АООП ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР ОТ 4 ДО 7 ЛЕТ
рабочая программа по коррекционной педагогике (средняя, старшая, подготовительная группа)

Актуальность АООП для детей с ЗПР обусловлена необходимостью построения системы коррекционно-развивающей работы в дошкольных группах в условиях инклюзивного образования. АООП предполагает полное взаимодействие и преемственность всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей (законных представителей) дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание и гармонизацию психофизического развития детей в соответствии с ФГОС.

Цель: построение системы коррекционно-развивающей работы, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов доу и родителей (законных представителей) детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aoop_s_zpr.docx98.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение города Тулуна

«Детский сад «Светлячок»

«АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОТ 4 ДО 7 ЛЕТ»

                                                     

Разработали:

Александрова С.А. воспитатель

Томилова В.Г. инструктор по ФИЗО

Папанова Г.И. учитель-логопед

Зайцева Л.Г. музыкальный руководитель

2019г

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

Пояснительная записка

С каждым годом количество детей с ограниченными возможностями здоровья стремительно растет. Адаптированная  основная образовательная  программа  (АООП) является программным документом для работы с детьми с 4 до 7 лет дошкольного возраста с задержкой психического развития.  

Задержка психического развития (ЗПР) – нарушение нормального темпа психического развития при котором отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своем развитии от принятых психологических норм для данного возраста

При ЗПР отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности.

речь детей с ЗПР своеобразна и может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференциации  словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти. Значительно отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая стороны речи.

Дети с ЗПР испытывают трудности ориентировании во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

Динамика психического развития ребенка с ЗПР зависит от варианта дефекта, уровня интеллектуально-эмоционального развития, особенностей умственной работоспособности, своевременной коррекции.

По этиопатогенетическому принципу (классификация К.С.Лебединской) выделяют следующие виды ЗПР:

  • ЗПР конституционного происхождения. Эмоционально-волевая сфера ребенка находится на более ранней ступени развития во многом напоминая нормальную структуру эмоционального склада детей более младшего возраста.
  • ЗПР соматогенного происхождения. этот тип психической задержки обусловлен влиянием различных тяжелых соматических состояний, перенесенных в раннем возрасте (операции с наркозом, болезни сердца, малая подвижность, астенические состояния)
  • ЗПР психогенного происхождения. Этот тип нарушения связан с неблагоприятными условиями воспитания, рано возникшими и длительно действующими. ЗПР такого типа возникает в трёх основных случаях: недостаточная опека, гиперопека, авторитарное воспитание.
  • ЗПР церебрально-органического происхождения. Это наиболее часто встречающийся вариант, который может проявляться в психической неустойчивости или тормозивности.

Все перечисленные особенности обусловливает низкий уровень овладения дошкольниками с ЗПР всеми видами детской деятельности (предметно-манипулятивной, коммуникативной, игровой, продуктивной, познавательной, речевой ...). Дети не проявляют устойчивого интереса, их деятельность недостаточно целенаправленна, поведение импульсивно. Качественное своеобразие характерно для эмоционально волевой сферы и поведения. Таким образом, ЗПР это сложное полиморфное нарушение, при котором страдают разные компоненты психической и физической сфер.

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей с задержкой психического развития (далее Программа) определяет содержание и организацию образовательной деятельности, обеспечивает развитие воспитанников        с задержкой психического развития      с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей, а так же при необходимости обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию.

Программа направлена на:

- создание условий развития ребенка с ЗПР, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Данная Программа реализуется на протяжении всего времени пребывания детей в детском саду и направлена на разностороннее развитие детей 4-7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в т.ч. достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования  для детей с ЗПР (далее АООП ДО для детей с ЗПР) разработана на основе:

  1. Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования;
  2. Примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»        (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой),
  3. Адаптированной     примерной     основной     образовательной     программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (под ред. Проф. Л.В. Лопатиной)
  4. Программой воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития/ под ред. Л.Б. Баряевой, Е.А. Логиновой- СПб.: ЦДК проф Л.Б. Баряевой , 2010

Программа разработана в соответствии с:

  1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
  2. «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации        режима работы дошкольных организациях».
  3. Санитарно        -эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13, утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26, (далее – СанПиН).

4. Приказом Министерстваобразования инауки РоссийскойФедераци

          от 17.10.2013     №1155 "Об утверждении федерального государственного  образовательного стандарта дошкольного образования"

                (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384).

  1. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13.08.2013г. №1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам -образовательным программам дошкольного образования".
  2. Законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".

Актуальность АООП для детей с ЗПР обусловлена необходимостью построения системы коррекционно-развивающей работы в дошкольных группах в условиях инклюзивного образования. АООП предполагает полное взаимодействие и преемственность всех специалистов дошкольного образовательного учреждения и родителей (законных представителей) дошкольников. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание и гармонизацию психофизического развития детей в соответствии с ФГОС.

Срок реализации Программы – 3 года.

Цели и задачи Программы.

Цель: построение системы коррекционно-развивающей работы, предусматривающей полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов доу и родителей (законных представителей) детей.

Задачи:

  • создать оптимальные условия для полноценного развития детей  в соответствии с их индивидуальными психофизическими особенностями, особыми образовательными потребностями, личностными интересами и организация образовательного процесса, которые позволят:
  • сохранить и укрепить физическое и психическое здоровье детей, в том числе их эмоциональное благополучие;
  • обеспечить        равные возможности для полноценного развития, в том числе и творческого потенциала, каждого ребенка;
  • обеспечить        развитие        дошкольников в соответствии с возрастными        и индивидуальными особенностями.
  • формировать предпосылки успешной адаптации на новой ступени образования и жизни в целом;
  • обеспечить        психолого-педагогической        поддержкой родителей (законных представителей) детей с ЗПР через повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития, образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Планируемые достижения

Планируемые результаты освоения АООП предусмотрены в ряде целевых ориентиров. Целевые ориентиры образования дошкольников с ЗПР выражены в  социально-нормативных, возрастных характеристиках возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Целевые ориентиры ДО определяются независимо от форм реализации Программы.

Речевое развитие:

  • Ребенок интересуется литературными произведениями разных жанров, природными объектами, явлениями и различной информацией, которую получает в процессе общения;
  • Знает назначения предметов (одежда, обувь, мебель, посуда) и некоторые их свойства;
  • Может совместно с взрослым прочить наизусть стихотворение;
  • Активный словарь постепенно пополняется словами;
  • Ребёнок может сказать, что изображено на картинке.

Познавательное развитие:

  •  Ребенок проявляет интерес к самостоятельному познанию, обследованию ярких, значимых для него предметов;
  • Организует собственную деятельность по исследованию свойств предметов и материалов;
  • Ребенок классифицирует предметы (овощи, фрукты, мебель, одежда) по различным свойствам; выделяет некоторые признаки сходства и различия предметов;
  • Имеет представления о растениях и животных, владеет некоторыми представлениями об уходе за растениями, некоторыми животными, стремится применять имеющиеся представления в собственной деятельности;
  • Самостоятельно создает конструкции из разнообразных по форме, величине предметов в соответствии со своим творческим замыслом.

Социально-коммуникативное развитие:

  • Ребенок вступает в контакт со сверстниками, взрослыми обменивается предметами;
  •  Создает предметную среду своей игры (ролевой или режиссерской) в соответствии с собственными замыслами, используя для этого игрушки, конструкторы, модули, любые подручные средства или поделочные материалы;
  •  Понимает эмоциональные состояния окружающих, проявляет сочувствие, готовность помочь окружающим;
  • В случае необходимости может обратиться к взрослому за помощью;
  • Может оценить в соответствии с правилами свои поступки, поступки окружающих;
  • Имеет представления о семейных праздниках, родственных отношениях и способах поддержания родственных связей;
  • Может проявлять осторожность и осмотрительность с новыми вещами.

Художественно-эстетическое развитие:

  • Умеет рассматривать и обследовать предмет, в том числе и с помощью рук;
  • Умеет рисовать некоторые отдельные предметы и легкие композиции;
  • Имеет представления о форме некоторых предметов, величине, цвете;
  • Владеет приемами лепки, использования стеки;
  • Овладевает приемами разрезания по прямой линии коротких и длинных полос;
  • Умеет составлять из вырезанных полос изображения различных предметов;
  • Владеет навыками наклеивания.

Физическое развитие:

  • Ребенок выполняет основные движения в соответствии с возрастом;
  •  Проявляет желание участвовать в подвижных играх с элементами  соревнования;
  • Умеет ходить и бегать легко, ритмично, сохраняя правильную осанку;
  • Умеет прыгать на месте, прыгать в обозначенное место, прыгать в длину с места на расстояние;
  • Умеет метать мяч и предметы на расстояние вытянутой руки, в вертикальную и горизонтальную цель; отбивать руками мяч от пола;
  • Одевается, раздевается и обувается с помощью взрослого, самостоятельно умывается и моет руки, пользуется предметами личной гигиены по назначению (мыло, расческа, полотенце, носовой платок);
  • Умеет привлечь внимание взрослого в случае необходимости: травмы, недомогания и прочего.

Содержание коррекционной работы.

Сроки

Содержание работы

1-15 сентября

Психолого-педагогическое обследование детей. Составление индивидуальных маршрутов развития, заполнение документации.

16 сентября – 15 мая

Подгрупповые, индивидуальные занятия по расписанию.

16 - 30 мая

Итоговая (мониторинговая) диагностика развития детей. Заполнение документации.

Форма организации занятий – подгрупповая  и индивидуальная. При формировании подгрупп учитывается возраст детей, индивидуальный темп деятельности.

   Индивидуальные занятия составляют существенную часть  работы в течение каждого рабочего дня. Они направлены на осуществлении коррекции индивидуальных недостатков психофизического развития воспитанников, создающие определённые трудности в овладении программой.

Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15 – 25 минут.

Формы, методы  и приёмы работы с воспитанниками

Формы работы

Непосредственная образовательная деятельность – занятия (НОД)

Занятия (индивидуальные, подгрупповые, групповые)

Занятия комплексные, интегрированные

Целевые прогулки, экскурсии

Игры

Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов и специально организованных мероприятий

Утренняя гимнастика

Гимнастика после дневного сна

Коллективный труд

Игры, где замысел или организация принадлежит педагогу (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные, театрализованные и др.).

Активный отдых.

Физкультурные минутки, динамические паузы.

Чтение художественной литературы

Тематические досуги, развлечения.

Театрализованные представления

Совместная деятельность взрослого и ребёнка тематического характера.

Педагогическая ситуация.

Свободная (нерегламентированная) деятельность ребёнка

Спонтанная игровая деятельность

Свободная творческая, продуктивная деятельность

Рассматривание книг, иллюстраций и т.п.

Самостоятельная двигательная активность.

Уединение.

Методы и приёмы работы

Методы

Приёмы

Наглядный

  • Предметная наглядность
  • Предметные и сюжетные картинки
  • Расположение предметов по образцу
  • Выкладывание последовательностей
  • Классификация и группировка по заданному свойству или признаку (восстанови последовательность, узор)
  • Выкладывание логических цепочек

Словесный

  • Вопрос как стимул к речевой активности
  • Оценка детской речи
  • Рассказ о проделанной работе
  • Придумывание по образцу
  • Комментирование собственных действий
  • Выделение 4-лишнего по заданному признаку.
  • Анализ качества выполненной работы (педагогом, сверстниками, самим ребенком)
  • Анализирование  собственных действий в конкретной ситуации («Кто я? – в транспорте – пассажир, дома – сын, брат, сестра, дочь…)

Практический

  • Дорисовывание недостающих элементов (раскрашивание)
  • Угадывание предметов на ощупь
  • Выполнение действий по словесной инструкции
  • Запоминание и выполнение инструкций.
  • Выкладывание фигур из палочек, веревочек, мозаики
  • Рисование в воздухе

Игровой

  • Использование игрушек и сказочных персонажей
  • Исправление «ошибок» педагога или персонажа

Взаимодействие с семьями родителей

В условиях работы с детьми с задержкой психического развития перед педагогическим коллективом встают новые задач по взаимодействию с семьями детей, т.к. в специальной поддержке нуждаются не только воспитанники, но и их родители. Это связано с тем, что многие родители не знают закономерностей психического развития детей и часто дезориентированы в состоянии развития своего ребенка. Они не видят разницы между задержкой психического развития, умственной отсталостью и психическим заболеванием. Поэтому одной из важнейших задач является привлечение родителей к активному сотрудничеству, т. к. только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается максимально помочь ребенку.

Адаптированная основная образовательная программа обсуждается и реализуется с участием родителей (законных представителей) дошкольника. В основу сотрудничества положено взаимодействие «специалисты – педагоги – родитель».

При реализации задач социально-педагогического блока, требуется тщательное планирование действий педагогов и крайняя корректность при общении с семьей.

Формы работы с родителями

  • Общие и групповые родительские собрания
  • Соревнования
  • Тематические индивидуальные консультации
  • Театрализованные представления
  • Открытые занятия
  • Выставки
  • Тренинги
  • Папки-передвижки
  • Педагогические беседы
  • Памятки
  • Досуги
  • Стенгазеты
  • Утренники
  • Анкетирование
  • Проекты

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Структура занятия

Вводная часть

Основная часть

Заключительная часть

Цель – настроить группу на совместную работу, установить контакт между участниками.

Основные процедуры работы:

-Приветствие

-Игры на развитие навыков

общения

Игры, задания, упражнения,

направленные на развитие

познавательной, эмоционально-волевой, коммуникативной

сфер, формирование

лексико-грамматических

категорий речи,

развитие связной речи

Основные процедуры:

-Игры

-Задания

-Упражнения

-Совместная

деятельность.

Цель -  создание чувства личностной значимости ребенка в своих глазах, сплоченность группы и закрепление положительных эмоций от работы на занятии.

Основные процедуры:

-Проведение общей игры

-Релаксация

-Рефлексия

Перспективный тематический план коррекционной работы

Направление

Задачи

Содержание

Развитие

внимания

1) развивать

способность к

переключению

внимания;

2) развивать

концентрацию

внимания;

3) развивать

произвольное внимание;

4) развивать объём

внимания;

- «Хлопни в ладоши, если услышишь слово,

обозначающее животное» (растения, обувь и

т.д.);

- «Встань, если услышишь слово, обозначающее

растение» (одежда, транспорт и т. д.);

- «Хлопни в ладоши, если услышишь слово,

обозначающее животное; встань, если услышишь

слово, обозначающее растение».

- «Найди отличия»,

- «Что неправильно?»,

- «Что задумал художник?»,

- «Что не дорисовано?»

- «Нарисуй 10 треугольников, закрась красным

карандашом 3 и 5 треугольники» и т. д.

- «Расставь точки на своей карточке так, как ты

видел»,

- «Найди пару», «Найди такой же».

- «Раскрась фрукты» (как только проявляется

небрежность, работа прекращается),

- «Копирование образца»,

- «Найди такой же предмет»,

- «Рисую палочки»,

- «Расставь значки»

Развитие

восприятия

1) развивать восприятие

геометрических фигур

2) развивать точность

восприятия

3) развивать

цветоразличение

4) развивать восприятие

длительности

временного интервала

5) развивать представление о частях

суток

6) развивать

представления о

временах года

7) развивать

пространственные

представления

8) развивать

наблюдательность

- «Назови фигуру»,

- «Геометрическое лото»,

- «Нарисуй фигуру, которую я назову»,

- «Закрась фигуры»,

- «Из каких фигур состоит предмет?»

(вариативность),

- «Составь целое из частей (с геометрическими

фигурами) (вариативность)»,

- «Рисование картин, состоящих из

геометрических фигур»,

- «Кто больше найдет в группе предметов

треугольной, круглой формы, в форме куба и

т.д.».

- «Дорисуй фигуры»,

- «Угадай, что хотел нарисовать художник?»

- «Радужный хоровод»,

- «Уточним цвет предметов (вариативность)»,

- «Цветное лото»,

- «Найди 5 предметов одного цвета»

(вариативность)

- «Рассматривание часов, движения секундной

стрелки»,

- «Посиди тихо и встань, когда минута

закончится (по мнению ребёнка)»,

- «Сделай за 1 минуту: разрежь бумагу на

полоски (заранее разлинованные листы бумаги,

ширина полос – 3 см; нарисуй фигуры; сложи

палочки в коробку и т.д.)».

- Беседа по картинкам (части суток),

- «Разложи картинки»,

- «Я начну, ты продолжай, дни недели называй!»,

- «Угадай время года по описанию

(вариативность)»,

- Отгадывание загадок о временах года

- Заучивание стихотворений,

- Беседа о временах года,

- «Назови время года»

- «Покажи правую, левую руку, ногу ухо и т.д.»,

- «Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед

(слева, справа, позади) мишкой? И т. д.»

- «Нарисуй в центре круг, справа треугольник и

т. д.»,

- «Расскажи, где, какая игрушка стоит?»

- «Посмотри и найди предметы круглой формы»,

- «Кто больше назовёт?»,

- «Назови все предметы, которые были

«спрятаны»

Развитие

мышления

1) развивать

мыслительные процессы:

обобщение, отвлечение,

выделение существенных

признаков

2) развивать гибкость ума

и словарный запас

3)развивать

сообразительность

- «Расставь по порядку (от самого большого к

самому маленькому и т. д.)»,

- «Четвёртый лишний»,

- «Найди отличия».

- «Назови слова, обозначающие деревья; слова,

относящиеся к спорту и т. д.»

- «Как это можно использовать?»,

- «Говори наоборот»,

- «Бывает – не бывает»,

- Загадывание загадок

Развитие

памяти

1) увеличивать объём

памяти в зрительной,

слуховой и осязательной

модальностях

2) развивать приёмы

ассоциативного и

опосредованного

запоминания предметов

в процессе игровой и

непосредственно

образовательной

деятельности

- «Посмотри внимательно на фигуру, запомни и

сделай такую же» (выкладывание из палочек

одного цвета или нескольких цветов),

- «Я положил в мешок» (первый игрок называет

слово, второй повторяет предыдущее слово и

называет своё и т д.),

- «Смотри и делай».

- «Пиктограмма» (запоминание слов и фраз),

- «Перескажи сказку (небольшой рассказ)»,

беседа по произведению с уточняющими

вопросами,

- «10 слов» (запоминание слов с использованием

смысловой системы: связывание слов в один

сюжет)

Развитие

воображения и

творческих

способностей

1) развивать

воображение и

творческие способности

- «Пантомима» (изобразить жестами, мимикой

какой – либо предмет),

- «Дорисуй»,

- «Рисование по точкам»,

- «Комбинирование» (рисование или

конструирование предметов из геометрических

фигур),

- «Что будет, если …»

Развитие мелкой

моторики  пальцев рук

1) развивать мелкую

моторику пальцев рук

- Комплекс № 1 (гимнастический): выпрямление

кисти, сжимание пальцев, присоединение

пальцев друг к другу и т. д.

- Комплекс № 2 (рисуночный): «Обведи контур»,

«Угадай, кто я», «Самолёты за облаками» и т. д.

- Комплекс № 3 (развитие мелкой моторики пальцев рук): «Гребешок», «Лесенка», «Бег», «Колечки» и т.д.

Комплекс игр и упражнений:

Развитие внимания

1. «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное» заяц, дерево, печка, стул, пирог, машина, кот, сапоги, ляля, доска, волк, медведь, попугай, хобот,слон, обезьяна, корова, лось, цыпленок, аист, коза, страус.

1.1 «Встань, если услышишь слово, обозначающее растение»

печка, стул, пирог, машина, кот, сапоги, ляля, доска, волк, медведь, попугай, хобот, слон, обезьяна, корова, лось, цыпленок, кактус, соболь, груша, цветок, береза, верба, дедушка, платье,

малыш, сирень, гвоздика, трава, листок, вода, лягушка, яблоко, каравай, лилия, куст, пальма.

1.2 «Хлопни в ладоши, если услышишь слово, обозначающее животное; встань, если услышишь слово, обозначающее растение».

заяц, дерево, печка, стул, пирог, машина, кот, сапоги, ляля, доска, волк, медведь, попугай, хобот, слон, обезьяна, корова, лось, цыпленок, кактус, соболь, груша, цветок, береза, верба, дедушка, платье, малыш, сирень, гвоздика, трава, листок, вода, лягушка, яблоко, каравай, лилия, куст,

пальма, аист, коза, страус.

2. «Найди отличия».

Серия сюжетных картинок. Взрослый показывает карточки с двумя разными изображениями.

Например, птица и карандаш и дети должны назвать что изображено и в чем отличие, (живое, неживое, съедобное или нет и т.д)

3. «Что неправильно?»

Взрослый называет предложения, а дети должны оценить и сказать что неправильно. Если они согласны, то хлопают в ладоши, если нет, то топают ногами.

Саша навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее.

У собаки сиреневый хвост.

Лене очень нравиться Сережа поэтому она его бьет.

Все дети любят конфеты.

Завтра Новый год.

В саду сегодня выпал снег

Все дети любят свою маму.

Снег сиреневый.

Мама не любит мороженное.

Земля плоская.

Весной не цветут цветы.

Мультфильм попугай Кеша.

В гостях у простоквашки. (простоквашино)

Жили у бабуси два веселых кролика.

Папа может все что угодно.

Кошка размером с человека.

Солнышко на земле, а море в небе.

4. «Что задумал художник?»

Педагог раздает детям недорисованные картинки сказочного леса с деревьями, кустами. Затем детям предлагается дорисовать рисунки и рассказать каждому про свой лес.

5. «Что не дорисовано?»

Педагог раздает каждому ребенку рисунок на котором не хватает какого то элемента и просит детей дорисовать не достающий элемент: чайник без ручки, петух без хвоста, зонт без трости,

лиса без лапы

6. «Нарисуй 10 треугольников, закрась красным карандашом 3й и 5й треугольники»

7. «Расставь точки на своей карточке так, как ты видел»

Педагог раздает каждому ребенку квадраты, разделенные на четыре каждый и просит повторить рисунок точек, предварительно показав их детям.

8. «Найди пару», «Найди такой же». - дидактическая игра с использованием стимульного материала в виде карточек с изображением одинаковых и различающихся предметов, овощей и фруктов или животных.

9. «Раскрась фрукт» (как только проявляется небрежность, работа прекращается)

Детям дают картинки с черно-белыми изображениями овощей и фруктов и предлагают раскрасить только фрукт соответствующим цветом.

10. «Копирование образца»

Детям предлагается составить дорожку или узор из фигур, начинают с 3-4 элементов, когда каждый ребенок освоиться с таким заданием, усложняют, добавляя еще детали. Далее нужно

попросить детей посмотреть узор, отвернуться. Педагог изменяет узор и просит восстановить его.

Усложненный вариант: уберите дорожку с поля зрения, и предложить выложить повторно.

11. «Найди такой же предмет»

На столе лежат вырезанные из картона рисунки на одном из которых нарисованы круг, на другом квадрат, треугольник и т.д. детям предлагается найти пару.

12. «Рисую палочки»

Педагог дает ребенку лист бумаги и кисточку и просит нарисовать свое настроение с помощью разноцветных палочек. Затем просит нарисовать настроение мамы, папы, кошки и т.д.

13. «Расставь значки»

Педагог раздает каждому ребенку лист в клеточку и просит повторить рисунок значков в каждой клеточке по предъявленному образцу, можно усложнить, дав задание воспроизвести по памяти.

Развитие восприятия

1.«Назови фигуру»

Взрослый предъявляет разные геометрические фигуры и просит их назвать какая форма, цвет и размер, просит разложить образцы по цвету и форме.

1.1 «Геометрическое лото» - дидактическая игра собирание геометрических фигур из частей

1.2«Нарисуй фигуру, которую я назову»,

1.3 «Закрась фигуры»

Ребенку показывают карточку с изображением на ней геометрические фигуры различных размеров. Затем, ему дают задание соединить похожие фигуры стрелками и закрасить самую большую и самую маленькую.

2.«Из каких фигур состоит предмет?» (вариативность),

Детям показывают куб, параллелограмм и цилиндр и просят предложить варианты геометрических фигур, из которых состоят объемные фигуры

3.«Составь целое из частей (с геометрическими фигурами) (вариативность)»

Педагог показывает бумагу: «Посмотрите, у меня один большой лист бумаги. (Раздает каждому по такому же листу.) У вас такие же листы. Сейчас будет много маленьких листочков.

(Отрывает кусочки и кладет их на поднос, берет глину.) Это большой кусок глины. (Раздает такие же детям. Щепотью отрывает маленькие кусочки глины и кладет их на поднос.

Предлагает детям повторить действия.) Теперь у меня будет один большой кусок глины. (Сминает все кусочки.) Сделайте один кусок глины». Дети подражают действиям взрослого.

4.«Рисование картин, состоящих из геометрических фигур»

4.1«Кто больше найдет в группе предметов треугольной, круглой формы, в форме куба и т.д.».

5.«Дорисуй фигуры»

Педагог раздает детям изображение не дорисованных геометрических фигур и просит сначала назвать их, а затем дорисовать эти фигуры

6.«Угадай, что хотел нарисовать художник?»

Педагог раздает каждому ребенку рисунок на котором не хватает какого-то элемента и просит детей дорисовать не достающий элемент: бабочка без крылышка, ножницы без ручки, дерево без листьев, цветок без лепестков и т.д.

7.«Радужный хоровод»

Педагог демонстрирует волшебную игру красок обучая детей смешивать цвета, просит нарисовать вместе с ним радугу. "Каждый (красный) охотник (оранжевый), желает (желтый) знать (зеленый)знать где (голубой) сидит (сидит) фазан (фиолетовый).

8.«Уточним цвет предметов (вариативность)»

Педагог демонстрирует цветные предметы разной формы и величины и просит детей назвать предмет и форму, цвет и найти еще предметы такого же цвета в кабинете.

9.«Цветное лото» дидактическая игра выкладывание узоров одного цвета, можно использовать мозаику.

10.«Найди 5 предметов одного цвета» (вариативность).

Педагог просит детей найти пять предметов вокруг себя одинакового цвета и изобразить один из них на листе бумаги карандашом такого же цвета.

11. «Рассматривание часов, движения секундной стрелки»

12.«Посиди тихо и встань, когда минута закончится (по мнению ребёнка)»- упражнение на восприятие пространства и времени.

13. «Сделай за 1 минуту: разрежь бумагу на полоски (заранее разлинованные листы бумаги, ширина полос – 3 см; нарисуй фигуры; сложи палочки в коробку и т.д.)».

14.Беседа по картинкам (части суток)- дидактические картинки по времени день, ночь, утро- вечер.

15.«Разложи картинки»

Детям предлагается разложить картинки по временам года, и по временам суток.

16. «Я начну, ты продолжай, дни недели называй!»

Изучение дней неделей, сколько дней в неделе, месяце сколько месяцев в году.

17.«Угадай время года по описанию (вариативность)»

Педагог предъявляет картинки времена года и просит рассказать что изображено, затем раздает точно такие же "поломанные картинки" и просит их собрать

18. Отгадывание загадок о временах года

Листья клена пожелтели.

В страны юга улетели

Быстрокрылые стрижи.

Что за месяц,

Подскажи!

Ответ: Август

* * *

Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой

Взмахнет,

В лесу подснежник

Расцветет.

Ответ: Весна

Ежегодно приходят к нам в гости:

Один седой, другой молодой,

Третий скачет, а четвёртый плачет.

Ответ: Времена года

* * *

Ежегодно приходят к нам в гости:

Один седой, другой молодой,

Третий скачет, а четвертый плачет.

Ответ: Времена года

* * *

Выросло дерево от земли до неба.

На этом дереве двенадцать сучков.

На каждом сучке по четыре гнезда.

В каждом гнезде по семь яиц.

А седьмое - красное.

Ответ: Год, месяцы, недели, дни

* * *

У меня есть дерево,

На нем двенадцать веток;

На каждой ветке тридцать листьев;

Одна сторона у листа черная,

Другая - белая.

Ответ: Год, месяцы, дни, ночи

* * *

Солнце печет,

Липа цветет.

Рожь колосится,

Золотится пшеница.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Ответ: Лето

***

Двенадцать братьев,

Ни отца, ни матери.

Друг за другом ходят,

А в гости не заходят.

(месяцы)

19.Заучивание стихотворений

Придумала мать дочерям имена,

Вот Лето и Осень, Зима и Весна.

Приходит Весна – зеленеют леса,

И птичьи повсюду звенят голоса.

А Лето пришло – всё под солнцем цветёт,

И спелые ягоды просятся в рот.

Нам щедрая Осень приносит плоды,

Дают урожаи поля и сады.

Зима засыпает снегами поля.

Зимой отдыхает и дремлет земля.

***

Зима приходит ненароком,

По всем статьям беря свое.

Она должна уж быть по срокам,

А вот, поди ж ты, – нет ее!

И вдруг, однажды, спозаранку,

Взглянул в оконное стекло

И видишь «скатерть-самобранку» –

Везде, вокруг, белым-бело…

Весна приходит постепенно:

В полях неслышно тает снег,

Побег из ледяного плена

Готовят тайно воды рек.

Уж по ночам не те морозы,

И вот уже летит скворец

В свой домик на стволе березы…

Пришла Весна. Зиме конец!

А за Весной приходит Лето,

За Летом Осень в свой черед,

И вновь Зима. И снова где-то

Весна торопится в поход.

20.Беседа о временах года

Вопросы: Какие времена года вы знаете? Когда на улице падает снег? Когда на деревьях

распускаются почки? в какое время года ласточки улетают на юг?

21.«Назови время года»

Дидактическая игра время года.

Солнце печет,

Липа цветет.

Рожь колосится,

Золотится пшеница.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

Ответ: Лето

22.«Покажи правую, левую руку, ногу ухо и т.д.»,

23. «Где сидит мишка? Какая игрушка стоит перед (слева, справа, позади) мишкой?»

24. «Нарисуй в центре круг, справа треугольник и т. д.»,

25. «Расскажи, где, какая игрушка стоит?»

26. «Посмотри и найди предметы круглой формы»,

27. «Кто больше назовёт?»

Педагог предлагает назвать предметы справа и слева от себя, рассказать какой они формы и цвета, сколько их.

28. «Назови все предметы, которые были «спрятаны»

Педагог выкладывает перед детьми группу предметов, например, овощей из пластика, дети называют эти овощи, затем педагог просит закрыть детей газа, а сам в это время прячет часть предметов, по команде открывают глаза и говорят, чего не стало.

Развитие мышления

1.«Расставь по порядку (от самого большого к самому маленькому и т. д.)» использование матрешек, кубиков, пирамидок и геометрических фигур.

2. «Четвёртый лишний» - дидактическая игра с картинками

3. «Найди отличия» Серия сюжетных картинок. Взрослый показывает карточки с двумя одинаковыми изображениями,

с незначительными отличиями и затем разные изображения предметов. Например, птица и карандаш и дети должны назвать что изображено и в чем отличие. (живое, не живое, съедобное

или нет и т.д)

4.«Назови слова, обозначающие деревья; слова, относящиеся к спорту и т. д.»

4.1 «Как это можно использовать?» педагог представляет детям спортивный инвентарь, или предмет домашнего обихода (ведро, посуда, лопата, кегля, мяч)

5.«Говори наоборот»

Мама-амам, брат-тарб, дерево-оверед, сова-авос, кот-ток, сокол-локос, колос-солок, дом-мод и т.д.

6.«Бывает – не бывает»

Лягушка зеленого цвета

Попугай без крыльев

Тетрадь без листов

Кружка без ручки

Снег летом

Желтые цветы в зимнем лесу и т.д.

7. Загадывание загадок.

Два соседа непоседы

День - на работе

Ночь на отдыхе (Глаза)

***

Всегда во рту, а не проглотишь (Язык)

***

Согнут калачом,

Укусить нельзя

И пройти нельзя (замок)

***

Четыре брата по одной дороге бегут, а друг друга не догонят (Колеса)

***

Ни глаз, ни ушей, а ходить помогает (палка-трость)

***

Что дороже денег? (здоровье)

***

Упадет по скачет, ударишь - не поплачет (мяч)

***

Пляшет крошка, всего одна ножка (юла)

Развитие памяти

1.«Посмотри внимательно на фигуру, запомни и сделай такую же» (выкладывание из палочек одного цвета или нескольких цветов),

Педагог раздает каждому ребенку по коробке палочек (спичек). и совместно с детьми выкладывает из спичек окно, буквы, дверь, дом. Когда ребята освоят можно усложнить задание дав

его на время кто быстрее.

2. «Я положил в мешок» (первый игрок называет слово, второй повторяет предыдущее слово иназывает своё и т д.),

3.«Смотри и делай».

  • Педагог показывает детям картинки и быстро их убирает. Дети должны по памяти назвать, что видели.
  • Несколько раз ударяют в ладоши или карандашом о стол. Дети должен сказать сколько раз.
  • Производится ритмичный стук (палочкой о стол). От воспитанников требуется повторить его.
  • Проделывается какое-нибудь движение. Дети по памяти должен его повторить.
  • Дети завязывают глаза, педагог прикасается к нему. Дети должен определить, сколько раз к нему прикасались.

4.«Пиктограмма» (запоминание слов) Сейчас Вам будут названы слова, которые необходимо воспроизвести. Для запоминания к каждому слову вы должны сделать несложный рисунок, который поможет вспомнить исходное слово. Вы должны нарисовать не само понятие, а предмет или действие, которые напоминает о нем. Качество рисунка значения не имеет.

Дерево, кукла, вилка, цветок, телефон, стакан, птица, пальто, лампочка, картинка, человек, книга.

5.«Перескажи сказку (небольшой рассказ)», беседа по произведению с уточняющими вопросами

Сказка "Мальчик ябеда"

В одной из групп детского сада, где было много хороших игрушек и дружных ребят, произошла вот какая история. В группу ходило много ребят, и все они были добрые, веселые и вежливые. И был среди них один мальчик, с виду похожий на остальных. Родители звали его Колей, а дети прозвали Ябедой.

Он почти не играл, а только смотрел, где кто взял что-нибудь без спроса или толкнул кого-нибудь, и сразу бежал к воспитательнице и рассказывал ей об этом. Он ждал, что его похвалят, но этого не происходило. Воспитательница даже ругала его. Но Коля не понимал, почему так происходит, и продолжал ябедничать, каждый раз думая, что теперь уж обязательно похвалят.

Дети не любили его и отказывались с ним играть. А как-то раз они решили, что не будут с ним разговаривать, а играть станут так, чтобы ему было не видно. Так они и сделали, и мальчику

совсем стало скучно. Он не знал, что делать и чем заняться, что рассказать воспитателю. Он даже заплакал, и никто его не пожалел. Обсуждение сказки: Что каждый из вас понял? Почему мальчика прозвали ябеда?

6.«10 слов» (запоминание слов с использованием смысловой системы: связывание слов в один сюжет)

Запомните слова и придумайте рассказ: торт, день рождения, веселый праздник, шарики, подарок, гости, веселье, улыбка.

Развитие воображения и творческих способностей

1.«Пантомима» (изобразить жестами, мимикой какой – либо предмет)

Очень худой ребенок. Ребенок плохо ест. Он стал очень худым и слабым, даже муравей может повалить его с ног. Это кто там печально идет? И печальную песню поет?

Муравей пробежал, Повалил его с ног,

И вот он лежит одинок, Муравей повалил его с ног.

Митя из дому шел, До калитки дошел,

Но дальше идти он не смог!

Он каши, он каши, он каши не ел,

Худел, худел, болел, слабел!

И вот он лежит одинок,

Муравей повалил его с ног

2.«Дорисуй»

Педагог раздает детям недорисованные картинки посуды или фруктов.

3.«Рисование по точкам»

4.«Комбинирование» (рисование или конструирование предметов из геометрических фигур)

5.«Что будет, если …»

Летом выпадет снег... Солнце не будет греть…Звезды перестанут светить…

Мороженое положить в духовку…

Смешать краски разных цветов... и т.д.

Развитие мелкой моторики пальцев рук

- Комплекс № 1 (гимнастический): выпрямление кисти, сжимание пальцев, присоединение

пальцев друг к другу и т. д.

1. Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сжимать их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой.

2. Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой.

3. Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний – к указательному

- Комплекс № 2 (рисуночный): «Обведи контур», «Угадай, кто я», «Самолёты за облаками» и т. д.

1. Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. Затем - двумя руками одновременно.

2. Положить руки ладонями вверх. Ребенок поднимает по одному пальцы сначала на одной руке, потом на другой. Повторять это упражнение в обратном порядке

3. Ладони лежат на столе. Ребенок поочередно поднимает пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.

- Комплекс № 3 (развитие мелкой моторики пальцев рук): «Гребешок», «Лесенка», «Бег» и т.д.

 «Гребешок» Пальцы сцепить в замок. Концы пальцев правой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладони левой руки, прогибая ее так, что пальцы левой руки встают, как петушиный гребень. Затем на тыльную сторону правой руки нажимают пальцы левой - и в петушиный гребешок превращаются пальцы правой руки.

«Бег» Указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные пальцы прижаты к ладони. Переставляя пальцами, человечек бежит к противоположному краю стола. То же упражнение для указательного и безымянного пальцев.

«Лесенка» Покажите ребенку такое упражнение: быстро касаться кончиками пальцев большого пальца. В одну сторону, начиная с мизинца, и в другую сторону – с указательного пальца. На одной руке, на другой, на обеих сразу.

Список литературы

Нормативная база:

1. Конституция Российской Федерации;

2. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273;

3. ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 №181-ФЗ

(последняя редакция);

4. «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей»;

5. «Конвенция ООН о правах ребёнка»;

6. «Декларация прав ребёнка»;

7. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении Порядка организации и

осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным

программам – образовательным программам дошкольного образования» от 30.08.2013 №1014;

8. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;

9. СанПиН 2.4.1.3049-13 от 30.07.2013 г.

10. Диагностика межличностных отношений дошкольников (метод «Социометрия») по Е.О.

Смирновой

Методическая литература:

1. Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с

тяжелыми нарушениями речи (под ред. Проф. Л.В. Лопатиной)

2. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей/Под ред. К.С.

Лебединской. М. 1982

3. Азова Е.А., Чернова О.О. Домашняя логопедическая тетрадь для детей 5-7 лет. Учим звуки. – М. Сфера, 2010

4. Бардышева Т.Ю. Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей с ОНР. - М.:

Скрипторий 2003, 2015

5. Безрукова О.А., Каленкова О.Н., Методика определения уровня речевого развития детей

дошкольного возраста. – М.: Русская Речь, 2010

6. Бойков Д.И., Бойкова С.В. Учимся дружить. Развиваем навыки коммуникации у детей 5-7 лет

7. Борякова Н.Ю., Соболева А.В., Ткачёва А.В. Практикум по развитию мыслительной

деятельности у дошкольников. М. «Гном-Пресс», 1999

8. Детство: Программа развития и воспитания в детском саду / Под ред. Т.И. Бабаева, А.Г.

Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014

9. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения /Под ред. С.Г. Шевченко

10. Диагностика межличностных отношений дошкольников (метод «Социометрия») по Е.О.

Смирновой

11. Зарин А. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка с проблемами в

развитии

12. Иванова С.Н. Диагностика и коррекция цветом и рисунком

13. Иванова Е.В., Мищенко Г.В. Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей с

ограниченными возможностями здоровья

14. Иншакова О.Б.: Альбом для логопеда

15. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника

16. Колесникова Е.В. Я считаю до десяти. Математика для детей 5-7 лет

17. Комарова Л.А. Автоматизация звуков в игровых упражнениях

18. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / под науч. ред. проф. Л.М.

Шипицыной

19. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Автоматизация звуков у детей

20. Коренева Т.Ф. Музыка, движение, здоровье// Дети – музыка – фантазия / Под ред.

С.И.Мерзляковой. М., 1998

21. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – М:

Издательский дом «Цветной мир» 2017. -7 изд. перераб. и доп.

22. Маркова Л.С. Организация коррекционно-развивающего обучения дошкольников с задержкой психического развития. М., 2002

23. Методика изучения эмоционального состояния самочувствия ребенка в детском саду (по

Кучеровой Е.В.) (тесты «Несуществующее животное», «Автопортрет»)

24. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет. – М.,2010

25. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 с ЗПР. – М., 2010

26. Морозова И.А., Пушкарёва М.А. Рабочая тетрадь дошкольника. Прописи. Готовимся к письму. Развитие элементарных математических представлений.

27. Нищева Н.И., Занимаемся вместе

28. Нищева Н.И., Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи

(общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет

29. Осокина Т.П. Обучение плаванию в детском саду,1985 г.

30. Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. Экспресс-диагностика в детском саду

31. Пилипко Н.В. Приглашение в мир общения

32. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Истоки» /под ред. Л.А. Парамоновой. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ТЦ Сфера, 2013.

33. Программа воспитания и обучения в детском саду От рождения до школы/под ред.Вераксы Н.Е., комаровой Т.С., Васильевой М.А.-2-е изд., исп. и доп.-М.МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2011.

34. Протченко Т.А. Обучение плаванию детей от 2 до 7 лет. М., Айрис пресс, 2003 г.

35. Протченко Т.А. Семенов Ю.А., Обучение плаванию дошкольников и младших школьников. М., Айрис, 2003 г.

36. Протченко Т.А. Повышение эффективности обучения плаванию дошкольников,1987 г.

37. Психология дошкольника: Хрестоматия/Сост. Г.А. Урунтаева

38. Радынова О.П. Музыкальные шедевры: Авторская программа и методические рекомендации. М., 2009

39. Развивающие занятия в детском саду с детьми 6-7 лет/под ред. Парамоновой Л.А.-М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015

40. Семаго Н. Я. Семаго М. М., Диагностический альбом для оценки развития познавательной

деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст

41. Строева И.А. Обучение прикладному плаванию младших школьников. ТЦ Сфера,1975 г.

42. Тарасова К.В., Нестеренко Т.В., Рубан Т.Г. Гармония: Программа развития музыкальности у детей. М., 1993

43. Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания для детей 5-7 лет с ОНР

44. Трубникова М.А. Играем в оркестре по слуху. М., 1994

45. Развитие речи детей 5-7 лет.-3-е изд. дополн./под ред. Ушаковой О.С. М.: ТЦ Сфера, 2017

46. Федорова Л.И. Учимся общаться

47. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. и др. Программы дошкольных образовательных

учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи

48. Фипсок Я.П. Плавание для всех.1979 г.

49. Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятия в старшей группе

50. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. М.: «Школьная Пресса», 2003

51. Шипицына Л.М. Азбука общения (основы коммуникации)

Дополнительная литература:

1. Бабкина Н.В. «Общие рекомендации по оценке готовности к школе детей с ЗПР», ж-л «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» № 5 -2007, стр.62

2. Гарбер Е.И. О природе психики.- М.: Школа-Пресс 1, 2001;

3. Жукова И.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития у дошкольников . -М., 1990.

4. Забрамная С. Д. От диагностики к развитию. М., 1998;

5. Забрамная С.Д., Боровик О.В. «Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей»;

6. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста./Под ред. Шипицыной Л. М. СПб., 2005;

7. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры для детей. С.П.6 Литера, 2005

8. Наревская И.Н.,Сабирова Н.Г., Куранова Н.А., Нурмухаметова Н.С. Профилактика нарушений в поведении дошкольников: материалы для диагностики и коррекционной работы в ДОУ - М.: АРКТИ,2010;

9. Ничипарюк Е.А. Содержание и организация диагностической работы в ДОУ (методические

рекомендации). Ростов н/Д,2002г.;

10. Программа воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития/ Л.Б.Баряева, И.Г. Вечканова, О.П. Гаврилушкина. - Спб.: ЦДК 2010

11. Савельева Н. Настольная книга педагога-психолога ДОУ. Ростов н/Д: Феникс,2004;

12. Семаго Н. Я., М. М.Семаго. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работыпсихолога. - М., 2001;

13. Швайко Г.С. Игровые упражнения для развития речи. - М.: Просвещение, 1988

14. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога. Ростов - на - Дону.,2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата

В материале представлен фрагмент адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями...

Программа адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе ФГОС дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи

Министерством образования Российской Федерации определены основные подходы к созданию системы помощи детям с проблемами в развитии на основании Конвенции ООН «О правах ребѐнка», Закона РФ ...

Методические рекомендации к написанию АООП дошкольного образования дошкольников с ОВЗ

Методические рекомендации разработаны к совещанию учителей -логопедов и старших воспитателей города Кузнецка от 30.10.19....

ПРОГРАММА "АООП дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи"

ПРОГРАММА "Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи"....

АООП ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ФГОС ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

Данная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования( далее - АООП)  детей с расстройствами аутистического спектра (далее - РАС) – это образовательная программа,...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (РАС)

Адаптированная образовательная программа (АОП) дошкольного образования детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) – это образовательная программа, адаптированная для этой категории дете...

Адаптированная основная образовательная программа (АООП) дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи

Адаптированная основная образовательная  программа (АООП) дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи...