Как помочь ребёнку развить умение резать ножницами
консультация

Гасанова Ольга Сергеевна

   Вырезание относится к навыкам высшего уровня мелкой моторики, поскольку оно включает в себя многие более простые навыки: двусторонняя координация, ловкость и стабильность. Для того, чтобы помочь ребёнку развить умение резать ножницами используйте следующие игровые упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vyrezanie.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Вырезание относится к навыкам высшего уровня мелкой моторики, поскольку оно включает в себя многие более простые навыки:

- двусторонняя координация (рука-помощник придерживает и прилаживает лист бумаги таким образом, чтобы ведущая рука могла должным образом расположить ножницы относительно бумаги для вырезания тех или иных форм);

- ловкость (поворот запястья помогает ребенку устанавливать кисть ведущей руки в такое положение, когда большой палец «смотрит» вверх, а сама кисть сориентирована по средней линии; умение управлять большим пальцем позволяет ребенку двигать суставами и открывать лезвия ножниц, не совершая движений всей кистью);

- стабильность (стабильность корпуса и плеч позволяет ребенку совершать точные движения обеими руками; стабильность кисти позволяет ребенку открывать и закрывать ножницы большим и указательным пальцем, в то время как остальная часть руки неподвижна и обеспечивает контроль).

Для того, чтобы помочь ребёнку развить умение резать ножницами используйте следующие игровые упражнения:

- игры с надевающимися на руку куклами - игрушки для кукольного театра позволяют ребенку познакомиться с такими движениями, как отведение большого пальца от остальных пальцев (например, когда ребенок пытается раскрыть и закрыть рот куклы);

- игры с использованием пинцета – помогают развивать движения большого пальца и контролировать движения при вырезании;

- разрывание бумаги - захватывая край полоски обеими руками и двигая руками в противоположных направлениях, чтобы порвать ее, ребенок учится необходимым для работы с ножницами вещам: ориентировать кисти руки по средней линии и совершать запястьями соответствующие движения.

Для начала ребёнку лучше всего подойдут специальные ножницы, которые в исходном положении раскрыты, и, для того чтобы сделать ими надрез, их нужно сжать, после чего они автоматически раскрываются, то есть ребенку не приходится самому разводить пальцы. Эти ножницы помогают расположить кисть по средней линии так, чтобы большой палец был вверху. Открывающиеся ножницы выпускают маленьких размеров, они удобны для детских рук.

Есть ножницы с большой петлей для двух пальцев, что позволяет взрослому класть свой палец на палец ребенка, чтобы помочь ему резать.

Вначале лучше работать с бумагой, чуть более тяжелой и плотной, чем обычная писчая бумага (она слишком тонка) или картон (он слишком плотен). Хорошо подходит плотная цветная бумага.

Как и любой навык вырезание осваивается поэтапно.

  1. Отрезание: короткие отдельные надрезы. Дайте ребенку маленькие кусочки бумаги, которые можно разрезать на еще меньшие клочки одним движением. Это занятие само по себе привлекательно для ребенка. Ему также захочется собрать кучу маленьких клочков, чтобы потом наклеить их на лист бумаги как мозаику. Хорошо собирать кусочки бумаги пинцетом.  

  1. Другой вид деятельности такого рода – изготовление бахромы с помощью отдельных надрезов. Это может быть львиная грива или бахрома коврика. Бахрому сделать труднее, чем нарезать маленькие кусочки, так как для нее нужно очень аккуратно располагать ножницы.

  1. Разрезание узких (2,5 см), а потом более широких полосок бумаги. Ребенок делает два или три движения ножницами в одном направлении. По окончании работы у него полу чаются маленькие квадратики бумаги, которые можно вклеить в узор или картину.

  1. Разрезание листов бумаги пополам по прямой линии. Представьте, что ножницы – это гоночный автомобиль, который пытается удержаться на трассе. Остаться на трассе важнее, чем быстро нестись вперед.

  1. Смена направления: например, для того чтобы вырезать угол. Здесь тоже можно использовать аналогию с «автомобилем». Ножницы подобны автомобилю, который едет по дороге. Оказавшись на углу, вы останавливаетесь, поворачиваете ножницы и снова прилаживаете бумагу, а потом движетесь дальше.

  1. Вырезание по кривой. Ребенок должен постепенно приспособить ножницы и бумагу, чтобы резать по изогнутой линии. Например, вырежьте полукруг в углу листа бумаги, чтобы получился «кусок пирога». Тогда ребенок сможет его украсить или склеить несколько кусков вместе, чтобы сделать целый пирог.

  1. Вырезание целого круга. Вырезая круг, ребенок должен все время двигать бумагу другой рукой, чтобы резать по дуге. Когда дети учатся вырезать изогнутые фигуры и круги, они обычно делают несколько прямых надрезов, потом осторожно поворачивают бумагу и продолжают в том же духе. В результате вместо круга у них получается что-то вроде многоугольника. Постепенно они учатся регулировать положение ножниц и бумаги, чтобы двигаться по изогнутой линии.

Готовясь к вырезанию круга, Вы можете сложить бумагу пополам и нарисовать полукруг. Оставляя бумагу сложенной, ребенок вырежет этот полукруг, который окажется полным кругом, когда его развернёте.

  1. Вырезание все усложняющихся комбинаций углов, прямых, изогнутых линий и кругов. Вырезание сложных узоров трудно дается многим детям, начните вырезать часть или весь узор сами, чтобы ребенок мог завершить работу несколькими движениями. Это позволит ему участвовать в процессе вырезания и не вызовет разочарования.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребёнку развить связную речь

В статье даны некоторые советы родителям, которые помогут в развитии связной речи у детей....

Консультация для родителей "Как помочь ребёнку развить связную речь?"

Мы можем специально создавать ситуации, стимулирующие развитие навыков общения....

Буклет "Как помочь ребёнку развить связную речь"

Материалы для родителей по развитию связной речи детей старшей группы...

Рекомендации родителям, которые хотели бы помочь ребёнку развить интерес к математике

Формирование математических представлений детей дошкольного возраста – важнейший процесс развития. Ведущая роль в этом процессе отводится не только воспитателям детского сада, но и в большей мер...

Рекомендации для родителей «Как помочь ребёнку развить интерес к математике».

Рекомендации для родителей о развитии интереса у детей к математике....

КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ РАЗВИТЬ ВНИМАНИЕ (памятка для родителей)

Памятка для родителей КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ РАЗВИТЬ ВНИМАНИЕ?           ПСИХОЛОГИ РАЗЛИЧАЮТ ВНИМАНИЕ И ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ.Внимание - на...

Памятка для родителей КАК ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ РАЗВИТЬ ВНИМАНИЕ?

ПСИХОЛОГИ РАЗЛИЧАЮТ ВНИМАНИЕ И  ВНИМАТЕЛЬНОСТЬ. Внимание - направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-то объекте. Способность к непроизвольному вниманию свойственна...