Рекомендации на лето
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Бутасова Дина Рафгатовна

В этом материале собраны рекомендации для родителей по поддержанию познавательного развития и закрепления усвоенных навыков в летний период

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_na_leto.docx18.25 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители, предлагаю вашему вниманию рекомендации по поддержанию познавательного интереса у детей, закреплению умений и навыков в летний период

  • Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок. Говорите спокойно, в нормальном темпе, с интонацией. Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы, что будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, спрашивайте: «Что он делает?» вместо «Он играет?». Если ребенок затрудняется в ответе, задавая вопрос, используйте слово «или». Например: «Мальчик прыгает или бегает?». Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы. В игровой форме слушайте звуки и шумы, которые нас окружают, спрашивайте: «Кажется, это рычит лев/летит ракета/мяукает собака?» Ваша задача – простимулировать интерес ребенка к внешним звукам и навык соотнесения имеющихся знаний с текущими явлениями действительности. Или просто спрашивайте, вместе прислушивайтесь («Кто услышит больше звуков?» – игра «Кто больше»): «Послушай, как лает собака, а вот шумит ветер» и т.д. А потом спросите: «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета, шелест листвы, журчание ручейка и т.д. Ребенок должен ответить, назвать.
  • Рассказывайте короткие рассказы, истории из своей жизни, жизни семьи, обязательно читайте небольшие рассказы, сказки. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю кому-нибудь: «Давай расскажем папе, что мы сегодня видели/какую смешную историю я тебе рассказала/что мы прочитали». При затруднениях задавайте ребенку наводящие вопросы.
  • Обязательно помногу гуляйте и активно проводите время на улице. Растяжки на гимнастических комплексах, лазанье, качели, ходьба по брусьям, бордюру – все это способствует гармоничному психофизическому развитию детей. Используйте игры с мячом: тренировка зрительно-моторной координации положительно скажется на обучении в школе. Рисуйте с ребенком на земле, песке/воде, выкладывайте из камней цифры, узоры, буквы, рисунки.
  • Используйте телесное взаимодействие и игры: с утра потягушки, днем обнимашки и совместные тактильные, активные игры (мама - кошка, ребенок – котенок, «детеныш ластится к маме»; лошадка; пальчиковые гимнастики; рисование на теле, танцы и т.п.). Такое времяпровождение способствует эмоциональному благополучию ребенка, развитию представлений о своем теле, а также развитию пространственных представлений и умений («По какой руке я тебя глажу, погладь меня по правой руке; где я рисую на тебе – сзади или спереди, нарисуй на мне выше/ниже, чем я на твоем животе/щеках и т.п.). Игры-путаницы: «Твой живот находится выше, чем лоб, правильно?» При этом гладим и лоб, и живот – даем тактильные ощущения.
  • Считайте все, с чем имеете дело. Можно решать небольшие примеры: «Мы видели 2 бабочки и 1 жука, как назвать их одним словом и сколько их будет вместе?» Пусть ребенок пишет на земле палочкой, выкладывает из камней цифры, а после этого повторяйте прямой и обратный счет (от 1 до 10, от 10 до 1), тренируйте порядковый счет: называть каждый камень в выложенном ряду – первый, второй, третий и т.д.
  • Тренируйте ориентировку в пространстве и времени: «мы ходили в гости – это было вчера или сегодня/завтра? мы пойдем в магазин – это будет потом или уже было давно?» «Возьми молоко – оно стоит справа от тебя, справа от синей/красной банки» и т.п.

Примеры

Математическая игра «Что стоит у нас в квартире». Цель игры: развивать умение ориентироваться в пространстве, логическое мышление, творческое воображение, связную речь, самоконтроль, зрительное внимание, наблюдательность. Ход игры: предварительно нужно рассмотреть последовательно интерьер комнаты, квартиры. Затем можно попросить ребенка рассказать, что находится в каждой комнате. Если он затрудняется или называет не все предметы, помогите ему наводящими вопросами.

Игра «Робот». Ребенок – робот, должен двигаться по комнате/площадке в том направлении и на столько шагов, сколько вы ему скажете: 1 шаг вправо, 2 шага назад и т.п. Похожая игра «Поиск клада»: ребенок двигается по вашей инструкции с тем, чтобы добраться по карте до клада.

«Собери бусы». Цель игры: развивать восприятие цвета, размера; умение обобщать предметы (это все ягоды/камни/растения и т.п.); концентрация внимания; развитие речи, саморегуляции. Ход игры: для последовательностей можно использовать конструктор «Лего», фигуры, вырезанные из бумаги, любые другие предметы, особенно в той ситуации, в которой вы сейчас находитесь (камни на дороге, одинаковые или похожие предметы в саду/огороде, овощи-фрукты в магазине, посуда на кухне и т.п.). Ребенок должен продолжить логический ряд – «дострой дорожку, что дальше». Примеры последовательностей: маленький камешек- средний камешек-большой камень или наоборот (соберите вместе с ребенком по 2-3 камня каждого размера и пусть продолжит заданную вами последовательность); длинная палочка – 3 коротких – длинная – 3 коротких; 1 ягода черешни - 2 ягоды садовой клубники.

Игра - упражнение «Назови похожий предмет». Цель игры: развитие зрительного внимания, наблюдательности и связной речи. Ход игры: взрослый просит ребенка назвать предметы, похожие на разные геометрические фигуры, например, «Найди, что похоже на квадрат» или «найди все круглые предметы». В такую игру легко можно играть в путешествии или по пути домой.

«Фокусник». Раскладываем на столе картинки с изображением предметов или настоящие предметы, даем ребенку запомнить, затем накрываем тканью и убираем один из предметов/картинку. Ребенку нужно угадать, что фокусник спрятал. В случае с картинками вам можно также развивать знания ребенка, развивать его мышление. Для этого используйте готовые или самостоятельно нарисованные картинки с изображением тех предметов/объектов, которые вы сегодня встречали с ребенком: фрукты-овощи в магазине, цветы/насекомых на улице, транспорт и т.д. При этом фрукты-овощи нужно дать ощупать, понюхать, назвать еще в магазине; транспорт – называть по мере того, как видите новый вид. В самой игре спрячьте ту картинку, которая отличается от других: капуста отличается от «яблоко-груша-апельсин-банан», скорая помощь отличается от «машина-автобус-грузовик». Таким образом, ребенок потренирует не только память, но и мышление (нужно назвать одним словом, объединить картинки по признаку, найти отличия), речь, внимание.

К слову, очень полезно для детей находить сходства и различия между различными предметами и явлениями: помидор-огурец, яблоко красное-яблоко-зеленое, тумба-шкаф, дождь-снег и др.

  • Игра с мячом «Я знаю 5». Ребенок кидает вам мяч и называет 1 слово на выбранную тему (полезно играть после прогулок в парк, магазин, для закрепления названий и обобщенных групп): фрукты, транспорт, мебель и т.д. Так нужно назвать 5 предметов из одной группы (5 фруктов, 5 имен и т.д.). Вы ловите мяч и кидаете его обратно ребенку, при этом хвалите за каждое быстро названное слово, необычное слово и т.п.
  • Игра с мячом «Противоположности». Вы кидаете ребенку мяч, называя признак, ребенок ловит мяч и кидает вам, называя противоположный признак.

Находите 10-15 минут ежедневно для совместной игровой деятельности. Необходимо постоянно оценивать успехи ребенка, а при неудачах одобрять его усилия и стремления. Важно привить ребёнку веру в свои силы. Хвалите его, ни в коем случае не ругайте за допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить, как улучшить результат, поощряйте поиск решения. Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если Вы сейчас не настроены на игру, то лучше отложите занятие: игровое общение должно быть интересным для всех участников игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации на лето.

Закончился учебный год, наступила долгожданная летняя пора: можно спать сколько хочется, никаких домашних заданий, никакой школы – свобода, одним словом! Но у родителей встаёт теперь вопрос...

Рекомендации на лето для родителей дошколят.

Лето – это подходящее время для развития и воспитания детей,  и важно  не упустить те возможности, которое оно предоставляет. Разнообразная деятельность и новые впечатления ждут ребёнка и в ...

Рекомендации на лето для родителей дошколят.

Этот материал поможет родителям разнообразить отдых детей летом....

Рекомендации на лето

В презентациях (3 части) представлены игровые упражнения на закрепление пройденного материала. Речевой материал может быть любым....

РЕКОМЕНДАЦИИ НА ЛЕТО.

Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки, выученные стихи, пальчиковые игры) за летний период могут, как укрепиться и войти в пр...

Рекомендации на лето

Впереди лето - пора отпусков, детского отдыха. А родителям и летом не следует забывать о речевых проблемах своих детей........

Рекомендации "Занятия летом"

Рекомендации для родитей....