Консультация "Речевая азбука для родителей младших дошкольников"
консультация по развитию речи (младшая группа)

Фролкина Антонина Васильевна

Артикуляционная гимнастика – это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите малыша перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать вверх язык , делать его широким и узким, удерживать в правильном положении. Быстрая речь неприемлема в разговоре с ребенком. Говорить нужно ясно, четко, называя предметы правильно, используя как  «детские», так и  «взрослые» слова  (это  машина – би-би), а вот собака - ав-ав). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevaya_azbuka_dlya_roditeley_mladshih_doshkolnikov.docx19.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 27 «Сказка»

Консультация для воспитателей:

«Речевая азбука для родителей младших дошкольников»

                                                                         

                                                                                            Подготовила:

                                                                                           Учитель-логопед

                                                                                           Фролкина А.В.

                                                   

2023 г.


          Артикуляционная гимнастика – это гимнастика для губ, языка, нижней челюсти. Научите малыша перед зеркалом открывать и закрывать рот, поднимать вверх язык , делать его широким и узким, удерживать в правильном положении. Быстрая речь неприемлема в разговоре с ребенком. Говорить нужно ясно, четко, называя предметы правильно, используя как  «детские», так и  «взрослые» слова  (это  машина – би-би), а вот собака - ав-ав). Не позволяйте малышу говорить быстро. Всегда рассказывайте ребенку о том, что видите. Помните, что если для вас все окружающее знакомо и привычно, то малыша, со всем, что нас окружает, нужно познакомить. Объясните ему, что дерево растет, цветок цветет, зачем на него села пчелка и т.д. От вас зависит, насколько развит будет ваш ребенок.

    Главные составляющие красивой речи: правильность, четкость, внятность, умеренные темп и громкость, запас словарного запаса и интонационная выразительность. Дыхательная гимнастика важна в становлении речи. Чтобы выработать воздушную струю, необходимую для произнесения многих звуков, научите ребенка дуть тонкой струйкой на легкие игрушки, шарики, кораблики на воде (щеки раздувать нельзя!).  Если ребенку исполнилось  3 года он уже должен говорить фразами. Отсутствие у ребенка  фразовой речи говорит о задержке речевого развития, а отсутствие слов в 3 года – о грубых нарушениях общего развития. Жесты дополняют нашу речь, но если малыш вместо речи пользуется только жестами, не пытайтесь понимать его без слов. Сделайте вид, что не знаете что он хочет, побуждайте его выражать просьбы словами. Чем дольше вы будете понимать «жестовую» речь, тем дольше  он будет молчать. «Золотая середина» - вот к чему надо стремиться,  в развитии ребенка,  т.е. к норме.

    Присмотритесь к своему малышу, отличается ли он от других сверстников?. Старайтесь не перегружать его лишней ненужной информацией, не форсируйте, не ускоряйте искусственно его развитие. Пока ребенок не овладел родным языком, не изучайте с ним иностранный язык  (не случайно в двуязычных семьях очень часто наблюдается общее недоразвитие речи).

Иллюстрации в детских книгах, соответствующих возрасту  ребенка, - прекрасное пособие для развития речи.  Рассматривайте с ним иллюстрации,  беседуйте о том, что (кто?)  изображен  на картинке; пусть малыш отвечает на вопросы: где?,  кто?, какой?, что  делает?,  какого цвета?,  какой формы?  и т.п.

    Критерии, по которым можно оценить речь ребенка, родители должны знать.

   Леворукость – не отклонение, а индивидуальная особенность человека, заложенная во внутриутробном периоде, и не допускает переучивания, Это может привести к  возникновению неврозов и заиканию.

   Мелкая моторика – так обычно называют движения кистей и пальцев рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Поэтому стремитесь к развитию малыша. Пусть сначала это будет массаж пальчиков, игры типа «Сорока, сорока…», затем игры с мелкими предметами под вашим контролем

          шнуровки, лепка, конструктор, застегивание пуговиц и т.д.

Нельзя заниматься с ребенком, если у вас плохое настроение. Лучше отложить занятие и в том случае, если малыш чем-то расстроен, или болен. Только положительные эмоции обеспечивают эффективность и высокую результативность занятия. Общее недоразвитие речи,(ОНР)  часто встречается у тех детей, которые заговорили  поздно: слова – после 2х лет, фраза – после 3х. Можно говорить  об  ОНР, когда у ребенка отмечается недоразвитие всех компонентов речи: нарушено звукопроизношение, ограничен словарный запас, плохо развито фонематическое восприятие, нарушен грамматический строй языка и связная речь.

    Подражание свойственно всем малышам, поэтому старайтесь по возможности, ограничивать  общение ребенка с людьми, имеющими речевые нарушения (особенно заикание!).

   Режим дня очень важен  для  маленького ребенка, особенно гиперактивного. Постоянное перевозбуждение нервной системы, недостаточный сон приводит к переутомлению, перенапряжению, что в свою очередь, может вызвать заикание и другие речевые расстройства. Если малыш плохо спит, у его изголовья можно положить саше (мешочек ) с корнем валерианы. Можно использовать так же натуральные масла, обладающие успокаивающим действием.

   Соска вредна, если малыш сосёт ее долго, и часто. Во-первых, у него формируется высокое (готическое) нёбо, которое влияет на формирование правильного звукопроизношения, Во – вторых, соска мешает речевому общению, Вместо произношения слов ребенок общается с помощью жестов и пантомимики. По гигиеническим соображениям соска так же нежелательна. Только комплексное воздействие различных специалистов  (логопед, врач, воспитатели, родители поможет качественно улучшить, или исправить сложные речевые нарушения – заикание, алалию, ринолалию, ОНР, дизартрию.

   Умственное развитие неотделимо от речевого, поэтому занимаясь с ребенком, нужно развивать все психические процессы: мышление, память, речь, восприятие.

   Фольклор – лучший речевой материал, накопленный народом веками. Потешки, поговорки, пословицы, скороговорки, стихи, песенки развивают речь детей и с удовольствием ими воспринимаются. Скороговорки развивают дикцию. Но сначала их нужно произносить в медленном темпе, перед зеркалом, четко проговаривая каждый звук, затем постепенно темп увеличивая.

   «Хорошо устроенный мозг лучше, чем хорошо наполненный» - эту истину провозгласил еще М. Мортень. Информация, которая сообщатся ребенку, должна соответствовать его возрасту и способностям.

   Цветы (ромашки, одуванчики и др. можно использовать для развития речевого дыхания.  Предлагая ребенку дуть на одуванчик (не раздувая щеки!), вырабатываем речевое дыхание: вдох носом, выдох ртом («Ах как пахнет!». Внимание! Детям с аллергией эти упражнения противопоказаны!

«Часики» - упражнение для развития подвижности языка. Ребенок смотрит в зеркало, рот открыт, язычок тонкий и острый выглядывает изо рта. Взрослый задает ритм: «Тик-так, тик-так!», а ребенок качает язычком из стороны в сторону. Скорость можно менять в зависимости от того, как ребенок выполняет это упражнение.

   Шепотной речи тоже нужно учить. Ребенку тяжело менять силу голоса. Следите за тем, чтобы малыш не перенапрягал голосовые связки. Крик противопоказан всем, а особенно детям до 10 – 12( !), лет, так как их голосовые связки находятся в стадии формирования.

 Щетка (любая), используется для массажа пальцев, ладошек, стимулирует развитие мелкой моторики, повышает тонус мышц рук и пальцев.

«Эхо» - игра, способствующая развитию умения  менять силу голоса. Вы произносите громко любое слово, ребенок повторяет несколько раз, понижая силу голоса.

   Язык – орган артикуляции. Научите ребенка перед зеркалом поднимать и опускать язык, делать его широким, узким. Достаточно 10-15 минут ежедневных занятий артикуляционной гимнастикой, чтобы у малыша не было проблем с произнесением звуков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевая азбука для родителей младших дошкольников

Речевая азбука для родителей младших дошкольников...

Речевая азбука для родителей младших дошкольников

На каждую букву алфавита даны советы родителям младших дошкольников....

Речевая азбука для родителей младших дошкольников.

Рекомендация логопеда для родителей детей младшей группы детского сада. Из  данного материала можно взять для себя много полезного и интересного. Например: как разговаривать с ребенком дома, как ...

Речевая азбука для родителей младших дошкольников

Отсутствие фразовой речи говорит о задержке речевого развития, а отсутствие слов в 3 года – о нарушениях общего развития....

Речевая азбука для родителей младших дошкольников. Консультация для родителей.

Главные составляющие красивой речи: правильность, четкость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность. Такой должна быть ваша речь. Предложенна...

Консультация для родителей на тему : "Речевая азбука для родителей младших дошкольников"

Если ребенку исполнилось 3 года,он уже умеет говорить фразами. Отсутствие фразовой речи говорит о задержке речевого развития,а отсутствие слов в 3 года - о грубых нарушениях общего развития....