Игры на составление фигур силуэтов и воссоздание фигур по образцам контурного характера. Разновидности игр
статья по коррекционной педагогике (старшая группа)

Соловьева Елена Юрьевна

Статья .Игры на составление фигур силуэтов и воссоздание фигур по образцам контурного характера. Разновидности игр

Скачать:


Предварительный просмотр:

Соловьева Елена Юрьевна

Игры на составление фигур силуэтов и воссоздание фигур по образцам контурного характера. Разновидности игр.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РЕКОМЕНДАЦИЯ.

https://sun9-16.userapi.com/c858416/v858416290/1ce365/QSyvE7_h1Ho.jpg

 

Санкт-Петербург

2020гКомитет по образованию

                                                      Аннотация

Математические игры по составлению плоскостных фигур – силуэтов из геометрических фигур используются с давних времён. Наиболее популярными из этих игр являются «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг». Квадрат, овал, круг разрезаются на несколько частей, из которых можно сложить разнообразные сюжетные фигуры. Такие игры часто называют «Геометрическим конструктором» или «головоломкой». Они вызывают интерес у детей необычностью и занимательностью, требуют умственного и волевого напряжения, способствуют развитию пространственных представлений, творческой инициативы, смекалки, сообразительности.

Воспитателям необходимо учесть то, что для составления плоскостных фигур по образцу необходимо не только знания названия геометрических фигур, их свойств и отличительных признаков, но и умение представить, вообразить, что получится в результате соединения нескольких фигур, зрительно расчленить образец, представленный контуром или силуэтом, на составляющие его части.                                                                                           

                                             

Содержание:

Пояснительная записка……………………………………………….стр5

Игры на составление фигур силуэтов и воссоздание фигур по образцам контурного характера. Разновидности игр………..............................стр6

Литература…………………………………………………………….стр10

Приложения………………………………………………………........стр11

                                            Пояснительная записка

Приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу поможет решить ряд педагогических задач.

Известно, что игра как один из наиболее естественных видов деятельности детей способствует самовыражению, развитию интеллекта, самостоятельности. Эта развивающая функция в полной мере свойственна и занимательным математическим играм.

Игры математического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способность к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности, присущая занимательной задаче, интересна детям. Желание достичь цели — составить фигуру, модель, дать ответ, получить результат – стимулирует активность, проявление нравственно-волевых усилий (преодоление трудностей, возникающих в ходе решения, доведение начатого дела до конца, поиск ответа до получения результата).

Занимательные задачи, игры на составление фигур-силуэтов, головоломки способствуют становлению и развитию таких качеств личности, как целенаправленность, настойчивость, самостоятельность (умение анализировать поставленную задачу, обдумывать пути, способы ее решения, планировать свои действия, осуществлять постоянный контроль за ними и соотносить их с условием, оценивать полученный результат). Выполнение практических действий с использованием занимательного материала вырабатывает у ребят умение воспринимать познавательные задачи, находить для них новые способы решения. Это ведет к проявлению у детей творчества (придумывание новых вариантов логических задач, головоломок с палочками, фигур-силуэтов из специальных наборов «Танграм», «Колумбово яйцо» и др.).

Дети начинают осознавать, что в каждой из занимательных задач заключена какая-либо хитрость, выдумка, забава. Найти, разгадать ее невозможно без сосредоточенности, напряженного обдумывания, постоянного сопоставления цели с полученным результатом.

Игры на составление фигур-силуэтов и воссоздание фигур по   образцам контурного характера. Разновидности игр.

Проследим методику обучения детей на примере игры «Танграм». Ее называют еще «геометрический конструктор», создана китайским ученым жившим несколько тысяч лет назад, и названа его именем.

Из определенного набора геометрических фигур составляются силуэты. Геометрические фигуры являются составными частями одинаково окрашенного с двух сторон квадрата из картона, пластика или фанеры, разрезанного согласно определенным правилам на 7 геометрических фигур. Для изготовления игры удобно использовать квадрат размером 10х10 см. Квадрат разрезается так, чтобы получилось 5 прямоугольных треугольников разных размеров: 2 больших, 1 средний, 2 маленьких; 1 квадрат, равный по размеру 2 маленьким треугольникам; четырехугольник, по площади равный квадрату.

Из 7 частей квадрата можно составить различные как геометрические (квадрат, прямоугольник, трапецию, треугольник и др.), так и образные плоские фигуры (из двух наборов можно составить сюжет).

Создавая фигуры, надо учитывать следующие правила: в состав каждого силуэта должны входить все части игры, соединять их можно только по сторонам, не допуская наложения одной части на другую.

Набор игры позволяет самостоятельно придумывать и составлять фигуры-силуэты.

Эта игра вызывает у детей интерес к конечному результату (составить силуэт зайчика, гуся, домика и т. д.). Игры такого типа совершенствуют наглядно-образное мышление дошкольников, создают условия для развития логических компонентов мышления.

Правила игры.

1.Использовать для составления каждой фигуры все части квадрата, круга, овала.

2.Соединять их только по граням, чтобы они плотно примыкали одна к другой.

3.Не допускать наложения одной части на другую.

Этапы обучения детей играм.

Обучение детей играм «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный круг» должно проводиться последовательно, с учётом индивидуальных способностей ребёнка.

1 этап. Ознакомление детей с игрой: сообщение названия, рассматривание отдельных частей, уточнение их названия, соотношение частей по размерам, усвоение способов соединения их между собой.

Дети должны знать и уметь практически выделять отличительные признаки геометрических фигур (треугольников, четырёхугольников, круга, овала), при условии различного расположения их в пространстве. Можно поупражнять детей в создании разнообразных новых геометрических фигур из фигур данного набора.

Дети должны иметь необходимые практические навыки в трансфигурации геометрических фигур (соединении нескольких фигур в целях создания новой). После ряда таких упражнений можно переходить ко второму этапу.

2 этап. Составление сюжетных фигур по элементному изображению предмета: заключается в механическом подборе, копировании способа расположения частей игры. Необходимо внимательно рассмотреть образец, назвать составные части, их расположение и соединение.

Такой способ не позволяет ребёнку проявить творчество, самостоятельность, поэтому долго задерживаться на данном этапе нежелательно. Достаточно предложить детям 2-3 силуэта и переходить к следующему этапу.

3 этап. Составление сюжетных фигур по частичному элементному изображению. Здесь детям предлагаются образцы, на которых указано место расположения одной-двух составных частей, остальные они должны расположить самостоятельно.

Дети могут накладывать части на образец, учитывая направление линий контура, пропорциональное соотношение. Ребёнок самостоятельно ищет способы составления силуэта. Методом проб и ошибок он добивается необходимого результата.

4 этап. Составление сюжетных фигур по контурному или силуэтному образцу.

На этом этапе ребёнку нужно научиться зрительно дифференцировать направление линий силуэта (контура) составляемой фигуры. В процессе предварительного анализа образца он должен зрительно расчленить сложную фигуру на составляющие элементы. После чего практически проверить своё предположение. Для детей подобный процесс воссоздания является сложным, вызывает активную работу мысли, воображения. Если ребёнок затрудняется в составлении сюжетной фигуры, необходимо обратить его внимание на направление и соотношение линий, общее строение, форму изображённого на образце предмета, указать место расположения некоторых частей. По мере усвоения детьми способов и приёмов составления различных сюжетных фигур у них появляется желание создать что-то своё. Переход ребёнка к построению фигур по замыслу- это яркое проявление творческих способностей, самостоятельности, гибкости ума, смекалки и сообразительности.

Советы взрослым (педагогам).

Если вы видите, что дети справляются с заданием, переходите к следующему этапу.

Предложите детям обвести понравившуюся композицию на лист бумаги и заштриховать (закрасить) её.

Предложите детям придумать собственную фигуру (можно сделать вместе со взрослым).

Так же можно рассмотреть логическую головоломку «Колумбово яйцо»  Ее создатель – инженер Фридрих Рихтер. Для изготовления он использовал кварцевый песок, гипс и льняное масло.

Данная игра способствует развитию у малышей:

  • логического мышления;
  • моторики рук;
  • сенсорных способностей и пространственного представления;
  • фантазии;
  • самостоятельности;
  • лидерских качеств;
  • смекалки и сообразительности;
  • самоконтроля.

Когда ребенок занимается такими головоломками, он учится принимать решения, у него активизируется умственная деятельность, и что самое главное – оба полушария мозга работают одновременно, что в дальнейшем очень пригодится ему в жизни.

Основной фигурой в игре «Колумбово яйцо» является овал, который поделен на определенное количество элементов – геометрических фигур. Итак, головоломка состоит из:

  • четырех треугольников – 2 больших, 2 маленьких;
  • двух трапеций, основа которых имеет округлую форму;
  • четырех фигур, которые напоминают по форме треугольник – две из этих фигур маленькие, другие две большие, одна из сторон округлена.

Правила игры

Учитывая тот факт, что «Колумбово яйцо» рассчитано на детей возрастом от 3 лет, можно предположить, что правила игры достаточно простые и незамысловатые.

Суть и цель ее в том, чтобы малыш научился воспринимать фигуры выкладывать их, используя детали головоломки. Но помните, самостоятельно сразу ребенок не сможет осилить правила и понять, что и как делать, ему нужно помочь.

Помощь заключается в следующем:

  • рассмотрите игру и все ее детали с ребенком, проговорите название фигур и цвета;
  • научите ребенка искать схожие между собой элементы, комбинировать их;
  • попробуйте подтолкнуть малыша к тому, чтобы пофантазировать – посравнивайте отдельные детали с какими-то знакомыми ему вещами, например, треугольники с округленной одной стороной похожи на крылья птицы;
  • предложите своему чаду сложить несколько фигур.

Если вы проработаете все выше перечисленные этапы и поможете ребенку понять и вникнуть в игру, она непременно увлечет его

  • Выберите одну из схем (они идут в комплекте). Если малыш еще совсем кроха, начните с простого изображения.
  • Используя абсолютно все элементы, выложите аналогическую фигуру. Для начала можно выкладывать непосредственно на схему, так проще, а когда мастерство ребенка вырастет, пусть выкладывает рядом.
  • Элементы нельзя накладывать друг на друга. Детали устанавливаются стык в стык

          Используемая литература

  1. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях/Сост. В.В. Данилова. – М.: Просвещение, 1987. – 175 с.
  2. Метлина Л.С. Математика в детском саду. – М.: Просвещение, 1984. – 256 с.
  3. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. – М.: Просвещение, 1990. – 94 с.
  4. Подъяков Н.Н. «Новый подход к развитию творчества у дошкольников» // Вопросы психологии 1990 г. № 1 с. 1

Приложения

Схемы к игре «Колумбово яйцо»

https://www.i-igrushki.ru/upload/iblock/3e9/3e9bf58a5f4cc0d78e1885afaf36888c.jpg 

Схемы к игре ,,Танграм,,

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0cc7/000c8fe6-d5b525af/hello_html_m265f78c4.jpg

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра «Собери фигуру по образцу» для детей старшего дошкольного возраста.

Цели:Закреплять представления детей о геометрических фигурах, умения группировать их по различным признакам, развивать пространственное представление, воображение, умение анализировать, сопоставлять, ...

Дидактическая игра «Разложи фигуры по образцу»

Цель: учить детей называть геометрическую форму и цвет, учить выкладывать изображение по образцу,из нескольких геометрических фигур. Развивать мелкую моторику пальцев рук,память, внимание и ...

Игра на тренировку пространственного мышления «Составь фигуры по образцу»

Игра «Составь фигуры по образцу» — направлена на развитие внимания, наблюдательность, координации движения, воображения, пространственного мышления и интеллекта....

Дидактическая игра «Сложи фигуры по образцу» Для детей от 3 до 6 лет

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение г. Новосибирска«Детский сад № 28 комбинированного вида» Дидактическая игра «Сложи фигуры по образцу»Для детей ...

Дидактическая игра "Собери фигуру по образцу"

Такая игра может использована в совместной игровой деятельности, так же в специально-организованной деятельности. количество детей в игре от 1-9 человек. ход игры: на столе перед ребнком располо...

Дидактическая игра «Собери фигуру по образцу» для детей младщего дошкольного возраста.

Развивать пространственное представление, воображение, умение анализировать, сопоставлять, работать со схемой, развивать зрительно-моторную координацию....

ТЕМА: ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДЕЙСТВИЯ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ НА НАГЛЯДНОЙ ОСНОВЕ. РЕШЕНИЕ ПРОСТЫХ ЗАДАЧ НА СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ. ВОССОЗДАНИЕ ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУР ПЛОСКОСТНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПРЕДМЕТОВ ПО ОБРАЗЦАМ КОНТУРНОГО ХАРАКТЕРА.

Цель:  сформировать понятие и представления о сложении и вычитании; продолжать знакомить со знаком «+», «-»; ввести понятие «задача» на элементарном уровн...