Консультация для родителей по особенностям развития детей с ЗПР
консультация по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Бутасова Дина Рафгатовна

В материале предлагатся ознакомиться с особенностями игровой, эмоциональной и познавательной детяельности детей, имеющих ЗПР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

У дошкольников с ЗПР наблюдается отставание в развитии всех сфер развития: эмоциональной, познавательной, поведенческой, игровой. Так, в эмоциональной сфере отмечаются: неустойчивость, лабильность эмоций и аффективных реакций, нетолерантность к фрустрирующим ситуациям наряду со слабой регулировкой собственного поведения (так, незначительный повод может вызвать резкую аффективную реакцию, неадекватную ситуации). Кроме того, дети эмоционально реагируют не на действия, а на личностей, совершающих эти действия.

Следует отметить также, что у дошкольников с ЗПР не развивается потребность в выражении собственных эмоций и чувств, не формируются эмоциональные предпочтения того или иного сверстника. Стойкие эмоциональные связи с возможностью отреагирования собственных эмоций и чувств и получения опыта новых эмоций при взаимодействии с другими детьми и взрослыми также формируются слабо. Вместе с этим негативные эмоциональные реакции и аффективные вспышки, быстро возникающие в ответ на реальные и ожидаемые трудности, часто закрепляются и влияют на деятельность детей.

На поведение и развитие личности детей с ЗПР оказывает влияние худшее в сравнении с нормально развивающимися детьми понимание эмоций как собственных, так и чужих. Выражение эмоций с использованием различных средств (мимика, жестикуляция, интонация) также затруднены. В целом, для детей характерны однообразие, низкая активность, бедность воображения, отсутствие интереса, недостаточная эмоциональность.

В познавательном плане на первое место чаще всего выступают особенности внимания: дети часто отвлекаются, быстро устают и не способны к концентрации внимания на долгое время. Кроме того? быстро теряют интерес к деятельности. Вместе с этим достаточно часто ЗПР сопровождается двигательной расторможенностью. Менее заметно, но более значительно по своему влиянию на развитие познавательной сферы отставание мышления: дети с ЗПР часто затрудняются в установлении связей между предметами, явлениями; в качестве признаков выделяют поверхностные, самые явные признаки предметов и явлений; установление логических связей требует организованного обучения. Такие психические процессы как восприятие, память также имеют недостаточный уровень развития и оказывают влияние на качество освоения детьми учебного материала, ориентировки в окружающем мире: долго усваивают материал, затрудняются в выделении признаков. Наконец, речь как высшая психическая функция развивается с отставанием и оказывает свое влияние на психическое развитие: затормаживается ее регулирующее воздействие (поведение и руководство деятельностью), опосредующее (формирование образов с помощью слова).

Игра бедна и невыразительна, что является следствием недостаточности представлений об окружающей действительности, их схематичности. Такие особенности познавательного развития как неустойчивость внимания, поверхностность восприятия, слабость мыслительных операций, недостаточность произвольной регуляции поведения, ведут к тому, что схематичный, недостаточно полный характер носят и предметно-игровые, и сюжетно-ролевые игровые действия. Важная для полноценного развития ребенка сюжетно-ролевая игра у детей данной категории отличается отсутствием развернутого сюжета, недостаточной координированностью действий участников, нечетким разделением ролей и столь же нечетким соблюдением игровых правил, что соответствует игре нормально развивающихся детей младшего дошкольного возраста. Чаще всего дети с ЗПР не начинают таких игр самостоятельно. Дети не способны к полноценному совершению игровых действий по сюжету, с полным отражением отношений и типов поведения людей даже в случае полной организации игры взрослым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ"

Консультация для родителей "ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ  РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ"...

Консультация для родителей "Возрастные особенности развития детей 3-4 лет".

В данной работе приводятся сведения о развитии ребенка 3-4 лет в норме. Рассматриваются аспекты интеллектуального, речевого развития; освещаются особенности игровой деятельности, моторного развития де...

Консультация для родителей. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ.

Это возраст активного развития физических и познавательных способностей ребенка, общения со сверстниками. Игра остается основным способом познания окружающего мира, хотя меняются ее формы и содержание...

Консультация для родителей «Характеристика особенности развития детей 3-4 лет»

На рубеже трех лет любимым выражением ребенка становиться «Я сам!». Отделение себя от взрослого и вместе с тем желание быть как взрослый – характерное противоречие кризиса трех лет.Эмоциональное разви...

Консультация для родителей "Возрастные особенности развития детей 5-6 лет"

Ребенок в 5-6 лет стремится познать себя и окружающий мир, постепенно начинает осознавать взаимосвязи в социальном поведении....

Консультация для родителей "Возрастные особенности развития детей среднего дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Возрастные особенности развития детей среднего дошкольного возраста"...