово - обычно это ключевое слово по теме или уроку-игры.

Слайд 21

Упражнение «Вставь букву » На доске изображены слова, в которых пропущены буквы согласно теме (например, б-п). Учащиеся подписывают буквы, списывая текст со слайда в два столбика.

Слайд 22

Прогноз и профилактика Эффективность устранения оптической дисграфии зависит от комплексности подхода, учета всех механизмов нарушения. При правильно выстроенной логопедической работе ко времени перехода ребенка из начального звена в среднее ошибки исчезают или их количество заметно сокращается. Профилактика оптической дисграфии должна начинаться задолго до начала школьного обучения. Она заключается в развитии у дошкольников зрительного восприятия, пространственных ориентировок, моторных навыков. Для выявления детей, входящих в группу риска, перед поступлением в школу необходима консультация логопеда.

Слайд 23

Заключение Устранение оптической дисграфии осуществляется приемами, направленными на развитие зрительного гнозиса , мнезиса , пространственных представлений и их речевых обозначений, развитие зрительного анализа и синтеза. Динамика коррекции нарушения при оптической дисграфии во многом зависит от своевременности начала занятий по ее устранению и профилактике. Эффективность работы также напрямую связана с правильно подобранным программно-методическим комплексом и систематичностью проведения занятий, целесообразностью используемых методик, направленных на формирование пространственно-временных представлений, развитие речезрительных функций и графомоторных навыков.

Слайд 24

Список использованной литературы Ефименкова , Л. Н., Садовникова , И. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей: методическое пособие [Текст] /Л. Н. Ефименкова . М.: Просвещение, 1972.-206с . Ахутина , Т. В. Диагностика речевых нарушений школьников : практ . пособие / Т. В. Ахутина , Т. А. Фотекова . — 3-е изд., испр . и доп. — М. : Издательство Юрайт , 2019. — 157 с. Елецкая , О. В. Организация логопедической работы в школе /О. В. Елецкая, Н. Ю. Горбачевская. – М.: Сфера, 2017. – 214 с. Маланка , Т.Г. Развитие внимания, памяти, речи / Т.Г. Маланка . - М.: Эксмо , 2018. - 192 c. Поварова , И. А. Логопедия: нарушения письменной речи у младших школьников : учеб. пособие для академического бакалавриата / И. А. Поварова, В. А. Гончарова. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт , 2019. — 139 с. Поварова, И. А. Основы логопедии: нарушения письменной речи у младших школьников : учеб. пособие для СПО / И. А. Поварова, В. А. Гончарова. — 2-е изд. — М. : Издательство Юрайт , 2017. — 139 с. Садовникова , И. Н. Нарушения письменной речи у младших школьников.: методическое пособие для логопедов [Текст] /И. Н. Садовникова . - М.: ВЛАДОС, 1997.-276с. Соловьева , Л. Г. Логопедия : учебник и практикум для СПО / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова . — 2-е изд., испр . и доп. — М. : Издательство Юрайт , 2019. — 191 с .

Слайд 25

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь по коррекции оптической дисграфии

Первая часть Рабочей тетради по коррекции оптической дисграфии...

Елена Мазанова "Учусь не путать буквы. Альбом 1. Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии"

Альбом упражнений № 1 входит в комплект пособий по преодолению оптической формы дисграфии у детей младшего школьного возраста. Использование в работе материалов пособий комплекта позволит учителю-лого...

Елена Мазанова "Учусь не путать буквы. Альбом 2. Упражнения по коррекции оптической дисграфии".

Альбом упражнений № 2 входит в комплект пособий по преодолению оптической формы дисграфии у детей младшего школьного возраста. Использование в работе материалов пособий позволит учителю-логопеду в теч...

МАЗАНОВА Е.В.КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ. Конспекты занятий с младшими школьниками

Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при оптической форме дисграфии. В него входят методические рекомендации, конспекты фронтальных коррекционных за...

МАЗАНОВА Е.В.КОРРЕКЦИЯ ОПТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ. Конспекты занятий с младшими школьниками

Вниманию специалистов предлагается комплект пособий, предназначенный для работы с детьми при оптической форме дисграфии. В него входят методические рекомендации, конспекты фронтальных коррекционных за...

Упражнения по профилактике и коррекции оптической дисграфии (развитие зрительного и буквенного гнозиса)

Презентация может использоваться на логопедических занятиях по устранению оптической дисграфии. Упражнения направлены на развитие зрительных представлений и восприятия, буквеного гнозиса, и могут испо...

Конспект группового логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии Тема: «Буквы л-м, Л-М»

Конспект группового логопедического занятия по коррекции  оптической дисграфии...