Консультация для родителей «Как правильно провести домашнее логопедическое занятие?»
консультация по коррекционной педагогике (старшая, подготовительная группа)

Баскова Светлана Владимировна

Консультация для родителей детей с речевыми нарушениями. В ней даны рекомендации о правильной и последовательной организации занятий в домашних условиях: основные правила проведения и структура домашнего речевого занятия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domashnee_logopedicheskoe_zanyatie.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

Статистика утверждает, что количество детей с различными речевыми проблемами в последние годы значительно увеличилось.

Только в процессе общения с окружающими людьми формируется речь ребенка. Главную роль играет, конечно, общение с родителями. И если перед логопедом стоит задача исправить дефекты речи, возникшие при неправильном речевом развитии, то задача родителей — обеспечить нормальное развитие устной речи своего малыша:

  • развитие связной речи,
  • грамматического строя речи,
  • правильного звукопроизношения.

Уважаемые родители, вы начали заниматься со специалистом или решили самостоятельно проводить домашние занятия по развитию речи.

Как известно, что в процесс успешного обучения входит следующая цепочка:

             Специалист — Ребёнок — Родитель

Специалист — логопед обычно дает домашнее задание, или вы подбираете материал к домашним занятиям с ребенком самостоятельно.

Основные правила, которые нужно учитывать родителям, когда они занимаются дома с ребенком

1. Пособия и литература для домашних речевых занятий должны соответствовать возрасту ребенка, с небольшим плюсом – минусом. То есть с пятилетним ребёнком вы можете заниматься по методикам от четырех до шести лет.

2. Занятия должны, по возможности, проходить в одно и то же время. И тут надо постараться «взять себя в руки», никакие отговорки от взрослого не принимаются. Например: «Мне надо было сходить в магазин». Дети это чувствуют, и если время будет периодически переноситься, то учебный настрой у ребёнка пройдёт. И в следующий раз ребёнка будет сложно уговорить заниматься.

3. Занятия лучше проводить в одном и том же месте, например, за детским столом. Если, конечно, другого не требует направленность занятия — например, задания с водой лучше проводить на кухне или ванной.

4. Длительность домашнего речевого занятия. Занятие с ребёнком старшего дошкольного возраста длится до 30 минут.  Начинаем от 5-10 минут, обязательно с частой сменой деятельности. Например, позанимались закреплением произношения звуков, затем пальчиковые упражнения, затем выполнили задания по развитию речи.

5. Следует помнить, что ведущий вид деятельности у ребёнка дошкольного возраста – игра. Поэтому все задания должны обыгрываться.

Структура домашнего речевого занятия

1. Организационный момент. 

Ребёнку и Вам надо настроиться на занятие. Например, можно сказать: «А теперь мы с тобой пойдём в гости к звуку [С]» и так далее.

2. Артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика — это гимнастика для языка и других частей артикуляционного аппарата. Рекомендуем выполнять каждое упражнение от 5 до 10 раз.

3. Пальчиковая гимнастика.

Активные движения пальчиками, которые выполняет сам ребёнок по показу взрослого. Пассивная пальчиковая гимнастика – выполняет взрослый руками ребёнка. Самомассаж — делается как руками ребёнка и взрослого, так и с помощью различных приспособлений. Например, массажируем ладошки и пальчики прокатыванием грецких орехов.

4. Дыхательная гимнастика. 

У детей очень часто встречается неправильное речевое дыхание. Это значит, что ребёнок не соблюдает необходимой последовательности: проглатываем слюни – вдох — на выдохе произносим слова. Существует много игр и приёмов, методик, чтобы добиться правильного дыхания. Например, игры с водой – «Буря», когда дуем через трубочку в ёмкость с водой, сильно или слабо, но долго. Взрослый координирует задания и следит за правильностью их выполнения.

5. Многократное произнесение звука (отдельное произнесение твёрдых и мягких).

Например «с — с — с», «сь — сь — сь» и другие звуки. Упражнение «Заморозим пальчики» — подносим ко рту руки и пытаемся их «заморозить», при правильном произнесении звуков [С] и [С’] воздух должен быть холодный.

6. Многократное проговаривание слогов.

Например:

  • са-са-са
  • ас-ас-ас
  • аса-аса-аса

Так же с другими гласными.

Затем меняем слоги местами.

  • ас-ос-ус-ыс
  • са-со-су-сы

Позднее можно проговаривать со сменой слов:

  • сок-сом-сам
  • сом-сам-сок

7. Проговаривание слов со звуком в начале, конце, середине слова.

С утрированием, на данном звуке:

  • сссом
  • сссани
  • носсс

Слова со звуками [Ч], [Ц] – начинают со слов, где звук стоит в конце.

8. Составление, проговаривание словосочетаний с заданным звуком. 

  • Сели в сани.
  • Санин сок.

9. Составление предложений с заданными словами.

Соня, сани, села, в. Соня села в сани.

10. Проговаривание чистоговорок и скороговорок с заданным звуком. 

Пример: «Сколько ножек и сколько сапожек у сорока сороконожек?»

11. Счёт от 1 до 10, туда и обратно с добавлением слов, словосочетаний.

  • Один сок.
  • Два сока.
  • Пять соков.

12. Распространённое предложение.

Добавлять в предложение по слову.

Пример:

  • Соня.
  • Соня села.
  • Соня села в сани.

и так далее.

13. Пересказ рассказа.

Вот новый дом. У дома сад. В саду высокая сосна. Под сосной скамейка. На скамейке Соня, а под скамейкой собака. У Сони ананас, а у собаки кусок мяса.

14. Дифференциация (отличение) звука от других.

Например: «С» от других звуков –

  • отдельно: с-з-с,
  • в слогах: са-за-са,
  • словах: коса-коза-коса и так далее.

Данный вид заданий добавляется позже, когда ребёнок уже хорошо произносит звук.

Рекомендуемая пособия для занятий с детьми:

1. Т. Воробьева, О. Крупенчук. Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика.

2. О. Крупенчук. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет.

3. В. Коноваленко, С. Коноваленко. Домашние тетради №1 – 8 для закрепления произношения звуков.

4. Н. Теремкова. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет, альбомы

№1 – 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Как правильно провести зрительную гимнастику дома».

Зрительная гимнастика имеет огромное значение в работе с детьми с нарушениями зрения, так как является профилактикой зрительного утомления и напряжения,  снижения остроты зрения....

Консультация для родителей "Как правильно провести пальчиковые игры"

Эта консультация поможет родителям правильно проводить пальчиковые игры дома, тем самым развивать мелкую моторику рук, связную речь, память....

Консультация для родителей "Зачем нужно выполнять домашние логопедические задания"

В данной статье рассказывается о важности выполнения домашних заданий, порученных учителем-логопедом. Даются рекомендации о выполнении домашних заданий....

Консультация для педагогов «Как правильно провести детский утренник»

Консультация для педагогов «Как правильно провести детский утренник»...

Консультация для родителей «Как правильно выполнять домашнее задание?»

Выполнение домашних заданий родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии. Особое значение родителей...

Консультация для родителей «Как правильно выполнять домашнее задание логопеда»

Каково значение логопедического домашнего задания? Выполнение домашних заданий является огромной помощью логопеду. Дети, которые занимаются дополнительно дома с родителями по заданиям логопеда, г...