картотека игр на развитие слуховой, зрительной и тактильной памяти
картотека по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Лариса Кириллова

Чтобы поддерживать интерес детей и их замативированность к процессу обучения, педагог должен постоянно что-то придумывать, удивлять воспитанников. Здесь приходит на помощь картотека игр, которые Вы можете использовать в своей работе, рекомендовать родителям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры на развитие слуховой, зрительной и тактильной памяти

1.- 4. ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТА

Цель игры: развитие слуховой, зрительной и тактильной памяти

Ход игры:

  1. Дети сидят по кругу. Педагог пускает по кругу какой-нибудь предмет, игрушку

Дети внимательно рассматривают этот предмет и по сигналу (хлопок) передают его соседу. После того, как предмет рассмотрит последний ребенок, его убирают, и поочередно дают подробное описание этого предмета.

  1. Количество предметов увеличивается от 2 до 5 с дальнейшим подробным описанием этих предметов в конце игры.
  2. Называются номера предметов в разбивку, а именно: 2, 4, 1, 3, 5 с дальнейшим подробным описанием каждого из них в конце игры.
  3. Вызывается любой ребенок. Перед ним на столе раскладываются от 1 до 5 предметов. Он внимательно рассматривает их, а затем отворачивается и дает подробное описание этих предметов в той последовательности, в какой они лежат слева направо. Остальные дети добавляют и исправляют его ответ.

5. ФОТОГРАФИЯ

Цель игры: развитие слуховой и зрительной   памяти

Ход игры:

Дети сидят полукругом. По сигналу педагога они закрывают глаза. Затем педагог раскладывает на столе различные предметы: блокнот, авторучку, футляр для очков, мяч и т.п. с первым ударом его «волшебной палочки» дети открывают глаза и начинают «фотографировать» своим взглядом предметы, которые находятся на столе. «Фотографирование» происходит в течение 5 ударов. На пятый удар дети закрывают глаза, и педагог делает некоторые изменения в расположении предметов: меняет их местами, добавляет один или убирает другие. Затем по сигналу (хлопок) дети открывают глаза, и тот, кто увидел изменения, первым восстанавливает прежнее расположение предметов.

Площадь «фотографирования» можно увеличить, если 2 «очертить» «волшебной палочкой» контур объекта съемки, включив в него не только предметы на столе, но также предметы на полу, на стене и т. д.

6 – 13. ФОТОГРАФ

Цель игры: развитие зрительной   памяти

Ход игры:

Дети сидят полукругом. «Фотограф» отворачивается и закрывает глаза. Группа из 3 (4,5…) желающих выходит со стульями и садится перед всеми остальными в одну линию. С первым ударом «волшебной палочки» водящий поворачивается и начинает внимательно рассматривать («фотографировать») эту группу детей, а на десятый удар – отворачивается от них. Дети пересаживаются. По сигналу (хлопок) «фотограф» поворачивается и, используя только жесты, рассаживает детей на прежние места.

Варианты игры:

  1. Изменения поз.
  2. Пересадка и изменения поз.
  3. Изменения в элементах одежды.
  4. Пересадка и изменения в элементах одежды.
  5. Изменения в элементах одежды и изменение поз.
  6. Пересадка и изменения в элементах одежды, изменение поз.

«Фотограф» все ошибки в вариантах усложнений исправляет только жестами.

7. «Групповой портрет» из трех человек постепенно добавляется по одному человеку из общего числа детей.

8. «Групповой портрет» из трех человек образует «скульптурную композицию». При усложнении в нее добавляют по одному человеку.

14- 18.  РАЗВЕДЧИКИ

Цель игры: развитие слуховой, зрительной и тактильной памяти

Ход игры:

Дети сидят полукругом. Один из них подходит к столу. Педагог раскладывает перед ним 4 различных предмета. В течение 5 ударов «волшебной палочки» ребенок «фотографирует» эти предметы, обращая внимание на то, в какой последовательности слева направо они лежат на столе. На пятый удар он отворачивается и называет эти 4 предмета в той последовательности, в которой они находились. Затем педагог перемешивает все предметы, и по его сигналу ребенок, повернувшись к столу, раскладывает все предметы в прежнем порядке.

Педагог может усложнить это задание, спросив, какого цвета тот или иной предмет, что лежит справа или слева.

Варианты игры:

1. После перемешивания предметов на столе, ребенок поворачивается и, не открывая глаз, а только на ощупь, находит все предметы и раскладывает их в прежнем порядке, в каком они лежали в начале игры.

2. Предметы раскладываются детьми в обратном порядке.

3. Ребенок подходит к столу и закрывает глаза, педагог дает ему в руки 1 из предметов, и ребенок на ощупь определяет его, называет его вслух и кладет на стол и т.д. Когда ребенок определит все полученные предметы, он затем раскладывает их в том порядке, в каком он их называл.

4. Предметы раскладываются на ощупь в обратном порядке.

19. ЗАПОМНИ И ПОВТОРИ

Цель игры: развитие слуховой, зрительной и двигательной памяти

Ход игры:

Дети сидят в кругу. Педагог демонстрирует им различные упражнения: 2 раза хлопнет в ладоши, 3 раза топнет ногой, 1 раз подпрыгнет и т.д. Эти упражнения в заданном порядке дети сначала повторяют все вместе, а затем каждый в отдельности.

Дети выполняют задания в обратном порядке.

20. ЗАПОМНИ МЕСТО И ПОЗУ

Цель игры: развитие слуховой и зрительной и тактильной памяти

Ход игры:

Педагог дает прослушать детям 1 из мелодий, во время которой все дети расходятся по группе. С последней нотой этой мелодии каждый из них должен остановиться и замереть в позе №1. При этом каждый ребенок должен запомнить не только позу №1 и место, где он замер в этой позе, но и саму мелодию, под которую он двигался. При этом надо иметь в виду: поза не должна придумываться заранее.

Затем под другую мелодию дети расходятся по залу. С последней нотой этой мелодии каждый из них вновь должен остановиться, замереть в позе №2 и запомнить свою новую позу, новое место и новую мелодию. И, наконец, под следующую мелодию дети опять расходятся, а потом вновь замирают с ее окончанием в позе №3.

После этого педагог дает прослушать мелодии в другом порядке. Дети узнают мелодию, вспоминают позу и место, где они ее занимали.

После выполнения задания педагог просит каждого ребенка вспомнить свою 1 позу и показать ее перед всеми, а затем сказать, в какой жизненной ситуации могла бы возникнуть данная поза.

Количество мелодий и поз надо увеличивать постепенно.

21. ВИДЕОСКОП

Цель игры: развитие зрительной   памяти

Ход игры:

Дети сидят в кругу. Педагог по кругу одну за другой передает открытки через каждые 10 секунд и одновременно дает сигнал (щелчок). Общее количество передаваемых открыток может быть от 3 до 5 штук и лучше с сюжетом. Когда все открытки пройдут по целому кругу, педагог их откладывает и просит одного из детей дать описание сначала одной открытки, затем второй, третьей и т.д. Он может также попросить дать описание открыток в любом порядке. В каждое описание открытки могут вносить добавления остальные участники.

22. СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ

Цель игры: развитие зрительной   памяти

Ход игры:

Дети сидят по кругу и по часовой стрелке разбиваются на пары, используя прием «цветочек-солнышко». По команде воспитателя партнеры, повернувшись лицом друг к другу, начинают рассматривать и запоминать внешний вид своего партнера: его одежду, цвет волос. Черты лица и т.д. Затем, отвернувшись друг от друга, каждый из них по очереди дает внешнее описание своего партнера. Их ответы воспитатель может корректировать наводящими вопросами.

23. ПУТЬ ВСЛЕПУЮ

Цель игры: развитие зрительной и двигательной памяти

Ход игры:

Детям поочередно предлагается, закрыв глаза, пройти беспрепятственно по прямой к месту, где стоит стул, и сесть. Перед выполнением этого упражнения необходимо, чтобы каждый ребенок, не закрывая глаз, сначала мысленно преодолел этот путь.

Для усложнения этого упражнения можно на пути детей установить 1 или 2 препятствия, которые ему надо обойти и не задеть. Но сначала он должен мысленно преодолеть этот путь, не закрывая глаз.

24-27. ЛАБИРИНТ

Цель игры: развитие слуховой, зрительной и двигательной памяти

Ход игры:

Лабиринт (извилистый путь) может сооружаться из стульев, игрушек или других предметов. Сначала воспитатель сам показывает, как пройти этот путь, а затем дети несколько раз поочередно проходят этот лабиринт сначала с открытыми глазами, потом с закрытыми.

Варианты:

  1. Путь лабиринта сооружают сами дети.
  2. В момент прохождения лабиринта ребенок может одновременно читать стихотворение, петь.
  3. При выполнении п.2 используются жесты, мимика и выразительная интонация.

28-30. УТРО

Цель игры: развитие слуховой, зрительной   памяти

Ход игры:

Дети садятся на стулья по всей группе. «Представьте, что вы спите, лежа в своей кровати. Закройте глаза и вспомните вашу квартиру, где находится спальня, ванная и кухня. Вдруг зазвонил будильник, но вам не хочется вставать и идти в детский сад. Понимая, что времени мало, вы все-таки встаете, находите ваши тапочки и идете в ванную. Вспомните, где находится мыло, зубная паста, щетка и с какой стороны находятся краны горячей и холодной воды. Открыв краны почистите зубы и вымойте руки и лицо. Вспомните, где висит полотенце, и вытритесь. Позавтракайте. Идите в прихожую и одевайтесь по погоде. Перед уходом посмотрите на часы. Откройте дверь и, выйдя наружу, закройте ее на ключ».

Варианты игры:

  1. Мой день в детском саду
  2. На прогулке

31. ПУТЕШЕСТВИЕ ПО АФРИКЕ

Цель игры: развитие слуховой, зрительной и тактильной памяти

Ход игры:

Дети располагаются в разных частях группы. «Сегодня мы с вами отправляемся путешествовать по Африке. Я буду вам рассказывать о том, с кем или с чем вы встретились в момент вашего путешествия, а ваша задача, используя свое воображение и выбрав свой путь движения, пройти его шаг за шагом, проигрывая при этом все предполагаемые обстоятельства и включив свои ощущения, эмоции в момент встречи с чем-то неожиданным. Необходимо все путешествие кадр за кадром, от начала и до конца, и по команде «Стоп!» все должны остановиться и пройти этот же путь в обратном порядке, вспомнив все те воображаемые обстоятельства, которые встретились на пути».

«Представьте себе, что перед вами простираются труднопроходимые заросли высокого тростника и травы в залитой солнцем саванне. Поскольку эти заросли не обойти, вам остается одно: двигаться вперед, преодолевая эту преграду. Подумайте, что вы при этом должны предпринять и начинайте действовать. Вот, наконец усилия ваши увенчались успехом: вы преодолели заросли и перед вами открылось широкое пространство. Вдалеке вы видите какое-то дерево и идете к нему. Все ближе и ближе, приближаясь к дереву, вы убеждаетесь, что оно очень большое. Толщину его ствола могут обхватить руками несколько человек. В тени его высокой кроны может спрятаться даже небольшое стадо буйволов. Солнце печет очень сильно и вам становится невыносимо жарко. Вы прислоняетесь к этому дереву всем телом, чтобы почувствовать прохладу его ствола в тени густой кроны и, закрыв глаза, окунаетесь в эту прохладу. Вдруг вы слышите крик птицы, парящей где-то над вами, и, подняв глаза, замечаете ее гнездо на ветвях дерева, под которым вы стоите. Вы переносите свой взгляд на парящую птицу, которая постепенно отдаляется от вас все дальше и дальше, пока совсем не исчезнет из виду. Опустив глаза, вы обходите дерево кругом и вдруг видите, что с другой стороны его растет высокий куст, на котором висят большие и очень красивые плоды, похожие на гигантскую клубнику. Вы срываете один из этих плодов и пробуете его. Вкус этого сочного плода землянично-яблочный. Утолив жажду, вы замечаете попугая, сидящего на ветке куста. Поделитесь с ним этим плодом и идите дальше. Приближается вечер. Почувствовав, что начинают кусать москиты, вы возвращаетесь обратно. Стоп!» С этого момента каждый из детей начинает свой путь обратно. Можно изобразить это путешествие на бумаге.

32.РАССКАЗ НА ТЕМУ

Цель игры: развитие слуховой памяти

Ход игры:

Дети сидят полукругом. Какие слова-ассоциации возникают у вас при слове «лес»? Дети называют слова. Полученная цепочка слов может служить для создания рассказа, который затем может быть изображен на бумаге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме: "Развитие слухового восприятия, внимания и памяти на занятиях по развитию речи"

Проблема в развитии слухового восприятия, внимания и памяти детей дошкольного возраста в последние годы вошла в число наиболее актуальных проблем. Уровень актуального развития детей должен быть ...

Конспект НОД в ОО «Познавательное развитие» во второй группе раннего возраста по развитию слухового восприятия, внимания и памяти.

В данном материале представлена разработка НОД с детьми раннего возраста в виде путешествия...

Игры направленные на развитие слухового восприятия, внимания и памяти

Игры направленные на развитие слухового воспириятия, внимания и памяти...

Развитие слухового гнозиса и слухоречевой памяти у детей с ОНР - 1 уровня

Для полноценного и правильного развития ребенка необходимо  чтобы ему было обеспечено разнообразие стимулов, вызывающих различные ощущения и производные от них более сложные реакции. Стимулы...

Картотека Упражнений для развития слуховой памяти

Картотека Упражнений для развития слуховой памяти...

КАРТОТЕКА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ

‑ Послушайте и запомните, какие овощи выросли.В огороде много грядТут и репа, и салатТут и свекла, и горохА картофель разве плох?Наш зеленый огородНас прокормит целый год....